Моделирование цифровой образовательной среды как единого пространства коммуникации и развития школы

Обновлено: 04.07.2024

Содержимое разработки

Грицюк Наталья Владимировна

учителя информатики первой категории

Давно прошли те времена, когда педагог использовал цифровые технологии и ресурсы на уроках эпизодически и только для выполнения определенных учебных задач. В настоящее время есть потребность и возможность использовать цифровые технологии систематически. Поэтому каждый учитель может и должен принимать активное участие в формировании цифровой образовательной среды в школе.

Информационный мир, Интернет — это уже неотъемлемая часть окружающего нас мира. Младшие школьники, приходящие в образовательное учреждение из разных семей, с разным уровнем доходов и цифровой грамотности, в любом случае уже имеют пусть минимальное, но представление о сети Интернет, умеют пользоваться различными гаджетами. И очень важно, чтобы уже в младших классах учащиеся попадали в мир доступной для всех информационной образовательной среды. Одной из главнейших задач для образования становится воспитание ученика, осознающего ценность именно образования посредством Интернета и коммуникаций, а не проведения досуга. Необходимо как можно раньше научить школьников учиться и развиваться в глобальной коммуникационной среде. Для детей, рожденных и живущих в век цифровой эпохи, Интернет стал привычной средой обитания, поэтому отрыв средств обучения от цифровых технологий, скорее всего, приведет к снижению мотивации в обучении и к низким учебным результатам.

В связи с этим, формирование Цифровой Образовательной Среды в образовательной организации — это уже насущная и созревшая необходимость. В рамках ФГОС школа должна подготовить всесторонне развитого выпускника, обладающего набором необходимых компетенций и готового продолжить свое образование в высокоразвитом информационном мире.

ЦОР ОО — это совокупность средств ИКТ-инструментов, которые должны использоваться постоянно и соответствовать всем требованиям ФГОС к формированию условий реализации всех образовательных программ. Кроме этого, Цифровая Образовательная Среда должна быть единым пространством для коммуникации между всеми участниками образовательного процесса — администрацией школы, учителями, учащимися и родителями. Таким образом, ЦОС ОО — это управляемая и непрерывно развивающаяся система эффективного предоставления цифровых информационных и коммуникационных услуг.

Основные проектные действия:

1. Организационная работа по обеспечению доступности средств ИКТ в образовательной деятельности (электронные учебники, электронное портфолио, сайт школы с обратной связью, проведение вебинаров и мастер-классов).

2. Применение ИКТ в организации для эффективного взаимодействия в воспитательной системе школы, в работе с семьёй (школьный сайт, мобильные информационные системы, сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса, видеонаблюдение, дистанционные проекты с ОУ других регионов, интернет-квесты, виртуальные родительские собрания).

3. Работа по совершенствованию организации питания школьников, установка дополнительного программного обеспечения для введения безналичной оплаты в школьной столовой .

4. Автоматизированная система контроля доступа (совершенствование системы видеонаблюдения), установка дополнительных внешних и внутренних видео камер.

Ожидаемые результаты выполнения проекта: расширение единой образовательной информационной среды в учебной, педагогической и управленческой деятельности школы, где ведущую роль играют информационно-коммуникационные технологии.

Мне, как учителю информатики, обладающему большим опытом работы с ПК и интернет-платформами, было поручено разработать концепцию ЦОС школы и технически воплотить ее в жизнь:

создать электронный Дневник (Журнал, Календарь);

зарегистрировать на этом портале всех педагогов, учащихся и родителей;

сделать дерево каталогов в локальной сети более удобным и простым в использовании.

Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов к условиям реализации образовательной программы, ЦОС ОО должна в себя включать:

Однако локальная сеть недоступна для работы с материалами вне стен учебного учреждения, поэтому все материалы продублированы на Google -облако. Следует отметить, что в нем размещены только авторские ЦОР, авторские научно-исследовательские работы учащихся, авторские статьи и наработки педагогов школы.

Формирование ЦОС в каждой образовательной организации — процесс уникальный и должен принимать во внимание множество ключевых аспектов:

Есть ли возможность внедрения ИКТ в практику обучения по всем учебным предметам. В нашей школе 90% предметов обеспечены цифровыми образовательными ресурсами. Пришли мы к этому постепенно:

2008 год – Программа информатизации (перестройка информационной среды школы как компонента глобального информационно-образовательного пространства);

2012-2013 гг. - Ресурсный центр по проблеме информатизации образования;

Более 80 компьютеров, объединенных в школьную локальную сеть с выходом в интернет (100 % обеспеченность учебных кабинетов, администрации и служб);

Точки доступа к сети интернет;

2 компьютерных класса;

Мобильный класс (12 нетбуков с установленным ПО для проведения опросов, аудирования, работы на образовательных платформах в сети интернет);

Презентационные комплексы (проектор + интерактивная доска (экран, панель) – 100% обеспеченность учебных кабинетов;

Актовый зал (современное цифровое оборудование, 3 D -проектор, киноэкран);

АРМы в кабинетах администраторов, специалистов, в спортзалах;

Библиотека – презентационный комплекс, АРМы.

Формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации — насущная необходимость, поскольку школа несет особую миссию, которая заключается подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций и компетентностей, готового к продолжению образования в высокоразвитом информационном обществе.

Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию условий реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, способствует достижению обучающимися планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов обучения.

Кроме того, цифровая образовательная среда образовательной организации должна стать единым пространством коммуникации для всех участников образовательных отношений, действенным инструментом управления качеством реализации образовательных программ, работой педагогического коллектива.

Таким образом, цифровая образовательная среда образовательной организации (ЦОС ОО) — это управляемая и динамично развивающаяся с учетом современных тенденций модернизации образования система эффективного и комфортного предоставления информационных и коммуникационных услуг, цифровых инструментов объектам процесса обучения.

Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов к условиям реализации образовательной программы, ЦОС ОО включает в себя:

  • эффективное управление образовательной организацией с использованием современных цифровых инструментов, современных механизмов финансирования;
  • информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой;
  • размещение продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;
  • проектирование и организацию индивидуальной и групповой деятельности, организацию своего времени с использованием ИКТ;
  • планирование учебного процесса, фиксирование его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);
  • обеспечение доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам сети Интернет, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;
  • планирование учебного процесса, фиксацию его динамики, промежуточных и итоговых результатов.

Исходя из этого ЦОС ОО — это комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Основными структурными компонентам ЦОС ОО в соответствии с требованиями ФГОС являются:

  • техническое обеспечение;
  • программные инструменты;
  • обеспечение технической, методической и организационной поддержки;
  • отображение образовательного процесса в информационной среде;
  • компоненты на бумажных носителях;
  • компоненты на CD и DVD.

ЦОС ОО должна обеспечить решение следующий задач:

  • информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
  • планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
  • мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
  • современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
  • дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;
  • дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Формирование ЦОС в каждой образовательной организации — процесс уникальный и должен учитывать множество факторов. При формировании ЦОС в образовательной организации следует принять во внимание ряд ключевых аспектов:

  • уровень сформированности ИКТ-компетенции педагогов ОО;
  • возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику преподавания всех учебных предметов;
  • возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность воспитательной службы ОО и служб сопровождения;
  • обеспеченность ОО необходимым оборудованием;
  • условия для практического применения компьютерной техники и иных цифровых инструментов всеми участниками образовательных отношений;
  • возможность открытого доступа к информационным каналам локальной внутренней сети, глобальной сети Интернет и к ресурсам медиатек;
  • непрерывность развития технической инфраструктуры цифровой образовательной среды.

В процессе формирования цифровой образовательной среды образовательной организации можно выделить несколько этапов:

  1. Организационный этап:
  • Производится оценка соответствия имеющейся материально-технической базы требованиям ФГОС.
  • Планирование пополнения материально-технической базы.
  • Планирование обучения коллектива школы.
  • Анализ уровня ИКТ – компетентности педагогов.
  • Разработка локальных актов.
  • Выбор программного обеспечения для формирования ЦОС наиболее подходящего для данных условий.
  1. Этап формирования ЦОС:
  • Создание службы методического и технического сопровождения ЦОС.
  • Формирование материально-технической базы.
  • Обучение персонала.
  • Формирование единого информационного пространства в школе.
  • Обеспечение информационной безопасности в ЦОС школы
  • Привлечение родителей и обучающихся к работе с отдельными компонентами ЦОС школы.
  1. Аналитический этап:
  • Оценка соответствия сформированной ЦОС требованиям ФГОС
  • Внесение изменений в планирование формирования ЦОС.

При выборе программного обеспечения для формирования ЦОС ОО и разработке локальных актов, регламентирующих ее работу, необходимо руководствоваться следующими документами:

Исходя из экономической целесообразности, а также во исполнение указа президента РФ “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” от 7 мая 2018 г. № 204, можно сделать вывод о том, что в основу функционирования цифровой образовательной среды образовательной организации следует положить работу со свободно-распространяемым и отечественным программным обеспечением.

На основе требований федеральных государственных образовательных стандартов и учета специфики работы образовательных организаций можно выделить следующие основные компоненты ЦОС:

Таблица 1. Основные компоненты ЦОС образовательной организации

в соответствии с требованиями ФГОС

Важным критерием при формировании ЦОС является доступ ко всем сервисам через браузер и мультиплатформенность используемых инструментов, что обеспечивает гибкость настройки, мобильность и удобство в работы для всех участников образовательного процесса.

Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации позволит обеспечить модернизацию образовательного процесса, внедрить в педагогическую практику технологии электронного обучения, модели смешанного обучения, автоматизирует процессы управления качеством образования, формирование у школьников навыков обучения в цифровом мире, умению создавать цифровые проекты для своей будущей профессии, присутствие в образовательной организации в сети Интернет.

Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации — это смелый шаг к проектированию “Цифровой школы”, “Современной цифровой образовательной среды”, о которых говорит Государственная программа Российской Федерации “Развитие образования”, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642.


Современное образование с каждым днём всё настойчивее требует активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в управленческой, воспитательно-образовательной, финансовой деятельности школы [6].

Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, ученики и их родители. Практически все участники образовательного процесса объединены между собой соответствующими информационными потоками.

Единое образовательно-информационное пространство школы — это система,

· включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы;

· обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен;

· предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения [7].

Анализ литературы по теме исследования, позволяет сделать вывод, что создание информационного пространства школы предполагает процесс перевода управленческой, финансовой, воспитательно-образовательной деятельности школы на стандартизированные компьютерные программы в рамках всей школы в целях упорядочения поступающей, исходящей и текущей информации, а также в целях образования. Это становится необходимостью по нескольким причинам:

· стремительный рост информационных потоков;

· невозможность принятия оптимальных управленческих решений в современной ситуации при стандартной механической обработке данных;

· работа школы в инновационном режиме требует оперативного многократного анализа ситуации в целях своевременной корректировки возникающих сбоев;

· требования вышестоящих организаций подавать отчёты только в электронном виде с соблюдением нормативных требований [1].

Изученные методические и научные труды по проблеме исследования позволили нам определить уровни единого информационного пространства образовательного учреждения:

Уровни единого информационного образовательного пространства школы.

Единое информационное пространство школы

Уровень администрации

Уровень преподавателя

Уровень ученика

На данном уровне происходит:

· разработка стратегии применения компьютерной техники;

· материально–техническое оснащение образовательного учреждения;

· подготовка кадров и создание мотивации использования информационно–коммуникационных технологий;

· создание автоматизированных рабочих мест администратора и учителя;

· составление оптимального расписания, позволяющего максимально эффективно использовать имеющуюся компьютерную технику;

· развитие информационных ресурсов и их содержательное наполнение;

· создание условий для использования возможностей информационных коммуникаций и ресурсов компьютерных сетей для учебно-воспитательного процесса;

· создание нормативно–организационной структуры обеспечивающей эффективное взаимодействие пользователей в условиях информационной среды.

На данном уровне происходит:

· разработка и подбор методик использования новых информационных технологий на занятиях;

· создание банка обучающих и контролирующих программ по учебному предмету;

· создание банка учебных задач, способных расширить возможность выбора;

· создание условий для самостоятельной деятельности учащихся с использованием возможностей информационно–коммуникационных технологий.

На данном уровне происходит доступ к информации, банкам знаний, дистанционным ресурсам необходимым ученику для учебной и внеурочной деятельности и получения дополнительного образования.

Несмотря на это, содержательное наполнение информационного пространства образовательного учреждения в любом ее сегменте всегда было, есть и будет – педагогическим.

Единое образовательное пространство школы, как и любой другой процесс совершенствования образовательного процесса имеет определенные цели и задачи. Обобщение литературы по данному вопросу позволило нам сформулировать их следующим образом.

1. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.

2. Обеспечение эффективной управленческой деятельности.

· Обеспечить возможность для успешной социальной адаптации выпускника школы к условиям быстро меняющегося мира.

· Научить учащихся и педагогов ориентироваться в информационном пространстве, активно использовать современные информационные технологии в учебном процессе и в повседневной деятельности, сформировать информационную культуру.

· Сформировать личность, конкурентоспособную и успешную в электронной информационной среде.

· Создать условия для непрерывного самообразования педагогов и учащихся.

· Создать условия для самореализации и развития творческого потенциала учащихся.

· Сформировать у учащихся хорошо систематизированные межпредметные знания с целью освоения информационной картины мира.

· Развить коммуникативные способности учащихся и педагогов.

· Обеспечить в максимальной степени автоматизацию управления учебным процессом [5].

Создание единого информационно пространства школы – процесс достаточно длительный и сложный, состоящий из нескольких направлений:

1. Массовое освоение информационно-коммуникационных технологий и соответствующих технических средств.

2. Создание компьютерных классов и автоматизированных рабочих мест.

3. Создание банка компьютерных программ, как образовательного назначения, так и для управления ОУ.

4. Создание баз данных.

5. Активное внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс и в управление этим процессом.

Единое информационное пространство школы обеспечит:

1. Создание дополнительных условий для социализации учащихся.

2. Формирование критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, способностей осуществлять выбор и нести за него ответственность.

3. Формирование творческих навыков.

4. Формирование навыков коллективной работы и совместного мышления, умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

5. Развитие инициативы.

6. Развитие коммуникативных способностей и навыков публичных выступлений.

7. Проведение культурно-просветительской работы (правовое, экономическое, эстетическое и др. воспитание) [4].

Развитие единой информационно-образовательной среды связано с постоянным повышением уровня ее организации и технического оснащения. Единство и целостность структуры информационной среды определяются единством педагогических целей, взаимосвязью решаемых педагогических задач и взаимодействием участников образовательного процесса.

При проектировании единой информационной среды образовательного учреждения необходимо следующее:

· обеспечивать на базе компетентностного подхода формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса, которые должны быть полноценными субъектами информационного взаимодействия;

· исследовать возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику преподавания всех учебных предметов, а также в деятельность воспитательной службы образовательного учреждения в целях полноценного использования времени и максимального раскрытия способностей детей и взрослых;

· создать условия для практического применения компьютерной техники участниками образовательного процесса в учебное и внеучебное время, исходя не из возможности, а из потребности;

· обеспечить для участников образовательного процесса открытый доступ к информационным каналам локальной вычислительной сети, глобальной сети Интернет и к ресурсам медиатек;

· организовать процесс критического осмысления накапливаемого эмпирического педагогического опыта, его обобщения и анализа, а также обмен опытом по информатизации образования на различных уровнях;

· обеспечить непрерывное развитие технической инфраструктуры единой информационной среды, для чего обеспечить постоянное функционирование технического персонала, проведение плановых регламентных работ, текущего ремонта и экстренного устранения неисправностей для обеспечения живучести локальной вычислительной сети, обеспечить необходимое финансировании процесса [2].

1. Зверева, М. И. Формирование информационно-мировоззренческой культуры учащихся. – 2005

3. Ребко Э. М. Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов [Текст] / Э. М. Ребко, А. П. Федорова // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 566-568.

4. Современные тенденции в политике информатизации образования: Учеб. пособие / Сост. В.Ю.Потапова, Н.М.Солдатова, И.А.Юдина. - Владивосток: Изд-во ПИППКРО, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): единое информационное пространство, образовательный процесс, Создание банка, учебный процесс, школа, единое информационное образовательное пространство, информационное пространство, образовательное учреждение, Создание, учебно-воспитательный процесс.

Похожие статьи

Единое информационно-образовательное пространство.

Внедрение информатизации можно рассматривать как одно из важнейших средств реформирования всей системы образования, которая в корне изменяет технологии процесса обучения и воспитания.

Понятие информационного пространства школы

информационное пространство, учебное заведение, система, единое информационное пространство, образовательное учреждение, учебный процесс, баз данных, система управления, модель, интеграционная платформа.

Создание единого информационного пространства вуза

В данной статье рассматривается один из подходов к организации единого информационно-образовательного пространства в вузе в условиях развития информационного общества.

Анализ использования виртуального образовательного.

виртуальное образовательное пространство, учебно-воспитательный процесс, общеобразовательная школа, создание, подготовка, работа, Федеральный государственный образовательный стандарт.

Модель обеспечения информационной безопасности школьников.

Создание информационного пространства образовательного учреждения в настоящее время является важной задачей, решение которой определяет успех внедрения информационных технологий в образование на всех его уровнях.

Роль образовательной среды школы в создании.

образовательный процесс, образовательная среда, единое информационное пространство, школа, учебный процесс, сайт школы, учащийся, информационная образовательная среда.

Информационная подготовка подрастающего поколения.

Создание единого информационно-образовательного пространства школы, возможно лишь при наличии соответствующего психологического микроклимата в педагогическом коллективе, устойчивой мотивации повышения уровня информационной культуры.

Проектирование современной информационной.

Образовательный процесс в современной информационной образовательной среде должен осуществляться в непосредственном сотрудничестве учителей и учащихся (хотя в образовательном процессе участвуют родители.

В рамках реализации инновационной деятельности по теме “Формирование современной цифровой образовательной среды образовательной организации” в ГБОУ гимназия № 528 Невского района Санкт-Петербурга (далее — Гимназия № 528) разработан проект структуры цифровой образовательной среды (далее — ЦОС).

В соответствии с Паспортом национального проекта “Образование” под цифровой образовательной средой понимается цифровое пространство, позволяющее:

  • конструировать и реализовывать индивидуальные учебные планы (программы), в том числе с зачетом результатов обучения по онлайн-курсам;
  • автоматизировать административные, управленческие и организационные процессы; проводить процедуры оценки качества образования;
  • перевести отчетность образовательной организации в цифровой формат;
  • обеспечить возможность организации электронного, смешанного и дистанционного обучения;
  • формировать профили “цифровых компетенций” участников образовательных отношений.

Исходя из этого, проект модели ЦОС Гимназии № 528 включает в себя следующие элементы:

Проектируемая цифровая образовательная среда Гимназии №528 является единым пространством для взаимодействия и коммуникации всех участников образовательных отношений.

Наглядно проект модели цифровой образовательной среды гимназии можно представить в виде следующей схемы:

Модель Цифровой образовательной среды гимназии

Рис. 1 Проект модели цифровой образовательной среды Гимназии № 528

ЦОС Гимназии № 528 является гибкой средой, открытой к модернизации имеющихся компонент и дополнению новыми элементами.

Читайте также: