Модели познавательной деятельности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Для философии, познание окружающего мира человеком является одной из важнейших мировоззренческих проблем. Сущность познавательных отношений человека к миру заключается в активном и целенаправленном поиске и получении им знаний. Раздел философии, в котором рассматриваются проблемы познания, называется гносеологией, или теорией познания. 1.Познание- особый вид отражательной деятельности человека. 2. - духовная сторона практической деятельности человека. 3. -высший уровень информации, достигаемый человеком целенаправленно. 4.- это социальный заказ в виде актуальных потребностей общества.

Познание возможно только при опоре на так называемый интеллектуальный фонд, -- совокупные знания человечества, методы познания и т.д. Важно опираться на уже достигнутое. Познавательный процесс возможен лишь при помощи языка, как инструмента общения. Огромную роль в познании играет идеология. 1 ступень познания представляет собой чувственное познание (эмпирическое). Формы: ощущение, восприятие, представление. Ощущение - отражение отдельных признаков и свойств предметов (температура). Восприятие - целостный образ предмета или явления. Представление - сохранение образов предметов в памяти. Эмпирическое познание всегда субъективно, что порождает много суждений и оценок одного и того же явления. Однако именно этот вид познания осуществляет связь человека с внешним миром, при этом, имеет свои пределы. 2 ступень - рациональное или теоретическое. Формы логического познания - понятие, суждение, умозаключение. Понятие отражает общие принципы и свойства предметов. Суждение-связь понятий, с помощью которой отражаются зависимости между вещами. Умозаключение-связь между несколькими суждениями. Рациональное познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах - их структуру, сущность, законы. Это касается, прежде всего, познания социальных явлений.

Обе ситуации познания тесно связаны между собой. Процессу познания присущи некоторые противоречия:1. Противоречие между субъектом и объектом. - несоответствие между потребностями человека в практическом преобразовании мира и недостатком знаний о нем. 2. познанию между данными органов чувств и мысленным отражением внешнего мира. 3. м-у сложившейся теорией и сложившимися новыми научными фактами. 4. между течениями в науке, между теориями.



Научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. Структура н.позн.м.б. представлена в различных ее срезах и соответственно – в совокупности специфических ее элементов. Рассматривая основную структуру научного познания, Вернадский считал, основной остов науки включает элементы: 1 - математические науки во всем их объеме; 2 - логические науки почти всецело; 3 - научные факты в их системе, классификации и сделанные из них эмпирические обобщения – научный аппарат взятый в целом.

С т.зр. взаимодействия объекта и субъекта нау.позн., научное познание включает в себя четыре необходимых компонента в их ед-ве:1) субъект науки – ключевой ее элемент: отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и.т.п., в конечном счете об-во в целом. Они и исследуют св-ва, стороны отношения объектов и их классов в данных условиях и в определенное время. 2) объект науки (предмет, предметная область) – то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина. Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении и.т.п.В широком смысле понятие предмет, во-1, обозначает некоторую ограниченную целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания, во-2, объект в совокупности своих сторон, св-в и отношений, противостоящий субъекту познания. 3) система методов и приемов, характерной для данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеобразием из предметов. 4) свой специфический язык – как естественный, так и искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.д.).

Уровни научного исследованияМетатеоретический Теоретический Эмпирический

Особенности эмпирического 1)Предмет исследования: внешние стороны объекта исследования 2)Методы исследования: наблюдение, эксперимент 3)Гносеологическая направленность исследования: исследование феноменов 4)Характер и тип получаемого знания: научные факты 5)Познавательные функции: описания явлений

Наблюдение– это планомерное, целенаправленное, систематическое восприятие предметов и явлений внешнего мира. Непосредственное, Опосредованное (с помощью различных приборов)

Ограниченности метода наблюдения: Узость диапазона восприятия различных органов чувств, Пассивность субъекта познания, т.е. фиксация того, что происходит в реальном процессе без вмешательства в него. Эксперимент– это метод исследования, с помощью которого явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Научный эксперимент предполагает: 1)Наличие цели исследований 2) Базируется на определенных исходных теоретических предположениях3)Требует определенного уровня развития технических средств познания 4)Проводится людьми имеющими достаточно высокую квалификацию Преимущества эксперимента:1)Удается изолировать объект от влияния побочных, затемняющих его сущность, объектов2)Планомерно изменить условия протекания процесса3)Многократное воспроизведение Виды:1)Поисковый 2)Проверочный 3)Демонстративный Научный факт – это всегда достоверная, объективная информация – факт выраженный научным языком и включен в систему научного знания.Особенности теоретического уровня 1)Предмет исследования: идеализированные объекты, сформированные в результате идеализации. 2)Гносеологическая направленность: познание сущности, причины 3)Методы: моделирование 4)Познавательные функции: объяснение, прогнозирование 5)Характер и тип получаемого знания: гипотеза, теория Основные формы знания на теоретическом ур:1)Гипотеза2)Теория Гипотеза– это научно-обоснованное предположение, исходящее из фактов. Пути формирования гипотезы: 1)На основе чувственного опыта 2)С помощью метода математических гипотез Теория– это система достоверного знания, объективного знания, доказанного, проверенного практикой знания, сущностных характеристик определенного фрагмента реальности. Теория– это сложная система знаний, которая включает в себя: 1)Исходную эмпирическую основу – множество зафиксированных фактов в данной области.2)Исходную теоретическую базу – множество допущений, аксиом, законов, описывающих идеализированный объект. 3)Правила логического вывода и доказательства, допустимые в рамках теории 4)Законы разной степени общности, которые выражают существенные, устойчивые, повторяющиеся, необходимые связи между явлениями, обхватываемые данной теорией 5)Понятия и категории данной теории. Взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней 1)Эмпирические знания всегда теоретически нагружены 2)Теоретические знания эмпирически проверенны Метатеоретический уровеньМетатеоретическое знание является условием и предпосылкой для определения вида теоретической деятельности по объяснению и систематизации эмпирического материала.Метатеоретическое знание– это совокупность для данной эпохи норм научного мышления, идеалов и норм научного познания, допустимых способов получения достоверного знания.Структура метатеоретического уровня 1)Идеалы и нормы исследования 2)Научная картина мира 3)Философские основания Идеалы и норма исследования – это совокупность определенных концептуальных ценностных методологических установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе её развития. Идеалы и норма исследования включают:1)Идеалы и нормы доказательности и обоснования знаний. 2)Описание объяснение знаний 3) Построение знаний Идеалы и нормы исследования обусловлены: 1)Спецификой исследуемых объектов 2)Образом познавательной деятельности – представлением об обязательных процедурах, которые обеспечивают постижение истины. 3)Мировоззренческие структуры, которые лежат в основе фундамента культуры той или иной исторической эпохи.

Для философии, познание окружающего мира человеком является одной из важнейших мировоззренческих проблем. Сущность познавательных отношений человека к миру заключается в активном и целенаправленном поиске и получении им знаний. Раздел философии, в котором рассматриваются проблемы познания, называется гносеологией, или теорией познания. 1.Познание- особый вид отражательной деятельности человека. 2. - духовная сторона практической деятельности человека. 3. -высший уровень информации, достигаемый человеком целенаправленно. 4.- это социальный заказ в виде актуальных потребностей общества.

Познание возможно только при опоре на так называемый интеллектуальный фонд, -- совокупные знания человечества, методы познания и т.д. Важно опираться на уже достигнутое. Познавательный процесс возможен лишь при помощи языка, как инструмента общения. Огромную роль в познании играет идеология. 1 ступень познания представляет собой чувственное познание (эмпирическое). Формы: ощущение, восприятие, представление. Ощущение - отражение отдельных признаков и свойств предметов (температура). Восприятие - целостный образ предмета или явления. Представление - сохранение образов предметов в памяти. Эмпирическое познание всегда субъективно, что порождает много суждений и оценок одного и того же явления. Однако именно этот вид познания осуществляет связь человека с внешним миром, при этом, имеет свои пределы. 2 ступень - рациональное или теоретическое. Формы логического познания - понятие, суждение, умозаключение. Понятие отражает общие принципы и свойства предметов. Суждение-связь понятий, с помощью которой отражаются зависимости между вещами. Умозаключение-связь между несколькими суждениями. Рациональное познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах - их структуру, сущность, законы. Это касается, прежде всего, познания социальных явлений.

Обе ситуации познания тесно связаны между собой. Процессу познания присущи некоторые противоречия:1. Противоречие между субъектом и объектом. - несоответствие между потребностями человека в практическом преобразовании мира и недостатком знаний о нем. 2. познанию между данными органов чувств и мысленным отражением внешнего мира. 3. м-у сложившейся теорией и сложившимися новыми научными фактами. 4. между течениями в науке, между теориями.

Научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. Структура н.позн.м.б. представлена в различных ее срезах и соответственно – в совокупности специфических ее элементов. Рассматривая основную структуру научного познания, Вернадский считал, основной остов науки включает элементы: 1 - математические науки во всем их объеме; 2 - логические науки почти всецело; 3 - научные факты в их системе, классификации и сделанные из них эмпирические обобщения – научный аппарат взятый в целом.

С т.зр. взаимодействия объекта и субъекта нау.позн., научное познание включает в себя четыре необходимых компонента в их ед-ве:1) субъект науки – ключевой ее элемент: отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и.т.п., в конечном счете об-во в целом. Они и исследуют св-ва, стороны отношения объектов и их классов в данных условиях и в определенное время. 2) объект науки (предмет, предметная область) – то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина. Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении и.т.п.В широком смысле понятие предмет, во-1, обозначает некоторую ограниченную целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания, во-2, объект в совокупности своих сторон, св-в и отношений, противостоящий субъекту познания. 3) система методов и приемов, характерной для данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеобразием из предметов. 4) свой специфический язык – как естественный, так и искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.д.).

Уровни научного исследованияМетатеоретический Теоретический Эмпирический

Особенности эмпирического 1)Предмет исследования: внешние стороны объекта исследования 2)Методы исследования: наблюдение, эксперимент 3)Гносеологическая направленность исследования: исследование феноменов 4)Характер и тип получаемого знания: научные факты 5)Познавательные функции: описания явлений

Наблюдение– это планомерное, целенаправленное, систематическое восприятие предметов и явлений внешнего мира. Непосредственное, Опосредованное (с помощью различных приборов)

Ограниченности метода наблюдения: Узость диапазона восприятия различных органов чувств, Пассивность субъекта познания, т.е. фиксация того, что происходит в реальном процессе без вмешательства в него. Эксперимент– это метод исследования, с помощью которого явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Научный эксперимент предполагает: 1)Наличие цели исследований 2) Базируется на определенных исходных теоретических предположениях3)Требует определенного уровня развития технических средств познания 4)Проводится людьми имеющими достаточно высокую квалификацию Преимущества эксперимента:1)Удается изолировать объект от влияния побочных, затемняющих его сущность, объектов2)Планомерно изменить условия протекания процесса3)Многократное воспроизведение Виды:1)Поисковый 2)Проверочный 3)Демонстративный Научный факт – это всегда достоверная, объективная информация – факт выраженный научным языком и включен в систему научного знания.Особенности теоретического уровня 1)Предмет исследования: идеализированные объекты, сформированные в результате идеализации. 2)Гносеологическая направленность: познание сущности, причины 3)Методы: моделирование 4)Познавательные функции: объяснение, прогнозирование 5)Характер и тип получаемого знания: гипотеза, теория Основные формы знания на теоретическом ур:1)Гипотеза2)Теория Гипотеза– это научно-обоснованное предположение, исходящее из фактов. Пути формирования гипотезы: 1)На основе чувственного опыта 2)С помощью метода математических гипотез Теория– это система достоверного знания, объективного знания, доказанного, проверенного практикой знания, сущностных характеристик определенного фрагмента реальности. Теория– это сложная система знаний, которая включает в себя: 1)Исходную эмпирическую основу – множество зафиксированных фактов в данной области.2)Исходную теоретическую базу – множество допущений, аксиом, законов, описывающих идеализированный объект. 3)Правила логического вывода и доказательства, допустимые в рамках теории 4)Законы разной степени общности, которые выражают существенные, устойчивые, повторяющиеся, необходимые связи между явлениями, обхватываемые данной теорией 5)Понятия и категории данной теории. Взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней 1)Эмпирические знания всегда теоретически нагружены 2)Теоретические знания эмпирически проверенны Метатеоретический уровеньМетатеоретическое знание является условием и предпосылкой для определения вида теоретической деятельности по объяснению и систематизации эмпирического материала.Метатеоретическое знание– это совокупность для данной эпохи норм научного мышления, идеалов и норм научного познания, допустимых способов получения достоверного знания.Структура метатеоретического уровня 1)Идеалы и нормы исследования 2)Научная картина мира 3)Философские основания Идеалы и норма исследования – это совокупность определенных концептуальных ценностных методологических установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе её развития. Идеалы и норма исследования включают:1)Идеалы и нормы доказательности и обоснования знаний. 2)Описание объяснение знаний 3) Построение знаний Идеалы и нормы исследования обусловлены: 1)Спецификой исследуемых объектов 2)Образом познавательной деятельности – представлением об обязательных процедурах, которые обеспечивают постижение истины. 3)Мировоззренческие структуры, которые лежат в основе фундамента культуры той или иной исторической эпохи.

МОДЕЛИ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ это организация научной деятельности, которую выбирает исследователь для получения знания. В истории науки различают три основных модели научной деятельности:1) Эмпиризм (индуктивная модель научно-познавательной деятельности) рассматривают источником, основой и критерием истинности научного знания эмпирические данные (данные наблюдения и эксперимента), которая начинается сфиксации эмпирических (опытных) данных о конкретном предмете научного исследования, переходит к выдвижению на их основе эмпирических гипотез (обобщений), осуществляет их проверку и отбирает наиболее доказанные. Сторонниками такой модели научной деятельности были Ф. Бэкон, Г. Рейхенбах, Р. Карнап и др.; 2) Теоретизм (дедуктивная модель научно-познавательной деятельности) считает источником, основой и критерием истинности научного знания мышление (рассудок, разум, интеллектуальная интуиция, дедукция, мысленное конструирование). Научная деятельность этого типа осуществляется как развертывание имплицитного содержания неких идей, принятых как постулаты (или аксиомы). На данных позициях стояли Р. Декарт, В. Лейбниц, И. Кант, и др.3) Проблематизм как модель научного исследования, у истоков которой стоял Г. Галилей, наиболее четко сформулировал К. Поппер, признает равноправие и взаимосвязь эмпирического и теоретического знания в общей структуре научного знания, наука понимается как специфический способ решения познавательных проблем, составляющих исходный пункт научной деятельности, а научная проблема рассматривается как эмпирический или теоретический вопрос, ответ на который требует получения новой эмпирической и/или теоретической информации. Таким образом, научная деятельность заключается в движении от менее общей и глубокой проблемы к более общей и более глубокой и т.д.

Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ . С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "МОДЕЛИ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" в других словарях:

фундаментальное и прикладное в науке — ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ И ПРИКЛАДНОЕ В НАУКЕ интегральные характеристики типов научно познавательной деятельности, различающихся по своим целевым установкам. Цель фундаментального исследования знание как таковое, максимально объективная, полная и … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

МЕТОД — (от греч. methodos путь, способ исследования, обучения, изложения) совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного М. определяется… … Философская энциклопедия

МЕТОДОЛОГИЯ — (от метод игреч. слово, понятие, учение), система принципов и способов организации и построения теоретич. и практич. деятельности, а также учение об этой системе. Первоначально М. была неявно представлена в практич. формах взаимоотношений … Философская энциклопедия

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ — философская дисциплина, исследующая характеристики научно познавательной деятельности; а также часть философских учений, разрабатываемая в той мере, в какой они так или иначе обращаются к феномену науки. В качестве особой дисциплины Ф.н.… … Современная западная философия. Энциклопедический словарь

методология — МЕТОДОЛОГИЯ тип рационально рефлексивного сознания, направленный на изучение, совершенствование и конструирование методов (см. Метод) в различных сферах духовной и практической деятельности. Существуют методологические представления и… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Методология истории — Методология исторической науки (истории) специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её… … Википедия

философия науки — ФИЛОСОФИЯ НАУКИ специальная философская дисциплина, предметом которой является структура и развитие научного знания. Исторически также философское направление, которое избирает своей основной проблематикой науку как эпистемологический и… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ДВИЖЕНИЕ — общее понятие. объединяющее характеристики перемещений, совершаемых объектами, взаимодействий между ними, изменений, с ними происходящих, превращений одних объектов в другие. В обычном опыте человека Д. противопоставляется покою. Самое простое… … Современный философский словарь

ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ — филос. методологич. категории, характеризующие две основополагающие формы науч. познания, а также структурные компоненты и уровни науч. знания. В основе различения Э. и т. лежит выделение в науч. познании эм пирич. и теоретич.… … Философская энциклопедия

это организация научной деятельности, которую выбирает исследователь для получения знания. В истории науки различают три основных модели научной деятельности:1) Эмпиризм (индуктивная модель научно-познавательной деятельности) рассматривают источником, основой и критерием истинности научного знания эмпирические данные (данные наблюдения и эксперимента), которая начинается сфиксации эмпирических (опытных) данных о конкретном предмете научного исследования, переходит к выдвижению на их основе эмпирических гипотез (обобщений), осуществляет их проверку и отбирает наиболее доказанные. Сторонниками такой модели научной деятельности были Ф. Бэкон, Г. Рейхенбах, Р. Карнап и др.; 2) Теоретизм (дедуктивная модель научно-познавательной деятельности) считает источником, основой и критерием истинности научного знания мышление (рассудок, разум, интеллектуальная интуиция, дедукция, мысленное конструирование). Научная деятельность этого типа осуществляется как развертывание имплицитного содержания неких идей, принятых как постулаты (или аксиомы). На данных позициях стояли Р. Декарт, В. Лейбниц, И. Кант, и др.3) Проблематизм как модель научного исследования, у истоков которой стоял Г. Галилей, наиболее четко сформулировал К. Поппер, признает равноправие и взаимосвязь эмпирического и теоретического знания в общей структуре научного знания, наука понимается как специфический способ решения познавательных проблем, составляющих исходный пункт научной деятельности, а научная проблема рассматривается как эмпирический или теоретический вопрос, ответ на который требует получения новой эмпирической и/или теоретической информации. Таким образом, научная деятельность заключается в движении от менее общей и глубокой проблемы к более общей и более глубокой и т.д.

Важную роль в организации любой деятельности человека играют познавательные и прагматичные модели. В силу этого все виды деятельности можно и даже удобно поделить по направленности основного потока информации, который циркулирует между субъектом и окружающем миром. Классифицируются модели в зависимости от того, какую они имеют цель: теоретическую или практическую. Но нужно иметь в виду, что данное деление носит весьма относительный характер и всегда возможно привести некоторые примеры, когда определённую модель просто невозможно отнести к одному из классов. Но и полностью условным такое деление тоже нельзя назвать, поскольку оно отображает реальные различия.

Проявляются подобные различия по-разному. Но чётче всего из различия видны в отношении к оригиналу в процессе деятельности. Только такая ситуация отражает явную разницу между познавательными и прагматическими моделями.

Познавательные модели – это форма организации и представления знаний, которая представляет собой средство соединения новых знаний и имеющихся.

Именно поэтому в ситуации, когда обнаруживаются расхождения между моделью и реальностью возникает вопрос об устранении данного расхождения посредством изменения модели.

Прагматические модели – это средство управления,. Организации практических действий, способ представления требуемых действий или их результата, которые представляют собой рабочее представление цепей.

Таким образом, можно говорить о том, что основное отличие между познавательными и прагматические моделями, состоит в том, что познавательные модели отражают существующее, а прагматические отражают то, чего не существует, но оно осуществимо и даже желаемо.

Важно отметить, что не стоит воспринимать всё сказанное как абсолютное утверждение.

Иногда возникают сложности с отнесением эстетических моделей или моделей медицины. Также это касается детских игрушек или карт местности. Иногда бывает просто невозможно перечисленные модели отнести к одному из указанных классов.

Под другим углом прагматические модели изменяются и развиваются точно так же, как и познавательные, в их динамическом развитии очень много общего, что способствует размытию отличий.

Статические и динамические модели

Существует ещё один принцип классификации, который разделяет модели на статические и динамические. Он одновременно помогает ответить и на другие вопросы, например, что отображается в модели и что может служить делением моделей.

Статические модели – это конкретное состояние объекта.

Динамические модели состояния – это состояние, когда возникает необходимость в отображении процесса изменений состояния.

В качестве примера динамического состояния может служить функциональная модель системы.

Читайте также: