Деятельность учения является в доу

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1. Цель обучения детей дошкольного возраста

В истории человечества обучения (как и в воспитании) возникло в связи с потребностью сохранить и передать имеющийся опыт подрастающему поколению, подготовив его, таким образом к самостоятельной жизни.

Поскольку обучение затрагивает всю жизнедеятельность обучаемого: обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-оценочное отношение к миру, к самому себе, то выполняет роль системообразующего фактора.

Обучение – профессиональная деятельность учителя, направленная на передачу учащимся знаний, умений и навыков. Как мы видим главной целью обучения является передача знаний, умений и навыков. Но в зависимости от образовательной работы могут быть цели общего развития ребёнка без притязаний на программный характер (выполнена в условиях игры, труда, индивидуального общения и т.д.).

Но на ряду с общими целями существуют и цели более конкретные направляющие образовательную работу в определенное русло. Нужно улучшить, например, речевое развитие ребёнка расширить ориентировку в окружающем, развить ребёнка в музыкальном отношении. Для того чтобы эти конкретные требования были осуществлены, детей необходимо обучать, через постановление цели на решение конкретной проблемы.

2. Общая характеристика учебной деятельности дошкольника

Из различных взаимоотношений ребёнка со взрослыми может быть уже на этой ступени выделена и сформирована деятельность, которую мы назовём учением или учебной деятельностью. Характерным для этой деятельности является усвоение ребёнком знаний и умений.

Учебная деятельность – первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. Учебная деятельность не вытекает непосредственно из разнообразных детских игр и не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием.

Практика показывает, что детей в дошкольном возрасте необходимо обучать для того, чтобы они могли овладеть сведениями и навыками, важными для их правильного развития на данной ступени и подготовиться к школе.

Обучение – представляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (преподавание), и тех, кого обучают (учение). Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий – научение .

Научение – это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитие ребёнка.

Учебная деятельность требует особой психологической установки ребёнка. Больше, чем все другие виды деятельности, она основана на развитие у ребёнка дошкольного возраста познавательного отношения к действительности.

Говоря об обучении как особом средстве влияние на детей, мы связываем результаты его воспитательного влияния не только с определёнными знаниями и умениями, которые могут приобрести дети, но и с усвоением способа их приобретения; не только с тем, что у ребёнка при этом лучше будет развито внимание, восприятие, память, но и с тем, что все эти отдельные психические качества дадут более обобщенное выражение определённого типа деятельности (учебной).

3. Структура учебной деятельности

А нализ учебной деятельности, проведённый Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру специфическое строение, а именно:

Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребёнок должен выполнять на занятии.

Учебная задача – это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщённым способом действий, которым поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Так, педагог ставит цель – научить детей рисовать лиственное дерево. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщённым способом рисования дерева как такового, ребёнок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного содержания. Обучив детей обобщённому способу составления загадки, воспитатель варьирует задания, предлагая разный материал, необходимых для труда людей, о животных, о садовых цветах и т.д.

Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной развёрнутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально – с помощью каких либо предметов, либо материализовано – с использованием изображений, их знаковых заменителей.

4. Становление элементов учебной деятельности; условия, необходимые для развития учебной деятельности дошкольника

Формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении – длительный процесс. В дошкольном возрасте закладывается предпосылки учебной деятельности, формируется отдельные её элементы.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе от 2–3 лет), учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3–4 лет). После 4 лет деятельность ребёнка приобретает чёткую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задание, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Всё это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребёнка формируется такие элементы учебной деятельности:

– умение определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения, добиваться результата;

– самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

– умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

– умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.

Деятельность педагога (преподавания) направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, навыков, умений. Здесь важны предварительная подготовка занятия (планирование, обеспечение материально-предметного оснащения, создание благоприятной эмоциональной обстановки).

Педагог должен совершенствовать методику обучения, чтобы избегать стереотипов, штампов в объяснение, показе действий. Особое внимание следует обращать на средства обучения: их состояние, художественность оформления, безопасность для детей. Важен индивидуальный подход к детям, учитывающий их возможности, перспективы развития.

5. Уровни развития учебной деятельности и степень готовности ребёнка к обучению и учению

Переход детей от старого типа поведения к новому занимает известное время. Новые нервные связи возникают, развиваются и закрепляются только постепенно. Практика показывает, что дети только постепенно начинают пользоваться тем способам действия, который им указывает воспитатель.

Поэтому важно в первый период наглядно показать детям предлагаемый путь им, а также и удачное выполнения работы.

Условно их распределили по трём уровням, характеризующим различную степень развития.

К первому уровню относят детей: которые

1 слушают указания

2 руководствуются ими в работе

3 в случае непонимания задают вопросы

4 правильно оценивают работу других

5 правильно оценивают работу собственную

6 достигают нужных результатов

К второму уровню относят детей которые:

1 слушают указания, условно придерживаются их в работе

2 самоконтроль неустойчив, осуществляется через работу других детей

3 при выполнении работы склонны к подражанию другим детям

4 результаты условны

К третьему уровню относят детей:

1 слушают указания, но как бы не слышат

2 не руководствуются ими в работе

3 к оценки нечувствительны

4 результата не достигают.

Более младший возраст является восприимчивее к влиянию обучению, дети этого возраста быстрее осваивают требования обучения, более подвижны в выработке умений заниматься.

Обучение, начатое с трёхлетнего возраста, обеспечивает нужное направление развитие детей, укрепляет определённый тип поведения. При этих условиях обучение дети воспринимают сразу.

6. Принципы обучения дошкольников

дошкольный учебный обучение готовность

Под принципами обучения подразумевается объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, определении форм организации, методов и средств обучения. Принципы лежащее в основе современной теории дошкольного обучения:

Принцип воспитывающего обучения. В этом принципе проявляется одна из закономерностей процесса обучения, а именно: обучающая деятельность педагога преимущественно всегда носит воспитывающий характер. Чем младше дети, тем в более тесном единстве выступают обучение и воспитание. На протяжении всего дошкольного возраста обучение остаётся воспитывающим, а воспитание – обучающим.

Принцип развивающего обучения требует ориентаций учебного процесса на потенциальные возможности ребёнка. В основе принципа лежит закономерность, согласно которой обучение – движущая сила целостного развития личности ребёнка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а также формирование способностей, интересов, склонностей.

Сущность принципа научности состоит в том, чтобы ребёнок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не теряя своей научности.

Принцип наглядности. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребёнка, на его непосредственное наблюдения окружающей действительности. Принципы наглядности соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание. Следует помнить, что переоценка наглядности в обучении может задержать развитие словесно – логического мышления.

Принцип систематичности и последовательности предлагает, что усвоение учебного материала идёт в определённом порядке, системе. Это требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.

Принцип доступности предлагает соотнесения содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Принцип осознания процесса обучения близок к принципу сознательности и активности в обучении. Он предполагает необходимость развития у ребёнка рефлектирующей позиции: как я узнал, что не знаю, как думал раньше, почему ошибался и т.п. Если ребёнок понимает, в чём и почему он ошибся, что ещё не получается, он делает первый шаг на пути к самовоспитанию. А следующие шаги ему поможет совершить педагог, подбадривая, авансируя успех, оказывая конкретную помощь.

7. Формы обучения, используемые в дошкольном образовательном учреждении

В процессе обучения совместная деятельность обучающего и обучаемых осуществляется в определённом порядке и установленном режиме, другими словами, облечена в конкретную форму. Исторически сложились 3 формы организации обучения: индивидуальная, групповая, (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).

Каждая из форм отличается своей спецификой, которая выражается в дидактической цели, в степени самостоятельности детей, в соотношении коллективной и индивидуальной работы, в особенностях педагогического руководства.

Индивидуальная форма организации обучения заключает в себе много положительных факторов. Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребёнка, с учётом темпа усвоения им материала, особенностей психических процессов т.п.

С каждым ребёнком в группе педагог периодически проводит индивидуальное занятие контрольно – диагностического характера, чтобы выявить уровень его облученности, во время определить проблемы в усвоении знаний и умений. Это необходимо для корректировки дальнейшего обучения детей.

Обучение детей не ограничивается занятиями. Более того значительной частью знаний и умений ребёнок овладевает без специального обучения, в повседневном общении со взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений. Поэтому задача педагога – помочь ребёнку приобрести полноценные знания вне занятий.

В современной жизни особую актуальность приобретает проблема осознания ответственности взрослых перед детьми. Обучение рассматривается как целостна форма педагогической деятельности, включающая систему взаимосвязанных задач, содержания, форм его организации, а также предполагаемых результатов, а форма его организации определяет устойчивость процесса обучения, ведущая роль в котором принадлежит взрослому. Гармония внутреннего и внешнего мира возможна в условиях единства мира взрослых и детей, общности их бытия. Основная задача педагога заключается в создании условий, обеспечивающих вхождение детей в новый для них мир взрослых и сверстников. Ему необходимо ориентироваться на тот внутренний мир ребёнка, который у него уже сложился. И только на основе этого опыта возможна гармонизация, а значит их нормальное развитие. Следует помнить, что существует не только культура взрослых, но и культура детей. Только изучая и понимая её, можно обеспечить детям нормальную жизнь и развитие.

Значение особенностей учебной деятельности дошкольника, основ теории обучения, принципов, методов и форм организации процесса обучения, поможет педагогу так строить свою работу, чтобы она стимулировала развитие каждого ребёнка в соответствии не только с возрастными, но и индивидуальными возможностями.

Своеобразие освоения детьми дошкольного возраста учебных навыков и умений.

Процесс передачи знаний, умений, навыков выступает как социальное явление, присущее человеческому обществу, и называются обучением.

Обучение – это специально организованный процесс взаимодействия педагога (взрослого, который выполняет функции обучающего) и учащихся (воспитанников детского сада) направленный на овладение определённой суммой знаний, умений, навыков, действий, привычек поведения. В ходе обучения осуществляются также воспитание, формирование, развитие.

Педагогический процесс – это сознательно организованное, целенаправленное и планомерное взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних.

Под обучением понимается такое целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников дошкольных учреждений, результатом, которого становятся овладение навыками, умениями, знаниями, раскрытие способностей и возможностей дошкольников с целью их скорейшей адаптации к занятиям в начальной школе. В основе обучения, следовательно, лежат навыки, умения и знания.

Навыки – способность к автоматическому выполнению необходимых в том или ином случае действий, доведения до совершенства путём постоянных повторений.

Умения – способность самостоятельно выполнять конкретные действия, используя приобретённые навыки. Умения определяются как знания в действии, как система приёмов, которую последовательно выполняет человек в каком – то виде деятельности для достижения результата.

Умения можно подразделить в соответствии с видами человеческой деятельности.

Трудовые умения, умения пользовательной деятельности, умения умственной деятельности умения учебной деятельности, умения речевой деятельности, умения в художественной деятельности, умения общения и поведения человека.

Владение динамичической системой умений – составная часть образования. Умения образуются на основе знаний и включает ранее приобретённые навыки.

Знания – отражение дошкольником окружающей действительности в форме усвоенных понятий. Это целостная и систематизированная совокупность научных понятий о закономерностях природы, общества, мышления и способах деятельности, накопленная человечеством в процессе активной преобразующей производственной деятельности, проверенная практикой и направленная на дальнейшее познание и изменение объективного мира.

В течении дошкольного детства ребёнок должен усвоить определённый объём знаний, умений и навыков. Знания являются результатом познавательной деятельности, и поэтому их характер определяется характером познания дошкольников. Развитие детей дошкольного возраста предполагает их постоянное взаимодействие с окружающим миром. Это взаимодействие должно быть как можно более разнообразным, чтобы дошкольник мог как можно успешнее реализовать свои способности, творческое начало.

Существенной особенностью познавательной деятельности дошкольников является её наглядно – действенный и наглядно – образный характер. Поэтому знания дошкольников существуют в виде представлений, образов, отражающие познанные предметы, явления, их некоторые особенности, действия с ними ребёнка. В связи с этим знания ребёнка характеризуются как фрагментарные, неполные, отрывочные, слабо обобщённые, не связанные между собой.

Общая характеристика учебной деятельности

Центральным, основным компонентом обучения является учение-учебная деятельность. Процесс познания, происходящий в учебной деятельности ребёнка, отражает диалектику познания в её основных положениях. Познание ребёнком окружающей действительности идёт по тем же законам, что и познание мира человечеством в ходе его истории.

Обучение в детском саду является составной частью педагогического процесса, дошкольника. Формирование личности ребёнка дошкольного возраста осуществляется в ходе освоения им общественно – исторического опыта.

Основная задача обучения представлена в его образовательной функции: обеспечить освоения основ современной науки о природе и обществе, о человеческой деятельности и законах познания, полноту этих знаний, их системность и осознанность.

Для учения характерны все основные компоненты, составляющие любую деятельность: цель или конкретная задача, мотивы, планирование, процесс осуществления познания с помощью личных действий и операций, результат. В процессе обучения дети овладевают знаниями о способах учебной деятельности, что обеспечивает усвоение основ наук и формирование деятельности учения. Цель учения – освоение знаний и способов деятельности в процессе обучения – представлена системой постепенно усложняющихся конкретных учебно – познавательных задач.

Решение любой познавательной задачи осуществляется в процессе обучения через систему взаимосвязанных учебных действий, на уровне навыков и умений.

Учебная деятельность у детей вызывается и определяется системой разнообразных мотивов. С возрастом они развиваются и меняются. Среди мотивов учения (широких социальных, моральных и др.)ведущее значение имеют познавательный интерес и познавательные потребности. Основными условиями формирования познавательного интереса как мотива учебной деятельности являются постоянное углубление содержания обучения и обеспечения активной позиции обучающихся в процессе обучения.

Таким образом, деятельность детей в едином процессе обучения представлена учебной деятельностью с её целью, средствами и мотивами. Овладение навыками и умениями этой деятельности, как и процесс освоения знаний, осуществляется под руководством педагога.

Деятельность педагога в процессе обучения направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, навыков и умений. При этом он выполняет ряд функций: информационную – выступает как источник знаний; организационную – организует познавательную деятельность учащихся; контрольно – диагностическую – определяет уровень и степень освоения содержания и в соответствии с этим организует дальнейший процесс обучения; воспитательную – формирует отношение к познаваемым объектам, обеспечивает развитие личности ребёнка. Эти функции взрослого тесно связаны и отражают основные функции процесса обучения в формировании личности ребё нка: образовательную, развивающую, воспитывающую (Г. И. Щукина).

Своеобразие последовательности и систематичности обучения дошкольников проявляется в малых объёмах содержания, предлагаемого для одновременного усвоения, в частой и многократной повторности содержания при небольшом увеличении объёма и усложнения. Процесс обучения строится линейно – концентрически и осуществляется различными методами.

Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно – воспитательных задач. Метод включает как способ деятельности обучающего, направленный на организацию и руководство деятельностью обучающегося, так и способ, вид деятельности обучающегося, стимулированный деятельностью взрослого.

Систематичность и последовательность обучения дошкольников обеспечивают прочность усвоения ими знаний, навыков и умений. Этому способствует и использование в процессе обучения разнообразных методов (наглядных, практических и словесных).каждая группа методов строится на основе той или другой ведущей формы мышления (наглядно – действенной, наглядно – образной, словесно – логической, что и создаёт условия для прочного усвоения содержания обучения.

В процессе обучения используются самые разнообразные методы – рассказ взрослого (педагога, учебные лекции, беседы, демонстрация опытов, показ диафильмов и кинофильмов, обучающие игры, разнообразные упражнения, лабораторные опыты, работа с учебником и т. д. необходимость использования разнообразных методов диктуется разными причинами: многообразием содержания обучения, уровнем сформированности учебно – познавательной деятельности обучающихся, структурой учебного процесса на разных этапах его осуществления и.

Формы организации обучения, используемые в дошкольном образовательном учреждении.

Под формой обучения следует понимать специально организованную деятельность обучающего и учащихся, протекающую по установленному порядку и в определённом режиме. Формы различаются по количественному составу обучающихся, характеру взаимодействия между учащим и обучающимся (степенью активности и самостоятельности), способам (методами и приёмами) деятельности; месту проведения, а также по удельному весу – по тому месту, которое они занимают в целостном учебном процессе. Это место в свою очередь определяется характером образовательно – воспитательных задач, которые решаются при той или иной форме организации процесса обучения.

Формирование у детей основных компонентов учебной деятельности наряду с овладением знаниями является одной из основных задач обучения. Основным компонентом учебной деятельности является учебная задача. Учебные задачи в дошкольном обучении охватывают содержание знаний, навыков и умений, а также способы умственной и практической деятельности.

На первых этапах обучения дошкольников мл. гр. для них характерна слитность, недифференцированность практической и учебной задачи. Лишь постепенно у детей возникает умение принимать учебную задачу в форме дробных заданий по ходу деятельности или конкретных вопросов по ходу восприятия и наблюдения.

На втором этапе, который относится в основном к средней группе детского сада происходит постепенная дифференцировка практической и учебно – познавательной задачи. Сохраняющаяся связь учебно – познавательной задачи с практической требует от воспитателя учёта детского опыта при формулировке задач, а также установления связи между занятиями разного содержания.

Важнейшими условиями дальнейшего формирования у детей умения принимать учебно – познавательную задачу являются её конкретность и определённость, связь с практической задачей и близость детскому опыту.

В детском саду используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы организованного обучения. Кроме того, образовательная работа с детьми осуществляется в связи с организацией их жизни и разнообразной неучебной деятельностью в повседневном общении, в процессе руководства играм и т. д.

В течении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей. Во всех случаях образовательная работа с детьми в повседневной жизни с использованием разных методов тесно связана с основной формой – занятиями. При этом решаются две дидактические задачи: предварительное накопление представлений или двигательного опыта, который затем используется на занятиях, или отработка навыков и умений, закрепление представлений, полученных на занятиях. В этих же целях в повседневном педагогическом процессе применяется групповая форма обучения, которая охватывает небольшое количество детей. Использование индивидуальных и групповых форм обеспечивает дифференциацию обучения, более конкретный учёт уровня развития учебно-познавательной деятельности детей и их активное включение в процесс обучения на занятии. Одной из форм обучения является дидактическая игра. Она используется прежде всего в повседневной жизни как для закрепления знаний, навыков и умений, так и при освоении нового содержания. Однако в ряде случаев, особенно в группах детей раннего и младшего дошкольного возраста, занятия приобретают форму дидактической игры.

Для занятия как формы организации обучения характерен ряд признаков:

1. на занятии идёт освоение детьми умений по тому или другому разделу обучения, предусмотренному программой.

2. занятия проводятся со всеми детьми данной возрастной группы, с постоянным составом детей.

3. занятия организуются и проводятся под руководством взрослого, который определяет задачи и содержание занятия, подбирает методы и приёмы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоению знаний, умений и навыков (А. П. Усова)

На занятиях осуществляется освоение содержание программы всеми детьми, поэтому они являются основной формой обучения. Остальные формы используются для обогащения опыта и подготовки детей к усвоению содержания занятий или выступают как средство индивидуального изменения процесса усвоения знаний.

Образовательная работа с детьми дошкольного возраста направлена на обеспечение разносторонней ориентировки ребё нка в окружающем: в предметном мире, созданным людьми (с разнообразием свойств и качеств вещей и предметов); в мире природы, в мире человеческой деятельности и отношений и т. д. Ребё нок овладевает основными видами деятельности: предметной, трудовой, игровой, учебной и т. д.

В целом обучения на занятиях в детском саду характеризуется живостью и непосредственностью детей, разнообразием приёмов и действий, небольшим образовательным содержанием, опорой на детский опыт, яркой наглядной основой, использованием игровых и занимательных приёмов обучения.

Аванесова В. Н. обучение самых маленьких в детском саду. – М., 1968г.

Бабанский Ю. К. оптимизация процесса обучения. – М., 1977г.

Дошкольная педагогика. Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов. В 2 ч. Ч. 2. методика и организация коммунистического воспитания в детском саду / В. И. Логинова, П. Г. саморукова, Б. С. Лейкина и др. ; Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. саморуковой. – 2-е изд., испр. И доп. – М. : Просвещение, 1988г. – 270 с.

Лернер И. Я. дидактические основы методов обучения. – М., 1981г.

Основы дошкольной педагогики/ Под ред. А. В. запорожца, Т. А. Марковой. – М.,

Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. – М., 1980г.

Усова А. П. Обучение в детском саду. – М., 1981г.

Особенности воспитания детей дошкольного возраста Для большинства мужчин и женщин ребенок – это огромное счастье и смысл жизни. А еще это большая ответственность, о которой нельзя забывать.

Методика обучения декоративному рисованию детей дошкольного возраста Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия.

Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является.

Особенности литературного развития детей старшего дошкольного возраста ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА М. А. Коен ГБДОУ детский сад №120 комбинированного вида Фрунзенского.

Особенности нарушения речи у детей дошкольного возраста и роль детского дошкольного учреждения в их коррекции По данным мировой статистики, в последние годы число речевых расстройств в детском возрасте растет, в связи с чем актуальность профилактики.

Особенности обучения детей с задержкой психического развития Особенности обучения детей с задержкой психического развития. Составитель Согомонян Г. Г. Одной из задач преобразования нашего общества.

Особенности развития детей дошкольного возраста 1. Особенности развития детей дошкольного возраста Дошкольный возраст охватывает период развития с 3 до 7 лет. В период дошкольного детства.

Особенности самооценки детей дошкольного возраста Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности. Самооценка.

Особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес.

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста Консультация для педагогов подготовительной группы. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный.

Обучение представляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (преподавание), и тех, кого обучают (учение). Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий - научение. Научение - это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитии ребенка.

Основным компонентом является учение - деятельность того, кого обучают, ради которого организован процесс обучения. В зависимости от того, как протекает учение, наблюдаются те или иные сдвиги в развитии обучаемого.

Учение часто рассматривают как синоним учебной деятельности: поскольку ребенок учится, значит, он занимается учебной деятельностью. Такое отождествление учебной деятельности и учения неправомерно.

Существуют, как отмечал С. Л. Рубинштейн, два вида учения,в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями.

1. «Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель.

2. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели.

Учебно-познавательная деятельность дошкольников– это самостоятельная деятельность ребенка по усвоению знаний, умений, навыков, способов действий.

С. Л. Рубинштейна рассматривал учебную деятельность как вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями.

Анализ учебной деятельности, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строение, а именно:

Учебная задача------>учебные действия------>контроль------>оценка.

Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных учебных операций.Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально - с помощью каких-то предметов либо материализованно - с использованием изображений их знаковых заменителей. Например, усваивая понятия равенства и неравенства групп предметов, ребенок выполнит действия с игрушками, картинками, фишками, замещающими реальные предметы или их изображения. Лишь постепенно, по мере отработки той или иной операции, процесс выполнения действий свертывается и совершается сразу как единое целое.

Следует отметить, что формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении, - длительный процесс. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные ее элементы.

В младшем дошкольном возрастена занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе от 2 до 3 лет), учить освое­нию различных способов деятельности (на этапе от 3 до 4 лет).

После 4 лет (средний дошкольный возраст) деятельность ребенка приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задания, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности:

- умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;

- самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

- умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

- умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат.

Условия успешного формирования учебной деятельности:

Обучение представляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (преподавание), и тех, кого обучают (учение). Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий - научение. Научение - это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитии ребенка.

Основным компонентом является учение - деятельность того, кого обучают, ради которого организован процесс обучения. В зависимости от того, как протекает учение, наблюдаются те или иные сдвиги в развитии обучаемого.

Учение часто рассматривают как синоним учебной деятельности: поскольку ребенок учится, значит, он занимается учебной деятельностью. Такое отождествление учебной деятельности и учения неправомерно.

Существуют, как отмечал С. Л. Рубинштейн, два вида учения,в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями.

1. «Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель.

2. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели.

Учебно-познавательная деятельность дошкольников– это самостоятельная деятельность ребенка по усвоению знаний, умений, навыков, способов действий.

С. Л. Рубинштейна рассматривал учебную деятельность как вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями.

Анализ учебной деятельности, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строение, а именно:

Учебная задача------>учебные действия------>контроль------>оценка.

Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных учебных операций.Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально - с помощью каких-то предметов либо материализованно - с использованием изображений их знаковых заменителей. Например, усваивая понятия равенства и неравенства групп предметов, ребенок выполнит действия с игрушками, картинками, фишками, замещающими реальные предметы или их изображения. Лишь постепенно, по мере отработки той или иной операции, процесс выполнения действий свертывается и совершается сразу как единое целое.

Следует отметить, что формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении, - длительный процесс. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются отдельные ее элементы.

В младшем дошкольном возрастена занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе от 2 до 3 лет), учить освое­нию различных способов деятельности (на этапе от 3 до 4 лет).

После 4 лет (средний дошкольный возраст) деятельность ребенка приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задания, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности:

- умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;

- самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

- умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

- умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат.

Условия успешного формирования учебной деятельности:

В дошкольном возрасте используются элементы УД, организуемые взрослым, что необходимо для обеспечения тех качеств, формирования ЗУНов, которые подготовили бы ребенка для усвоения системы научных знаний. Хотя УД не является ведущей в дошкольном возрасте, но важно сформировать положительное отношение к обучению в школе, интерес к учению, развивать способности.

В дошкольном возрасте возникает своеобразная форма учебной деятельности: учение в дидактической игре. В ней выделяется отдельная учебная задача.

Особенности УД в дошкольном возрасте:

1) интерес не к результату учебы (саморазвитие и ЗУНы), а к её процессу, что определяется ведущим видом деятельности для этого возраста – игрой;

2) мотивами выступают любопытство, любознательность, игровые мотивы;

3) способами деятельности являются общеучебные умения – делать по образцу, работать со всеми в одном темпе, следовать инструкции.

Дошкольники ещё не осознают необходимости учиться, поэтому обучение организует взрослый, который определяет задачи, цели, методы обучения. Основной формой обучения в дошкольном возрасте являются занятия. Обязательны во всех возрастных группах, но их продолжительность, содержание и форма проведения отличаются. Проводятся в игровой форме с применением наглядных средств. Содержание отражено в учебной программе дошкольного образования.

Учебная деятельность возможна лишь при наличии у дошкольников общих способов действий, которые позволяют решать практические и познавательные задачи, выделять новые связи и отношения. По мнению А.П.Усовой, к ним относятся:

1) умение слушать и слышать воспитателя, работать по его указанию;

2) способность отделять свои действия от действий других детей;

3) контроль за своими действиями и словами и др.

I уровень – высокий – отличается производительностью и целенаправленностью всех процессов познавательной деятельности; активным, заинтересованным отношением к учению, способностью к самоконтролю своих действий и к оценке своих результатов. На основе усвоенного дети могут решать доступные им задачи в практической и умственной деятельности. Дети слушают указания, руководствуются ими в работе, в случае непонимания задают вопросы, правильно оценивают работу других свою, достигают нужных результатов.

II уровень − средний. Все признаки овладения учебной деятельностью еще нестойки. Но вместе с тем дети уже могут обучаться, хотя и возможны всякие отклонения. Дети слушают указания, условно придерживаются их в работе, самоконтроль не устойчив, осуществляется через работу других детей, при выполнении работы склонны к подражанию другим детям, результаты условны.

III уровень − низкий – начало формирования учебной деятельности, характеризующееся внешней дисциплинированностью на занятии. Дети слушают указания, но как бы не слышат их, не руководствуются ими в работе, к оценке не чувствительны, результата не достигают.

Эти показатели отражают не возрастное развитие, а развитие процесса обучения и познавательной деятельности.

Своеобразие УД детей дошкольного возраста заключается в виде:

1.цель – сформировать первичные представления об окружающей действительности и о самом себе. В дошкольном возрасте важно сформировать готовность к обучению в школе, а именно сформировать познавательные мотивы и развитие интеллектуальных, нравственно-волевых качеств, необходимых для дальнейшего обучения в школе.

2. содержание – удовлетворение детской любознательности, развитие познавательных интересов, желание познать мир. Устойчивый познавательный интерес создаёт у ребёнка желание учиться, постоянно получать новые знания.

3. Способами деятельности являются простейшие общеучебные умения – делать по образцу, работать со всеми в одном темпе, следовать инструкции.

4. Обучение в дошкольном возрасте строится на интересе и не предусматривает выставление оценок. В дошкольном возрасте закладываются интересы, желание учиться, независимо от успешности в УД.

5. Использование методов, приёмов обучения, соответствующих возрастным особенностям развития психических познавательных процессов.

Эти особенности связаны с тем, что маленькие дети не совсем понимают, для чего им надо учиться, быстро отвлекаются, им больше нравится играть. Известный психолог Алексей Николаевич Леонтьев указывал на то, что, организуя УД для детей дошкольного возраста, следует помнить, что эта деятельность должна быть привлекательной, а не принудительной.




Для дошкольников важным является мотив к УД, поэтому необходимо создавать условия, повышающие мотивацию дошкольника и способствующие поддержанию познавательных интересов:

- УД должна стимулировать активность ребёнка, должна быть разнообразной;

- новый материал должен опираться на ранее усвоенный;

- учебные задачи должны быть достаточно сложными, но посильными;

- ЗУНы должны использоваться в повседневной жизни;

- необходима положительная оценка успеха ребёнка;

- материал должен быть ярким, запоминающимся, вызывать эмоциональный отклик у ребенка.

Таким образом, правильная организация УД в дошкольном возрасте закладывает интерес к дальнейшему обучению в школе; неправильная организация обучения в детском саду отбивает охоту учиться дальше. Элементы УД в дошкольном возрасте являются подготовительным этапом в жизни ребёнка к систематическому усвоению основ научных знаний в дальнейшем обучении в школе.

В дошкольном возрасте используются элементы УД, организуемые взрослым, что необходимо для обеспечения тех качеств, формирования ЗУНов, которые подготовили бы ребенка для усвоения системы научных знаний. Хотя УД не является ведущей в дошкольном возрасте, но важно сформировать положительное отношение к обучению в школе, интерес к учению, развивать способности.

В дошкольном возрасте возникает своеобразная форма учебной деятельности: учение в дидактической игре. В ней выделяется отдельная учебная задача.

Особенности УД в дошкольном возрасте:

1) интерес не к результату учебы (саморазвитие и ЗУНы), а к её процессу, что определяется ведущим видом деятельности для этого возраста – игрой;

2) мотивами выступают любопытство, любознательность, игровые мотивы;

3) способами деятельности являются общеучебные умения – делать по образцу, работать со всеми в одном темпе, следовать инструкции.

Дошкольники ещё не осознают необходимости учиться, поэтому обучение организует взрослый, который определяет задачи, цели, методы обучения. Основной формой обучения в дошкольном возрасте являются занятия. Обязательны во всех возрастных группах, но их продолжительность, содержание и форма проведения отличаются. Проводятся в игровой форме с применением наглядных средств. Содержание отражено в учебной программе дошкольного образования.

Учебная деятельность возможна лишь при наличии у дошкольников общих способов действий, которые позволяют решать практические и познавательные задачи, выделять новые связи и отношения. По мнению А.П.Усовой, к ним относятся:

1) умение слушать и слышать воспитателя, работать по его указанию;

2) способность отделять свои действия от действий других детей;

3) контроль за своими действиями и словами и др.

I уровень – высокий – отличается производительностью и целенаправленностью всех процессов познавательной деятельности; активным, заинтересованным отношением к учению, способностью к самоконтролю своих действий и к оценке своих результатов. На основе усвоенного дети могут решать доступные им задачи в практической и умственной деятельности. Дети слушают указания, руководствуются ими в работе, в случае непонимания задают вопросы, правильно оценивают работу других свою, достигают нужных результатов.

II уровень − средний. Все признаки овладения учебной деятельностью еще нестойки. Но вместе с тем дети уже могут обучаться, хотя и возможны всякие отклонения. Дети слушают указания, условно придерживаются их в работе, самоконтроль не устойчив, осуществляется через работу других детей, при выполнении работы склонны к подражанию другим детям, результаты условны.

III уровень − низкий – начало формирования учебной деятельности, характеризующееся внешней дисциплинированностью на занятии. Дети слушают указания, но как бы не слышат их, не руководствуются ими в работе, к оценке не чувствительны, результата не достигают.

Эти показатели отражают не возрастное развитие, а развитие процесса обучения и познавательной деятельности.

Своеобразие УД детей дошкольного возраста заключается в виде:

1.цель – сформировать первичные представления об окружающей действительности и о самом себе. В дошкольном возрасте важно сформировать готовность к обучению в школе, а именно сформировать познавательные мотивы и развитие интеллектуальных, нравственно-волевых качеств, необходимых для дальнейшего обучения в школе.

2. содержание – удовлетворение детской любознательности, развитие познавательных интересов, желание познать мир. Устойчивый познавательный интерес создаёт у ребёнка желание учиться, постоянно получать новые знания.

3. Способами деятельности являются простейшие общеучебные умения – делать по образцу, работать со всеми в одном темпе, следовать инструкции.

4. Обучение в дошкольном возрасте строится на интересе и не предусматривает выставление оценок. В дошкольном возрасте закладываются интересы, желание учиться, независимо от успешности в УД.

5. Использование методов, приёмов обучения, соответствующих возрастным особенностям развития психических познавательных процессов.

Эти особенности связаны с тем, что маленькие дети не совсем понимают, для чего им надо учиться, быстро отвлекаются, им больше нравится играть. Известный психолог Алексей Николаевич Леонтьев указывал на то, что, организуя УД для детей дошкольного возраста, следует помнить, что эта деятельность должна быть привлекательной, а не принудительной.

Для дошкольников важным является мотив к УД, поэтому необходимо создавать условия, повышающие мотивацию дошкольника и способствующие поддержанию познавательных интересов:

- УД должна стимулировать активность ребёнка, должна быть разнообразной;

- новый материал должен опираться на ранее усвоенный;

- учебные задачи должны быть достаточно сложными, но посильными;

- ЗУНы должны использоваться в повседневной жизни;

- необходима положительная оценка успеха ребёнка;

- материал должен быть ярким, запоминающимся, вызывать эмоциональный отклик у ребенка.

Таким образом, правильная организация УД в дошкольном возрасте закладывает интерес к дальнейшему обучению в школе; неправильная организация обучения в детском саду отбивает охоту учиться дальше. Элементы УД в дошкольном возрасте являются подготовительным этапом в жизни ребёнка к систематическому усвоению основ научных знаний в дальнейшем обучении в школе.

Читайте также: