Модель деятельности школьного менеджера

Обновлено: 02.07.2024

Обеспечение качества образования, как и любой другой процесс в социально-экономической системе, не должно формироваться стихийно, это управляемый процесс. Управление начинается с цели в данном случае это, прежде всего повышение конкурентоспособности образовательного учреждения. Профессиональная компетентность менеджеров образовательного учреждения в области управленческой, социально-педагогической и методологической деятельности является важнейшим фактором конкурентоспособности образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, его эффективного функционирования и развития в новых социально-экономических условиях.

Управление качеством образования невозможно осуществлять на сугубо административной основе, оно требует широкого участия всех работников образования. Коллектив - нечто большее, чем просто логическое упорядочение работников, выполняющих взаимосвязанные задачи. Качество социально-психологического климата в коллективе определяет отношение руководителя к обществу в целом, к своей организации и к каждому человеку в отдельности. Если в его понимании человек представляется как ресурс, сырьевая и производственная база, то такой подход не даст должного результата, в процессе управления возникнет перекос и недочет или пересчет ресурсов для выполнения конкретной задачи. Именно поэтому и важно понять цели, задачи и положение менеджера в организации, а также и механизмы управления организацией.

Менеджер — это тот, кто управляет другими людьми, отвечает за рациональное использование ресурсов (всех, которые ему даны), принимает управленческие решения и несет за них ответственность. Это специалист в области управленческой деятельности. Главными критериями успешности менеджера, является его способность находить верные решения в сложных ситуациях, умение найти грамотный и рациональный подход к своим подчиненным.

В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций:

*Межличностные- выполняет роль лидера, то есть он отвечает за мотивацию, набор, подготовку работников и т.д. Также менеджер является связующим звеном между своими работниками.

*Информационные- являясь приёмником информации, руководитель получает разнообразную информацию и использует её в целях организации. Эта роль также заключает в себе распространение информации среди членов организации.

*Представительские- менеджер организации образования представляет интересы учреждения образования на различных мероприятиях, передает информацию об организации при внешних контактах.

*Управленческие- выступает в роли предпринимателя, разрабатывает и контролирует различные проекты по совершению деятельности организации образования. Также он выступает в роли человека, устраняющего нарушения в деятельности организации. Является распределителем ресурсов своей организации. К тому же он является лицом, ведущим переговоры с другими организациями от имени своей организации.

*Контролирующие.. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организации своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов. Измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.

Успешный современный менеджер организации образования должен синтезировать в себе и постоянно развивать две группы компетенций: специальные компетенции и базовые компетенции менеджера.

Специальные компетенции

- знания, умения и навыки менеджера, позволяющие ему грамотно определить стратегию развития учреждения образования

- умение менеджера обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность базовые компетенции

К этой группе компетенций относятся личностные качества менеджера.

Современный менеджер образования должен иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны сотрудников: -интеллектуальные,- волевые, -эмоциональные, -нравственные, -коммуникативные.

Основным фундаментом личностного качества современного менеджера представляет собой личностная сила самого менеджера, состоящая из семи измерений.

В начале любого проекта менеджеру нужно собрать сведения и вникнуть в существо дел, т.е. необходимы развитые качества восприятия. Затем надлежит все обдумать, поговорить об этом, составить и утвердить годовой план, т.е. нужны качества группы взаимосвязи. Далее выбираются тактические пути осуществления плана, т.е. необходимы качества группы выбор. В течение всего процесса осуществления проекта необходимы качества группы воля. Они придают проекту наполненность и силу, и особенно важны в тех случаях, когда возникают препятствия и трудности. На стадии практической реализации проекта для менеджера очень важными становятся качества группы активность. А качества веры придают уникальность проекту, наполняют его особым смыслом, рождают вдохновение, позволяют не сдаваться и продолжать бороться в критической ситуации. Последняя группа качеств — мудрость она соответствует глубокому осознанию целостности и взаимосвязанности явлений, окружающих человека.

Тремя основными навыками должны в совершенстве владеть все без исключения менеджеры.

Концептуальные навыки — навыки человека воспринимать организацию как единое целое и в то же время четко понимать специфику и взаимосвязи ее частей; это умение системно мыслить, обрабатывать поступающие данные, преобразовывать их в информацию, планировать и организовывать деятельность с учетом перспектив развития организации и внешней среды.

Социальные навыки — это навыки работы с людьми и достижения организационных целей при помощи людей. В современном мире именно эти навыки менеджера считаются решающими для обеспечения выживаемости и конкурентоспособности организации или подразделения.

Технические навыки — это специальные навыки, необходимые для выполнения рабочих заданий: владение методами, технологиями, способами решения задач, умение использовать оборудование, технические средства (для расчета бюджета, проведения исследований, производства продукции, оказания услуг и пр.).

Модель современного менеджера образования – это описание того, к чему должен быть пригоден специалист образования, к выполнению каких функций он подготовлен и какими качествами обладает. Модель выступает системообразующим фактором для отбора содержания образования и форм его реализации в учебном процессе.

Модель менеджера образования выступает определенным перечнем всех требований, которые предъявляет практика, а значит, они должны учитываться при построении учебного процесса.

Современный менеджер образования должен:

  • Уметь трансформировать приобретаемые знания в инновационные технологии
  • Знать, как получить доступ к глобальным источникам знаний, владеть современными информационными технологиями
  • Иметь мотивацию к обучению на протяжении всей жизни, обладать навыками самостоятельного получения знаний и повышения квалификации
  • Владеть методологией и аналитическими навыками
  • Знать и уметь применять методы проведения научных исследований
  • Обладать коммуникативными способностями, уметь работать в команде, адаптироваться к переменам, способствовать социальной сплоченности
  • Разделять ценности, необходимые для того, чтобы жить в условиях сложного демократического общества, быть его гражданином, обладать необходимыми социальными компетенциями.

Каждый менеджер должен самостоятельно поддерживать свой собственный рост и развитие. Руководителю, прежде чем требовать профессионализм с других, следует самому быть профессионалом, превосходящим других, только тогда приобретаешь право формировать видение будущего, ставить цели, давать оценки.

Важная черта менеджера - реализм. Он должен уметь правильно оценить свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе. Для этого необходимо правильно поощрять людей, превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивая нестандартные подходы и неизвестные грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной долей авантюризма для пущей привлекательности. Он должен считаться с желанием подчиненных добиться определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать реализации их в жизнь.

Но самое главное - менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не поднимать под себя.

Современный менеджер должен обладать внутренней самостоятельностью и способностью к риску, постоянно аккумулировать новую информацию, уважать закон и нравственные ценности, уметь выстраивать свой собственный имидж и сохранять профессиональную репутацию производителя. Для имиджа важно всё: культура речи, манеры поведения, одежда. Понятие имиджа включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Кроме того, оно говорит как о внешнем облике, так и о внутреннем мире человека, о его психологическом типе.

Менеджер должен обладать менеджментом знаний. Это усилия менеджеров по систематическому поиску, формированию и обеспечению доступности для сотрудников интеллектуального капитала отдела образования и поощрению в ней культуры постоянного обучения и обмена знаниями, так как деятельность отдела образования основывается на том, о чем есть знания. Комплексная система менеджмента знаний включает не только технологию получения и хранения знаний для легкого доступа к ним, но и новые ценности менеджмента, поддерживающие принятие рисков, обучение и сотрудничество. Важно для менеджера схватывать все налету, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается.

Современный менеджер образования должен быть готов к основным видам профессиональной деятельности , которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления. Механизмы развития профессиональной деятельности менеджера организации образования : управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая, кадровая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, диагностическая, инновационная, методическая, консультационная, образовательная.

Процесс управления - деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления, направленная на достижение целей, путем реализации определенных функций с использованием методов управления. Центральное место в процессе управления занимает процесс принятия управленческого решения. Любое управленческое решение связано с оценкой и анализом ситуации, эффективности и вариантов решения, выбором наиболее оптимальной из числа имеющихся альтернатив.

Организационная- Одной из основных задач планирования является эффективное распределение ресурсов. Планы помогают распределять действия менеджера, относящиеся к использованию ресурсов, по направлениям, которые способствуют достижению целей. Планирование служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации. Планирование деятельности менеджера состоит:

– стратегическое (программа развития отдела образования, образовательная программа, проект и т.п.,

- перспективное (план на год, компелексная целоевая программа),

Экономическая, планово-финансовая. Основные управленческие инструменты финансовой политики, должны обеспечивать адекватное финансовое планирование, реализовывать эффективный управленческий учет, обеспечивать контроль соблюдения бюджетов, позволять производить итоговую и текущую оценку основных финансовых показателей деятельности отдела образования.

Кадровая политика. Именно персонал является главным ресурсом успеха любого учреждения. Согласно статистике, 64% прибыли приносит грамотно подобранный и хорошо обученный персонал. Поэтому, управленческие инструменты кадровой политики должны обеспечивать эффективный подбор персонала в организацию, позволять управлять процессом адаптации и процессом прохождения испытательного срока для новых сотрудников., помогать развивать индивидуальные достижения сотрудников и оценивать их результативность.
Информационно-аналитическая. Информационные технологии как ресурс развития управленческого потенциала сферы образования расширение знаний слушателей об информационной основе управления и совершенствование практических умений, связанных с созданием и использованием информационных фондов, на основе анализа которых осуществляются рациональные управленческие воздействия.

Проектно-исследовательская. Организация опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности как условие и фактор развития отдела образования. Особенности исследовательской деятельности в разных типах учебных заведений отдела образования.

Диагностическая. Овладение методами диагностики состояния педагогических явлений и процессов.

Научно-методическая. Научно-методическая поддержка понимается как методическая помощь лидерам в осмыслении, описании и обобщении опыта работы, определение путей использования менеджмента в педагогической практике. Создание системы повышения квалификации и переподготовки педагогических, административных кадров.

Инновационная Тенденции и разновидности развития, управление развитием. Понятие инновации, инновационного процесса, инновационной деятельности как фактора обновления и регулирования образовательных процессов. Классификация инноваций, взаимосвязь инноваций с развитием науки и техники, стимулирование применения инноваций в производстве.

Завершающая стадия менеджмента, заключается в организации и осуществлении контроля. Анализ ситуации, постановка задач, разработка стратегии и организации деятельности образования имеют общую цель- контроль. Однако в этом смысле контроль имеет специфическое значение и выражается в постановке целей (стандартов, норм), сравнении полученных результатов с целевыми, определении отклонений от требуемых показателей, выяснение причин этих отклонений от требуемых показателей, принятие необходимых мер по исправлению ситуации.

Модель менеджера призвана воплотить принципы построения системы управления качеством. Все компоненты, которые представляют собой единый комплекс политик, реализуемых в любой современной организации образования, стремящейся обеспечить себе устойчивое стратегическое лидерство менеджера в быстроменяющихся условиях.

В комплексе весь набор управленческих инструментов менеджера организации образования представляет собой действующую в организации образования управленческую систему. Чем лучше и четче разработаны сами инструменты и чем выше компетенции менеджера организации образования и специалистов в отделе образования, тем технологичней и эффективней сам управленческий процесс.

Использованная литература :

2. ОБРАЗОВАНИЕ В КАЗАХСТАНЕ. Аскарова А.Д

4. Концептуальные подходы к развитию образования в Республике Казахстан. – Астана.2015 г

5. Дюсекенова Гульмира Габбасовна. Менеджмент и образование в РК. 2015 – 2016 г

Одно из ведущих мест в процессе решения этих задач принадлежит менеджеру образования, которому приходится сталкиваться с возрастающей сложностью новых задач и нести все большую ответственность за принятые решения и конечные результаты. В нашем понимании, менеджер образования - это профессионал, способный творчески осуществлять профессиональную управленческо-педагогическую деятельность, непрерывно развиваясь и самореализовываясь в ней как индивидуальность.

ВложениеРазмер
model_menedzhera_obrazovaniya.doc 81 КБ

Предварительный просмотр:

Щербинова Наталья Николаевна

Модель менеджера образования

Вхождение России в мировое экономическое сообщество, развитие рыночных отношений приводят к кардинальным изменениям во всех сферах жизнедеятельности нашей страны. Появляются новые области деятельности, возникает потребность в подготовке управленческого персонала, способного эффективно работать в новых условиях. Ключевая роль принадлежит здесь менеджменту и менеджеру как профессиональному управляющему.

Основными направлениями развития образования в России сегодня является гуманизация образование по выбору, личностно-ориентированное обучение. Главной ценностью образования становится развитие в человеке потребности и возможности выйти за пределы изучаемого, способности к самореализации творческого потенциала, направленности на саморазвитие и самообразование в течение всей жизни.

Одно из ведущих мест в процессе решения этих задач принадлежит менеджеру образования, которому приходится сталкиваться с возрастающей сложностью новых задач и нести все большую ответственность за принятые решения и конечные результаты. В нашем понимании, менеджер образования - это профессионал, способный творчески осуществлять
профессиональную управленческо-педагогическую деятельность, непрерывно развиваясь и самореализовываясь в ней как индивидуальность.

Объект исследования — модель менеджера образования.

Предмет исследование — модели менеджеров образования.

Цель исследования: изучив возможные модели подготовки менеджеров образования выбрать ту, которая будет способствовать результативной управленческо-педагогической деятельности.

В сложном мире образования выдвигается следующая гипотеза модель подготовки менеджерам образования к управленческо-педагогической деятельности будет целостной и потенциально результативной, при следующих условиях:

  1. ее разработка осуществляется с опорой на теорию контекстного обучения, в котором интегрируется предметное и социальное содержание будущего профессионального труда, обеспечивается трансформация учебной деятельности обучающегося в профессиональную деятельность специалиста - менеджера образования;
  2. содержание образования имеет два источника: содержание научных дисциплин, преобразованное в учебные предметы, и содержание будущей профессиональной деятельности менеджера образования, в виде его основных профессиональных функций, проблем и задач.
  3. Модель процесса подготовки менеджера образования реализуется на основе функционального содержания его деятельности в направлении развития личности субъектов образовательного процесса и через организацию рефлексивного взаимодействия, в ходе которого стимулируется их творческое саморазвитие-
    Проверка данной гипотезы требует решения следующих задач:

1. Провести теоретический анализ и обобщение основных подходов к подготовке и переподготовке специалистов в целом и менеджеров образования, в частности;

2. Осуществить рефлексию психолого-педагогических и организационно -у правленческих основ системы подготовки менеджеров образования;

3. Исследовать содержание и функциональные характеристики деятельности менеджера образования, определить основные виды деятельности руководителя, разработать на этой основе типологию учебно-познавательных проблем и задач.

Менеджер является организатором людей на уровне высокого искусства, а потому менеджер образования - это профессия, требующая особой подготовки. Задача менеджеров образования на данном этапе - сформировать способность воспринимать этот целостный процесс, обеспечить развитие каждого из отдельных процессов, суметь определить противоречия, лежащие в их основе, найти способы их решения.

Отсутствие же нормативно-логических описаний управленческой педагогической деятельности, реформирование и обновление образования требуют разворачивания профессиональной управленческой деятельности, направленной на развитие системы за счет специфических форм, методов, техник, позволяющих перейти к качественно новому будущему. Это становится возможным только при условии развития самих управляющих -менеджеров образования.

Деятельности менеджера образования присущи черты, характерные для деятельности вообще, но и особенные, связанные с управлением образовательным учреждением. По своей природе деятельность менеджера образования полифункциональная, он выступает в роли организатора, администратора, исследователя, педагога, хозяйственника , общественного деятеля. Большинство ученых выделяют в структуре деятельности менеджера образования 4 блока:

  1. административный
  2. педагогический
  3. коммуникативный
  4. исследовательский.

При этом последние дна блока - коммуникативный и исследовательский - присутствуют в двух первых и обслуживают их.

Очевидно, что целью деятельности менеджера образования является обеспечение руководства и координации деятельности участников педагогического процесса по достижению социальной личностью значимых результатов в обучении, воспитании, развитии школьников. Деятельность по управлению образовательным учреждением приобретает смысл тогда, когда наполняется реальным педагогическим содержанием. Таким образом, деятельность менеджера образования по своему содержанию является управленческой и педагогической. Управленческо - педагогическая деятельность менеджера образования имеет своей целью обеспечение условий для успешной деятельности педагогического коллектива по реализации стоящих перед ним задач.
Управлять — значит приводить к успеху других. Менеджмент рассматривает успех с позиции удовлетворения у человека потребностей высшего уровня, в самовыражении через творческую профессиональную деятельность.

Творческую личность определяют не только творческий потенциал, но и степень активности социальной, профессиональной, познавательной в его реализации. В современной педагогике и психологии намечены только общие подходы к решению этого комплекса проблем (А.Г.Асмолов).

Творческую природу педагогической деятельности отмечали К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, П.П.Блонский, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.С.Сухомлинский. Она достаточно глубоко исследована и современными учеными.

В современной психолого-педагогической литературе педагогическое творчество рассматривается как процесс решения учебно-воспитательных задач и проблем в меняющихся обстоятельствах . А.М.Матюшкин, изучая компоненты творческой профессиональной деятельности в связи с решением проблемных задач, выделил следующие компоненты: целевые действия; способы деятельности; условия деятельности; стадии творческого процесса: созревание, вдохновение, проверка.

В многочисленных публикациях по управлению и менеджменту
утверждается понятие об управленческом решении как единице

управленческой деятельности, в котором эта деятельность концентрируется. Большинство авторов выделяют следующие стадии принятия управленческого решения:

  1. возникновение проблемной ситуации
  2. появление проблемы, се определение
  3. описание проблемной ситуации
  4. сбор и обработка информации
  5. формулирование критериев решения
  6. выработка курса действий
  7. возможные последствия принятого решения
  8. план действий по реализации решения
  9. выполнение принятого решения

10. результаты контроля хода реализации.

Сравнительный анализ стадий творческого процесса педагога со

стадиями принятия управленческого решения показывает их практическую тождественность, что еще раз доказывает управленческо-педагогическое содержание деятельности менеджера образования и присутствие управленческого аспекта в деятельности педагога, а также творческий характер управленческой деятельности.

  1. ситуативный, где требуется доля инициативы и свободы действий,
    но в определенных границах. На этом уровне менеджер должен оценить целый круг возможных решений и выбрать наиболее подходящее. Помимо управленческого чутья здесь требуется управленческая компетентность и профессионализм;
  2. инициативный, на этом уровне менеджер должен выбрать
    творческое решение на основе возможных проверенных и
    некоторых новых идей, здесь требуется решительность и
    способность сделать прорыв в неизвестное;

- инновационный - наиболее сложный, требующий совершенно
нового подхода. Менеджеру необходимо найти способы понимать новые непредсказуемые проблемы, решение которых требует от него нового мышления.

При разработке проблемы исследовательского подхода к управлению Т.И. Шамова сделала вывод о том, что управленческая деятельность по сути своей имеет исследовательскую направленность, хотя и отличается от исследовательской деятельности по результатам и условиям. Управленческая и исследовательская деятельности едины по своей логике, методологической основе и целям. В конкретных условиях менеджер расширяет комплекс методов и средств, и в этом проявляется его творчество .

С позиций личностного подхода в многомерной творческой деятельности менеджера выделяются следующие компоненты: мотивационный, интеллектуальный, эмоционально-волевой. Требования к деятельности и личности менеджера, позволяют определить ключевые области, характеризующие его управленческую деятельность и личность:

  1. умение управлять собой — интегративная способность,
    вклад чающая равновесие личностных и профессиональных
    потребностей, рациональное и результативное использование времени, эффективное ранжирование дел, целесообразное общение с окружающими, коррекция стрессов;
  2. личностные ценности — основные жизненные позиции,
    позволяющие принимать правильные управленческие решения;
  3. личные цели;
  4. саморазвитие на основе знания себя и своих индивидуальных
    возможностей;
  5. навыки решения проблем;
  6. способность к инновациям — способность, включающая положительную оценку творческого подхода других людей и веру в свои силы , настойчивость в выполнении задач,
  7. умение порвать с традициями, потребность в переменах,
    способность принимать идеи, умение учиться на ошибках,
    стремление к риску;
  8. способность оказывать влияние на людей;
    понимание специфики управленческого труда;
  9. способность руководить, эффективно использовать людские ресурсы; способность обучать и развивать;

- способность формировать коллектив.

Анализ вышеперечисленных требований в форме качеств личности делает очевидной направленность их на осуществление творческой управленческо-педагогической деятельности, а также позволяет сделать предположение о том, что системообразующим элементом управленческо-педагогического творчества является креативность как потенциальная готовность к творческому процессу. При этом стимулирующим началом творческого процесса являются эмоционально-волевая и мотивационная сферы, а регулирующим фактором выступает творческое мышление.

Готовность к творческой управленческо-педагогической деятельности определяется уровнем развития индивидуальности личности. Это, в свою очередь, является одной из основных задач системы профессиональной подготовки менеджеров. Потребность в самореализации – важнейшая характеристика творческой индивидуальности.

Высший уровень саморегуляции характеризует личность как субъект деятельности, вырабатывающий оптимальную стратегию и тактику. В деятельности проявляется самостоятельность, инициативность, ответственность субъекта. Основу самоуправления составляет процесс осознания себя субъектом жизнедеятельности. Центральное звено этого явления — рефлексия как познание и самоанализ человеком явления собственного сознания.

Наличие же рефлексивной позиции у менеджера образования необходимо в двух аспектах:

  1. мотивационном, отражающем направленность личности па
    самопознание;
  2. процессуальном, показывающем степень развития навыков,
    необходимые для осуществлении рефлексии.

Таким образом, управленческо - педагогическая деятельность по своим компонентам представляется творческим процессом. Управленческо-педагогическое творчество мы определяем как сознательную, целеполагающую деятельность менеджера образования, направленную на высокоэффективное и результативное решение управленческо-педагогических задач, в процессе решения которых развивается личность самого менеджера. Основу творческой управленческой и педагогической деятельности составляет профессиональное управленческое педагогическое мышление.

Такой диалектический анализ и синтез на основе оперирования категориями сеть творческий познавательный акт, приближающий исследование специалиста к исследовательскому мышлению. Категориальный синтез мышлении менеджера является особым способом, необходимым для раскрытия и объяснения конкретных противоречий управляемых процессов. Поэтому уровень этой деятельности должен быть теоретико-практическим.

Исследования, проведенные среди менеджеров образования, показывают, что до 62% из них обладают управленческо-педагогическим мышлением на стихийно-эмпирическом: уровне и в своей работе, в основном, опираются на повседневную практику, В то же время на необходимость творческого подхода в управлении указывают более 50% опрошенных. При оценке экспертами качеств, не обходимых менеджеру для управления современным образовательным учреждением, 10% составляют качества, характеризующие творческую деятельность творческой личности .

Подводя итога, можно сделать вывод о том, что для эффективного и плодотворного решения задач в процессе образовательной деятельности, менеджер образования должен обладать высоким творческим уровнем управления . А это возможно только при организации соответствующей профессионально-творческой подготовки менеджеров образования.

1. Анисимов О.С. Принятие управленческих решений: методология и технология, - М., 2002,

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии, — М,: Педагогика, 1993г.

3. Беспалько В.П., Тагур О..Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М., 1989.

4. Беспалько В.П. О критерии качества подготовки специалистов У/ Вестник высшей школы. - 1998.- №l.- С.3-8.

5. Гальперин О.П.Управление формированием психических

процессов. М., 1977.

  1. Конаржевский Ю.А. Концепция внутришкольного управления.- Алма-Ата, 1990.

7. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М, 1992.

8. Талызина Н.Ф. Технология обучения и её место в педагогической теории. Современная высшая школа.- 1977.- №1(17). - С. 91-93.

9 . Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М. 1973г.

10. Талызина Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста.- Саратов, 1988.

11. Шипилина Л.A. Технология управления саморазвитием менеджера: Учебное пособие, Омск,1998.


Единственная возможность заставить человека сделать что -либо — это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это.

Стратегия вхождения Казахстана в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран в мире, развитие рыночных отношений ставят перед работниками образования серьезные задачи. Образование — одна из важнейших первооснов жизни общества, отражающее его реальное состояние, особенности и уровни развития. Система образования — один из наиболее крупных социальных институтов, связанный с политической и социально-экономической организацией общества. Она соответствует характерным особенностям системы: целостности, структурности, иерархичности, взаимозависимости системы и среды. Под системой образования понимается совокупность взаимодействующих программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений и органов управления образований. Образование обладает бóльшим, чем экономика, потенциалом влияния на общественное сознание. Этот потенциал обусловлен возможностью воспитания целого поколения граждан, обладающих социально полезными качествами.

Менеджмент рассматривает успех с позиции удовлетворения у человека потребностей высшего уровня. При этом формирование необходимых знаний, умений и навыков предполагает не только их эффективное применение в профессиональной деятельности, но и возможность их творческой интерпретации в условиях нестабильной рыночной среды. Современный менеджер должен обладать рядом таких основополагающих качеств, как креативность, адаптивность, стрессоустойчивость, коммуникабельность и т. д.

Основное понятие в менеджменте — это организация. Организацией считается группа людей, отвечающая следующим требованиям: наличие как минимум двух людей, наличие как минимум одной цели, наличие членов группы, которые сознательно работают вместе над достижением общей цели. Отсюда, организация — группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей. Основные функции управления организацией — это планирование, организация, мотивация и контроль. В школе выделяют перспективные, годовые, текущие планы работы. Основные требования к планированию: целенаправленность, перспективность, комплексность, объективность. Определённая целевая установка базируется на опыте работы школы по отношению к обучающимся. Перспективность планирования- это понятные и достигаемые в будущем цели. Комплексность-это применение различных средств, форм, методов, видов деятельности. Объективность- соотношение возможностей учеников и учителей. Соблюдение этих требований необходимо. Школьный инновационный менеджмент сегодня призван решать широкий спектр управленческих задач. Наиболее общие задачи школьного инновационного менеджмента — это задачи познания и преобразования объекта управления. Среди частных задач, способствующих познанию и преобразованию, можно выделить задачи сбора и обработки данных, выработки управленческих решений, формирования и развития управляемого процесса, организации преобразующей деятельности непосредственных исполнителей.

Эффективная деятельность организации или учреждения будет зависеть от того, насколько надежно и добросовестно каждый сотрудник исполняет свои обязанности и зачастую прилагает дополнительные усилия, и проявляет инициативу. Все это возможно при создании здорового психологического климата в организации, когда люди довольны своей работой, понимают важность поставленных целей, когда обеспечивается постоянное повышение профессиональной квалификации работающих.

Таким образом, инновационная модель менеджера– это творческая личность, способная преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих перед школой задач, создавать и использовать инновационные управленческие технологии. Это стратег, видящий перспективу развития своей организации на несколько лет вперед исходя из имеющихся социальных условий и ресурсов. Это носитель организационных перемен, вырабатывающий новые подходы к решению проблем, пропагандирующий новые ценности среди сотрудников. Это лидер, стремящийся выслушивать коллег, психологически настроенный на одобрение предложений, энтузиаст, поддерживающий энтузиастов. Это фанат, одержимый идеей, мудростью Нестора, справедливостью Агамемнона, хитростью Одиссея, энергичностью Ахиллеса. И хотя сам Гомер придерживался мысли, что идеального руководителя не существует, он подчеркивал, что если различные руководители с различными, присущими только им качествами, будут целенаправленно работать, то могут приблизиться к этому образу.

Основные термины (генерируются автоматически): группа людей, задача, инновационный менеджмент, менеджмент, отношение, развитие, система образования, управление, школа, школьный инновационный менеджмент.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Михайлова Надежда Степановна

Школьный Менеджер (далее, ШМ) — программное обеспечение:

настроен на конкретного преподавателя-предметника. При запуске, Менеджер приветствует учителя и выдает информацию о дате, уроке согласно расписанию, сколько времени осталось до начала или конца урока (перемены).

работает в тесном контакте с MS Office 2007

Цели и задачи Школьного Менеджера:

Основной целью использования Школьного Менеджера являются планирование, организация работы учителя на основе информационно-коммуникационных технологий.

- планирование учебного процесса

- автоматизировать составление всех видов отчетности, отражающей результативность образовательной деятельности: сводных отчетов по контингенту обучающихся, об итогах образовательного процесса за любой период;

- составление мониторинга успеваемости учащихся по предмету;

- создание справочного материала, конвертера величин по физике.

и отчёты о проведении разных школьных мероприятий и даже реализации основных общеобразовательных программ, включая результаты контрольных работ. Не очень жалуя бумажную работу, еще семь лет назад был разработан и используется мной электронный журнал на Excel. Несколько лет журнал дорабатывался. Появлялись новые пункты для отчетности- добавлялись новые изменения в электроном журнале. Со временем журнал стал перенасыщен информацией. Приложение _1

От Excel-журнала к Школьному Менеджеру

Управляющий является должностным лицом предприятия или сферы услуг, в котором он работает, и входит в средний и высший руководящий состав предприятий или сферы услуг. Определяющим признаком управляющего является наличие подчиненных.

Основная функция менеджеров — управление, включающее процесс планирования, организации, мотивации и контроля.

Рассмотрим кратко , что имеет и умеет ШМ: Приложение _2

электронный журнал, планирование уроков, расписание уроков

возможность работы с классами, учащимися

сводная ведомость по текущим и итоговым оценкам. по классам и учащимся

возможность работы с электронной литературой

учебный год, номер учебного периода (четверти, полугодия), номер учебной недели

текущий урок (класс, предмет, кабинет, время начала, конца и пр.).

тему текущего урока, задание на дом и пр.

сколько времени осталось до начала или конца урока (перемены).

Электронный журнал Приложение _1

текущие и итоговые оценки

средние по учащимся и по урокам Приложение _ 4

сводную ведомость в виде графика и диаграммы Приложение _ 5

сведения об ученике

раскрасить, выделить оценки по цветам

экспорт в Excel журнала

список учащихся меняется в зависимости от даты прибытия/убытия учащихся

Планирование уроков Приложение _6, 7

план уроков, план для СЖ, тематический план

дату проведения урока

редактирование (правку) текста плана

экспорт в Excel указанного плана

Работа с классами, учащимися

сведения об учащихся

открыть электронный журнал класса

экспорт в Excel сведения об учащихся

Расписание уроков Приложение _3

время начала, конца уроков

продолжительности уроков, перемен

экспорт в Excel расписания уроков на неделю

Конвертер величин

При решении физических задач, часто данные даются в единицах, которые редко встречаются на практике. Каждый, кто сталкивался с задачей перевести, скажем, температуру из градусов Фаренгейта в привычные градусы Цельсия или Кельвина задавался вопросом: Кто придумал всю эту путаницу с различными единицами? Почему нет какой-то единой для всех системы измерений? В разных странах используются самые разные единицы, и это не говоря уже о древних системах . Конвертер величин специально создан для того, чтобы сделать задачу перевода величин максимально простой.

Приложение _ 8, 9,10 Конвертер величин.

Сначала выбираем, что именно хотим конвертировать. Вот самые часто используемые меры измерения:

энергии и работы,

и необходимые математические вычисления:

синуса, косинуса, тангенса углов,

квадрата, куба, квадратного корня чисел.

Работа с электронными учебниками, пособиями по физике и диагностической картой Приложение _11, 12

Данная разработка демонстрировалась на школьном методобъединение учителей математики и физики и частично на родительских собраниях.

hello_html_m58259f25.jpg

Приложение _1

Читайте также: