Мобильная библиотека в детском саду что это такое

Обновлено: 05.07.2024

В детском саду у ребят появилась уникальная возможность поближе познакомиться с любимыми героями книг, окунуться в мир приключений и открытий. И все это благодаря сотрудникам передвижной районной библиотеки: Черненко Л. С., Дроник И. Н.

А ещё имеют возможность выбирать для домашнего чтения книги. Два раза в месяц музыкальный зал детского сада превращается в импровизированную библиотеку, где широко представлена детская художественная и энциклопедическая литература.

К выбору книги ребята подходят со всей ответственностью. Они внимательно перелистывают её страницы, рассматривают иллюстрации, советуются со сверстниками, общаются с библиотекарями. Когда за ними наблюдаешь со стороны, то видишь повзрослевших самостоятельных, целеустремленных дошколят, для которых жажда знаний и стремление к новым открытиям - это увлекательное путешествие в мир познания.

Проводниками в мир художественной литературы для детей становятся родители, а затем и педагоги. Впервые ребенок знакомится с книгой в семье, этому способствует рассказы и чтение родителей. Взрослый играет большую роль в том, станет ли ребенок с дошкольного детства настоящим читателем или встреча с книгой будет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

В настоящее время, дети все больше времени проводят, играя и просматривая мультфильмы за планшетами, компьютерными. Все реже встречаются ребята, читающие книги или просящие почитать родителей. На сегодняшний день видна актуальность в решении этой проблемы. Ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью, книга расширяет кругозор, обогащает внутренний мир ребенка и вызывает весь спектр эмоций - это и грусть, радость, сопереживание, удивление и вера в чудо. Книга учит отличать добро от зла, положительных героев от отрицательных.

Совместное чтение детей и родителей готовит к правильному взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет у ребят внимание, формирует желание и заинтересованность в чтении, помогает раннему и правильному, грамотному овладению родной речью.

Это работает так: необходимым условием для приобщения детей и родителей (законных представителей) к совместному чтению книг и воспитания интереса детей к книге является: ежедневное чтение детям художественных произведений; в процессе домашнего чтения использование и совместное создание рукописных книг; создание детской домашней библиотеки, выработка потребности ежедневного общения с художественной литературой, обучение детей уважительного отношения к книге. А также контроль педагогом процесса семейного чтения, рекомендации родителям по организации семейного чтения.

В процессе реализации проекта, воспитанники приносят свои любимые книги, пишут (с помощью взрослых) к ним сопроводительные записки, ведь так интересно прочитать таинственное послание, вложенное между страниц, и выбирают книги для себя.

Такой формат библиотеки является информационным центром, накапливающим, систематизирующем материалы на всех видах информационных носителей, обеспечивая максимально возможный доступ к педагогической информации, удовлетворяя современным запросам воспитанников, родителей и педагогического коллектива. Книги из такой библиотеки можно взять в группу, домой, для этого нужно только оформить карточку читателя, в которой записываются данные книги и срок возврата, а педагог (либо родитель) расписывается за взятую книгу. Это немаловажная деталь: так дети чувствуют ответственность, и учатся бережно относиться к книге.

Тип проекта : практико – ориентировочный

Участники: Воспитатели, родители, дети, сотрудники детской библиотеки

Продолжительность проектной деятельности : 1 год.

1. Создание модели образовательно – воспитательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге.

2. Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах приобщения ребенка к слушанью и чтению литературных произведений.

3. Возрождение традиций семейного чтения и формирование позитивного образа читающей семьи.

4. Развитие культуры чтения с ребенком через сотрудничество с его семьей.

1. Приобщить детей и родителей (законных представителей) к совместному чтению книг.

2. Развивать творческие способности и направленную активность у детей в практической деятельности.

3. Содействовать воспитанию интереса к детской книге, в том числе к Русским народным и Кубанским казачьим сказкам для детей.

4. Разработка и трансляция в родительскую среду информационных, технологических, консультационных методик развития семейного чтения.

Содержательные линии реализации проекта :

- Создание программно – методического обеспечения Проекта.

- Организация сотрудничества между библиотеками, школами и другими социальными институтами в продвижении семейного чтения.

- Освоение культурных практик совместного детско – родительского чтения.

- Организация буккросинга между читающими.

Реализация проекта предполагает :

- совместную деятельность родителей и детей;

- взаимодействия педагога с родителями;

- взаимодействие педагога с детьми;

- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.

Этапы реализации проекта :

1 этап. Организационно – подготовительный

Цель: разработка перспективного плана реализации проекта

1. Изучить методическую литературу по данной теме;

2. Провести анкетирование родителей и детей по выявлению запросов и интересов;

3. Составить сценарии литературных праздников, викторин;

4. Подготовка развивающей предметно – пространственной среды в группе;

2 этап. Основной

Цель: приобщение детей и родителей (законных представителей) к чтению художественной литературы. Возрождение традиции семейного чтения.

3 этап. Итоговый

1. Организация итогового мониторинга, включая родителей и детей.

2. Поощрение лучших читательских семей.

• Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе, к литературе Кубанского казачества.

• Возрождение традиции семейного чтения.

• Обобщение и распространение опыта по приобщению детей к чтению художественной литературы.

• Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания грамотного читателя и речевого развития ребенка.

Формы, методы и приё мы работы с детьми:

• подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя;

• пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте;

• выразительное чтение воспитателя (родителя);

• словесное рисование – цель которого: приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.

- игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;

- театрализованные игры – драматизации, воспитывающие у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствующие внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основу самостоятельности.

- отображение детьми впечатления от прочитанных книг в продуктивных видах деятельности: лепке и рисовании.

Ресурсное обеспечение проекта :

Материально – техническое обеспечение:

-библиотека в ДОУ

-детская библиотека п. Широчанка;

-музыкальный зал ДОУ;

-фонотека: аудиокассеты с записями детских произведений, русских волшебных сказок, рассказов и стихов

-видеотека: видеозаписи сказок русских и зарубежных писателей, познавательные фильмы о родном крае;

-книжный уголок в групповой комнате.

- демонстрационный материал: серия сюжетных картин;

- биографии детских писателей, портреты;

- сценарии литературных праздников, викторин, КВН;

- детская художественная литература;

- детская познавательная литература.

Технические средства обучения:

На данном этапе работы по проекту, основное внимание уделяется Русским народным и Кубанским казачьим сказкам, так как Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ.

Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.

Детские сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.

В дальнейшем планируется расширение и обогащение мобильной библиотеки авторскими сказками и рассказами, сказками зарубежных писателей, произведениями национальной литературы.

Мероприятие Сроки проведения Ответственные Ожидаемый результат

I. Организационный этап

Рекламная акция проекта в течение года

Разработка плана реализации Проекта образовательным учреждением Сентябрь - февраль Педагог Популяризация семейного чтения

Педагогический коллектив Проявление интереса родителями к Проекту

Изучение методической литературы сентябрь - февраль

Педагогический коллектив Подготовка (обновление) развивающей предметно – пространственной среды в группах для реализации Проекта

Родительские собрания в группах май.

Педагогический коллектив Родители дошкольников ознакомлены с целями, задачами, содержанием и планом реализации проекта. Выявление уровня заинтересованности родителей

II. Внедренческий этап

Консультации по тематике проекта сентябрь - май Педагогический коллектив Повышение заинтересованности родительского сообщества в возрождении лучших традиций семейного чтения

(составление тематических перечней для родителей (законных представителей) март - август Педагогический коллектив Популяризация семейного чтения, включенность родителей в реализацию проекта

буккросинг март - август Педагогический коллектив Повышение родительской компетентности в вопросах детского чтения. Популяризация семейного чтения

Экскурсии библиотеку март

Воспитатели групп старшего дошкольного возраста Дети старших – подготовительных групп становятся читателями библиотеки, заполняют читательский формуляр, берут книги для чтения в группу

Виртуальные тематические экскурсии по детским художественным произведениям

Создание медиатеки март - август

Педагогический коллектив Осуществление трансляции в родительскую среду информационных, технологических, консультационных методик развития семейного чтения

Создание собственных детских книг (с детскими стихами, рисунками, сказками, историями, сочиненными взрослыми и детьми) август

Педагогический коллектив Организация выставки самодельных книжек дошкольников в группах

Педагогический коллектив Популяризация семейного чтения, включенность родителей в реализацию проекта

Литературный КВН июль Педагогический коллектив Повышение интереса воспитанников к литературным произведениям.

Кубанские казачьи сказки

Викторина по сказкам июль

Педагогический коллектив Повышение заинтересованности у воспитанников в чтении и слушанье сказок. Выявление уровня осведомленности о традициях и быте казаков

Выставка рисунков, фотографий август

Педагогический коллектив Популяризация семейного чтения, включенность родителей в реализацию проекта

III. Рефлексивный этап.

Итоговый мониторинг включения семей воспитанников в проект август Педагогический коллектив Повышение интереса детей и родителей (законных представителей) к чтению художественной литературы. Возрождение традиции семейного чтения не менее

Создание банка методических материалов по реализации проекта август Педагогический коллектив Обогащение методической и художественной литературы, разработка медиотеки

У нас получилась совместная плодотворная работа, которая имеет свое продолжение и сейчас. Мы регулярно совместными усилиями накапливаем, каталогизируем и систематизируем материалы, применяя все виды информационных носителей.

В результате использования на практике мобильной библиотеки, отмечается повышение интереса детей и родителей к художественной литературе, к литературе Кубанского казачества. Беседы с детьми и родителями показывают, что интенсивно возрождаются традиции домашнего чтения. Педагоги заинтересованы в обобщении и распространении опыта воспитания и обучения по приобщению детей к чтению художественной литературы. Значительно повышается компетентность родителей в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребенка.

дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. -336с.

2. Гриценко З. А. Положи твое сердце у чтения - М. : Просвещение, 2000г.

3. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребёнок и книга. – М. : Просвещение, 1992.

4. Жукова Г. Д Родительское собрание по детскому чтению. - М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.

6. Международный день детской книги. - Ж. : Дошкольное образование, 2010. - №6.

7. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М. : Просвещение, 1996 г.

8. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека. : Школьная библиотека Программа поддержки чтения.

10. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж. : Дошкольное образование. 2010. - №6.

Глобализация и модернизация не обходит стороной библиотеки. Появляется новый формат такого учреждения — модельная библиотека.

На выигранные гранты будущие модельные библиотеки не только проводят косметический ремонт и пополняют книжные фонды, но и закупают роботов-библиотекарей, создают на базе учреждения кружки для лингвистов и блогеров, открывают арт-кафе и музыкальные гостиные.
О том, как присоединиться к их числу и превратить родную библиотеку в нечто большее, а также о том, какие идеи можно реализовать с минимальным бюджетом в своей библиотеке, читайте в статье ЛаЛаЛани.


Модельная библиотека — какая она?
Модельная библиотека — относительно новый формат взаимодействия муниципальной библиотеки и читателя. Первые модельные библиотеки появились еще в прошлом году, а потому для ряда городов и населенных пунктов такая модернизированная библиотека стала уже привычной реальностью.
Это особое пространство, которое из книгохранилища и читального зала трансформировалось в арт-холл для презентаций или мультимедийную коворкинг-зону для работы, общения и обучения.
В модельных библиотеках посетители слушают мастер-классы, играют в театре, выходят в виртуальную реальность и не только.


Во многих из них появились отдельные детские и подростковые зоны, а библиотечная мебель подобрана с учетом возрастных особенностей детей: разноуровневые и мобильные стеллажи в виде книжных домиков, стеллажи для игрушек и напольные сиденья-пуфики. Для удобства посетителей установлены шкафы-локеры для личных вещей с электронным замком, для реализации задуманных планов во время культурных
мероприятий — трансформирующиеся столики-картины и откидные экраны.

Модельные библиотеки получают современное техническое оснащение: электронные читальные залы, богатый фонд электронных и аудиокниг, бесплатное подключение к фондам Национальной электронной библиотеки. Кроме того, фонды учреждений постепенно оснащают системой автоматизации с помощью RFID-технологии: каждая книга получает RFID-метку, благодаря чему читатель оформляет ее выдачу через станцию самообслуживания.
Во всех библиотеках-участницах проекта появились компьютеры, фотоаппараты, проекторы, очки виртуальной реальности и даже синтезаторы.

Для читателей с ОВЗ в модернизированных библиотеках расширены дверные проемы, установлены удобные двери, пандус и поручни, специально переоборудован санузел. Для читателей с проблемами со зрением в большинстве библиотек установлены стационарные видеоувеличители.

Примеры модельных библиотек

Перечисленные характеристики модельных библиотек могут вызвать недоверие: все это звучит слишком фантастически. Однако примеров успешного воплощения замысла от библиотек-конкурсантов уже немало. ЛаЛаЛань хотела бы поделиться с вами некоторыми реализованными идеями по созданию модельной библиотеки, которые могут послужить вдохновением для будущих участников проекта и библиотек, которые по разным причинам не могут принять участие.

Автор: Ложкина Виктория Эдуардовна

Организация: МБДОУ детский сад № 56

Населенный пункт: город Белгород

Автор: Бирюкова Виктория Павловна

Организация: МБДОУ детский сад № 56

Населенный пункт: город Белгород


В своей работе мы уделяем особое внимание взаимодействию с родителями, в нашей группе неоднократно использовались новые формы работы с родителями, что позволяло нам делать различные мероприятия креативными и интересными. Идея буккроссинга подходила для этого как нельзя лучше.

Нами была поставлена цель буккроссинга в детском саду — распространить среди семей желание к чтению, повысить интерес к книгам, возродить интерес к чтению, возродить традиции семейного чтения. Ведь очень важно в нашем современном мире гаджетов и интернета - научить детей любить книги. Если в семье любят и много читают, то и ребёнок будет подражать образу жизни своей семьи.

Поэтому мы обратились к родителям, поместили объявление в группе вайбера, с просьбой принести в детский сад книги, которые уже прочитали и могли бы поделиться ими с другими, провели консультацию для родителей по Буккроссингу о его принципах и правилах.

Родители стали активно сотрудничать принесли книги, изготовили деревянный макет дерева – это стала полка для книг, получилось очень ярко и креативно. Так в раздевалке появилась удивительная мини - библиотека - Буккроссинга, которая привлекала внимание всех и детей и родителей.

Родители и дети подходили с телефоном, в котором уже была скачена программа, наводили объектив на выбранную книгу с QR- кодом, сканировали метку и автоматически открывали привязанную сказку, то есть книгу для онлайн прочтения.

На каждый край книги наклеили логотип в виде идущей книги, а еще по просьбе родителей завели журнал движения книг - в котором указано, чья это книга и когда и кто ее брал.

Читайте также: