Многообразие крестьянских типов в поэме кому на руси жить хорошо кратко

Обновлено: 07.07.2024

Поэма — большое лирико-эпическое произведение в стихах.

Крестьяне — население, занятое в сельскохозяйственном производстве.

Крепостное право (крепостничество) — право помещика распоряжаться личностью, трудом и имуществом принадлежащих ему крестьян.

Художественный образ — это конкретная и вместе с тем обобщенная картина человеческой жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника и в свете его эстетического идеала.

Список литературы

Основная литература:

1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2015. — 367 с.

Дополнительная литература:

Литература. 10 класс. Тематические тесты. От текста к смыслу. Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Легион, 2013. — 128 с.

Электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Испокон веков странники отправлялись путешествовать по святым местам, собирали предания, наблюдали за жизнью людей в разных регионах и делились историями с теми, кого встречали на своём пути. В простонародье таких ходоков считали мудрыми.

Одним из положительных, но в тоже время трагических образов в поэме является Ермил Гирин.

— А вам бы, други милые,

Спросить Ермилу Гирина, —

Сказал, подсевши к странникам,

Коли Ермил не выручит,

Счастливцем не объявится,

Так и шататься нечего. —

«А кто такой Ермил?

— Не князь, не граф сиятельный,

А просто он — мужик!

Ермил — простой крестьянин, но добившийся уважения народа и достатка, поэтому занимает значительную должность в крестьянской общине. В его характере Некрасов воплотил идеи справедливости и борьбы за неё: Ермил отвергает нечестные способы обогащения, старается помогать людям. Однажды нарушив закон, он слагает с себя полномочия бурмистра, так как не может жить не по совести. Судьба Ермила тоже оказывается трагической: он попадает в острог из-за бунта крестьян.

Нам правды не найти.

В доме Матрёны живёт пожилой Савелий, дед её мужа. Его былая сила растратилась из-за непосильного труда на барина и каторжных работ. В его образе Некрасов раскрывает трагедию русского мужика, крестьянина и богатыря по натуре, который гнёт спину всю жизнь ради того, чтобы прокормить семью. Но даже несмотря на все несправедливости жизни, Савелий демонстрирует широту своей души: он добр и мудр.

Ещё одним правдоискателем в поэме является Григорий Добросклонов. Его образ одновременно реальный, но в то же время обобщённый. Судьба Григория — типичный путь разночинца: он сын батрачки и дьячка, голодное детство сменилось годами в семинарии, где он много учился и решил быть народным заступником. Григорий — выходец из народа, он побуждает людей к борьбе и надеется на лучшее будущее.

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Чахотку и Сибирь.

Однако участь Григория тоже нелегка и трагична. И всё же, по мысли поэта, именно его так старательно ищут странники, потому что он воплощает идеал Некрасова — человека, который посвятил жизнь служению народа. И даже все мечты его направлены на это.

. Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

На всей святой Руси!

Яким Нагой — ещё один яркий образ в поэме. Он — типичный представитель беднейшего крестьянства, который всю жизнь горбатится, чтобы прокормиться. Даже описание его внешности вызывает сочувствие:

Вгляделся барин в пахаря:

Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Рука — кора древесная,

А волосы — песок.

Его силы тоже забрала работа, и только выпивка заставляет его забыться.

В деревне Босове Яким

Он до смерти работает,

До полусмерти пьет.

Подобных судеб в России множество. Но несмотря на горькую долю, Яким стремиться к правде, честному труду и мечтает о преобразованиях в народе.

По мнению Некрасова, счастье не так примитивно, как понимают его семь странников, оно в борьбе, противостоянии горю и несправедливости. Автор демонстрирует симпатии к людям, которые способны на сопротивление ужасным условиям жизни и угнетателям.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

1. Подчёркивание элементов.

Подчеркните правильный вариант ответа.

● раздачей земель крестьянам;

● отказом наследников отдать крестьянам луга.

Правильный ответ:

2. Выделение цветом

Выделите одинаковым цветом пословицы из поэмы.

Подсказка: в поэме нет пословиц о месте рождения, которое не стоило бы покидать вовек; и про порядки и правила в чужом доме.

Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: "Я лиру посвятил народу своему. " В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: "Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой".

Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что "поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе". Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.

Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых "Деловой разговор" (1851), "Памяти Белинского" (1853), поэма "Несчастные" (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме "В. Г. Белинский", написанной в 1855 году.

Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был "родником" "богатых сил природных" — "источником" благородных мыслей и "честных, бескорыстных дел!". Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:

стремленьем к истине суровой

горячий труд его дышал.

В обстановке, когда "все глухо и мертво в литературе нашей было", Белинский сумел великолепно выразить потребность "в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла". Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:

О! сколько есть душой свободных

Сынов у родины моей,

И неподкупно верных ей,

Кто в человеке брата видит,

Кто зло клеймит и ненавидит.

Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные "друзья отчизны". Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.

В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении "Памяти Добролюбова", написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Внезапность смерти очень точно передана метафорой " ударил час ". А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: "И вещее перо из рук упало". Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: "свобода", "слава", "русская земля", "гордость", "душевная красота"; используется стилистически окрашенная лексика: "мирские наслаждения", "года минули", "благодатно совмещены", "высоко вознесся" и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: "светлый рай", "сокровища душевной красоты", метонимические конструкции: "Какой светильник разума угас", "Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно".

Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.

Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как "Муза" (1852), "Блажен незлобивый поэт. " (1852), "Поэту (Памяти Шиллера)" (1874), "Элегия" (1874) и др.

Прославленное стихотворение "Поэт и гражданин", написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего "идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. ". Строки, "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: "Я не поэт, а гражданин". Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.

Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии "Музе" (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — "сестра народа — и моя!":

Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая ". любить народ, родину, служить им сердцем и душой".

Приблизительно такова же в поэме и роль семерых мужиков, отправившихся искать счастливых людей. Ведь истории, которые рассказывают странникам их случайные знакомые, соединяются в одно большое поэтическое полотно. Некрасов показывает благородные, цельные характеры, которые встречаются среди простых людей. Например, Ермил Гирин, который честным трудом добился и богатства, и уважения своих односельчан. В юности Ермил служил писарем в конторе при управляющем поместьем князя Юрлова. Должность, конечно, самая маленькая, влияния на ход дел Ермил оказывать не мог, но все-таки он старался по мере сил помочь крестьянам. Бесплатно составлял для них нужные бумаги, помогал советом:

К нему подходишь к первому,
А он и посоветует
И справку наведет;
Где хватит силы — выручит,
Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмет!
Худую совесть надобно —
Крестьянину с крестьянина
Копейку вымогать.

Зная, насколько честен Ермил, крестьяне ему безоговорочно доверяют: избирают его бурмистром, дают ему взаймы деньги на приобретение мельницы. Лишь один раз поступил этот человек против совести: вместо своего брата сдал в солдаты другого крестьянина. Никто, кроме матери злополучного рекрута, не осуждал Ермила. Но сам он не вынес мук совести и добровольно покаялся перед всем народом, исправил последствия своего проступка и отказался от должности бурмистра, считая себя недостойным народного доверия.

Ермил Гирин не единственный пример достойного человека из народа. Вот как характеризует автор другого героя своей поэмы:

Влас был душа добрейшая,
Болел за всю вахлачину,
Не за одну семью.

Как и Ермил, Влас не может идти против совести. Он отказался от должности бурмистра, чтобы не пресмыкаться перед выжившим из ума князем Утятиным.

У Клима совесть глиняна,
А бородища Минина,
Посмотришь, так подумаешь,
Что не найти крестьянина
Степенней и трезвей.

Смеется над трудящимся:
С работы, как ни мучайся,
Не будешь ты богат,
А будешь ты горбат!

Клим ценит веселье, а не труд. Его натуре чужды заботы и тревоги. Но этот бесшабашный человек, хоть и согласился кланяться и поддакивать барину, понимает и ценность свободы. Клим — гуляка, бездельник, нахал, но не холоп, как Ипат, который при известии о крестьянской воле негодует. Ипат не единственный образ холопа, выведенного в поэме. Бывший дворовый князя Переметьева искренне считает себя счастливым человеком, так как он сорок лет прислуживал своему господину, подлизывал тарелки с дорогими кушаньями и даже заполучил подагру — дворянскую болезнь. Верный Яков мстит своему барину по-холопски — вешается на дереве на глазах у хозяина.

Но еще хуже холопов, забывших о человеческом достоинстве, предатели интересов народа. Таким оказался староста Глеб, который ради денег сжег завещание своего барина, в котором тот освобождал всех своих крестьян из крепостной зависимости. А ведь сам Глеб из простого народа, в памяти которого он и остается вечным преступником:

Все прощает бог, а Иудин грех
Не прощается.

Сила народная,
Сила могучая —
Совесть спокойная,

Правда живучая!

Сюжет поэмы

Композиция поэмы

Композиция строится по законам классической эпопеи, т.е. состоит из отдельных, относительно самостоятельных частей и глав, связанных между собой темой дороги, по которой странствуют семь мужиков в поисках счастливого человека.

Порядок расположения глав в поэме до сих пор вызывает споры, так как произведение осталось незавершённым, а ряд фрагментов не был опубликован из-за цензурных запретов. В полном собрании сочинений А.Н. Некрасова части и главы поэмы расположены в таком порядке:

Глава III. Пьяная ночь

Глава IV. Счастливые

Глава V. Помещик

За спором мужиков Некрасов ставит совсем иной вопрос: что такое счастье в извечном, православно-христианском его понимании и способен ли русский народ соединить крестьянскую политику с христианской моралью?

В образе Якима Нагого отразились противоречия души народной. Он помогает понять, что судить о народном горе или радости можно только изнутри народного уклада жизни.

Ермил Гирин – простой мужик, заслуживший всеобщее уважение своей справедливостью и честностью. Когда у Ермила с купцом Алтынниковым вышла тяжба из-за мельницы и у него не было с собой денег, он обратился к народу за поддержкой. И народ в едином порыве собирает деньги и одерживает победу над неправдою.

Ермил Гирин наделён острым чувстом христианской совести и чести. Лишь однажды он оступился: выгородил из рекрутчины меньшого брата Митрия. Но этот поступок стоил Ермилу больших мучений и завершился народным покаянием, еще больше укрепившим его авторитет.

Казалось бы, Ермил имел всё, что нужно для счастья: и спокойствие, и деньги, и почёт. Но в критическую минуту Ермил жертвует всем ради правды народной и попадает в острог.

Матрёна Тимофеевна Корчагина – русская крестьянка с гордым и независимым характером, с чувством собственного достоинства. Некрасов показал в поэме судьбу женщины из народа: жизнь в родном доме, сватовство и свадьба, жизнь в доме мужа, рождение ребёнка, смерть ребёнка, проводы мужа в рекруты, хлопоты за мужа и т.д.

Образ Матрёны Тимофеевны – это символ мудрости, трудолюбия, долготерпения русской женщины. Она несёт в себе черты великомученицы, способной на непосильный труд и духовное смирение. Она считает, что её судьба счастливее других, несмотря на все испытания, так как её жизнь улучшает добрая губернаторша Елена Александровна. Но русская крестьянка, по убеждениям Матрёны Тимофеевны, в принципе не может быть счастлива, потому что ключи от её счастья и вольной волюшки потеряны у самого Бога.

Речь Матрёны Тимофеевны фольклорна, из её уст мы слышим народные песни и крестьянские плачи. Это голос самого народа.

Таким образом, крестьяне пореформенной России понимают, что живут несчастливо и кто виноват в их бедственном положении, но это не мешает им сохранять внутреннее достоинство, честность, чувство юмора и своей внутренней правоты. Авторское отношение к образам крестьян не вызывает у читателя жалости, поэт восхищается своими героями и считает, что они способны участвовать в крестьянской революции.

"В чем смысл человеческого счастья, каковы пути его достижения, может ли быть счастлив отдельный человек среди всеобщего горя?" - эти и другие проблемные вопросы раскрывает урок по творчеству Н.А.Некрасова. Раскрытие характера русского народа в поэме "Кому на Руси жить хорошо". Мотив дороги и странничества в поэме.

Даже века крепостного права не смогли изжить в душе крестьянина то, что присуще любой живой натуре - любовь к свободе и чувство собственного достоинства. Но не прошли эти века и без следов для психики русского народа. Все это показывает нам Некрасов в свой поэме.

Мужики с рабской психологией

В главе "Пьяная ночь" лакей князя Переметьева видит свое счастье в том, что он "был любимый раб". Представителей своего сословия он искренне презирает, разговаривает с ними со злостью, называет их "глупыми", "мужичьем". Он молится о том, чтобы продолжать болеть подагрой, болезнью людей высшего сословия, потребляющих много красного вина и мяса:

Гордится он тем, что "С французским лучшим трюфелем" тарелки "лизал", "Напитки иностранные Из рюмок допивал…"

В главе "Последыш " ложный бурмистр Клим с удовольствием играет роль униженного холопа:

В той же главе Ипат, лакей князя Утятина, и вовсе не рад отмене крепостного права.

Своего хозяина он обожает, хотя ничего хорошего от него не видел. Когда он был малышом, князь Утятин его запрягал в тележку. Когда дворовый мальчик подрос, то князь-затейник ставил над ним другие эксперименты - опускал Ипата в ледяную воду:

А как состарился Ипат, то князь-садист заставил его играть на скрипке под открытым снегом, посадив его напротив себя на неудобном месте телеги, а кучеру велел идти быстрей. Старик не удержался и упал в холодный сугроб, по нему проехались быстрые сани, ведомые гуськом пятью конями. Долго он так лежал (успел замерзнуть и в грехах покаяться), пока князь за ним не вернулся.

Но все эти происшествия лишь умиляют бедного лакея. Он искренне не думает, что в нем есть другое предназначение, чем быть вещью-забавой для бесчеловечного князя.

Мужики с естественным чувством собственного достоинства

Несмотря на долгие годы угнетения, в некоторых крестьянах живо естественное чувство своего достоинства. Потому нет в них и глубокого гнева, нет затаенного зла против помещиков.

Таковы и наши странники. Помещикам они не доверяют, но и особого зла на них не держат: они добродушно и сочувственно выслушивают дворянина Оболта-Оболдуева.

Таков и Яким Нагой . Он не позволяет барину Веретенникову упрекать народ даже за пьянство. А когда тот выслушал и признал его правоту, то Яким быстро успокоился и подружился с Веретенниковым:

Итак, те, кто неприязненно смотрят на крестьян, приравниваются Якимом Нагим к свиньям. А способность увидеть мужика со светлой стороны - для него то же самое, что уметь любоваться небом. Вот как глубока вера Якима в крестьянство и как высока его самооценка и оценка всего своего сословия!

Таков и Ермил Гирин , который уважает крестьян и на любой своей должности (сначала он бурмистр, потом мельник) не делает различий между сословиями:

Приказчик, управляющий,
Богатые помещики
И мужики беднейшие —
Все очереди слушались,
Порядок строгий вел!

Бунтари

Эти мужики воплощают боль и гнев русского крестьянства. Пережить избыток гнета и несправедливости они не могут и срываются на трагические проступки. Это то, о чем Савелий сказал: "Недотерпеть - пропасть. ".

В главе "Последыш" Влас так комментирует случай с Агапом Петровым, который один во всем селе Вахлаки не принимает идеи шутовской комедии перед князем Утятиным:

За свой естественный гнев "непоклончивый" Агап поплатился жизнью. Пусть его фактически никто не бил - его избило внутреннее унижение, сама необходимость разыгрывать подчинение перед бывшим барином. Сцена мнимого избиения напомнила ему прошедшие годы рабской зависимости, которые такой болью отозвались в душе, что гордый крестьянин занемог и скончался.

Тот же вывод мы делаем и из истории Савелия , который не выдержал нечеловеческого отношения и рабского положения, а потому стал зачинщиком убийства управляющего. Не труд, не усталость подкосили Савелия (он богатырь!), а то, что управляющий Фогель совсем не видел людей в них, в работниках. Бесчеловечность, равнодушие Фогеля по отношению к мужикам вызвала ответное озверение по отношению к нему в работниках.

Бунт проявляет в конечном счете и "холоп примерный, Яков верный" . Только, по своей доброте душевной, он убивает не своего барина-обидчика, а самого себя - то есть наказывает прежде всего самого себя, за все свое долгое наивное и тупое смирение. Он повесился, а барина -инвалида, который не мог ходить, заставил таким образом наблюдать всю ночь его висящий труп.

Знаменательно, что даже сам акт бунта заканчивается для многих крестьян - Агапа, Якова - тем, что страдают и погибают лишь они сами. Господа же их отделываются лишь испугом (исключение, конечно, Фогель, закопанный живьем Савелием).

Так Некрасов подчеркивает безысходность положения угнетенного сословия. Даже сам бунт возможен лишь ценой собственной жизни и в итоге мало что доказывает правящему сословию, мало что меняет. Ничтожный результат, но ценой какой личной трагедии!

А теперь о правомерности самого бунта.

В связи с темой гнева на высшее сословие, нельзя не вспомнить историю " О двух великих грешниках" . В ней бывший разбойник Кудеяр становится монахом-отшельником и искупляет все свои прежние грехи, убив злого барина. Поступок атамана говорит о его праведном гневе на то, как помещики мучают свой народ. (И он несомненно перекликается с поступком Савелия, закопавшим живьем жестокого управляющего Фогеля).

А то, что рассказывает историю Кудеяра странник-богомолец Ионушка, этот факт словно подчеркивает, что народный гнев - абсолютно святое дело. Но тогда получается, что и Савелий тоже прав перед Богом в своем проступке?

В поэме эти вопросы остаются без ответа.

Парадоксальность истории о Кудеяре и спорность ее бунтарской морали остаются незамеченными для слушателей Ионушки, как наверное, и для самого Ионы. Так проявляется определенная близость Некрасова к революционно-демократическим идеям.

Читайте также: