Многообразие деятельности 10 класс кратко

Обновлено: 07.07.2024

1. Урок 43. Деятельность людей и ее многообразие

Деятельность - это способ человеческого
бытия, фактор развития общества и
личности, основанный на познавании и
преобразовании окружающей среды и
сознания людей
Деятельность–форма человеческой
активности, направленная не только на
приспособление к окружающему миру, на
и на его целесообразное преобразование.

Поведение животных
Деятельность человека
Подчиняется инстинкту, действия
изначально запрограммированы
Сознательная постановка целей,
связанная со способностью
анализировать ситуацию
Целесообразна – способствует
удовлетворению потребностей
Целенаправленна
Приспособительный, потребительский характер
Преобразовательный, созидательный, творческий характер
Использование собственных органов Использование орудий труда, их
или предметов природы
изготовление
Результат биологической эволюции
Продукт истории, воплощение
опыта всего человечества
Поведение генетически обусловлено
Формируется и развивается в
процессе обучения и воспитания

4. Структура деятельности

Субъект
Тот, кто осуществляет деятельность
(человек, коллектив, общество)
Объект
То, на что направлена деятельность
(природа, общество и его сферы, человек)
Цель
Осознанный образ желаемого результата
Средства
Орудия труда, материалы, деньги,
предметы, технологии
Комплекс
действий
Целерациональные, ценностнорациональные, аффективные, традиционные
Результат
Объект или знание, которые субъект получает по окончании деятельности

5. Мотивы деятельности:

Потребности
Интересы
Социальные
установки
Мотив – побудительная причина
осознаваемая и переживаемая нужда в том, что
необходимо для физического и духовного
развития
обобщенное выражение потребностей
людей
Общая ориентация человека на какой-либо
социальный объект, выражающая его
предрасположенность действовать
определенным образом относительно данного
объекта
Убеждения
Устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы,
а также стремление воплотить их в жизнь в своей
деятельности
ИДЕАЛЫ
Идеалы
Представления о совершенном обществе, о достойном
подражания образцовом поведении

6. Виды потребностей

Пирамида потребностей человека
Вторичные,
(по А. Маслоу)
приобретенные
Духовные
(самореализация,
познание, самопознание)
Первичные,
врожденные
Престижные (уважение,
высокий статус, слава, признание…)
Социальные (общение, дружба, любовь…)
Экзистенциальные (защищенность, безопасность…)
Физиологические (жажда, голод, сон, дыхание, тепло…)

9. Виды деятельности:

1. По сферам:
экономическая
политическая
2. В зависимости от соответствия социальным
нормам:
моральная /аморальна
законная/противозаконная
3. В зависимости от вектора развития:
прогрессивная
регрессивная
4. В зависимости от потенциала нового

10. Виды деятельности

ПРАКТИЧЕСКАЯ:
ДУХОВНАЯ:
1. материальнопроизводственная
1. познавательная
2. социальнопреобразовательная
2. ценностноориентировочная
3. прогностическая

13. Вопросы домашнего задания

В чем заключается социальная сущность
деятельности?
Какова структура деятельности?
Как связаны между собой цель, средства и
результат деятельности?
Каковы мотивы деятельности?
Как соотносятся потребности и интересы?
В чем особенности творческой деятельности?

14. Дайте определение понятий

1. . - форма активности, направленная не только
на приспособление к окружающему миру, но и
на изменение, преобразование внешней среды;
на получение нового продукта или результата.
2. . - осознанный образ предвосхищаемого
результата, на достижение которого
направлена деятельность.
3. . - побуждения, связанные с удовлетворением
потребностей.

15. Дайте определение понятий

4. . - устойчивые взгляды на мир, идеалы и
принципы, а также стремления воплотить их в
жизнь через свои действия и поступки.
5. . - ценности, характерные для определенной
группы людей.
6. . - деятельность, порождающая нечто
качественно новое, никогда ранее не
существовавшее.

16. Проверяем понятия

1. Деятельность - форма активности,
направленная не только на приспособление к
окружающему миру, но и на изменение,
преобразование внешней среды; на получение
нового продукта или результата.
2. Цель - осознанный образ предвосхищаемого
результата, на достижение которого
направлена деятельность.
3. Мотивы деятельности - побуждения,
связанные с удовлетворением потребностей.

17. Проверяем понятия

4. Убеждения - устойчивые взгляды на мир,
идеалы и принципы, а также стремления
воплотить их в жизнь через свои действия и
поступки.
5. Интересы - ценности, характерные для
определенной группы людей.
6. Творчество - деятельность, порождающая
нечто качественно новое, никогда ранее не
существовавшее.

18. Тесты

3. Верны ли следующие суждения о человеческой деятель
ности?
А. Изменение и преобразование мира в интересах людей характеристика человеческой деятельности.
Б. Человеческую деятельность характеризует
направленность на создание того, чего нет в природе.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верно и А, и Б;
г) оба суждения неверны.
4. Каким термином можно определить общую черту
деятельности художника, писателя, изобретателя,
учителя?
а) познание;
б) творчество;
в) преподавание;
г) изображение.

5. Верны ли суждения?
А. Орудийная деятельность присуща только человеку.
Б. Животные используют природные предметы в
качестве орудий и даже изготавливают их.
а) верно только А;
б) верно А и Б;
в) верно только Б;
г) оба неверны.
6. Человек преобразует окружающий мир с помощью:
а) деятельности;
б) общения;
в) религиозных обрядов;
г) фантазии.

7. Верны ли суждения?
A. Деятельность способствует приспособлению к
окружающей среде.
Б. Деятельность преобразует природу.
B. Деятельность не влияет на окружающий мир.
Г. Деятельность носит целеполагающий
характер.
а) АБ;
б) АБВГ;
в) БГ;
г) АБГ.

8. Ученик для учителя является:
а) субъектом деятельности;
б) объектом деятельности;
в) конкурентом;
г) коллегой.
9. К духовной деятельности относится:
а) строительство кинотеатра;
б) изготовление орудий труда;
в) съемки фильма;
г) работа типографии.

10. К экзистенциальным относятся
потребности:
а) в комфорте;
б) пище;
в) общении;
г) самоуважении.
11. Аффективное действие обусловлено:
а) четко продуманной целью;
б) понятиями о долге;
в) привычкой;
г) эмоциональным состоянием.

12. Труд как целесообразная деятельность человека
начался:
а) с занятий охотой;
б) изготовления орудий труда;
в) земледелия;
г) овладения огнем.
13. Запишите соответствующие буквы в порядке
возрастания.
К биологическим потребностям человека могут быть
отнесены следующие потребности:
а) сон;
б) отдых;
в)созидание;
г) воздух:
д) общение;
е) творчество.

1. Заполните пропуски:
Создание новых материальных и духовных ценностей
называется . . .
2. Сопоставьте два высказывания и определите в них
общее и различное. В чем ценность этих суждений?
Свой ответ аргументируйте.
• Когда у человека есть действительно какие-нибудь
убеждения, то ни сострадание, ни уважение, ни
дружба, ни любовь, ничто, кроме обязательных
доказательств, не в состоянии изменить в этих
убеждениях ни одной мельчайшей подробности
(Д. Писарев).
• Недостаточно определять нравственность верностью
своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать
в себе вопрос: верны ли мои убеждения
(Ф.М. Достоевский)!

13. О каких потребностях - материальных или
духовных - идет речь в приведенном ниже
высказывании? Согласны ли вы с этим
суждением?
Двумя обычными причинами несчастья людей
являются, с одной стороны, незнание того,
как мало им нужно, чтобы быть
счастливыми, а с другой - мнимые
потребности и безграничные желания
(К.А. Гельвеций, французский философ, XVIII
в.).

В обществе увеличивается разнообразие потребности, а значит, и деятельность становится более разноплановой и разнообразной.

В общем смысле выделяют практическую деятельность человека (преобразование реальных объектов) и духовную (изменяющую сознание людей).

В формате истории и исторического развития можно выделить созидательную или разрушительную деятельность. А также прогрессивную деятельность (направленную на прогресс - изменения) и реакционную (консервативную).

По формам объединения людей - это будет массовая, коллективная или индивидуальная деятельность.

В зависимости от сферы - это будет политическая, экономическая, религиозная и др. деятельность.

В соответствии с правилами установленными обществом и ценностями общества можно выделить законную/незаконную, моральную/аморальную деятельность.

По новизне целей и способов достижения можно определить деятельность как однообразную, монотонную, шаблонную или наоборот творческую, инновационную. Чем больше в деятельности правил и инструкций, тем ближе она к первому полюсу, чем больше свободы и возможности изменений, тем ближе ко второму.

Многообразие деятельности (кратко)

В психологии деятельность разделяют на четыре вида:

- учение - приобретение новых знаний;

- труд - создание нового - практического результата;

- общение - развитие и поддержание контактов между людьми;

- игра (интеллектуальная, спортивная, ролевая) - процесс создания воображаемой ситуации и действия в рамках внутренних правил. Игра не несет практической ценности, но может служить для общения, обучения, подготовки к труду или развлечения.

Особенности проявления деятельности:

  • внутренняя - происходит в разуме;
  • внешняя - видима со стороны в виде движений, действий с предметами.

Как правило, они взаимосвязаны.

Добавить интересную новость

Добавить анкету репетитора и получать бесплатно заявки на обучение от учеников

user->isGuest) < echo (Html::a('Войдите', ['/user/security/login'], ['class' =>'']) . ' или ' . Html::a('зарегистрируйтесь', ['/user/registration/register'], ['class' => '']) . ' , чтобы получать деньги $$$ за каждый набранный балл!'); > else < if(!empty(\Yii::$app->user->identity->profile->first_name) || !empty(\Yii::$app->user->identity->profile->surname))< $name = \Yii::$app->user->identity->profile->first_name . ' ' . \Yii::$app->user->identity->profile->surname; > else < $name = ''; >echo 'Получайте деньги за каждый набранный балл!'; > ?>-->

При правильном ответе Вы получите 1 балл

Деятельность, котоая меняет сознание людей?

Выберите всего один правильный ответ.

Lorem iorLorem ipsum dolor sit amet, sed do eiusmod tempbore et dolore maLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempborgna aliquoLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempbore et dLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempborlore m mollit anim id est laborum.

28.01.17 / 22:14, Иван Иванович Ответить +5

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetu sed do eiusmod qui officia deserunt mollit anim id est laborum.

28.01.17 / 22:14, Иван ИвановичОтветить -2

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing sed do eiusmod tempboLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod temLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempborpborrum.


Любая деятельность — это процесс, в ходе которого человек удовлетворяет свой интерес или потребность, меняет действительность и познает мир. Сейчас расскажем, какие бывают виды деятельности с точки зрения обществознания.

О чем эта статья:

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.

Структура деятельности

Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:

Структура деятельности человека

Разберем компоненты этой схемы по порядку.

Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.

Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.

Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.

Цель деятельности — образ желаемого результата.

Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.

Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.

Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.

Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.

Субъект деятельности

Объект деятельности

Статус на рынке труда

Цель

Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату

Мотивы

Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме

Средства

Сайты поиска вакансий

Действия

Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях

Результат деятельности

Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость

Деятельность человека и активность животного

Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.

Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.

Деятельность человека

Активность животного

Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя

Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения)

Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации

Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту

Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности

Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело

Деятельность человека носит созидательный характер

Активность животного носит потребительский характер

Отличительные признаки деятельности

Для деятельности характерны такие отличительные черты:

Сознательность, то есть сознательная постановка целей.

Продуктивность, то есть направленность на получение результата.

Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.

Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.

Виды (формы) деятельности

В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.

Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.

Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.

Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.

Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.

Цель игры — не производство материального продукта, а сам процесс, в ходе которого ребенок отдыхает и развлекается. Этим игра отличается от других видов деятельности, у которых есть четкая цель.

Мотивы деятельности

Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.

Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития.

Социальные установки — ориентация человека на что-либо.

Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности

Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами.

Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость.

Классификация деятельности

В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.

В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.

Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения материальных потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.

Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:

познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;

ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;

прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.

Творческая деятельность

Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.

Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.

Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:

комбинировать уже существующие знаний;

создавать новые образы в сознании (воображение);

создавать яркие, сильные представления (фантазия);

получать знания неосознанно (интуиция).

Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.

Вопросы для самопроверки

Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.

Кто может быть субъектом деятельности?

Ученики 5А класса средней школы №151.

В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности?

В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?

Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие?

Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.


Виды деятельности человека

Ключевые слова конспекта: виды деятельности человека, общение, виды общения, функции общения, игра, учение, труд.

Основные виды деятельности

Основными видами человеческой деятельности являются: общение, игра, учение, труд . Они соответствуют общим потребностям, которые имеются практически у всех людей и в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.

1. Общение

Общение — вид деятельности, который возникает в процессе индивидуального развития человека и направлен на обмен информацией между общающимися людьми. Общение имеет определённую структуру, в которую входят: субъект, цель, содержание, средства информации и получатель информации.

По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное.

При непосредственном общении субъекты находятся в прямом контакте друг с другом и обмениваются информацией. При опосредованном общении прямых контактов нет. Субъект осуществляет обмен информацией через различные средства информации (книги, радио, телефон, телевидение и т. п.).

2. Игра (игровая деятельность)


Игра — вид деятельности, который не ставит своей целью производство каких-либо материальных благ. Игры, как правило, имеют характер развлечения и используются для отдыха.

3. Учение (учебная деятельность)

учеба

Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным.
Обучение — это специально организованная, активная самостоятельная познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.

4. Труд (трудовая деятельность)

Труд — вид деятельности, который занимает особое место в системе человеческой деятельности. Труд создаёт предметы материальной и духовной культуры, преобразует жизнь.

Труд имеет свойственные только ему черты:
— целесообразность;
— нацеленность на достижение запрограммированных результатов;
— наличие умений и знаний;
— практическая полезность;
— наличие результата;
— развитие человека;
— преобразование внешней среды обитания человека.

труд

Творческая или продуктивная деятельность

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

творчество

Воображение — психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда не воспринимавшихся человеком в действительности.

Фантазия — это мысленное представление, поток умственных образов, как сознательных, так и бессознательных.

Интуиция — это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.

Другие виды деятельности

виды деятельности

Рекреационная деятельность — это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.

Репродуктивная деятельность направлена на получение уже известного результата известными же средствами.

деятельность по объектам

деятельность по результатам

Читайте также: