Мир как универсум кратко

Обновлено: 04.07.2024

Универсум. Религиозная, научная и философская картины мира.

Бытие. Основные формы бытия.

Движение, развитие, прогресс. Классификация форм движения.

Философия и конкретные науки о пространстве и времени.

Солипсисты, материалисты и объективные идеалисты понимают универсум по-разному. Для солипсиста границы универсума совпадают с границами его собственного субъективного мира. Реалисты (материалисты и объективные идеалисты) полагают, что в универсум входит также и реальность, находящаяся за пределами их собственного сознания. Расходятся они в понимании природы этой реальности. Материалист полагает, что ее субстратом является материя, объективный идеалист – что она в своем существе духовна, идеальна. Различие этих трех трактовок универсума определяет и различие в трактовке задач познания. Самая сложная исследовательская программа у материалиста: в отличие от солипсиста, он не редуцирует предмет познания к содержанию своего собственного сознания и, в отличие от объективного идеалиста, не апеллирует к всеобъясняющей гипотезе о существовании Творца. Он стремится понять универсум из него самого.

Но не стоит абсолютизировать разницу между материализмом и двумя его оппонентами. Объективный идеалист вполне может рассматривать универсум в абстракции от воздействий на него Творца и таким образом найти общий язык с материалистом, а после этого они оба могут найти общий язык с солипсистом: есть процессы, протекающие в субъективной реальности, которые можно вполне успешно рассматривать в абстракции от их взаимодействия с объективным миром.

Бытие и ничто

Третий смысл термина предлагает экзистенциализм. Бытием, экзистенцией (от лат. ex(s)isto – существую) здесь называют ту часть мира в целом, которая остается за вычетом объективной реальности, т.е. субъективную реальность. Экзистенция - это бытие человека, постигаемое им непосредс­твенно.

Виды бытия. Это членение бытия как мира в целом можно продолжить. Выделяют бытие природы, человеческого общества, отдельного человека. Бытием можно называть даже отдельную вещь, в том же смысле, в каком мы называем человеком отдельного человека.

Бытие в третьем смысле, экзистенция, предметом онтологии не считалось никогда. Остается три возможности идентифицировать ее предмет. 1. Предмет онтологии – это все универсальные определенности бытия, находящегося за границами человеческого сознания. 2. Предмет онтологии – это определенности, общие явлениям как объективного, так и субъективного мира (и там, и там есть свойства, отношения, необходимости, случайности и т.д.). 3. В предмет онтологии входят универсальные определенности и первого, и второго типа.

Слова не имеют естественной, природной связи с обозначаемыми объектами, и поэтому не имеет смысла вопрос, какое из этих трех пониманий предмета онтологии истинно. Речь может идти лишь о том, насколько избранное понимание соответствует историческим традициям и насколько оно удобно для целей исследования. Нам удобнее третье, самое широкое понимание предмета онтологии.

Благодаря этой цепочке в статическую картину универсума проникает движение. Становление – это переход предмета из небытия в бытие, исчезновение – переход его из бытия в небытие. Теперь нам нужно различить небытие и ничто.

В сущности, становление и исчезновение – это один и тот же процесс. Разница лишь в том, с какой точки зрения мы на него смотрим: если нам нужен лед – замерзание воды – становление, если нам нужна вода, - тот же самый процесс – исчезновение.

Становление как возникновение из ничего и исчезновение как превращение в ничто, в рамках современной, галилеевской науки, базирующейся на принципе сохранения, – бессмыслица. Для тех же, кто отрицает универсальность этого принципа, трактовка возникновения и исчезновения как перехода от ничто к бытию и обратно вполне приемлема: верующие полагают, что Бог сотворил мир именно из ничего.

Похожие страницы:

Курс лекций по Философии (1)

Курс лекций по Философии (4)

Курс лекций по Философии (2)

. того онтологию понимали несколько по-разному в античной философии, средние века и в . определить как принципы построения философии бытия по материальной или идеальной методике . деятельности Канта. Его философию называют критической по двум причинам: во-первых .

Курс лекций по Философии (3)

. и является, по Платону, искусством Д. Развитие Д. продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл.). В философии феодального об . мир. Начиная с Декарта в буржуазной философии нового времени по мере усиления индивидуалистических мотивов .

Курс лекций по Философии (6)

. философии на сегодняшний день можно указать наличие, по . внутреннего мира. В философии существует, по крайней мере 3 . Е Р А Т У Р А: 1. Философская энциклопедия. т. 1-5. М., 1993 г. 2. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2002. 3. Опарин А.И. Жизнь, ее .

Представление субъекта об У. существенно зависит от ответа на вопрос, существует ли мир за границами его сознания. Для солипсиста У совпадает с содержанием его собственного сознания. Для Дж. Беркли он дополняется сознаниями др. людей и сознанием Бога. Для реалиста (материалиста или объективного идеалиста), он включает и реальность, находящуюся вне его сознания, т.е. объективную реальность. Но единства в понимании У нет и среди реалистов. Для материалиста У — это все сущее, включая и его собственное сознание. За границами У нет ничего. Для теолога У, мир в целом, — это творение Бога, который предшествовал У во времени, создал его из ничего по Слову и продолжает существовать вне его, определяя все происходящие в нем процессы.

В философии обосновывается категориальная модель мира (мир описывается в категорях) и даются ответы на следующие вопросы: каковы основания универсума, является ли он конечным или бесконечным, единым или состоит из несвязанных множеств, каковы формы его бытия.

В период средневековья распространение получило категориальное изучение универсума. Поскольку мир божественного мыслился как трансцендентный (недосягаемый), а вся истина о мире содержалась в Библии (как Слове Божием), то и изучение универсума стало пониматься как выстраивание категориальных умозрительных схем (особенно в эпоху схоластики). Основанием и началом универсума мыслился бог (теоцентризм), который сотворил мир из ничего (креоционизм), и поддерживает его порядок и целостность мира благодаря своей свободной воле.

В Эпоху возрождения развивался взгляд на универсум как единство микро- и макрокосма. Внимание было перенесено с изучения сверхъестественных причин появления мироздания на естественные причины. Развивались идеи пантеизма: Бог мыслился как перводвигатель, но который не может существовать и мыслиться в отрыве от природы и, тем более, без человка (антропоцентризм). Концепции: Кузанского, Да Винчи, Пико делла Мирандола.

Новое время сосредоточилось на выявлении природных закономерностей физического универсума, где особенно важными категориями были: материя, и формы ее существования, пространство и время. Были осуществлены попытки построения целостной и замкнутой концепции универсума. Представители: Декарт, Бэкон, Гегель.

В целом при построении моделей универсума в классической философии были характерны следующие черты:

- объективизм, предполагающий независимое от человека существование мира;

- субстанциализм (желание обнаружить единую субстанцию как основание всего существующего),

- видимость беспредпосылочности философского знания.

Для современных концепций, раскрывающих сущность универсума характерны следующие черты:

- отказ от желания создать единую, универсальную и всеобъемлющую объяснительную модель мироздания,

- отказ от идеи беспредпосылочности философского знания — знание всегда зависит от социально-культурных условий и исторического контекста, в котором происходило его формирование, от ценностей самого исследователя;

- помимо созерцательности как способа понятийно-категориальной интерпретации универсума также начали использоваться другие стратегии, такие как вслушивание, познавание, вопрошание и др.

Сам универсум начинает мыслиться не как монолитный и единый, но как принципиально плюралистический и включающий в себя разные формы и типы бытия реальности. Однако несмотря на это, универсум не есть хаос. Это сложно упорядоченная структура, где все элементы гармонично связаны друг с другом. Универсум есть упорядоченное множество, где каждый элемент занимает отведенное ему место.

В философской мысли 20 в. понятие универсума употребляют в основном в описании системы объектов, к которым относятся высказывания какой-либо теории. Современная онтология рассматривает универсум как состоящий из нескольких сфер или включенных в него под-универсумов: материального (физического мира), универсума сознания. Большое значение при современном анализе универсума начинает играть категория телесности, поскольку она фиксирует в себе все то, что не поддается жесткому контролю разума и воли, но одновременно выступает как нечто более первичное и сущностное по отношению к любой организации и структуре.

В современной философии имеется ряд концепций универсума:

- многомерная концепция универсума (разрабатывается сегодня как междисциплинарная модель мира, на основе данных математики, физики, психологии, психофизиологии и других наук).

- синергетическая модель вселенной — универсум представляется как сложная открытая самоорганизующаяся система.

Важно помнить, что данные концепции не противоречат и не отменяют одна другую. Они соотносятся друг с другом по принципу дополнительности.

8. Проблема сознания и основные парадигмы ее анализа в современной философии.

Существующие в философской литературе дефиниции сознания условно можно разделить на два класса: к первому классу относятся определения, в которых доминирует естественно-научный аспект. Большинство таких определений акцентируют внимание на зависимости сознания от деятельности головного мозга человека. Ко второму классу относятся определения, в которых доминирует метафизический (философский) аспект. Сознание при таком подходе в большинстве случаев предстает как некая относительно самодостаточная субстанция, которая не связана непосредственно с физиологическими процессами, происходящими в головном мозге человека.

Не претендуя на окончательно верное понимание мущности сознания, дадим его следующую дефиницию: Сознание представляет собой фундаментальное философское понятие, которое описывает сложное и многомерное явление, представляющее собой структурный элемент человеческой психики и включающее в себя человеческие чувства, мысли, переживания и другие духовно-эмоциональные состояния человека.

В классической философии сложилось несколько традиций осмысления проблемы сознания.

Субстанциальный подход - трактовка сознания как внутреннего духовного мира человека. Сложился в античности - Платон, Аристотель. Был развит в философии Нового времени, где сознание предстает в качестве замкнутой в себе субъективности, особой субстанции (Г. Лейбниц, Р. Декарт). Субстанциальный подход позволил выявить сложную структуру субъективной реальности, мира идеальных феноменов.

Натуралистически-функциональный подход к анализу сознания был развит в философии Нового времени. Согласно этому подходу, развивавшемуся метафизическим материализмом (Ж. Ламетри, П. Гольбах, П. Кабанис) и опиравшемуся на достижения физиологии и медицины, сознание — это особая функция мозга человека, благодаря которой он оказывается в состоянии познавать окружающий мир и самого себя. В границах натуралистического подхода была поставлена психофизиологическая проблема (проблема того как из физического субстрата (мозга) появляется психическое (мысль)), но не были учтены связи человеческого сознания с миром культуры, его социальная обусловленность. Согласно этой модели, сознание обеспечивается функционированием нервной системы и мозга, организованных в соответствии с универсальными законами механики.

Ситуация конца XIX - начала XX вв. стала кризисной для классической философии сознания, редуцировавшей последнее преимущественно к разуму как инструменту отражения всеобщих истин бытия. В результате обнаружившего себя кризиса начала развиваться социокультурная традиция интерпретации сознания.

Социокультурный подход представлен в истории философии двумя версиями. Первая из них разработана в немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель), выявившей влияние мира культуры на формирование феноменов индивидуального сознания (воли, воображения, ценностей) и разграничившей индивидуальное и надындивидуальное сознание. Вторая версия этого подхода представлена философией марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс), не признававшей субстанциальности сознания. В рамках диалектико-материалистической философии была проанализирована проблема генезиса и развития сознания под воздействием социокультурных факторов и выявлены механизмы связи надындивидуального (общественного) сознания со сферой практически-предметной деятельности людей. Карл Маркс был родоначальником идеи вторичности сознания, его обусловленности, внешними для него факторами и прежде всего – экономическими. По мнению Маркса, не сознание определяет бытие и мир явлений, а наоборот: бытие определяет сознание,сознание – это осознанное бытие. Маркс утверждал, что человек, его сознание и вся его духовная жизнь определяются безблагодатными общественно-экономическими отношениями. Маркс предложил анализировать сознание и его содержание через изучение предметно-практических форм человеческой деятельности, т.е. анализировать сознание, вплетенное в бытие людей.

Постклассические варианты философского осмысления проблемы сознания заданы главным образом в рамках: экзистенциально-феноменологической ипсихоаналитической традиций.

Психоаналитическая традиция (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм) поставила перед философией проблему бессознательного, т. е. проблему существования скрытых принципов, механизмов и законов работы сознания, не представленных в качестве осознаваемых. Наряду с признанием персонального бессознательного она ввела представление о коллективном бессознательном, символизирующем наследие опыта предшествующих поколений людей в индивидуальной психике человека.

Наряду с перечисленными традициями постклассическая философия в лице структурализма (М. Фуко, Р. Барт) и философской герменевтики (М. Хайдеггер, Г. Гадамер) стремится представить бытие сознания через структуры языка.

Современное представление о сознании во многом стремится включить в себя данные естественнонаучного знания и когнитивных наук. Важно помнить, что современные модели сознания во многом имеют конвенциональный характер и не может претендовать на статус конструкта, абсолютно соответствующего реальному человеческому сознанию. Тем не менее в их рамках имеет смысл выделение трех базовых стратегий философского осмысления проблемы сознания:

- рассмотрение вопроса о происхождении, структуре и функциях сознания,

- исследование его социокультурной размерности и взаимосвязи с семиотическими системами,

- анализ психофизиологической проблемы: взаимосвязи субстрата сознания и процедур смыслопорождения; возможности его искусственных модификаций.

С проблемой сознания тесно связана проблема самосознания и его формирования. Самосознание — не равно познанию себя, это бытие собой.




Современная философия основывается на понятиях, которые формировались на протяжении нескольких тысячелетий. Несомненно, что некоторые из них были признаны архаичными и перестали употребляться в науке по отношению к феноменам. Другие претерпели изменения и переосмысления, снова войдя в философский лексикон.

Универсум в истории

Бесспорно, что человечество с древних времен размышляло над вопросами причинности бытия, конечности и тварности материи. Несмотря на техническую неразвитость, древние мыслители смогли постичь умозрительно бесконечность Вселенной и ограниченность человеческой природы.

универсум это

В философский лексикон вошли разнообразные термины, которые в различные исторические эпохи имели разную смысловую нагрузку. Понятие универсума воспринималось по-разному. Конечно же, такая трактовка зависела от мыслителя и места применения термина в философской концепции.

Древние атомисты считали, что универсум – это череда миров, которые возникают и разрушаются в процессе непрестанного движения. Сократ придерживался похожих воззрений. Платон в противовес атомистам предполагал, что универсум – это мир идей, который может быть отожествлен с реальным миром. Был еще такой основатель современной науки, как Лейбниц. Он предполагал, что универсум – это множественность миров, среди которых только один реален и отожествляется с нашим миром.

Универсум в современной философии

На данный момент в философии сформировалось устойчивое определение, которое дает следующую трактовку: универсум – это понятие, которое обозначает всю реальность со свойственными ее атрибутами, временем и пространством. Именно соотношение всех вышеуказанных атрибутов позволяет с уверенностью утверждать о существовании реальности, однако здесь и заключается главный вопрос. Что такое реальность и насколько она субъективна? Возможна ли объективная реальность?

универсум и человек

Проблема понятия

мир универсум

Антропология и универсум

В представлении философов, как древних, так и современных, человек является существом, которое объединяет в себе частицы макрокосмоса и микрокосмоса. Несомненно, человек является совершенным существом, которое обладает теоретической целостностью своего бытия. Существуют различные способы объяснения того, что природа человека нарушена. Даже сейчас индивид неспособен на создание целостности своего внутреннего мира, который часто разрывается от противоречий, заключающихся в природе индивида.

понятие универсума

Мир и универсум

центр универсум

Центр мироздания

Множественность миров возникает благодаря возможности соотношения реальности с субъективным мировосприятием отдельного человека. Вселенная, соприкасающаяся с конечным числом индивидуальных субъектов, приводит к возникновению различных отношений с объективной реальностью, образуя некое конечное число реальностей. Если допустить, что центр универсум прилагается к объективной реальности и возникает при взаимодействии макрокосмоса и микрокосмоса, то бесспорно, что оно возможно только в том случае, когда человек пропускает в себя имеющуюся реальность и после этого выдает в макрокосмос измененную. Стоит говорить о некой синергии между человеком и Вселенной.

Бесконечная конечность

универсум множество

Однако если допустить существование Бога, то именно в соприкосновении Его личности и Вселенной понятие универсума не будет иметь границ, ведь Его бытие признается в теории бесконечным. В данной ситуации необходимо пытаться не употреблять понятия, которые антропоморфны и не применимы по отношению к Божеству. Ведь допуская возможность отношений, укладывающихся в субъективное проявление Бога к реальности и возникновение отсюда реальности, возникает вероятность нивелировать Сверхприроду до просто пантеизма, что отрицается большинством философов.

Бирюков Б. В., Крушение метафизической концепции универсальности предметной области в логике, М., 1963 ; Кон П., Универс. алгебра, пер. с англ., М., 1968 ; Новосёлов M. M., Категория тождества и ее модели, в кн.: Кибернетика и диалектика, М., 1978.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

(лат. universum, summa rerum) – филос. термин, к-рым обозначают "мир как целое" или "все сущее": "посредством пространства универсум содержит меня и поглощает меня как точку, посредством мысли я поглощаю его" (Pascal В., Les Pensées, v. l, P., [1948], p. 60). Однако слова "мир" и "У. " не всегда являются синонимами: термин "У. " чаще употребляется для обозначения "множества всех миров", к-рому, в свою очередь, дают различные толкования. Напр., в эпикурейской и родственных ей филос. системах У. – собират. понятие логически не тождественных, но онтологически равноправных миров, т.е. таких, к-рым в равной мере приписывается существование в пространстве и времени, или, иными словами, к-рым приписывается одна о н т о л о г и ч е с к а я модальность – действительность. Др. толкование У. основывается на г н о с е о л о г и ч е с к о м понимании модальности "возможность" (см. Модальность), к-рая приписывается мыслимым a priori мирам, так что У. – "множество всех миров" – рассматривается как "множество всех возможных миров", или в др. терминологии – как множество всех логически возможных, т.е. мыслимых непротиворечивым образом (см. Непротиворечивость), фактов или связей вещей, без указания на онтологическую реализацию к.-л. из этих возможностей, но часто с оговоркой, что осуществима только одна из них. Логико-гносеологическое толкование У. восходит к Лейбницу (см. его "Essais de théodicée sur la bonté de Dieu", 1710, 1, § 8).

От филос. понятия У. следует отличать логическое понятие У., или у н и в е р с у м рассуждени я ("мир рассматриваемых вещей") – понятие, характеризующее область тех предметов, к-рые изучаются в рамках данной науч. теории с помощью средств этой теории и к к-рым относятся предложения этой теории. Хотя области изучаемых предметов (У. рассуждения) могут быть различны в зависимости от допускаемых средств и задач исследования, тем не менее всегда – во избежание парадоксов – они должны быть ограничены так, чтобы принимаемый У. не совпадал с областью всех вообще мыслимых объектов ("всего мыслимого"), т.е., по существу, с философским "всеобъемлющим" У. О логич. понятии У. см. также Область предметов, Тождество.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Читайте также: