Мини музей в доу как интегративная развивающая среда
Обновлено: 02.07.2024
Презентация на тему: " Мини - музеи в ДОУ как интерактивная развивающая среда." — Транскрипт:
1 Мини - музеи в ДОУ как интерактивная развивающая среда
2 Музейная педагогика имеет интегрированный характер Музееведение ПедагогикаПсихология
3 Изначально музейная педагогика подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия.
4 Организация и использование мини - музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями.
5 музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.
6 Принципы организации мини - музея в ДОУ : Принцип интеграции Принцип деятельности и интерактивностиПринципы динамичности и вариативности Принцип научности Принцип непрерывности и разнообразияПринцип партнерства Принципы экологичности и безопасности
7 Принцип интеграции Образовательная программа ДОУ Программы дополнительного образования Сотрудничество воспитателей, специалистов, родителей и детей разных возрастов
8 Принципы деятельности и интерактивности
9 Играем с экспонатами нашего музея
10 Принцип непрерывности и сотрудничества
11 Цели и задачи мини - музея Музейная педагогика в условиях детского сада : позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы ; является действенным модулем развивающей предметной среды ; средством индивидуализации образовательного процесса ; способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры ; расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности ; помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
12 Этапы создания мини - музеев в ДОУ Г ЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ВЫБОР ТЕМЫ МИНИ - МУЗЕЯ ( СОВМЕСТНО С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ ), ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУТЕЙ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ МИНИ - МУЗЕЕВ, ПОДГОТОВКА К УЧАСТИЮ В ПРОЕКТЕ ПЕДАГОГОВ, ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ Р АЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ,
13 Проекты по музейной педагогике включают в себя Интегрированные тематические блоки Проектно - исследовательская деятельность Дидактические развивающие игры, изготовленные для мини - музея Мероприятия по совместной деятельности детей и родителей Итоговые события ( викторины, развлечения, праздники )
14 Направления работы в ходе реализации проектов по музейной педагогике Музейная педагогика Реализация проектов Совместная художественная деятельность для детей и родителей, в результате которой создаются экспонаты музея Специально организованная и самостоятельная художественная деятельность Фольклорные праздники, совместные экскурсии и другие эстетические события Презентации детско- родительских исследовательских проектов Создание тематических коллекций и экспозиций Интегрированные тематические блоки НОД с использованием ИКТ Исследовательская деятельность по методике М.Коротковой
МИНИ-МУЗЕЙ КАК КОМПОНЕНТ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее время музейная педагогика является инновационной технологией в сфере воспитания подрастающего поколения, создающей условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. В нашей статье мы рассматриваем, что из себя представляет мини-музей, его роль как часть предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации.
Музейная педагогика — это наука о воспитании средства
ми музея. Музей (от греч. museion — дом муз) — учреждение, занимающееся собиранием, хранением, изучением, реставрацией и экспонированием свидетельств развития природы и материализованных ценностей культуры, отражающих различные области творческой деятельности человека [9].
Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н. Г. Макарова, 1987, Т. А. Алешина, 1999); социокультурное пространство российской провинции (А. Л. Филатова, 2000); оценивают в качестве информационно-коммуникативной системы (С. В. Пшеничная, 2000).
Исходя из вышесказанного можно сказать, что мини-музей - это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора ребенка, повышению его образованности, воспитанности и приобщения к вечным ценностям.
Музейная педагогика в условиях ДОУ:
является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
Цели и задачи мини-музея:
музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;
мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с "особыми" детьми [8].
Среда - система предметных сред, насыщенных пособиями, игрушками, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.
В.А. Ясвин определяет образовательную среду как систему действий и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении [12].
Развивающая образовательная среда - это такая среда, которая способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса [5].
Развивающая предметно-пространственная среда - это совокупность природных и социально-культурных предметных средств ближайшего и перспективного развития ребенка, становление его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности. Она имеет релаксирующее воздействие на личность ребенка [4].
Учитывая полноценность образования и воспитания, развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации должна создавать условия для:
познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности;
возможностей для экспериментирования, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы;
эстетического развития ребенка (развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);
оздоровление ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек, озеленение территории, создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
формирование нравственных качеств ребенка (создание условий для ежедневного наблюдения за живыми объектами и общения с ними);
формирование желания и умения беречь окружающий мир природы (воспитание чувства ответственности за состояние пространственной среды, эмоционального отношения к природным объектам);
формирование экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования и ухода за растениями).
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации должна способствовать реализации всех компонентов образования и воспитания детей: познавательного, морально-ценностного и деятельностного [1].
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования [11].
Функции предметно-развивающей среды:
Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Предметно – развивающая среда в детском саду должна:
Иметь привлекательный вид;
Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
Положительно влиять на эмоциональное состояние;
Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.
Содержать предметы и материалы известные детям, для самостоятельной деятельности, а также для деятельности со сверстниками;
Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной деятельности с педагогом;
Совсем незнакомые предметы и материалы.
Развивающая среды охватывает следующие образовательные области:
физическое развитие [11] .
При использовании музейной педагогики в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы:
Мини-музей является компонентом развивающей среды в дошкольной образовательной организации, так как при создании он опирается на основные принципы организации образовательной среды в ДОУ основываясь на ФГОС ДО, а именно: информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности и трансформируемости, и использует следующий ряд принципов, который следует учитывать при организации элементов развивающей среды:
Принцип интеграции. Мини-музей или система мини-музеев дошкольного учреждения создается с учетом содержания образовательной программы дошкольного учреждения и помогает реализовать ее общие задачи и задачи отдельных разделов. Этот процесс предполагает тесное сотрудничество всех сотрудников, детей разного возраста и семей. Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, тесно связанные между собой. Содержание мини-музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и тому подобное. Кроме того, мини-музей способствует реализации интегрированного подхода в обучении и созданию системы детской деятельности.
Принцип научности. Экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне. Однако стремление к избыточной научности, слабая адаптация материалов к уровню развития дошкольника делают мини-музей неинтересным для ребенка.
Принцип природосообразности. При организации мини-музеев надо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.
Принцип культуросообразности. Мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.
Принципы динамичности и вариативности. Эти принципы тесно связаны с принципами интерактивности и деятельности. Мини-музей детского сада периодически меняется: по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и так далее. Если мини-музей расположен в группе, его содержание обновляется каждый год с учетом возрастных особенностей дошкольников. Одни экспонаты можно убирать, другие — добавлять в экспозицию.
Принцип разнообразия. Независимо от темы мини-музея, его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и т.п. Экспонаты мини-музеев отображают историческое, географическое, природное, культурное разнообразие окружающего мира.
Принцип экологичности. Важно, чтобы в экспозиции преобладали экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения. В оформлении экспозиций и при создании некоторых экспонатов может использоваться бросовый, но чистый материал.
Принцип безопасности. Оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Он должен свободно доставать до любого уголка мини-музея. Если экспонаты всё же стоят на верхних полках, дошкольники должны знать, что заниматься самостоятельно в мини-музее они могут только с доступными для них предметами. Сами экспонаты не должны быть острыми, режущими, легко бьющимися и т.п.
Принципы глобализма и регионализма. Музейные экспозиции позволяют знакомить дошкольников как с глобальными проблемами природы и культуры, так и с региональной тематикой. Например, в музее камня могут быть собраны разнообразные образцы из самых разных регионов земного шара и местные образцы горных пород и минералов, в музее кукол — куклы разных народов и тех народов, которые проживают в данной местности, в фольклорном музее — предметы быта из разных уголков земного шара и из своего региона. Такой подход, с одной стороны, помогает детям усвоить идеи устойчивого развития, формирует основы толерантности, с другой — способствует реализации регионального компонента, формированию чувства патриотизма.
Принцип креативности. Этот принцип проявляется в содержании, в оформлении мини-музея, в поддержке творчества детей и взрослых.
Принцип непрерывности. Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, а деятельность ребенка в нём отражает тематику занятий, экскурсий, прогулок, праздников и т.п.
Принцип партнерства. Мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей. Этот принцип связан, в частности, с реализацией прав ребенка. Кроме того, мини-музей дает возможность детскому саду наладить контакты с социумом.
Также важным является и расположение мини-музеев. Например, они могут располагаться:
В групповых комнатах. Этот вариант предоставляет возможность выстраивать материал постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети могут рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты в режиссерских играх, проводить самостоятельные исследования и эксперименты. Однако расположение мини-музея в группе имеет свои минусы. Во-первых, постоянный доступ к музею имеют дети одной только группы. Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по теме музея. Кроме того, родители других групп не имеют полного представления о работе детского сада.
В приемных помещениях (раздевалках). У детей появляется возможность общения с родителями по теме музея. Недостатком является то, что доступ к музею получают дети только одной группы.
В помещениях для дополнительных занятий. Идеально подходят для размещения некоторых видов мини-музеев. Например, в изостудии уместен мини-музей какого-нибудь вида декоративно-прикладного искусства: дымки, гжели и т.д. Недостатком является то, что музей сливается с общим фоном данного помещения. Требуется проявить большие дизайнерские способности, что музей привлекал к себе внимание детей.
В холлах. В этом варианте мини-музеи находятся в общедоступном месте, что дает возможность посещать их в любое удобное время. Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально со своими детьми. Мини-музей дает стимул для общения [7].
Таким образом, рассмотрев предметно-пространственную среду в дошкольной образовательной организации, можно прийти к выводу, что мини-музей является компонентом этой среды, так как при создании он опирается на основные принципы и функции образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении основываясь на ФГОС ДО. А также выполняет все условия, которые создает предметно-пространственная среда для полноценного образования и воспитания детей.
Список литературы:
Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Том 1. [Текст] / П.П. Блонский; под редакцией А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. - 304 с.
Браузман, Т.В. Возможности организации развивающей предметно-пространственной среды логопункта в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста [Текст] / Т.В. Браузман. // Молодой ученый. - 2017. - № 9. С. 310-312
Береснева, С.И. Организация образовательного пространства и развивающей среды в ДОУ [Текст] / С.И. Береснова // Управление дошкольным образовательным учреждение. - 2006. - № 6. - С. 60-70.
Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. [Текст] / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. - М.Просвещение,1988. - 340 с
Карабанова, О.А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. [Текст] / О.А. Карабанова, - Москва, 2014 г.
Морозова, А. Н. Музейная педагогика. Из опыта методической работы / А. Н. Морозова, О. В. Мельниковой. — М.: ТЦ “Сфера”, 2006.- 416 с
Рыжова, Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н. А. Рыжова – М.: Линка-Пресс , 2003. – 191 с.,
Столяров Б. А. Музейная педагогика. История. Теория. Практика. – М.: Высшая школа, 2004. – 216 с.;
Столяров Б. А. Педагогические аспекты образовательной деятельности музея. – СПб., 2013. – 316 с.
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 366 с.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Педагогический совет
Цель: систематизировать знания педагогов по проблеме создание мини-музея в группе ДОУ для социализации личности детей дошкольного возраста.
• Совершенствовать работу педагогов по созданию мини-музея, закрепить знания о требованиях по их созданию.
• Выделить наиболее перспективные идеи в ДОУ по созданию мини-музеев, обобщить опыт работы, определить наиболее значимые этапы создания мини-музея.
• Вызвать у педагогов осознание необходимости создания мини-музея, как части ППРС в группе для социализации личности детей.
Участники педагогического совета: педагоги ДОУ
Знакомство с литературой по теме педагогического совета;
Подготовка наглядной информации о проведенных исследованиях по теме педагогического совета.
Ход проведения педагогического совета .
Об исполнении решения предыдущего педагогического совета №2.
Решение педсовета №2 от 06.12.2016г. выполнено.
Рекомендации п. 2п.3,п.4 исполнены.
Воспитатели старшей и подготовительных групп разработали конспекты занятий по ознакомлению детей с героями, имена которых носят улицы нашего города.
Воспитатели младших групп ведут накопительную папку о г. Кемерово.
Вступительное слово по теме педсовета -Лунина А.Б.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.
Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.
Деловая игра.
Участники игры: 2 команды
Деление на команды выбор капитана и имени команды.
Капитан каждой команды отвечает на заданный вопрос после его обсуждения в команде. За правильный ответ команда получает фишку.
Вопрос первой команде:
Музей— учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
- в музее ничего руками трогать нельзя, там выставляются редкости, раритеты, крайне дорогие предметы, их надо сохранять;
- в настоящий музей редко ходишь;
- в настоящем музее мы - пассивные созерцатели.
Вопрос второй команде:
Возрастные особенности таковы, что дети не могут воспринимать окружающее как взрослый, т. е. восприятие ребенка отличается от восприятия взрослого;
жизненный опыт ребенка также крайне недостаточен, что тоже мешает ребенку понять музейное окружение.
-мини- музей в группе создается детьми, родителями при участии педагога;
- в наших музеях все можно и нужно трогать, с отдельными экспонатами – поиграть. И только небольшая часть является неприкосновенной;
– в мини-музее дети и педагоги - участники, соучастники и создатели, т. е. дети соавторы, творцы экспозиции, причем вместе с семьей.
Вывод: мини-музей – это территория совместного общения детей и педагога, совместной деятельности семьи и ребенка.
Музей в детском сад у- это особое, специальное организованное пространство ДО, способствующее расширению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Вопрос первой команде:
Не понимая значения музея в работе с дошкольниками, нельзя полноценно организовать эту работу, каково же оно?
Музей в условиях детского сада:
- Позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы
- Является действенным модулем развивающей интерактивной предметной среды
- Выступает средством индивидуализации образовательного процесса
- Способствует воспитанию основ музейной культуры
- Расширяя кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности
- Обеспечивает интегрированность образовательных областей
- Обеспечивает деятельностный подход в работе с детьми
- дети + родители собирают экспонаты
- совместная художественно-творческая деятельность в музее
- Помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива с родителями и представителями социума за пределами д/сада
Вопрос второй команде:
Какова цель создания мини-музея?
- Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и родителями
Чтобы достичь этой цели необходимо решить определенные задачи:
- Обогащение предметно-развивающей среды
- Развитие познавательной активности и творческих способностей
- Формирование активной жизненной позиции
- Вовлечение родителей в педпроцесс и жизнь детского сада
- Систематизация и анализ полученных знаний
- Формирование проектно-исследовательских умений
Вопрос первой команде:
Как должна проходить организация мини-музея в группе поэтапно?
1 этап включает в себя:
• Родительское собрание (зачем нужен мини-музей в группе, каково их участие)
• Выбор места расположения
2 этап - оформление музея, которое требует соблюдения ряда условий
1) Гигиенические требования и требования безопасности и расположения и экспонатов
2) Эстетика оформления
3 этап – разработка тематики выставок на учебный год и содержание её, т. е. разделы выставки или номинации
4 этап - сбор и оформление экспонатов
5 этап – работа с экскурсоводами (подготовка детей-экскурсоводов)
6 этап - непосредственная работа с детьми, включающая разные формы
7 этап – обобщение материала о работе мини-музея (по конкретной теме и в целом за год)
Вопрос второй команде:
Организуя музей в группе, необходимо придерживаться определенных требований к организации экспозиции назовите их .
1) Все выставки должны отвечать возрастным особенностям детей
2) Экспозиция должна быть эстетически оформлена
3) Должна быть доступна взгляду ребенка (на уровне глаз)
4) Организация музея должна решать триединые задачи: - образовательные, развивающие, воспитательные и обеспечивать работу во всех образовательных областях
5) Должны быть задействованы все виды детской деятельности: игровая, трудовая, исследовательская, творческая
Вопрос первой команде:
Что дает мини-музей детям мы говорили много, а что дает работа мини-музея педагогу?
- повышает профессиональную компетентность
- возможность лучше узнать семью и самого воспитанника
- обогащение самой образовательной деятельности
- ачественно улучшить педпроцесс
- реализовать свои потенциальные возможности, творческие способности
- повысить свой профессиональный уровень (аттестоваться на более высокую категорию)
Вопрос второй команде:
Что дает мини-музей родителям:
- участие в жизни д/сада и группы, а значит шанс лучше узнать педагогическую деятельность, повысить свою компетенцию в деле образования
- шанс лишний раз пообщаться со своим ребенком, выполняя совместные задания
- повышение самооценки, самоудовлетворение
- возможность применения своих творческих способностей
- возможность представить свою семью с разных сторон: традиции, успехи, достижения членов семьи
- реализовать активную жизненную позицию
Вопрос первой команде:
Экскурсионная работа. Она проводится в 2-х вариантах. Каких?
- экскурсовод им может быть воспитатель
- экскурсоводом могут быть дети
Экскурсовод- воспитатель дать какую-то общую информацию о выставке в целом, элементарную научную информацию надо донести детям, и наоборот – обобщить все знания.
А конкретную информацию о конкретном экспонате дают дети- экскурсоводы. Большое место отводится подготовке детей-экскурсоводов. Они проводят экскурсии для детей другой группы, для своей группы, для родителей.
Во время экскурсии может проводится и другая работа -детям могут быть предложены загадки, пословицы, мини-викторины)
Вопрос второй команде:
Какие критерии могут служить положительным результатом работы музея?
- Вопросы детей к взрослым по теме выставки и отдельным экспонатам. Это значит, что у ребенка активизировался познавательный интерес – одна из основных целей музея.
Подсчет фишек. И подведение итогов.
С января по март 2017 г. мы с вами работали над созданием, разработкой плана, содержанием и названием, а также накоплением экспонатов для мини-музеев в группах ДОУ. В результате чего в ДОУ созданы мини-музеи, соответствующие требованиям и принципам ФГОС в каждой группе, с наличием паспорта и соответствующей документации. Сейчас мы совершим визуальную экскурсию по мини-музеям нашего ДОУ.
1.2. Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем.
У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
IV. Аналитическая часть
Дипломом победителя награждается
Дипломами за участие в конкурсе награждены :
Решение педсовета:
Продолжать работу по наполнению мини-музеев в группах ДОУ.
Провести выездные экскурсии мини-музеев с привлечением старших дошкольников в роли экскурсоводов. Срок до 31.05.2017г.
Считать удовлетворительной работу коллектива по созданию мини-музеев в группах ДОУ.
В наше время все, и взрослые, и дети, проводят больше времени с гаджетами, чем друг с другом. Это приводит к отчуждению, замыканию людей в себе. Поэтому очень важно в детском саду учить детей живому общению, поддерживать в них чувство коллектива, атмосферу дружбы и помощи друг другу. Дошкольное учреждение-это место, в котором ребенок проводит большую часть своего времени. Здесь он постигает азы окружающей действительности, вступает в социальные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, в процессе игровых действий развивается и формируется как личность. Ребенок с раннего возраста испытывает потребность в познании окружающего мира, потребность узнать, откуда берутся и из чего сделаны предметы, почему отмечают тот или иной праздник. Процесс познания у ребенка происходит практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее будет идти его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
В настоящее время остро встает проблема построения образовательной среды в дошкольных учреждениях, прежде всего: меняются требования общества к подрастающей личности. Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предлагает иные требования по организации предметно-развивающей и игровой среды в учреждениях.Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования под развивающей предметно-развивающей средой подразумевается часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Предметно-развивающая среда должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учётом его интересов, уровня активности. Со здавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности.
Каковы требования к предметно-развивающей среде по ФГОС:
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
- наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-развивающей среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Принципы создания детского музея сформулировал в 20-е годы XX столетия русский педагог А.У.Зеленко. Он считал, что детский музей должен "подойти к детям", чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками. Именно в этом возрасте существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию ("знать предмет - значит действовать с ним"). Это положение было обосновано в экспериментальных исследованиях швейцарского психолога Ж.Пиаже.
Один из самых авторитетных исследователей детского дошкольного возраста А.В.Запорожец показал, что центральными достижениями психического развития в этом периоде следует считать образные формы познания и социальные эмоции. Музейная форма представления материала непосредственно способствует именно образному познанию, а уж социальные эмоции - вопрос содержания музейных экспозиций. Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.
В обычном музее ребенок-лишь пассивный созерцатель, а в мини-музее он - соавтор, творец экспозиции. Важно, что в создании мини-музеев принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатель советуется с ними и по вопросу выбора темы. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.
Н.А.Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев
- Образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;
- Развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
- Просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
- Воспитательная в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.
Как известно мини-музей это самостоятельная или коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. От того каким будет результат, будет зависеть и успешность мини-музея. Это сложная задача, которую должен решить воспитатель. Мини-музей должен быть как магнит, который будет каждый день притягивать к себе детей и провоцировать их на познавательную, исследовательскую, продуктивную деятельность.
При создании и использовании мини-музеев нельзя забывать о том, что ведущей деятельностью дошкольника является игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать преобразовывать и присваивать накопленные историко-культурные ценности.
В процессе игры решаются и обратные задачи: развивается память, творческая фантазия, воображение, образное мышление, расширяются ассоциативные связи, формируется речь. Поэтому в каждом мини-музее детям предоставляется возможность играть. Тема мини-музея сама определяет, какими должны быть игры: сюжетно-ролевыми, играми драматизациями, дидактическими, на развитие речи и т.д.
Основными задачами мини-музеев являются:
1. Образовательная.
Развитие зрительно-слухового восприятия; обучение усвоению информации; обучение работе с дидактическим материалом.
2. Развивающая.
Развитие мыслительных процессов, развитие интеллекта, памяти; обогащение словарного запаса.
3. Воспитательная.
Воспитание личностных качеств, взглядов, убеждений: становление умственного, трудового, нравственного, эстетического и экологического воспитания.
Этапы создания мини-музея:
1. Подготовительный. В начале работы (дети, родители, воспитатели) определяют название мини-музея, разрабатывают его содержание, выбирают место для размещения.
2. Практический.Оформление уголка мини-музея с учетом эстетических норм, соблюдения правил безопасности, гигиенических норм. Сбор и расположение экспонатов на полках мини-музея.
3. Обобщающий. На этом этапе начинается работа с мини-музеем и экспонатами, показ презентации мини-музеев.
Назначение, оформление и содержание каждого мини-музея обязательно должно отражать специфику возраста детей данной группы.
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку:
- восприятие,
- понимание,
- осмысливание,
- закрепление,
- применение.
Рекомендации по организации мини-музея
2. Тщательно продумывать мини-зоны, которые соответствуют содержанию музея и формату имеющейся площади. Заранее подбирать музейные экспонаты и их количество. При расположении экспонатов наиболее оптимальным решением является их размещение на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Располагать их на полках, стеллажах, столиках разной величины, тумбах. Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы
4. Продумать освещение музея. Лучше всего дополнительно использовать элементы подсветки шкафов, стеллажей, полок.
5. Не перегружать помещение музея витринами и стендами, оставить место для интерактивной работы с детьми.
7. Каждый мини-музей-это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Формы работы с экспозициями мини-музея:
- Экскурсии
- Образовательная деятельность с элементами игры
- Творческие задания (заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы)
- Исследовательская деятельность
- Игры-развлечения,
- Игры-путешествия,
- Интеллектуально-творческие игры.
- Выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т.д.)
Ведущей формой работы музея является экскурсия.
Экскурсии могут быть:
- Обзорные экскурсии;
- Тематические экскурсии;
- Научно-просветительские экскурсии.
Обзорные экскурсии. Они, как правило, предполагают ознакомление детей с достаточно широким кругом экспонатов.
Тематические экскурсии предполагают знакомство дошкольников с определенной темой.
Научно-просветительские экскурсии направлены на более углубленное изучение какой-либо темы.
При построении экспозиции мини-музея необходимо учитывать основные принципы;
- Принцип научности: Любая экспозиция должна строиться на научной основе.
- Принцип предметности: Основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху, образ жизни, деятельность людей и пр.
- Коммуникативно-информационный принцип: Дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась детьми различного возраста.
- Принцип концентричности: Только единичные экскурсии не могут приобщить детей дошкольного возраста к музейной культуре. При построении цикла необходимо учитывать этот принцип, т.е. каждый последующий этап подготавливается предыдущим и обеспечивает переход к более сложно последующему этапу.
Тематика мини-музеев может быть разнообразной
Результаты реализации технологии музейной педагогики в условиях детского сада
- У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
Читайте также: