Как сделать школьный проект по биологии

Обновлено: 30.06.2024

В педагогике слово “проект” известно уже около 300 лет. Это слово происходит от итальянского глагола ‘‘projicere’’, что означает “разрабатывать”, “планировать”, “браться за что-либо”.

Таким образом, проектной метод означает путь, которым идут ученики и учителя, если они хотят научиться чему-то.

Занимаясь образовательной деятельностью, которую она планирует, осуществляет, доводит до конца или прерывает, проектная группа выполняет проект.

Если же деятельность основывается только на двух или трёх элементах проектного метода, то мы можем говорить о проектном обучении.

Не нужно сильно напрягаться, чтобы заменить, что школа оторвана от жизни во многих отношениях. Это оторванность во многих отношениях давно уже превратилась в пропасть. Применяя проектный метод, можно попытаться в некоторых местах перекинуть “мостики” через эту пропасть.

  • Содействовать скорее сотрудничеству, толерантности, коллективному созидательному творчеству, чем конкурирующему/ соревновательному поведению;
  • Принимать во внимание реальные ситуации и обстоятельства, которые чаще всего возникают вне школы;
  • Ориентироваться на личные способности учеников, с целью их оптимального развития;
  • Стараться учитывать личные потребности учащихся;
  • Усилить мотивацию для достижения целей обучения;
  • Содействовать соединению, а может даже синтезу школьных и внешкольных образовательных областей;
  • Создать связующие звенья между отдельными предметами;
  • Способствовать постоянному внутреннему обновлению школы, принимая во внимание актуальные потребности и вопросы.

Проектный метод – это путь, на котором обучающиеся сами создают действительность. Они сами формируют и развивают обучающую ситуацию. Они пробуют себя в различных видах деятельности и определяют свои предпочтения и интересы. Они обретают самостоятельность, работая не под присмотром учителя. Они сознательно выбирают и применяют различные методы обучения. Они принимают на себя ответственность за свое обучение.

Использование проектного метода возможно в любой области и при преподавании любого предмета. Проектный метод, наряду с другими интерактивными методами , помогает отойти от традиционного фронтального урока и открывает перспективы для формирования многих важных навыков. Ведь на обычном уроке, который учитель практикует каждый день, отсутствует деятельность учащихся. Здесь учитель структурирует происходящее, цитирует, объясняет, дает указания, задает вопросы, оценивает. При этом он находится в центре внимания. Проектный метод, напротив, предлагает участие учителя в уроке в новой роли- “ фигуры на заднем плане”.

  • постепенно уходит в тень;
  • вмешивается, если есть необходимость; - включается в процесс на правах участника;
  • проявляет выдержку и не вмешивается.
  • самостоятельность учащихся;
  • связь с реальным миром;
  • активизация разных форм самовыражения;
  • принятие во внимание мнения других при выполнении действий.

Схемы проектов могут варьироваться в зависимости от типа проекта, его длительности, объема. Конечно, они будут разными для проведения проектного урока или серии уроков, проектной недели или осуществления большого проекта, но все они будут предусматривать ВКЛАД группы, ПРОЦЕСС, который она осуществляет, и ПРОДУКТ, который группа получает в результате проекта:

Разработка: плана действия.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. В основе методов проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развития критического мышления. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия проекта, его прагматичная направленность на результаты, который получается при решении той или иной значимой проблемы. Это результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решать ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни.

  1. Наличие значимой проблемы в исследовательском, творческом плане.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предлагаемых результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, групповая, парная) деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта.
  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.

Более 17 лет работаю в сельской школе учителем биологии. Оглядываюсь назад… Сколько реформ, нововведений, методических приемов, технологий! И, конечно же, поиск… Творческий поиск именно своих путей и дорог. Думаю, внедрять даже совершеннейшие технологии в свой педагогический процесс полностью невозможно. Ведь у меня “свои” дети, “свои” коммуникативные ситуации, “своя” среда. Разумеется, речь не идет об основных тенденциях, приемах, принципах существующих технологий. Все они интересны, познавательны! Особо близки мне в последние годы своей деятельности коммуникативно-развивающие, интегральные, личностно- ориентированные модели обучения и воспитания, здоровьесберегающие технологии. Но наиболее эффективным и приемлимым для себя считаю применение проектных технологий в процессе обучения биологии.

Урок-обобщение “Закономерности наследственности”

  1. Закрепить прочность знаний генетических терминов:
  2. Наследственность, изменчивость, аллельные гены, генотип, фенотип, гомозиготность, гетерозиготность, доминантность, рецессивность, моно-, ди- гибридное скрещивание.
  3. Обратить внимание учащихся на взаимосвязь генетических понятий с цитологическими.
  4. Добиваться понимания учащимися дискретности наследственных факторов – дискретности генов.
  5. Научить учащихся разбираться в научно - популярной литературе, самостоятельно изучать научные закономерности, термины.

Метод проектов: монопроект.

Ход урока

I. Обобщение изученного материала по разделу “Генетика”.

Работа в группах с заданиями разной степени сложности.

I. слабая группа с “3” на “4”

II. средняя группа с “4” на “5”

III. сильная группа на “5”

1. Повторение I, II, III законов Менделя по моно-, ди-, гибридному скрещиванию

Работа с таблицей “Моногибридное и дигибридное скрещивание”.

а) “Немое кино”. У доски отвечает один ученик со слабой группы. Он просто показывает. А другие задают вопросы:

- покажи доминантный признак;

- где здесь чистая линия;

- покажи гибридный организм;

- покажи 1-й закон Менделя и т.д.

б) “Звуковое кино”. У доски отвечает ученик со средней группы, показывает и дает определение терминам.

- Что означает дигибридное скрещивание;

- Что такое фенотип;

- Что такое генотип и т.д.

- Что означает аллельные гены.

в) Решение задач. (задачи уже заранее написаны на доске)

№35 стр.34 №9 стр.13

Остальные решают в тетрадях.

Итог: Объяснения учащихся.

I. Статистический характер законов Г. Менделя:

Точное выполнение соотношений 3:1 , 9:3:3:1 возможно лишь при большом количестве изучаемых гибридных особей.

Когда Мендель ставил свои опыты, науки ещё ничего не было известно ни о хромосомах, ни о генах, ни о митозе, ни о мейозе. Несмотря на это Мендель понял , что каждый признак определяется отдельным наследственным фактором и формы эти передаются из поколения в поколение по законам Менделя.

Законы Менделя носят всеобщий характер. Это было подтверждено и другими исследователями. Но были некоторые исключения. Стало ясно, что принцип независимого распределения в потомстве и свободного комбинирования распространяются не на все гены. Следовательно, в каждой хромосоме должно находиться много генов. И так мы дошли до сцепленного наследования признаков.

II. Сцепленное наследование генов. Хромосомная теория наследственности.

Выступление учеников. Нам знакомо, как ведут себя аллельные гены, расположенные в одной паре гомологичных хромосом. Они расходятся в мейозе независимо от других пар. Но число генов у каждого организма гораздо больше числа хромосом. Как наследуются гены, расположенные в одной паре гомологичных хромосом?

Вопрос к классу:

“Что такое сцепленное наследование и

что означают группы сцепления?”

1 гр. По основному учебнику Беляева 26,стр.106

2 гр. По учебнику Сонина, гл.9.4, стр.282.

3 гр. Кемп, Армса стр.415, гл.167

а) Отвечают ученики.

Итак: Чем ближе расположены друг к другу гены в хромосоме, тем реже происходит их расхождение при перекресте – кроссинговере. И

Наоборот, чем дальше друг от друга отстоят гены, тем чаще возможно нарушение сцепления. Следовательно, при полном сцеплении образуется два типа гамет в равных количествах. А при неполном – четыре типа, два из них сцепленные, два – новообразованиями, кроссинговерными.

1. - серое тело – нормальные крылья,

2. – черное тело – зачаточные крылья.

Частота расхождения признаков при кроссинговере прямо пропорциональна расстоянию между генами ( оно измеряется в моргоноидах ).

б) Решение задач №21 стр.23.

В отличие от генов, локализованных в аутосомах, при сцеплении с полом, может проявиться и рецессивный ген, имеющийся в генотипе единственном числе. Например: Х У.

Генетика – это очень сложная наука, это не просто наследование какого-то признака. Это есть взаимодействующие между собой гены, которые приводят к различным закономерностям изменчивости.

III. Множественное действие генов.

Взаимодействие неаллельных генов.

  • генотип – это механическая совокупность генов,
  • фенотип - мозаика отдельных признаков.

На самом деле это не так. Генотип – это система взаимодействующих генов. Взаимодействуют друг с другом и аллельные гены, и неаллельные гены, расположенные в разных локусах.

Выделяют 3 типа взаимодействия неаллельных генов:

Учащиеся по учебнику самостоятельно изучают эти термины. Раздел 9.5.2.

2. Решение задач по этой тематике. Рабочая тетрадь стр. 87 – 93.

Итог: Выражение “Ген определяет развитие признака” в значительной степени условно, так как действие гена зависит от других генов – от генотипической среды.

По методу проектов: Монопроект.

  • Продолжить и углубить изучение темы “ Кровь” , базируясь на занятиях по зоологии.
  • Анализировать и обобщить исследовательскую работу при изучении данной темы.
  • Повысить заинтересованность учащихся к изучению учебного материала.
  • Привить умения и навыки оформительской работы.

План урока.

Ребята 5-й урок работают по группам. В группах работают:

В течение этого периода посещали библиотеку школьную, искали дополнительную литературу.

1. Вступительное слово учителя.

Подведение итогов и еще раз вспомнили проблему всего монопроекта:

- Роль крови и кровеносной системы для обеспечения целостности и сохранения гомеостаза человеческого организма.

2. Выступление библиотекаря.

Она анализирует работу групп. Дает краткий анализ рефератов групп, оценивает их работу, дает рекомендации по исследовательской работе. Знакомит всех учащихся списком литературы, использованной при изучении данной темы.

Журнал “Древо познания”.

3. Работа по группам.

1 группа:

Цель исследования: Кровь. Ее состав, функции.

Проблема: Почему состав крови называют “зеркалом организма”?

Демонстрация: Таблица “Кровь. Ее состав”.

  • “Состав крови. Форменные элементы”.
  • “Функции крови”. (Работа оформителя).

Выступает докладчик. Знакомит всех учащихся содержанием реферата. Дает только дополнительные факты, наблюдения и схемы. Исключено изложение учебного материала.

Т.к. всегда можно найти в учебниках материал по данной теме.

Обязательно подводит итог работы всей группы:

“О состоянии здоровья человека судят прежде всего по состоянию состава его крови.

Для этого берут анализ крови и с помощью микроскопа подсчитывают количество красных и белых кровяных клеток в мм куб. крови, изучают форму. Посредством химических и физических методов определяют количество гемоглобина в крови, количество и состав белков плазмы, количество сахара в крови. Вот поэтому посещая любую поликлинику мы сдаем анализ крови.

1. Почему в таблице “Состав крови” указана скорость оседания эритроцитов?

2. Объясните, пожалуйста, какую функцию выполняют эритроциты?

Оппоненты участвуют при обсуждении данной проблемы.

Учитель оценивает реферат, дает несколько интересных данных для внесения в реферат.

Задает вопрос: Исходя из данных таблицы — по сравнению количества эритроцитов у разных типов животных, объясните, почему кол-во эритроцитов в 1мм куб. больше у млекопитающих в сравнении с пресмыкающимися.

Ответ даёт докладчик II группы (сильная ученица).

2 группа:

Цель исследования: Болезни крови.

Проблема: Связь между изменением состава крови и состоянием организма.

Демонстрация: Самодельная таблица “Болезни крови” и “Родословная английской королевой Виктория по передачи наследственного заболевания гемофилии”.

Выступает докладчик. По ходу объясняет причины возникновения различных заболеваний: кровь, оспа, дифтерия, малокровие, болезнь Дауна.

И учащиеся решают несколько типовых задач по генетике. Они уже имеют навыки решения задач, т.к. в течение нескольких уроков решали эти задачи. Хотя это материал 11-го класса.

Эксперт из 3 группы задает вопрос:

“Если женщина носительница гена гемофилии, а мужчина гемофилик, то какое потомство ожидается.

Все решают задачу, находят ответ.

Еще один вопрос оппонента 1 группы:

Из истории мы знаем, что царевиц Алексей был гемофиликом.

От кого он унаследовал эту болезнь.

При ответе докладчик использует родословную таблицу английской королевы, и ребята находят ответ.

Докладчик подводит итог.

Учитель подводим итог работы данной группы.

3 группа:

Цель исследования: Иммунитет.

Проблема: “ Какими защитными силами владеет человеческий организм”.

Демонстрация: Таблица “Иммунитет”. Схема “ Работа Т и Б клеток”.

Выступление докладчика. Знакомит всех с видами иммунитета, дает анализ схемы, которая раскрывает работу Т и Б клеток по захвату чужеродных клеток.

Раскрывает значение терминов: вакцина, лечебная сыворотка, СПИД.

1) На какой срок вырабатывается врожденный иммунитет

2) Чем отличаются лечебная сыворотка и вакцина

Итог: Каждый человек должен знать, что в земле длительное время сохраняются возбудители некоторых болезней. Предупреждение и ликвидация инфекционных заболеваний осуществляется специальной системой противоэпидемиологических мероприятий. Прежде всего, выявляются источники и пути распространения инфекции.

Заболевание помещаются в специальные больницы или объявляются карантин.

IV. Встреча с медработником.

Рассказ о значении группы крови и Rr фактора для человеческого организма.

Практическая работа в лаборантской по отделению группы крови.

V. Решение тестов по теме “Кровь” - сильным учащимся.

Конкретные задания - слабым учащимся.

VI. Оценки.

Обобщающий проектный урок по теме: “Клетка – структурная и функциональная единица жизни”

  • обобщить и закрепить знания учащихся о строении и функциях основных частей и органоидов цитоплазмы клетки, их взаимосвязях как основе целостности клетки;
  • о взаимосвязях строения и функций органоидов и частей клетки, особенностях ее строения функций эукариотических и прокариотических клеток.

Оборудование: таблицы, учебники, компьютер, мультимидеопроектор.

  1. Прокариотическая клетка.
  2. Эукариотическая клетка.
  3. Деление клетки.
  4. Особенности строения и отличительные особенности растительной клетки.
  5. Клеточная теория.
  6. Неклеточные формы жизни – вирусы.

Учащиеся делятся на группы: 1-4.

Деятельность учителя Деятельность учащихся Практическая направленность
I этап урока: Прокариоты.
Дает задания по группам. 1 гр. Чем отличаются прокариоты и эукариоты?

2 гр. Работа с компьютером. Интерактивный рисунок (7 доп. материалы).

3 гр. Строение клетки прокариот.

Демонстрация: текст 8.и доп. материалы: “Строение клеток эукариот”.

2 гр. Строение растительной клетки.

3 гр. Чем отличаются растительная и животная клетки?

И так, мы выяснили, что все эукариоты состоят из цитоплазматической мембраны, цитоплазмы и ядра.

1 гр. Рассказывает о строении и функциях: ядра, рибосом, кл. центра. Демонстрация “Строение клеток эукариот”.

3 гр. Рассказывает о строении и функциях: митохондрий, лизосом, клеточной стенки.

Демонстрация “Образование пищеварительной вакуоли”.

2 гр. Как происходит непрямое деление?

3 гр. Что такое клеточный цикл?

Демонстрация: Клеточный цикл.

2 гр. Сравните первоначальные и современные положения клеточной теории, отметьте принципиально новые открытия цитологии.

Методические рекомендации по организации работы над проектами по биологии в 5-6 классах.

Учитель биологии

Иванова Елена Александровна

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности на основной ступени общего образования, формирования познавательных универсальных учебных действий является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельности, обеспечивающие сочетание различных видов познавательной деятельности. При этом могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

При построении учебно-исследовательского процесса учителю важно учесть следующие моменты:

• эта деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

• тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя;

• деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. ;

• необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно;

• организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи.

Учебный проект – это способ, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть и сформулировать проблему; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом; способ, предполагающий решение какой-то проблемы, предусматривающий использование разнообразных учебных приемов и интегрированных знаний из различных областей науки, техники, творческих областей.

Если внимательно вчитаться в эти формулировки, то можно заметить, что для учителя самым ценным в методе проектов является процесс, так как он представляет собой дидактическое средство развития различных умений, навыков, мышления учащихся через применение разнообразных учебных приемов. А учащиеся в большей степени заинтересованы в результате работы. Найти разумный баланс этих интересов позволяет правильно выбранный тип проекта. Для того чтобы пользоваться методом проектов как средством обучения и воспитания, необходимо хорошо представлять себе, что лежит в основе типологии проектов, чтобы грамотно выбирать необходимый тип проекта для достижения дидактической цели. Вот почему вопросы типологии учебных проектов широко обсуждаются в специальной литературе.

Типология проектов по предметно-содержательной области

Монопроекты - разрабатываются в рамках одного предмета с выбором наиболее сложных разделов; не исключается использование информации из других областей знания и деятельности.

Межпредметные проекты - затрагивают два-три предмета.

По продолжительности выполнения

Мини-проекты укладываются в один урок, или являющиеся фрагментом урока.

Краткосрочные проекты разрабатываются на 4-6 уроках.

Долгосрочные проекты реализуются в течение месяца или нескольких месяцев.

Подготовка к проведению урока с использованием проектной методики

В условиях личностно-ориентированного обучения с использованием метода проектов учащиеся демонстрируют соответствие своих знаний стандартам через продукты деятельности или саму деятельность. Как правило, в качестве способа проверки знаний используются традиционные тесты, основанные на стандартах, опросы, самостоятельные, практические и контрольные работы.

В век ответственности за собственные поступки, проекты обязательно должны находиться в соответствии с образовательными стандартами, чтобы ученики изучали соответствующее содержание и развивали необходимые умения.

В проектах, согласованных со стандартами, учащиеся глубоко изучают учебный материал и применяют полученные знания к реальным жизненным ситуациям. Учителя организуют учебный процесс вокруг вопросов, связывающих интересы учащихся с образовательными стандартами.

Подготовка к уроку (ам) – проекту (ам) осуществляется минимум за 1 неделю.

1. Подбор темы урока-проекта.

Рассмотрите календарно-тематическое планирование и определите методическую тему проекта и длительность проекта. Помните, что при изучении не всех тем применим метод проектов.

Определив методическую тему (по КТП, продумайте тему творческую, но её можно изменить по желанию учащихся.

2. Выбор соответствующих стандартов.

• Проанализируйте федеральные государственные образовательные стандарты по предмету, а также по смежным с ним предметам.

• Определите те УУД, которым необходимо научить школьников, а затем оценить в ходе реализации учебного проекта.

3. Разработка дидактических целей учебного проекта

• Просмотрите выбранные Вами стандарты и одновременно подумайте, что должны будут знать, делать или понимать Ваши ученики после выполнения проекта.

• Просмотрите УУД. Прочитайте описание каждого УУД, какие из них лучше всего подойдут к Вашему проекту. Выберите от одного до трех умений, которые помогут Вам сформулировать дидактические цели.

• Сформулируйте цель, которая покажет результат проекта.

• Сформулируйте задачи, которые покажут пути решения достижения цели.

4. Разработка направляющих вопросов учебного проекта в соответствии с ФГОСами

Сформулируйте направляющие вопросы, которые состоят из основополагающих вопросов, проблемных вопросов учебной темы и учебных вопросов по содержанию:

2.) Проблемные вопросы – вопросы учебной темы четко связаны с учебной темой и поддерживают исследования в направлении, заданном основополагающим вопросом. Проблемные вопросы учебной темы - открытые вопросы, которые помогают ученикам показать, как хорошо они понимают ключевые концепции учебной темы.

3.) Учебные вопросы по содержанию - конкретные узкие вопросы, ответы на которые основаны на фактах. Часто вопросы по содержанию имеют отношение к определениям, распознаванию и простому воспроизведению информации. Они похожи на вопросы, встречающиеся обычно в тестах. Вопросы по содержанию – важная поддержка для основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.

5. Создание плана оценивания.

Как вы узнаете, что ученики достигли целей обучения?

По каким критериям будут оцениваться ученики?

Какие методы оценивания вы будете использовать в рамках проекта, чтобы сообщать себе и ученикам о прогрессе в процессе обучения?

Какие методы наблюдения и отчета вы будете использовать, чтобы подтолкнуть учеников к самоуправлению и развитию в ходе независимой или групповой работы?

До начала проекта используйте оценивание для определения начальной точки, отвечая на следующие вопросы:

К какому начальному знанию мы должны обратиться?

Какие типы деятельности необходимы?

Как будут ученики объединяться в группы для совместной работы?

В ходе проекта используйте оценивание для:

Обсуждения учебных целей и критериев

Обеспечения учеников возможностью ставить свои цели, строить планы и осмысливать обучение.

Наблюдение за прогрессом достижения поставленных целей

Наблюдение за обучением и пониманием

Усиление обратной связи между учениками

Определение того, может ли знание использоваться в новых ситуациях

После завершения проекта используйте оценивание для:

Определения областей дальнейшего обучения

Планирования дальнейших возможностей для обучения

Постановки новых целей

6. Планирование деятельности.

Разработаете план деятельности, чтобы создать богатые возможности по достижению учебных целей для учеников.

Продумайте, как вы вовлечете учеников в процесс решения проблем или другие содержательные задачи, которые помогут им при решении вопросов, формирующих процесс обучения, и создадут связи с реальной жизнью?

7. Оформите план проекта.

Метод проектов в курсе биологии дал возможность ощутить позитивный результат области обучения детей приемам самостоятельной исследовательской деятельности, овладения научной терминологией, приемам изложения на высоком уровне подготовленные ими вопросы, пользоваться схемами, рисунками. Именно поэтому метод проектов дал для меня такой высокий результат - высокую мотивацию к обучению, и, как следствие, высокий уровень научного знания предмета исследования. Необходимость внедрения проектного метода заключается в том, что он дает возможность результативного проектирования учебного процесса. Проектирование учебного процесса путем выделения в процессе обучения этапов, представленных в виде особой последовательности процедур и операций, выполнение которых соответствует поставленным целям и обеспечивает достижение предполагаемых результатов. Вот именно результативность подкупила меня в проектных технологиях. Результативность и возможность ее практического применения.

Предлагаю примеры проектов для учащихся 5 класса.

Цель: создать книгу о растениях нашего края (для конкретного семейства)

1. Собрать материал о 15 представителях данного семейства;

2. Подобрать иллюстрации ;

3. Найти загадки, предания, стихи ;

4. Составить ребусы или кроссворд ;

5. Оформить книгу.

Цель: сформировать знания о грибах, их значении в природе и жизни человека.

Задачи проекта :

1. Научиться распознавать съедобные и несъедобные грибы.

2. Сформулировать правила сбора грибов.

3. Целенаправленно воспитывать эмоциональную отзывчивость к природе.

Цель: сформировать знания о роли животных в природе и жизни человека

1. Изучить значение животных в природе.

2. Собрать информацию о первых домашних животных.

3. Изучить значение животных в жизни человека сегодня.

4. Узнать, какой вред могут нанести животные человеку.

Цель: изучить строение растительной клетки

1. собрать информацию на заданную тему

2. проанализировав информацию, сделать макет из цветной бумаги (пластелина) ;

3. построить выступление и материал таким образом, чтобы одноклассники могли подготовиться к проверочной работе по данной теме.

Мини – проектное задание по биологии в 5 классе при изучении темы : «Разнообразие, распространение и значение растений"

1. Какие самые высокие растения?

2. Какие растения самые маленькие?

3. Какие растения имеют самые крупные листья, цветки, самые приятные ароматы?


Изучив готовые исследовательские работы по биологии учащихся 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 класса, вы сможете ознакомиться с историей появления и развития биологии как науки, получить интересные сведения о вегетарианстве и правилах здорового питания, о причинах кислотных дождей, о проявлении аллергии и ее предпосылках, найти определение и биологические характеристики основных классов биологии: растения, животные, грибы, бактерии.

Выполненные учащимися исследовательские проекты по биологии в 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классах включают готовые теоретические сведения и практические исследования в области ботаники, рассматривая условия и качество жизни комнатных растений; в области зоологии, где в качестве проекта может быть выбрано изучение теории и наблюдение за жизнедеятельностью животных, птиц и насекомых; в области анатомии, направленные на изучение процессов работы органов человека.

Сегодня вопрос о сохранении природных богатств стоит на столько остро, что стоит задуматься, какую планету мы оставим последующим поколениям. Поэтому очень важно привлекать школьников к участию в различных мероприятиях, посвященных экологическим проблемам. Проект является одним из средств, с помощью которого, у учащихся формируется представление о том, что именно негативно влияет на окружающую среду и как можно предотвратить ее дальнейшее загрязнение.

Проект по экологическому воспитанию


Прежде всего учащимся следует знать, какова экологическая ситуация сегодня — она представляет угрозу не только для здоровья человека, но и ставит под вопрос дальнейшее существование жизни на Земле. Развитие цивилизации и научно-технического прогресса, не смотря на ту пользу, которую они принесли человечеству, имеют отрицательные стороны, которые, едва ли не перевешивают все достижения. Здесь имеют место быть не только выбросы в водное и воздушное пространство вредных веществ и продуктов жизнедеятельности, но и вырубка лесов, а так же, уничтожение флоры и фауны. В средних классах у учащихся уже накоплены определенные знания о природе и законах ее развития. Закрепить и углубить эти знания призвано экологическое воспитание школьников, основные концепции которого входят в школьную программу. Она предполагает формирование зрелой личности, которая не будет оказывать пагубного влияния на природу, чувства ответственности, просвещение в области экологической культуры, развитие экологического мышления и всего, что идет на благо человеку, природе и их взаимосвязи.

Новый государственный общеобразовательный стандарт предполагает переход к новой конструкции экологического воспитания — целенаправленное развитие личности путем не только познавательных, но и коммуникативных действий, как средствам реализации культурной и развивающей направленности. Учащиеся приобретают мировоззренческую основу в ходе практического применения своих знаний, в результате чего возникает ответственность за сохранность природы, ее ресурсов и здоровье людей.

Цель экологического проекта

Как и любое направление в воспитательной и образовательной работе, данный проект имеет свои цели, которые заключаются в следующем:

  1. Расширение знаний в области экологических законов.
  2. Воспитание патриотизма.
  3. Формирование негативного оценки к безответственному отношению к окружающей среде.
  4. Побуждение к участию в мероприятиях по охране природных объектов.
  5. Пропаганда знаний в области экологии.
  6. Информирование о том, в каком состоянии в настоящее время находятся объекты экологии.
  7. Формирование у учащихся, как членов общества, сознание своей причастности ко всему, что происходит на планете.
  8. Получение навыков исследовательской работы.

Задачи экологического проекта

Задачи имеют несколько аспектов:

развивающие задачи проекта

  • научить оценивать экологические ситуации в мире, в стране и в родном крае;
  • развить экологическое мышление и познавательный интерес;
  • привить заинтересованность в самостоятельном приобретении и применении знаний, используя различные средства информации;
  • научить оценивать последствия вмешательства человека в окружающую среду.

основные обучающие задачи

  • расширить знания научных экологических основ;
  • научить самостоятельно мониторить состояние экологической обстановки;
  • увеличить кругозор о техногенном влиянии воздействия на природу;
  • проинформировать о технических достижениях в области экологии.

основные воспитательно образовательные задачи

  • приучить к совместной работе и сотрудничеству;
  • воспитать убежденность в возможности разумно использовать достижение научно-технического прогресса;
  • сформировать личную ответственность бережно относиться к природе и ее ресурсам.

План экологического проекта

Чтобы работа над проектам была более эффективной, необходимо составить план, который может состоять из следующих этапов:

  1. Собрать информацию на заданную тему.
  2. Найти соратников для совместного участия в проекте.
  3. Изучить положительный экологический опыт.
  4. Разработать программу экологической тематики.
  5. Запланировать и провести мероприятия на прилегающей территории школы, в своем населенном пункте — посадка саженцев, уборка мусора и пр.
  6. Проанализировать полученную информацию и подготовить ее для защиты перед классом.
  7. Оформить проект в бумажном или электронном виде.

Заключение экологического проекта

Работа над проектом должна быть содержательной и иметь значение для общества. Кроме этого, в процессе подготовки необходимо использовать опыт каждого участника, организовать поддержку со стороны педагогов, родителей и жителей города или села.

результаты работы над проектом

Когда работа над проектом закончена, результаты должны быть следующие:

Интересный проект по биологии: презентация на тему загрязнение окружающей среды, проект по экологии 7 класс



загрязнение окружающей среды бытовыми отходами


проблема утилизация мусора


разложение мусора: таблица


использование макулатуры: ущерб природе, вред человеку, вторичное использование


вред консервных банок


вред пластмассы


вред упаковки

результата работы над проектом


Экологический проект 9 класс: экологический проект по биологии


защита леса тема

Лес является не только неоценимым богатством человечества, но и своеобразным органом, который позволяет дышать всему живому на планете.


почему леса легкие планеты


биосфера леса


три группы леса



способы сохранить лес

  • Сократить использование бумаги и изделий из древесины. Выбирать следует бумагу, которая произведена из бумажных отходов. Не выбрасывайте лист, если на обратной стороне можно что-то написать при необходимости.
  • Руководство предприятий обязано следить за отходами производств. Если вами замечено, что действие предприятия вредоносно, напишите письмо в администрацию, выражайте свое беспокойство.
  • Старайтесь повторно использовать любую вещь, например, картонные пакеты из-под молочной продукции пригодятся для посадки рассады.
  • Замените в своем обиходе бумажные салфетки на полотенца из ткани, любая экономия ресурсов поможет сохранить лес.
  • По возможности выбирайте продукты без упаковки, она составляет половину мусорных отходов.
  • Сдавайте на переработку ненужные газеты и журналы, собирайте макулатуру.



интересные факты о лесе

  • Чтобы произвести бумагу, человек вырубает в год порядка 125 млн деревьев.
  • Всего 80 килограмм макулатуры спасет одно дерево от вырубки.
  • Из всех деревьев, существующих на Земле, только 7% посажено человеком.
  • Половина лесов Земли было уничтожено к концу 20 века.


P.S. Результаты исследований, проводимые школьниками в процессе работы над проектами по экологии, показывают, что деятельность человека оказывает пагубное действие не только на природу, но и на него самого. Об этом необходимо помнить и оказывать посильную помощь, чтобы предотвратить экологическую катастрофу.

Читайте также: