Международная образовательная деятельность школ

Обновлено: 04.07.2024

Мировые образовательные системы представлены совокупностью национальных образовательных систем разного уровня и типа. Каждая из образовательных систем имеет свои характерные отличительные черты, обусловленные культурными традициями, историей народа, поставленными целями и задачами и т.д. Именно поэтому следует рассматривать международные образовательные системы как единое пространство, направленное на сохранение индивидуальностей национальных систем в мире технологий и прогресса.

В международных образовательных системах выделяют следующие глобальные тенденции:

  1. Стремление к созданию демократической системы образования, которая предоставляет гарантированную возможность получения образования всему населению страны, на всех ступенях и уровнях.
  2. Обеспечение права на получение образования всем людям, вне зависимости от расы, пола, возраста и т.д., в любом понравившемся учебном заведении.
  3. Влияние социально-экономических факторов на систему образования, то есть изменения исходя из потребностей общества, инновационных технологий и т.д.
  4. Расширение количества образовательных организаций с целью удовлетворения потребности населения в получении образования. В следствии чего, происходит разрастание рынка образовательных услуг.
  5. Усовершенствование системы управления образовательными организациями, предоставление им больших возможностей при разработке учебных программ, используемых методов и средств, педагогических технологий и т.д.
  6. Повышение значимости высшего образования, как одного из ведущих принципов жизнедеятельности населения развитых стран.
  7. Осуществление работы над совершенствованием учебных и коррекционных программ на всех уровнях и ступенях образования.
  8. Приоритет личности и способностей каждого ребенка, без включения его в установленные рамки и шаблоны.
  9. Повышение финансирования образовательных систем со стороны государства, с целью их совершенствования и повышения качества оказываемых услуг.
  10. Поиск дополнительных ресурсов для воспитания и обучения детей, имеющих различные отклонения в психическом и физическом развитии.
  11. Мировые образовательные системы являются полиструктурными, так как для них характерным является организационная и пространственная структуры.

Международные образовательные проекты и модели

К международным образовательным проектам относятся:

  • ЭРАЗМУС – обеспечение мобильности студентов Европейского Совета
  • ЛИНГВА – повышение качества эффективности изучения иностранных языков, начиная с младшего школьного возраста
  • ЭВРИКА – осуществление координации учебных и научных исследований учащимися России с учащимися стран Восточной Европы
  • ЭСПРИТ – проект, направленный на объединение усилий ведущих европейских ВУЗов, НИИ и т.д.
  • ЕИПДАС – программа, осуществляющая планирование и управление системой образования в арабских странах
  • ИРИС – система, направленная на расширение возможностей получения профессионального образования женщинами
  • ТЕМПУС – общеевропейская программа, целью которой является развитие мобильности университетского образования

Таким образом, в рамках международных образовательных систем появляются различные образовательные проекты, участие в которых стараются принять ведущие зарубежные университеты. Данные проекты способствуют развитию поликультурности мировой системы образования.

Готовые работы на аналогичную тему

На сегодняшний день в международном образовательном пространстве сформировались следующие ведущие международные образовательные модели:

  • Американская модель
  • Французская модель
  • Немецкая модель
  • Английская модель
  • Российская модель

Для решения проблем, стоящих перед международными образовательными системами, важное значение имеет разработка крупных международных проектов и программ, а также развитие и совершенствование существующих моделей образования.

Тенденции развития международных образовательных систем

Для международных образовательных систем характерные следующие тенденции развития:

  1. Переход ведущих государств от элитного образования к высококачественному и общедоступному.
  2. Углубление и расширение международного сотрудничества в области образования. Создание единого образовательного государства, в рамках которого будут созданы единые стандарты образования, а документы об образовании будут признаваться на территории всего образовательного пространства. Активность участия страны зависит от ее потенциала и возможностей.
  3. Гуманизация международных образовательных систем. Достигается за счет введения дополнительных дисциплин, таких как экология, культурология, психология и т.д.
  4. Внедрение инноваций в систему образования, при сохранении индивидуальности и уникальности каждой системы образования, учета национальных традиций и особенностей.

Большое значение в регулировании процесса развития международных образовательных систем является деятельность ЮНЕСКО. Данная организация разрабатывает нормативы, которые обязательны для всех участников международного образовательного пространства. Нормотворческая деятельность ЮНЕСКО ориентирована на:

Международные школы – актуальная и востребованная в современном мире категория школ. Открытый мир, дающий неограниченные возможности как в выборе страны обучения, так и в построении международной карьеры, диктует свои правила. Для мобильных семей, часто меняющих государства проживания, а также для родителей, не исключающих для своих детей получение высшего образования за рубежом, международная школа с обучением на английском языке – лучшее решение! Разбираемся в многообразии международных школ Москвы и преимуществах обучения по зарубежным программам.


Я – Mrs. Britain, английская мама в Москве и сегодня мы говорим о международных школах.

Те, кто читает нас с супругом давно, знают, что мы живем в России уже более 10 лет и выбору школы для наших мальчиков, родившихся в Москве, уделили немало времени и сил. Первостепенным требованием для нас было то, чтобы школа работала по международной (англоязычной) программе. Помимо цели вырастить билингвов, перед нами стояла и другая крайне важная задача – дать мальчикам такое образование, которое позволит им продолжить обучение практически в любой точке мира.

Мы хотели быть уверенными: если вдруг нам придется переехать в другую страну, у сыновей не будет проблем с адаптацией, нужна была школа, которая придерживалась бы кембриджской интернациональной программы. Для нас это гарантия, что подобную школу мы сможем найти практически в любой точке мира! Сложности с языком, несоответствие программ обучения, непонимание формата выполнения домашних заданий – этих проблем мы точно сможем избежать!

Проанализировав рынок международных школ Москвы, я сделала для себя некоторые выводы, которыми хочу поделиться с вами!

Преимущества международного образования

Почему стоит рассмотреть обучение по международной (англоязычной) программе?

Прежде всего, это гарантирует то, что к окончанию средней школы английский язык станет для вашего ребенка таким же родным, как и русский. Вам не понадобятся дополнительные занятия с репетиторами или дорогостоящие поездки в языковые лагеря – обучение в международной среде на протяжении нескольких лет не оставит ученику шансов не выучить английский! Отличная причина, согласитесь?

Наши сыновья – билингвы с рождения, но для русскоговорящих родителей вопрос изучения английского всегда актуален!

Учитывая сложности с поиском "идеальной" школы, явным преимуществом международных школ можно назвать и то, что в большинстве своем такого рода учебные заведения включают и младшее отделение, детский сад. Nursery School (британская программа) или PYP Primary Years Programme (IB) рассчитаны на ребят от 3 лет. Как вы уже знаете, мы остановили свой выбор на Heritage School, и в нашей школе минимальный возраст для зачисления – 2 годика!

Еще один важный аргумент в пользу международных школ – перспективы! Задумываетесь об обучении в зарубежном вузе? А вы знаете, что в большинстве стран иностранным студентам перед поступлением на первый курс бакалавриата требуется дополнительно проходить некий подготовительный курс? В Англии и Европе – это Foundation, в Германии – Studienkolleg, а в США большинству студентов из России приходится начинать с программы Pathway. Как ни крути – дополнительное время и расходы. Но всё это относится к ребятам, получившим национальный документ о среднем образовании в России – аттестат. Для тех, кто отучился в международной школе, подготовительные программы не требуются! Повод задуматься!


Международные школы Москвы

Озаботившись вопросом поиска школы для мальчиков, я изучила множество вариантов международных школ в Москве. Как оказалось, большинство школ работают либо по британской программе (A-Levels) либо по программе международного бакалавриата (IB). В чем основные различия?

Программа A-Levels предусматривает раннюю профориентацию. В старших классах школы обучающиеся выбирают 3-4 предмета и в течение двух лет посвящают себя глубокому изучению интересующих дисциплин. Так, например, старшеклассник, мечтающий о карьере психолога, может сконцентрироваться на таких предметах как Психология, Биология и Социология. Тратить ресурс на изучение математики или литературы не потребуется! A-levels может быть отличным решением для ребят с ярко выраженными склонностями к тем или иным предметам. Однако, важно понимать, что для изучения дисциплин гуманитарного цикла, например, литературы или юриспруденции, потребуется практически свободное владение английским. В случае, если ребенок начинает обучение по международной программе в раннем возрасте, с младшей школы или детского сада, как правило, вопросов с уровнем английского уже не возникает, но если речь идет о поступлении в школу в возрасте 15-16 лет, необходимо внимательнее отнестись к выбору предметов.

В рамках программы IB ребята получают более общее образование. Подросток в обязательном порядке должен выбрать по одному предмету из шести различных групп дисциплин (родной язык, иностранные языки, гуманитарные предметы, естественные науки, математика, творчество). По мнению специалистов, нагрузка на ученика на программе IB больше, чем в британском аналоге (A-Levels). Здесь не получится отказаться от предметов, вызывающих затруднения. При этом отсутствие специализации дает возможность "прощупать" множество разных направлений и, возможно, отложить принятие решения о дальнейшем векторе образования в вузе на последний момент. Отдельного внимания заслуживает междисциплинарный курс Теория Познания, объединяющий знания из различных предметных областей и опыт их применения в жизни. Для получения IB Diploma подростку потребуется на только преуспеть в изучении предметов, но принимать активное участие в программе CAS (проекты по спортивному, творческому и духовному развитию).

На мой субъективный взгляд, если обучение проходить в стране, где английский язык не является государственным, британская программа выглядит более предпочтительней — успешно ее закончить больше возможностей!

Менее популярна в московских международных школах американская программа American High School Diploma. Однако, для тех, кто видит своего ребенка студентом американского вуза, возможно, это оптимальный вариант.

5 московских школ, работающих по программе A-Levels

Cambridge International School (CIS) - группа международных школ, включающая пять кампусов в Москве, Подмосковье, Ташкенте и Санкт-Петербурге. Московский филиал школы расположен на севере столицы, недалеко от станции метро Речной Вокзал. Подмосковные кампусы находятся в Сколково и коттеджном поселке Березки в 17 километрах от Москвы. CIS работает по национальной британской программе (GCSE, A-Levels). Параллельно с документом о британском образовании ученики получают и российский аттестат. Является школой полного цикла, подготовительное отделение (Nursery) принимает ребят от 2 лет.


British International School (Британская Международная школа) – одна из старейших международных школ в Москве (школе более 25 лет!). У BIS четыре кампуса – школы N1 и N2 на Войковской, школа N4 в Ясенево и школа N9 на Нахимовском проспекте (м. Профсоюзная). British International School ведет обучение как по английской программе (A-Levels), так и программе международного бакалавриата (IB). Российская программа представлена только в одном отделении – в школе N9.

Russian International School (RIS) – международная школа с 2 кампусами: RIS Khamovniki на улице Ефремова и RIS International School/RIS Nursery в Барвихе (Одинцовский район). Школа была основана в 2008 году, обучение ведется по британской программе. Также реализуется и российская образовательная программа. Помимо сдачи экзаменов GCSE и A-levels ученики имеют возможность подготовиться к ОГЭ, ЕГЭ, Cambridge Examinations и американскому тесту SAT.

International School of Moscow (ISM) - входит в консорциум школ Nord Anglia Education, объединяющий более 70 дневных школ и школ-пансионов в 30 странах мира. ISM была основана в 2007 году, сегодня в школе обучается более 1000 учеников из российских и иностранных семей. У школы два кампуса – в Крылатском (Krylatskoe Campus) и Красногорском районе (Rosinka Campus)

Heritage International School – любимая школа наших мальчиков! На сегодняшний момент у Heritage School два отделения - Heritage School Leninsky, билингвальный детский садик в юго-западном округе и Heritage School в Сокольниках, школа полного цикла на востоке Москвы. Heritage School – школа с кембриджской аккредитацией, обучение ведется по интегрированной программе Heritage Curriculum. Ребята изучают все основные разделы российской и британской программ в течение всего учебного года. Английский и российский педагоги работают в паре, осуществляя процесс обучения параллельно. В дополнение к основной программе в Heritage School можно брать занятия в таких кружках и секциях как футбол, шахматы, мини-теннис, хореография, джиу-джитсу, робототехника, вокал, актерское мастерство, ментальная арифметика и фортепиано! Как мама двух учеников Heritage School добавлю личное мнение – эта школа, где детям комфортно! Вильям и Филипп обожают своих преподавателей и одноклассников, мне кажется, дай им волю, ребята бы отменили каникулы и выходные, настолько они любят проводить время в школе!


5 московских школ, работающих по программе IB

Интеграция XXI век – базовая школа НИУ ВШЭ, как школа с углубленным изучением английского работает с 1996 года, в 2003 году получила аккредитацию IB. Начальное отделение Интеграции XXI век находится недалеко от станции метро Панфиловская, а кампус старшей и средней школы располагается в Строгино. Школа сотрудничает с Кембриджским колледжем наук и искусств, Лондонской школой дизайна, канадской средней школой Marlborough Public School.

Европейская гимназия – международная школа в Сокольниках. Программа IB была внедрена в 2002 году (основана школа в 1992 г.). Основные ценности Европейской гимназии – свобода и взаимное уважение учеников и педагогов. Для старшеклассников предусмотрены два потока – программа российской школы с получением аттестата и подготовкой к ЕГЭ и дипломная программа IB

Brookes Moscow – относительно молодая школа в Москве. Кампус в районе Ботанического сада открылся в 2018 году. Brookes входит в одноименную сеть Brookes Education Group. Преподавание в школе ведется исключительно по англоязычной программе (русского отделения нет). Brookes – это продуманная комфортная среда для детей, где предусмотрено просторные и хорошо оснащенные классы, современные пространства для спорта, отдыха и внеклассных активностей


Школа Летово – уникальный в своем роде проект, передовая инновационная школа для одаренных детей. Стипендиальный фонд Летово составляет 7 миллиардов рублей, что позволяет обучать 80% детей школы абсолютно бесплатно! IB – одно из направлений в школе, образовательная модель школы – индивидуальные траектории обучения для каждого ребенка.


Международная Гимназия Сколково – была создана в 2015 году как часть экосистемы Сколково. Гимназия находится в самом сердце инновационного центра "Сколково". Школа работает по программе международного бакалавриата (IB) и российской государственной программе. Дошкольное отделение школы принимает ребят от 2 до 6 лет. Как для малышей, так и для старшеклассников предусмотрено пребывание в школе в течение полного дня – с 8.00 до 18.30.

Резюме

Обучение в международной школе – безусловно, инвестиция в будущее! Каждая школа уникальна, у каждой свои плюсы и минусы. Какую учебную программу выбрать и на какой школе остановиться каждая семья решает самостоятельно. Мы с супругом и детьми выбрали Heritage School. Хотите узнать почему? Бронируйте тур по школе и всё увидите сами!

На сегодняшний день 50 российских школ (в их числе не только частные, но и государственные) предлагают альтернативу традиционной российской программе – обучение по системе Международного бакалавриата (International Baccalaureate, IB).

Многие родители, которые слышали об IB, ошибочно считают, что это англоязычная программа для международных школ. Действительно, Международный бакалавриат очень распространен в интернациональных школах по всему миру. Однако учиться по системе IB с 1 по 9 классы можно и на русском языке, по программе, соответствующей российским ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам), и только дипломная программа старших классов (IB DP) предполагает обучение на английском, французском или испанском языке.

Рассказываем, что такое Международный бакалавриат, как он устроен и какие российские школы аккредитованы на преподавание по системе IB.

На сегодняшний день 50 российских школ (в их числе не только частные, но и государственные) предлагают альтернативу традиционной российской программе – обучение по системе Международного бакалавриата (International Baccalaureate, IB).

Многие родители, которые слышали об IB, ошибочно считают, что это англоязычная программа для международных школ. Действительно, Международный бакалавриат очень распространен в интернациональных школах по всему миру. Однако учиться по системе IB с 1 по 9 классы можно и на русском языке, по программе, соответствующей российским ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам), только дипломная программа старших классов (IB DP) предполагает обучение на английском языке.

Рассказываем, что такое Международный бакалавриат, как он устроен и какие российские школы аккредитованы на преподавание по системе IB.

Что такое IB?

Обучаясь в российской школе по программе IB, ребенок может изучать предметы в соответствии с ФГОС, при этом большое внимание будет уделяться исследовательской деятельности, формированию критического мышления и гибких навыков, умению работать с источниками информации, развитию не только академических, но и творческих способностей.

Ценности
В основе IB лежит убеждение, что развитие личности не менее важно, чем предметные знания. Международный бакалавриат ставит своей целью воспитать людей с интернациональным мышлением, стремящихся сделать мир лучше и безопаснее, открытых новым идеям, толерантных, с широким кругозором, думающих и творческих.

Диплом
Чтобы получить диплом IB, школьник должен отучиться не менее двух лет по программе старших классов IB DP и сдать выпускные экзамены по 6 предметам на выбор.

Диплом IB высоко ценится во всем мире, что заметно упрощает поступление в зарубежные вузы, независимо от их рейтинга и расположения. Так, исследование британского статистического агентства HESA (Higher Education Statistics Agency) показало, что для выпускников IB вероятность зачисления в топ-20 университетов Великобритании на 57% выше, чем для выпускников британской системы (A-Level).

Язык
В международных IB-школах, как правило, преподавание ведется на английском языке. В национальных — часть предметов изучается на родном языке, а часть на иностранном. В российских школах обучение с 1 по 9 классы проходит преимущественно на русском, а с 10 по 11 классы — на английском языке.

Обладатели диплома IB освобождаются от необходимости сдавать языковые тесты при поступлении в вузы Великобритании, США, Канады и многих других стран, независимо от того, в какой школе — российской или международной — проходило обучение.

Как устроены программы IB Международного Бакалавриата?

  • DP (Diploma Programme) для старших классов;
  • MYP (Middle Years Programme) для основной средней школы;
  • PYP (Primary Years Programme) для начальной школы.

- литература и родной язык,
- иностранный язык,
- человек и общество,
- науки,
- математика,
- искусства.

Каждый студент выбирает 6 предметов: 3 на продвинутом уровне и 3 на базовом. В течение двух лет обучения по каждому из этих предметов необходимо провести исследовательские работы и сдать экзамены. Обучение по программе во всех странах идет на английском языке.

Middle Years Programme — MYP (5-9 классы)

Предметное содержание программы MYP школа выбирает в соответствии с национальным законодательством. В нашей стране оно должно соответствовать российскому федеральному образовательному государственному стандарту (ФГОС).

Логика и приоритеты в обучении тут те же: в биологии, химии и физике важно проверять гипотезы через эксперименты и опыты, работать с данными, понимать механизмы природных закономерностей и устройство процессов современного научного познания. Также необходимо уметь выбирать и проверять источники информации, работать в команде, критически мыслить, анализировать и создавать тексты, заниматься творчеством, заботиться о себе и окружающем мире. Все эти навыки – междисциплинарные, им тоже нужно специально учиться, практиковать, осознавать и использовать в нужной ситуации.


Primary Years Programme — PYP (начальная школа)

Программа начальной ступени Международного бакалавриата (IB PYP) рассчитана на дошкольный возраст и начальную школу (3-12 лет). Как и MYP, PYP является структурой, в которую могут быть интегрированы местные требования к образовательной программе.

В основе PYP лежит исследовательский подход, который поддерживает детское любопытство, направляя его в русло осмысленного процесса получения знаний. У программы трансдисциплинарная структура, т.е. нет строгого разделения между дисциплинами, а каждая тема рассматривается под разными углами зрения. В основе PYP шесть тем:

  1. Кто мы,
  2. Где мы во времени и пространстве,
  3. Как мы себя выражаем,
  4. Как устроен мир,
  5. Как мы себя организуем,
  6. Наша общая планета.

Реализация программ Международного бакалавриата сильно зависит от особенностей школы, ее философии и установок, руководства, структуры, личного восприятия и отношения педагогов, а также местных требований и государственных образовательных систем. Даже в рамках одной страны и единых образовательных стандартов, школы имеют возможность выстраивать свои уникальные траектории.

IB-школы в России (2020/2021)

Процесс получения аккредитации IB обычно занимает не менее 2 лет: нужно подать заявку и получить статус кандидата, пройти необходимые проверки и подтвердить соответствие всем требованиям IBO, при этом каждая программа (MYP, PYP или DP) аккредитуется отдельно. Далеко не каждой школе удается успешно пройти этот путь до конца.

Список аккредитованных российских IB-школ*
*обновляемый список аккредитованных школ доступен на официальном сайте IBO

В рамках международной деятельности Минпросвещения России осуществляет работу по следующим направлениям:

Документы и материалы


В УлГПУ отметили самых активных иностранных студентов из Туркменистана, Узбекистана и Сирии

В Ульяновском государственном педагогическом университете (УлГПУ) имени И.Н. Ульянова отметили самых активных в учёбе, студенческой жизни и творческой деятельности иностранных студентов, магистрантов и аспирантов из Туркменистана, Узбекистана и Сирии.




Зарубежные школьники могут проверить свои знания по русскому языку

XVIII Международную олимпиаду по русскому языку для зарубежных школьников проведёт Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина.


Минпросвещения России утвердило список победителей международных олимпиад в 2021 году

В соответствии с Правилами выплаты премий Президента Российской Федерации победителям международных олимпиад по общеобразовательным предметам – членам сборных команд Российской Федерации и тренерам, осуществлявшим их подготовку, приказом Минпросвещения России утверждён список, в который вошли школьники, продемонстрировавшие высокие результаты на международных интеллектуальных турнирах в 2021 году.


Владимир Путин отметил успехи российских школьников на международных олимпиадах

Президент России Владимир Путин на совместном заседании Государственного Совета и Совета при Президенте по науке и образованию выразил благодарность школьникам, которые представляли нашу страну на международных олимпиадах и завоевали максимальное количество наград. В 2021 году они привезли с международных состязаний 38 медалей: 31 золотую и 7 серебряных.


Российские педагоги знакомят сирийских коллег с новыми методиками преподавания русского языка



Читайте также: