Методы просветительской деятельности в школе

Обновлено: 29.06.2024

Понятие и сущность культурно-просветительской деятельности

Культурно-просветительская деятельность – это процесс достижения определенной гармонии, которая дает социальную устойчивость и продуктивную включенность в общественную жизнь и труд, психологический и личностный комфорт.

Реализуя технологию культурно-просветительской деятельности, педагог осуществляет работу по воспитанию базовой культуры личности, занимается созданием предпосылок для развития у детей индивидуальных способностей, направленных на удовлетворение собственных, общественных и государственных интересов.

Технология культурно-просветительской деятельности имеет гуманистический, развивающий и культурологический характер.

Основные функции технологии культурно-просветительской работы:

  1. Культурно-творческая.
  2. Развивающая.
  3. Информационно-просветительская.

Технология культурно-просветительской деятельности должна осуществляться не только в рамках образовательной деятельности, но и за ее пределами, в рамках культурно-массовых институтов (музеи, театры, центры досуга и т.д.), с целью культурного роста населения страны.

Основные направления культурно-просветительской деятельности

Технология культурно-просветительской деятельности направлена на развитие эстетических и духовно-нравственных ценностей, возрождение культурных традиций, формирование здорового образа жизни и патриотизма и др.

Основные направления технологии культурно-просветительской деятельности, реализуемой в рамках образовательных учреждениях:

Культурно-просветительская деятельность, организуемая с детьми:

  • организация и проведение цикла концентров, в которых принимают участие сами дети;
  • организация и проведение тематических концертов, в соответствии с возрастными возможностями и потребностями;
  • организация в образовательном учреждении различных творческих коллективов, их участие в разнообразных проектах, выступлениях и т.д.;
  • посещение детьми и педагогами учреждений культуры и иных организаций (концерты, картинные галереи, театры и т.д.).

Культурно-просветительская работа, проводимая с родителями – осуществляется в форме родительских собраний, педагогических советов, родительских конференций, тематических консультаций, круглых столов, открытых занятий и т.д.

Культурно-просветительская работа педагогов – осуществляется с использованием разнообразных методов и форм (беседы, лекции, диспуты, дискуссии, олимпиады, кружки, курсы и т.д.). Как показывает практика, наиболее популярными являются методы, которые включают в себя игровые приемы, творческие мастерские, мастер-классы и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Значимость культурно-просветительской деятельности заключается в том, что она способствует расширению кругозора человека, позволяет ему найти достойное место в обществе, помогает быть полезным для окружающих людей и государства.

Большую значимость культурно-просветительская работа имеет для педагогов. Успешен в своей профессиональной деятельности тот педагог, который постоянно совершенствует свои знания, расширяет и углубляет их, реализует в работе с детьми профессиональные культурно-просветительские компетенции.

Основными формами культурно-просветительской работы с подрастающим поколением являются разнообразные экскурсии, консультации, лекции, клубы, конкурсы, встречи с интересными или знаменитыми людьми, праздники, исторические игры и т.д.

Роль педагога в культурно-просветительской деятельности

С переходом на многоуровневую профессиональную подготовку педагогических кадров и введение в систему образования ФГОС, культурно-просветительская деятельность стала одной из обязанностей современного педагога. Данный вид деятельности обозначен во ФГОС конкретными компетенциями педагогической деятельности.

В связи с чем, к профессиональным компетенциям педагога предъявляют ряд следующих требований:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

«Просветительская деятельность педагога-психолога

(из опыта работы педагога-психолога И.Ю. Тэсида)

2017-2018 учебный год

Из статистических данных следует отметить, что общее количество проведенных классных часов составляет 51; тематических линеек 7; участие в педагогических советах, методический совет, родительские собрания составляет 15; оказание просветительской помощи в вопросах поведения, воспитания и обучения (из журнала обращений) составило 72.

Таким образом следует сделать вывод, что просветительская деятельность является основным видом помощи участникам образовательного процесса . В ходе работы можно определить проблемы и наметить пути их решения в вопросах профилактики, в вопросах воспитания, обучения и развития личности.. Она является многосторонним инструментом для работы. По результатам деятельности отсутствуют жалобы участников образовательной среды на неэффективное проведение занятий, выступлений или индивидуальное просвещение.

Чтобы вырастить здорового ребенка необходимо создать условия для его полноценного воспитания и развития. Один из основных факторов, определяющих состояние здоровья ребенка, его физическое и умственное развитие - организация качественного питания подрастающего поколения.

В нашей школе работает комиссия по контролю за организацией питания и качеством питания обучающихся. В своей деятельности комиссия руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом и локальными актами образовательного учреждения, регламентом требования СанПиН 2.4.5.2409-08, договором, заключенным между образовательным учреждением и предприятием питания.

Состав комиссии утверждается приказом руководителя школы на каждый учебный год. Председатель комиссии – директор образовательного учреждения.

Работа комиссии осуществляется в соответствии с планом, согласованным с администрацией образовательного учреждения.

В начале учебного года создается Общественная комиссия по контролю за организацией горячего питания, в состав которой входят члены администрации, родители. Члены Комиссии контролируют санитарно-гигиеническое состояние столовой, проводит просветительскую работу по пропаганде ЗОЖ и основам рационального питания, качества приготовленных блюд и т.д.

В конце каждой учебной четверти подводится анализ охвата горячим питанием учащихся школы.


Ключевые слова: культурно-просветительская деятельность, толерантность, интолерантность, образовательный стандарт.

Процессы глобализации в мировом сообществе обусловили активизацию миграционных процессов, что привело к появлению в городах-мегаполисах новой категории социума – поликультурного общества. В современном городе проживают люди разных национальностей, взглядов, обычаев, культурных традиций. Поэтому увеличиваются возможности непосредственного соприкосновения человека с другими людьми, идеями, ценностями, традициями.

Различие в ментальности населения может быть предпосылкой для негативных процессов в межличностном общении, в том числе в межэтническом взаимодействии. Сложившаяся ситуация может усугубляться вследствие развития тенденции к индивидуализации. Признание индивидуальности, неповторимости человеческой личности, создание широких возможностей для реализации своей индивидуальности в профессиональной и образовательной сферах являются характерными чертами развития современного общества.

Обострения проблем больших городов (экономических, экологических, социальных и др.) также способствуют снижению уровня толерантности населения, в том числе и молодежи.

Вот почему, все большее значение приобретает готовность и способность к толерантным взаимоотношениям. Толерантность как личностное качество формируется под влиянием семьи, близкого окружения, школы, СМИ.

Проблемы формирования толерантности, предотвращения социальных и национальных конфликтов, профилактики интолерантности являлись предметом изучения в работах видных ученых. Теоретические аспекты толерантности рассматриваются в работах выдающихся зарубежных (Локк Д.Ж., Роберт Оуен, Я.А. Коменский, Вольтер) и отечественных (Л.Н. Толстой, Н.А. Бердяев, П. Каптерев) деятелей культуры и науки.

Выдающиеся российские ученые-педагоги, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.П. Макаренко, В.А. Сухомлинский, в своих трудах неоднократно обращались к проблемам общения в многонациональном обществе, подчеркивали значение воспитания для развития уважительных, толерантных, равноправных отношений в обществе.

Проблема низкого уровня толерантности в мировом сообществе становится все более актуальной, поскольку в результате активизации международного терроризма и межнациональных конфликтов резко возросла напряженность в человеческих отношениях, что сопровождается возрастанием угроз личной и национальной безопасности. Вот почему, одной из важнейших задач в современном многонациональном российском обществе становится профилактика интолерантности молодежи и формирование толерантного сознания, наряду с формированием национальной идентичности и патриотизмом.

В современной школе социальный и национальный состав разнороден. Вот почему одним из самых необходимых направлений школьной воспитательной работы является воспитание толерантности как условия безопасности жизнедеятельности.

В государственном образовательном стандарте общеобразовательной школы подчеркивается необходимость развития способности и готовности выпускников к проявлению толерантности различного вида (религиозной, этнической, гендерной и др.), что отражено в планируемых результатах освоения образовательной программы. Воспитательная составляющая образовательного процесса должна тщательно планироваться как в урочной работе, так и во внеурочной деятельности образовательного учреждения. При этом следует учитывать, что важным в профилактике интолерантности является развитие понимания школьниками многообразия мира людей и культур, их ценности и неповторимости.

Современная школа является поликультурной, контингент школьников социально и национально разнороден. Формирование толерантного поведения напрямую зависит от характера образовательной среды, атмосферы в школе, от уровня демократичности и уважительности отношений между учителями и учениками, от ценностей, которые определяют отношения детей друг с другом. Умение понимать и принимать различия, понимать мотивы поступков и ценности другого человека напрямую зависят от способности человека понимать и принимать, прежде всего, себя самого, умения общаться, строить искренние и продуктивные отношения не только с родными, близкими, но и незнакомыми, непохожими, непонятными людьми (3 –Киселева).

Большими возможностями в гуманистическом воспитании школьников несомненно обладает правильно организованная культурно-просветительская деятельность.

Культурно-просветительская деятельность - составная часть деятельности педагога по повышению культурного уровня и обучающихся, и их родителей. Такая деятельность, базируясь на современных достижениях науки, способствует расширению круга знаний, формирует научное мировоззрение, пропагандирует идеи гуманизма.

Педагог знакомит родителей с различными вопросами современной педагогики и психологии, популяризирует и разъясняет результаты новейших психолого-педагогических исследований, формирует у родителей потребность в психолого-педагогических знаниях и желание использовать в воспитании. Культурно-просветительская деятельность заключается в ознакомлении учащихся с достижениями в различных сферах культуры общества, в развитии их культурных интересов и потребностей.

При этом ученик не только усваивает социальные ценности и способы поведения и деятельности, но и развивает свои духовные силы, внутренний личностный потенциал, необходимый для самостоятельной деятельности и развития. [4]

Исходя из вышеперечисленного можно сказать, что культурно-просветительская деятельность предполагает освоение:

 культуры отношений человека с человеком;

 культуры быта, поведения в семье и обществе;

 культуры образования (обучения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития);

 культуры труда (физического, интеллектуального и духовного);

Чтобы осуществлять эту деятельность учитель должен понимать, что любой специалист, имеющий дело с группой людей (учащихся), в большей или меньшей степени занимается организацией ее деятельности, постановкой и достижением целей совместной работы, т.е. выполняет по отношению к этой группе функции управления. Именно постановка цели, применение определенных способов ее достижения и мер воздействия на коллектив главные признаки наличия управления в деятельности учителя-воспитателя и условия ее успешности. [2]

К культурно-просветительской деятельности относится:

- организация и проведение круглых столов, семинаров совместно с представителями национальных обществ, молодежных организация;

- выступления и публикации в средствах массовой информации по данной проблематике на основе исторических и краеведческих источников.

Такие мероприятия помогают учащимся углубить свои знания об исторически сложившихся формах социального сообщества людей, о ведущих тенденциях развития наций и межнациональных отношений в современном мире и в нашей стране, возможных путях межнациональной интеграции и гармонизации межнациональных отношений. Поскольку речь идет о таких всегда актуальных и трудно решаемых проблемах, как межнациональные отношения, задачи воспитательного характера становятся доминирующими. Молодежь нужно подвести к пониманию ряда идей, составляющих ценностную базу культуры межнациональных отношений и шире – общей нравственно-правовой культуры. В ее основе лежит принятый современной цивилизацией принцип гуманистического подхода к этническим проблемам, суть которого рассматривается на проводимых мероприятиях.

Одной из задач наших дальнейших исследований является разработка программы по культурно-просветительской деятельности, которая будет рассматривать различные направления.

  1. Киселева Э.М. Готовность бакалавров к внеурочной деятельности по обеспечению безопасного образа жизни школьников как требование новых образовательных стандартов //В сборнике: Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика материалы VI Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Сахалинский государственный университет. 2016. С. 61-65.
  2. Киселева Э.М.Воспитание толерантности школьников как условие безопасности жизнедеятельности // В сборнике: Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии / сборник материалов XV Всероссийской научно-практической конференции. 2011. С. 153-155.
  3. Киселева Э.М., Абрамова В.Ю. Подготовка магистров образования в области безопасности жизнедеятельности к воспитательной работе в условиях ФГОС // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2 (57). С. 42-45.
  4. Киселева Э.М., Рзаева Г.И.О подготовке бакалавров педагогического образования к развитию толерантности школьников //Молодой ученый. 2015. № 8 (88). С. 950-953.

Основные термины (генерируются автоматически): культурно-просветительская деятельность, отношение, мировое сообщество, современная школа, ценность.

Читайте также: