Методы организации деятельности и опыта поведения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю, энергию - все то, что служит строительным материалом для развития и становления личности.

Как основа здорового бытия, деятельность является важнейшим источником обогащения школьников опытом общественных отношений и общественного поведения.

Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции - это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются. Действия - это процессы, мотивы которых находятся в той деятельности, в состав которой они входят. Воспитательный процесс заключается в том, что педагог совершает переход от управления операциями к управлению действиями, а затем - к управлению деятельностью учащихся.

Педагогической наукой обнаружен ряд общих закономерностей, обусловливающих методы педагогического руководства деятельностью и формирования опыта общественного поведения:

· все виды деятельности, имеющие общественные цели, потенциально обладают определенными развивающими и воспитывающими возможностями. Каждая такая деятельность содержит все необходимые компоненты для усвоения лишь ей соответствующих знаний, переживаний. Однако одна деятельность не может заменить все остальные. Поэтому в процессе воспитания целесообразно использовать комплекс деятельностей;

· даже объективно ценная обществу деятельность может не повлиять положительно на воспитанника, если она не имеет для него "личностного смысла" (А.Н. Леонтьев). Общественное отношение лишь тогда раскрывается для человека, становится его личным отношением, когда смыслообразующий мотив деятельности адекватен данному отношению;

Положительный опыт поведения создается путем педагогически правильно организованной деятельности детей, которая является источником воспитания в этой группе методов. Воспитание в деятельности имеет ряд закономерностей, на основе которых формируются требования к ее организации.

В отечественной педагогике организация деятельности учащихся является ведущим методом воспитания. Эта группа методов включает в себя приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации.

Педагогическое требование понимается как предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах. Требование может выражать как совокупность норм общественного поведения, как реальная задача, как конкретное указание о выполнении какого-либо действия.

По форме требования бывают прямые и косвенные. Первые имеют вид приказания, указания, инструкции, отличаются решительным тоном, особенно на начальном этапе воспитания. Косвенные требования предъявляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам учащихся. В развитом коллективе предпочтительны косвенные требования.

Общественное мнение — это выражение группового требования. Оно используется в развитых коллективах при оценке поступков.

Педагог должен формировать здоровое общественное мнение, стимулируя выступления учащихся с оценкой их деятельности.

Приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек. Приучение — это организация регулярного выполнения учащимися действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому их так важно формировать.

Приучение эффективно на ранних этапах развития. Методика требует объяснять учащимся, что, как и зачем нужно делать. Приучение предполагает и проверку выполнения действий.

Упражнение — многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения. В широком смысле это такая организация жизни и деятельности детей, которая создает условия для поступков в соответствии с общественными нормами.

Упражнение опирается на приучение, тесно с ним связано и реализуется через поручение, выполнение роли в общей деятельности. Участие в коллективных делах на всех стадиях (планирование, исполнение, оценка) развивает способности и формирует качества личности.

Приучение и упражнение эффективны, если опираются на положительные мотивы деятельности и в свою очередь формируют их.

Воспитывающие ситуации – это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы педагогом.

Их функция — создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности. Это могут быть ситуации конфликта в группе, выбора правильного решения и пр.

Общественное поведение – это комплекс различных поступков и действий личности в социальной сфере, определяемых социальными факторами и социально-экономическими показателями развития общества.

Общественное поведение характеризуется обусловленностью, носит коллективный характер и является сознательным и активным направлением деятельности личности. Именно общественное поведение личности определяет его социальную адаптацию, характеризует способности построения коммуникативных связей и является первичной характеристикой индивида в качестве полноценной личности.

Общественное поведение является формой взаимосвязи человека с социальной средой его взаимодействия. Такое поведение носит целенаправленный и созидательный характер. Оно определяет иные направления деятельности личности, способствуя интеграции процессов личностного проявления и реализации.

Общественное поведение характеризует действия личности, за счет которых она принимает участие в социальной сфере, взаимодействует с другими социальными объектами и группами.

По своей структуре общественное поведение представляет собой совокупность следующих компонентов:

  1. Поведенческий акт – проявление поведенческих качеств в единичном измерении, характеризующем основные составные части его структуры.
  2. Действие – центральный элемент общественного поведения, характеризующийся сознательной направленностью проявления ответной реакции на деятельность окружающих.
  3. Поступок – форма поведения личности в социальной среде, отождествляющая его самостоятельный выбор целей и задач, содержания, способов и методов осуществления деятельности.
  4. Деяние – комплекс поступков личности, носящий общественную значимость и характеризующийся определенными результатами.

Общественное поведение личности нацелено на изменение свойств окружающей действительности и проведение социальных изменений в обществе, а также преобразований в конкретной социальной группе и изменение качеств и свойств определенной личности.

Готовые работы на аналогичную тему

Формирование опыта общественного поведения как сердцевина воспитательного процесса

В процессе протекания воспитательной деятельности происходит формирование определенного типа личностного поведения, отвечающего требованиям текущего этапа социального развития. Для этих целей воспитание личности осуществляется посредством деятельностного подхода, в ходе которого осуществляется научное исследование окружающего мира, происходит развитие чувственной и эмоциональной стороны личности, развиваются ее потребности и формируются мотивы действий. В ходе реализации деятельности определенной направленности происходит развитие опыта личности в общественной среде, построении общественных взаимоотношений и формирование общественного поведения.

Процесс воспитания должен быть ориентирован именно на развитие деятельности, поскольку формирование убеждений и понятий не выступает отражением воспитанности личности. В этой роли могут выступать только определенные действия и поступки. Поэтому основой прохождения воспитательного процесса и его результативности выступает формирование опыта общественного поведения.

Для развития такого опыта применяется система специальных методов. Она включает в себя комплекс мероприятий и приемов, ориентированных на практическую деятельность воспитанников. Поскольку любая деятельность по своей структуре представляет собой совокупность операций и действий, то воспитательный процесс основывается на постепенном переходе от координирования операций к координированию действий, что в итоге формирует управление деятельностью.

В педагогике применяются такие методы формирования опыта общественного поведения:

  • Приучение;
  • Поручение;
  • Упражнение;
  • Педагогическое требование;
  • Метод естественных последствий.

Особенности методов приучения, поручения и упражнения

Методика приучения основывается на том, что воспитанники приобщаются к конкретной, тщательно проработанной и просчитанной до мелочей организации их жизнедеятельности. Она строится по определенным правилам и законам, которые необходимо соблюдать, чтобы в итоге у них в сознании были сформированы нормы поведения в социальной среде.

Данный метод актуально применять на ранних возрастных этапах развития личности. Реализация данного метода на практике включает в себя приемы демонстрации педагогом личностной линии поведения, совершения действий и поступков в конкретных ситуациях, показ картин, чтение рассказов.

Действия учащихся должны при этом носить систематический характер, поощряться, контролироваться и иметь определенный эмоциональный окрас.

Метод приучения находится в тесной взаимосвязи с методом упражнения. В процессе приучения, воспитанник знакомится с процессами деятельности, а в процессе упражнения делают деятельность личностно значимой.

Упражнения – это комплекс различных действий учащихся, связанных с выполнением разнородных заданий.

Чтобы упражнение принесло должный воспитательный эффект, необходимо соблюдать следующие условия его организации:

  • Должно выполняться систематически;
  • Быть доступным и посильным для выполнения;
  • Объем и содержание упражнений должны варьироваться в зависимости от возрастной и индивидуальной специфики развития учащихся;
  • Быть мотивированным к выполнению;
  • По итогам выполнения должен быть проведен анализ и контроль.

Поручение используется для формирования навыков выполнения положительных действий и поступков в обществе.

Поручение должно отвечать возможностям воспитанников, чтобы не развить их неуверенность в себя и отказать от выполнения положительных действий. Следует постепенно усложнять поручения, контролировать и оценивать их выполнение, проводить работу над ошибками.

Педагогическое требование и его разновидности

Педагогическое требование представляет собой методику воспитания, ориентированную на выражение норм поведения в личных отношениях, чтобы развить стимулы конкретного поведения и проявления нужных для общества свойств личности.

Педагогические требования бывают:

  1. Прямые – носят определенную направленность, являются точными и доступными для понимания, исключающие многовариантность толкований.
  2. Косвенные – основано на психологических факторах-переживаниях, стремлениях, интересах. Такие требования могут предъявляться в форме советов, игр, просьб, намеков, одобрений.

Педагогическое требование должно быть проконтролировано в обязательном порядке. Оно не должно быть особенно строгим и жестким. Оно обязательно должно быть доведено до логического завершения и отвечать возрастным особенностям развития личности ребенка.

Читайте также: