Методы изучения личности и деятельности воспитателя доу оценочное анкетирование

Обновлено: 06.07.2024

Анкета для воспитателей детского сада — это перечень связанных по содержанию вопросов, которые позволяют изучить образовательный процесс в учреждении, подвести итоги года и сформировать план на новый учебный период.

Зачем нужна анкета

Анкета для воспитателя ДОУ дает возможность решить разные задачи, стоящие перед учреждением. Они создают политику ДОУ в сфере образования детей, дают вектор к дальнейшему развитию, помогают провести мониторинг качества образовательных услуг, что дает возможность собрать нужные сведения, определить уровень квалификационных навыков преподавателя ДОУ, изучить степень эффективности применяемых методик и техник. С помощью процедуры анкетирования можно анализировать текущую деятельность детского сада и корректировать ее.

Назначение может быть разным:

Целью формирования может стать выявление степени эффективности деятельности учреждения. Анкета позволяет с высокой степенью объективности оценить уровень профессиональных умений и навыков, а также дает возможность оптимально построить процесс планирования деятельности ДОУ.

Как составить

Анкета формируется в соответствии с классической структурой, которая позволяет проходящим анкетирование понять задачи опроса и четко ответить на поставленные вопросы. ДОУ может применять собственные анкеты для воспитателей.

Структура включает разделы:

Раздел содержит сведения о ДОУ, обращение к воспитателям, разъяснение задач, которые запланировано решить в процессе анкетирования. Если требуется, можно уточнить, является ли опросник именным или анонимным.

Вводная часть поясняет алгоритм заполнения. Она может содержать вопросы, касающиеся паспортных данных сотрудника (возраст, пол, семейное положение и т. п.), и вопросы об имеющемся образовании, опыте, навыках.

Раздел состоит из списка вопросов, ответы на которые помогут исследовать интересующие вопросы.

Анкета формируется по формату от простого к сложному. В первую очередь формулируются простые нейтральные вопросы. Они дают возможность вовлечь воспитателя, стимулировать к дальнейшему раскрытию.

Далее вопросы расположены по усложняющейся схеме, требующей анализа.

Число анкетирований и их темы могут быть любыми, это определяет руководство учреждения. Анкета может быть:

Проблема диагностики педагогической деятельности воспитателей чрезвычайно актуальна, значима для совершенствования как самого воспитательно-образовательного процесса, так и непрерывного повышения уровня квалификации воспитателей, для более полного и эффективного удовлетворения их профессиональных запросов в системе методической работы

ВложениеРазмер
diagnostirovanie_pedagogov_-_osnova_effektivnoy_metodicheskoy_deyatelnostiv_dou.doc 795.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностирование педагогов – основа эффективной

методической деятельности в ДОУ

Проблема диагностики педагогической деятельности воспитателей чрезвычайно актуальна, значима для совершенствования как самого воспитательно-образовательного процесса, так и непрерывного повышения уровня квалификации воспитателей, для более полного и эффективного удовлетворения их профессиональных запросов в системе методической работы. В настоящее время углубленно этой проблемой занимаются Марус О.В., Кочелаевская Т.М., Скороходова Л.В., Ульцова О.М., Горбачевская Н.Н. и др.

Педагогическая диагностика, как система методов и средств изучения профессионального уровня воспитателя, создаёт основу для выявления затруднений в работе, способствует глубокому осознанию своих знаний, умений, способностей и поиску новых, оптимальных методов и приёмов. Диагностика позволяет определить те сильные стороны в деятельности и личности воспитателя, на которые можно опираться и которые необходимо развивать в индивидуальном стиле педагогической деятельности.

Педагогическая диагностика обеспечивает научный подход к организации работы с кадрами, их профессиональному развитию. Проведение диагностик педагогической деятельности, общения, стилей педагогического взаимодействия и пр., а особенно самодиагностик направлено на овладение каждым воспитателем навыками самоанализа, самооценки и самоконтроля. Педагогическая диагностика позволяет распознать основные профессиональные и личностные особенности воспитателей и тем самым влияет на качество организации работы в ДОУ. Основными объектами педагогической диагностики, по мнению Марус О.В., являются: воспитанность и обученность личности; сформированность интегративных качеств; поведение и деятельность воспитанников; разнообразное влияние внешнего окружения; возможности и особенности семейного и общественного воспитания, их педагогической характеристики; содержание и эффективность педагогической деятельности ( отсюда формируется функция педагогической диагностики ); функции обратной связи ( по результатам диагностики проводится анализ достижения целей деятельности, выясняются причины неудач ); функция педагогической коррекции ( по данным диагностики качества работы воспитателей и воспитанников намечаются меры по исправлению деятельности ); функция мотивации и стимулирования ( педагогическая диагностика позволяет производить дифференцированную оплату труда, более адекватно применять внешние стимулы, повышает уровень личной ответственности и личностной мотивации ); функция контроля ( позволяет производить оперативный контроль за ходом воспитательно-образовательного процесса, так как содержит информацию его состояния ).

Можно сделать вывод, что педагогическая диагностика призвана ответить на следующие вопросы: что и зачем изучать при рассмотрении воспитательно-образовательного процесса, по каким показателям это делать, какими методами пользоваться, при каких условиях диагностика органически вливается в учебно-воспитательный процесс, даёт возможность научить педагогов самоконтролю и самопознанию.

Ценность применения диагностики в процессе самосовершенствования личности и деятельности педагога состоит в том, что она способствует выявлению недостатков, помогает наметить конкретные пути к их устранению, а также выявляет сильные стороны педагога, на которые он может опираться в дальнейшей работе. Диагностика вносит конкретность в деятельность каждого педагога, нацеливает его на решение практических задач, ориентированных на оптимизацию учебно-воспитательного процесса. В функциях педагогической диагностики Кочелаевская Т.М. отмечает следующие задачи: определить воспитательный потенциал педагогического коллектива; установить реальные условия при воспитании различных категорий детей ( трудных, одарённых, больных и т.д . ); выработать единые педагогические позиции, повысить эффективность воспитательных влияний на основе объективного представления о детях в данной группе; выработать единые педагогические требования; способствовать развитию самосознания и личной ответственности воспитателей и воспитанников; выявление личностных качеств педагога, влияющих на воспитательно-образовательный процесс; выявление положительных и отрицательных сторон педагога; разработка критериев эффективности работы; фиксация профессионально необходимого уровня знаний и умений педагога.

Марус О.В. определяет принципы научного подхода к подготовке и реализации педагогической диагностики: целенаправленность, адресность, учёт результатов педагогической диагностики в дальнейшей деятельности, изучение конкретного педагога во взаимосвязи с педагогическим коллективом, соответствие диагностических процедур современным достижениям педагогической науки и практики, системность и непрерывность личности и деятельности педагога. Таким образом, можно сделать вывод, что педагогическая диагностика призвана решать ряд важнейших задач совершенствования воспитательно-образовательного процесса. Важным представляется тот факт, что педагогическая диагностика кроме своих специфических функций выполняет также и ряд других функций. Поэтому можно сказать, что ей принадлежит одна из ведущих ролей в воспитательно-образовательном процессе.

Диагностика призвана определять разумное сочетание нового и старого в работе педагога. Кроме того необходимо выявлять знания педагогов типичных черт, возрастных психологических характеристик, индивидуальных особенностей своих воспитанников. Это позволяет широко использовать коллективные, групповые и индивидуальные методы работы с детьми и их родителями.

Кочелаевская Т.М. выделяет требования к анализу работы педагога. Во-первых, всякие факты, полученные при анализе его работы, должны быть осмыслены, приведены к определённой идее, из которой потом вытекают рекомендации. Во-вторых, всегда важно выявить соотношение между затраченными педагогическими усилиями и полученными результатами, которые иногда достигаются за счёт дополнительных занятий, перегрузок, домашних заданий. В-третьих, изучается воспитательное воздействие педагога, зрелость его мастерства. В-четвёртых, важно выявить способности педагога к самоанализу и самооценке совместной деятельности, поскольку от этого зависит рост его педагогического мастерства, отношение к критике в свой адрес, требовательность к своей работе.

Исследователями (Марус О.В., Близнецова В.С., Львова Т.Г.) выявляются четыре основных направления диагностики работы педагога: 1. рациональное использование опыта, традиционных методик; 2. овладение новыми технологиями, методами и приёмами педагогической деятельности; 3. разумное сочетание их при раскрытии конкретного содержания материала; 4. существование обратной связи по самоанализу, самооценки.

Из всего вышеизложенного следует, что педагогическая диагностика является своеобразным мерилом, определяющим творческую деятельность воспитателя, а также его деятельность в плане саморазвития и самовоспитания.

1. Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя. – 2009. №9. – С. 33-40.

2. Львова Л.Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя. – 2008. №11. – С. 10-18.

3. Ратанова Н.Я. Психологическое сопровождение инновационной деятельности педагогов // Справочник старшего воспитателя. – 2009. №4.- С. 27-31.

4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2009.

5. Ульцова О.М., Горбачевская Н.Н., Терехова А.Н. Педагогическая диагностика – основа конструирования воспитателем ДОУ педагогического процесса. – М., 2010.

Мониторинг – определение качества образования. Это не отменяет контроль и руководство.

Существует несколько методов. Один из них – опрос.

Есть два вида опороса: анкетирование, интервьюирование.

Проводится для сбора информации по качеству образования. Второе направления – эффективность использования каких-то педагогических технологий.

Есть также анкетирование в социологическом и психологическом аспекте.

АНКЕТИРОВАНИЕ – это тематически связанные между собой вопросы открытого или закрытого типа, определенным образом упорядоченные, включающие вопросы демографического характера (семейное положение, образование)

Анкетирование должно быть единым целым, а не просто набором вопросов.

+ Анкетирования :

1. анонимность, что влияет на степень откровенности.

2. массовый характер сбора информации, отсюда – легкость подсчета, если анкета составлена правильно.

3. анкета может быть рассчитана на получение материала, касающегося других лиц.

По времени: 30- 40 минут продолжительность заполнения.

Перед тем как проводить массовое анкетирование, проводится пробное пилотирование. Запускается на одну группу, после исправляются промахи, ошибки, дополняем анкету по необходимости.

СТРУКТУРА АНКЕТЫ

Анкета должна состоять из 3 частей:

Вступительная часть – настраивает на то, чтобы человек захотел участвовать в анкетировании. Указывается, какая организация это проводит, кто проводит. Определяется цель опроса. Заполнение анкеты должно быть очень четким.

Основная часть – вначале идут контактные вопросы. Самые легкие из предложенных, вводят в проблему, не требуют особого размышления.

Цель: заинтересовать респондента.

В середине анкеты – самые трудные, ключевые вопросы. Если вопросов много, можно разбить их на блоки.

Заключительная часть похожа на вступительную. Вопросы более простые.

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ ПРИ СОСТАВЛЕНИ АНКЕТ.

1. Нарушение общей структуры.

2. Отсутствие четких целей.

3. Громоздкая анкета. Очень много вопросов и не все соответствуют основной цели.

4. Опосредованное влияние на мысли респондента.

6. Не продумывание шкал. Есть шкалы номинальные, есть – порядковые.

ВОПРОСЫ ДЛЯ АНКЕТЫ

Вопросы анкеты могут выделяться по форме:

Вопросы разделяются по конструкции:

- дихотамической (да-нет)

Вопросы разделяются по содержанию:

? о фактах, о знаниях;

, отражающие внутреннее состояние и отношение.

+ - легко обрабатывать. -- невозможно предусмотреть полный перечень вариантов.

Когда не рекомендуется использовать: при начальной стадии проблемы.

Открытый вопрос не предполагает жестких вариантов.

Опосредованные вопросы. Они сформулированы таким образом, когда есть возможность высказаться с позиции целой группы или коллектива. Используются когда надо выявить отношение к каким-либо негативным явлениям. При этом вопросы формулируются таким образом, чтобы звучало отношение к явлению не самого респондента, а его знакомых, других родителей.

Прямые вопросы - дают возможность получить прямую информацию. Поэтому вопросы должны быть сформулированы в личностной форме.

Дихотамические – это вопросы, которые носят взаимоисключающий характер (да-нет, выбрать один из вариантов).

-- третьего не дано.

Поливариантные вопросы – предполагают выбор одновременно нескольких вариантов. (пролангирование – отметьте в порядке значимости)

2. Использование шкалы в виде таблицы.

Вопросы- иллюстрации. Используются очень редко. Включают рисунок, который отображает ситуацию. Если анкетируют женщин, то на рисунке тоже должна быть женщина.

Система мониторинга образовательного процесса В нашем детском саду переходят на новые стандарты. Стали разрабатывать мониторинг (диагностика). Что такое образовательный мониторинг?Это.

РУКОВОДИТЕЛЮ ДОУ

Методические рекомендации

Руководители ДОУ должны уделять особое внимание работе с педа­гогическими кадрами. Необходимо хорошо знать профессиональные и личностные качества каждого педагога, чтобы грамотно определить его место в образовательном процессе, включить в круг организационно-педагогических отношений и оптимально использовать все его таланты, знания, профессиональные умения и личностные качества в достижении общей цели дошкольного образовательного учреждения.

При изучении коллектива руководители ДОУ должны использовать различные методы педагогического исследования как эмпирическо­го характера (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изу­чение документации, передового опыта педагогов и пр.), так и теоре­тического (анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, конкре­тизация теоретических знаний).

I. Эмпирические методы.

Наблюдение — метод сбора первичных эмпирических данных в кон­кретном исследовании (в нашем случае, педагогического коллектива). Заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом восприятии и регистрации фактов, подвергающихся контролю и про­верке. Наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью.

Беседа — самостоятельный вид или дополнительный метод ис­следования в виде диалога, направленного на обсуждение или выяс­нение какого-либо вопроса, обмена мнениями. Проводится в целях получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Анкетирование — метод получения информации с помощью анкеты, адресованной обследуемому лицу.

Тестирование — метод психологической диагностики, использу­ющий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.

Педагогический опыт — отрефлексированная деятельность педагога.

Передовой педагогический опыт — педагогический опыт, стоящий выше других по уровню достигнутого.

Самоанализ педагогической деятельности — изучение педагогом состояния, результатов собственной педагогической деятельности, установление причинно-следственных взаимосвязей между элемен­тами педагогических явлений, определение путей дальнейшего со­вершенствования образовательного процесса.

Предлагаем вашему вниманию некоторый инструментарий, который ис­пользуется при изучении педагогического коллектива и пла­нирования дальнейшей работы по повышению профессиональной квалификации педагогов.

Карта самооценки педагогической деятельности

1. ФИО_______________________________________________

2. Должность _________________________________________

3. Квалификация ________________________________________

4. Приемлемая для Вас форма контроля (самоконтроль, взаимо­контроль, административный, индивидуальный)________________

5. Ваши трудности в педагогической деятельности____________

6. Чья помощь Вам необходима?__________________________

7. Что Вы планируете улучшить, развить в своей педагогической деятельности?_____________________________________________

8. Ваша методическая тема (самообразование):________________

9. Какие открытые мероприятия Вы хотели бы провести (форма проведения, тема, контингент, направленность, городское, внутрисадовское мероприятие):_____________________________________

10. Укажите темы занятий, формы организации педагогического процесса, которые Вам наиболее интересны у коллег:_____________

11. Планы будущего года

Принять участие _______________________________________

Представить свой опыт работы____________________________

Анкета, выявляющая отношение педагога

к воспитательно-образовательному процессу,

его педагогическую позицию

Уважаемый воспитатель!

1. Строгий воспитатель лучше, чем не строгий___

2. Воспитатель — главная фигура, от него зависит успех и эффек­тивность воспитательно-образовательной работы___

3. На занятиях, в ходе режимных мероприятий ребенок должен выполнять то, что намечено воспитателем___

4. Послушание детей — заслуга педагога___

5. Ребенок подобен глине, из него можно лепить все что угодно __________

6. Ребенок должен выполнять все требования воспитателя___

7. Основная цель воспитателя — реализовать требования про­граммы воспитания и обучения детей ___

8. Главная задача воспитательно-образовательной работы — во­оружение детей знаниями, умениями, навыками___

9. Главное в работе педагога — добиться исполнительности детей

10. Воспитание — это прежде всего требовательность к детям___

11. Поощрять следует только те желания и инициативу детей, ко­торые соответствуют поставленным педагогом задачам___

12. Хорошая дисциплина — залог успеха в воспитании и обучении детей___

13. Наказание — не лучшая форма воспитания, но оно необходимо

14. Деятельность детей нуждается в постоянном контроле___

Благодарим Вас за сотрудничество.

II. Теоретические методы.

Рассмотрим основные понятия.

Анализ — логический прием познания, представляющий собой мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, эле­менты или признаки, их сопоставление и последовательное изуче­ние с целью выявления существенных качеств и свойств.

Анализ (как метод управления) — способ изучения объекта и субъекта управления, характера их взаимодействия в управленчес­ком процессе. Посредством анализа раскрываются признаки, свой­ства, отношения каждого из них в отдельности, определяются пред­метное содержание, механизмы взаимной связи, условия достижения цели управления.

Анализ педагогической информации — функция управления, на­правленная на улучшение фактического состояния, обоснованности применения способов, средств воздействий для достижения целей, на объективную оценку результатов педагогического процесса и выра­ботку регулирующих параметров по переводу системы в новое ка­чественное состояние.

Анализ педагогического опыта — способ исследования педагоги­ческих объектов, позволяющий вычленять отдельные части из цело­го и подвергать их самостоятельному изучению с целью их усвое­ния и закономерных связей между ними.

Синтез — мыслительная операция, состоящая в мысленном со­единении различных частей или сторон объекта в целое; в переходе на стратегию анализа информации от части к целому.

Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на от­влечении от несущественных признаков предметов, явлений и выде­лении в них основного, главного.

Моделирование — метод исследования объектов познания на их моделях. Позволяет воспроизводить наиболее важные компоненты, свойства, связи исследуемых систем и процессов, адекватно оцени­вать их, прогнозировать тенденции их развития, а также эффектив­но управлять этим развитием.

Конкретизация — один из приемов познания. В отличие от абст­ракции конкретизация предполагает получение полного знания о конкретном предмете.

Предлагаем вашему вниманию анализ, предложенный А.Н.Троян.

Алгоритм педагогического анализа занятия

1 этап. Сбор информации для анализа

1.1. Изучение плана воспитателя:

а) какое место занимает данное занятие в системе занятий ______;

б) вид, тип, тема занятия ________________________________;

в) усвоение детьми программного материала на предыдущих за­нятиях (учет)_____________________________________________;

г) программное содержание данного занятия _____________.

1.2. Изучение записей предыдущих посещений занятий данного вида, определение главного звена, направления анализа _________.

1.3. Беседа с воспитателем (уточнение данных, полученных в ходе изучения планов, записей посещения)______________________.

1.4. Наблюдение занятия, фиксация его хода по определенной схеме (удобной для наблюдателя) _________________________ .

1.5. Беседа с детьми — уточнение усвоения ими программного содержания занятия _____________________________________ .

1.6. Беседа с воспитателем — уточнение полученных данных __.

2 этап. Характеристика элементов занятия

2.1. Характеристика программного содержания:

а) соответствие задач программе группы _______________________;

б) соответствие задач уровню развития детей ________________;

в) объем программного материала ________________________.

2.2. Характеристика деятельности воспитателя:

а) выделить приемы, используемые воспитателем для решения каждой поставленной задачи _____________________________;

б) оценить соответствие приемов возрасту детей, типу занятия, требованиям методики ___________________________________;

в) оценить правильность применения, использования приемов ________________________.

2.3. Характеристика деятельности детей:

а) освоение детьми программного содержания _____________;

б) особенности поведения: активность, внимание, интерес, отно­шение к занятию ________________________________________;

в) учебные навыки детей ___________________________.

2.4. Характеристика условий проведения занятия:

а) санитарно-гигиенические: выделить, оценить их соответствие

б) материальные __________________________________;

в) организационно-педагогические ____________________.

3 этап. Характеристика связей между элементами, их взаимодей­ствие

3.1. Характеристика связей между типом, видом, темой занятия и программным содержанием:

а) соответствует ли программное содержание типу занятия: дает ли тема занятия реализовать данное программное содержание __________________________________________________;

б) соответствует ли программное содержание теме занятия: дает ли тема занятия возможность для реализации программного содер­жания ______________________________________________________________.

3.2. Характеристика связи между программным содержанием и деятельностью воспитателя:

а) предусмотрены ли приемы для решения каждой задачи _____________________________

б) возможно ли данной совокупностью приемов полно и каче­ственно решить каждую из поставленных задач ________________.

3.3. Характеристика связи между программным содержанием и деятельностью детей: оценить, насколько данное занятие обеспечило развитие, обучение и воспитание детей. Для получения такой оцен­ки необходимо сопоставить, сравнить данные п.п. 1.1, 2.1 с усвоени­ем программного содержания детьми (п. 2.3)_________________.

3.4. Характеристика связи между программным содержанием и условиями проведения занятия: сопоставить п.п. 2.4 и 2.1___________________________________________________________.

3.5. Характеристика связи между деятельностью воспитателя и деятельностью детей:

а) сопоставить п.п. 2.3 и 2.2 и на этой основе оценить результа­тивность методики занятия _______________________________;

б) сопоставить приемы воспитателя, тон его речи, особенности его поведения с особенностями поведения ____________________;

в) оценить, умеет ли воспитатель контролировать и анализиро­вать деятельность детей, и на этой основе корректировать свои дей­ствия, применение приемов ________________________________.

3.6. Характеристика связи между деятельностью воспитателя и условиями проведения занятия: сопоставить п.п. 2.2 и 2.4______.

3.7. Характеристика связи между условиями проведения занятия и деятельностью детей ___________________________________ .

4 этап. Формулировка выводов и предложений

4.1. Получить общую оценку, для чего сопоставить характеристи­ки п.п. 2.1, 2.3, 3.1, 3.3 ______________________________________________________________________________.

4.2. Выбрать из совокупности всей имеющейся информации наи­более существенные факты, аргументирующие полученную оценку _____________________________________________.

4.3. Выделить причины, определяющие данную оценку, для чего обратиться к п.п. 2.2, 2.4, 3.2, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7_____________________________________________________________________.

4.4. На основании оценки и причин, определивших ее, сформули­ровать предложения и рекомендации__________________________________________________________________.

При составлении рекомендаций использована следующая литература:

1. Менеджмент и маркетинг в образовании: Терминологический словарь – справочник / авт.- сост. Б.Ю. Пахомова и др. – Архангельск: АО ИППК РО, 2009.

Читайте также: