Методы изучения личности и деятельности воспитателя доу экспертная оценка

Обновлено: 05.07.2024

Экспертиза — исследование и разрешение при помощи сведущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, например, педагогическая экспертиза. Экспертное оценивание — процедура получения оценки проблемы на основе группового мнения специалистов (экспертов). Экспертная оценка — мотивированное экспертное суждение. Экспертное заключение — документ, принимаемый в результате экспертной оценки. Экспертный метод — комплекс логических и математических процедур, направленный на получение от экспертов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и принятия компетентного решения. Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной и количественной обработкой результатов индивидуальных экспертных оценок. Этапы экспертной оценки: Начальный этап включает определение цели и задач, которые должны быть решены экспертами, меры ответственности и прав рабочей группы, сроков проведения экспертизы, подбор экспертов для проведения экспертизы, определение их компетенции. Следующий этап — важнейший заключительный этап экспертной оценки, обеспечивающий основу для компетентного решения. Научно-педагогическая экспертиза — это анализ и оценка функциональной эффективности структурных элементов образовательного учреждения, составление проекта их развития и плана его внедрения в практику работы ДОУ.

Экспертиза образовательных программ для дошкольных учреждений

С целью регуляции качества дошкольного образования, защиты детей от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности образования, а также ориентации работы ДОУ на педагогику развития проводится обязательная экспертиза комплексных (включает все основные направления развития ребенка) и парциальных (включает одно или несколько направлений развития ребенка) программ дошкольного образования.

Экспертиза осуществляется Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования РФ или региональных (местных) органов управления образованием. В первом случае положительной оценки программа рекомендуется к использованию во всех ДОУ РФ, во втором — в ДОУ региона (города, района).

Экспертиза набора парциальных программ осуществляется: советом педагогов ДОУ для использования набора программ в работе этого учреждения; комиссией по аттестации дошкольного образовательного учреждения в процессе комплексной экспертизы его деятельности.

Экспертиза деятельности дошкольного образовательного учреждения в процессе лицензирования и аккредитации

Экспертиза осуществляется специальной комиссией, в состав которой, как правило, включаются внешние эксперты из числа методических, психологических и социологических служб, органов управления образованием, научных организаций и др.

С целью установления соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания в ДОУ требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования комиссия изучает и анализирует содержание и методы воспитания и обучения: программы и педагогические технологии; взаимодействие участников педагогического процесса; максимальный объем нагрузки на детей в организованных формах обучения.

Основными методами экспертизы являются следующие: изучение представленных материалов самоанализа деятельности ДОУ, нормативно-правовой документации; анализ программного, учебно-методического и кадрового обеспечения заявленной направленности образовательной программы; наблюдение; исследование предметноразвивающей среды, а также условий, обеспечивающих максимальное удовлетворение запросов родителей воспитанников; анализ планирования, результатов диагностики и др.

На основании экспертных заключений и сведений о ДОУ по показателям деятельности комиссия по государственной аккредитации делает выводы: об уровне и направленности реализуемой образовательной программы; о соответствии деятельности ДОУ показателям по типу, виду и категории.

Экспертная оценка уровня квалификации, профессиональной компетентности, продуктивности и качества управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения и Экспертная оценка уровня квалификации, профессиональной компетентности, продуктивности и качества педагогической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения проводятся с целью аттестации на вторую, первую, высшую квалификационную категорию для педагогических работников и на высшую квалификационную категорию для руководящих работников.

Целью экспертизы деятельности руководителя и воспитателей ДОУ является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий. Основными задачами аттестации являются: стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников; обеспечение педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений возможности повышения уровня оплаты труда.

Выявление уровней квалификации, профессионализма и продуктивности (результативности) практической деятельности осуществляется посредством комплексной экспертизы.

На первом этапе экспертами исследуются материалы самоанализа педагогических и руководящих работников.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Второй этап — определение уровня квалификации и профессионализма педагогических и руководящих работников с помощью: компьютерного тестирования; анкетирования; оценки результатов профессиональной деятельности. Методы второго этапа (при аттестации педагогических работников): защита научно-методической или опытно-экспериментальной разработки, реализованного педагогического проекта; собеседование, творческий отчет. Методы второго этапа (при аттестации руководящих работников): Защита программы развития ДОУ; Собеседование по вопросам управленческой деятельности.

Определение продуктивности (результативности) практической деятельности педагогических и руководящих работников происходит на третьем этапе комплексной экспертизы. Методы третьего этапа (при аттестации педагогических работников): Анализ материалов, отражающих практические результаты педагогической деятельности; Посещение и анализ учебных занятий и внеурочных мероприятий, проводимых аттестуемым. Методы третьего этапа (при аттестации руководящих работников): Анализ материалов, отражающих продуктивность деятельности ДОУ и продуктивность деятельности самого руководителя; Анализ реализации программы развития ДОУ, результатов инновационной деятельности; Презентация результативности деятельности ДОУ в форме публичного доклада.

Научно-педагогическая экспертиза — проводится с целью анализа определенных направлений работы ДОУ и принятия управленческого решения по этому направлению.

Можно выделить три группы целей научно-педагогической экспертизы в ДОУ:

1. Выявление особенностей определенного направления воспитательно-образовательной работы для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса. Такая формулировка цели встречается преимущественно в работе отдельных специалистов.

2. Выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углублённого изучения. Диагностика с профилактической целью является наиболее распространенной в дошкольных образовательных учреждениях.

3. Выявление изменений в развитии детей для определения эффективности педагогической деятельности.

Основной метод — диагностика (Медицинская, Психологическая, Педагогическая, Управленческая).

Принимать участие в диагностической работе могут все работники дошкольного образовательного учреждения: руководители, педагогический (включая педагога-психолога) и медицинский персонал. Диагностика должна охватывать всех участников образовательного процесса, исходя из этого, можно выделить направления диагностической работы: диагностическая работа с детьми; диагностическая работа с родителями; диагностическая работа с сотрудниками. Диагностическая оценка фактических результатов позволяет регулировать и корректировать педагогический процесс, поведение и деятельность всех участников.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Экспертные оценки и научно-педагогическая экспертиза в теории и практике дошкольного образования.

Экспертные оценки и научно-педагогическая экспертиза в теории и практике дошкольного образования.

Экспертные оценки и научно-педагогическая экспертиза в теории и практике дошкольного образования.

Экспертная оценка образовательной деятельности – это выявление уровня развития учащихся в психофизическом плане, а также определение уровня психологической готовности детей к обучению.

Экспертная оценка – это процедура получения детализированной информации о рассматриваемой проблеме на основании мнения специалистов (в данном случае экспертов образования).

Экспертная оценка позволяет ответить на вопросы о том, каково состояние образовательной деятельности, требуются ли коррективы, новые разработки и новые направления деятельности.

Рисунок 1. Экспертная оценка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На этапе дошкольного образования, оценивание работы дошкольной образовательной организации имеет особенно важное значение. Она позволяет оценить деятельность дошкольных образовательных заведений, качество и эффективность работы. При этом, актуально использование именно экспертной оценки, поскольку, она дает специальную информацию о педагогических процессах, объектах и явлениях.

Актуальность применения экспертной оценки в системе дошкольного образования

Экспертная оценка позволяет оценить уровень развития каждого учащегося, степень освоения ими образовательной программы.

Актуальность использования именно экспертной оценки при диагностировании развития дошкольного образования, обусловлено следующими параметрами:

  1. Необходимость реализации в образовании личностно-ориентированного подхода, учитывающего индивидуальность каждого воспитанника.
  2. Требования ФГОС обуславливают необходимость работы педагога в направлении индивидуального развития каждого воспитанника на основании планирования деятельности педагога и составления прогнозов развития каждого учащегося.
  3. Необходимость повышения качества методического обеспечения образовательного процесса ДОУ.
  4. Необходимость оценки учебно-воспитательного процесса ДОУ с целью повышения его качества и создания условий оптимального развития.
  5. Предоставление руководству ДОУ возможностей принятия адекватных, рациональных и целесообразных управленческих решений при построении педагогического процесса.

Готовые работы на аналогичную тему

Проведение научно-педагогической экспертизы деятельности ДОУ

Научно-педагогическая экспертиза является одной из форм экспертного оценивания функционирования образовательного процесса, позволяющая проанализировать деятельность образовательной организации, разные ее аспекты и принять соответствующее решения управленческого характера в данной области.

Научно-педагогическая экспертиза деятельности ДОУ имеет следующее целевое назначение:

  1. Определение особенностей и динамики развития конкретного воспитательного направления деятельности при планировании и прогнозировании работы педагога и реализации образовательной деятельности.
  2. Определение отрицательных моментов, негативных тенденций развития отдельных аспектов образования и фактор, отрицательно сказывающихся на образовательной деятельности ДОУ для их дальнейшего углубленного изучения. Такое экспертное оценивание носит диагностический характер и, часто, используется в ДОУ.
  3. Определение уровня развития дошкольников на конкретном этапе усвоения образовательной программы. Это дает информацию о качестве и продуктивности образовательного процесса ДОУ.

Научно-педагогическая экспертиза опирается на проведение диагностики. Диагностика бывает педагогической, психологической, медицинской и управленческой направленности. Она проводится всеми участниками образовательного процесса ДОУ по следующим направлениям:

  1. Диагностика уровня развития – психического, физического, интеллектуального, дошкольников;
  2. Диагностическая работа с родителями;
  3. Диагностическая работа с сотрудниками дошкольной образовательной организации.

Данная диагностика позволяет рассмотреть педагогический процесс ДОУ с разных сторон, выявить проблемные моменты и скорректировать их, определить качество работы всех сотрудников ДОУ и разработать пути дальнейшего развития дошкольной образовательной организации.

Выбор экспертов для проведения экспертных оценок в дошкольном образовании

Эффективность экспертизы деятельности дошкольной образовательной организации, во многом, зависит от выбора экспертов.

Эксперт – это специалист в конкретной области знаний имеющий научно-теоретическую базу и практический опыт работы в исследуемом направлении деятельности.

Выбор экспертов осуществляется на основании различных критериев. Все зависит от конкретного вопроса, направления исследования и ожидаемых результатов экспертизы.

Эксперты дошкольного образования должны обладать следующими характеристиками:

  1. Соответствующая профессиональная подготовка. Здесь, предполагается наличие образования, знание педагогической реальности, инновационных аспектов деятельности, актуальных подходов, применяемых в организации учебно-воспитательного процесса ДОУ, тенденции и проблемы развития системы дошкольного образования, психологическая компетентность, ориентация в экспертизе, экспертных оценках, методах ее проведения, условиях и актуальности использования для рассмотрения конкретных аспектов педагогического процесса ДОУ;
  2. Методическая грамотность. Она связана с знанием методов исследования и методических основ образовательной деятельности на дошкольном уровне, а также отражает наличие способностей к проведению адекватной, качественной экспертной оценки;
  3. Практический опыт деятельности. Сюда относится опыт педагогической деятельности и экспертного оценивания в разных исследованиях образовательного процесса;
  4. Коммуникативная компетентность. Она выражается в умении взаимодействовать со всеми участниками экспертной деятельности и оцениваемыми работниками ДОУ, работать в команде, учитывать мнения разных исследователей при принятии собственного решения, устанавливать контакты и уважать чужую точку зрения;
  5. Личностные качества. Эксперт должен владеть нравственной культурой, быть сдержанным и принципиальным, независимым и деликатным. Также, для эксперта хорошо владеть креативным мышлением, быть наблюдательным и инициативным, тактичным и выносливым. Здесь, также, не помешает наличие деловых качеств и способность к самокритике.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 12.08.2021

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

- 100% опрошенных родителей полностью удовлетворены работой педагогического коллектива группы, 100% отмечают положительную динамику в развитии своих детей (результаты анкетирования).

- Положительная динамика освоения воспитанниками ОП.

Профессиональные действия и средства в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения:

- Выбор оптимальных приемов и способов работы с детьми с учетом общих и частных целей педагогического процесса.

- Отбор и дозированием материала с учетом возрастных особенностей, определением способов контроля усвоения материала и уровня сформированности умений.

- Содержание образовательного процесса реализует в разных видах детской деятельности, планирует и корректирует образовательные задачи совместно со специалистами ДОУ по результатам педагогической диагностики.

- Владеет современными образовательными технологиями и методиками, эффективно применяет их на практике.

- Осуществляет интеграцию образовательных областей.

Результативность, профессиональные действия и средства в области здоровьесбережения:

-Образовательная среда, обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.

- Комплексно использует современные здоровьесберегающие, коррекционные, медико-профилактические, включая их во все формы работы с детьми.

- Результат - повышение уровня здоровья детей, улучшение показателей посещаемости, снижение заболеваемости и числа пропусков в связи с болезнью.

- Отсутствие случаев травматизма, посещаемость стабильная.

Духовно-нравственная позиция (поступки, поведение, характер) и профессиональное развитие:

- Ведет активную общественную деятельность в рамках своего функционала, пропагандирует и демонстрирует общечеловеческие ценности.

- Соблюдает правовые, нравственные нормы в общении с коллегами, воспитанниками и родителями.

- Своевременное повышение квалификации.

Эффективный социальный опыт, обобщение и распространение собственного опыта работы:

- Публикации статей в сборниках научно-практических конференций городского, регионального и международного уровнях, 2011-2014гг.

- Свидетельства о публикации методических разработок и конспектов сюжетно-ролевых игр в электронных СМИ.

Параметры профессиональной деятельности, отражающие специфику деятельности:

-Соответствие деятельности воспитателя целям реализации образовательной программы ДОУ, положительная динамика в освоении воспитанниками ОП, положительная динамика в области здоровьесбережения, отсутствие случаев детского травматизма, своевременное повышение квалификации, стремление к профессиональному росту.

- Владеет ИКТ-компетентностями достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Аналитический отчет за межаттестационный период 2013–2015 гг. на высшую категорию (2 часть) Перенос традиционных логопедических занятий в песочницу даёт большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Описание профессиональной деятельности воспитателя детей раннего возраста на первую категорию В Главную (краевую) аттестационную комиссию Меликян Ирины Арамаисовны воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного.

Портфолио профессиональных достижений для оценки профессиональной деятельности при аттестации ПОРТФОЛИО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ для оценки профессиональной деятельности при аттестации в целях установления квалификационной категории.

Самоанализ педагога-психолога к аттестации на I квалификационную категорию Самоанализ профессиональной деятельности Я, Игошина Татьяна Сергеевна, с 05.05.2015 года работаю педагогом-психологом в Муниципальном бюджетном.

Заявление на высшую категорию. (подтверждение) В аттестационную комиссию департамента образования и науки Кемеровской области по аттестации педагогических работников от Поповой Натальи.

Заявление на высшую квалификационную категорию. Прошу аттестовать меня в 2015 учебном году на высшую квалификационную категорию по должности воспитатель. В настоящее время имею первую.

оценка качества воспитателя

Правительство поставило перед образованием сложные задачи по повышению качества воспитания и образования в детских дошкольных учреждениях. Это напрямую зависит от роста профессиональных возможностей педагогического и воспитательного состава ДОУ. Требования к работникам детских садов не заканчиваются на наличии у них диплома об окончании соответствующих учебных заведений, стажа и опыта работы, прохождения курсов повышения квалификации. От воспитателей сейчас требуется постоянное совершенствование своих профессиональных знаний и умений, нахождение, апробация и применение на практике различных инновационных методик преподавания и воспитания. Для того, чтобы определить, насколько хорошо педагог ДОУ выполняет свои обязанности, используется оценка качества воспитателя.

Что такое качество профессиональной деятельности и виды его оценки

Качество профессиональной деятельности воспитателя представляет собой уровень удовлетворения ожиданий и потребностей всех участников воспитательного и образовательного процесса. Профессиональная работа воспитателя оценивается сразу с нескольких сторон – не только коллегами по профессии, но и самими воспитанниками и их родителями, опекунами, членами семей.

В свете вышесказанного оценка профессиональной деятельности воспитателя может быть следующих видов:

  • Внутренней. Она проводится руководством ДОУ (заведующей и старшим воспитателем, методистом) и наиболее квалифицированными педагогами детского образовательного учреждения.
  • Внешней. Она осуществляется членами родительского комитета, общественностью и представителями департамента образования.

В развитии каждого ребенка огромное значение имеет личность педагога и воспитателя. Поэтому ему необходимо соответствовать активно развивающейся педагогической науке, отвечать следующим качествам:

  • Понимание современных воспитательных и педагогических задач, стоящих перед ДОУ.
  • Трепетное отношение к личности каждого ребенка.
  • Гуманное отношение к детям и взрослым, эмпатия.
  • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
  • Забота о развитии индивидуальности каждого воспитанника.
  • Создание и непрерывное обогащение культурно-информационной и предметно-развивающей среды в группе своего ДОУ.
  • Умение использовать и переосмыслять, совершенствовать и внедрять в практику передовые педагогические технологии и методики.
  • Умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению в практическое применение новых способов воспитания и обучения.
  • Самообразование и самовоспитание личности педагога в свете требований современной педагогики.

Для проведения внутренней оценки качества работы воспитателей детского образовательного учреждения чаще всего выполняются следующие функции:

  • Отслеживание постоянного совершенствования уровня самообразования педагогов и воспитателей ДОУ.
  • Портфолио воспитателя может рассматриваться как способ определения результативности его профессиональной активности.
  • Составление рейтингов воспитателей на основании оценки экранов активности.
  • Проведение психолого-педагогической оценки путем прохождения тестирования и анкетирования.
  • Аттестация воспитательного и педагогического состава. Она является мощным стимулом к повышению уровня профессиональной квалификации, компетентности и педагогического совершенствования воспитателей ДОУ.

Критерии оценки качества работы воспитателя

критерии оценки качества работы воспитателя

Для определения уровня профессиональной деятельности воспитателя используются специальные критерии оценки, включающие в себя следующие пункты:

  • Результативность деятельности воспитателя, проявляющаяся в достижениях детей из его группы. В нее входит следующее:
  1. Персональные достижения воспитанниками, которые характеризуются более высокими показателями по сравнению с предыдущим периодом.
  2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
  3. Отсутствие или уменьшение пропущенных занятий, низкий уровень заболеваемости в группе.
  4. Развитие творческих возможностей воспитанников.
  • Самообразование воспитателя:
  1. Участие в методической деятельности ДОУ.
  2. Обобщение и презентация своего педагогического опыта.
  3. Публикации в научных, профессиональных и иных изданиях.
  4. Участие в конкурсах различных уровней.
  5. Стабильное ведение и высокое качество оформления документации.
  • Инновационная деятельность:
  1. Разработка и реализация творческих или социальных проектов, авторских программ, технологий, методик, способствующих повышению качества работы детского дошкольного учреждения.
  2. Освоение и внедрение новаторских программ.
  3. Эффективная организация безопасной предметно-развивающей среды в группе.
  • Взаимодействие с родителями и опекунами воспитанников.

Оценка качества профессиональной деятельности старшего воспитателя ДОУ проводится по следующим критериям:

  • Результативность деятельности методиста:
  1. Достижения воспитателями ДОУ более высоких показателей профессионализма по сравнению с предыдущим периодом оценки.
  2. Разнообразие форм методической работы по повышению профессиональной квалификации воспитательского и педагогического коллектива ДОУ.
  3. Всестороннее развитие творческих способностей воспитателей.
  • Самоорганизация и самообразование:
  1. Эффективное участие в методической работе детского дошкольного учреждения.
  2. Обобщение и презентация опыта.
  3. Публикации.
  4. Участие в конкурсах.
  5. Своевременность и качество оформления документации:
  • Инновационная деятельность педагога.
  1. Разработка и реализация различных проектов вместе с профильными специалистами ДОУ.
  2. Освоение и внедрение в ДОУ федеральных государственных требований.
  3. Эффективная организация предметно-развивающей среды в методическом кабинете.
  • Организация взаимодействия и разнообразие форм работы с родителями.

Критерии оценки педагогической и воспитательной деятельности сотрудников детского сада влияют не только на восприятие их как успешных специалистов, но и сказываются на уровне оплаты труда. При проведении аттестации педагоги и воспитатели с высоким уровнем профессиональной оценки имеют больше шансов на получение высшей квалификации, а это означает существенную прибавку к жалованию.

Читайте также: