Анализ своей деятельности по психокоррекционному сопровождению детей в доу
Обновлено: 06.07.2024
Сопровождение ребёнка в дошкольном образовательном учреждении – многосторонний процесс, который включает взаимодействие и работу всех специалистов по разным направлениям. Важнейшими видами деятельности специалистов являются профилактика различных нарушений здоровья и развития детей, а также просвещение взрослых по вопросам сопровождения ребёнка с нарушениями эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы. Основной смысл просвещения и сопровождения заключается в том, чтобы знакомить родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребёнка, популяризовать и разъяснять результаты исследований, формировать потребность в знаниях и желание использовать их в воспитании ребёнка или в интересах развития собственной личности.
При взаимодействии с детьми происходит постепенное психологическое развитие ребенка. Пространство вокруг ребенка начинает расширяться: в него включаются другие люди, животные. Жизнь ребенка не стоит на месте, он каждый день узнает, что - то новое. И для того чтобы ребенок развивался необходимо присутствие взрослого, который поможет раскрыть все тайны такого большого мира.
Работа с детьми строится по следующим направлениям:
Ø Взаимодействие с педагогами и родителями
Психодиагностика - это изучение индивидуальных особенностей личности ребенка:
1. Диагностика индивидуальных особенностей детей с отклонениями в развитии с целью обеспечения индивидуального подхода и разработки оптимальной стратегии корригирующего воздействия;
2. Диагностика динамики изменений в психофизическом, сенсорном и личностно-социальном развитии ребенка при реализации целостного коррекционно - развивающего процесса;
3. Выявления причин возникновения проблем в развитии и обучении;
4. Определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы.
Психодиагностика должна являться основой для построения воспитательного образовательного процесса в ДОУ, каждое заключение должно обязательно содержать анализ возможных причин и рекомендации.
Структура и формы:
Система психодиагностической работы строится следующим образом. В начале учебного года проводится экспресс-диагностика уровня психического развития детей от 2 до 6 лет. На основе углубленной диагностики строится коррекционно-развивающая работа.
Диагностическое обследование детей подготовительной группы проводится два раза в год. Повторное диагностическое обследование этих детей проводится в апреле, чтобы иметь возможность, отследить динамику в развитии, а так же оказать дополнительную помощь дошкольникам с низким уровнем готовности к обучению в школе.
Обязательно:
1. Обследование детей второй младшей группы (2-3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
2. Диагностика воспитанников средней группы с целью определения актуального уровня психического развития для организации и координации работы в старших группах.
3. Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
4. Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
Ø По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям я провожу углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Психологическое обследование ребенка в детском саду, так же проводится по просьбе воспитателя, родителя заинтересованного в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним. Перед обследованием проводится беседа с воспитателем, где выясняется, как воспитатель оценивает ребенка, какие его особенности вызывают тревогу или трудности в воспитании и обучении. Далее собираются первоначальные сведения о семье ребенка. Предварительное наблюдение за ребенком в группе его общение с другими детьми и воспитателем, поведение и выполнение заданий на занятиях, соблюдение режимных моментов помогает мне создать представление о ребенке, найти пути установления контакта с ним и наиболее продуктивно построить психологическое обследование.
Диагностика осуществляется в форме плановой или диагностики по запросу родителей, воспитателей и администрации ДОУ и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования родителей и воспитателей, психокоррекции, организации работы психолого-педагогического консилиума.
Исследование ребенка, направлено на постепенное изучение целостной картины
1) анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, а также имеющихся сведений от врачей, педагогов или других заинтересованных в ребенке лиц;
2) беседа с родителями, направленная на получение сведений о предшествующих этапах развития ребенка, его здоровье, внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социально-бытового плана;
3) сведения о состоянии здоровья (к моменту обследования);
Результатом анализа данных обследования должно стать представление не о количественном уровне развития той или иной функции, а об общем типе поведения ребенка. Только целостный психологический портрет дает возможность выработать рекомендации для родителей и воспитателей.
Целью данного направления является содействие полноценному психическому и личностному развитию, а так же создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Психокоррекция это - это систематическая работа с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, направленная на специфическую помощь этим детям, а так же развивающие групповые и индивидуальные занятия по результатам обследования и просьбе воспитателя, родителя затрудняющегося самостоятельно решить какую-либо обучающую проблему.
Структура и формы:
Обязательно:
1. Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
2. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительных, средних групп с целью формирования учебно–важных качеств (с учетом полученных диагностических данных).
3. Занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;
4. Групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в эмоциональной и познавательной сферах);
5. Индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в эмоциональной и познавательной сферах);
Ø Проведение занятий с детьми других возрастных групп (по запросу родителей, педагогов).
Ø Проведение занятий с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.
При правильном подборе необходимого диагностического материала, игр и упражнений предполагается улучшения, устранения имеющихся нарушений у детей, а так же повышения уровня развития детей. При взаимодействии с детьми используется принцип от простого к сложному, содержание расширяется и углубляется. Поэтому любой ребенок может в своем индивидуальном темпе развивать свои познавательные способности, обучаться навыкам общения, умению сотрудничать, понимать свои и чужие эмоции.
Т.к. занятия строятся в доступной, игровой форме, интерес поддерживается на протяжении всего занятия. Во время занятий дети сидят, стоят в кругу, что создает ощущение целостности, психологический комфорт и облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. Программы содержат ряд конкретных технологий, и четкое следование которым позволяет добиться положительных результатов.
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
Для улучшений самочувствия детей серьезное значение имеет участие родителей в жизни детского сада. Это не просто налаживание более тесной связи с семьей, а такие формы, как посещение родителями группы в любое время, присутствие их на занятиях, участие в играх, прогулках, праздниках, днях рождениях.
Взаимодействие с родителями обычно начинается с ознакомительной беседы при принятии ребенка в детский сад. В беседе выявляются отношение родителей к поступлению ребенка в детский сад, их пожелания к работе воспитателей, предполагаемая степень участия в работе учреждения, устанавливаются партнерские, доброжелательные отношения родителей с педагогами и специалистами. Мы приглашаем родителей с детьми, посмотреть детский сад, будущую группу, показываем оснащение сада (учебный и игровой материал), площадку для прогулки и т. д. Такая демонстрация удовлетворит детское любопытство и поможет родителям почувствовать себя более уверенно, ощутить свою причастность к происходящему в детском саду.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
3. Групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
4. Информирование педагогов и родителей о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
5. Осуществляется просвещение родителей и педагогов по вопросам обучения детей, решает по их просьбе частные проблемы ребенка в обучении и подготовке его к школе, разрабатывает для родителей и педагогов индивидуализированные программы их занятий с ребенком в домашних условиях;
6. Проводится работа по просьбе родителей и педагогов - индивидуальная диагностика умственного развития ребенка, его индивидуальных особенностей;
7. Обеспечивается психологическая поддержка родителям, имеющих детей с проблемами в развитии, и поведении;
Дополнительно:
1. Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.
2. Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
Структура и формы:
Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, педагогов, повышение их психолого- педагогической культуры.
В круг актуальных вопросов, предлагаемые родителям и педагогам, должны входить:
- возрастные особенности детей;
- условия, необходимые для полноценного психологического развития;
- готовность к школе и т. д.
Другими словами, родители и педагоги должны получать своевременную информацию об актуальном состоянии ребенка (процессе его развития, сформированности каких-либо навыков и т. д.), а так же о возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем при несоблюдении правил.
Эффективность психопрофилактической работы определяется еще и грамотным отбором тем для выступлений.
В рамках реализации данного направления необходимо заботиться о создании психологически благоприятного климата в ДОУ, комфортных условий для участников образовательно-воспитательного процесса: детей, педагогов и родителей.
Важной профилактической процедурой в работе является сопровождение периода адаптации поступающего в ДОУ ребенка. Решение этой проблемы, как и любой другой, требует комплексного подхода. Медицинский персонал занимается сбором полного анамнеза администрация и психолого- педагогическая служба информируют родителей об особенностях адаптации дошкольников, отслеживают сам процесс привыкания ребенка и корректируют его при необходимости. Важно, чтобы вновь поступающие дети приходили постепенно, тогда педагог сможет уделить им достаточно внимания, тем самым облегчить процесс привыкания.
Наиболее удачной формой работы с семьей является родительский клуб, где в отличие от собраний общение основано по схеме назидательно-поучительной, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями или педагогами.
Благодаря налаживанию сотрудничества педагогов и родителей постепенно определяется ведущая проблема в семье, которую взрослые считают наиболее важной причиной, мешающей им заниматься с ребенком. Затем показываются возможности ее решения. Как правило, именно эта причина вызывает ведущее нарушение в структуре педагогического процесса, которое выражается в виде выпадения или дисфункции какого-либо компонента воспитания.
Содержание коррекционно-педагогической работы строится в соответствии с направлениями, ориентированными на основные линии психофизического развития: социальную, физическую и познавательную. Раскрывается также содержание работы по формированию у детей ведущей и продуктивных видов деятельности. Коррекционно-педагогическая работа в этих направлениях основывается на соблюдении принципа поэтапного формирования видов детской деятельности, учитывая особенности и индивидуальный ход психического развития каждого ребёнка. Коррекционная направленность воспитания и обучения предполагает индивидуально-дифференцированный подход к ребёнку, построенный на учёте структуры и выраженности нарушений в развитии ребёнка, выявлении его потенциальных возможностей.
В содержании коррекционно-развивающей программы выделяются специфические разделы, несущие основную коррекционную нагрузку: развитие речи, развитие познавательных процессов, развитие продуктивных видов деятельности, физическое воспитание, сенсорное воспитание, трудовое воспитание, эстетическое и нравственное воспитание. Задачи этих разделов работы связаны с восполнением пробелов предшествующего развития ребёнка, дальнейшим накоплением и систематизацией знаний и представлений об окружающей действительности, их обобщением и применением в собственной продуктивной и речевой деятельности.
Коррекционно-развивающая программа строится на основе принципа системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. В нём отражена взаимосвязанность развития различных сторон личности ребёнка. Отставание и отклонение в развитии некоторых аспектов личностного развития закономерно приводят к трудностям в развитии интеллекта ребёнка и наоборот. Поэтому при определении целей и задач коррекционно-развивающей программы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями развития ребёнка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.
Во время реализации коррекционной программы переход к новому объёму материала осуществляется только после относительной сформированности того или иного умения. Объём материала и его разнообразие увеличиваются постепенно. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.
МАДОУ № 33 является общеразвивающим детским садом и, исходя из этого, основной целью коррекционной работы с детьми является содействие их полноценному психическому и личностному развитию.
Данное направление деятельности педагога-психолога в ДОУ является наиболее сложным и ответственным. Оно включает в себя достаточно широкий спектр форм работы:
групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);
индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);
тренинговые занятия с педагогами и специалистами ДОУ;
занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;
консультации, тематические занятия с родителями (например, обучающие семинары).
Конечно же, в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида нужно учитывать и требования общеобразовательной программы. Возникающую при этом проблему приспособления коррекционной работы и общеобразовательной программы к уровню и особенностям психофизического развития детей с разными вариантами и видами отклонений может решить осуществление индивидуального сопровождения каждого ребенка на основе тщательно проведенной диагностики всех специалистов. Диагностика проводилась в два этапа: 1 – этап – сентябрь - октябрь; 2 – этап – апрель.
Дети с проблемами в развитии нуждаются в особом внимании и заботе со стороны взрослых.
Наше учреждение посещают дети с различными нарушениями: в эмоционально-волевой сфере - агрессивное поведение, страхи, повышенная тревожность, низкий самоконтроль; в интеллектуальной сфере - низкий уровень развития познавательных процессов, а также с нарушением поведения, с проблемами семейного воспитания.
Работа с такими детьми строится по следующей схеме: по запросам родителей, воспитателей, администрации проводится диагностика с детьми. После проведенной диагностики педагог-психолог встречается с родителями с целью определения индивидуального психологического сопровождения каждого ребенка. Заключается договор с родителями, если это необходимо. Далее педагог-психолог составляет план индивидуальной коррекционной работы с детьми, с родителями, с педагогами.
С каждым ребенком было проведено по 19 индивидуальных занятий. С некоторыми детьми (из-за болезни и не посещения) было проведено значительно меньше занятий.
Всего было проведено – 234 занятия из 342.
На подгрупповой коррекционной работе было зачислено – 48 детей (от 5-ти лет до 6-ти лет – 18 детей и от 6-ти лет до 7-ми лет – 30 детей).
С детьми от 5-ти лет до 6-ти лет были проведены подгрупповые коррекционно-развивающие занятия по программе игровой психокоррекции трудностей общения у детей старшего дошкольного возраста.
В работе по коррекции использовалось активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Работа осуществлялась совместно с учителем-логопедом и другими узкими специалистами. Были организованы групповые и индивидуальные занятия, где в условиях комфортного режима, творческой деятельности, доверия психолога и ребенка друг к другу, веселого настроения во время занятий, использования игровых ситуаций у детей создавались положительные эмоциональные и личностные состояния. Занятия были построены так, что у детей воспитывалось уважительное отношение друг к другу, повышался эмоциональный тонус, появлялось чувство раскрепощения и свободы, активного творчества. С такими детьми гораздо легче проводить коррекцию познавательных процессов. Ведь ребенок, который верит в себя и видит поддержку и помощь группы, более успешен в решении интеллектуальных задач.
У значительной части детей интеллектуально-познавательная недостаточность является вторичной, обусловленной нарушениями, так называемых предпосылок интеллекта: памяти, внимания, работоспособности, речи, эмоционально-волевых и других компонентов формирования личности. Исходя из этого положения, на каждом занятии с такими детьми проводились игры, упражнения и этюды на выражения эмоций и тренировку психомоторики. Некоторые дети, особенно со слабой нервной системой, могут невротизироваться просто оттого, что их психофизические и соматические реакции отстают от общего ритма жизни детского коллектива, с этой целью почти во все занятия вводились расслабляющие упражнения.
По результатам проведенной работы проводились встречи с родителями, с педагогами, намечалась дальнейшая работа, давались рекомендации для родителей.
Условиями успешной работы являлось:
Координация деятельности специалистов всех служб;
Учет уровней физического, психического, интеллектуального развития, состояния здоровья каждого ребенка;
Обеспечение комфортного пребывания ребенка в ДОУ.
По результатам коррекционной работы наметилась положительная динамика.
12 детей из 18 – выбыли в школу: со средним уровнем развития – 8 детей и 4 ребенка с высоким уровнем развития. У этих детей повысилась мотивация к школьному обучению. Они активны, умеют ориентироваться в окружающей действительности, знают о себе и своем окружении.
У 18 детей произошла динамика: у 3 детей – снизился уровень агрессии, ребенок стал адекватно реагировать на замечания взрослых и детей. У 8 детей – повысился уровень самооценки, снизился уровень тревожности от 72% до 32%. У 2 детей были проблемы в поведенческом плане и взаимоотношении с семьей – поведение стабилизировалось, но, однако необходимо продолжить работу на следующий учебный. Повысился уровень интеллектуального развития (память, мышление, внимание, восприятие, развитие речи) у 3 детей.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
педагога-психолога Зеленовой Л.В.
за 2019-2020 учебный год
Работа педагога-психолога велась на основании годового плана на 2019-2020 учебный год и строилась в соответствии со следующими целями и задачами:
Цель педагога-психолога : создание условий для всестороннего формирования личности ребёнка с учётом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей и способностей.
Задачи педагога - психолога:
Содействовать созданию социально-психологических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребёнка и зону его ближайшего развития.
Содействовать коллективу дошкольного учреждения в гармонизации психологического климата, благоприятного для развития детей.
Оказывать своевременную психологическую консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую помощь детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем при подготовке детей к школе.
Взаимодействуя с педагогами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих трудности в психическом развитии, ограниченные возможности здоровья, используя разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы.
Количество охваченных групп – 12 групп.
Работа с детьми была направлена на социальную адаптацию детей, развитие познавательных и творческих способностей, эмоциональной сферы и проводилась в форме индивидуальных и групповых занятий.
С педагогами была направлена на профилактику и своевременное разрешение конфликтов в ДОО; содействие в организации конструктивного общения детей в группе; профилактику эмоционального выгорания, профессиональный и личностный рост. Вся работа планировалась и проводилась в форме консультаций, тренингов, совместных встреч с родителями и детьми.
В работе с родителями большое внимание уделялось профилактике дезадаптивного поведения в семье, формированию доброжелательных, доверительных отношений с ребёнком. Использовались разные формы работы (семинары-практикумы, круглые столы, консультации, проекты).
В течение года использовалась стендовая информация:
Агрессивное поведение ребенка-дошкольника;
Игрушка в жизни ребенка;
Если ребенок не хочет идти в детский сад;
Адаптационный период в детском саду;
Как отучить ребенка перебивать взрослых;
Если ребенок устал;
Прежде, чем взяться за ремень;
Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет;
Ребенок, который любит быть главным;
Организация дня ребенка в своей семье;
Психологическая готовность к школе;
Страхи - это серьезно.
Родители охотно идут на контакт, интересуются психологическими особенностями своих детей, результатами диагностических обследований, принимают участие в анкетировании.
В результате просветительской работы было осуществлено повышение психологической компетентности педагогов и родителей.
2. Психологическая диагностика
Диагностическая работа проводилась по намеченному плану, а также в соответствии с запросами администрации, педагогов, родителей.
Психодиагностика
Методика и цель
Дети младших групп (сентябрь-октябрь)
Наблюдение за адаптацией детей младших групп к условиям дошкольного учреждения
Диагностика всех воспитанников (сентябрь-октябрь)
Наблюдение за созданием в группах благоприятных условий для комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении
Дети подготовительных к школе групп (октябрь-апрель)
Диагностика психологической готовности к обучению в школе.
Диагностика всех воспитанников по запросу родителей, воспитателей, в течение года
Диагностика эмоционально-личностной, познавательной сферы детей
Диагностика особенностей адаптации ребенка в детском саду (Анкета)
Результатом данной работы являлось:
Консультирование воспитателей с целью предоставления полученных данных и определения дальнейшей работы;
Заполнение индивидуальных карт воспитанников, адаптационных листов;
Выступление на родительских собраниях с полученными результатами;
Рекомендации педагогам, родителям и воспитанникам.
Диагностическая работа с воспитанниками
В начале учебного года шло наблюдение за адаптацией вновь прибывших детей (48 детей) к условиям детского сада. На каждого из них был заведен адаптационный лист. Анализ адаптационных листов показал, что 14 детей имеют лёгкий уровень адаптации к дошкольному учреждению, 34 - средний уровень адаптации, 2ребёнка – трудную адаптацию.
Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе – одно из приоритетных направлений практической психологии образования . Важными показателями готовности к обучению в школе является развитие познавательных процессов, формирования значимых для школьного обучения предметно-специфических знаний, умений и навыков.
В подготовительных к школе группах № 6, 5 был изучен уровень психологической готовности к школе детей с помощью комплексной методики.
Обследовано: 59 детей на начало и конец учебного года
( начало учебного года)
( конец учебного года)
В результате обследования возникла необходимость коррекционно- развивающей работы с детьми с низким уровнем психического развития и развивающей – со средним уровнем психологической готовности к школе.
Таким образом, в течение года проводилась коррекционно-развивающая работа по формированию психических процессов, произвольности, тренинговые занятия по подготовке к школе. Были составлены индивидуальные планы работы. С детьми были проведены индивидуальные и групповые развивающие игры и упражнения по развитию определенных познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, произвольности. Даны рекомендации воспитателям и родителям, как формировать интеллектуальную, личностную и мотивационную готовность к школе.
В конце учебного года была проведена повторная экспресс-диагностика уровня психологической готовности к школе.
Обобщенные результаты
Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальная и групповая коррекционная развивающая работа с детьми, имеющими первоначально низкий и средний уровень развития познавательных процессов эффективна, но в данном случае необходима системная психолого-педагогическая работа воспитателей и родителей. Необходимо постоянно рекомендовать родителям детей с низким уровнем развития наблюдать за их достижениями, использовать различные приемы для развития психических процессов при общении с ребенком дома.
Не всегда самооценка старших дошкольников была адекватной и соответствовала его реальным проявлениям. Воспитателям и родителям были предложены рекомендации как формировать адекватную самооценку у дошкольников. С детьми с неадекватной низкой и завышенной самооценкой проводились коррекционно-развивающие занятия, в результате которых сформировалась адекватная самооценка.
Обследование проводилось индивидуально. Большинство детей показало высокую мотивационную готовность к школе.
По результатам проведённых исследований наблюдается динамический рост уровня сформированности познавательных процессов у детей;
положительная динамика готовности детей к школе. Прогнозируемые результаты дальнейшего обучения в школе всех воспитанников положительные. Произошло завершение в целом периода адаптации, сохранение психологического здоровья вновь прибывших детей и переформированных групп. В целом создается социальный портрет ребёнка, освоившего основную общеобразовательную программу. В результате психодиагностики были выявлены проблемы, послужившие причиной обращения за психологической помощью, намечены пути их коррекции и устранения.
Развивающая и коррекционная работа осуществлялась по следующим программам:
Занятия с детьми ОВЗ по АОП.
Выводы: В результате проведённой коррекционно-развивающей работы и по результатам итоговых диагностических исследований можно сделать следующие выводы: произошла коррекция и устранение проблем у детей, снижение количества страхов до возрастной нормы; формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста; снижение уровня негативных проявлений в эмоционально-личностной сфере; формирование комплекса произвольности в соответствии с возрастом; укрепление психологического здоровья ребенка. Со стороны родителей произошло изменение позиции во взаимодействии с ребенком, Нормализовались в достаточной степени детско-родительские отношения, произошло преодоление проблем развития личностной и коммуникативной сфер у детей, нормализация эмоционального состояния педагогов.
Психологическое консультирование
В рамках данного направления проводилось консультирование педагогов, родителей и воспитанников по результатам диагностик, по индивидуальным запросам, по возникающим личностным проблемам.
Мероприятия, проводимые с родителями: семинары, тренинги, родительские встречи.
Мероприятия, проводимые с педагогами (семинары, лекции и др.).
Увеличился запрос родителей на проблемы, связанные с эмоциональным развитием детей: психологическая травма ребенка в период сложных семейных отношений, повышенная опека, заниженная самооценка, повышенная тревожность.
В результате проделанной работы произошли существенные изменения, а именно: повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания детей педагогов и родителей; достижение взаимопонимания о причинах возникновения проблем и путей их преодоления.
Организационно-методическая работа
Осуществлялось планирование работы на следующий учебный год, составление планов различных мероприятий, подбор материалов для проведения консультаций и проведения диагностической работы, развивающей и консультативной работы; составление дидактического и раздаточного материала к занятиям, оформление стендовой информации, создание новых и адаптация старых методов обучения и воспитания, составление индивидуальных маршрутов.
Таким образом, в соответствии с целями и задачами психолого-педагогического сопровождения педагогом-психологом были охвачены все направления деятельности.
Задачи на следующий год: качественное психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС, проведение мониторинга детского развития с целью выявления индивидуальных образовательных потребностей детей, создание соответствующих психологических условий для успешного освоения дошкольником образовательной программы. Планировать работу по выявлению ранних признаков одаренности и преодолению психологических трудностей в развитии воспитанников; по изучению личностных качеств и профессиональных компетенций у педагогов ДОО; по составлению и реализации коррекционно-развивающих программ
Цель коррекционной работы педагога-психолога - оказание своевременной психологической помощи в процессе психического, психофизиологического и личностного развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства.
Коррекционная работа педагога-психолога направлена на психические процессы, на эмоционально-волевую сферу, на смягчение адаптационного периода.
Прежде чем приступить к коррекционной работе педагог-психолог проводит диагностику по основным направлениям:
- выявление уровня готовности детей к началу школьного обучения;
- индивидуальная диагностика по запросам родителей;
- индивидуальная и групповая диагностика по запросам воспитателей;
- диагностика познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы дошкольников.
В результате диагностики выявляются дети с нарушениями в эмоциональной сфере, отклонениями в поведении и познавательном развитии. В последнее время большинство выявляемых отклонений у детей связаны с особенностями и типами семей, в которых они проживают. Из-за нарушений в семейной системе снижается потенциал ребенка, снижаются возможности его полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Данные отклонения препятствуют также развитию интеллектуальных функций ребенка. Поэтому необходима коррекционная работа с этими детьми, которая включает психологическое консультирование их родителей, проведение совместных клубов и мастер-классов.
В ДОУ в течение года работает психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). По результатам диагностики специалисты консилиума делают заключение о необходимости индивидуальной или подгрупповой коррекционной работы. После чего педагог-психолог может начинать коррекционную работу с данными детьми.
В целом система коррекционных мер, реализуемых в ДОУ, направлена:
- на активизацию познавательной деятельности и социальную адаптацию воспитанников;
- повышение умственного развития детей и формирование у них отдельных психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.);
- овладение воспитанниками знаниями об окружающем мире, формирование у них опыта практического обучения и навыка самостоятельного поиска информации;
- коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей.
Необходимо отметить, что коррекционная работа с детьми осуществляется в тесном взаимодействии с родителями и педагогами, так как каждый из этих факторов действует не в отдельности, а в сочетании с другими. То есть коррекционная-развивающая программа педагога-психолога обязательно должна включать работу с родителями и работу с воспитателями. Это может проходиться в виде консультаций, мастер-классов, родительских клубов, тренингов.
Не всегда правильно начинать индивидуальную коррекционную работу с очного обследования ребенка, поскольку первичный контакт, осуществляемый в такой форме, может повысить тревожность, страх перед оцениванием и в итоге исказить результаты диагностики. Корректнее получать первичную информацию о ребенке, особенно о его личностных характеристиках (уровне самооценки, тревожности, притязаний, агрессивности, мнительности и т. д., у воспитателя или родителей.
Форма проведения занятий зависит от конкретных задач обучения. Практика показывает, что наиболее эффективно происходит овладение знаниями и навыками, которые имеют наглядную основу (иллюстрации, непосредственная демонстрация необходимых действий педагогом-психологом, сопровождаются вербальным материалом, комментариями специалиста и самого ребенка, а также предлагаются в игровой или практической деятельности (конструирование, рисование, моделирование и т. д.). Проведение коррекционной работы предполагает использование таких форм работы как : психогимнастика, игротерапия, занятия с элементами тренинга, релаксация, сказкотерапия; занятия с использованием арт-терапевтических элементов.
Игра способствует созданию у детей положительного эмоционального настроения, повышает мотивацию к выполняемой деятельности, обеспечивает возможность изучать (или повторять) материал более вариативно. В начале обучения по коррекционно-развивающей программе на занятиях лучше предлагать ребенку серии тренировочных игр и упражнений с четко выраженными алгоритмами действий и правилами, что позволит ему позволит ему сформировать навык действия по инструкции.
Структура коррекционно-развивающего занятия должна предусматривать чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмических упражнений, графических заданий, дидактических игр, проигрывание этюдов по ролям, разрешение проблемных ситуаций. Занятия обязательно должны включать технологии здоровьесбережения (разминка для глаз, пальчиковая гимнастика, физминутки и т. д.).
Создание целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение воспитанников.
На заключительном этапе коррекционной работы проводится ПМП консилиум, на котором озвучиваются результаты заключительной диагностики детей, подводятся итоги проведенной работы, делается вывод о эффективности разработанной программы. Также разрабатываются рекомендации специалистов.
В условиях внедрения ФГОС деятельность психолога несколько видоизменяется, в будущем в ДОУ могут поступать дети с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому, и педагоги, и психолог должны владеть соответствующими компетенциями, знать, как построить коррекционную работу с такими детьми и распределить ответственность между различными участниками образовательного процесса.
Алгоритм коррекционной работы
I этап. Постановка проблемы
Цель: выявление предмета психологического воздействия и коррекционной работы, подтверждение обоснованности/необоснованности жалоб родителей и сотрудников ДОУ.
- индивидуальная углубленная диагностика.
II этап. Уточнение проблемы
разработка стратегии комплексного сопровождения ребенка :
а) направление коррекционно-развивающего воздействия на ребенка;
б) психологическое воздействие на социум (коррекция детско-родительских отношений, детско-воспитательских отношений и отношений со сверстниками).
2. Составление коррекционно-развивающей программы.
III этап. Решение проблемы
1. Выполнение коррекционно-развивающей программы.
Параллельно осуществляется корректирующий контроль — уточнение, дополнение, изменение средств и методов коррекционно-развивающего воздействия на ребенка и его среду.
2. Итоговая диагностика.
- итоги проведенной работы;
- оценка эффективности программы;
- выявление факторов, препятствующих эффективности программы;
- разработка рекомендаций специалистов.
Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста Цель: развитие эмоциональной сферы детей. Задачи: 1. Познакомить детей с умением анализировать свое внутреннее состояние и состояние других.
Конспекты занятий педагога-психолога ДОО с детьми младшего возраста ЗАНЯТИЕ № 1 Цель: - установление положительного эмоционального настроя детей на встречу с психологом, знакомство с Игровой комнатой; активизация.
Опыт работы педагога — психолога в сенсорной комнате с детьми с ОВЗ по развитию внимания и памяти. Самым важным и уникальным, моей работы в сенсорной комнате, является то, что независимо от направлений работы и планируемых результатов,.
Возможности игры в развитии детей дошкольного возраста на примере работы педагога-психолога Психологи утверждают, что дошкольное детство – важный период становления характера и личностных качеств у ребенка. Это время, когда дети.
Читайте также: