Методы и приемы исследовательской деятельности в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но и на формирование социально адаптированной личности обучающихся, овладение ими универсальных способов учебной деятельности.

Исследовательская деятельность даёт возможность решить эту проблему. Именно опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым ценным приобретением учащихся, обеспечивающим глубокое изучение сущности изучаемой проблемы, способствует формированию мотивации к получению учащимися научных знаний.

Практика использования исследовательской деятельности как условие для успешного обучения в начальной школе

1. Исследовательская деятельность в системе начального общего образования

Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.
Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Это способствует развитию интереса к научной деятельности. Направленность деятельности не на результат, а на процесс. Исследовательская деятельность в начальной школе может осуществляться на уроках, во внеурочное время, а также во внеклассной работе.

Важно привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Заинтересованные родители играют большую роль в развитии у ребёнка интереса к исследованиям. Они могут оказать неоценимую помощь учителю в приучении ребёнка к научно-исследовательской деятельности. Не только родители, но и другие члены семьи, родственники, старшие и младшие братья и сёстры, могут принимать активное участие и оказывать посильную помощь в исследовательской деятельности младшего школьника.

Задачи исследовательской деятельности:

  • развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;
  • познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании;
  • обучить основам оформления работ;
  • познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;
  • формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Тема выбирается, учитывая интересы и потребности ребёнка. Она может быть:

  • фантастической;
  • экспериментальной;
  • изобретательской;
  • теоретической.

Этапы исследовательской деятельности:

  • выбор темы;
  • постановка цели и задач;
  • выдвижение гипотезы исследования;
  • организация исследования;
  • подготовка к защите и защита работы.

На каждом этапе работы исследователь определяет используемые методы исследования.

Методы эмпирического уровня:

  • наблюдение
  • интервью
  • анкетирование
  • опрос
  • собеседование
  • тестирование
  • фотографирование
  • счет
  • измерение
  • сравнение

С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

  • эксперимент
  • лабораторный опыт
  • анализ
  • моделирование
  • исторический
  • логический
  • синтез
  • индукция
  • дедукция
  • гипотетический

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

  • изучение и обобщение
  • абстрагирование
  • идеализация
  • формализация
  • анализ и синтез
  • индукция и дедукция
  • аксиоматика

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Условия формирования исследовательских умений младших школьников:

  • целенаправленность и систематичность;
  • мотивированность;
  • творческая среда;
  • психологический комфорт;
  • личность педагога и помощь родителей;
  • учет возрастных особенностей и интересов обучающихся.

2. Использование исследовательской деятельности при работе с учащимися

Часто проблема возникает неожиданно. Ребёнок замечает вокруг себя нечто, что он не может объяснить. Во время проведения урока за окном вдруг появилась яркая радуга. Детей заинтересовало это явление. Важно вовремя предложить детям изучить это явление с научной точки зрения. Так выбираются темы исследовательских работ. Работу предлагаю выполнить всем ребятам. В дальнейшем использую и групповую и парную и индивидуальную формы работы. В процессе работы многие дети прекращают исследование, но это считаю естественным явлением. Продолжаю работу с теми, кто заинтересован в исследовании. Предлагаю спланировать работу:

Тема исследовательской работы. О чём?

Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы?

Цель. Зачем я хочу провести исследование?

Задачи исследования. Как я буду исследовать?

Объект исследования. Что я буду исследовать?

Предмет исследования. Что меня интересует в объекте исследования?

Гипотеза исследования. Что я предполагаю?

Дата и место проведения моего исследования. Когда и где?

Методика работы. Какие методы работы я выберу и почему?

Описание работы. Мои результаты исследования.

Выводы. Подтвердилась или нет моя гипотеза?

Использованная литература.

Приложение.

Основные этапы написания исследовательской работы

1. Выбор темы исследования

Важнейшее условие для выбора темы исследования – наличие какого-либо противоречия или отсутствия объективных данных. (Отчего возникает радуга?)

2. Постановка цели и задач

Считаю, что цель работы в начальной школе должна быть одна, доступная, четко сформулированная, практически направленная, максимально приближенная к ближайшему окружению ребёнка. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели.

Необходимо объяснить, что задачи – это шаги выполнения работы. Они должны быть последовательными и выполнимыми. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны предполагать однозначный ответ. В работе ставим не более 3-4 задач.

3. Объект и предмет исследования

Чтобы ребёнку легче было представить соотношение объект-предмет, использую схему.

Необходимо, чтобы характеристики объекта соответствовали поставленным задачам.

4. Выдвижение гипотезы

Ученик выдвигает несколько гипотез и выбирает одну из них. Часто использую метод опроса, анкетирования и мы выбираем наиболее интересную гипотезу коллективно, путём обсуждения.

5. Определение последовательности проведения исследования

Совместно намечаем план работы, время и место проведения каждого этапа, Создаём таблицу и заносим в неё данные.

6. Выбор методов исследования

Методы исследования должны максимально решать поставленные задачи, быть простыми и доступными для ученика начальной школы, иметь практическую направленность (работа с литературными источниками, анкетирование, эксперимент, наблюдение, изучение и обобщение).

7. Сбор и обработка информации

Цель: зафиксировать полученные знания. В ходе изучения литературных источников часто выясняется, что уровень знаний не достаточный для продолжения работы. Так, ученикам приходится изучать темы, выходящие за рамки программы начальной школы, самостоятельно добывать знания из различных источников.

8. Анализ и обобщение полученных материалов

Цель: структурировать полученный материал. На этом этапе использовали методы наблюдения, изучения и обобщения и эксперимент. Создаются сводные таблицы, сравнительные таблицы, схемы, вычерчиваются графики зависимости разных величин друг от друга, используются различные виды диаграмм и т.д. Вообщем, всё, с помощью чего можно наглядно представить себе результаты исследования.

9. Описание работы. Подготовка отчета

10. Доклад

Заключение

Исследовательский метод обучения является одним из самых передовых методов в современной системе образования.

Он способствует накоплению у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических научных знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире.
У учащихся формируются такие качества личности как трудолюбие, целеустремлённость, самостоятельность и другие. Они учатся работать в различных условиях, взаимодействовать с разными людьми, брать на себя различные роли.

Таким образом, изучив литературу по данной теме, проанализировав и обобщив информацию, а также применив знания на практике, прихожу к выводу, что использование исследовательского метода в начальной школе позволяет достигать высоких предметных образовательных результатов, приобщает учеников к научной деятельности. Способствует овладению ими универсальных способов учебной деятельности, творческому развитию личности, а главное, формированию социально адаптированной личности обучающихся.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Управление образования администрации Тайшетского района

Муниципальное казенное образовательное учреждение общеобразовательная средняя школа № 14

Научно- практическая конференция

Обобщение опыта работы по теме:

«Методы, приемы и формы работы

при организации исследовательской деятельности

Автор :Стрижнева Ирина Анатольевна

учитель начальных классов

Введение ___________________________________________________ _____стр

Основная часть ______________________________________________ ______ стр

Исследовательская деятельность учащихся

Подготовительный этап _______ _____ стр

Основной этап ______________ ____ стр

Заключительный этап _________ ___ стр

Анализ проведенной работы ___ ______ стр

Исследовательская деятельность учителя

Анализ проведенного исследования ___ стр

Сравнительная диагностика _____ стр

Выводы _______________________________________________________ ______ стр

Карточки – помогайки ____________________ ______ стр

Дневники наблюдений ____________________ _____ стр

Таблица 1 _____ стр

Таблица 2 _____ стр

Диаграммы _____ стр

Творческие работы учащихся _____ стр

ВСТУПЛЕНИЕ
В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения подчеркивается, что в общеобразовательной школе модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и сознательных способностей.

На мой взгляд, одной из самых результативных и прогрессивных педагогических технологий является исследовательская технология. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Основной его тезис: я знаю, для чего надо то, что я познаю, где и как я могу эти знания применить.

Исследовательская технология служит для развития познавательных навыков учащихся, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, т.е. служит основой для формирования универсальных учебных действий.

Сравним универсальные учебные действия с общими исследовательскими умениями и навыками.

Исследовательские умения и навыки

смыслообразование, нравственно-этическое оценивание)

Самоконтроль и самооценка

планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция

Умение ставить цель и планировать свою работу

учебного сотрудничества, постановка

вопросов, разрешение конфликтов,

управление поведением партнера, умение выражать свои мысли)

Умение доказывать и защищать свои идеи

самостоятельное выделение и

формулирование познавательной цели,поиск и выделение необходимой

информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

логические: анализ, синтез,

установление причинно-следственных связей, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование;

действия постановки и решения проблемы:

самостоятельное создание способов

решения проблем творческого и поискового характера)

Умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов

Умения и навыки структурирования

Уметь давать определение понятиям;

умения делать выводы и умозаключения;

умение видеть проблемы

Глядя на эту таблицу мы видим, что УУД тесно связаны с исследовательской деятельностью.

Что же такое исследовательская деятельность? Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности кисследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.

Ведущий метод – проблемное обучение; метод проектов.

Обучающие приемы -экспериментирование или моделирование.

Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Процессуальную основу его составляет научно-образовательная, поисково-творческая деятельность, способствующая организованномуусвоению опыта творческой деятельности и творческому усвоению и применению знаний.

В качестве основных неоспоримых достоинств данного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер получаемых знаний, могут быть названы

высокая степень самостоятельности;

инициативность учащихся и их познавательноймотивированности;

развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;

приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;

межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:

а) во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);

б) в организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности;

в) в актуализации внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей;

г) в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;

Условия формирования исследовательских умений младших школьников.

Целенаправленность и систематичность . Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, риторики, русского языка, математики, окружающего мира с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и способностей, способов саморазвития и самосовершенствования.

Творческая среда . Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творческий работающий учитель, стремящийся к созданию творческой рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

Учет возрастных особенностей. Так как речь идет об учащихся младшего

школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Исследование как метод должен использоваться практически на каждом уроке. На уроках учителя используют специальные игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать навыки проведения исследований.

В первом классе школьники учатся задавать вопросы, планировать действия, наблюдать и обобщать; знакомятся с приемами рефлексии и самоконтроля.

Во втором классе дети знакомятся с элементами исследовательской деятельности: анализ проблемной ситуации, целеполагание, выдвижение гипотез, формулирование выводов.

С третьего класса начинается обучение коллективному исследованию по плану:

постановка цели, задач, определение объекта исследования;

выбор методики исследования;

соотнесение собранного материала с темой и целью исследования.

В этот период организуется подготовка детей к проведению самостоятельных исследований. На этом этапе дети получают элементарные представления о том, каквести диалог, выделять главное в материале, как провести несложный эксперимент, подготовить доклад.

В четвертом классе у обучающихся проявляется более высокий уровень самостоятельности в проведении учебных исследований. На данном этапе очень важно помочь ребенку своевременно осуществить самоанализ и самооценку своей деятельности, чтобы скорректировать работу.

Предлагаю рассмотреть организацию исследовательской деятельности на конкретном примере:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Подготовительный этап

Следующий этап по формированию исследовательской деятельности – это исследование на уроке.

Цель : дать представление о животных живого уголка. Познакомить с некоторыми породами кошек и собак и их назначением. Учить по внешним признакам определять наиболее известные породы. Воспитывать любовь к животным, ответственное отношение к ним.

Постановка проблемы:

Задачи: определение темы, уточнение целей и исходного положения. Выбор рабочей группы.

Деятельность учащихся : уточняют информацию, обсуждают задание

Деятельность учителя : мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, наблюдает

Работа по теме началась с того, что было предложено разделить иллюстрации на 2 группы (кошек и собак).

В ходе беседы были выявлены следующие проблемные вопросы:

- почему в одну группу определили таких непохожих внешне животных?

- для чего люди вывели различные породы этих животных?

- почему люди заводят дома кошек и собак?

- почему они становятся бродячими?

- что делать если ваше животное заболело?

Задачи: анализ проблемы, определение источника информации, постановка задач и выбор критериев результатов. Ролевое распределение в команде.

Деятельность учащихся : формируют задачи, уточняют источники информации, выбирают и обосновывают критерии успеха.

Деятельность учителя : помогает в анализе и синтезе по просьбе учащихся, наблюдает за их деятельностью.

Каждой группой был намечен план действий:

- Что нужно сделать вначале?

- Как вы думаете, с чего бы начали исследование ученые?

(как только определен метод, положить перед детьми карточку с изображением метода исследования (приложение 1)) Карточки – это план нашего исследования. С чего нужно начать наше исследование? А что делать во вторую, в третью очередь и далее.

Спросить у другого человека

Посмотреть в книгах

Посмотреть по телевизору

Получить информацию у компьютера

Связаться со специалистом

Итак, план составлен. Мы готовы к поиску. От плана взрослого исследователя он отличается лишь формой выражения – он изображен на карточках, а у взрослого исследователя описан в текстах. Как и взрослые исследователи, вы будете фиксировать результаты своего поиска в дневнике наблюдений (приложение 2).

Основной этап

Проведение исследований

деятельность учащихся : работают с информацией, проводят анализ и синтез идей, выполняют исследование

деятельность учителя: наблюдает, консультирует.

Для сбора информации детям предлагается в помощь следующий материал:

Материал самостоятельно изучается, обсуждается в группах. Работа по сбору информации нужно проводить быстро. Если какой-то из методов не идет, не страшно, помогите детям сгруппировать то, что есть.

Заключительный этап

Деятельность учащихся : объяснение полученных результатов, коллективный анализ результатов

Деятельность учителя : участвует в коллективном анализе результатов исследования.

На этом этапе докладчики не просто рассказывали о том, что он узнали, а старались передать эти сведения одноклассникам. Не важно, что материал, с которым работали дети, выглядел простым и даже примитивным с точки зрения взрослого. В данном случае важнее то, что за этим внешне простым делом формировались качества творческой личности. Для составления доклада дети пользовались страницами исследователя из дневника наблюдений (приложение 3).

Дети были настроены по отношению к докладчику критически. Как показывает практика, они легко включились в спор, задавали вопросы, вносили свои поправки и дополнения в выступления одноклассников. Все перечисленное способствовало развитию критического мышления. Поэтому по итогам выступлений учителю необходимо поощрить не только тех учеников, которые хорошо отвечали, но и ребят, задававших интересные вопросы.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Анализ проведенного исследования

По окончанию урока, для обобщения и анализа проведенной работы мною заполняется таблица, которая помогает выявить уровень сформированности умений учащихся по исследовательской работе.

Предлагаю вам познакомиться с двумя вариантами подобной оценки проектных работ (см. приложение таблицы № 1 и № 2).

научных понятий и развитие теоретического мышления. Функция исследовательского обучения для учеников начальной школы заключается в сохранении исследовательского поведения школьников как средства развития познавательного интереса и становления положительной мотивации к учебной деятельности.

Основными методами организации учебной деятельности являются: игровой, проблемный, эвристический исследовательской деятельности способствуют: проектная деятельность на уроках и во внеклассной работе, использование поисковых, проблемных методов, организация самостоятельной работы учащихся с использованием интерактивных технологий

Использование практических методов обучения – упражнений, практических и лабораторных работ – способствует развитию умений сравнивать, наблюдать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и др. Прибегая к частично поисковому методу, учитель организует деятельность учеников при выполнении отдельных этапов поиска, намечает его шаги, конструирует задание, разбивает его на вспомогательные части. У младших школьников развиваются умения планировать, осознавать цель своей деятельности; вырабатываются приёмы анализа и синтеза, умение изменять способ действия соответственно задаче, видеть новые проблемы в традиционной ситуации, выбирать результативный способ их решения. Применение исследовательского метода предполагает постановку проблемной задачи, предложение составить критический анализ произведения, провести эксперимент и т.д. Главным условием эффективности этого метода является самостоятельность учащихся на всех этапах исследования, которая заключается в проведении соответствующих познавательных действий: наблюдение и изучение фактов и явлений; выдвижение гипотез; составление плана исследования и его осуществление; формулирование результатов исследования; контроль и проверка полученного результата, оценка его значимости. Важное место в формировании исследовательских умений занимает метод проектов, так как он включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Проект предполагает создание образовательных ситуаций, которые – сталкивают младших школьников с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися у них представлениями; – побуждают учащихся высказывать свои предположения, догадки; – предоставляют возможность исследовать эти предположения; – предоставляют учащимся возможность представить результаты своего исследования одноклассникам, учителям, родителям, чтобы они оценили значимость полученных данных. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность школьников, которая может осуществляться индивидуально, в паре или группе в течение определённого временного промежутка (от одного урока до нескольких).

Исследование — процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Мотивы участия педагогов в формировании исследовательского поведения воспитанников могут быть разными:

· инициатива администрации ОУ;

· образовательный запрос учащихся;

· желание освоить технологию исследовательской деятельности;

Для успешного осуществления исследовательской деятельности субъекту требуются специфические исследовательские способности.

· умение задавать вопросы;

· умение видеть проблемы;

· умение вырабатывать гипотезы;

· умение проводить эксперименты;

· умение давать определения понятиям и другие.

Что заставляет появиться на свет гипотезу, - проблема. Гипотеза - это возможный вариант решения проблемы. Гипотезы позволяют находить новые варианты решения проблем. Ценность предположений в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений. Выдвижение гипотез от самых простых до самых безумных –ещё один важный исследовательский приём.

Эксперимент — важнейший из методов исследования . В отличие от наблюдения, только лишь фиксирующего свой ства предметов, эксперимент предполагает прямо или косвенно воздействие человека на объект . Эксперименты бывают мысленные, то есть такие, которые можно делать только в уме, и с реальными объектами.

Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

1. мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий: конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия;

Читайте также: