Методы активизирующие детскую деятельность в доу по фгос

Обновлено: 02.07.2024

1. обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;

2. обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

3. реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;

4. помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;

5. привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;

6. обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Организованная образовательная деятельность

- основная форма обучения в детском саду.

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность.

Систематическое обучение во время непосредственно образовательной деятельности – важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Традиционно выделяется три формы организации обучения:

Формы

организации

обучения

Особенности

Индивидуальная

Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребёнка больших нервных затрат; создаёт эмоциональный дискомфорт, неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми. Работа с литературой; письменные упражнения; экспериментальная деятельность – опыты, наблюдения; работа на компьютере.

Подгрупповая

(индивидуально-

коллективная).

Группа делится на подгруппы.

Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровню развития.

При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения. Работа группами во время непосредственно образовательной деятельности; экскурсия по группам; трудовая практическая непосредственно образовательная деятельность.

Фронтальная.

Общегрупповая (работа со всей группой, чёткое расписание, единое содержание).

Достоинствами формы являются чёткая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения. Непосредственно образовательная деятельность усвоения знаний; непосредственно образовательная деятельность овладения умениями и навыками; непосредственно образовательная деятельность применения знаний, умений и навыков; непосредственно образовательная деятельность обобщения и систематизации знаний; непосредственно образовательная деятельность проверки и самопроверки знаний, умений и навыков; комбинированная непосредственно образовательная деятельность по комплексу её основных задач.

Содержание организованной образовательной деятельности.

Требования к содержанию организованной образовательной деятельности:

  • подбирается в соответствии с поставленными задачами, в том числе и с воспитательными;
  • должно быть интересным для детей, доступным, в меру сложным,
  • должно быть направлено не только на закрепление, уточнение того, что дети знают и умеют, но и на расширение, обогащение опыта детей, формирование новых представлений;
  • повозможности продумывается единая линия содержания (если НОД сюжетная);
  • должна быть практическая направленность (связь содержания с жизнью, обсуждение того, где это встречается, где это может быть использовано);
  • включает наличие интегративных связей с другими образовательными областями с целью актуализации имеющихся знаний и умений из других видов деятельности;
  • предусматривает реализацию гендерного подхода (если позволяет содержание);
  • имеет воспитательную направленность (формирование положительного отношения к тому, что познают дети, развитие навыков сотрудничества, формирование личностных качеств).

Структура классической организованной образовательной деятельности.

В любой непосредственно образовательной деятельности выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой: начало, ход непосредственно образовательной деятельности (процесс) и окончание.

Структурный компонент

Содержание

Виды деятельности

Начало организованной образовательной деятельности

Предполагает организацию детей: переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и чёткие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты). Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чём он говорит. Детям надо представлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения. Объяснение не должно занимать более 3-5 минут.

Ход (процесс) организованной образовательной деятельности

(основная часть)

Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.

Осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создаёт условия для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата.

Окончание организованной образовательной деятельности

(заключительная часть)

Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности:

- в младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции;

- в средней группе педагог дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей;

- в старшей и подготовительной к школе группахк оценке и самооценке результатов привлекаются дети.

  • игровая
  • предметная;
  • художественная;
  • речевая.

В зависимости от раздела обучения, от целей организованной образовательной деятельности методика проведения каждой части организованнойобразовательной деятельности может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части организованной образовательной деятельности. После проведения организованной образовательной деятельности педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

Методы обучения детей дошкольного возраста

В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное).

Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:

- содержания учебного материала;

- возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения);

- формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы);

- оснащенности педагогического процесса.

Наглядные методы и приемы обучения

1.Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.

Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.

Дидактические требования к наблюдению:

(Е. А. Флерина, Е. И. Радина, П. Г. Саморукова)

- объект наблюдения должен быть интересен для детей;

- объект наблюдается в таких условиях, которые позволяют выявить его характерные особенности;

- педагог намечает цель наблюдения, определяет круг новых знаний, продумывает их связь с опытом детей;

- детям дается целевая установка для наблюдения;

- стимулирование умственной активности и самостоятельности детей;

- усвоенные в процессе наблюдения знания, зародившиеся чувства и отношение к наблюдаемому должны получить свое развитие в деятельности детей;

- последовательность и планомерность наблюдения;

- сопровождение наблюдения точным и конкретным словом.

2. Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ).

Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.

Словесные методы и приемы обучения

- вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности);

- указание (целостное и дробное);

1. Рассказ педагога.

Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.

2. Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы).

3. Беседа (после экскурсии, прогулки, просмотра диафильмов и т.п.).

По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).

По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.

4. Чтение художественной литературы.

Практические методы обучения

1. Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие).

Дидактические правила проведения упражнений:

- поставить перед детьми задачу;

- показывать способ выполнения действий с одновременным словесным пояснением;

- многократное повторение упражнений с постепенно усложняющейся задачей, с введением новых приемов работы, предметного оборудования;

- контроль со стороны педагога; переход от прямого контроля к косвенному, развитие у детей элементов самоконтроля.

2. Элементарные опыты, экспериментирование.

Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

3. Моделирование – это процесс создания моделей и их использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков).

В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.

Игровые методы и приемы обучения

1. Дидактическая игра;

2. воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием;

3. внезапное появление объектов;

4. выполнение воспитателем игровых действий;

5. загадывание и отгадывание загадок;

6. введение элементов соревнования;

7.создание игровой ситуации

Педагогические средства обучения дошкольников

Средство обучения – это материальный или идеальный объект, который использован для усвоения новых знаний (П. И. Пидкасистый).

1. Материальные средства обучения

1. Предметы материальной культуры:

- натуральные объекты: объекты растительного и животного мира, реальные предметы (объекты);

- изобразительная наглядность (объемные изображения): чучела птиц, животных, муляжи овощей, фруктов и др.;

- сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.;

- дидактические игрушки: народные игрушки (матрешки, пирамиды, бочонки, бирюльки и др.), мозаики, настольные и печатные игры;

- игрушки-забавы: смешные фигурки людей, животных, игрушки-забавы с механическими, электротехническими и электронными устройствами; наборы фокусов;

- спортивные игрушки: направленные на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (волчки, серсо, мячи, бильбоке, обручи); содействующие развитию навыков бега, прыжков, укреплению мышц ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки); предназначенные для коллективных игр (настольные баскетбол, хоккей, пинг-понг);

- музыкальные игрушки: имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты (детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, гармошки, барабаны, дудки, музыкальные шкатулки и др.); сюжетные игрушки с музыкальным устройством (пианино, рояль); наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей;

- театрализованные игрушки: куклы - театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория, крупные надувные игрушки (сказочные персонажи, животные) и др.;

- технические игрушки: фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины и др.;

- игрушки-самоделки из разных материалов: неоформленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фольга, пенопласт), полуоформленных (коробки, пробки, катушки, пластмассовые бутылки, пуговицы), природных (шишки, желуди, ветки, солома, глина);

- оборудование для опытов, игровое оборудование и пр.;

- дидактический материал (раздаточный материал).

2. Технические средства обучения – совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в образовательно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.

Технические устройства (аппаратура):

- технические устройства экранной статической проекции (проекционные аппараты): кадропроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, эпидиаскопы, фильмоскопы, кинопроекторы, специальные видеокамеры, кодоскопы (графопроекторы, оверхеды), мультимедийный проектор;

- звуковая аппаратура (аудиотехника): электрофоны (проигрыватели), магнитофон, диктофон, стриммер, компьютер, музыкальные центры (аудиосистемы), плеер, радиоприемник;

- экранно-звуковая аппаратура: кинопроекционная аппаратура (кинокамера, кинопроектор), телевизор, видеоаппаратура (видеомагнитофон, видеокамера, видеопроигрыватель дисков), мультимедиа-компьютеры;

- вспомогательные технические средства: экраны, плазменные панели, электронные доски, периферийные устройства (монитор, клавиатура, манипуляторы, принтер, плоттер, сканер, звуковые колонки и др.), цифровой фотоаппарат, лазерная указка, пр.

3.Дидактические средства обучения (носители информации):

- экранные: статические (диапозитивы, диафильмы, транспаранты (кодопособия), эпиобъекты); динамические (немое кино, неозвученные анимационные фильмы);

- звуковые: граммофонная запись, магнитофонная запись, радиопередачи, цифровая запись;

- экранно-звуковые (комбинированные): звуковое кино, озвученные диафильмы и слайды, видеозаписи, телепередачи, учебное кино (кинопособия).

4. Учебно-методическое обеспечение: пакеты прикладных программ по различным образовательным областям; учебные пособия и др. тексты (первоисточники, издания справочного характера, периодические педагогические издания и пр.); тестовый материал; методические разработки (рекомендации).

Идеальные средства обучения

1. Художественные средства (произведения искусства и иные достижения культуры): произведения живописи, музыки, архитектуры, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, детская художественная литература (в том числе справочная, познавательная, общие и тематические энциклопедии для дошкольников), произведения национальной культуры (народные песни, танцы, фольклор, костюмы и пр.).

2. Средства наглядности (плоскостная наглядность):

- картины: дидактические картины (серии картин), репродукции картин известных художников, книжная графика, предметные картинки;

- предметно-схематические модели (календарь природы и пр.);

- графические модели (графики, схемы и т.п.)

3. Средства общения:

- вербальные средства (речь). Требования к речи: правильность, богатство, сжатость, ясность и точность, логичность, простота, чистота, эмоциональность, использование лексических средств изобразительности Основные характеристики голоса: четкая артикуляция звука, интонационная выразительность, мелодичность, владение верхними и нижними регистрами, сила, полетность, богатство тембральной окраски, наличие смысловых акцентов.

- невербальные средства: визуальное взаимодействие; тактильное взаимодействие; мимика, пластика; перемещение в пространстве.

4. Средства стимулирования познавательной деятельности:

- помощь в обучении: помощь-замещение (педагог дает готовый ответ на вопрос, подсказывает ход решения задачи); помощь-подражание (демонстрация образцов действий); помощь-сотрудничество (совместное обсуждение затруднительной ситуации и путей выхода из нее); помощь-инициирование (создание условий для свободного выбора пути и способов решения образовательных задач); помощь-упреждение (опережая события, педагог подстраховывает ребенка, помогает выбрать адекватные решения);

Выбор средств обучения зависит от:

- закономерностей и принципов обучения;

- общих целей обучения, воспитания и развития;

- конкретных образовательных задач;

- уровня мотивации обучения;

- времени, отведенного на изучение того или иного материала;

- объема и сложности материала;

- уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных навыков;

- возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;

- типа и структуры занятия;

- взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или авторитарность);

- материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

- особенностей личности педагога, его квалификации.

Здесь же, вы сможите ознакомиться с пректами, реализованными мной с детьми дошкольного возраста

Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОО – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования. Многими исследователями развитие ДОО связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние. Таким новшеством на сегодняшний день является внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Так как ФГОС ДО призван решать проблемы, связанные с повышением качества образования, главное внимание было акцентировано на обеспечение надлежащих условий для развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов деятельности, на изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.

В соответствии с этим мной были определены основные задачи по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса. Прежде всего это:

  1. Повышение профессиональной компетентности по теоретическому знанию ФГОС ДО и их практической реализации в образовательный процесс.
  2. Создание нормативно правовой базы, соответствующей требованиям ФГОС ДО.
  3. Организация психолого-педагогического сопровождения развития воспитанников.
  4. Создание развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении и на игровой площадке нашей группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Для решения поставленных задач мной велась работа именно в этих направлениях.

Первое направление - Повышение профессиональной компетентности по теоретическому знанию ФГОС ДО и их практической реализации в образовательный процесс.

Перечень методических разработок с указанием способов и сроков трансляции моего опыта работы.

Методическая разработка

Способ трансляции

Сроки трансляции

Выступление на итоговом РМО воспитателей групп детей раннего возраста.

Отчет и презентация.

Выступление на метод объединении

Перечень форм трансляции моего опыта профессиональной деятельности с использованием современных технологий.

Второе направление - Создание нормативно правовой базы, соответствующей требованиям ФГОС ДО.

ООД утверждена руководителем дошкольного образовательного учреждения, составлена к началу учебного года в соответствии с учебным планом учреждения.

Мной ведется документация группы, где отражаются основные блоки воспитательно-образовательного процесса. Это рабочая программа, социальный паспорт группы, работа с родителями, перспективное планирование, календарный план воспитательно-образовательной работы.

Планирование образовательного процесса, составлено на основе федерального государственного образовательного стандарта.

Перспективное планирование осуществляется через формы образовательной деятельности (режим, организованная образовательная деятельность, деятельность в режимных моментах, организация индивидуальной работы с детьми, самостоятельная деятельность, совместная деятельность с семьей).

В календарном планировании отражены требования ФГОС, охвачены все виды детской деятельности, влияющие на все направления развития ребенка, охвачены все формы образовательного процесса (организованно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность и индивидуальная работа с детьми, работа с родителями).

Так же планирую индивидуальное (по рекомендациям специалистов) взаимодействие с родителями.

Таким образом, планирование, оформляемое мною, соответствует нормативным требованиям, номенклатуре дел дошкольного образовательного учреждения, образовательной программе МАДОУ, что является показателем качества и эффективности работы и положительно повлияет на создание образовательной среды в целом.

Третье направление - Организация психолого-педагогического сопровождения развития воспитанников.

В своей работе я использует следующие формы организационно-методического сопровождения индивидуальных образовательных траекторий воспитанников группы: карты наблюдений детского развития, детские портфолио.

Карта наблюдений детского развития позволяет фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

Активно организует работу по созданию детских портфолио воспитанников, веду разъяснительную работу с родителями по ведению портфолио детей.
В своей образовательной деятельности я активно использую и продуктивно применяю современные образовательные технологии , а именно:

Наименование технологии

Использование

Главная идея технологии состоит в том, что бы соблюдать взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, таких как: медико-профелактической, индивидуальной, групповой и подгрупповой физкультурно – оздоровительной деятельности педагога, социально – психологической и здоровьесберегающей, образовательной работы в детском саду, а так же валеологического просвящения родителей и здоровьеобогащения педагогов по средством информации, бесед, консультаций, обогащение спортивного традиционного и нетрадиционного оборудования в группе и на площадке. Развивающие двигательные программы с включением нетрадиционного оборудования (дорожки здоровья), специальные дыхательные упражнения, гимнастики после сна, пальчиковые гимнастики (с музыкальным сопровождением), коммуникативные игры, самомассажи, динамические паузы (физкультминутки), подвижные и спортивные игры. Поэтому я, активно применяю, все выше перечисленные идеи, работаю на повышение эффективности здоровьесбережения в ДОУ и способствую формированию всесторонней гармонически развитой личности ребенка.

В своей работе я, активно использую следующие средства информационно-коммуникативных технологий:

· Мультимедийный проектор для демонстрации мультимедийные презентации

· Телевизор для просмотра презентаций и мультфильмов, которые имеют исследовательский характер, возрастное соответствие, занимательность.

Методы, активизирующие детскую деятельность, развивающие самостоятельность, инициативу, творчество детей (поисковые, проблемные, исследовательские и др.)

Для того чтобы активизировать детскую деятельность, развить самостоятельность, инициативу, творчество детей, использую весь арсенал методов организации и осуществления образовательной деятельности - словесные, наглядные, практические методы, поисковые, проблемные, исследовательские методы и т.д.

Каждый из методов организации образовательной деятельности обладает не только информативно обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующее - мотивационной функции любого метода обучения. Однако моим опытом работы накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов обучения, они стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя развитию самостоятельности, инициативы, творчества детей.

Проблемный метод использую в основном в начале занятия в виде постановки вопроса или в середине его – для решения проблемной ситуации, а так же организовывает проблемные мероприятия, когда используется несколько проблемных форм обучения.

- проблемная ситуация: создается при нехватке знаний у детей. Эти знания необходимо пополнить с помощью дополнительных методов: проведения экспериментов, опытов. Дети вместе с персонажами сказок решают трудные загадки: например, как принести воду в решете. Для этого педагог организует ряд опытов с водой, демонстрируя, как она превращается в пар или лед. Дети делают вывод, что в виде льда вода не может вылиться из емкости.


Я активно использую исследовательский метод позволяющий организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы.

Для того чтобы стимулировать детскую познавательную активность я:

- регулярно предлагает детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления;

- регулярно предлагает детям открытые, творческие вопросы, в том числе – проблемно - противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;

- обеспечивает в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;

- позволяет детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации;

- организует обсуждение, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения:

- строит обсуждение с учетом высказываний детей, которые могут изменить ход дискуссии;

- помогает детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях;

- помогает организовать дискуссию;

- предлагает дополнительные средства (двигательные, образные, в т.ч. наглядные модели и символы), в тех случаях, когда детям трудно решить задачу.

Среда группы насыщенна, предоставляет возможность для активного исследования и решения задач, содержит современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр.)

В работе с детьми активно использую проектный метод. Для организации проектной деятельности в группе создана атмосфера, которая вдохновляет детей на проектное действие, регулярно выделяется время для проектной деятельности, создает условия для презентации проектов.

- создает проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследовании.;

- внимателен к детским вопросам, возникающих в разных ситуациях;

- поддерживает детскую автономию (предлагает детям самим выдвигать проектные решения);

- помогает детям планировать свою деятельность при выполнении своего замысла:

- в ходе обсуждения предложенных детьми проектных решений поддерживает их идеи, делает акцент на новизне каждого предложенного варианта;

- помогает детям сравнивать предложенные ими варианты решений, аргументировать выбор варианта;

- стимулируя детей к исследованию и творчеству предлагает им большое количество увлекательных материалов и оборудования.

Четвертое направление - Создание развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении и на игровой площадке нашей группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Основная форма работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности является игра. Именно поэтому на протяжении нескольких лет я проявляю повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды.

При создании развивающей среды я учитываю 5 направлений, которые прописаны в федеральном государственном образовательном стандарте: художественно-эстетическое, физическое, речевое, познавательное, социально-коммуникативное.

Организация развивающей среды в группе с учетом образовательного стандарта строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Я обогатила среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда группы организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд и др. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, предметы для опытно-поисковой работы; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

В группе младшего дошкольного возраста, имеется весь необходимый материал, учитывающий интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Для развития творческого замысла в игре: для девочек созданы центры, где находятся предметы женской одежды; мальчикам - разнообразные технические игрушки и др. В группе так же имеются различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой.

В группе имеются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы. В группе создан уголок - уединения, где ребенок может побыть один, поиграть с понравившейся игрушкой, отдохнуть от окружающей обстановки.

В группе оформлен центр двигательной активности. Он лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребности в двигательной активности. В данном центре имеются: коврики, дорожки массажные (для профилактики плоскостопия) ; мячи; обручи; кегли; шнуры длинные и короткие; мешочки с грузом; ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр и утренней гимнастики, тренажеры для дыхания и др.

Центр сенсорного развития. Важным условием, способствующим сенсорному развитию, является специально организованная развивающая среда, которая включает в себя: дидактический стол, пирамидки, различных цветов гаммы, различной формы и разнообразной фактуры, шнуровки, разнообразные вкладыши, дидактические игры и т. д.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что среда, окружающая детей, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Фотоотчет о предметно-развивающей среде группы можно просмотреть перейдя по ссылке.

Показателями результативности моей педагогической деятельности является:

  • Повышение педагогического мастерства, профессиональной компетентности по теоретическому знанию ФГОС ДО и их практической реализации в образовательный процесс;
  • Разработала нормативно правовую базу, соответствующую требованиям ФГОС ДО;
  • Организовала психолого-педагогическое сопровождение развития воспитанников;
  • Провела работу по совершенствованию и привела в соответствие развивающую предметно-пространственную среду в групповом помещении и на игровой площадке нашей группы в соответствие с требованиями ФГОС ДО.

Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод, что мной была проведена работа по обеспечению надлежащих условий для развития личности дошкольников, соответствующим ФГОС ДО, и активизации инновационных аспектов деятельности. А так же самое главное изменился подход к организации воспитательно-образовательного процесса.

Повышение уровня профессиональной компетентности начинающих воспитателей в ходе проведения ООД, совершенствование методики проведения образовательной деятельности.

ВложениеРазмер
seminar_dlya_molodyh_vospitateley_tema.docx 288.04 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для молодых воспитателей

Актуальность семинара . В последнее 2 года в наше дошкольное учреждение пришло много новых воспитателей, имеющих разный уровень образования и профессиональной подготовки.

Это - помощники воспитателей, получающие педагогическое образование заочно; учителя, не работавшие с дошкольниками; педагоги, которые длительное время не работали в детском саду. Оперативный контроль, проводимый целью выяснения уровня подготовки и проведения НОД, показал, что многие молодые воспитатели испытывают затруднения в подготовке и проведении НОД (воспитатели не понимают, что такое мотивация воспитанников на образовательную деятельность, не владеют приёмами активизации умственной деятельности, не могут сочетать в ходе НОД смену видов детской деятельности и т. д.)

Поэтому по плану работы клуба "Молодых педагогов" был запланирован обучающий семинар по данной теме.

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности начинающих воспитателей в ходе проведения НОД, совершенствовать методику проведения образовательной деятельности.

1. Научить воспитателей практическим приёмам активизации детей в ходе НОД.

2. Изучить виды мотивации детской деятельности

3. Разработать алгоритм деятельности воспитателя по подготовке, организации и проведению НОД.

4. Повысить практический уровень проведения НОД

5. Развитие творческих способностей начинающих специалистов.

1. Мотивация детей на образовательную деятельность

2. Использование игровых персонажей

3. Внедрение ИКТ – как средство повышения мотивации к познавательной деятельности

4. Выработка алгоритма подготовки и проведения НОД

5. Практическая работа молодых педагогов и моделирование практических ситуаций.

Вопрос: Как вы думаете, что такое "мотивация"?

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.

В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации :

1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.

2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.

3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.

5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Вопрос: В каких видах НОД можно использовать данную мотивацию?

Например : НОД аппликация, конструирование, рисование.

- Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами построить им домики (из кубиков, аппликацию, из палочек Кюизенера, нарисовать красками)

Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.

Каждому ребёнку даётся посильное задание.

В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Например: в НОД Сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности

- Ребята, я хочу угостить наших кукол печеньем. Но я одна, а кукол много. Я, наверное, не успею. Вы хотите мне помочь? После согласия детей распределяются поручения.

Вопрос к слушателям:

В каких возрастных группах и видах деятельности лучше использовать этот вид мотивации?

(В игровой деятельности, в НОД старших группах).

Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:

1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.

2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.

3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.

4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

-Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.

2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.

3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.

Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

- Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И вы показываете, как можно это изготовит

Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы :

- нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)

- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.

- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

- действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

Использование игровых персонажей.

Игрушки или игровые персонажи:

- должны соответствовать возрасту детей;

- должны быть эстетичными,

- должны быть безопасными для здоровья ребёнка,

- должны иметь обучающую ценность,

- должны быть реалистичными;

- не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявленияе жестокости.

- Игровых персонажей не должно быть много.

Вопрос к слушателям:

Какие игрушки –персонажи целесообразно вносить в деятельность в младшем- среднем дошкольном возрасте, какие – в старшем?

Во второй, практической части семинара молодым воспитателям были предложено игровое моделирование практических ситуаций. Оно повышает интерес, вызывает активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем

Активизация мыслительной деятельности

Иногда воспитателю бывает необходимо самому найти выход из такой ситуации, когда нужно сделать выбор. Предлагаю вашему вниманию педагогические ситуации, требующие выбора

1 ситуация При подготовке детей к школе часто задают вопросы: " Где лучше кататься на велосипеде: по асфальту или по траве? Как узнать, куда дует ветер? и др. ” Какое свойство мышления формируют у детей такие вопросы:

2 ситуация. На занятии многие ребята выкрикивают, не поднимая руку:

1. Поощряете вступление с вами в диалог.

2. Повышаете голос

3. Делаете паузу, чтобы предпринять дальнейшие действия

3 ситуация . Ребенок из вашей группы заявил, что не хочет идти в школу. Как вы отнесётесь:

1. Надо идти в школу. Все дети в 7 лет идут в школу.

2. Расспросить его о причине нежелания, объяснить, что он не прав.

3. Ответить: “Ну, нет, так нет!” Не торопить, понаблюдать за ним. В последующих беседах рассказывать о положительной стороне учёбы в школе

Предложить детям поставить себя на место какой-нибудь геометрической фигуры, знакомого объекта и рассказать всем сказку о себе.

Например: Я карандаш. Я такой красивый, острый. У меня деревянная рубашка. Я умею писать, рисовать, штриховать. Бываю разного цвета. Я не люблю, когда ребята со мной плохо обращаются, ломают меня или грызут. Я дружу с бумагой и кисточкой.

Закреплять понятия детей об предметахтах окружающего мира, анализируя знакомые предметы и выделяя их свойства, функции.

Учить использовать в речи краткое описание свойств предметов, выделять в них самое главное качество.

Образная пластика в парах

Для развития творческого воображения хорошо подходит образная пластика.

Ведущая раздает воспитателям карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках.

Нужно прочесть, что написано на карточке и не показывать надпись другим. Потом карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми средствами, движением тела, мимикой, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки животного.

Когда воспитатели найдут свою пару, нужно остаться рядом, но продолжать молчать, не переговариваться. Потом проверить, что получиться.

Это упражнение способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников быть внимательными к действиям других, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

«Каждый воспитатель – артист" Слово - это тонкий инструмент, которым педагог должен владеть в совершенстве. Также воспитатель должен уметь выражать свои эмоции через интонации в речи. Задание для воспитателей:

Программа "Развитие+" предполагает использование в качестве средств познания символы, планы и модели. Для того, чтобы облегчить детям пересказ, заучивание, можно использовать модели, символы и мнемотаблицы. Предлагаю вашему вниманию по слайдам узнать сказку, потешку и загадку.

(Презентация. Последние 3 слайда)

А теперь последнее задание: с помощью символов, наглядных моделей, мнемотаблиц составить для своих коллег сказку, загадку, стихотворение.

Рефлексия участников. Продолжите предложение- Сегодня на семинаре я.

3. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 6-7 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга / Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 1997.

4. Кравченко, И. В. Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы. Методическое пособие / И. В.

Кравченко, Т. Л. Долгова. - Москва: ТЦ Сфера, 2009.

5. Кравченко, И. В. Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие / И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова. - Москва: ТЦ Сфера, 2009.

7. Практические семинары и тренинги для педагогов. Воспитатель и ребёнок: эффективное взаимодействие. Практическое пособие для педагогов-психологов. / Авт. – сост. Е. В. Шитова: Волгоград: Учитель, 2009.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, а учение, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как всё в учении интересно и необходимо брать силою воли”

Вопросы активизации познавательной деятельности детей относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания детей.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности ребенка. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения у детей в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

Активизация познавательной деятельности была и остаётся одной из вечных проблем педагогики. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Поэтому объясняется особое внимание педагога к использованию методов и приёмов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.

Система работы активизации познавательной деятельности детей к обучению строится на основных положениях: теории деятельности, теории развития познавательного интереса, теории активизации познавательной деятельности ребенка, педагогики коллективных дел.

Активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.

Условия, для проявления познавательной деятельности:

создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности ;

создание “ситуации успеха” для каждого ребенка;

включение ребенка в активную деятельность, коллективные формы работы;

использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;

использование проблемных ситуаций;

практико-ориентированная направленность изучаемого материала.

Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой дети усваивают приемы учения.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность детей.

Педагогу необходимо :

Создать из повседневного – удивительное.

О сложном говорить увлекательно, эмоционально.

Учить всему кратко, понятно, основательно.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых дети сами должны:

отстаивать свое мнение и принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

самостоятельно выбирать посильное задание и искать варианты решения познавательной задачи;

Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего, повышение активности детей: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Методы обучения:

самостоятельный поиск необходимой информации;

метод продуктивной деятельности;

овладение разными детьми разного материала;

творческая деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, работа над учебно-исследовательскими проектами и др.;

эвристическая деятельность: “мозговой штурм”, “мозговая атака”, ТРИЗ и др.;

метод эмпатии (метод личной аналогии).

На подготовительном этапе педагогами были показаны занятия и фрагменты занятий, на которых были продемонстрированы те или иные методы и формы активизации познавательной деятельности детей на уроке.

Формы организации деятельности детей

Методы организации деятельности детей :

Главная ценность культуры сегодня – читающий ребенок! Открывая книгу, он вместе с тем, открывает свой личностный потенциал. Книга питает его ум и душу. И тогда книга становится пространством для развития личности, формирования лучших человеческих качеств.

Опыт свидетельствует, что плохо читающие дети обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная память и умственная работоспособность.

При организации работы с литературным текстом педагог формирует умения:

ставить вопросы к тексту;

выделять непонятные места в тексте;

педагог помогает разбираться с непонятными или незнакомыми словами ;

определять основную мысль текста;

Для этого педагог использует следующие компоненты материала:

упражнения, схемы, таблицы, алгоритмы, иллюстрации и др.

Формы работы :

репродуктивно-поисковая: составление плана, схемы;

сравнительно-аналитическая: схем, рисунков;

творческая : тесты, кроссворды, задания с ошибками.

Книга – важнейшее средство информационного общения. В книге моделируются жизнь, чувства, мысли и дела, не только отдельной личности, но и всего человечества во всех доступных измерениях времени и пространства:

важнейшее средство пропаганды и популяризации знаний;

важнейшее средство воспитания и образования, повышения культуры учащихся.

Информационные технологии:

Информационные технологии – это все технологии, использующие специальные технические средства (компьютер, аудио, видео, кино).

Использование продуктов информационных технологий (презентация, интерактивная доска, видеоматериалы, учебный фильм и др.) вызывает особый интерес, ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.

Основных факторы, побуждающих детей к активности:

творческий характер познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер деятельности позволяет пробудить у детей творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности.

Учитывая перечисленные факторы, педагог может безошибочно активизировать деятельность детей, так как различный подход к ООД, а не однообразный подход это, прежде всего, у ребенка вызовет интерес к занятиям, учащиеся будут с радостью идти на занятия.

Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на детей оказывает и игра, и состязательность. Эмоциональное воздействие также существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включиться в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение.

Активизация учения детей не как усиление деятельности, а как мобилизация педагогом с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил детей на достижение конкретных целей обучения и воспитания.

Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ребенка в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса – необходимое условие познавательной деятельности.

На современном этапе развития образования проблема активизации познавательной деятельности детей приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность детей. Активное обучение , которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

Методы активизации познавательной деятельности : вооружают знаниями, умениями и навыками; содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств детей; развивают их познавательные силы, личностные образования (активность, самостоятельность, познавательный интерес); выявляют и реализуют потенциальные возможности детей; приобщают к поисковой и творческой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного обучения необходимо вызвать у ребенка интерес к овладению знаниями.

Список литературы :

Коротаева Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Екатеринбург, 2004г.

Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка. Москва, 2007 г.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва, 1994 г.

Сборник программ . Система Виноградовой Н.Ф. Москва. Вентана Граф, 2012 г.

Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1999г..

Шамова Т. И. Активизация учения дошкольников. - М.: Педагогика, 1990. - 128с.

Щукина Г. И. Педагогическая проблемы формирования познавательного интереса дошкольников. - М.: Педагогика, 1998. - 203с.

Читайте также: