Методики для диагностики учебной мотивации как критерия психологической готовности к школе

Обновлено: 17.05.2024

Разработанная М.Н. Костиковой методика определения готовности к школьному обучению весьма трудоемка, занимает много времени и, кроме того, требует высокого психологического профессионализма от экспериментатора при работе с испытуемым - все это затрудняет внедрение данного метода в массовую практику. Но в нем содержится очень важное рациональное зерно, заключающееся в том, что результат обследования не просто показывает уровень психического развития ребенка, а дает ключ к индивидуальному подходу при его обучении.

Диагностика учебной мотивации как критерия готовности к школе

Несмотря на многообразие существующих методов определения готовности к школьному обучению, ни один из них полностью не удовлетворил меня, когда на практике в качестве школьного психолога пришлось столкнуться с этой проблемой. Причин было несколько: 1)обследование не могло быть слишком длительным, так как оно должно было вписываться во временные рамки записи детей в школу (апрель — май); 2) функциональная готовность и тестовые батареи не давали сведений о мотивационной готовности к школе, о значении которой подробно было сказано в первой главе книги и, наконец, 3) программа обследования должна была содержать необходимые и достаточные компоненты для заключения о готовности ребенка к школе.

Отбор же этих необходимых и достаточных методов обследования, позволяющих поставить "диагноз подготовленности к школе, — по справедливому замечанию Ю. Сыэрда, — в большой мере зависит от теоретической концепции, которая является исходной при расшифровке сущности подготовленности к школе" (Ю. Сыэрд, 1982, с. 165).

Анализ учебной программы и требований школы, предъявляемых к ученику, подтверждают общепринятые положения, что готовность к школе проявляется в мотивационной, интеллектуальной, речевой сферах и произвольности. Работы Л. И. Божович и ее сотрудников показали, что к моменту поступления в школу в мотивационной сфере ребенка должны быть развиты как познавательные, так и социальные мотивы учения, в совокупности позволяющие ребенку стать субъектом учения, то есть сознательно принимать и выполнять поставленные перед ним задачи. Другими словами, первоклассник, готовый к школьному обучению, должен обладать учебной мотивацией, состоящей из познавательных и социальных мотивов учения, при этом немаловажной характеристикой являются и мотивы достижения (Л.И. Божович, 1968; А. К. Маркова, 1983; М.В. Матюхина, 1984; X. Хекхаузен, 1986). Вероятно, учебную мотивацию можно рассматривать как новообразование, возникающее в результате кризиса 7 лет.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Диагностика учебной мотивации как критерия

психологической готовности к школе

Определение мотивов учения

Для 6-7 летних детей характерны следующие мотивы, определяющие желание поступить в школу:

учебно-познавательный мотив, желание узнать что-то новое, научиться делать что-то;

внешний мотив, подчинение внешним факторам, например требованиям взрослых;

игровой мотив, желание поступить в новый коллектив, чтобы иметь значительное количество друзей-партнеров по играм и развлечениям;

мотив получения высокой отметки, желание подтвердить свою компетентность.

Определить ведущий мотив поступления в школу несложно. Понаблюдайте за ребенком: общаясь со своими сверстниками или более старшими детьми, дети часто подчеркивают, что уже очень скоро они пойдут в школу, и проговаривают, почему они хотят туда пойти. А чтобы быть более точным в определении ведущего мотива учения, предложите ребенку несложный тест. Для его проведения вам понадобиться несколько картинок, отражающих содержание ситуаций, которые вы предложите ребенку. Перескажите содержание каждой ситуации своими словами, сопровождая рассказ демонстрацией картинки.

После прочтения рассказа задайте ребенку следующие вопросы:

Как ты думаешь, кто из детей прав? Почему?

С кем из них ты бы хотел вместе играть? Почему?

С кем бы ты хотел вместе учиться? Почему? Ребенок последовательно осуществляет три выбора. Если

содержание ситуации недостаточно ясно для ребенка, напомните его малышу, пояснив соответствующую картинку. Преобладание выбора того или иного вида мотивов соответствует его наибольшему значению в учебной мотивации вашего ребенка.

Тест: Как определить мотивацию ребенка?

Попробуйте задать сыну или дочери следующие вопросы, а ответы, которые получите, запишите:

Ты хочешь учиться в школе?

Почему ты хочешь поступить в школу?

Может быть, ты хочешь еще год ходить в детский сад?

Тебе очень нравиться в детском саду?

Что тебе больше всего нравится делать в детском саду?

Ты часто просишь маму почитать тебе?

Какие книжки твои любимые?

8. Если я тебе сейчас предложу поиграть в школу, ты будешь учеником или

9. Если будем играть в школу, что у нас будет длиннее – урок или переменка?

Тебе хочется пользоваться пеналом, ручкой, тетрадкой?

Хотел бы ты учиться дома?

Если у тебя не получиться выполнить какое-то задание, ты будешь пытаться

Обратите внимание на ответы на вопросы номер 1, 3, 5, 6, 8, 9, 11. Если будущий ученик действительно хочет в школу и это желание осознанно, т. е. имеется положительный мотив, ответы будут примерно такими:

1. Я хочу учиться в школе.

2. Я не хочу еще год ходить в садик.

3. Мне нравится, когда мы в садике рисуем, считаем, учим буквы, делаем поделки.

4. Я прошу маму почитать, потому что мне интересно слушать, когда мама мне

5. Я буду учеником.

6. Лучше пусть урок будет длиннее.

7. Я хочу учиться в школе, а не дома.

Конечно, ответы на вопросы теста могут не полностью совпадать с ключевыми, предложенными нами. Но вам станет известно отношение будущего первоклассника к предстоящей учебе к школе.

Сформированность школьной (учебно-познавательной) мотивации

по результатам наблюдения в организованной учебной

и самостоятельной деятельности

ДОУ № _________ Группа _________ Дата заполнения _________

Параметры наблюдения

Сумма баллов

Уровень мотивации

Положительное отношение к занятиям познавательного

содержания: математика, грамота,

Способность длительное время заниматься

Желание самостоятельно выполнить задание на сообразительность, найти ответ на проблемный вопрос

Интерес к чтению

(любит читать или слушать, когда читают) и познавательной литературе (детским журналам, альбомам, энциклопедиям)

Любознательность, наблюдательность, познавательная активность в виде вопросов причинно-следственного характера (зачем, почему, для чего, как)

Анализ учебной программы и требований школы, предъявляемых к ученику, подтверждает общепринятые положения, что готовность к школе проявляется в мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферах. Работы Л. И. Божович и ее сотрудников показали, что к моменту поступления в школу в мотивационной сфере ребенка должны быть развиты как познавательные, так и социальные мотивы учения, в совокупности позволяющие ребенку стать субъектом учения, то есть сознательно принимать и выполнять поставленные перед ним задачи. Другими словами, первоклассник, готовый к школьному обучению, должен обладать учебной мотивацией, состоящей из познавательных и социальных мотивов учения, при этом немаловажной характеристикой являются и мотивы достижения (Л. И. Божович, 1968; А. К. Маркова, 1983; М. В. Матюхина, 1984; X.Хекхаузен, 1986). Как и другие предпосылки овладения учебной деятельностью (произвольность, обобщение), учебная мотивация при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту находится на начальной стадии своего развития.

Учебная мотивация как доминирующая, определяющая новый для ребенка тип ведущей деятельности — учебной, возникает, когда отживает предыдущий тип ведущей деятельности — игра, внутри которого преимущественно формировалась психика ребенка. К началу младшего школьного возраста игра исчерпывает свои возможности по образованию зон ближайшего развития (являющихся механизмом психического развития) при условии, что ребенок прошел все ступени детской игры от манипулятивной до игр с правилами.

Как отмечал еще Л. С. Выготский, процесс развития игры характе-ризуется постепенным уменьшением значения в ней воображаемой ситуации и существенным возрастанием роли правила.

В старшем дошкольном возрасте, особенно от 6 до 7 лет, игры с правилами становятся наиболее*предпочитаемыми, а выполнение действия по правилу становится основным содержанием игры. Таким образом, подготавливается почва для смены ведущего типа мотивации с игровой на Учебную, стимулирующую ребенка в роли ученика к постоянному выполнению действий по разнообразным правилам.

ЕСЛИ ребенок не прошел все стадии развития игры, то с большой! долей вероятности можно сказать, что к моменту поступления в школу у него отсутствует учебная мотивация и, как следствие, психологи-: ческая готовность к школе. ' S

В игре как ведущей деятельности дошкольного возраста развивав 1 ются все аспекты психики ребенка и, конечно же, интеллект. Игра спо-\ собствует развитию символической функции и процессов обобщения, I в игре появляется внутренний план действия (Д. Б. Эльконин, 1978). | Безусловно, интеллект ребенка развивается не только в игре. Огром* s ное значение имеет чтение художественной и познавательной литературы, общение со взрослыми и детьми, детское творчество. В книге М. Доналдсон (1985) приводятся данные, свидетельствующие о том, что дети с хорошо развитой литературной речью обладают более развитым интеллектом.

Из всего сказанного ясно: если ребенок на протяжении дошкольного детства много играл, имел полноценное общение со взрослыми и сверстниками, если ему читали книги и поощряли его занятия детским творчеством, то к началу младшего школьного возраста у него, скорее всего, появится мотивация учения. Появление учебной мотивации свидетельствует о том, что игра выполнила свою роль_в развитии ребенка и дальнейшее его развитие пойдет уже в рамках учения, то есть произойдет смена ведущей деятельности.

Появление мотивации учения можно рассматривать как вершину психического развития ребенка-дошкольника, когда в рамках игровой деятельности у него сформировались все необходимые и достаточные психологические предпосылки для овладения учебной деятельностью, и он может быть признан готовым к школьному обучению.

Мой собственный опыт исследования психологической готовности к школе, а также опыт других ученых показывает, что интеллектуальная готовность к школьному обучению появляется раньше личностной, то есть интеллектуальное развитие ребенка опережает развитие его мотивационной сферы .

Отсюда вывод: мотивация учения может рассматриваться как критерий наличия психологической готовности к школе.

ИсхоДя из вышеприведенного рассуждения логично предложить определять психологическую готовность к школе путем выявления учебной мотивации.

Но методически эту задачу решить крайне трудно. Существующие методики, направленные на определение мотивации учения (D.С. Adkins, В. L. Ballif, 1975; X. Хекхаузен, 1986; М. В. Матюхина, 1984; Т. А. Нежнова, 1981,1988; М. Р. Гинзбург, 1988; Н. Г. Лусканова, 1999; Д. В. Солдатов, 2001 и др.), по сути дела, являются проективными, кроме того ни одна из них не определяет учебную мотивацию в полном объеме, а скорее дает характеристику тех или иных учебных мотивов.

Приведу примеры методик, которые можно использовать ДЛЯ изуче-ч ния мотивационной готовности к школе детей дошкольного возраста/

Педагог-психолог ДОУ | Королёва Марина

Педагог-психолог ДОУ | Королёва Марина

Педагог-психолог ДОУ | Королёва Марина запись закреплена

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ (ПОДБОРКА МЕТОДИК)

😊

Здравствуйте, коллеги!

Нашла у себя в закромах вот такую подборку. Я её использовала, когда только начинала работать. Немного доработала её и делюсь с вами.

В подборке вы найдёте следующие методики:

❗

Размещение в других группах разрешено с указанием авторства и активной ссылки на группу.

Дарья Егорова

Спасибо большое

Любовь Фофанова


Любовь Фофанова

Серафима Сизова


Серафима Сизова

Юлия Двоеглазова

Спасибо)))

Татьяна Луговая

Спасибо большое за подборку.

Владимир Усольцев

Эльвира Пустынкина


Эльвира Пустынкина

Плюсом этой подборки считаю, что часть тестов возможно выполнять с подгруппой детей. Это здорово экономит время. Если диагностику проводить полностью индивидуально, то психолог будет заниматься только ей.

Эльвира, это точно. А когда одновременно 5 подготовительных групп, то это вообще ужас. Можно только этим заниматься.

Эльвира Пустынкина


Эльвира Пустынкина ответила Марине

Эльвира, я сейчас полностью беру Ясюкову. Мне она очень нравится, но времени уходит много. Когда 1-2 группы, то можно брать, а когда больше, то лучше что-то другое. Откопала у себя эту подборку и тоже начинаю задумываться над сменой. Хотя бы, когда много групп подготовительных.

Эльвира Пустынкина


Эльвира Пустынкина ответила Марине

Марина, я Ясюкову очень люблю, но беру в особых случаях для углубленной диагностики или когда родители обращаются.

Эльвира Пустынкина


Эльвира Пустынкина ответила Марине

Елена Велигорская

😊

Марина, У меня 5 подготовительных групп.

Елена Велигорская

Я написала ниже, как работаю. Примерно 1,5 месяца. Скорость индивидуальных обследований зависит от темпа работоспособности детей - так и объясняю администрации.

Ольга Павлова

Эльвира, если вам не трудно,киньте ссылки. Администрация требует максимально быстро, тоже времени нет.

Эльвира Пустынкина


Эльвира Пустынкина ответила Ольге

Ольга, я перечислила методики, которые использую. У меня нет ссылок, извините! Попробуйте найти в интернете!

Эльвира Пустынкина


Эльвира Пустынкина ответила Марине

Марина, у меня через три года будет 6 подготовительных! И вот как с ними проводить диагностику? Предлагаю такое решение, уже опробованное (несколько лет назад тоже было 5 выпускных групп). Собираю консилиум в сентябре с педагогами (если опытные, то это замечательно), по каждому ребёнку выслушиваю их мнение по готовности к школе, какие трудности у ребёнка, что их беспокоит, как педагогов и так далее.
Показать полностью. Все это записываю, перерабатываю. Затем детей делю на группы: проблемные - провожу углублённую диагностику по Ясюковой; середнячки- экспресс диагностика; успешные дети - с ними только мотивация к школе и тревожность. Возникнет вопрос, как эти разные данные потом отражать в справке. Кстати, в справке я и пишу, что в связи в тем, что в этом году много выпускных групп, невозможно провести индивидуальную диагностику в оптимальные сроки. Было принято решение использовать данные наблюдения воспитателей группы и педагога-психолога, а так же обследование проводилось по следующим методикам. Подводя итоги в справке отмечаю, благоприятный прогноз школьной зрелости (у ребёнка все предпосылки школьной зрелости сформированы), условно благоприятный прогноз школьной зрелости (часть предпосылок не сформировано или находится в процессе формирования), неблагоприятный прогноз.

Эльвира, у меня в этом году 3 подготовительные группы и работаю на 0,5 ставки. Я решила в этом году проводить Тест Керна-Йирасека. С основной массой провела за 1 неделю, а те, кто не ходил до проводила индивидуально. Очень хорошо получилось: можно справку написать и детей для занятий отобрала. Очень мало получилось детей для углубленной диагностики. Их смотрела по Ясюковой. Мне понравился этот вариант. Буду дальше использовать, даже если будет 1 группа.

Эльвира Пустынкина


Эльвира Пустынкина ответила Марине

Эльвира, с беседой. Сначала групповую част провела, а потом беседу. До обеда с одной группой всё успела провести.

Эльвира Пустынкина


Эльвира Пустынкина ответила Марине

Читайте также: