Методика обучения в начальной школе кто создатель основ

Обновлено: 02.07.2024

В одной школе в разных классах могут применяться разные системы. Вне зависимости от системы ученик имеет возможность получить одни и те же знания, предполагаемые государственным стандартом. Задания повышенной трудности, которые ассоциируются только с развивающими системами, есть во всех комплектах, но не являются обязательными для усвоения.

Школа России


Школа России — это тот комплект, по которому мы все учились. И хотя с 2000 года там произошли серьёзные изменения в плане содержания, цели обучения остались прежними.

Начальная школа ХХI

Школа 2100

Система Занкова

Приведем типичный прием обучения, к которым учителя-занковцы прибегают весьма часто на уроках математики.

Задание 1 (на вычисление). Учащимся предлагается самостоятельно решить примеры: 8 – 6, 7 – 6, 8 – 4, 8 – 5, 7 – 4, 6 – 5, 1 + 7, 2 + 4, 3 + 6, 4 + 5. (Задание не должно вызывать затруднений, но ошибки возможны.)

После устной проверки следует задание 2. На какие группы можно разделить примеры? Ответы самые разные: на суммы и разности (этот ответ "лежит на поверхности", его найдут наименее слабые дети), по одинаковым уменьшаемым, то есть в первую группу войдут: 8 – 6, 8 – 4, 8 – 5, – во вторую: 7 – 6, 7 – 4, – а в третью все остальные (это уже более сложное умозаключение, его сделают не все, но все услышат).

Задание 3. Упорядочить разности, уменьшаемое которых равно 8. Ответы вновь будут разными, некоторые запишут так: 8 – 4, 8 – 5, 8 – 6 (в порядке увеличения вычитаемого), а некоторые по-другому: 8 – 6, 8 – 5, 8 – 4 (в порядке его уменьшения). Но сущность одна.

Задание 4. Продолжить ряд примеров. Большинство продолжат этот ряд только "в одну сторону": 8 – 6 = 2, 8 – 5 = 3, 8 – 4 = 4, 8 – 3 = 5, 8 – 2 = 6, 8 – 1 = 7, 8 – 0 = 8. Но некоторые "достроят" его еще одним примером: 8 – 7 = 1.

Задание 5. Какую закономерность заметили? То, что значение разности увеличивается на единицу, скажут все. Сложнее сформулировать саму закономерность: значение разности увеличивается на единицу с уменьшением вычитаемого на эту же единицу при условии, что уменьшаемое не изменяется.

Как мы заметили, задания варьируются по уровню трудности, которая как бы отражена в самой формулировке заданий, часть которых рассчитана на сильных, а другая – на слабых. Но в результате индивидуального выполнения посильных для всех заданий и коллективного решения наиболее сложных класс придет к открытию и формулировке одной из математических закономерностей.

Таким образом, основными типическими педагогическими свойствами методической системы являются процессуальный характер и вариантность, которые, безусловно, находятся в своеобразных связях с многогранностью и коллизиями системы.

Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова


Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить. В этой системе, правда, может отпугнуть отсутствие отметок. Но специалисты уверяют, что все под контролем: учителя сообщают все нужные рекомендации и пожелания родителям и собирают своего рода портфолио творческих работ учеников. Оно и выполняет роль показателя успеваемости вместо привычного дневника.

В системе Эльконина - Давыдова упор делается не на результат - усвоенные знания, а на способы их постижения. Иначе говоря, ученик может чего-то и не помнить, но должен знать, где и как при необходимости восполнить этот пробел. Другая особенность: дети усваивают не только то, что дважды два четыре, но и почему именно четыре, а не семь, восемь, девять или двенадцать. В классе изучаются принципы построения языка, происхождение и строение числа и т. п. Знания правил, основанные на понимании их причин, безусловно, держатся в голове крепче. И все же нужно ли с самых младых ногтей погружать детей в эти дебри, вопрос, пожалуй, спорный.

Большой упор авторы системы сделали на командной работе и отработке коммуникативных навыков: дети проводят свои мини-исследования в группах по 5 - 7 человек, а затем под руководством учителя обсуждают результаты и приходят к общему выводу. Но было бы несправедливым сказать, что эти же навыки не отрабатываются при обучении по другим упомянутым системам.

Недостаток

Общий недостаток систем Занкова и Эльконина - Давыдова: они не получают достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования. И если вы отдадите предпочтение одной из них, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.

Кроме того, не стоит ставить только систему обучения в начальных классах во главу угла. Не менее важны материальная база школы, продвинутость педагогов и директора, отзывы родителей учеников: насколько, на их взгляд, комфортно детям учиться, дают ли там твердые знания. В любом случае хороший учитель в хорошей школе научит ребенка всему, чему положено, в то время как у плохого никакая самая передовая программа не спасет.

Рассмотрим современную ситуацию, сложившуюся вокруг включения историко – обществоведческих знаний в образовательное пространство начальной школы. До недавнего времени историческое образование начиналось в ос­новной школе с V класса пропедевтическим курсом истории Отечества. Историческая пропедевтика обеспечивала переход от интегративной на­чальной ступени образования к предметной, формировала представления, связанные с основными характеристиками истории, пробуждающими ин­терес к предмету. В начале 90-х г.г., в связи с переходом от линейной к концентрической структуре учебных предметов, Министерство образова­ния РФ рекомендовало перенести историческую пропедевтику из основ­ной школы в начальную.

На изучение обществоведческого курса отводится по одному часу в неделю.

История для младших школьников в том или ином виде входит в число предметов, в учебный план школы, содействуя современному развитию об­разования в России и выдвижению на первый план идеи гуманизации лич­ности, демократизации школ, всестороннего развития личности, гражданст­венности учащихся.

Известно, что условия для формирования нравственных чувств, этики поведения (что составляет базу духовно-ценностной и практической ориен­тации ребёнка) создаются в начальных классах. Начальная школа представ­ляет собой фундамент, на котором основывается обучение и воспитание. Главная идея обучения, которая закладывается на современном этапе, - это всестороннее развитие ребенка. По мнению Л.В. Занкова, в развитии мыш­ления школьников история играет значительную роль, поскольку с ее изу­чением происходит еще большее расширение объема мышления, не только в пространстве, но и во времени, что развивает способность осмысливать прошлое всего человечества, выходящее за пределы личной жизни и жизни окружающих людей. [15]

В.А.Сухомлинский отмечал, что уже младших учащихся необходимо знакомить с широким кругом исторических событий; читать им рассказы о прошлом человечества, тогда в сознании ребёнка формируется первое поня­тие о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии.

Ученые-педагоги – Ш.А. Амонашвили, О.С. Богданова, В.А. Максако­ва, В.И. Петрова - констатируют у младших школьников навыки общест­венного поведения, наличие деятельностного опыта, осмысленное отно­шение к окружающему миру.

Выводы ученых ориентируют учителя начальной школы на создание ус­ловий, обеспечивающих включение учащихся в такие виды деятельности, в ко­торых младший школьник может реализовать возрастные и личностные воз­можности. Практический опыт показывает, что для такой реализации требуется введение учащихся в культурную и гражданскую жизнь социума. Именно пози­тивная контактность с социумом развивает и закрепляет позитивное ценностное отношение ребенка к окружающему миру. Объединение познавательного и культурно - гражданского пространств, в которые включен младший школьник, позволяет ему осмысливать, прочувствовать и принимать позитивные ценности общества.

1) переживание появляется в результате непосредственного прямого и опосредованного восприятия, а также осознания поведения других людей;

2) переживание возникает на основе заинтересованности, затронутости фактами общественной жизни и взаимоотношений между людьми;

4) переживание возникает в результате осуществления человеком по­ступка, который по своему характеру противоречит некоторым чувствам, при­сущим ему (таким, как страх, неуверенность, раздражение и т.д.)

Для того чтобы найти путь к появлению социально-позитивных чувств у детей младшего школьного возраста, подвергающихся нашему воздейст­вию, необходимо, прежде всего, чтобы предлагаемый для ознакомления круг жизненных фактов и событий, нравственных понятий, положений мо­рали и т. д. глубоко эмоционально затрагивал тех, кто его воспринимает. Одним из важных условий успешности воздействия педагога на эмоцио­нальную сферу ребенка служит верный тон, правильная экспрессия, от­четливо выявляющееся отношение учителя к излагаемым фактам.

Рассматривая область чувств человека и характер ее связи с лично­стью, необходимо различать: а) переживание того или иного чувства; б) по­явление у человека устойчивого эмоционального отношения, характеризую­щегося определенным содержанием и проявляющегося в различных пере­живаниях и поступках; в) появление устойчивого эмоционального образо­вания как существенного качества личности, как важного свойства лично­сти человека.

Понятно, что, когда речь идет о формировании ценностного отноше­ния, подразумевается не то, что в какой-то момент однократно появится но­вое переживание, а то, что появившееся переживание явится выражением известного сдвига и эмоциональной сфере человека, выявлением образова­ния нового чувства. Это новое чувство будет проявляться при соответст­вующей жизненной ситуации в повторных и сходных по своему характеру переживаниях, и выражаться в действиях.

Исходя из вышеперечисленных положений, характеризующих психо­лого-педагогические особенности формирования у младших школьников ценностного отношения к окружающему миру, рассмотрим образователь­ный и воспитательный потенциал историко-обществоведческих знаний как источник ценностного отношения.

Е.Е. Вяземский выделяет ряд факторов, которые являются определяю­щими в реализации воспитательного потенциала истории:

- история, способствующая ретроспективному мышлению учащихся, помогает человеку приобрести исторический опыт, без которого трудно объективно оценить социально-экономические, политические и культурные объекты, процессы;

- историческое образование, которое является основой для формирова­ния критического мышления учащихся;

- исторические знания, историческая компетентность, которые являют­ся неотъемлемой частью общей культуры человека, базовым основанием для формирования собственной точки зрения человека по всем актуальным для человечества проблемам прошлого и настоящего.

- демократическое образование и воспитание в духе ценностей демо­кратии, ценности прав человека, базируются на историческом фундаменте, исторических знаниях.

- гражданское воспитание как социально-педагогическое во многом ба­зируется на исторической основе. [5,27]

Важное значение в характеристике освоения младшими школьниками ценностного потенциала историко-обществоведческих знаний приобретает ведущий метод воспитания советской педагогики - воспитание на примере жизни и деятельности выдающихся личностей, используемый в отечественной школе советской эпохи. В.Б. Помялов, подчеркивая актуальность использова­ния данного метода в педагогическом воздействии на становление человека, особенно в младшем школьном возрасте, отмечает, что устареть обращение к положительному примеру как методу воспитания не может, поскольку на нем строится система воспитания и обучения в любой человеческой общности. [20,76]

При разработке и реализации идеи воспитания на основе истории, Степанищев А.Т. обращает внимание на значение в воспитании иллюстрирова­ния героической борьбы, подвигов, талантов российских граждан - приме­ров для подражания; формирования высоких нравственных качеств у уча­щихся; предупреждения эгоизма, проявлений высокомерного отношения к инаковым ценностям и традициям. При внедрении общечеловеческих цен­ностей в сознание учащихся через проекцию историко-обществоведческих знаний, Степанищев А.Т. указывает на необходимость учитывать ряд поло­жений: вычленение и формирование российских ценностей должно стро­иться на той же методологической основе, что и общечеловеческие; выде­ление наиболее распространённых общечеловеческих ценностей и работа с целью их осознанного восприятия учащимися; объяснение, показ реальных условий взаимопроникновения общечеловеческих и российских ценностей на научный, исходя из исторического опыта, основе.[22,65]

Обобщая сказанное, отметим, что, воспитывая учащихся на историческом опыте прошлого, педагог должен использовать ценностный потенциал каждого предъявляемого примера, каждой темы. Исторический и обществоведческий материал позволяет успешно транслировать общественные ценности, выработанные человечеством, расширять представления и понятия о таких ценностях как Права человека, Свобода, Правовое государство, Любовь к Родине, Терпимость, создавать эмоциональные ситуации на урок. Изучение истории своего Отечества является базовым основанием для воспитания патриотизма и формирования у учащихся собственной точки зрения на актуальные проблемы человечества в прошлом и настоящем.

Таким образом, по замыслу авторов, на выходе из начальной школы ученик будет обладать знанием целостной элементарной картины мира и умением познавать этот мир.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (3 КЛАСС - ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ)

Данилов Д.Д., Тырин С.В. [8]

Основные отличия данного учебника:

2) Форма подачи материала в каждом уроке - это диалог главных героев книги (брата и сестры Илюши и Анюты) с неким взрослым (папа, случайный знакомый), который выступает носителем нового знания. Дети - герои книги - попадают в какие-то житейские ситуации, в которых имеющиеся у них представления об обществе и истории вступают в противоречие с новыми фактами. У ребят рождаются вопросы и в ответах на них излагается материал темы.

Допущено Министерством образования и науки РФ.

Данилов Д.Д., Гребенюк Л.И., Кузнецова С.С., Сафиулина Н.Г.

Допущено Министерством образования и науки РФ.

Бердинских В.А., Бердинских М.Л.

Книга для чтения может также использоваться в работе по другим образовательным системам.

Данилов Д.Д., Гребенюк Л.И., Кузнецова С.С., Сафиулина Н.Г.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (4 КЛАСС - ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ)

Допущено Министерством образования и науки РФ.

Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Харитонова Н.В., Кузнецова С.С.

Бердинских В.А., Бердинских М.Л.

Книга для чтения может также использоваться в работе по другим образовательным системам.

Современные методики в преподавании историко – обществоведческих знаний в начальной школе.

Специальные методы и приемы, применяемые на уроке при изучении историко-обществоведческого содержания, способствующие созданию эмоциональной ситуации - необходимый элемент в формировании ценно­стного отношения у младших школьников к изучаемым событиям.

Словесный метод, который успешно может быть реализован посред­ством эвристической беседы, а также приема сюжетного повествования и его нетрадиционных форм - персонификации, драматизации.

Метод дидактической игры (ролевые игры, ассоциации, тренинги)

Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность.

- решение проблемы (правильное или неправильное), его обоснова­ние учащимися, возможная между ними дискуссия;

- подведение итогов, концентрация внимания на правильном решении проблемы.

Задача учителя сконцентрировать внимание учащихся на ценностных аспектах обсуждаемого события или явления, вызвать отношение к про­блеме, вопросу и т.д.

Эффективность беседы будет выше, если учитель использует средст­ва наглядности - учебные пособия, карты, картины, меловые рисунки, ап­пликации. Важно задействовать все каналы восприятия. Внимание и ин­терес к высказываемым учениками мнениям, эмоциональность и мастерство учителя, создают ту атмосферу беседы, которая не только обучает, но и воспитывает отношение к изучаемому объекту.

Фрагмент урока истории в 3-м классе "Император-освободитель" по учебнику Д.Д. Данилова, С.В. Тюрина "Мое Отечество", "Школа–2100"

IV. Совместное “открытие” новых знаний.

Цель: проверить гипотезы с помощью учебника посредством побуждающего диалога.

1. Чтение вслух 1 и 2 абзацев на с. 45.

Вопросы после чтения:- Нашли ли мы ответы на поставленные вопросы?(Да. Императора звали Александр II)

- А на другие вопросы мы можем ответить? Тогда читаем дальше.

2. Чтение про себя 3 абзаца на с. 45

- Ответы на вопросы выделяйте простым карандашом.

Вопросы после чтения:

- Когда правил Александр II ?

(на слайде: Александр II, 1856-1881)

- Почему его прозвали освободителем? (освободил российских крестьян от крепостной зависимости. На слайде: отмена крепостного права)

- Что вы знаете о крепостном праве?

- Когда оно было отменено? (на слайде: 19 февраля 1861 года)

- Как вы думаете, это было важным событием для России? Почему?

(дети высказывают свои мнения)

- Если крепостное право мешало развитию всей России, значит она отставала в своем развитии? От кого? (От Европы)

- Давайте выясним, что говорится о Европе и России второй половины XIX века.

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 71398
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

В одной школе в разных классах могут применяться разные системы. Вне зависимости от системы ученик имеет возможность получить одни и те же знания, предполагаемые государственным стандартом. Задания повышенной трудности, которые ассоциируются только с развивающими системами, есть во всех комплектах, но не являются обязательными для усвоения.

Школа России


Школа России — это тот комплект, по которому мы все учились. И хотя с 2000 года там произошли серьёзные изменения в плане содержания, цели обучения остались прежними.

Начальная школа ХХI

Школа 2100

Система Занкова

Приведем типичный прием обучения, к которым учителя-занковцы прибегают весьма часто на уроках математики.

Задание 1 (на вычисление). Учащимся предлагается самостоятельно решить примеры: 8 – 6, 7 – 6, 8 – 4, 8 – 5, 7 – 4, 6 – 5, 1 + 7, 2 + 4, 3 + 6, 4 + 5. (Задание не должно вызывать затруднений, но ошибки возможны.)

После устной проверки следует задание 2. На какие группы можно разделить примеры? Ответы самые разные: на суммы и разности (этот ответ "лежит на поверхности", его найдут наименее слабые дети), по одинаковым уменьшаемым, то есть в первую группу войдут: 8 – 6, 8 – 4, 8 – 5, – во вторую: 7 – 6, 7 – 4, – а в третью все остальные (это уже более сложное умозаключение, его сделают не все, но все услышат).

Задание 3. Упорядочить разности, уменьшаемое которых равно 8. Ответы вновь будут разными, некоторые запишут так: 8 – 4, 8 – 5, 8 – 6 (в порядке увеличения вычитаемого), а некоторые по-другому: 8 – 6, 8 – 5, 8 – 4 (в порядке его уменьшения). Но сущность одна.

Задание 4. Продолжить ряд примеров. Большинство продолжат этот ряд только "в одну сторону": 8 – 6 = 2, 8 – 5 = 3, 8 – 4 = 4, 8 – 3 = 5, 8 – 2 = 6, 8 – 1 = 7, 8 – 0 = 8. Но некоторые "достроят" его еще одним примером: 8 – 7 = 1.

Задание 5. Какую закономерность заметили? То, что значение разности увеличивается на единицу, скажут все. Сложнее сформулировать саму закономерность: значение разности увеличивается на единицу с уменьшением вычитаемого на эту же единицу при условии, что уменьшаемое не изменяется.

Как мы заметили, задания варьируются по уровню трудности, которая как бы отражена в самой формулировке заданий, часть которых рассчитана на сильных, а другая – на слабых. Но в результате индивидуального выполнения посильных для всех заданий и коллективного решения наиболее сложных класс придет к открытию и формулировке одной из математических закономерностей.

Таким образом, основными типическими педагогическими свойствами методической системы являются процессуальный характер и вариантность, которые, безусловно, находятся в своеобразных связях с многогранностью и коллизиями системы.

Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова


Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить. В этой системе, правда, может отпугнуть отсутствие отметок. Но специалисты уверяют, что все под контролем: учителя сообщают все нужные рекомендации и пожелания родителям и собирают своего рода портфолио творческих работ учеников. Оно и выполняет роль показателя успеваемости вместо привычного дневника.

В системе Эльконина - Давыдова упор делается не на результат - усвоенные знания, а на способы их постижения. Иначе говоря, ученик может чего-то и не помнить, но должен знать, где и как при необходимости восполнить этот пробел. Другая особенность: дети усваивают не только то, что дважды два четыре, но и почему именно четыре, а не семь, восемь, девять или двенадцать. В классе изучаются принципы построения языка, происхождение и строение числа и т. п. Знания правил, основанные на понимании их причин, безусловно, держатся в голове крепче. И все же нужно ли с самых младых ногтей погружать детей в эти дебри, вопрос, пожалуй, спорный.

Большой упор авторы системы сделали на командной работе и отработке коммуникативных навыков: дети проводят свои мини-исследования в группах по 5 - 7 человек, а затем под руководством учителя обсуждают результаты и приходят к общему выводу. Но было бы несправедливым сказать, что эти же навыки не отрабатываются при обучении по другим упомянутым системам.

Недостаток

Общий недостаток систем Занкова и Эльконина - Давыдова: они не получают достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования. И если вы отдадите предпочтение одной из них, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.

Кроме того, не стоит ставить только систему обучения в начальных классах во главу угла. Не менее важны материальная база школы, продвинутость педагогов и директора, отзывы родителей учеников: насколько, на их взгляд, комфортно детям учиться, дают ли там твердые знания. В любом случае хороший учитель в хорошей школе научит ребенка всему, чему положено, в то время как у плохого никакая самая передовая программа не спасет.

- Ни за что бы не отдала туда своего сына! Это же эксперимент над детской психикой! - возражает другая.

В чем же заключается истина?

Школьные методики преподавания

Что такое авторские методики и откуда они берутся?

В наши дни с авторскими методиками вы столкнетесь практически в любой школе. Это могут быть и разработки по конкретному предмету, и обширные образовательные программы, отечественный опыт и заимствования из-за рубежа. Самый простой пример: в московских школах используется как минимум шесть учебников только по одной математике: Петерсон и Моро (традиционалисты), Виленкин, Истомина, Аргинская (занковец), Гейдман (самый сложный). Школа не только имеет право выбрать учебник или дидактическое пособие. Сами педагоги зачастую пишут дополнительные курсы, разрабатывают методики преподавания. В своем творчестве все они обязательно придерживаются государственных стандартов образования. Это значит, что независимо от того по какому методу ведется преподавание, на выходе результат должен быть не ниже установленного.

"Подавляющее большинство педагогов понимают, что обучение и воспитание детей в корне отлично, скажем, от производства мебели. Неудобный стул можно выбросить или починить, а поломанную судьбу не восстановишь. Поэтому, прежде чем ввести в обиход новый метод, учителя самым тщательным образом просчитывают возможный негативный результат и стараются его избежать". Войцеховская Марина Моисеевна, заслуженный учитель РФ, директор средней школы № 1201 г. Москвы.

Зачем они нужны?

Традиционная методика преподавания подстраивается под естественное развитие ребенка. Однако что считать естественным? Один в пятом классе пишет неплохие стихи, а другой и к десятому способен накропать лишь что-нибудь вроде "Аццкий сотона". Можно, конечно, обвинить во всем самого невежду: мол, уродился тупым и ленивым, но вряд ли это будет правильно. Слишком много факторов влияют на каждого ребенка. Осваивая новые методики, учителя стремятся нивелировать отрицательные воздействия и усилить положительные с тем, чтобы каждый из учеников достиг своего максимума. Подобные идеи не новы, они встречаются в работах Г.С. Ушинского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова.

Отечественные разработки для начальной школы

Лидируют две: методика Занкова и система Эльконина-Давыдова. Они были разработаны примерно в одно и то же время - 60-е годы. Несмотря на их различие (один придерживался дидактики, другие категорически ее отрицали), общим является то, что педагоги стремились отойти от приевшейся зубрежки, развить личностное начало учеников, увидеть их индивидуальность. Учителя-новаторы не просто твердили засыпающим от скуки ученикам разнообразные правила, а пытались заставить их думать самих, по-настоящему понимать параграфы учебника.

В.А. Львовский, зам. директора по научной работе школы № 91, где родилась и применяется методика Эльконина-Давыдова, делит все человеческие знания на две категории: эмпирические (от перемены мест слагаемых сумма не меняется) и теоретические (а почему не меняется?). Первое можно передать путем озвучивания и заучивания, второе нужно понять. Если слушание и запоминание, это процесс пассивный, то, чтобы проанализировать и понять что-либо, нужна активная деятельность детей. Тут наилучшие результаты приносит восприятие класса не как двадцати пяти изолированных друг от друга личностей, а как единого коллектива. Центральным пунктом педагогики становится организация общеклассной дискуссии и разных видов групповых взаимодействий.

Приверженцы этого метода считают, что для того чтобы развивать детей, надо давать им не те задания, которые они могут сделать сегодня (привычный принцип доступности), а те задания, которые сегодня они могут сделать только вместе (в совместном поиске), чтобы завтра они могли это делать сами, индивидуально. Иными словами, детей не одаривают готовыми знаниями, а учат принципам их получения.

Перекликается с этим изложенный в дидактической системе Л.В. Занкова принцип преподавания "на высоком уровне сложности", чтобы ученик напрягался, преодолевал препятствия, постигая материал. Этим Занков стремился вызвать активность учеников. Материал дается как постепенный переход от конкретных, хорошо известных фактов к обобщениям, от простейших обобщений к более сложным. Так происходит систематизация знаний, имеющая сложную структуру.

Степень трудности регулируется соблюдением меры трудности. Учителем предлагается только тот учебный материал, который может быть осмыслен школьниками. Если не соблюдать меры трудности, ребенок, не будучи в состоянии разобраться в предлагаемом материале, поневоле пойдет по пути механического запоминания. Тогда высокий уровень трудности из положительного фактора превратится в отрицательный.

Проблема подготовки учителей

Обе эти системы с успехом используются в государственных и частных школах. Но очень часто от метода остается одно название. Не верьте, если на собеседовании вам скажут что-нибудь вроде "прошлым летом наши учителя побывали на методической конференции, и теперь мы все как один - крупные специалисты в. (название рекомендуемой методики)". Так быстро умение не приобретают!

Чаще всего методики представлены не в чистом виде, а лишь отдельными компонентами. Увы, нередки и искажения. Так занковский принцип "высокой меры трудности" на деле часто оборачивается банальной перегрузкой.

Поддержкой системы Эльконина-Давыдова занимается Открытый Институт Развивающего Образования, кафедра занковцев функционирует при Московском Институте Открытого Образования.

"Проблема состоит в том, что большинству педагогов приходится начинать даже не с нуля, а с преодоления мощного иного опыта. Администрация школы, а лучше сами родители, должны мотивировать учителя на изменения, затем начать замещать традиционный опыт новым. Вторая существенная трудность состоит в том, что учить развивающему обучению традиционными способами - лекциями, семинарами - абсолютно бессмысленно. Нужно живое общение, участие в уроках, стажировки, тренинги". В.А.Львовский, зам. директора по научной работе средней школы № 91 г.Москвы.

Новое: инновационные поля

Время не остановилось. В наше время творческих личностей в педагогике не меньше, чем сорок лет назад. Школы, активно работающие в этой области, носят название экспериментальных площадок, а их объединение по территориальным округам или областям знаний называется инновационным полем.

Статус экспериментальной площадки не только положительно характеризует школу, но и дает ей некоторые преимущества: дополнительные ставки и средства. К учебному плану выделяются еще 180 часов, оплачиваемые из бюджета. Их используют для послеурочной работы с неуспевающими и, наоборот, с одаренными учениками. Обычно эту методическую работу проводят завучи школ.

Преподавание в школе

В чем же состоят эксперименты?

Не бойтесь этого слова. Как правило, они совершенно безобидны и нетравматичны. Вот пример: в школе № 1201 было выявлено отставание учеников по естественно-научным предметам. Администрация провела "исследование познавательных мотиваций учащихся", а попросту говоря - опрос. На первое место вышла личность учителя, на втором оказалось чувство долга, на третьем - любопытство и любознательность, то есть внутренняя, самая сильная, мотивация, заинтересованность самого ученика.

Чтобы усилить ее, было решено сделать, в качестве эксперимента (!), упор на то, что детям интересно - на лабораторные и практические работы. Результаты поразили самих учителей. Спустя некоторое время на независимой аттестации, проведенной Департаментом образования, с заданием справились 100 процентов учеников, причем около 80 процентов - на четыре и пять.

Конечно, это только начало, и еще не методика. Чтобы она стала такой на эту тему должно быть написано несколько серьезных диссертаций.

Что такое профильное обучение?

Другим распространенным экспериментом считается так называемое профильное, личностно-ориентированное образование. На практике это значит, что детей разбивают на потоки: языковой, гуманитарный, математический, социально-экономический, естественнонаучный. Таким образом, каждый сможет сделать упор именно на те предметы, которые интересны лично ему, а, в конечном итоге, на специальность, которую он впоследствии намерен избрать.

"Дети могут быть умнее, а могут быть глупее. Одним больше нравятся предметы гуманитарного цикла, другим - технического. Но если наличествует определенный интеллектуальный потенциал, то на "четыре" вытянуть ребенка можно всегда. Этот потенциал нарабатывается в семье. Как? Очень просто: почаще водите своего сына или дочь в театры, кино музеи. Читайте с ними книжки. Это развивает мозг, а, следовательно, интеллект. Не нужно переваливать все на школу". Войцеховская М.М.. директор средней школы №1201 г. Москвы

Информационные технологии в образовании

Еще одним экспериментом является все большее внедрение информационных технологий. Они подразумевают хорошую компьютерную оснащенность школы, а как следствие, более присущи негосударственным учебным заведениям. (Промо-М, Приоритет и др.), из государственных - школа № 166.

О пользе компьютерной грамотности говорить излишне, но оказывается, по мнению психологов (и учителя это знают!) ее наработка обязательно должна сопровождаться развитием устной речи. Только тогда личность формируется гармонично.

На что еще стоит обратить внимание, выбирая школу?

Методики должны коррелировать друг с другом. Так, например, в школе № 1201 был случай, когда учебник по биологии под ред. Калимова не стыковался с учебником по химии. Одну и ту же тему - "Белки" - дети проходили дважды с разрывом в год.

Тем более нехороши методики, если они сильно расходятся со стандартной школьной программой. При переходе в другую школу (а от этого никто не застрахован) возникнут проблемы.

Кроме того, нужно помнить, что все разработки в обязательном порядке должны пройти утверждение в учебно-методических центрах, а наиболее масштабные - в Департаменте образования. По неутвержденной методике ни одна школа (включая негосударственные) преподавание вести права не имеет!

Последнее служит достаточной гарантией, чтобы не бояться новаций. Напротив, если школа их избегает, это не слишком хорошо характеризует данное учебное заведение, говорит о пассивности администрации или о том, что в коллективе нет ярких, творческих, инициативных людей.

Читайте также: