Методика наблюдение в свободной деятельности в доу

Обновлено: 05.07.2024

1 балл - ребенок иногда смотрит в глаза сверстнику, эпизодически выражает свое эмоциональное состояние (улыбается, сердится), мимика преимущественно спокойная, не заражается эмоциями от сверстника, если и использует жесты, то не для выражения собственных эмоций, а в ответ на обращения сверстника;

2 балла - ребенок часто смотрит на сверстника, его действия, адресованные сверстнику эмоционально окрашены, ведет себя очень раскованно, заражает сверстника своими действиям (дети вместе прыгают, визжат, кривляются), мимика оживленная, яркая, очень эмоционально выражает и отрицательные эмоции, постоянно привлекает к себе внимание сверстника.

Активная речь

1 балл - лепет;

2 балла - автономная речь;

3 балла - отдельные слова;

4 балла - фразы.

Результаты диагностических исследований заносятся в специальные протоколы.

Для оценки степени развития общения со сверстниками используются три уровня: низкий (3 балла), средний (2 балла) и высокий (1 балл).

Низкий уровень общения характеризуется слабой выраженностью всех параметров. Уровень развития общения оценивается как средний, если большинство показателей всех параметров имеют средние значения. Если выраженность разных показателей существенно различается. Ребенок обладает высоким уровнем общения, если по большинству из параметров в каждой пробе, он получил высшие баллы. Допускаются средние баллы по параметрам: активная речь и просоциальные действия.

Протокол регистрации параметров общения со сверстником

Имя, фамилия ребёнка _________________________________ Возраст ___________________

Ситуации: Параметры общения:

Интерес

Инициативность

Чувствительность

Просоциальные действия

Средства общения:

Экспрессивно-мимические

Активная речь

ПРОТОКОЛ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Имя, фамилия, пол ребенка ___________________________________________________

Дата рождения, точный возраст на момент диагностики ___________________________

№ п/п Показатели поведения Количество баллов
I Порядок выбора ситуации: игры-занятия чтение книги беседа на личностные темы
II Основной объект внимания в первые минуты опыта: игрушки книги взрослый
III Характер активности по отношению к объекту внимания: не смотрит беглый взгляд приближение прикосновение речевые высказывания
IV Уровень комфортности во время эксперимента: напряжен, скован озабочен смущен спокоен раскован весел
V 1. 2. 3. 4. Анализ речевых высказываний детей: По форме: ситуативные внеситуативные По теме: несоциальные (животные, игрушки, бытовые вещи, предметы и т.д.) социальные (я, другие дети, экспериментатор, родители и т.д.) По функции: просьбы о помощи вопросы высказывания По содержанию: констатирующие высказывания высказывания о принадлежности оценка мнения
VI Продолжительность деятельности: минимальная - до 3 мин средняя - до 5 мин максимальная - до 10 мин и более
ИТОГО:

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ФОРМ ОБЩЕНИЯ (по М. И. Лисиной)

Определение ведущей формы общения ребенка со взрос­лыми.

Для использования методики М.И.Лисиной по диагностике форм общения необходимо познакомиться с предлагаемой автором классификацией форм общения и их основных параметров дошкольном возрасте, которая представлена в таблице.

Цель методики: определение ведущей формы общения ребенка со взрос­лыми.

Проведение обследования. Диагностика форм общения про­водится следующим образом. Педагог приводит ребенка в ком­нату, где на столе разложены игрушки и книжки, и спраши­вает, что бы он хотел: поиграть с игрушками (I ситуация); почитать книжку (II ситуация) или поговорить (III ситуация). Затем педагог организует ту деятельность, которую предпочел ребенок. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся типов деятельности. Если ребенок не может самостоятельно сделать выбор, педагог предлагает последователь­но поиграть, потом почитать, а затем поговорить. Каждая си­туация длится не более 15 мин.

Во время обследования при выборе каждой новой ситуации педагог заполняет на ребенка отдельный индивидуальный лист протокола. Таким образом, в каждом обследования будет заполнено три протокола — на каждую ситуацию.

В случае, если ребенок вновь и вновь выбирает, например, игровую ситуацию, не проявляя интереса к познавательному и личностному общению (это отмечается в протоколе, см. графы 2, 3, 4), взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение двум оставшимся ситуациям общения (отмечается в графах 5—10 протокола).

В протоколах фиксируются 6 показателей поведения детей:

- порядок выбора ситуаций;

- основной объект внимания в первые минуты опыта;

- характер активности по отношению к объекту внимания; I

- уровень комфортности во время эксперимента;

- анализ речевых высказываний детей;

- желательная для ребенка продолжительность деятельности.

Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций:

1-я ситуация (совместная игра) — ситуативно-деловое обще­ние;

2-я ситуация (чтение книг) — внеситуативно-познавательное общение;

3-я ситуация (беседа) — внеситуативно-личностное обще­ние.

Обработка результатов

При определении ведущей формы общения у детей показатели их действий оцениваются в баллах. Особое внимание уделяете тематике и содержанию речевых высказываний. Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способности ребенка к внеситуативно-личностному общению со взрослыми.

Методика включает три си­туации общения ребёнка со взрослым. Каждая из ситуаций пред­ставляет собой модель определённой формы общения. На основе сопоставления показателей поведения ребёнка в каждой из них де­лается заключение о предпочтении той или иной формы и об уровне развития общения в целом.

Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.

В предлагаемой М. И. Лисиной методике исследуются три формы общения за исключением ситуативно-личностной, так как она проявляется лишь у детей раннего возраста (до 6 месяцев).

1. Ситуативно-деловая (СД) форма общения.Для ее изучения была организована игра с моим участием. Я предвари­тельно рассказала, в чем состоит игра, как пользоваться иг­рушками. Затем ребенок разворачивает свою деятельность. Я наблюдала, оказывала при необходимости помощь: отвечала на вопросы, откликалась на предложения ребенка. Здесь общение протекает на фоне практических действий с игрушками.

2. Внеситуативно-познавательная (ВП) форма общения. С целью изучения этой формы общения было проведено чтение, обсуждение книг. Книги были подобраны соответственно возрасту детей и имели познавательный характер (о зверях, машинах. ).

Я читала книжку, объясняла, что нарисовано на картинках, дала возможность ребенку сообщить о своих знаниях в соответствующей области, подробно отвечала на вопросы ребенка. Тему беседы и конкретную книжку ребенок выбрал сам из ряда предложенных.

3. Внеситуативно-личностная (ВЛ) форма общения. С детьми была проведена беседа на личностные темы. Я задавала вопросы ребенку о его семье, друзьях, отношениях в группе. Я рассказала о себе, о поступках разных людей, оценила свои достоинства и недостатки, старалась быть равноправ­ным и активным участником беседы.

Цель: выявить особенности взаимодействия ребёнка в системе ребёнок – ребёнок.

Показатели наблюдения: - инициативность;

- чувствительность к воздействиям сверстника;

-преобладающий эмоциональный фон.

Протокол наблюдения.

Объект наблюдения: _______________________________(Ф. И. дошкольника)

Пол _______________Возраст __________

Условия наблюдения:____________________________________ Дата наблюдения:____________

  1. легко вступает в контакты со сверстниками;
  1. активно взаимодействует со сверстниками;
  1. сам организует игры со сверстниками;
  1. сам придумывает игры;
  1. своими действиями побуждает других детей действовать.
  1. откликается на предложение сверстников;
  1. согласовывает собственные действия с действиями сверстников;
  1. замечает пожелание других;
  1. определяет настроение сверстников
  • позитивные эмоции
  • негативные
  • нейтральные
  • нейтрально - деловые

Определите уровень развития общения со сверстниками.

Высокий (достаточный) уровень - лидер в коллективе, конфликты отсутствуют,

либо редки, низкая избирательность, круг общения достаточно широкий, часто вступает в

контакт по собственной инициативе, интенсивность контактов высокая, может долго

общаться со сверстником.

Средний (приближенный к достаточному) уровень - предпочитаемый, имеются

конфликты с другими детьми, которые иногда разрешаются с помощью воспитателя,

избирательность средняя (общается с большинством детей группы, но с некоторыми

детьми контакты устанавливает не самостоятельно, а с помощью воспитателя), круг

общения достаточный, но иногда вступает в контакт по инициативе воспитателя, частота

вступления в контакт средняя (иногда с помощью воспитателя), средняя интенсивность

контактов (не всегда эмоционально насыщенны), длительное общение наблюдается в

игровой деятельности, особенно с лидерами, с новыми детьми наблюдаются

Низкий (недостаточный) уровень - непредпочитаемый или изолированный,

наблюдаются частые конфликты с другими детьми, не умеет их разрешить

самостоятельно и прибегает к помощи воспитателя, избирателен в общении, круг общения

узкий (1-2 ребенка), редко самостоятельно вступает в контакты с детьми, ждет помощи от

воспитателя, интенсивность низкая (не выражена или слабо выражена), длительность

общения снижена (кратковременные контакты).

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.01)

"Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать".

ФГОС ДО одним из важных направлений развития дошкольников определяет познавательное развитие (п. 2.6. ФГОС ДО).

Задачи познавательного развития направлены на :

- развитие интересов детей, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представление о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах окружающего мира, об особенностях природы.

Развитию познавательного интереса способствует такая организация деятельности, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Таким видом деятельности ребенка является наблюдение, так как это сложный вид деятельности, включающий различные сенсорные, психические, мыслительные процессы, опирающийся на эмоциональные и волевые стороны личности ребенка. Именно наблюдение является эффективным методом ознакомления детей с окружающим миром, но иногда взрослые предоставляют ребенку готовую информацию, факты, сведения о тех или иных явлениях, заменяя непосредственные наблюдения рассматриванием картин, иллюстраций, просмотром телепередач и т. д.

Таким образом, наблюдение – это специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка дошкольного возраста.

Целью наблюдения может быть формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных, сезонных явлений.

Метод наблюдения в познавательно – исследовательской деятельности детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с возрастными особенностями детей.

Наблюдение являются эффективным средством развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Через него ребенок удовлетворяет потребность в познании окружающего мира.

Структура и содержание наблюдения.

Каждое наблюдение состоит из трех структурных компонентов, функции которых различны.

1)Начало наблюдения.

Задача данного этапа – концентрация внимания детей.

В конце данной части воспитатель ставит цель нового наблюдения.

Задача данного этапа - обеспечить детям самостоятельное получение сенсорной информации, реализацию задуманного содержания наблюдения.

Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать длительными пояснениями или рассказом.

3)Завершение наблюдения.

Задача данного этапа - подведение итога наблюдения, обобщение полученных знаний.

Завершающий этап должен быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении.

Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируются представления, воспитывается заботливое отношение к объектам природы.

Классификация наблюдений :

- по продолжительности наблюдения могут быть : кратковременные (в течение нескольких минут - за снежинкой на ладони; за инеем, за поведением птиц у кормушки; в морозный день послушать скрип снега; полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду; за таянием сосулек; за весенней грозой) и длительные (от нескольких дней до нескольких месяцев - за поведением рыб в аквариуме; за снегом; за пробуждением и ростом растений; за почками на деревьях; за изменением окраски листьев; за одуванчиком).

- по форме организации детей наблюдения бываю индивидуальные, подгрупповые и фронтальные;

-по степени активности детей : по инициативе воспитателя и по инициативе детей;

- по этапам усвоения знаний: первичные, повторные, сравнительные, итоговые.

- по характеру познавательных задач : распознающие и воссоздающие.

Распознающие наблюдения - это наблюдения для формирования у детей представлений о разнообразии растений, животных, объектов неживой природы, представлений детей о свойствах и качествах предметов и объектов природы (величина, форма и т. д., а также о связях наблюдаемых объектов с другими. Воссоздающие – это восстановление картины целого по отдельным признакам.

Виды наблюдений.

1) Наблюдения за окружающим (неживыми предметами).

2) Наблюдения за живой природой (цветы, деревья. кустарники).

3) Наблюдения за транспортом (младшая, средняя группа – на территории д/с, старшая, подготовительная группа – экскурсия).

4) Наблюдения за живым объектом.

5) Наблюдения за трудом взрослых (младшая, средняя группа – на территории д/с, старшая, подготовительная – экскурсии).

Требования к организации наблюдения.

При организации наблюдения педагог задает вопросы, направляющие внимание ребенка к наиболее характерным особенностям внешнего вида и поведения наблюдаемого объекта. При этом не следует отвлекать внимание детей вопросами, которые непосредственно не связаны с наблюдением. Во время наблюдения все внимание детей должно быть сосредоточено на объекте. Этот вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется ежедневно. В старших группах, где особенно широкая программа ознакомления с общественно – бытовыми явлениями, можно планировать и по два наблюдения, одно из которых будет частью комплексного занятия и займет 10 – 15 минут. Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными отрезками: зима, весна, лето, осень. Наблюдения проводятся на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на участке, в уголке природы. Тематика наблюдений в разных возрастных группах различна. Так, например, в первой младшей группе интересны наблюдения - "капельки дождя за окном", в старшей группе - "птичья столовая" и т. д. У педагогов возрастных групп детского сада имеется своеобразная "копилка" - картотека наблюдений, в которой содержатся цель, задачи, наблюдаемый объект, его характеристики, художественное слово, вопросы к детям.

Каждый вид наблюдений требует руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений :

1) Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно.

2) Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг представлений.

3) В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь.

4) Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей.

5) Наблюдение должно возбудить интерес детей к окружающему, желание как можно больше узнать.

6) Представления, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы (рассказ воспитателя, чтение книги, рисование, лепка, беседы и т. д.).

7) В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.

Запомнить происходящее с объектом изменения детям помогают рисунки, модели, гербарии, которые показывают во время каждого эпизодического наблюдения.

1) Устанавливать факты;

2) Формировать связи между частями объекта;

3) Накапливать представления у детей;

4) Проводить сопоставления;

5) Делать выводы и устанавливать связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

В процессе наблюдений дети учатся : видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически. У детей формируются такие социально – нормативные возрастные характеристики, как:

- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др. ;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.


С давних времен люди обращались к наблюдению, как одному из важнейших источников информации, непосредственно воспринимающего и прямо регистрирующего все факты об объекте с точки зрения целей.

Наблюдение — процесс сбора точной и объективной информации, результаты которого регистрируются наблюдателем. Оно носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают, и отличается конкретностью объекта и предмета наблюдения, наличием специальных приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов.

Наблюдение является надежным методом, оно не требует специального оборудования и исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку ребенка.

К достоинствам метода наблюдения относятся:

– наблюдение реального педагогического процесса, происходящего в динамике;

– регистрация событий в момент их протекания;

– независимость наблюдателя от мнений испытуемых.

Однако, есть и слабые стороны:

– недоступность некоторых сторон наблюдаемого объекта (мотивы, состояние, мыслительная деятельность);

– ограниченность объема наблюдений для одного исследователя;

Существует несколько классификаций метода наблюдения.

В зависимости от условий и целей проводят

Систематическое наблюдение — тип наблюдения, осуществляемый по заранее разработанному плану изучения объекта в течение определенного времени. В детском саду такой вид наблюдения используется в период адаптации ребенка. Наблюдая за ребенком, педагоги должны иметь четкие представления о нормальных показателях развития детей.

Несистематическое наблюдение — тип наблюдения, при котором важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. (Особенности ребенка в определенной ситуации, например боязнь клоуна…)

В зависимости от объекта наблюдение может быть выборочным или сплошным, когда наблюдаются соответственно отдельные дети или вся группа (сплошь).

В зависимости от предмета наблюдения сплошные наблюдения охватывают одновременно многие стороны поведения ребенка. Его задача — описать общую картину поведения (характеристика на ребенка).

Выборочные наблюдения фиксируют какую-либо одну сторону поведения, определяемую заранее. Например, проявление эмоций у ребенка, волевых усилий и т. д.

По степени включенности наблюдателя: скрытое (стороннее) наблюдение осуществляется лицом, не участвующим непосредственно в педагогическом процессе. С помощью такого наблюдения можно определить модель общения ребенка с родителями.

Включенное — осуществляется тем, кто принимает активное участие в нем (самим воспитателем в процессе совместной деятельности).

По продолжительности наблюдение может быть: одноразовое (срезовое), проводится единовременно. С помощью подобного наблюдения педагог обычно сравнивает поведение разных детей (мальчиков и девочек, детей разного возраста и пр.) в одних и тех же ситуациях.

Длительное наблюдение продолжается долгое время (несколько лет) и осуществляется за одними и теми же детьми. При этом педагог сравнивает разные этапы в развитии одного ребенка.

Наблюдая за ребенком, можно составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей его развития.

Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется в совместной деятельности, в игре, в свободной деятельности. Изучение естественного поведения — одно из достоинств метода наблюдения.

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Но как убедиться в том, что планируемые виды деятельности удовлетворяют запросы детей и стимулируют их развитие? Как увидеть и оценить достижения каждого ребенка и группы в целом? Как зафиксировать моменты поведения, которые вызывают озабоченность? Как индивидуализировать виды деятельности, чтобы они соответствовали различным уровням развития детей?

На наш взгляд, ответ на эти вопросы можно получить в ходе целенаправленного наблюдения за детьми со стороны педагога с целью оценки развития детей, его динамики.Такая оценка может производиться педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках педагогического мониторинга.

Задача сегодняшнего дня — более полно воплотить в дошкольной образовательной практике индивидуализацию образования. Для этого нужно в качестве цели иметь не конкретный объем знаний и умений, а показатели развития, дать каждому ребенку возможность проявить свои способности, интересы и потребности и вести образовательный процесс в согласии с ними и в опоре на них.

Поэтому необходимо наблюдать за детьми и анализировать данные о каждом ребенке, чтобы оказывать адекватную поддержку.

Наблюдение является незаменимым методом при первичной ориентировке в реальности. Поскольку этот метод по сути своей направлен на изучение индивидуального, он дает преимущественно качественные характеристики изучаемого явления. Наблюдение позволяет описать конкретную картинку проявлений развития, предоставляет много живых, интересных факторов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. Поэтому данный метод является исходным и основным в образовательном мониторинге.

Организация педагогического наблюдения имеет свои особенности, предполагает наличие у педагога хорошего уровня подготовленности. Для успешной практической работы важно знание закономерностей психического развития детей, формальных нормативных характеристик. Несмотря на различия в темпах развития, своеобразие их психологических качеств, педагогу необходимо представлять в общем виде норму, что позволит своевременно устранять перекосы в развитии (Т. Н. Доронова), осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, целенаправленно руководить группой детей.

Кроме этого, осуществление наблюдения потребует от воспитателя умения четко планировать свою педагогическую деятельность, вести соответствующие записи, координировать свою работу с работой коллег и родителей.

Наблюдение должно быть целенаправленным, осмысленным и систематическим, а не стихийным и эпизодическим моментом в работе воспитателя. При этом наблюдение не должно становиться самоцелью.

Задачей педагога является наблюдение за каждым ребенком и группой в целом. Составив четкое представление о своих воспитанниках, он сможет планировать индивидуальную работу с каждым из них и отслеживать ее эффективность в процессе последующих наблюдений.

Содержание наблюдения зависит от многих обстоятельств и, главным образом, от существа и особенностей изучаемой проблемы, от конечной цели и задач наблюдения, от условий, в которых находятся ребенок и педагог, от опыта и других личных качеств ведущего наблюдение, а так же от количества участников наблюдения.

Когда учтены все перечисленные обстоятельства, целесообразно спроектировать наблюдение (первый этап — проектировочный).Определитьцель наблюдения, объекты и содержание (предмет) наблюдения, ситуацию наблюдения (примерную продолжительность и время проведения наблюдений), способ фиксации результатов. Программа наблюдения должна включать в себя примерный перечень признаков (аспектов) наблюдаемого — формальные нормативные характеристики детей.

Например: С целью оценки динамики развития Ивановой Маши педагог планирует понаблюдать за проявлением инициативности и самостоятельности ребенка. В ходе наблюдения педагог обратит внимание на способность ребенка выбирать занятие, участников совместной деятельности, умение договариваться с ними. А так же, удаётся ли Маше воплощать свой замысел и видеть результат своей деятельности.

Схема наблюдения может быть следующей:

Цель наблюдения

Объект наблюдения

Содержание наблюдения

Программа наблюдения

Ситуация наблюдения

Способ фиксации результатов

время

место

Оценка динамики развития

Проявление инициативности и самостоятельности

1. способность выбирать занятие, 2. участников совместной деятельности; 3. умение договариваться;

4. умение воплощать свой замысел

5. умение видеть результат своей деятельности

индивидуальная карточка ребенка

Далее последует второй этап — практический. Проведение наблюдения и фиксация его результатов.

Третий этап — аналитический. Во время которого, педагог проведет анализ полученных фактов.

Четвертый этап — интерпретация данных. Интерпретация воспитателем полученных фактов — основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития.

Пятый этап — целеобразовательный. Он предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом.

Описание: алгоритмы.jpg

Прежде чем проводить наблюдение необходимо решить, для чего вы будете это делать, т. е. необходимо четко сформулировать цель и задачи наблюдения. Определение тематики наблюдения поможет воспитателю увидеть то, что в иных условиях осталось бы незамеченным.

Чем уже и точнее цели, тем легче регистрировать результаты и делать достоверные заключения.

Наблюдение всегда применяется для решения определенной педагогической задачи, касающейся одного ребенка или группы детей, поэтому определите объект наблюдения (состав). Это необходимо сделать, так как наблюдать за всеми детьми группы практически невозможно.

Выберите ситуацию наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью. Активное или пассивное наблюдение за ребенком может быть организовано в совместной деятельности, в игре, в самостоятельной деятельности, в группе детского сада или на площадке для прогулки, в совместной деятельности с родителями, т. е. в естественной для ребенка ситуации.

Для того чтобы информация была достоверной, убедитесь, что ребенок/дети в момент наблюдения чувствуют себя свободно и находятся в привычной обстановке. Дети не должны знать, что за ними наблюдают.

Необходима регистрация результатов наблюдений. Выберите способ фиксации результатов. Его выбор будет зависеть от цели наблюдения.

Цель наблюдения

Способ фиксации данных

Фиксация ключевых событий и важных видов поведения.

Отслеживание прогресса, в овладении умениями и навыками.

Ведение карт наблюдений, журналов, дневников

Определение частоты проявления тех или иных видов поведения.

Подсчет частоты или продолжительности событий

Определение степени проявления тех или иных умений.

Регистрировать информацию можно любым удобным способом:

– Индивидуальные карточки для каждого ребенка

Дляежедневных наблюдений можно использовать карточки, в которые заносятся характерные эпизоды из жизни ребенка или группы детей. При этом следует отмечать не только негативные проявления, но и достижения детей.

Карточки могут не иметь тематической направленности и содержать ситуативные неструктурированные наблюдения.

Эти карточки можно использовать для заполнения тематических карт наблюдения. С этой целью на карточке ставится дата.

Вместо карточек можно использовать тетради, куда воспитатель каждый день вносит свои наблюдения.

Тематические карты-схемы используются для наблюдения за развитием ребенка. Эти карты должны содержать информацию, отражающую существенные изменения в разных сферах развития ребенка.

Главной задачей наблюдения является выявление особенностей продвижения ребенка по основным направлениям развития. Карту наблюдения можно заполнять не ежедневно, а с большим временным интервалом, например, один раз в месяц. Частота заполнения схем зависит от состояния и поведения ребенка. Если возникают какие-то проблемы, следует вернуться к более частым записям.

Для того чтобы проследить за динамикой развития той или иной деятельности ребенка, педагог должен выделить для наблюдения ее существенные показатели и этапы становления.

Описание диагностируемого качества нужно взять из научной и методической литературы, или образовательной программы. При этом характеристика должна отражать то, что уже может быть достигнуто ребенком.

Чтобы отслеживать все области развития каждого ребенка, необходимо использовать разные ситуации в течение дня. В карту развития педагог должен заносить данные, которые накапливаются у него в течение ежедневных наблюдений за неделю или месяц. В карту не следует заносить наблюдения, накопленные за один-два дня, так как достоверный вывод о развитии ребенка можно сделать лишь на основании повторяющихся особенностей поведения ребенка в разных ситуациях.

Заполнив карту наблюдения, воспитатель получает целостное представление о развитии ребенка на данном возрастном этапе, о его достижениях и недостатках. На основании этой карты он может строить педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

С целью получения общей характеристики группы и индивидуальных особенностей каждого ребенка можно составить индивидуально-групповую карту развития.

Ведение таких карт нацеливает педагогов на умение систематизировать свои наблюдения, видеть группу в целом и индивидуальные особенности каждого ребенка. Сравнение карт, заполненных в разные периоды времени, позволяет выявить динамику развития группы в целом и отдельных детей, а также оценить качество работы педагогов.

Подобная карта даёт основу для систематического сбора данных методом наблюдения относительно развития ребёнка и группы в целом в различных областях.

Карта определяет и структурирует конкретные виды поведения, подлежащие наблюдению, обеспечивает информацию о том, что ребёнок может и чего не может в каждой из областей развития.

Так же, карты наблюдения могут обеспечить сбор сведений о том, какие центры активности дети выбирают, и какие материалы наиболее часто используют. Воспитатели могут использовать эту информацию при постановке целей и планировании педагогических действий, направленных на продвижение ребёнка.

Начиная со старшей группы, можно привлекать к анализу и самих воспитанников.Вэтом случае воспитатели привлекательно для детей оформляют карту для каждого центра, размещают ее в уголке, например изобразительной деятельности и предлагают ребятам самостоятельно делать пометку в своей графе, в том случае, если их деятельность разворачивается в данном центре.

Основные термины (генерируются автоматически): наблюдение, ребенок, совместная деятельность, дошкольное образование, педагог, развитие ребенка, вид поведения, группа детей, детский сад, карт наблюдения.

Похожие статьи

Особенности метода наблюдения за психологическим состоянием.

наблюдение, ребенок, совместная деятельность, дошкольное образование, педагог, развитие ребенка, карт наблюдения, детский сад, группа детей, вид поведения.

Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками.

Два последних вида наблюдения ввиду их сложности используют в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В ходе этих наблюдений развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения.

Индивидуальные образовательные маршруты в педагогической.

наблюдение, ребенок, совместная деятельность, дошкольное образование, педагог, развитие ребенка, карт наблюдения, детский сад, группа детей, вид поведения. Похожие статьи.

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт.

Консультационный пункт как форма сопровождения детей, не посещающих детский сад.

Рубрика: Педагогика детей раннего возраста.

Рыбаченко А. Б., Барба М. Ф., Харсекина Е. В. Особенности раннего развития ребенка.

Организация исследовательской деятельности детей.

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность, экспериментальная деятельность, поступок людей, детское творчество, дошкольное.

Планирование воспитательно-образовательной деятельности.

детский сад, игра, молодой педагог, вид деятельности, ребенок, подсказка, индивидуальная работа, детская инициатива, возраст детей, старший воспитатель.

Педагогические условия подготовки детей к школе.

детский сад, школа, ребенок, учебная деятельность, подготовка детей, подготовка ребенка, образовательная деятельность, знание, задача

Молодой ученый. детский сад, начальная школа, дошкольная организация, ребенок, педагог, школьная жизнь, старший дошкольный.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного.

Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в детском саду обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности.

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста.

С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в жизни. С этого времени начинается развитие и умножение контактов ребенка с социумом в условиях совместной деятельности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ © Фокина Ли.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ © Фокина Ли.

СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ © Фокина Лидия Петровна

Содержание 1. Психология - как наука 2. Сущность метода наблюдения 3. Требова.

Содержание 1. Психология - как наука 2. Сущность метода наблюдения 3. Требования к методу наблюдения 4. Виды и разновидности метода наблюдения 5. Достоинства и недостатки метода наблюдения © Фокина Лидия Петровна

Психология (psychology) – наука, изучающая психику и сознание человека, а так.

Психология (psychology) – наука, изучающая психику и сознание человека, а также его поведение. Психология оперирует такими основными понятиями, как память, рациональное и иррациональное мышление, интеллект, обучение, личность, восприятие и эмоции, а также занимается изучением их связи с поведением человека. Цель психологии как науки — это дать ответ на вопрос, почему тот или иной человек ведет себя в той или иной ситуации, так, а не иначе, и что можно сделать, чтобы изменить поведение этого человека или свое отношение к тому, что он делает или не делает. © Фокина Лидия Петровна

Каким же образом психология добывает факты и устанавливает закономерности? Дл.

Каким же образом психология добывает факты и устанавливает закономерности? Для изучения психических процессов и психологических особенностей личности, различных видов деятельности психология применяет определенные методы (приемы, способы) исследования. Методы психологии направлены на изучение психических явлений в развитии и изменении. При этом изучаются развитие и изменение психики в истории животного мира, в истории человечества, при возрастных особенностях, под влиянием упражнения, обучения и воспитания, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды, вследствие заболеваний. © Фокина Лидия Петровна

. Психология выдвигает к методам исследования психических явлений определенны.

. Психология выдвигает к методам исследования психических явлений определенные требования: Психические явления нужно изучать в их развитии, взаимосвязи и взаимозависимости; - Метод психологического исследования должно быть адекватным предметом исследования, раскрывать существенные, а не случайные, второстепенные особенности исследуемого психологического процесса, состояния или свойства. © Фокина Лидия Петровна

. . Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются н.

. . Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и эксперимент. На их различия указывал И. П. Павлов еще в 1899 г.: ". наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет". Основным и наиболее распространенным методом психологии является метод наблюдения. Разумеется, психику непосредственно наблюдать нельзя. Только в деятельности, в действиях и поступках в широком смысле слова (когда и воздержание от определенного действия психологически рассматривается как своеобразное действие, своеобразный поступок) выражается личность человека, его психика. © Фокина Лидия Петровна

Наблюдение – это целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие пс.

Наблюдение – это целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях. А наблюдение за детьми в их естественном окружении - дома, в группе, на участке детского сада - один из методов, полезность которого доказана практикой. © Фокина Лидия Петровна

И так метод наблюдения предполагает познание индивидуальных особенностей пси.

И так метод наблюдения предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения. Иначе говоря, по объективным, внешне выраженным показателям (действиям, поступкам, речи, внешнему облику) психолог судит об индивидуальных особенностях протекания психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), о психическом состоянии дошкольника, о чертах его личности, темперамента, характера. Характерная особенность метода наблюдения та, что изучение внешних проявлений психики человека происходит в естественных жизненных условиях. Таким образом, и изучение дошкольников производится не в отрыве от учебно-воспитательной работы, а в процессе ее. В основе наблюдений за детьми - уважение к уникальности и целостности личности ребёнка, понимание и принятие его индиви­дуальных особенностей, признание за ним права на самостоятельные действия даже в том случае, если они ведут к ошибкам. © Фокина Лидия Петровна

При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать след.

При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования: 1. Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения. 2. Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления. 3. Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими. 4. Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности - систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях. © Фокина Лидия Петровна

Научное наблюдение отличается следующими признаками: *Наблюдение должно быть.

Научное наблюдение отличается следующими признаками: *Наблюдение должно быть направлено на социально-существенные области. *Наблюдение должно проводиться организованно и систематизировано. *Наблюдение требует максимально широкого сбора сведений. *Результаты научного наблюдения должны четко фиксироваться и без особого труда поддаваться воспроизведению. *Наблюдение и обработка его результатов требует от наблюдателя объективности. © Фокина Лидия Петровна

Предметом наблюдения выступают: Поведение Характер поведения наблюдаемых лиц.

Предметом наблюдения выступают: Поведение Характер поведения наблюдаемых лиц, объективизация их материальной и духовной деятельности могут исследованы во взаимодействии со специфическими факторами окружающей среды. © Фокина Лидия Петровна

Эмоциональная cфера вербальная и невербальная активность прочие аспекты психи.

Эмоциональная cфера вербальная и невербальная активность прочие аспекты психического развития Предметом наблюдения выступают: © Фокина Лидия Петровна

. Виды наблюдений © Фокина Лидия Петровна Следует особо остановиться на так н.

. Виды наблюдений © Фокина Лидия Петровна Следует особо остановиться на так называемом методе самонаблюдения. Метод самонаблюдения, или интроспекция, в течение ряда столетий психологами-идеалистами рассматривался как основной и даже как единственный метод психологии. Но он не дал и не мог дать ответы на вопросы, стоящие перед психологией как наукой

© Фокина Лидия Петровна Внешнее наблюдение – наблюдатель не взаимодействует.

© Фокина Лидия Петровна Внешнее наблюдение – наблюдатель не взаимодействует с предметом наблюдения, регистрирует его проявления со стороны. Включенное наблюдение - наблюдатель непосредственно включен в круг лиц, за поведенческими проявлениями которых наблюдает.

© Фокина Лидия Петровна Скрытое наблюдение – наблюдатель не сообщает участни.

© Фокина Лидия Петровна Скрытое наблюдение – наблюдатель не сообщает участникам о процедуре наблюдения, проводит его незаметно. Открытое наблюдение – наблюдатель сообщает участника о процедуре наблюдения.

© Фокина Лидия Петровна Сплошным называют наблюдение, когда фиксируются все.

© Фокина Лидия Петровна Сплошным называют наблюдение, когда фиксируются все особенности и проявления психической деятельности человека в течение какого-то определенного периода. В отличие от этого при выборочном наблюдении обращается внимание только на те факты в поведении человека, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемому вопросу.

Характерные особенности некоторых видов наблюдения © Фокина Лидия Петровна Об.

Достоинства и недостатки метода наблюдения Достоинства Богатство собираемых с.

Достоинства и недостатки метода наблюдения Достоинства Богатство собираемых сведений; Сохранена естественность условий деятельности; Допустимое использование разнообразных технических средств; Необязательное получение предварительного согласия испытуемых. Недостатки Субъективно (результаты во многом зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов, пристрастий, работоспособности исследователя); Невозможно контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажения; Вследствие пассивности наблюдателя требуются значительные затраты времени. © Фокина Лидия Петровна

Важно помнить о том, что при ведении наблюдения: • ценится и процесс, и резул.

Важно помнить о том, что при ведении наблюдения: • ценится и процесс, и результат; • сбор и запись информации производится в разнообраз­ных ситуациях и в различных контекстах; • важно сосредоточиваться преимущественно на выявлении сильных сторон каждого ребёнка, а не его неудачах; • согласованные результаты вносятся в шкалы наблюдений с приведением подтверждающих фактов; • анализ поведения детей является основой для принимаемых педагогических решений. © Фокина Лидия Петровна

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещен.

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил. Свирская Л.В.. Методика ведения педагогических наблюдений.- С-24 Пб.: Образовательные проекты; М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010 Готтсданкер Ф. Основы психологического эксперимен­та: Учеб. пособие; Пер. с англ.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 464 с. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и пла­нирование. - СПб.: Питер, 2004. - 558 с. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2001.-320 с . Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 128 с. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология: Теория и методы: учебник для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2002. -381с. Интернет ресурсы Используемая литература © Фокина Лидия Петровна

Документация психолога: формы, приказы, потоколы и т.д.

Ирина Наймушина

Вячеслав Шульц

Ирина Наймушина

Карты, протоколы, анкеты наблюдения за ребёнком (из разных интернет источников)

Ольга Панькова

Татьяна Березина

Екатерина Лагода

Светлана Шалуткина

Татьяна Алексеева

Любовь Гвоздева

Екатерина Топчий

Елизавета Шатова

Елена Сотникова

😉

спасибо большое! если есть добавление для школьного психолога, кинте в личу пожалуйста.

Александр Кирюхин

Наталья Ананина

Ирина, добрый день! может есть нормы для разного возраста как опора для написание характеристики педагогом-психологом или образец

Читайте также: