Методические рекомендации по организации самостоятельной деятельности детей в доу

Обновлено: 02.07.2024

Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей.

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста :

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно – развивающей среде в ДОУ, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Предметно – развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т. д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

Чтобы организовать самостоятельную художественную деятельность у ребенка должен быть сформирован художественный опыт, который ребенок приобретает на занятиях. Планомерное обучение позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений и уже по своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности : музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.

Разнообразие занимательного материала позволяет каждому из детей выбрать для себя игру по интересам. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, логические задачи и кубики; игры на составление целого из частей.

Таким образом, организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.

И так, самостоятельная работа детей в ДОУ – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Одним из важных факторов развития самостоятельной деятельности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Я пытаюсь организовать разнообразную развивающую предметно – пространственную среду в своей группе для детей 3-4 лет, которая поможет им обеспечить познавательную активность, будет соответствовать их интересам и иметь развивающий характер. Среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. Самостоятельная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребенка: развивается инициатива, активность, закрепляются имеющиеся навыки, поднимается самооценка, уверенность в себе и в своих возможностях.

Поэтому очень важно правильно организовать развивающую среду для самостоятельной деятельности детей. А чтобы правильно организовать развивающую среду надо правильно планировать. Планирование – это творческий и трудоемкий процесс, но надо помнить, что эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования.

утренний отрезок времени

1. Внесение новой игрушки (рассматривание ее, определение ее места в игровом уголке, уточнение правил пользования).

2. Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

3. Активизация детей на самостоятельную деятельность в центрах : книги, природы, художественного творчества.

5. Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

6. Работа в центре творчества: оформление книжек-самоделок.

7. Экпериментирование с художественным материалом (при изготовлении иллюстраций к книжкам-самоделкам).

8. Самостоятельные игры детей

9. Работа в центрах творчества: разыгрывание придуманных сказок и историй с игрушками кукольного театра;

1. Игры с песком (со снегом).

2. Экспериментирование (песок, вода, снег, ветер).

5. Вынос оборудования для труда на участке

вечерний отрезок времени

1. Строительная игра (совершенствование конструктивных решений, работа над формированием взаимоотношений детей).

2. Труд по уходу за растениями группы.

3. Работа в книжном уголке (внесение новой книги, рассматривание иллюстраций).

4. Внесение настольно-печатной игры.

6. Свободная деятельность детей в центрах творчества, книги.

7. Подбор книг для выставки (сказки народные, авторские)

8. Добавление в природный уголок оборудования для ухода за растениями.

9. Выставка книг: русские народные сказки,

сказки народных писателей.

10. Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Консультация для воспитателей. Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Консультация для воспитателей Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС В соответствии с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Организация самостоятельной деятельности детей

в условиях ДОУ с учётом ФГОС

Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей.

Что же необходимо понимать под самостоятельностью.

1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.

3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд), трудовой, музыкально – художественной, чтение.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять её от воспитателя), обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

Таким образом, самостоятельная работа детей в ДОУ –это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

А. И. Зимняя подчеркивает, что выполнение такой самостоятельной работы требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворения как процесс самосовершенствования и самопознания.

Итак: самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

О роли воспитателя в организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ.

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно – развивающей среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Предметно – развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре.

Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

Как можно педагогам организовать самостоятельной деятельности детей:

2. Вводная беседа педагога с детьми по теме.

Цель и выставки и беседы: мотивация детей на самостоятельное изучение, рассмотрение демонстрационного материала.

4. Во время прогулки рассказать детям о правилах подвижной праздничной игры (в которую играют на праздник Масленица): пошла коза по лесу, веснушка – весна, холодно – горячо. И предложить им самостоятельно в них сыграть, а так же рассказать об играх другим детям и сыграть вместе.

Таким образом, организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.

В завершении хочу отметить, что организация самостоятельной деятельности чётко отражена и пересекается (интегрирует) с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, групповая - подгрупповая, совместная деятельность).

Читайте также: