Методическая разработка педагогического совета в доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Панкова Наталья Сергеевна
Должность: заместитель заведующего по воспитательной и методической работе
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 11 Центр развития ребенка"
Населённый пункт: город Гусев Калининградская область
Наименование материала: Педагогический совет в ДОУ
Тема: Структура проведения педагогических советов в ДОУ
Раздел: дошкольное образование

Тема: «Система работы в подготовке и проведении педагогического

процессом, который решает конкретные задачи ООП ДОО.

Главная цель педагогического совета - объединить усилия коллектива

достижений педагогической науки и передового опыта.

Кроме того, педагогический совет осуществляет сопоставительный

анализ решаемых задач в соответствии с ООП дошкольного образования.

Система работы в данном направлении позволит выявить проблемы, стоящие

перед коллективом образовательного учреждения на сегодняшний момент и

определить главные задачи: объединение усилий педагогов для улучшения

педагогических наук с опорой на лучший педагогический опыт; сплочение

коллектива, разъяснение каждому его роли в коллективе.

К.Ю.Белая выделяет следующие функции педагогического совета:

- определяет направления образовательной деятельности дошкольного

- отбирает и утверждает образовательные программы для использования в

дошкольном образовательном учреждении;

обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного

рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки

- выявляет, обобщает, распространяет, внедряет педагогический опыт;

- рассматривает вопросы организации дополнительных услуг;

- заслушивает отчёты зам. заведующего по ВМР о создании условий для

реализации образовательных программ.

Педагогические советы подразделяются на виды.

Виды педагогических советов:

установочный, или аналитическо-планирующий, проводится до начала

учебного года, в конце августа, и посвящается анализу итогов предыдущего

года, принятию плана и ориентации на решение предстоящих проблем;

тематический педсовет с промежуточными итогами посвящен одной из

годовых задач педагогического коллектива;

итоговый, или итогово-организационный, проводится в конце учебного

года, на нем подводятся итоги года.

Учебный год определяет цикл педагогических советов. Наиболее часто

встречающаяся структура годового цикла формируется из четырех

составляющих: установочный педсовет, три тематических и еще один

итоговый. Заседания педагогического совета созываются, как правило, один

раз в два месяца в соответствии с планом работы ДОУ.

При такой структуре педагогические советы за один учебный год не могут

охватить все проблемы ДОУ. Возникает необходимость планировать тематику

на более продолжительный период.

Педсоветы различают и по формам организации:

1. традиционный — это педсовет с подробной повесткой дня, проводимый с

четким соблюдением регламента по каждому вопросу и принятием решений

по ним; с использованием отдельных методов активизации педагогов;

2. нетрадиционный педсовет (например, в форме деловой игры,

конференции и др.). Его подготовка требует написания сценария, разделения

участников на команды и распределения ролей.

Традиционные педагогические советы отличаются преимущественным

применением словесных (вербальных) методов, традиционным характером

содержания, деловым стилем общения администрации с педагогами.

В традиционную структуру педсовета могут включаться отдельные методы

активизации педагогов: коллективный просмотр ОД и других мероприятий;

использование видеоматериалов; показ и анализ результатов

образовательного процесса деятельности дошкольников. В практике ДОУ как

при подготовке, так и при проведении педсоветов могут использоваться

следующие методы и формы активизации педагогов:

В последние время получили широкое распространение нетрадиционные

педагогические советы в форме деловой игры, конференций, круглый стол,

дискуссия, философский стол и другие.

Однако необходимо помнить, что итогом работы любого педсовета

должно стать принятие решений по совершенствованию работы

На заседаниях педагогического совета могут обсуждаться:

- вопросы воспитательно-образовательной работы с детьми;

- использование в работе новых достижений и педагогических практик;

- имеющиеся недостатки, принимаемые решения для их устранения;

- вопросы обмена опытом, и др.

АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ ПЕДСОВЕТА

1. Определение целей и задач.

Цель педсовета должна быть связана с годовой задачей: внедрить новые

технологии в образовательную деятельность ДОО, повысить компетентность

педагогов или совершенствовать одно из направлений деятельности

педагогического коллектива (например, работу ДОО по укреплению здоровья

воспитанников, экологическому воспитанию или взаимодействие с

2. Формирование малой творческой группы (мозгового центра) педсовета.

3. Отбор литературы по рассматриваемому вопросу, публикаций, материалов

об успешном опыте педагогов (пособия, конспекты, проекты и другое)

4. Составление плана подготовки и проведения педсовета (вопросы

вывешиваются (минимум) за месяц до проведения педсовета, тема педсовета

и литература по заявленной теме — за 2 месяца).

5. Разработка анкет и проведение анкетирования.

7. Проведение семинаров, творческих мастерских, конкурсов, смотров-

конкурсов по теме педсовета.

цифрового материала силами творческой группы. Подготовка вопросов для

обсуждения на педсовете.

9. Систематизация и подготовка окончательного материала (аналитическая

10. Разработка проекта анализирующего приказа по теме педсовета.

11. Подготовка проекта решения педсовета, предложение его на обсуждение.

12. Формирование дальнейших целей и задач, требующих решения.

Как правило, заседание начинается с анализа решений предыдущего

Это может сделать и руководитель, и заместитель заведующего по ВМР,

старший воспитатель или секретарь педагогического совета детского

сада, и опытный педагог, которому это поручается.

Затем председатель обозначает актуальность темы педагогического

совета вообще и для данного дошкольного учреждения в частности.

Далее зачитывается повестка дня, регламент работы. Если членами

педсовета предлагаются коррективы, то данные изменения выносятся на

обсуждение педагогов. Повестка и регламент утверждаются.

Проводятся выступления и др. формы в соответствии с повесткой дня.

Каждому выступающему могут быть заданы вопросы председателем или

Проводится обсуждение по теме педсовета.

В заключении предлагается проект анализирующего приказа, проект

решения педсовета, который обсуждается, дополняется и утверждается

Все пункты решения должны быть конкретными и иметь реальные сроки

Заключительное слово принадлежит председателю педсовета. Он ещё раз

подводит итог проделанной работы и итог проведения педсовета (оценка

его подготовки, персонального участия педагогов, др.).

Целесообразно ещё раз заострить внимание всех педагогов на

коллектив на совершенствование деятельности всего учреждения.

Нацелить педагогов на тему следующего педсовета.

Созданию рабочего настроя на педсовете способствует и продуманное

размещение его участников.

Например, в зависимости от цели совета педагогов их рабочие места

Модернизация системы работы по речевому развитию в современных условиях дошкольной…

Модернизация системы работы по речевому развитию в современных условиях дошкольной образовательной организации Правильная речь ребенка - это когда ребенок свободно пользуется.

Музей в детском саду как инструмент воспитательной работы


Музей в детском саду как инструмент воспитательной работы Тема, о которой сегодня пойдет речь, далеко не новая, но играет большую роль.

Открытое занятие в подготовительной группе по ФЭМП «Путешествие в страну…


Проблема повышения качества подготовки и проведения педагогического совета волнует большинство заведующих и старших воспитателей дошкольных учреждений. Она актуальна как для новичков, так и для опытных управленцев.

Педагогический совет – постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. С его помощью осуществляется управление развитием ДОУ.

Педсовет проводится 1 раз в квартал (по усмотрению администрации дошкольного учреждения может проходить чаще). Педсоветы планируются в начале учебного года заведующей и методистом учреждения. Без планирования трудно решать задачи и проблемы, которые назрели в дошкольном учреждении.

На заседаниях педагогического совета обсуждаются:
*вопросы воспитательно-образовательной работы с детьми;
*использование в ней новых достижений в науке и педагогической практике;
*имеющиеся недостатки, принимаемые решения для их устранения;
*вопросы обмена опытом.

Структура педсовета:
Как правило, заседание начинается с анализа решений предыдущего педсовета. Это может сделать и руководитель, и методист детского сада, и опытный педагог, которому это поручается.
Затем предполагается вступительное слово председателю Совета, в котором он освещает:
- Актуальность обсуждаемой проблемы вообще и для данного дошкольного учреждения в частности;
- Основные направления работы по её реализации и что сделано в ДОУ в плане совершенствования этой работы в течение текущего или прошлого года, в том числе при подготовке к данному педсовету;
- Если имеется, нормативный документ по данному вопросу даётся краткий анализ его реализации.
Далее предполагается повестка дня, регламент работы и заслушивается первое выступление в соответствии с повесткой дня (обычно это итоги тематической проверки). Затем идёт обсуждение результатов изучения, в процессе которого педагоги должны ответить, почему не выполняется Программа (не сформированы навыки), причины (что мешает), что нужно сделать, чтобы ликвидировать недостатки.
После этого заслушиваются другие выступления по данной проблеме (отчёты, опыт работы, результаты взаимопосещений). Каждому выступающему могут быть заданы вопросы председателем или участниками педсовета.
В заключении по данному вопросу предлагается проект решения, которые обсуждается, дополняется и утверждается голосованием. Все пункты решения должны быть конкретными и иметь реальные сроки выполнения. Конкретные пункты разрабатываются на основе анализа причин недостатков и могут быть направлены на:

- создание необходимых условий;
- оказание методической помощи;
- создание системы работы (если работа ведётся хаотично);
- усиление контроля (если работа ведётся недобросовестно);
- создание, обобщение или внедрение опыта.

Тематика педсоветов обозначается в годовом плане ДОУ. При необходимости в него вносятся дополнения и уточнения.

Главным вопросом повестки дня всегда бывают результаты работы педагогов: уровень развития воспитанников; состояние их здоровья; развитие форм совместной работы педагогов и родителей.

Главная цель педагогического совета – объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта.

Виды педагогических советов:
*установочный, или аналитическо-планирующий, – проводится до начала учебного года, в конце августа, и посвящается анализу итогов предыдущего года, принятию плана и ориентации на решение предстоящих проблем;
*тематический педсовет с промежуточными итогами посвящен одной из годовых задач педагогического коллектива;
*итоговый, или итогово -организационный, – проводится в конце учебного года, на нем подводятся итоги года.

Педсоветы различают и по формам организации:
*традиционный — это педсовет с подробной повесткой дня, проводимый с четким соблюдением регламента по каждому вопросу и принятием решений по ним;
*педсовет с использованием отдельных методов активизации педагогов;
*нетрадиционный педсовет (например, в форме деловой игры, конференции и др.). Его подготовка требует написания сценария, разделения участников на команды и распределения ролей.

Однако необходимо помнить, что итогом работы любого педсовета должно стать принятие решений по совершенствованию работы коллектива.

Обычно во время заседания составляется черновик протокола, который затем, в течение пяти дней, оформляется надлежащим образом. Датой протокола является дата проведения заседания. Грамотное составление протокола – это своего рода искусство. Рекомендуется избирать секретаря как минимум на учебный год. Протокол подписывается председателем и секретарем педагогического совета.

Чтобы педсовет был органом управления, а его решения действенными и способствующими улучшению работы с детьми, к нему необходимо тщательно готовиться.

Педсовет любой формы обязательно требует анализа итогов с ответами на следующие вопросы (рефлексия): чего добились и что не удалось в ходе обсуждения; кто из воспитателей был активен, а кто пассивен и почему; какие уроки можно извлечь из полученного опыта; как повлиять на отдельных пассивных педагогов. В подготовке педсовета принимают участие различные службы ДОУ и педагогические работники.
Педагогический совет помогает в формировании коллектива единомышленников, создает условия для анализа и оценки существующих установок и принципов в соответствии с требованиями современной науки и передовой практики.


Описание разработки

Содержимое разработки

«Роль современных педагогических технологий

заместитель заведующего по УВР

Повестка дня.

1.Выполнение решений предыдущего педсовета.

2.Использование современных образовательных технологий как средство повышения качества дошкольного образования (презентация).

3. Аукцион педагогических технологий.

9.Итоги тематического контроля “Использование современных педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ”.

10. Практическая часть.

11. Выработка решений педсовета.

Подготовка к педсовету:

1.Проведение тематического контроля “Использование современных педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ” (зам.зав.по УВР).

3.Подготовка презентации и практических заданий к педсовету (зам.зав.по УВР, заведующий).

Перед началом педсовета проводится игра:

Цель: преодоление неловкости, создание веселой непринужденной обстановки, сплоченности.

Материалы: круг участников.

Кто в семье старший?

Кто в своей работе использует современные педагогические технологии?

Кто в семье младший?

Кто пользуется активными методами обучения?

Кто участвует в профессиональных конкурсах?

Кто пришел в брюках?

Кто вовремя сдает всю документацию?

Кто пришел в юбке?

Кто вовремя проводит режимные процессы, в том числе НОД?

У кого есть часы?

Кто использует в своей работе метод проектов?

У кого есть сотовый?

Использование современных образовательных технологий

как средство повышения качества дошкольного образования

(презентация).

Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается. Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической.

Одним из средств развития являются инновационные технологии, т. е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия педагогов и обучающихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении.

2 слайд:

Педагогическая технология – это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.

Педагогическая технология есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса, который ведёт к повышению качества образования.

Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании - залог успешного развития личности ребенка.

Отличие технологии от методики:

Методика – наука о методах преподавания и воспитания. Она рассказывает о всех методах, которые можно применить в той или иной области обучения и воспитания, и не говорит о результате.

Технология - в её основе лежит определённая позиция авторов. В технологии обязательно прозвучит, что произойдёт с ребёнком, если вы будете использовать данную технологию.

Программа - план деятельности, работ, краткое изложение содержания учебного предмета.

3 слайд:

По мнению известного педагога Г.К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности):

Концептуальность предполагает опору на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.

Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность усматривает эффективность по результатам оптимальность по затратам, гарантию достижения определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический институт должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего её, независимо от опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

4 слайд:

На основе анализа педагогических технологий, проведенного Г. Н. Селевко, можно выделить множество технологий, которые по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп: по уровню применения, по концепции усвоения, по организационным формам, по типу управления познавательной деятельностью, по подходу к ребенку, по категории обучающихся, по ориентации на личностные структуры.

- Личностно-ориентированные технологии в ДОУ (воспитатели средней группы Тихонюк Ж.Т. и Пузырёва О.Ю.).

- Технология проблемного обучения (воспитатели старшей группы Попова А.Ф. и Зятькова О.В.).

- Технология исследовательской деятельности (воспитатели подготовительной группы Ивенская В.М. и Герасимова О.В.).

Итоги аукциона: Применяемые технологии должны быть взаимосвязаны, должны дополнять и усиливать друг друга. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения.

Физминутка с педагогами (здоровьесберегающие технологии).

Практическая часть педсовета.

После подведения итогов тематического контроля, педагогам предлагается разделиться на 3 микрогруппы (по возрастам: средние, старшие и подготовительные). Задания практической части:

1)Работа с таблицей: по содержанию технологии определить её название; общее обсуждение.

Данная технология включает в себя систему игровых заданий и различных игр для усвоения ребёнком того или иного программного содержания.

Основана на создании особого вида мотивации – проблемной, для этого дидактическое содержание материала должно быть представлено как цепь проблемных ситуаций.

Цель данной технологии - обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Эти технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и ДОУ, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

При обучении по данной технологии ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий. Основоположник теории данного обучения Выготский Л.С., его последователи –Леонтьев А.Н., Занков Л.В., Эльконин Д.Б., В.В.Давыдов.

Деятельность в рамках этой технологии – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Имеет строгие воспитательные рамки, педагог выступает как информатор, а не как напарник, воспитательный процесс ориентирован в целом на группу детей, а не на отдельного ребёнка, присутствие метода поощрения и наказания, командный стиль взаимодействия.

Реализуют демократизм, равенство, партнёрство в отношениях педагога и ребёнка.

Данные технологии являются средством формирования предметно-развивающей среды и основ информационной культуры личности ребёнка, инструментом профессиональной деятельности педагога.

Это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

В основу данной технологии положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности дошкольников на заинтересованный результат, который получается при решении той или иной практически значимой проблемы.

2) Важное место в воспитании и развитии дошкольников играет семья. То, что несет в себе семья, невозможно заметить ничем. В семье ребенок должен видеть, что о нем заботятся, его любят, учитывают его мнение. Особую значимость принимает работа педагогов с семьей. Насколько грамотно мы выстроим взаимодействие с родителями, зависит благополучие детей.

Предлагаю вам проиграть ситуации, встречающиеся в повседневной практике, где причина – неприятие родителями, применяемых педагогом, инновационных технологий. Вы должны найти оптимальный выход из конкретной ситуации и разыграть ее, принимая различные роли: воспитателя, родителя, ребенка.

2-я ситуация. Педагог реализует технологию музейного воспитания и развития дошкольников. Для детей организуется выездная экскурсия в музей. Мама одного мальчика волнуется за безопасность, здоровье ребенка во время поездки, сомневается в необходимости данного мероприятия. Готова даже отказаться от участия в нем своего ребенка. Ваши действия.

3-я ситуация. Папа забирает ребенка домой. Ребенок пытается ему показать рисунки своей группы, и свой в том числе, с изображением посёлка Берёзово. Папа торопится, не обращает внимания на творчество детей, ругает ребенка за то, что тот отвлекается. Как поведет себя воспитатель?

Таким образом: в любой ситуации при взаимодействии с родителями надо исходить с позиций пользы для развития ребенка и объяснять это родителям.

Педагогам предлагается мешочек - копилка с монетами (круги), на которых написаны названия технологий. формы работы с детьми, используемыми в дошкольных группах. Задача педагогов – вынимая по одной монете, определить формы работы с детьми и родителями, которые реализуются при использовании данной технологии.

Перед обсуждением проекта решения педагогического совета проводится рефлексия:

 Было ли Вам комфортно на протяжении педсовета? Какие технологии были использованы на нашем педсовете?

 У кого возникали трудности, в чем именно?

 Что бы вы хотели перенести в свою практическую деятельность?

Читайте также: