Методическая разработка нод в доу что это

Обновлено: 18.05.2024

I. Определение темы и ведущих понятий
1. Четко определить и сформулировать тему (придумать соответствующее название).
2.Определить место темы в учебном плане.
3. Определить ведущие понятия, на которые опирается данная НОД (интеграция, виды деятельности, вид, форма).

II. Определение целей и задач
Определить целевую установку НОД— для себя и для детей, понять, зачем данное НОД вообще нужно. Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функцию НОД (триединство задач).

Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

V. Группировка отобранного материала
Для этого продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности.
Главное при группировке — умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность детей, а не пассивное восприятие нового.

VI. Планирование контроля за деятельностью детей
Продумать:
• что контролировать,
• как контролировать,
• как использовать результаты контроля.
Не забывать: чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, показать дошкольникам подлинный интерес педагога к их работе.

VII. Подготовка оборудования
Составить список необходимых учебно - наглядных пособий, приборов, ТСО, ИКТ. Проверить, все ли работает.

После того как воспитатель провел НОД необходимо провести самоанализ так как адекватная, полная рефлексия помогает педагогу самому разобраться в своих чувствах, беспристрастно посмотреть на свою работу и учесть ошибки при подготовке к последующим НОД.

Технологическая карта, как новая форма написания НОД
Технологическая карта НОД – это описание образовательного процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием примерных средств, задач и предполагаемых результатов.
Для чего нужна технологическая карта? При ежедневной работе нереально составлять технологическую карту занятия, но при участии в профессиональных конкурсах умение конструировать технологическую карту играет немало важную роль. Польза этого умения очевидна, т.к. воспитателю приходится осмысливать собственную педагогическую деятельность, ее результативность, активно использовать профессиональную терминологию, оценивать определенные моменты в новом ракурсе – все это имеет большое значение для профессионального роста педагога.
Также при представлении воспитателем открытого занятия должна конструироваться технологическая карта.

Подготавливая НОД, как правило, мы составляем сценарий (конспект), однако в нём не всегда прослеживается структура и взаимосвязь компонентов. Чаще всего нет практического осмысления своей деятельности с точки зрения постановки целей и их достижения наиболее рациональными средствами, не видно четкого результата всей деятельности и каждого ее этапа. Всё это происходит при составлении технологической карты.

Разработка технологической карты.
Технологическая карта должна предусматривать все элементы образовательной деятельности и подготовки к ней. (Предлагаю рассмотреть пример технологической кары)
Конспект как таковой может входить в технологическую карту, но это не обязательно.

Представляю вам для образца "Технологическую карту НОД" Быстровой А. Г., воспитателя, I квалификационная категория, стаж 13 лет, МБДОУ №33, г. Ангарск, Иркутская область.

Представленная вам технологическая карта не содержит конспект.

1. Для того, чтобы правильно написать конспект НОД по какой-либо деятельности, необходимо помнить о его структуре.

Первое, с чего начинаем писать конспект - титульный лист.

Вверху титульного листа указывается полное название дошкольного учреждения. Далее следует надпись посередине листа:

Конспект

Непрерывной образовательной деятельности по ___ (здесь пишем деятельность, по которой пишется конспект)

На тему: "___"(название темы) для детей (возрастная группа)

После названия принято указывать фамилию автора и его должность

А уже внизу титульного листа, посередине пишется год и место работы (город)

2. Следующий лист начинается с цели НОД.

Цель - это конечный результат, то, чего мы хотим достичь по окончанию той или иной деятельности. Для того, чтобы достичь цели, мы выполняем ряд задач, которые являются средствами. Как вы уже поняли, то следующим пунктом будут задачи, которые бывают по отношению к цели (обучающие, развивающие, воспитывающие).

Для того, чтобы в конце концов не запутаться, нужно просто напросто запомнить, что написание цели должно начинаться с существительного: создание условий, формирование, укрепление, обогащение и т. д. В то время как задачи расписываются глаголом в инфинитиве: укреплять, формировать, осуществлять и т. д. Также необходимо указывать и работу над расширением словаря, т. е. раскрытие значения слов, которые впервые встречаются детям.

Не стоит забывать про методику педагогического процесса, а именно мотив - побуждение к действию.

Что может служить мотивом для образовательной деятельности для детей?

Ребёнок чувствует свою необходимость и значимость в условии помощи взрослому. Взрослый обращается к ребёнку с просьбой помочь ему, он говорит, что без помощи ребёнка никак не обойтись. При этом не забывает благодарить ребёнка.

Побуждение ребёнка к созданию разных предметов для собственного потребления.

После мотивации далее идёт методика проведения занятия (ход занятия).

В этом разделе следует выделять части занятия (вводная, основная и заключительная).

Я надеюсь, что разработка будет полезна начинающим воспитателям и тем, кто в силу каких-то обстоятельств, забыл или испытывает трудности в написании конспекта НОД.

НОД реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач. То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребенка предлагаемой взрослым деятельности - главный залог развивающего эффекта.

Классификация НОД включает в себя:

комбинированную НОД - сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра);

комплексную НОД - реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними, но при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме);

Основанием классификации служат: дидактическая задача и содержание ОД (раздел обучения- классическая ОД по разделам обучения; интегрированная ОД (включающие содержание из нескольких разделов обучения).

Как же проводится подготовка к НОД и что следует учитывать?

Подготовка к НОД включает следующие компоненты:

• Интеграция пяти образовательных областей (соединение знаний из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя и обогащая друг друга при решении дидактических задач особенностей темы дня, недели, места данного вопроса в теме, уровня подготовленности детей на данном этапе от простого к сложному;

• соответствие и продуманность структуры НОД задачам и сюжетная линия НОД (цепочка логической последовательности и взаимосвязь этапов перехода от одной части к другой) целесообразность распределения времени; чередование интеллектуальной и физической деятельности, дифференцированный подход и вариативность задания

• Подготовка материала и оборудование; ПРС к НОД (соответствие возрасту, эстетичность, безопасность, рациональное размещение и т. п.).

• Целевая составляющая (триединство - четкое определение обучающих, воспитательных и развивающих задач) с учетом интеграции ОО

Обучающая: повышать уровень развития ребёнка.

Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения. Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.

Сегодня, формулируя задачи образовательной деятельности, мы убираем глаголы - учить, научить, заменяя их альтернативными. Например, обогащать, формировать и т. д.

Организуя НОД с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить её главную цель. А заключается она в том, будет ли эта НОД носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. Во время обучающей НОД (часто её называют традиционной) дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а во время развивающей НОД они, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания.

Цель НОД – это образ желаемого результата (намерение, желание, устремление, мечты, социальный заказ и др., который ориентирует деятельность педагога на выбор средств и создание условий необходимых и достаточных для их достижения. Цель НОД, будучи достигнутой, должна приближать к конечной цели программы.

Главным основанием постановки целей НОД должны служить анализ имеющихся потребностей и проблем на данном этапе реализации программы, с одной стороны и анализ возможностей, средств, ресурсов (в т. ч. временных) с другой.

Цели должны быть актуальными, отвечающими наиболее значимым проблемам; напряжёнными, но реальными (в зоне ближайшего развития ребёнка); сформулированы настолько конкретно, чтобы можно было чётко определить, достигнуты ли они и известны всем участникам деятельности, понятны и осознанно приняты ими.

Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий характер и соответствовать основным ценностям ДОУ.

Алгоритм постановки цели: оценка имеющейся проблемы и определение главной, чётко ее формулировка; определение шагов (действий)по её решению, их последовательность; точное определение промежуточного результата (эффекта) исполнения каждого шага (действия); оценка каких (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной НОД; определение и формулировка цели НОД, содержащей описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной ОД.

Способ достижения цели в НОД - это совокупность приемов и операций, используемых для достижения цели, которая называется методом. Под методами обучения в дидактике понимаются способы совместной деятельности педагога и воспитанника в процессе обучения, с помощью которых достигается выполнение намеченных задач. Выбор метода обучения зависит от цели и содержания НОД. Все методы используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Каждый метод состоит из определённых приёмов (элементы того или другого метода, частное по отношению к общему, которые направлены на решение более узкой учебной задачи и чем разнообразнее приёмы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. При организации НОД используют традиционные методы и приемы (практические, наглядные, словесные, игровые, перцептивные -чувственное воспитание) и современные методы и приемы: методы формирования интереса к учению, долга и ответственности (авт. Бабанский, методы повышения познавательной активности (проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева, методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов), методы обучения и развития творчества (проф. Н. Н. Поддьяков)

Методика проведения НОД включает следующие компоненты: реализация всех детских видов детской деятельности и использование разнообразных форм организации детей, которые зависят от степени активности детей, наличия интереса, навыка самостоятельности, уровня коммуникативности, возрастных и индивидуальных особенностей детей, вида деятельности, сложности материала. Форма организации обучения осуществляется в определенном порядке и режиме и отличаются по количественному составу участников, способам деятельности, характеру взаимодействия между ними, месту проведения

Как определяется структура НОД?

Структура НОД направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов. Структура НОД в соответствии с ФГОС ДО основана на совместной деятельности и строится: на субъектной (партнёрской, равноправной) позиции взрослого и ребёнка; на диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми; на продуктивном взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками; на партнёрской форме организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.)

Этапы реализации НОД:

Мотивационный этап - водная часть: (организация детей)предполагает организацию детей, переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты;

содержательный этап - основная часть: (практическая деятельность) направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач, на этом этапе осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение, создание условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата);

рефлексивный этап - заключительная часть (рефлексия, подведение итогов и оценка результатов учебной деятельности. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции, а в средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей, в старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети. Эффективность рефлексивной части - это отношение детей к НОД и мотивация их на перспективу НОД.

Принципы которые используют при организации НОД:

амплификации развития ребенка;

культурно-исторический и личностно-ориентированный принципы;

принципы развивающего образования и деятельностного обучения, принципы заинтересованности и природо сообразности, принцип здоровье сбережения;

Какие же инновационные технологии используются? Это - проектная деятельность, проблемно-поисковая (исследовательская деятельность, ТРИЗ, метод моделирования, дифференцированное обучение, деятельностный метод, интегрированное обучение, проблемно-игровое обучение, здоровьесберегающие технологии, компьютерные технологии.

Успешность формирования НОД зависит от того, какими мотивами она побуждается: от определения содержания, направленности и характера деятельности. Выбор мотивации зависит от задач и целей, учёт возрастных особенностей. Мотивация должна быть экономной. Основной мотив участия/неучастия ребёнка в образовательном процессе – наличие/отсутствие интереса. Виды мотивации:

игровая мотивация (даёт лучшие результаты, т. к. детям это нравится: на каждом возрастном этапе игровая мотивация должна меняться и связываться с этапами игровой деятельности);

внешняя мотивация (если ребёнок не хочет учиться, научить его нельзя; внешне деятельность детей во время НОД может быть похожей, но внутренне, психологически, она весьма разная); внутренняя мотивация, которая вызвана познавательным интересом ребёнка (результаты НОД значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами);

мотивация общения, личной заинтересованности, проблемно-бытовая, сказочная;

мотивация достижения успеха (5-7 лет, познавательная информационная (после 6 лет, семантическая (обозначающая) и соревновательная (6-7 лет).

Так в дошкольном возрасте непосредственная мотивация обуславливается прежде всего потребностью в новых впечатлениях, которая является базовой потребность ребенка, возникающая в младенческом возрасте и являющаяся движущей силой его развития. На следующих этапах развития эта потребность преобразуется в познавательную потребность различных уровней.

Воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества, поэтому он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Особое внимание уделяется предметной развивающей среде, которая должна быть ориентированной на ребенка и способствовать тому, что дети самостоятельно делают выбор; активно играют; используют материалы, которым можно найти более чем одно применение; работают все вместе и заботятся друг о друге; отвечают за свои поступки.

При проведении НОД следует выполнять ряд санитарно-гигиенических требований: прежде всего это учёт возрастных, психофизиологических особенностей детей и соблюдение гигиенических условий (помещение должно быть проветрено, при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны, оборудование, инструменты, материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим, офтальмологическим и эстетическим требованиям); удовлетворение двигательной активности и длительность НОД, которая должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно.

Дидактические требования: точное определение образовательных задач НОД, ее место в общей системе образовательной деятельности; творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве; определять оптимальное содержание НОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей; выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели НОД; обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер НОД, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия; использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки, словесные и игровые приемы, дидактический материал.: систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.

Организационные требования: иметь в наличие продуманный план проведения НОД;

четко определенные цель и дидактические задачи НОД;

грамотно подобранные для рационального использования различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ;

необходимая дисциплину и организованность детей при проведении НОД.

НОД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям, ее следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности); организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия.

Также следует создать обеспечение психолого-педагогических условий в НОД:

обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

поддержка индивидуальности и инициативы детей через;

создание условий для свободного выбора детьми деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

не директивная помощь детям;

поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми;

развитие коммуникативных способностей детей и умения детей работать в группе сверстников.

Какая должна быть форма общения педагога с детьми при проведении НОД? Это - партнерские отношения: взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе, в круге. В ходе проведения НОД разрешено свободное размещение детей и их свободное перемещение в процессе деятельности, а также свободное общение детей (рабочий гул). Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова: включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытый временной конец деятельность (каждый работает в своем темпе); образовательная деятельность детей в режиме дня. В проявление личностных качеств педагога следует отметить речь педагога (темп, дикция, эмоциональность, образность, интонационная выразительность, его педагогическую культуру, такт, позицию по отношению к детям, стиль педагогического руководства, внешний вид.

В заключение хочется сказать, что от педагога зависит успех и эффективность воспитательно - образовательной работы, основной целью которой является реализация требования программы воспитания и обучения, а главной задачей – вооружение детей знаниями, умениями, навыками. Современные подходы к организации НОД требуют пересмотра традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования. А достичь этого можно только в процессе правильной организации НОД, которая подразумевает активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. НОД интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс; способствуют формированию коллективных взаимоотношений; в результате образуется детско-взрослое сообщество.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Как правильно разработать конспект

непосредственно образовательной деятельности по ФГОС

2. Можно после заголовка указать приоритетную образовательную область в процессе НОД и желательно интеграцию с другими образовательными областями , а также интеграцию детских видов деятельности.

3. Указываются формы организации коллективной деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми) и самостоятельной деятельности детей (если она запланирована).

4. Далее указывают: материал и оборудование; предварительную работу; планируемые результаты.

6. Ход непосредственно образовательной деятельности.

Вводная часть (мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации. В конспекте прописывается эта ситуация.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап). В конспекте прописываются образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.

Заключительная часть (рефлексивный этап). В конспекте написать вопросы воспитателя, при помощи которых он фиксирует у воспитанников новые понятия и новые знания, а также помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе НОД.

Памятка в оформлении написания конспекта

непрерывной образовательной деятельности в ДОУ


В ходе написания конспекта педагогу необходимо :
- сформулировать цели и задачи НОД и ее отдельных этапов,
- раскрыть структуру и предметное содержание НОД,
- продемонстрировать владение методами и приемами мотивации учебно-воспитательной деятельности, организации учебной деятельности обучающихся,
- проиллюстрировать примерами учет индивидуальных особенностей воспитанников и конкретных характеристик группы, в которой будет проводиться НОД.


Конспект предполагает отражение основных этапов НОД:
1. тема НОД;
2. организационный момент;
3. постановка цели и задач;
4. опрос воспитанников по пройденному материалу;
5. объяснение нового материала;
6. закрепление нового материала;
7. подведение итогов.


Этапы работы:
Вводная часть: Организационный момент, включающий: постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе НОД (что должно быть сделано, чтобы их дальнейшая работа была эффективной); определение целей и задач, которых педагог хочет достичь на данном этапе НОД; описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе и темы образовательной деятельности (с учетом реальных особенностей группы, с которым работает педагог).
Основная часть: Знакомство с новым материалом. Дидактическая игра (игровая ситуация), создающая мотивацию к деятельности. Детям предлагается игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднений.
Затруднение в игровой ситуации. В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы этого еще не знаем, не умеем…). Воспитатель побуждает задавать вопросы и вместе с детьми определяет тему предстоящей деятельности. В результате детьми делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
Открытие нового знания или умения. Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной (игровой) деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ деятельности (действия).


Заключительная часть: Закрепление материала. Воспроизведение нового в типовой ситуации. На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового.


Повторение и развивающие задания . Приводятся в конспекте по желанию воспитателя.


Подведение итогов занятия; описание положительных действий воспитанников, определение перспективы полученных знаний (что нового узнали, где новое пригодится).


Титульный лист: Название дошкольного образовательного учреждения (полностью, по уставу), тема НОД, конспект непосредственной образовательной деятельности, составил (а): ФИО, город.
Образовательная область:

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие и речевое развитие;
Тип : интегрированное
Возраст детей:
Формы непрерывной образовательной деятельности : совместная деятельность.
Формы организации: группа, подгруппа.
Цель: конечный результат, то, к чему мы стремимся.
Задачи: образовательные, развивающие, воспитательные
Словарь новых слов : (если есть)
Предварительная работа : (если проводилась)
Оборудование и материалы : (атрибуты, материал)
Ход непосредственной образовательной деятельности (НОД)

Структура написания конспекта НОД в соответствии с требованиям ФГОС ДО (3 вариант)

Титульный лист:

Ф.И.О. педагога полностью

Возрастная группа детей

Название и номер детского сада

(населенный пункт и год написания)

Вид НОД: (тематические, комплексные, комбинированные, интегрированные, доминантные и др.).

Возрастная группа детей:

Программное содержание:

Обучающие задачи: ЧЕМУ БУДЕМ УЧИТЬ НА ДАННОМ ЭТАПЕ.

Развивающие задачи: ЧТО БУДЕМ ЗАКРЕПЛЯТЬ, УТОЧНЯТЬ, НЕ ЗАБЫВАЯ О РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ

Воспитывающие задачи: КАКИЕ УМСТВЕННЫЕ, ЭСТЕТИЧЕСКИЕ, МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА БУДУТ ФОРМИРОВАТЬ НА ДАННОМ ЗАНЯТИИ

Словарная работа:

Конкретно перечисляются слова, планируемые вести в активный и пассивный словарь.

Необходимо помнить, что слова из пассивного словаря включаются в активный через 2-3 занятия.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Раздаточный материал:

Предшествующая работа воспитателя:

Индивидуальная работа: какую предварительную работу, с кем (указать имя, фамилию детей) в какой части занятия планируется провести.

Желательно не забыть вписать эту работу в ту часть занятия в конспекте, в которую вы запланировали).

Структура и методические приемы НОД:

Вводная часть – 3 мин. Например:

А) чтение стихотворения

В) словесная дидактическая игра и т.д.

2. Основная часть – 15 мин.

А) беседа о погодных явлениях

Б) рассматривание календаря погоды

В) составление рассказа о погоде

Г) называние детьми поговорок о погоде

Д) дидактическая игра и т.д.

3. Заключительная часть – 2 мин.

А) чтение рассказа

Б) обобщение воспитателя

В) анализ занятия

Организация детей на НОД:

Ход занятия: Ход занятия пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель буде говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя.

Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.

КОНСПЕКТ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ НОД

Научиться правильно, грамотно и обдуманно планировать образовательную деятельность.

4 СЛАЙД

Что же такое методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме основной или дополнительной образовательной программы.

Методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое совершенствование педагога или качества подготовки детей. Может быть как индивидуальной, так и коллективной.

5 СЛАЙД

Методическая разработка может представлять собой:

разработку конкретного занятия или образовательной деятельности;

разработку серии занятий;

разработку образовательной программы:

разработку авторской методики преподавания и программ ДОУ;

разработку культурно – досуговой деятельности;

разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ

МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ НОД

6 СЛАЙД

В связи с введением ФГОС ДО произошло много изменений в организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Одно из таких изменений – организация непосредственно образовательной деятельности.

Прошло немало времени с выхода первого документа, но до сих пор у некоторых педагогов возникают вопросы при оформлении конспекта, организации и проведении НОД. Это связано с тем, что прежняя модель проведения занятий существовала долго, и мы к ней привыкли.

А сущность не изменилась!

Это происходит потому, что педагоги не совсем понимают суть совместной деятельности педагога с детьми, не видят, чем непосредственно образовательная деятельность отличается от занятия.

Отличительные особенности непосредственно организованной деятельности прежде всего в –

Ø формах её организации,

Ø в изменении позиции педагога по отношению к детям,

Ø в обновлении структуры НОД.

Что нам предлагает ФГОС ДО?

Из образовательного процесса исключается учебный блок, но не исключается процесс обучения, то есть меняется форма занятий. В совместной деятельности детей и взрослых появляется новая форма – непосредственно образовательная деятельность наполненная новым содержанием.

7 СЛАЙД

Отсюда вытекают главные задачи педагога дошкольного образования при проведении образовательной деятельности:

ü добиться максимальной активности детей,

ü включить в творческий процесс всех воспитанников,

ü сформировать устойчивый интерес к изучаемому предмету,

ü побудить получать знания и приобретать конкретные умения.

Сделать непосредственно образовательную деятельность яркой и интересной можно только при её тщательной подготовке и планировании.

Для этого необходимо:

8СЛАЙД

ü Определить цель, отобрать и четко сформулировать образовательные, развивающие, воспитательные задачи в соответствии с возрастом и уровнем развития. Определить дозировку и сочетание разных задач.

При постановки не должно быть доминирования обучающих задач.

Учитываем целевые ориентиры на этапах завершения раннего и дошкольного возраста.

9 СЛАЙД

ü Продумать структуру НОД, целесообразность распределения времени, рациональность организации труда воспитателя и воспитанников.

Наличие логики перехода от одной структурной части к другой, их примерную длительность.

ü Продумать начало образовательной деятельности, создание мотивации у детей, ход образовательной деятельности и окончание.

ü Содержание НОД должно соответствовать реализуемой программе (образовательной системе), учитывать уровень развития воспитанников, их возрастные особенности.

10 СЛАЙД

ü Подобрать игры и упражнения для реализации поставленных задач. Должно быть достаточное количество игр, упражнений, заданий, их разнообразие, сочетаемость друг с другом, эффективность в достижении поставленных задач.

ü Определить дидактические средства: их размещение, последовательность использования.

11- 17 СЛАЙДЫ

ü Выбрать форму организации ОД (игра, упражнение, первично-ознакомительное, углубленно-познавательное, обобщающее, комплексное);

Обратите внимание коллеги на экране предоставлены возможные формы при организации детской деятельности. (Перечислить)

18 СЛАЙД

ü Сформулировать задания и вопросы детям, возможные реплики, пояснения, указания. От воспитателя требуется четкость, точность, ясность, лаконичность в формулировках заданий, при объяснении игр, упражнений, в инструкциях, что и как делать детям, в описании проблемных, игровых ситуаций.

19 СЛАЙД

ü Важно учесть соблюдение баланса между занимательными элементами и познавательным содержанием.

20 СЛАЙД

ü Соблюдение баланса между словом и действием педагога и детей в тексте конспекта. Педагог не должен доминировать над детьми! Важно выявлять и поддерживать инициативу детей, создавать условия для проявления их активности и самостоятельности.

21 СЛАЙД

ü В заключительной части – подведение итогов. Уточнить, что нового узнали, где это можно применить. Для детей старшего дошкольного возраста возможно первичное формирование навыков рефлексии. Для этого важно продумать вопросы, которые будут наталкивать детей на осознание собственных действий, эмоций…

А сейчас, я вам продемонстрирую примерную схему конспекта ОД с детьми.

22 СЛАЙД

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА КОНСПЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

Тема образовательной деятельности.

Предварительная работа с воспитанниками.

Дидактическое обеспечение НОД (дидактические материалы, оборудование)

Составить список необходимых учебно - наглядных пособий, приборов, ТСО, ИКТ. Проверить, все ли работает.

Использованная литература

Подобрать литературу по теме. Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

23 СЛАЙД

Ход образовательной деятельности:

I . ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. Этап. Введение в игровую ситуацию (или организационный момент).

Любая образовательная деятельность начинается с организационного момента, его цель – собрать внимание детей и подвести их к теме и цели деятельности. Сюда включаются упражнения на внимание, развитие памяти, соответствующие теме деятельности.

Что бы заинтересовать детей можно использовать: новую игрушку, необычный звук, игру на внимание, письмо, сюрпризный момент.
2. Этап. Мотивация.

Формирование представлений о предстоящей деятельности. (Игровая ситуация должна быть непосредственно связана с темой занятия: чему нужно научить детей).

Главной задачей на этом этапе является формирование интереса у воспитанников к содержанию НОД, направление внимания детей, раскрытие образовательной задачи.

Формирование умений слушать и руководствоваться указаниям взрослого.


3. Этап. Постановка проблемы.

Затруднение в игровой ситуации.

Этот этап позволяет педагогу познакомить детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности, либо созданию проблемной ситуации, требующей разрешения.

Поиск выхода из затруднительной ситуации.

24 СЛАЙД

II . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

4. Этап. Актуализация знаний.

Задачи этого этапа: актуализация имеющихся знаний, представлений.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.

Деятельность педагога: с помощью наводящих, проблемных вопросов, рассказывания, объяснения, организации поисковой деятельности, подвести детей к воспроизведению информации, необходимой для успешного разрешения проблемной ситуации, либо усвоению нового.

На этом этапе воспитатель, используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи.


6. Этап. Самостоятельное применение нового на практике.

Либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы).

Задача данного этапа: овладение способами действия, применение полученных (уже имеющихся) умений, представлений.

Деятельность педагога заключается в организации практической деятельности, оказание необходимой помощи, организации взаимодействия в достижении результата.
Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение.

На этом этапе воспитатель предлагает игры, в которых новое знание используется совместно с изученными ранее.

Возможно также включение дополнительных заданий на тренировку мыслительных операций и деятельностных способностей, а также заданий развивающего типа, направленных на опережающую подготовку детей к последующим занятиям.

25 СЛАЙД

III . ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ


7. Этап. Итог занятия. Систематизация знаний.

Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, обобщение полученного ребенком опыта.


8. Этап. Рефлексия.

Формирование элементарных навыков самоконтроля, . самооценки

(для младшего возраста – рефлексия настроения и эмоционального состояния, для старшего – рефлексия деятельности, или содержания учебного материала).

Возможно использование элементов рефлексии – что получилось? Что не получилось? Почему? Что было сложно, а что легко? Кто тебе помогал? Было ли проще работать в команде, в паре? – вопросы должны помогать детям осознать свои действия, чувства, эмоции.

26 СЛАЙД

Возможна табличная форма описания деятельности.

В этой форме есть положительные моменты – ярко видна активность детей и педагога, а также результат и предполагаемые риски и методы их преодоления по каждому действию, что позволяет оценить их целесообразность.

Читайте также: