Метод проектов как способ реализации образовательной программы в доу

Обновлено: 05.07.2024

В соответствии с постоянно повышающимися требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ “Об образовании”, национальной доктрине образования в РФ и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:

● обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;

● обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

● реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;

● помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;

● привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;

● обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Поэтому российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом – Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС).

В этой связи, перед нами, воспитателями становится задача - воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать и принимать самостоятельные решения. Ведь современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.

Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии - изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение , которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектов .

Что такое проект?

Термин “проект” был позаимствован из классического латинского языка, в котором оно изначально означало “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.

По определению американского педагога, основоположника метода проектов, Уильяма Херда Килпатрика, проект - это всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью.

Что такое метод проектов?

Метод проектов – педагогическая технология, направленная на обучение детей проектной деятельности.

Проектная деятельность индивидуального и коллективного субъект а – это (соответственно) индивидуальная или групповая (коллективная) деятельность, направленная на достижение поставленной цели - решение конкретной проблемы, значимой для участников проектной деятельности и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Суть метода проектов в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.

Проект - это модель трех вопросов:

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать это?

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе “делания”. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им. Ведь с самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые. Всем хорошо известно, что детей называют “почемучками”. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы - ему помогают педагоги, родители.

Для чего нужен метод проектов?

Является одним из методов развивающего обучения , так как в его основе лежит развитие познавательных интересов детей.

Именно проекты способны увязать не слишком веселый образовательный процесс с реальными событиями, которые время от времени происходят в жизни ребенка, что привлекает и может заинтересовать даже самого непоседливого малыша.

Позволяет развивать систему продуктивного взаимодействия участников проекта.

Проектная деятельность в ДОУ позволяет превратить любой коллектив в сплоченную команду, члены которой смогут сообща работать над решением даже самых сложных и нетривиальных задач. В таких условиях каждый ребенок может почувствовать себя нужным, заинтересованным в выполнении важной задачи.

Происходит формирование субъективной позиции ребенк а, раскрывается его индивидуальность, творческие способности, логическое мышление

Повышается компетентность педагога .

Классификация проектов:

В настоящее время проекты могут классифицироваться по признакам:

а) по составу участников:

групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.

в) доминирующему в проекте виду деятельности:

- игровые проекты . Дети входят в образ персонажа, и в игровой форме решают поставленные проблемы.

Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных геро­ев с целью воссоздания различных социальных или деловых от­ношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Пример, сюжетно-ролевая игра.

г) по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект);

д) по срокам реализации:

- краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели);

- средней продолжительности (2-3 месяца);

- долгосрочные (на учебный год).

Этапы работы над проектом:

I этап - целеполагание, проблема

На рассмотрение и обсуждение детей выносится проблема, которую предлагается разрешить в результате совместной деятельности или выдвигается гипотеза, которую необходимо подтвердить.

I I этап - разработка совместного плана по достижению цели

(гипотеза-это и есть цель проекта)

Выясняется, что дети уже знают по теме проекта. Что они хотят узнать. Как найти ответы на интересующие вопросы. Исходя из полученных результатов, планируются формы работы, которые позволят разрешить поставленные вопросы: чтение книг, наблюдение, обращение к родителям, опыты, экскурсии, эксперименты и т.д.

I I I этап - поиск и накопление материала

Поиск информации, источников получения информации, опросы, обращение к специалистам, родителям, оборудование и материалы, с которыми предстоит работать.

I V этап - практический, реализация проекта

Важно помнить, что проектно-исследовательская деятельность в ДОУ должна активно использовать не только творческий метод познания. Очень важны эксперименты, практические задания, проблемные ситуации, практически полезные дела, в ходе которых ребенок получает бесценный опыт, который пригодится ему и в дальнейшей жизни.

Вообще, уникальность проектного метода состоит в том, что он способствует разностороннему развитию личности обучаемого: ребенок становится цельной, всесторонне развитой личностью с хорошо развитой самооценкой и умением отвечать за все свои действия.

V этап – презентация

Заканчивается проектная деятельность организацией презентации по пройденной теме. В ходе данного мероприятия отлично раскрывается творческий потенциал каждого дошкольника, а также находят практическое применение все сведения, которые дети получили в ходе работы над проектом.

Презентация может проходить в разных формах, но результаты должны быть видимыми:

выставки, альбомы, газеты, мини-музеи, фотовыставки, коллекции, праздники, видеофильмы и пр.

Легко запомнить этапы проекта это пять П, пять пальцев на руке:

Но фактически у каждого педагога, организующего проект в ДОУ, должно быть шестое "П" проекта - это его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, конспекты и прочие методические материалы, использованные в ходе проектной деятельности.

Особенности организации проектной деятельности с дошкольниками:

Дети 3-5 лет:

Дети 5-6 лет:

К этому возрасту дети уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Дети 6–7 лет:

Значительно увеличивается доля самостоятельной деятельности детей. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

● педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка (детей);

● вовлекает дошкольников в решение проблемы;

● намечает план движения к цели (совместно с детьми и (или) родителями, поддерживает интерес детей и родителей);

● обсуждает план реализации проекта на родительском собрании (при трудоемкости проекта);

● обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

● вместе с детьми и родителями осуществляет работу по планированию проекта;

● собирает информацию, материал;

● организует занятия, игры, наблюдения, экскурсии (мероприятия основной части проекта),

● предлагает задания для самостоятельной работы родителям и детям;

● поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

● организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;

● подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы);

● консультирует участников проекта на всех этапах его реализации.

Примерная структура оформления педагогами отчёта о проведённом проекте в ДОУ

Титульный лист - название проекта, тип проекта, временные рамки проекта, автор проекта.

Тема проекта и ее происхождение, актуальность.

Цель и задачи проекта.

Системная паутинка по проекту.

Перечисляются все виды детской деятельности и формы совместной деятельности в ходе проекта. Все они распределяются по образовательным областям, п.2.6. ФГОС ДО:

Также в системной паутинке указываются формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами в ходе проектной деятельности, формы совместной деятельность в рамках проекта во время режимных моментов.

Ожидаемые результаты проекта: для детей, для педагогов, для членов семьи.

Краткое содержание проекта: по всем пройденным этапам.

Описание продукта проекта: для детей, для педагогов, для родителей.

Презентация проекта – демонстрация продуктов проекта окружающим (уместно поместить фотографии продукта проекта).

Педагоги дошкольного образования, использующие метод проектов в профессиональной деятельности, отмечают следующее:

Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка. Дети получают возможность раскрыть свой творческий потенциал, показать всем свою индивидуальность.

Метод проектов затрагивает не только интеллектуальную сторону развития, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру. Дети могут свободно мыслить и выражать свое мнение, а, главное, действовать. А активная деятельность - наиболее эффективный вид восприятия информации.

Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки, идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению и к жизни в целом.

Метод проектов позволяет перейти от традиционной, ретрансляционной, передачи знаний к активным методам обучения.

Эти слова очень ёмко отражают суть метода проекта.

Информационные ресурсы:

Близнецова В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009, №9.

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3.

Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

ВложениеРазмер
soobshchenie_dlya_pedagogov.docx 39.6 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации города Подольска

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Метод проектов как способ реализации

обеспечить индивидуализацию образования для каждого ребенка;

обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;

помнить, что ребенок – активный участник педагогического процесса;

привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;

обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии – кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

Педагогическая технология проектирования.

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.

Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.

Проектное обучение в дошкольном учреждении можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, детей и родителей с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей, родителей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольного образования и получить ощутимый результат.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.

Отличительные черты любой технологии,

в т.ч. и технологии проектирования

концептуальность – авторская научная идея (в данном случае – Д. Дьюи).

Системность – целостность предмета деятельности и процесса.

Управляемость – руководство деятельностью от цели до результата.

Эффективность – качество результатов при наименьших затратах.

Воспроизводимость – возможность повторения в других условиях.

2 – Проектирование (планирование)

3 – Поиск информации

Типология проектов в ДОУ
(по Е.С. Евдокимовой)

По доминирующей деятельности (исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные

По характеру содержания (ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности

По характеру участия ребенка в проекте (Заказчик, Эксперт, Исполнитель, Участник от зарождения до получения результатов)

По характеру контактов (внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями)

По количеству участников (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)

Краткосрочный – 1-2 недели, месяц.

Средней продолжительности – 2-4 месяца.

Долгосрочный – учебный год.

Типология проектов в ДОУ
(по Л. В. Киселевой)

Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна

Старший дошкольный возраст

Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы

Со второй младшей группы

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)

Со средней группы

Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т.п.

1 занятие семинара-практикума


  1. Педагогическая технология проектирования;

  2. Особенности ведения проектной деятельности в МБДОУ на основе комплексно-тематического планирования.

2 день семинара-практикума


  1. Представление опыта работы (презентация педагогами реализованных проектов).

  2. Обучение технологии проектирования: моделирование и план реализации проекта (работа в творческих группах).

Рефлексия (инструментарий обратной связи)

Ход семинара-практикума

1 занятие семинара-практикума


  1. обеспечить индивидуализацию образования для каждого ребенка;

  2. обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

  3. реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;

  4. помнить, что ребенок – активный участник педагогического процесса;

  5. привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;

  6. обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

  1. Педагогическая технология проектирования.

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.

Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.

Проектное обучение в дошкольном учреждении можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, детей и родителей с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей, родителей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольного образования и получить ощутимый результат.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.
Отличительные черты любой технологии,


  • концептуальность –авторская научная идея (в данном случае – Д. Дьюи).

  • Системность –целостность предмета деятельности и процесса.

  • Управляемость –руководство деятельностью от цели до результата.

  • Эффективность –качество результатов при наименьших затратах.

  • Воспроизводимость –возможность повторения в других условиях.

2 – Проектирование (планирование)

3 – Поиск информации


Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Что такое проект? Проект — это:

  1. метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
  2. самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.
  3. специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

Что же такое — метод проектов? У него есть много разных определений, но в целом — это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования — потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.

Задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их), тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия.

Реализация этих задач связана с формированием педагога, способного работать с ребенком на результат, воспитывать у него коммуникативные навыки и умения, отходить в организации учебно-воспитательного процесса от авторитаризма, развивать стремление к самостоятельной мыслительной деятельности.

Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности.

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество образовательного процесса.

Внедрение в практику технологию — метод проекта, позволило изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Поэтому в образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также привлекаются родители и другие члены семьи.

Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе.

Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы? А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.

Проекты классифицируются по разным признакам.

Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов:

Практические: связаны с работой на достижение значимого результата. Например, благоустройство группы, оформление клумбы и уход за ней;

Другими признаками классификации являются:

Состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.)

Продолжительность (краткосрочный — несколько занятий, 1–2 недели, средней продолжительности — 1–3 месяца, долгосрочный — до 1 года)

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте — это:

‒ вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

‒ активизация желания искать пути решения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

‒ формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте — это:

‒ развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Этапы работы над проектом:

I этап разработки проекта — целеполагание: воспитатель выносит проблему на обсуждение детям.

Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий.

После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом — его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

В практике существует несколько методов разработки проектов.

‒ Что мы хотим узнать?

‒ Как узнаем об этом?

Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.

Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.

В центре листа размещаем основную тему, то есть пишем слово или выполнить в виде рисунка. Например, тема фрукты, можно нарисовать корзинку или другой образ, ассоциирующийся с фруктами.

Далее ребенок рисует толстые ветви к углам листа, каждая своим цветом. Над каждой ветвью воспитатель пишет слово ассоциацию. Ребенок добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.

Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово яблоко ассоциируется у нас с зелёным цветом, следующая ветвь — поговорка. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, приведённая выше поговорка, может ассоциироваться со здоровьем, витамины и т. д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми.

Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы с какой-либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.

Благодаря этим моделям воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.

Знания, полученных детьми в ходе проектов, успешно применяются в повседневной жизни, режимных моментах.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.

Таким образом, метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки воспитателю во время работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов детей.

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
  2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 208 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).
  3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. — 3-е изд. пспр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 96 с.
  4. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5. / Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. — Тольятти: ТГУ, 2007. — 116 с.
  5. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитатель, образовательный процесс, проект, дошкольное учреждение, метод проектов, этап работы, исследовательская деятельность, младший дошкольный возраст, общее обсуждение.

Похожие статьи

Роль воспитателя в реализации метода проектов.

ребенок, образовательный процесс, воспитатель, проект, этап работы, метод проектов, дошкольное учреждение, исследовательская деятельность, младший дошкольный возраст, общее обсуждение.

Метод проектов в ДОУ, как инновационная педагогическая.

ребенок, образовательный процесс, воспитатель, проект, этап работы, метод проектов, дошкольное учреждение, исследовательская деятельность, младший дошкольный возраст, общее обсуждение.

Проектная деятельность как современная технология развития.

ребенок, проект, проектная деятельность, метод проектов, отрезок времени, дошкольное образование, мой взгляд, самостоятельная деятельность детей.

Проектная деятельность в воспитании детей дошкольного.

ребенок, образовательный процесс, воспитатель, проект, этап работы, метод проектов, дошкольное учреждение, исследовательская деятельность, младший дошкольный возраст, общее обсуждение.

Формирование у дошкольников патриотических чувств через.

ребенок, образовательный процесс, воспитатель, проект, этап работы, метод проектов, дошкольное учреждение, исследовательская деятельность, младший дошкольный возраст, общее обсуждение.

Организация проектной деятельности в ДОУ | Статья в журнале.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.

Педагогическое проектирование как средство формирования.

ребенок, образовательный процесс, воспитатель, проект, этап работы, метод проектов, дошкольное учреждение, исследовательская деятельность, младший дошкольный возраст, общее обсуждение.

Организация проектной деятельности как средство развития.

проектная деятельность, образовательный процесс, ребенок, дошкольный возраст, метод проектов, проектный метод, детский сад, исследовательская деятельность.

ребенок, проектная деятельность, этап, дошкольный возраст.

ребенок, образовательный процесс, воспитатель, проект, этап работы, метод проектов, дошкольное учреждение, исследовательская деятельность, младший дошкольный возраст, общее обсуждение.

Читайте также: