Метод как единство объективного и субъективного кратко
Обновлено: 02.07.2024
Не только теория резюмируется в методах, но и методы развертываются в теорию, оказывают существенное воздействие на ее формирование и на ход практики.
Основные различия теории и метода:
а) теория — результат предыдущей деятельности, метод — исходный пункт и предпосылка последующей деятельности;
б) главные функции теории — объяснение и предсказание (с целью отыскания истины, законов, причины и т. п.), метода — регуляция и ориентация деятельности;
в) теория — система идеальных образов, отражающих сущность, закономерности объекта, метод — система регулятивов, правил, предписаний, выступающих в качестве орудия дальнейшего познания и изменения действительности;
г) теория нацелена на решение проблемы — что собой представляет данный предмет, метод — на выявление способов и механизмов его исследования и преобразования.
Каждый метод обусловлен прежде всего своим предметом, т. е. тем что именно исследуется (отдельные объекты или их классы).
Метод любого уровня общности имеет не только чисто теоретический, но и практический характер: он возникает из реального жизненного процесса и снова уходит в него.
Метод не может быть дан весь, целиком до начала всякого исследования, но в значительной мере должен формироваться всякий раз заново в соответствии со спецификой предмета.
1) как предметная область — стороны, свойства, отношения действительности, обладающие относительной завершенностью, целостностью и противостоящие субъекту в его деятельности (объект познания).
2) как система законов, которым подчиняется данный объект.
Предметы познания могут быть как материальными, так и идеальными
Необходимо рассмотреть все условия жизнедеятельности людей в объективной обстановке, понять Логику (метод) как необходимый момент чувственно-предметной деятельности общественного субъекта.
Классификация методов
методы
духовной, идеальной (в том числе научной) и практической, материальной деятельности
в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы
-формальные и содержательные,
-эмпирические и теоретические,
-фундаментальные и прикладные,
-методы исследования и изложения
Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различия методов естествознания и методов социально-гуманитарных наук.
методы естественных наук
изучения неживой природы изучения живой природы
Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно- детерминистские и вероятностные, методы непосредственого и опосредованного познания, оригинальные и производные и т. д.
К числу характерных признаков научного метода (к какому бы типу он ни относился) чаще всего относят: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др
1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся такие методы как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.
философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации.
Следует четко представлять себе, что философские методы задают лишь самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно.
философских категорий, Во-вторых, возможность (в отличие от последних) иХ формализации, уточнения средствами математической теории, символической логики.
К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и ряд других.
3. Частнонаучные методы — совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.
4. Дисциплинарные методы — система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфической предмет и свои своеобразные методы исследования.
5. Методы междисциплинарного исследования — совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.
Методология — сложная, динамичная, целостная, субординированная система способов, приемов, принципов разных уровней, сферы действия, направленности, эвристических возможностей, содержаний, структур и т. д.
1)система определенных правил, принципов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п.);
2)учение об этой системе, общая теория метода.
Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь (т. е. метод) должны быть истинными. Основная функция метода — внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования объекта. Метод есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Таким образом, метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия.
Теория, отражая действительность, преобразуется, трансформируется в метод посредством разработки, формулирования вытекающих из нее принципов, правил, приемов и т. п., которые возвращаются в теорию (а через нее — в практику), ибо субъект может применять их в качестве регулятивов в ходе познания и изменения окружающего мира по его собственным законам.
Поскольку в научном познании истинным должен быть не только его конечный результат (совокупность знаний), но и ведущий к нему путь, т. е. метод, постигающий и удерживающий специфику именно данного предмета, то поэтому нельзя разводить предмет и метод, видеть в последнем только внешнее, независимое средство по отношению к предмету и лишь налагаемое на него чисто внешним образом.
Метод любого уровня общности имеет не только теоретический, но и практический характер: он возникает из реального жизненного процесса и снова уходит в него. Метод не может быть дан весь, целиком до начала всякого исследования, но в значительной мере должен формироваться каждый раз заново в соответствии со спецификой предмета.
Метод не навязывается предмету познания или действия, а изменяется в соответствии с их спецификой. Научное исследование предполагает тщательное знание фактов и других данных, относящихся к его предмету. Оно осуществляется как движение в определенном материале, изучение его особенностей, форм развития, связей, отношений и т. п. Истинность метода всегда обусловлена содержанием предмета (объекта) исследования.
Метод не есть совокупность умозрительных, субъективистских приемов, правил, процедур, вырабатываемых независимо от материальной действительности, практики, вне и помимо объективных законов ее развития. Поэтому необходимо искать происхождение метода не в головах людей, не в сознании, а в практике, в материальной действительности. Но в последней можно отыскать только объективные законы природы и общества.
Таким образом, метод существует, развивается только в сложной диалектике субъективного и объективного при определяющей роли последнего. В этом смысле любой метод прежде всего объективен, содержателен, фактичен. Вместе с тем он одновременно субъективен, как продолжение и завершение объективности, из которой он вырастает.
Субъективная сторона метода выражается не только в том, что на основе объективной стороны (познанные закономерности реальной действительности) формулируются определенные принципы, правила, регулятивы. Каждый метод субъективен и в том смысле, что его носителем является конкретный индивид, субъект, для которого данный метод и предназначен.
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
система определенных правил, принципов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.);
учение об этой системе, общая теория метода.
Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь (т. е. метод) должны быть истинными. Основная функция метода — внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования объекта.
Таким образом, метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.
Однако недопустимо впадать в крайности:
Теория, отражая действительность, преобразуется, трансформируется в метод посредством разработки, формулирования вытекающих из нее принципов, правил, приемов и т.п., которые возвращаются в теорию (а через нее — в практику), ибо субъект может применять их в качестве регулятивов в ходе познания и изменения окружающего мира по его собственным законам.
Метод не навязывается предмету познания или действия, а изменяется в соответствии с их спецификой. Научное исследование предполагает тщательное знание фактов и других данных, относящихся к его предмету. Оно осуществляется как движение в определенном материале, изучение его особенностей, форм развития, связей, отношений и т.п. Итак, истинность метода всегда обусловлена содержанием предмета (объекта) исследования.
Метод не есть совокупность умозрительных, субъективистских приемов, правил, процедур, вырабатываемых независимо от материальной действительности, практики, вне и помимо объективных законов ее развития.
Таким образом, метод существует, развивается только в сложной диалектике субъективного и объективного при определяющей роли последнего.
Субъективная сторона метода выражается не только в том, что на основе объективной стороны (познанные закономерности реальной действительности) формулируются определенные принципы, правила, регулятивы. Каждый метод субъективен и в том смысле, что его носителем является конкретный индивид, субъект, для которого, собственно говоря, данный метод и предназначен.
Классификация методов и уровни методологии. Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым разным основаниям (критериям), — качественные и количественные; формальные и содержательные; методы естественных и методы гуманитарных наук и т.п.
Философские (диалектика, метафизика, феноменология, герменевтика и др.).
Частнонаучные (внутри- и междисциплинарные).
Более подробно рассмотрим две первые группы методов.
2. Роль философии в научном познании
Говоря о роли философии (независимо от ее формы) в научном познании, следует указать на две крайние модели, которые сложились в решении этого очень сложного вопроса:
Умозрительно-философский подход (натурфилософия, философия истории и т.п.), суть которого — прямое выведение исходных принципов научных теорий непосредственно из философских принципов, помимо анализа специального материала данной науки. Такой подход был характерен для концепций Шеллинга и Гегеля.
История познания и самой философии показывает, что ее воздействие на процесс развития науки и ее результаты выражаются в следующих основных моментах:
а) Интегративная (синтетическая) функция философии — системное, целостное обобщение и синтез (объединение) разнообразных форм познания, практики, культуры — всего опыта человечества в целом. Философское обобщение — это не просто механическое, эклектическое соединение частных проявлений этого опыта, а качественно новое, всеобщее и универсальное знание.
в) Философия разрабатывает определенные модели реальности, сквозь призму которых ученый смотрит на свой предмет исследования. Философия дает наиболее общую картину мира в его универсально-объективных характеристиках, представляет материальную действительность в единстве всех ее атрибутов, форм движения и фундаментальных законов.
г) Философия вооружает исследователя знанием общих закономерностей самого познавательного процесса в его целостности и развитии, в единстве всех его уровней, моментов, сторон, форм и т.п., чем специально и непосредственно не занимается ни одна частная наука или научная дисциплина. Кроме того, философия поставляет ученому конкретно историческую сетку логических понятий и т.п., с помощью которых строит концептуальные модели реальности или самого познания.
д) Философия дает науке наиболее общие методологические принципы, формулируемые на основе определенных категорий.
Принципы философии реально функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм, образующих в своей совокупности методологическую программу самого верхнего уровня.
е) От философии ученый получает определенные мировоззренческие ценностные установки и смысложизненные ориентиры, которые иногда в значительной степени (особенно в гуманитарных науках) влияют на процесс научного исследования и его конечные результаты.
и) Философско-методологические принципы в их единстве выполняют в ряде случаев функции вспомогательного, производного от практики критерия истины. Они не заменяют практику как решающий критерий, но дополняют ее, особенно когда обращение к ней в силу ряда обстоятельств невозможно, а порой и нецелесообразно.
Похожие документы:
Конспект Курса лекций Специальности (направления) Квалификация специалиста
. Открытые Информационные системы. Текст конспекта лекций по курсу «Теория информационных . определение информации. В курсе философии вы сможете вернуться к этой . (простейшие потребности), так и между философами или математиками (высшие абстракции). Есть .
Умберто Эко Как написать дипломную работу
. . Каждая лекция была событием. После лекций активные студенты . скажем, теоретическая философия, социология, культурная антропология, эстетика, философия права, педагогика . -конспектов. Я сделаю конспект на Муратори, конспект на Чезаротти, конспект .
1. философия, круг ее проблем и роль в обществе
. . Радугин А.А. Философия: Курс лекций: 2-е изд. М., 1997. Ша повалов В.А. Основы философии современности. К итогам . Великие философы. М., 1998. Вольф Р.П. О философии: Учебник / Пер. с англ. М., 1996. Курбатов В.И. История философии: Конспект. Ростов .
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы.
. Новое и Новейшее время. (составление плана-конспекта). Философия и общественные науки в Новое и Новейшее . (биология) Лекция. Практикум. Лекция, практикум. Лекция, тесты Лекция, практикум. Лекция Лекция Практикум. Лекция Практикум. Лекция. Практикум .
Учебно-методический комплекс дисциплины Логика
. умозаключение и его виды. 1 2 4 5 Философия Математика Лекция с использованием мультимедийного оборудования Текущий контроль . материалов, подготовленных к интерактивному занятию. 3. Проверка конспектов. Основная литература: см. раздел 7, п.п. 1-5. .
Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Теория и метод одновременно тождественны и различны. Сходство состоит в том, что они взаимосвязаны и в своем единстве отражают реальную действительность. Они взаимно переходят, взаимно превращаются: теория, отражая действительность, преобразуется, трансформируется в метод посредством разработки, формулирования вытекающих из нее принципов, правил, приемов и т. п., которые возвращаются в теорию, а через нее – в практику, ибо субъект применяет их в качестве предписаний, в ходе познания и изменения окружающего мира по его собственным законам. Основные различия теории и метода состоят в следующем:
1) теория – результат предыдущей деятельности, метод – исходный пункт и предпосылка последующей деятельности;
2) главные функции теории – объяснение и предсказание (с целью отыскания истины, законов, причины и т. п.), метода – регуляция и ориентация деятельности;
3) теория – система идеальных образов, отражающих сущность, закономерности объекта, а метод – система правил и предписаний, выступающих в качестве орудия дальнейшего познания и изменения действительности;
4) теория нацелена на решение проблемы – что собой представляет данный предмет, метод – на выявление способов и механизмов его исследования и преобразования.
Любой метод детерминирован предшествующими и сосуществующими одновременно с ним другими методами, той теорией, на которой он основан.
Метод – это не совокупность умозрительных, субъективистских приемов, правил, процедур, вырабатываемых априори, независимо от материальной действительности, практики вне и помимо объективных законов ее развития.
Классификация методов
Многообразие видов деятельности человека обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям (критериям). В зависимости от роли и места в процессе научного познания выделяют методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, исследования и изложения и пр. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различия методов естествознания и методов социально-гуманитарных наук. Методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы и др. Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т. д.
Читайте также:
- Какую роль играет познание в жизни человека и общества кратко
- Почему иван грозный гордился своей библиотекой наравне с богатствами государственной казны кратко
- Православие и христианство в чем разница кратко
- Как работает финансовая пирамида кратко
- Занятия по театрализованной деятельности в детском саду