Метод изучения и обобщения педагогического опыта кратко

Обновлено: 05.07.2024

Под педагогическим опытом следует понимать практику обучения, воспитания и образования, т.е. организованный целенаправленный педагогический процесс и его результаты, находящие свое отражение в качестве личности учащегося.

Массовый педагогический опыт – это типичный опыт работы учреждений народного образования, который характеризует достигнутый уровень практики обучения, воспитания и реализации в ней достижений педагогической науки.

В узком смысле под передовым педагогическим опытом понимают только такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. К новаторам педагогического труда можно отнести Ш.А. Амонашвили, О.С. Газмана, Н.П. Гузика, Е.Н. Ильина, В.А. Караковского, С.Н. Лысенкову, В.Ф. Шаталова и др.

Научное изучение и обобщение педагогического опыта направлено на решение различных исследовательских целей:

- выявлению существующего уровня решения образовательных и воспитательных задач;

- выявлению ведущих тенденций, оригинальных идей, элементов инновационного, прогрессивного, рождающегося в каждодневном творческом поиске лучших педагогов, а также характерных недостатков и ошибок;

Под педагогическим опытом следует понимать практику обучения, воспитания и образования, т.е. организованный целенаправленный педагогический процесс и его результаты, находящие свое отражение в качестве личности учащегося.

Массовый педагогический опыт – это типичный опыт работы учреждений народного образования, который характеризует достигнутый уровень практики обучения, воспитания и реализации в ней достижений педагогической науки.

В узком смысле под передовым педагогическим опытом понимают только такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. К новаторам педагогического труда можно отнести Ш.А. Амонашвили, О.С. Газмана, Н.П. Гузика, Е.Н. Ильина, В.А. Караковского, С.Н. Лысенкову, В.Ф. Шаталова и др.

Научное изучение и обобщение педагогического опыта направлено на решение различных исследовательских целей:

- выявлению существующего уровня решения образовательных и воспитательных задач;

- выявлению ведущих тенденций, оригинальных идей, элементов инновационного, прогрессивного, рождающегося в каждодневном творческом поиске лучших педагогов, а также характерных недостатков и ошибок;

- изучению доступности и эффективности научных рекомендаций, которые становятся достоянием науки и практики.

Но что значит изучить, понять сущность передового педагогического опыта? Вопрос непрост. Дело в том, что немалая часть учителей (особенно начинающих) не имеют ясного представления о том, как изучать передовой педагогический опыт и что в нем изучать. И это вполне оправдано. Потому что метод по изучению и обобщению передового педагогического опыта – это действительно достаточно сложный путь научного поиска.

Сущность этого метода заключается в том, что, во-первых, он основан на изучении и теоретическом осмыслении ведущих (стратегических) идей практики работы лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение, воспитание, развитие и образование; во-вторых, он позволяет выявить наиболее актуальные научные проблемы; в-третьих, он создает теоретико-методологическую базу не только для установления внешних закономерностей педагогического процесса, но и получения возможности приблизиться к пониманию скрытых (внутренних) педагогических закономерностей; в-четвертых, он представляет возможность изучить педагогическое новаторство, т.е. опыт, содержащий собственные, оригинальные педагогические находки.

Каковы же критерии передового педагогического опыта? Назовём критерии, которые представляются нам наиболее бесспорными и важными.

Новизна и оригинальность в деятельности педагога. Этот признак может проявляться в разной степени: от внесения новых положений в науку до эффективного применения уже известных положений и рационализации отдельных сторон учебно-воспитательной работы.

Высокая результативность педагогического труда: высокое качество знаний, существенные сдвиги в уровне воспитанности, в общем, и специальном развитии учащихся.

Методическая система, которая представляет научно-обоснованную модель (парадигму) усовершенствованного процесса обучения и воспитания.

Стабильность и эффективность опыта, при котором положительные результаты удерживаются на протяжении достаточно длительного времени.

Возможность творческого применения идей передового опыта другими педагогами.

Применение указанных критериев обеспечивает комплексную оценку педагогического опыты и даёт основание, на наш взгляд, для его квалификации как передового.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что работа по изучению и обобщению передового педагогического опыта – это не временная компания, не эпизодическое мероприятие, проводимое один раз в год в виде научно-практического семинара или конференции, а обязательный элемент повседневной деятельности всего педагогического коллектива.

Таким образом, приведенный нами анализ методов научно-педагогических исследований позволяет, что каждый из этих методов выполняет свою специфическую роль и помогает изучению лишь отдельных сторон учебно-воспитательного процесса. Для всестороннего же изучения применяется вся совокупность рассмотренных методов в их взаимосвязи и взаимозависимости. Только их комплексное использование может дать желаемые результаты. Указывая на многообразие методов в педагогике, уместно отметить, что для их совершенствования необходимо применять к научно-исследовательской деятельности более широкий круг педагогов-новаторов, учить их педагогическому творчеству.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему: Формы и методы изучения передавого педагогического опыта.

Цель изучения и обобщения педагогического опыта

Формы и методы изучения передового педагогического опыта

Формы и методы изучения передового педагогического опыта

Цель изучения и обобщения педагогического опыта:

  • ·выявление существующего уровня решения образовательных и воспитательных задач;
  • · изучение доступности и эффективности научных рекомендаций, которые становятся достоянием науки и практики.
  • · определение узких мест, "белых" пятен и противоречий, возникающих в практике;
  • · выявление ведущих тенденций, оригинальных идей, элементов инновационного, прогрессивного, рождающегося в каждодневном творческом поиске лучших педагогов, а также характерных недостатков и ошибок;

Классификация передового педагогического опыта

Классификация передового педагогического опыта

  • 1. Комплексный (взята за основу широта содержания) - объединение обучения и воспитания.
  • 2. Коллективный, групповой и индивидуальный, в зависимости от того, кто является его автором.
  • 3. Дающий высокие результаты по признаку эффективности
  • 4. Исследовательский, частично поисковый, репродуктивный - определяется по степени новизны. В последнем успешно повторяются уже известные методические рекомендации и опыт других педагогов-мастеров труда. В поисковом опыте вносятся элементы нового в известный опыт. Исследовательский (новаторский) - это когда педагог предполагает новые пути решения учебно-воспитательных задач, экспериментально доказывая их.
  • 5. Эмпирический, научно-теоретический - определяется по степени научной обоснованности
  • 6. Психолого-педагогический, практический - определяется по характеру научной обоснованности.
  • 7. Длительный, кратковременный - по продолжительности во времени.

Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта

  • 4. Педагогический анализ собранной информации: расчленение изучаемого опыта на части, соответствующие основным идеям опыта; оценка идей опыта на основе критериев; определение причинно-следственных связей между заявленной проблемой и идеей опыта; выявление места и роли опыта в целостной педагогической системе.
  • 5. Обобщение опыта: систематизация и синтез полученных на основе анализа данных; формулировка сущности и ведущей идеи опыта; раскрытие условий, в которых развивался опыт и затруднения, с которыми сталкивался педагог; определение границ применения опыта и его практической значимости для других педагогов; описание опыта в соответствии с определёнными требованиями

Формы изучения и обобщения передового педагогического опыта:

Анализ и обобщение передового педагогического опыта Под анализом опыта понимают мысленное расчленение целостного педагогического процесса на составляющие его элементы. Выделяемые путём анализа элементы педагогического опыта оцениваются с точки зрения их педагогической эффективности. · Педагогические задачи. При анализе и оценке этого элемента опыта педагога необходимо выяснить, какие именно задачи он поставил перед собой. · Содержание обучения. Анализ должен установить, как педагог определяет содержание обучения, в какой мере оно отвечает намеченным педагогическим задачам. · Деятельность педагога. При анализе и оценке опыта педагога необходимо обратить внимание на соответствие его деятельности поставленным педагогическим задачам, специфике содержания обучения, уровню подготовленности детей к обучению в школе, индивидуальным особенностям детей и т.д.

Деятельность детей на занятиях. При анализе и оценке деятельности детей особенно важно установить, как они относятся к ней (работают целеустремлённо, с увлечением, интересом или неохотно). · Материальное оснащение деятельности педагога и детей. Необходимо установить, насколько удачно используются учебно-наглядные пособия, современные технические средства, оборудование, дидактические материалы и т.д. Особое внимание следует обратить на пособия, дидактические материалы, изготовленные силами педагога. · Внешние условия (в которых происходит обучение). При анализе и оценке следует обратить внимание на те условия, которые наиболее удачно организует и использует педагог для достижения положительных результатов обучения. · Результаты изучения. При анализе и оценке необходимо учитывать умение не только воспроизводить знания, но и самостоятельно их приобретать и применять; выявлять умения и навыки, изменения в развитии детей, уровня воспитанности.

Деятельность детей на занятиях. При анализе и оценке деятельности детей особенно важно установить, как они относятся к ней (работают целеустремлённо, с увлечением, интересом или неохотно). · Материальное оснащение деятельности педагога и детей. Необходимо установить, насколько удачно используются учебно-наглядные пособия, современные технические средства, оборудование, дидактические материалы и т.д. Особое внимание следует обратить на пособия, дидактические материалы, изготовленные силами педагога. · Внешние условия (в которых происходит обучение). При анализе и оценке следует обратить внимание на те условия, которые наиболее удачно организует и использует педагог для достижения положительных результатов обучения. · Результаты изучения. При анализе и оценке необходимо учитывать умение не только воспроизводить знания, но и самостоятельно их приобретать и применять; выявлять умения и навыки, изменения в развитии детей, уровня воспитанности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Передовой опыт — это высокое мастерство учителя, т. е. такая практика, которая дает высокий педагогический результат.

Педагогический опыт — результат педагогической деятельности учителя, отражающий уровень овладения им совокупностью профессиональных умений, самостоятельно используемых при реализации стоящих педагогических задач.

По мнению М. Н. Скаткина, передовым является тот опыт, который обеспечивает положительный результат при меньшей, чем обычно, затрате времени и сил.

Изучение и обобщение педагогического опыта

Изучение и обобщение педагогического опыта

 Передовой опыт — это высокое мастерство учителя, т. е. такая практика, которая дает высокий педагогический результат. Педагогический опыт — результат педагогической деятельности учителя, отражающий уровень овладения им совокупностью профессиональных умений, самостоятельно используемых при реализации стоящих педагогических задач. По мнению М. Н. Скаткина, передовым является тот опыт, который обеспечивает положительный результат при меньшей, чем обычно, затрате времени и сил.

Передовой опыт — это высокое мастерство учителя, т. е. такая практика, которая дает высокий педагогический результат.

Педагогический опыт — результат педагогической деятельности учителя, отражающий уровень овладения им совокупностью профессиональных умений, самостоятельно используемых при реализации стоящих педагогических задач.

По мнению М. Н. Скаткина, передовым является тот опыт, который обеспечивает положительный результат при меньшей, чем обычно, затрате времени и сил.

 В процессе целенаправленного наблюдения можно обнаружить ценные творческие находки, приемы, средства и методы обучения, заслуживающие глубокого изучения и распространения. Опыт педагога может не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но основанный на известном применении установленных наукой принципов и методов он явится хорошим образцом для тех преподавателей, которые еще не овладели педагогическим мастерством. Так же о качестве любой работы можно судить по ее конечным результатам (уровень ЗУН, развития личности, уровень воспитанности.

В процессе целенаправленного наблюдения можно обнаружить ценные творческие находки, приемы, средства и методы обучения, заслуживающие глубокого изучения и распространения.

Опыт педагога может не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но основанный на известном применении установленных наукой принципов и методов он явится хорошим образцом для тех преподавателей, которые еще не овладели педагогическим мастерством.

Так же о качестве любой работы можно судить по ее конечным результатам (уровень ЗУН, развития личности, уровень воспитанности.

Признаки передового педагогического опыта: - высокие количественные и качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса; - сформированность общественной направленности личности; - образованность учащихся (полнота и прочность знаний, система знаний и мера их обобщенности, умение переносить знания в новую ситуацию); -сформированные познавательные интересы и потребности; - стремление к самообразованию;

Признаки передового педагогического опыта:

- высокие количественные и качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса;

- сформированность общественной направленности личности;

- образованность учащихся (полнота и прочность знаний, система знаний и мера их обобщенности, умение переносить знания в новую ситуацию);

-сформированные познавательные интересы и потребности;

- стремление к самообразованию;

-наличие общественно ценных мотивов и ценностных ориентации в учебной деятельности; - воспитанность учащихся; -профессионально-трудовой опыт преподавателя, т.е. наличие необходимых умений в различных видах деятельности (научная организация труда — НОТ), практические навыки в исполнении профессиональных и трудовых операций (их количество, качество, скорость); - умение анализировать процесс и результат конкретных видов профессинально-педагогического труда;

-наличие общественно ценных мотивов и ценностных ориентации в учебной деятельности;

-профессионально-трудовой опыт преподавателя, т.е. наличие необходимых умений в различных видах деятельности (научная организация труда — НОТ), практические навыки в исполнении профессиональных и трудовых операций (их количество, качество, скорость);

- умение анализировать процесс и результат конкретных видов профессинально-педагогического труда;

 - самоконтроль, самоанализ проделанной работы, связь теории с практикой; рационализаторский подход к делу; - коррекция в организации труда преподавателя; - оптимальность педагогического опыта (достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьших затратах сил и времени);

- самоконтроль, самоанализ проделанной работы, связь теории с практикой; рационализаторский подход к делу;

- коррекция в организации труда преподавателя;

- оптимальность педагогического опыта (достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьших затратах сил и времени);

 - устойчивость, стабильность опыта; - возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими; - перспективность опыта; - научная обоснованность опыта. При наличии этих признаков данный опыт следует причислять к передовому.

- устойчивость, стабильность опыта;

- возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими;

- научная обоснованность опыта.

При наличии этих признаков данный опыт следует причислять к передовому.

 Изучение ПО осуществляют подразделения: методическая секция или объединение ; цикловая комиссия ; научная группа по изучению актуальных проблем педагогики научно-педагогический семинар ; проблемная лаборатория; школа педагогического мастерства; спецкурс по узким проблемам педагогики и педагогического исследования.

Изучение ПО осуществляют подразделения:

Основные формы изучения и обобщения педагогического опыта:

-открытые занятия по различным темам,

-пед советы, производственные собрания,

Этапы изучения и обобщения передового педагогического опыта.

Первый этап— обнаружение противоречия между сложившимися формами и методами работы, с одной стороны, и потребностями повышения ее эффективности — с другой. Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах (понятиях и категориях) педагогической науки.

 Второй этап — выявление находок, новшеств в работе отдельных педагогов или целых коллективов, имеющих определенные достижения в учебно-воспитательной работе. Определяется объект исследования, изучения и обобщения опыта.

Второй этап — выявление находок, новшеств в работе отдельных педагогов или целых коллективов, имеющих определенные достижения в учебно-воспитательной работе. Определяется объект исследования, изучения и обобщения опыта.

 Третий этап — составление развернутой программы изучения и обобщения опыта: окончательно формируются тема и цель, уточняются объект и предмет изучения и обобщения. Программа изучения: намечаются и конкретизируются методы исследования, определяется, какие вопросы будут изучаться и какими методами; устанавливаются этапы работы и календарные сроки изучения конкретных объектов; назначаются персональные исполнители (по какому вопросу должен обобщать материал каждый исполнитель).

Третий этап — составление развернутой программы изучения и обобщения опыта: окончательно формируются тема и цель, уточняются объект и предмет изучения и обобщения.

Программа изучения: намечаются и конкретизируются методы исследования, определяется, какие вопросы будут изучаться и какими методами;

Четвертый этап — работа по сбору педагогических фактов и другого эмпирического и информационного материала на основе программы. Полученный материал уточняется, проверяется его достоверность. Для дальнейшего изучения и обобщения педагогический опыт необходимо описать (назвать авторов, вычленить проблему, последовательно пересказать содержание опыта, описать конкретные условия и время, в которых он реализуется, показать успехи учебно-воспитательной работы, относящиеся к описываемому опыту).

 Пятый этап — осмысление описанного опыта: сопоставляются, сравниваются, анализируются факты, выявляются взаимосвязи между ними, выясняется характер зависимости между ними и педагогического процесса от конкретных условий. Отсюда следуют конкретные выводы. Осмысленный материал оформляется в виде доклада, статьи методической разработки и рекомендаций, плаката, информации лекции, брошюры, книги, монографии, диссертации и т.п. — шестой этап.

Пятый этап — осмысление описанного опыта: сопоставляются, сравниваются, анализируются факты, выявляются взаимосвязи между ними, выясняется характер зависимости между ними и педагогического процесса от конкретных условий. Отсюда следуют конкретные выводы.

Осмысленный материал оформляется в виде доклада, статьи методической разработки и рекомендаций, плаката, информации лекции, брошюры, книги, монографии, диссертации и т.п. — шестой этап.

Читайте также: