Меня во мраке и в пыли анализ стихотворения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Любовь – центральное понятие философской доктрины, нашедшей выражение в толстовской лирике. Убежденный в неземном происхождении высокого чувства, герой ” Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…” обещает избраннице счастливую встречу – воссоединение всех душ, которое случится по ту сторону “неволи”, “земного горя”.

В стихотворении, датированном 1851-1852 гг., автор развивает тему любви как божественного дара, преображающего человека. Специфика лирической ситуации, представленной в тексте, сближает ее с пушкинским “Пророком”.

В обоих случаях перед читателем разворачивается впечатляющая картина: высшие силы производят фантастическую трансформацию, в ходе которой смертный получает новые удивительные качества.

Существенны и различия: в пушкинской версии подчеркивается болезненность загадочной манипуляции, у Толстого все свершается само собой, по воле “любови”.

Особенно сильны пушкинские реминисценции в зачине. Лирического героя Толстого томит несвобода. “Мрак” и “пыль” его существования напоминают “пустыню мрачную” отшельника, неожиданно повстречавшего серафима.

занимающий у Пушкина основную часть текста, в толстовском произведении совершается мгновенно. Не конкретизируется и персонаж, сумевший осуществить эти изменения. Чудесные результаты мистической операции – тема, на которой сосредоточен лирический субъект.

Какие ощущения испытывает вознесенный “любови крыльями”? Он наделяется удивительно зорким зрением и чутким слухом, поэтому в состоянии созерцать “мир незримый” и понимать то, что “неуловимо” для непосвященных. Герой, озаренный лучами “горней выси”, по-новому видит земные долины и может проникать в тайную жизнь природы.

Детали пейзажа, открывшиеся преображенному лирическому “я”, ярки и динамичны. В темной глубине горных скал бьется живое “сердце каменное”, а под корой дерева бежит невидимая “певучая” струя сока. Стремясь придать эпизоду особую выразительность, автор концентрирует в нем эпитеты, олицетворения и оригинальные метафорические конструкции.

Герой, умудренный сокровенным знанием, осмысливает новый опыт: истинным законом и источником жизни является любовь, рожденная божественными силами. К ней, как к своему единому началу, инстинктивно стремится природа. Право прикоснуться к гармонизующей сути мироздания доступно лучшим из людей – пророкам, обладающим чутким “вещим” сердцем.

* * *

Меня, во мраке и в пыли
Досель влачившего оковы,
Любови крылья вознесли
В отчизну пламени и слова.
И просветлел мой тёмный взор,
И стал мне виден мир незримый,
И слышит ухо с этих пор,
Что для других неуловимо.

И с горней выси я сошёл,
Проникнут весь её лучами,
И на волнующийся дол
Взираю новыми очами.
И слышу я, как разговор
Везде немолчный раздаётся,
Как сердце каменное гор
С любовью в тёмных недрах бьётся,
С любовью в тверди голубой
Клубятся медленные тучи,
И под древесною корой,
Весною свежей и пахучей,
С любовью в листья сок живой
Струёй подъемлется певучей.
И вещим сердцем понял я,
Что всё рождённое от Слова,
Лучи любви кругом лия,
К нему вернуться жаждет снова;
И жизни каждая струя,
Любви покорная закону,
Стремится силой бытия
Неудержимо к Божью лону;
И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.

Процесс преображения, занимающий у Пушкина основную часть текста, в толстовском произведении совершается мгновенно. Не конкретизируется и персонаж, сумевший осуществить эти изменения. Чудесные результаты мистической операции – тема, на которой сосредоточен лирический субъект.

Меня, во мраке и в пыли
Досель влачившего оковы,
Любовьи крылья вознесли
В отчизну пламени и слова;
И просветлел мой темный взор,
И стал мне видим мир незримый,
И слышит ухо с этих пор,
Что для других неуловимо.
И с горней выси я сошел,
Проникнут весь ее лучами
И на волнующийся дол
Взираю новыми очами.
И слышу я, как разговор
Везде немолчный раздается,
Как сердце каменное гор
С любовью в темных недрах бьется,
С любовью в тверди голубой
Клубятся медленные тучи,
И под древесною корой,
Весною свежей и пахучей,
С любовью в листья сок живой
Струей подъемлется певучей.
И вещим сердцем понял я,
Что все рожденное от Слова,
Лучи любви кругом лия,
К нему вернуться жаждет снова;
И жизни каждая струя,
Любви покорная закону,
Стремится силой бытия
Неудержимо к божью лону;
И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.

Все начинается с любви.. .
Твердят:
"Вначале
было
слово. "
А я провозглашаю снова:
Все начинается
с любви.

Процесс преображения, занимающий у Пушкина основную часть текста, в толстовском произведении совершается мгновенно. Не конкретизируется и персонаж, сумевший осуществить эти изменения. Чудесные результаты мистической операции — тема, на которой сосредоточен лирический субъект.

Худ. приемы :
1)Архаизмы : Досель, влачившего, незримый, с горней выси, очи, дол, лоно, лия,
2) Инверсия- " Любови крылья вознесли" , " И с горней выси я сошел" , " Проникнут весь её лучами"
3) Метафора- "любови крылья вознесли" , "темный взор" ," сердце каменное гор" (я не все метафоры беру, думаю столько хватит)
4)Эпитеты- " мир незримы"
5) Оксюморон- " и просветлел мой темный взор" , " и стал мне виден мир незримый" (ну на счет этого я сомневаюсь, ну должно быть верно)

Стихотворный размер - на четвертый слог вроде падает, не знаю кароче

Способ рифмовки-перекрестная АВАВ

Стихотворение написано в 1851 Алексеем Константиновичем Толстым.
В нем автор говорит о любви как о главном источнике энергии Мироздания, божественного дара, преображающего человека, главной силе Вездесущего, без которой ничего бы не существовало в природе.
Лирический герой в какой-то момент, проникшись любовью, воодушевляется красотой природы. его темный взор просветлел. И взирая новыми очами, он видит мир с другой стороны. Герой понимает, что всё живое, сотворённое Богом, всегда должно жить в потоке любви и в гармонии с Мирозданием.
Человек будучи физически живым, может быть мертвым духовно, это было до его возражения, когда он не видел красоты и одухотворенности земного бытия. Но любовь к отчизне и Слову оживила его духовный мир и открыла в его сознании понимание истины существования всего живого на земле.
Средства выразительности .
Эпитеты: темный взор, незримый мир, волнующиеся дол, живой сок, струя певучая, каменное сердце гор, вещее сердце.
Метафора. Каждая струя жизни ( организмы) крылья любви вознесли (озарился).
Олицетворение просветлел взор, сок поъемлется, лучи любви льются.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Областной конкурс исследовательских работ учащихся по литературному краеведе.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Областной конкурс исследовательских работ учащихся по литературному краеведе.

Областной конкурс исследовательских работ учащихся по литературному краеведению, посвящённый 200-летию со дня рождения А.К. Толстого

Алексей Константинович Толстой(1817-1875) В 2017 году мы отметим 200- летний.

Алексей Константинович Толстой(1817-1875) В 2017 году мы отметим 200- летний юбилей со дня рождения нашего замечательного поэта –земляка А.К.Толстого.

Неожиданным открытием для меня стала любовная лирика и история любви поэта к.

Неожиданным открытием для меня стала любовная лирика и история любви поэта к С.А. Миллер. Тема любви является одной из ведущих в творчестве А.К. Толстого и часто переходит из разряда лирики в высокую философию.

Влияние мотивов, образов поэзии А.С.Пушкина на творческие искания А.К.Толстог.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его материалов и выводов в курсе русской литературы 10 класса Практическая значимость исследования

Основным методом исследования является сравнительно-сопоставительный анализ.

Основным методом исследования является сравнительно-сопоставительный анализ. Методика исследования

Определить виды и уровни пушкинских реминисценций в поэзии Толстого Цель науч.

Определить виды и уровни пушкинских реминисценций в поэзии Толстого Цель научного исследования

Основные положения исследовательской работы

Основные положения исследовательской работы

1.Единство основных мотивов стихотворений. 2.Толстой, как Пушкин, обращается.

1.Единство основных мотивов стихотворений. 2.Толстой, как Пушкин, обращается к библейскому сюжету. 3. Сходство этих лирических произведений в композиции. 4.Словесные совпадения. 5.Стилистические приемы . 6.Сходство средств художественной выразительности. 7. Стихотворный размер Основания, позволяющие говорить о сходстве двух стихотворений

1. Толстой совершенно по-новому раскрывает идею обретенного лирическим героем.

1. Толстой совершенно по-новому раскрывает идею обретенного лирическим героем пророческого дара. Она теряет свою общественную направленность и становится темой общечеловеческой, сугубо личной. 2.Герой стихотворения Толстого – это не библейская фигура и не носитель общественных идеалов, каким нам видится пушкинский поэт-пророк. Та истина, которую он несет людям, не выжигает сердца дотла своей правдивой горечью, она зажигает их спокойным теплым светом счастья. Новаторство А.К.Толстого

3.Лейтмотивом стихотворения Толстого является радость, оптимизм и любовь ко в.

3.Лейтмотивом стихотворения Толстого является радость, оптимизм и любовь ко всему сущему. 4.Толстой уходит от высокой, торжественной, патетической лексики, в конце стихотворения синтаксис изменяется. Новаторство А.К.Толстого

Таким образом, из всего вышесказанного можно заключить, что для лирики А.К. Т.

Алексей Толстой

Меня, во мраке и в пыли
Досель влачившего оковы,
Любови крылья вознесли
№ 4 В отчизну пламени и слова.
И просветлел мой темный взор,
И стал мне виден мир незримый,
И слышит ухо с этих пор,
№ 8 Что для других неуловимо.

И с горней выси я сошел,
Проникнут весь ее лучами,
И на волнующийся дол
№ 12 Взираю новыми очами.
И слышу я, как разговор
Везде немолчный раздается,
Как сердце каменное гор
№ 16 С любовью в темных недрах бьется,
С любовью в тверди голубой
Клубятся медленные тучи,
И под древесною корой,
№ 20 Весною свежей и пахучей,
С любовью в листья сок живой
Струей подъемлется певучей.
И вещим сердцем понял я,
№ 24 Что все рожденное от Слова,
Лучи любви кругом лия,
К нему вернуться жаждет снова;
И жизни каждая струя,
№ 28 Любви покорная закону,
Стремится силой бытия
Неудержимо к божью лону;
И всюду звук, и всюду свет,
№ 32 И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.

Menya, vo mrake i v pyli
Dosel vlachivshego okovy,
Lyubovi krylya voznesli
V otchiznu plameni i slova.
I prosvetlel moy temny vzor,
I stal mne viden mir nezrimy,
I slyshit ukho s etikh por,
Chto dlya drugikh neulovimo.

I s gorney vysi ya soshel,
Proniknut ves yee luchami,
I na volnuyushchysya dol
Vzirayu novymi ochami.
I slyshu ya, kak razgovor
Vezde nemolchny razdayetsya,
Kak serdtse kamennoye gor
S lyubovyu v temnykh nedrakh byetsya,
S lyubovyu v tverdi goluboy
Klubyatsya medlennye tuchi,
I pod drevesnoyu koroy,
Vesnoyu svezhey i pakhuchey,
S lyubovyu v listya sok zhivoy
Struyey podyemletsya pevuchey.
I veshchim serdtsem ponyal ya,
Chto vse rozhdennoye ot Slova,
Luchi lyubvi krugom lia,
K nemu vernutsya zhazhdet snova;
I zhizni kazhdaya struya,
Lyubvi pokornaya zakonu,
Stremitsya siloy bytia
Neuderzhimo k bozhyu lonu;
I vsyudu zvuk, i vsyudu svet,
I vsem miram odno nachalo,
I nichego v prirode net,
Chto by lyubovyu ne dyshalo.

Vtyz, dj vhfrt b d gskb
Ljctkm dkfxbdituj jrjds,
K/,jdb rhskmz djpytckb
D jnxbpye gkfvtyb b ckjdf/
B ghjcdtnktk vjq ntvysq dpjh,
B cnfk vyt dblty vbh ytphbvsq,
B cksibn e[j c 'nb[ gjh,
Xnj lkz lheub[ ytekjdbvj/

B c ujhytq dscb z cjitk,
Ghjybryen dtcm tt kexfvb,
B yf djkye/obqcz ljk
Dpbhf/ yjdsvb jxfvb/
B cksie z, rfr hfpujdjh
Dtplt ytvjkxysq hfplftncz,
Rfr cthlwt rfvtyyjt ujh
C k/,jdm/ d ntvys[ ytlhf[ ,mtncz,
C k/,jdm/ d ndthlb ujke,jq
Rke,zncz vtlktyyst nexb,
B gjl lhtdtcyj/ rjhjq,
Dtcyj/ cdt;tq b gf[extq,
C k/,jdm/ d kbcnmz cjr ;bdjq
Cnhetq gjl]tvktncz gtdextq/
B dtobv cthlwtv gjyzk z,
Xnj dct hj;ltyyjt jn Ckjdf,
Kexb k/,db rheujv kbz,
R ytve dthyenmcz ;f;ltn cyjdf;
B ;bpyb rf;lfz cnhez,
K/,db gjrjhyfz pfrjye,
Cnhtvbncz cbkjq ,snbz
Ytelth;bvj r ,j;m/ kjye;
B dc/le pder, b dc/le cdtn,
B dctv vbhfv jlyj yfxfkj,
B ybxtuj d ghbhjlt ytn,
Xnj ,s k/,jdm/ yt lsifkj/

Читайте также: