Медико педагогический контроль на физкультурном занятии в школе

Обновлено: 03.07.2024

Физкультурное занятие является основной формой организованного систематического обучения детей физическим упражнениям. При этом решаются взаимосвязанные оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Показателем эффективности физкультурного занятия является соответствие:

• физической нагрузки функциональным возможностям и состоянию здоровья детей (оптимальная нагрузка – тренирующий, оздоровительный эффект)

Задачей МПК физкультурного занятия является оценка его эффективности.

Медико-педагогические наблюдения на физкультурных занятиях проводятся два раза в год в каждой возрастной группе (и подгруппе средне-сильной и слабо-средней) медицинской сестрой и старшим воспитателем.

Старший воспитатель знакомиться с планом занятия, проверяет соответствует ли план и содержание занятия требованиям Программы для детей данного возраста, состоянию здоровья и уровню физической подготовленности детей. Совместно с медсестрой даётся оценка соответствия места проведения занятия и формы детей санитарно-гигиеническим нормам. Во время наблюдения на занятии старший воспитатель ведёт протокол хронометража, где фиксируется и даётся характеристика двигательной деятельности детей. Определяется общая и моторная плотность занятия и их соответствие нормам.

Общая плотность физкультурного занятия представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах.

Должна составлять не менее 90 %.

Общая плотность = Полезное время. 100% = Норма:

Продолжительность занятия

Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемого ребёнком на выполнение движений ко всему времени занятия, выраженном в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70-85%. В зависимости от задач конкретного занятия может меняться от 60 до 85%, особенно в младших возрастных группах.

Моторная плотность = Время, затраченное на движения

Общее время занятия 100% = Норма :

О характере физической нагрузки и её влиянии на организм ребёнка старший воспитатель судит по внешним признакам. Выполнение физических упражнений предполагает некоторую степень утомления.

1. Допустимую степень нагрузки характеризуют незначительное покраснение лица, выражение его остаётся спокойным; незначительная потливость; несколько учащённое, но ровное дыхание; движения бодрые; задание ребёнок воспринимает хорошо и правильно выполняет.

2. Средняя степень утомления выражается в значительном покраснении лица, оно напряжено; дыхание резко учащается; движения теряют координированность, чёткость, появляются дополнительные лишние движения; дети жалуются на усталость.

3. Значительное утомление проявляется в значительной потливости, иногда побледнении лица; снижении темпа и амплитуды движений; вялости или чрезмерной возбудимости; прекращении деятельности.

Наиболее информативным показателем реакции организма ребёнка на физическую нагрузку является частота сердечных сокращений (ЧСС). ЧСС измеряется как в процессе выполнения физических упражнений, так и в восстановительном периоде.

Для определения правильности построения физкультурного занятия и распределения физической нагрузки по частям медицинская сестра измеряет частоту пульса у ребёнка после определённой части занятия и заносит результат в таблицу с характеристикой двигательной деятельности. Затем сравнивает полученные результаты с нормой увеличения ЧСС от исходного уровня при нормальной физической нагрузке. Результаты заносятся в протокол

• до занятия (исходный уровень)

• после вводной части (норма увеличения – 20-25%)

• после общеразвивающих (ОРУ) (норма увеличения – 35-40%)

• после основных видов движений (ОВД) (норма увеличения – 50-70%)

подвижной игры : высокой интенсивности (норма увеличения – 70-80%)

средней интенсивности – п/и на внимание и точность выполнения

движений (норма увеличения –50-70 %)

п/и соревновательного характера (пиковая нагрузка. норма увеличения –

• заключительной части (норма увеличения – 5-10%)

• после занятия в восстановительном периоде (восстановление до исходного уровня не более через 3-5 мин)

Средний уровень ЧСС ребёнка за всё время занятия является показателем влияния физической нагрузки всего занятия на организм ребёнка.

Тренировочный эффект достигается при среднем арифметическом значении ЧСС во время занятия

для детей 3-4 лет – 130-140 уд. в мин. ;

для детей 5-7 лет – 140-160 уд. в мин.

Оздоровительный и тренирующий эффект физкультурного занятия может быть обеспечен при целесообразном сочетании движений с разной степенью интенсивности.

Можно выделить три степени интенсивности физической нагрузки по частоте сердечных сокращений (ЧСС) :

Высокая (ЧСС – 160-180-190 уд. /мин., длительность непрерывной работы до 1 мин. (одномоментно, восстановительный период до исходного уровня 3-5 мин.)

На одном занятии может повторятся 2-3 раза.

Средняя (ЧСС – 140-150-160 уд. /мин., при длительности непрерывной работы 5-10 мин., восстановительный период до исходного уровня 2-3 мин.)

Низкая (ЧСС – 100-110-130 уд. /мин., длительность непрерывной работы не более 10 мин., восстановительный период до исходного уровня 1 мин.)

На физкультурном занятии дети должны выполнять нагрузки разной интенсивности.

На основании результатов ЧСС ребёнка проводиться построение физиологической кривой занятия.

На основе результатов МПК даётся общая оценка физкультурному занятию, его эффективности. При необходимости проводиться корректировка параметров физической нагрузки, содержания и методики проведения занятия.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Читайте также: