Маяковский сатирик анализ одного стихотворения восприятие истолкование оценка кратко

Обновлено: 05.07.2024

Полный текст стихотворения “Послушайте!”

Послушайте!

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!

А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
“Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!”
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

Стихотворение “Послушайте!” написано в 1914 году.

Вариант 1

Тема стихотворения – человеческая жизнь; поэтическое искусство.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Монолог можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, зачем зажигают звезды, рассказ о благодарности Богу за то, что он зажигает звезды и освещает путь тому, кому это нужно. На строфы произведение не делится

Жанр – элегия с элементами послания.

Стихотворный размер – написан тоническим стихом, большинство строк не рифмуются, некоторые объединены перекрестной рифмовкой АВАВ.

Вариант 2

Маяковский аллегорически сравнивает процесс появления новых звезд с действием высших сил. Но бог создает звезды не по собственной инициативе, ему это безразлично. Только человеческая мольба способна повлиять на божественное решение. Следовательно, звезды возникают в результате желания людей, которые действительно нуждаются в этом. Автор уверен, что пока это происходит, не все еще потеряно. Человечество может спастись, если будет сохранять в себе лучшие устремления и надежды.

Вариант 3

Одно из ярчайших и самых запоминающихся стихотворений раннего Маяковского; однако не такое простое при ближайшем рассмотрении. У стихотворения нет четко выстроенное сюжетной линии; оно представляет собой обращение к необозначенному слушателю.

Произведение имеет рамочную композицию, начало и финал отражают друг друга – точно повторяются некоторые выражения, но при этом авторская мысль проходит определенное развитие. Обращение открывается восклицанием (привлечение внимание), за ним следует несколько риторических вопросов (поэт знает, что допустим только положительный ответ).

Стихотворение рассчитано не столько даже на читателя, сколько на слушателя; можно сказать, что Маяковский выстраивает его чуть ли не по правилам античной риторики – тезис, пример-обоснование и утверждение тезиса.

Вариант 1

Тема. Тема стихотворения определяется неоднозначно. Она зависит от того, как толковать образы-символы, используемые В. Маяковским. Некоторые исследователи полагают, что под звездами автор подразумевал поэтическое творчество, другие же придерживаются мнения о том, что звезды – человеческая жизнь. В обеих позициях есть логика.

Композиция. Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Его можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, зачем зажигают звезды, рассказ о благодарности Богу за то, что он зажигает звезды и освещает путь тому, кому это нужно. На строфы произведение не делится. Необычная форма, характерная для футуристической литературы, позволяет автору выделить произведение на фоне философской лирики.

Жанр. Разбор произведения доказывает, что по жанру – это элегия с элементами обращения. Владимир Владимирович размышляет над вечной проблемой, обращаясь при этом к читателям. Написаны строки произведения разностопным ямбом. Большинство строк не рифмуется, некоторые объединены перекрестной рифмовкой АВАВ.

В тропах ярко выражена индивидуально-авторская манера Маяковского, например, его склонность к соединению в одном контексте возвышенного и приземленного: звезды он называет плевочками, а руку бога – жилистой.

Важную роль в произведении играет также интонация. Создается впечатление, что лирический герой выступает перед публикой, рассказывая о своих предположениях с трибуны.

Вариант 2

Стихотворение написано молодым Владимиром Маяковским в то счастливое время, когда наша страна еще не знала ужасов Первой мировой войны и революции. Поэт был увлечен футуризмом. Он с надеждой смотрел в будущее и пытался ответить на извечный вопрос, в чем заключается смысл жизни человека.

Вот, например, целый ряд глаголов: врывается, боится, плачет, целует, просит, клянется – они передают не только динамику событий, но и эмоциональный накал. Есть в стихотворении сравнение (кто-то называет эти плевочки жемчужиной), риторическое восклицание (Послушайте), риторический вопрос (значит – это кому-нибудь нужно?).

Необходимо отметить также анафору (повторение слов в начале строк): (значит – это кому-нибудь нужно? Значит – кто-то хочет, чтобы они были? Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?). Метафоры у Маяковского всегда необычны и красивы. Вот и здесь: метели полуденной пыли.

В этом стихотворении автор добился того, что каждое выделенное им слово стало значимым и ве­сомым. Акценты достигаются также за счет знаков препинания – они создают эмоциональный настрой произведения.

Вариант 3

Стихотворение “Послушайте!” написано в 1914году.

В стихах этого периода внимательный читатель увидит не только фамильярные, насмешливые, пренебрежительные интонации, но и, присмотревшись, поймет, что за внешней бравадой – ранимая, одинокая душа. Цельность характера поэта, человеческая порядочность, помогавшая ориентироваться в главных проблемах времени, внутренняя убежденность в правоте своих нравственных идеалов отделяли В. М. от других поэтов, от привычного течения жизни.

Эта обособленность рождала душевный протест против обывательской среды, где не было высоких духовных идеалов. Стихотворение-крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к людям: “Послушайте!” Таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает свою речь, надеясь быть услышанным и понятым.

Лирический герой стихотворения не просто произносит, а “выдыхает” это слово, отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую его проблему. Это не жалоба на “равнодушную природу”, это жалоба на человеческое равнодушие. Поэт как бы спорит с воображаемым оппонентом, человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его в том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством, горем.

Весь строй речи в стихотворении “Послушайте!” именно такой, какой бывает, когда, ведется острая дискуссия, полемика, когда тебя не понимают, а ты лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься: поймут, поймут. Вот только объяснить надо как следует, найти самые важные и точные выражения. И лирический герой их находит.

Накал страстей, эмоций, переживаемых нашим героем, становится так силен, что иначе их не выразить, как только этим многозначным емким словом-“Да?!”, обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и обеспокоенность, и забота, и сопереживание, и надежда.

Если бы у лирического героя совсем не было надежды на понимание, он бы так не убеждал, не увещевал, не волновался. Последняя строфа стихотворения начинается так же, как и первая, с того же слова. Но авторская мысль в ней развивается совершенно по-другому, более оптимистично, жизнеутверждающе по сравнению с тем, как она выражена в первой строфе. Последнее предложение вопросительное. Но, в сущности, оно утвердительно. Ведь это риторический вопрос ответ не требуется.

Располагая стихи “лесенкой”, он добился того, что каждое слово становится значимым, весомым. Рифма В. М. – необычайная, она как бы “внутренняя”, чередование слогов не явное, не очивидное-это белый стих. А как выразительна ритмика его стихов! Мне кажется, ритм в поэзии Маяковского-самое главное, сначала рождается он, а потом уже мысль, идея, образ.

Некоторые думают, что стихи В. М. надо кричать, надрывая голосовые связки. У него есть стихи для “площадей”. Но в ранних стихах преобладают интонации доверительности, интимности. Чувствуется, что поэт только хочет казаться грозным, дерзким, уверенным в себе. Но на самом деле он не такой. Наоборот, М. одинок и неприкаян, и душа его жаждет дружбы, любви, понимания.

В этом стихотворении нет неологизмов, столь привычных для стиля В. М.. “Послушайте!”-взволнованный и напряженный монолог лирического героя. Поэтические приемы, используемые В. М. в этом стихотворении, на мой взгляд, очень выразительны. Фантастика (“врывается к богу”) естественно сочетается с наблюдениями автора над внутренним состоянием лирического героя. Ряд глаголов: “врывается”, “плачет”, “просит”, “клянется”-передает не только динамику событий, но и их эмоциональный накал.

Ни одного нейтрального слова, все очень и очень выразительны, экспрессивны, и, мне кажется, само лексическое значение, семантика глаголов-действий указывает на крайнюю обостренность чувств, испытываемых лирическим героем. Основная интонация стиха не гневная, обличительная, а исповедальная, доверительная, робкая и неуверенная. Можно сказать, что голоса автора и его героя зачастую сливаются полностью и разделить их невозможно. Высказанные мысли и выплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу чувства героя, бесспорно, волнуют самого поэта. В них легко уловить ноты тревоги (“ходит тревожный”), смятения.

Огромное значение в системе изобразительно-выразительных средств у В. М. имеет деталь. Портретная характеристика Бога состоит всего лишь из одной-единственной детали‑у него “жилистая рука”. Эпитет “жилистая” настолько живой, эмоциональный, зримый, чувственный, что эту руку как бы видишь, ощущаешь в ее венах пульсирующую кровь. “Длань” (образ, привычный для сознания русского человека, христианина) органично, абсолютно естественно заменяется, как видим, просто “рукой”.

Мне кажется, в очень необычной антитезе, в словах антонимах (антонимами они являются только у В. М., в нашем привычном, общеупотребительном лексиконе это далеко не антонимы) противопоставлены очень важные вещи. Речь идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного звезды “плевочки”, а для другого-“жемчужины”.

Лирический герой стихотворения “Послушайте!” и есть тот “кто-то”, для кого без звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от одиночества, непонимания, но не смиряется с ним. Отчаяние его так велико, что ему просто не перенести “эту беззвездную муку”.

Стихотворение “Послушайте!”-развернутая метафора, имеющая большой иносказательный смысл. Кроме насущного хлеба, нам нужна еще и мечта, большая жизненная цель, духовность, красота. Нам нужны звезды -“жемчужины”, а не звезды-“плевочки”. В. М. волнуют вечные философские вопросы о смысле человеческого бытия, о любви и ненависти, смерти и бессмертия, добре и зле.

Однако в “звездной” теме поэту чужд мистицизм символистов, он не думает ни о какой “протянутости” слова к Вселенной, но В. М. ни в коей мере не уступает поэтам-мистикам в полете фантазии, свободно перебрасывая мост от земной тверди к безграничному небу, космосу. Безусловно, такой свободный полет мысли был подсказан В. М. в ту эпоху, когда казалось, что человеку подвластно все. И независимо от того, в какие тона окрашены астральные образы, сатирические или трагические, его творчество проникнуто верой в Человека, в его разум и великое предназначение.

Пройдут годы, утихнут страсти, российские катаклизмы превратятся в нормальную жизнь, и никто не будет считать В. М. только политическим поэтом, отдавшим свою лиру лишь революции. На мой взгляд, это величайший из лириков, и стихотворение “Послушайте!” — истинный шедевр русской и мировой поэзии.

Вариант 4

Лирика Маяковского сложна для понимания, так как далеко не каждому удается рассмотреть за нарочитой грубостью слога удивительно чувствительную и ранимую душу автора. Между тем, рубленые фразы, в которых нередко звучит откровенный вызов обществу, для поэта являются не средством самовыражения, а определенной защитой от агрессивного внешнего мира, в котором жестокость возведена в абсолют.

Рассуждая на тему жизненного предназначения людей, Маяковский сравнивает их со звездами, каждой из которых уготована своя судьба. Между рождением и смертью – всего лишь один миг по меркам вселенной, в который и укладывается человеческая жизнь. Так ли она важна и нужна в глобальном контексте бытия?

Подобные мысли, в общем-то, не свойственные Маяковскому, который без преувеличения считал себя гением поэзии и не стеснялся это открыто утверждать, демонстрируют истинный внутренний мир поэта, лишенный иллюзий и самообмана. И именно эти ростки сомнения позволяют читателю увидеть другого Маяковского, без привычного налета грубости и бахвальства, который ощущает себя потерянной звездой во Вселенной и не может понять, есть ли на земле хоть один человек, которому бы его стихи действительно запали в душу.

Вариант 1

Лирический герой Маяковского – человек с тонкой, ранимой душой, переживающий не только за себя, но и за все существа в этом мире. Он ратует и готов бороться за счастье людей, за справедливость, за свет.

Стихотворение публицистично по своей форме: оно построено как обращение, очень эмоциональное и сильное. По сути, это крик души лирического героя. К кому он обращен? Я думаю, ко всему миру – к людям, к самому Господу Богу. Так кричит человек в большом отчаянии, не находя ответы на свои вопросы, пытаясь найти помощь:

Ведь, если звезды зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

Значит — кто-то называет эти плевочки

чтоб обязательно была звезда! —

не перенесет эту беззвездную муку!

Но, вероятнее всего, Господь не дает никакого ответа на просьбу лирического героя. Ему остается лишь надеяться. Именно поэтому после он, в ожидании, нервничая, обращается к кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

К кому обращены эти слова лирического героя? К кому-то постороннему или к самому себе? Этим внутренним монологом поэт передает положение человека в мире – одинокого, маленького, неуверенного в завтрашнем дне. Ему так необходимо, чтобы звезды загорались каждую ночь. И поэтому отчаянные вопросы героя, являющиеся заключением стихотворения:

Ведь, если звезды

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — это необходимо,

чтобы каждый вечер

загоралась хоть одна звезда?! —

являются риторическими. Конечно, необходимо, чтобы звезды горели. Это огонек надежды, который поддерживает жизнь каждому из нас.

Таким образом, композиция стихотворения является кольцевой: во вступлении лирический герой задает вопросы, а в заключении дает ответ на них.

Кроме того, стихотворение наполнено восклицательными предложениями и риторическими вопросами, повторами:

Ведь, если звезды зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

Значит — кто-то называет эти плевочки

Вариант 2

Ведь, если звезды зажигают —

Значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

Ведь теперь тебе ничего?

Вариант 3

В чем заключается смысл жизни для каждого из нас? Зачем, для чего мы пришли в этот мир? Люди с древних веков до сегодняшнего дня пытаются найти ответы на подобные философские вопросы. Они сложны тем, что на них нельзя ответить однозначно, нельзя сказать человеку: делай так, и в этом есть смысл твоей жизни. Свой путь, свою цель и мечту каждый выбирает себе сам.

Попробуем представить историческую обстановку во время создания стихотворения. Россия 1914 года. Все худшее еще впереди: и Первая мировая война, и революция, и приход большевиков… Молодой Маяковский, увлеченный футуризмом и поэзией, с надеждой смотрящий в будущее, пытается понять, в чем же смысл жизни? Это было время, когда страна активно развивалась, и ее жители верили в свои силы и в завтрашний день. Развитие промышленности, урбанизация, постепенная смена старого на новое влияли и на сознание людей. Этот оптимистичный настрой чувствуется в стихотворении.

чтоб обязательно была звезда! -

не перенесет эту беззвездную муку!

Третья часть стихотворения звучит как вывод, как утверждение, несмотря на два вопросительных знака, к которым добавляется и восклицательный, которого не было в начале произведения. Лирический герой, нашедший свою звезду, уже не спрашивает, а утверждает:

Значит — это необходимо,

чтобы каждый вечер

загоралась хоть одна звезда?!

Стихотворение очень ритмично, что присуще Маяковскому. Игра слов, переход от одного к другому, акценты, достигающиеся за счет использования знаков препинания – все это создает неповторимый эмоциональный настрой, внутренний надрыв.

Мне очень нравится это стихотворение. Каждый раз, когда его читаешь, находишь ранее незамеченные оттенки и смыслы. О поиске смысла жизни и о том, что без цели жить невозможно, было написано много и многими. Но только у Маяковского об этом сказано простыми, доступными словами. Он сравнил мечту со звездами – подобные метафоры использовались и до него. Но только у Владимира Владимировича получилось это сделать так, что сразу хочется поднять глаза наверх, найти ту звезду, которая светит исключительно для тебя.

Вариант 3

Это произведение, в некотором роде, является гимном утрате человечеством истинных идеалов, в результате чего люди стали поклоняться фальшивым материальным идолам. В стихах того периода, если отбросить наигранное ритмичное бахвальство Маяковского, легко прослеживается глубокая ранимость и беспредельное одиночество, которое поэт ощущал, пребывая в перенаселенном мире. Автор задает болезненный для себя вопрос:

Ведь, если звезды зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит кто-то хочет, чтобы они были?

Значит – кто-то называет эти плевочки

Очевидно, что для кого-то в нашем мире звезды олицетворяют некое идеалистическое начало — жемчужины, которые остальным кажутся не более чем нелепыми плевочками, небрежно прикрепившимися к небосклону.

Благодаря необычной рифме, Маяковскому удается добиться весомости каждого слова. Слоги не чередуются явно и открыто, что делает каждый стих произведением искусства. Четко отлаженный ритм в стихах Маяковского придает этому окраски громогласного обращения к обывателям, прожигающим жизнь впустую и нацеливая энтузиазм на совершенно ненужные вещи.

Стихотворение написано в 1914 году, лирический герой данного поэтического творения одинок, легко раним, полон высоких стремлений к духовным идеалам.

Все стихотворение поэтому и выстроено в виде взволнованного монолога от лица лирического героя.

Вариант 4

Кольцевая композиция стихотворения определяет повторение уже звучавшего вопроса о том, кому же нужно зажигать звезды. Только теперь в нем появляется восклицательный знак и слово, выражающее долженствование:

Значит — это необходимо,

чтобы каждый вечер

загоралась хоть одна звезда.

Можно не любить творчество Маяковского, но не признавать его мастерство, его новаторство, вселенский масштаб его чувств невозможно.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Прозаседавшиеся.
История создания – произведение было написано осенью 1922 г., когда поэт убедился, что Октябрьская революция не стала спасительным кругом для народа.

Тема стихотворения – взаимоотношения простых людей и чиновников, рабочие будни тех, что заседают в кабинетах.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который рассказывает о том, как пытался попасть в кабинет чиновников. Рассказ героя можно разделить на две смысловые части: бесконечные хождения по лестницам в попытках попасть на прием к чиновнику и рассказ о заседании, на которое ворвался лирический герой.

Жанр – фельетон.

Стихотворный размер – написан ямбом, стихи разностопные, строки рифмуются непоследовательно, большинство и них объединены перекрестной рифмовкой АВАВ, также использует параллельную ААВВ и кольцевую АВВА.

Анализ стихотворения Прозаседавшиеся

2. Жанр произведения — сатирический фельетон.

4. Композиция стихотворения последовательная.

7. Главная мысль произведения — многочисленные учреждения не помогают восстановлению экономики, а только тормозят развитие страны. Чиновники проводят время в бессмысленных заседаниях, в то время как многим людям необходимо срочно решить какие-то вопросы.

История создания

Тема, основная идея и образы

В стихе автор пытался продемонстрировать протекание рабочих чиновничьих будней. Главную проблему он раскрывает посредством восприятия обычным человеком тех сложностей, с которыми ему приходится сталкиваться, обращаясь в госструктуры. В образе героя автор выставляет простого мужчину и описывает, какими на самом деле являются чиновники в глазах народа. Речь идет о работниках, они ежедневно торопятся в учреждения, где их ждут тысячи бумаг, которые они разбирают и расходятся по своим кабинетам.


Основной идеей произведения является бесконечное и безрезультатное скитание граждан, безнадежное обращение к представителям власти, отсутствие возможности получить ответы на интересующие вопросы. Героя произведения просят подождать, поскольку все заседают, затем предлагают прийти еще через какое-то время, так как не осталось даже секретарей — все ушли на комсомольские собрания.

С иронией и сарказмом Маяковский описывает эту картину, понимая, что на таких сборах не решается ничего, крайне редко затрагиваются важные проблемы. Весь день обычного человека проходит в беготне по коридорам и лестницам в попытках застать нужного чиновника. В конце концов, когда терпение героя лопается, он с гневом врывается в зал заседаний и видит, что там менее половины тех, кто должен присутствовать на рабочих местах. Высмеивает автор и поведение секретарши, которая оправдывает малую численность работников аппарата их занятостью в других мероприятиях.

Завершающей строкой поэт демонстрирует уверенность в том, что заседания — это напрасная трата времени, безделье, но страдают от этого только обычные люди. Яркими образами стихотворения являются:

В душе поэта никак не стихает возмущение. Он отображает конфликт между народом и государством, высмеивает вынужденность людей простаивать под дверями кабинетов, чтобы решить насущные проблемы. Бесконечные формальности создаются самими уполномоченными сотрудниками, что сильно усложняет жизнь просителям.

Вывод

Композиция

Формально стихотворение делится на строфы с разным количеством строк. Некоторые стихи состоят из одного-двух слов. Такая хаотичная форма характерна для футуристической литературы.

Возможно вам будет интересно

В стихотворении есть сюжет

Кто в глав, кто в ком, кто в полит, кто в просвет, расходится народ в учрежденья.

. Таким образом, высмеивая бессмысленные сокращения, Маяковский использует каламбур, то есть игру слов.

Поневоле приходится раздвояться! До пояса здесь, А остальное Там.

По сути, Маяковский использует это выражение в буквальном смысле, добиваясь сатирического эффекта. Такое переосмысление известных пословиц и поговорок характерно для творчества Маяковского.

О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!

Здесь Маяковский пародирует канцелярский стиль. Мечта героя, таким образом, тоже гиперболична, но читателю становится понятно, что нужно навсегда прекратить эту заседательскую волокиту.

Средства выразительности

Средства художественной выразительности

Лучшее

Владимир Маяковский — Нате

Лучшее

Владимир Маяковский — Лиличка

Лучшее

Владимир Маяковский — Юбилейное

Лучшее

Владимир Маяковский — Хорошее отношение к лошадям

Лучшее

Владимир Маяковский — Стихи о советском паспорте

Лучшее

Владимир Маяковский — Прозаседавшиеся

Лучшее

Владимир Маяковский — Послушайте

Лучшее

Владимир Маяковский — Облако в штанах (Поэма)

Лучшее

Владимир Маяковский — О дряни

Лучшее

Владимир Маяковский — Ночь

Лучшее

Владимир Маяковский — Необычайное приключение

Лучшее

Владимир Маяковский — Левый марш

Лучшее

Владимир Маяковский — А вы могли бы

Лучшее

Владимир Маяковский — Про это

Лучшее

Владимир Маяковский — Что такое хорошо и что такое плохо

Лучшее

Владимир Маяковский — Кем быть

Лучшее

Владимир Маяковский — Вам

Лучшее

Владимир Маяковский — Тучкины штучки

Лучшее

Владимир Маяковский — Скрипка и немножко нервно

Лучшее

Владимир Маяковский — Сергею Есенину

Лучшее

Владимир Маяковский — Письмо Татьяне Яковлевой

Лучшее

Владимир Маяковский — Дешевая распродажа

Лучшее

Владимир Маяковский — Париж

Отзывы: 2

Странно, что самого лучшего стихотворения Маяковского "Я знаю, город будет! Я знаю, саду цвесть!" здесь нет.

Здравствуйте! Это последние строки стихотворения "Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка".

Анализ стихотворений Маяковского: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений - запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).


Ваш сын прекрасно болен!

У него пожар сердца.

В поцелуе рук ли,

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением А вы могли бы?.

История создания – стихотворение было написано в 1913 г., через год после того, как взошла творческая заря поэта.

Тема стихотворения – красота человеческих будней.

Композиция – Стихотворение являет собой монолог-обращение лирического героя к окружающим. Рассказ героя не делится на части по смыслу. Автор, как бусины, нанизывает прекрасные ассоциации, которые вызывают у него обыденные вещи. На строфы произведение не делится.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Любит? не любит? Я руки ломаю и пальцы разбрасываю разломавши так рвут загадав и пускают по маю венчики встречных ромашек Пускай седины обнаруживает стрижка и бритье

Пусть серебро годов вызванивает уймою надеюсь верую вовеки не придет ко мне позорное благоразумие

Уже второй должно быть ты легла А может быть и у тебя такое Я не спешу и молниями телеграмм мне незачем тебя будить и беспокоить

море уходит вспять море уходит спать Как говорят инцидент исперчен любовная лодка разбилась о быт С тобой мы в расчете И не к чему перечень взаимных болей бед и обид.

Уже второй должно быть ты легла В ночи Млечпуть серебряной Окою Я не спешу и молниями телеграмм Мне незачем тебя будить и беспокоить как говорят инцидент исперчен любовная лодка разбилась о быт С тобой мы в расчете и не к чему перечень взаимных болей бед и обид Ты посмотри какая в мире тишь Ночь обложила небо звездной данью в такие вот часы встаешь и говоришь векам истории и мирозданью

печатается без знаков препинания, как в записной книжке Маяковского

Тема и идея

Ранняя лирика Маяковского отличается особым идейно-художественным своеобразием. Литературные критики сходятся во мнении, что основным идейным содержанием стихотворения является воспринимаемая поэтом красота окружающего мира. Однако эту реальность каждый воспринимает по-разному, и лично ему она кажется серой и унылой. Автор считает себя оптимистом, неунывающим бунтарем, в его душе не стихает жажда преобразований на протяжении всей жизни.

Ассоциации, которые возникают в голове писателя, не всем понятны. Например:

Маяковский откровенно гордится тем, что может заметить прекрасное, и не боится выглядеть чудаком. Он обращается к обществу, спрашивая, умеют ли другие также, но при этом в подтексте просматривается его желание услышать от каждого свой, уникальный ответ.

Знаток (284), закрыт 8 лет назад

по-моему, оно так называется. в инете не могу найти. оно лирическое, о любви. Говорят, что это самое сильное из лирических стихотворений нетолько Маяковского, но и всех остальных поэтов. Очень хочу его прочитать! Помогите. Заранее, спасибо))

Solnishko Nevskoe

Просветленный (22357) 9 лет назад

НЕОКОНЧЕННОЕ I Любит? не любит? Я руки ломаю и пальцы разбрасываю разломавши так рвут загадав и пускают по маю венчики встречных ромашек пускай седины обнаруживает стрижка и бритье Пусть серебро годов вызванивает уймою надеюсь верую вовеки не придет ко мне позорное благоразумие

II Уже второй должно быть ты легла А может быть и у тебя такое Я не спешу И молниями телеграмм мне незачем тебя будить и беспокоить

III море уходит вспять море уходит спать Как говорят инцидент исперчен любовная лодка разбилась о быт С тобой мы в расчете И не к чему перечень взаимных болей бед и обид

IV Уже второй должно быть ты легла В ночи Млечпуть серебряной Окою Я не спешу и молниями телеграмм Мне незачем тебя будить и беспокоить как говорят инцидент исперчен любовная лодка разбилась о быт С тобой мы в расчете и не к чему перечень взаимных болей бед и обид Ты посмотри какая в мире тишь Ночь обложила небо звездной данью в такие вот часы встаешь и говоришь векам истории и мирозданью

V Я знаю силу слов я знаю слов набат Они не те которым рукоплещут ложи От слов таких срываются гроба шагать четверкою своих дубовых ножек Бывает выбросят не напечатав не издав Но слово мчится подтянув подпруги звенит века и подползают поезда лизать поэзии мозолистые руки Я знаю силу слов Глядится пустяком Опавшим лепестком под каблуками танца Но человек душой губами костяком.

Средства выразительности

Творчество футуристов удивляет свежими, оригинальными образами, сложными ассоциациями, экспериментами с формой. Анализированное стихотворение – яркий пример этих особенностей популярного в начале ХХ века направления. Художественные средства, использованные Маяковским, позволяют автору передать внутреннее состояние лирического героя.

Мое любимое стихотворение (восприятие, истолкование, оценка)

Таким разным увидел я Владимира Маяковского в набросках из его записных книжек, опубликованных после смерти поэта под заголовком [Неоконченное].

Довольно трудно сказать, чем навеяны строки [Неоконченного]. Возможно, здесь идет переплетение, сочетание чувств, которые Маяковский испытывает сразу к трем женщинам. Тогда лирическая героиня – некий собирательный образ. Но я все же склонен считать, что в стихотворении Маяковский обращается к своей, может быть, самой яркой любви – Лиле Брик. Совсем недавно я понял, что единственная любовь – это та, которая есть сейчас. Я вспоминаю те звездные ночи, когда под заветными окнами смотрел в небо, а в голове роились разные мысли:

Любит? не любит? Я руки ломаю

Так рвут загадав и пускают

венчики встречных ромашек.

Я с сердцем еще ни разу до мая не дожили

а в прожитой жизни

лишь сотый апрель есть.

Не перестает поражать интересная, необычная рифма Маяковского: разломавши – ромашек, уймою – благоразумие, ты легла – телеграмм. Такой прием заостряет мое внимание на словах, которые являются ключевыми, с помощью которых легче определяется, улавливается суть изложенного.

В [Неоконченном] практически отсутствует пунктуация. Лишь в первой строке стоят два вопросительных знака. Почему же Маяковский остановился и не стал расставлять знаки препинания дальше? Возможно, дело в значении, которое автор придавал размеру и ритму своих стихов. Ведь он считал не синтаксис, а именно ритм и размер основными выразителями эмоций. Следуя размеру и ритму стиха, можно самостоятельно, на интуитивном уровне расставить необходимые знаки. Но характерные для Маяковского полустрочия присутствуют только в первой и второй частях [Неоконченного], далее идет ровная строка. Почему? Маяковский с самого начала задает ритм, разгоняет читателя, который далее движется по инерции, не сбавляясь с закономерного чередования.

Стихотворение обрывается неожиданно. Это похоже на сухой внезапный щелчок курка, на резкий, рвущий слух звук выстрела. Наступает тьма, опускается мрак, скорее не мрак, а темное ночное небо с мерцающими звездами:

Ты посмотри какая в мире тишь

Ночь обложила небо звездной данью

в такие вот часы встаешь и говоришь

векам истории и мирозданию.

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

Мистическая тишь и тьма, царящие во всем мире, заставляют каждого задуматься о смысле человеческого существования.

Мне кажется, это еще более сильное чувство, острое и горькое, испытывал Маяковский. Ему не хватало собеседника, друга, он разговаривал с пустотой. Поэт потерялся в огромном мире, ему видится единственный выход – покончить со всем раз и навсегда.

История создания

Неоконченное (Маяковский)

море уходит вспять море уходит спать Как говорят инцидент исперчен любовная лодка разбилась о быт С тобой мы в расчете И не к чему перечень взаимных болей бед и обид [3]

Уже второй должно быть ты легла В ночи Млечпуть серебряной Окою Я не спешу и молниями телеграмм Мне незачем тебя будить и беспокоить как говорят инцидент исперчен любовная лодка разбилась о быт С тобой мы в расчете и не к чему перечень взаимных болей бед и обид Ты посмотри какая в мире тишь 10 Ночь обложила небо звездной данью в такие вот часы встаешь и говоришь векам истории и мирозданию [4]

Я знаю силу слов я знаю слов набат Они не те которым рукоплещут ложи От слов таких срываются гроба шагать четверкою своих дубовых ножек Бывает выбросят не напечатав не издав Но слово мчится подтянув подпруги звенит века и подползают поезда лизать поэзии мозолистые руки Я знаю силу слов Глядится пустяком 10 Опавшим лепестком под каблуками танца Но человек душой губами костяком [5]

Содержание

[НЕОКОНЧЕННОЕ]

Автограф с поправками в записной книжке 1930 г. No 71:

  • 2-3 I И пальцы выбрасываю разломавши
  • II и пальцы разбрасываю разломавши

Уже второй должно быть ты легла…

Автограф строк 1-4 в записной книжке 1927—1928 гг. No 55;

После строки 1 следует неиспользованная запись:

Покой благой Автограф строк 10-12 в записной книжке 1929-1930 гг. No 69: 11-12 Когда встаешь растешь и говоришь векам истории и мирозданию Автограф строк 9-12 в записной книжке 1929-1930 гг. No 70: Смотри любимая какая в мире тишь Ночь обложила небо звездной данью I В часы в такие вот растешь и говоришь II В часы в такие вот встаешь и говоришь векам истории и мирозданью Автограф в записной книжке 1930 г. No 71: 9 I Ты посмотри сейчас такая тишь II Ты посмотри какая в мире тишь 12 I векам истории и мирозданью II векам истории и мирозданию.

Я знаю силу слов…

Автограф в записной книжке 1929—1930 гг. No 70:

2 I не те которым рукоплещут ложи II они не те которым рукоплещут ложи 3 I от этих слов срываются гроба II от слов таких срываются гроба 4 I бежать четверкою своих дубовых ножек II идти четверкою своих дубовых ножек III шагать четверкою своих дубовых ножек На листе 40 — заготовки рифм к строкам 1-3: я знаю силу слов набат гроба Рядом неиспользованные заготовки рифм: я только клич издам поезда разбренчан френча

В записной книжке 1928 г, No 54 на странице с автографом отрывка II записаны отделенные друг от друга чертой заготовки:

Какому псу под хвост во весь свой грузный рост найди не был один один между землей и небом

На обороте этого же листа:

не знаю я страшнее оскорбленья

просыпов чтобы не видеть то что видит Осипов

В записной книжке 1929—1930 гг. No 69 на странице с автографом строк 10-12 отрывка IV и строк 62-67 первого вступления в поэму — заготовки и строфы:

жалела людей желудей

В серебре как в песочке Старичонки височки

где сыщешь любовь при такой неперке все равно, что в автомобильном Нью-Йорке искать на счастье подкову

человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Читайте также: