Материя как субстанция кратко

Обновлено: 07.07.2024

Поскольку материя – это и сущность мира и вся совокупность ее проявлений, логично ввести понятие о сущности, или природе, материи и совокупности материальных и духовных явлений. Материя – это весь бесконечный мир, включая его сущность и бесконечные ее проявления. Следующее крупное подразделение в рамках понятия материи как объективной реальности связано с понятиями субстрата, субстанции и ее атрибутов. Материя как субстанции – причина и первооснова самой себя. Субстанция – то, что ни в чем не нуждается для своего существования кроме себя самой. Субстанция состоит из субстрата – носитель свойств, и атрибутов – свойства материи. 3 главные атрибута материипространство (протяженность), время (длительность) и движение (изменение)-развитие(движение от простого к сложному).

Характеристики пространства: трехмерно; разнонаправлено; обратимо (движение в прямом и обратном направлении); однородно (разные точки пространства одинаковы, тождественны); изотропно (все направления в пространстве сами по себе равноценны, одинаковы).

Характеристики времени: одномерно (течет только от прошлого к настоящему и будущему); однонаправлено; необратимо; однородно (разные моменты времени одинаковы, тождественны).

Диалектич.материализм рассматривает пространство и время как 2 объективные взаимосвязанные и взаимодополняющие формы бытия материи, они не существуют друг без друга, изменяются одновременно. Сосуществуя в пространстве, вещи существуют во времени, и, наоборот, существуя во времени, вещи образуют пространств.структуры. Т.е. каждая из осн.форм бытия выступает в качестве условия другой.

Движение – абстрактная сторона развития; это изменение вообще; это снятие абстрактного тождества предмета с собой (предмет себе равен, но изменен); это противопоставление покою. Однако покой – момент движения. Т.е. всякое движение включает в себя моменты покоя, но не сводится к нему. Материя и движение неразрывно связаны. Нет материи без движения, как нет движения без материи.

Развитие – это движение от простого к сложному, от низшего к высшему.

Характеристики развития: разнонаправлено (регресс – момент усложнения, прогресса, развития); непостоянно; скачкообразно.

К атрибутам материи относят также ряд ее свойств несколько иного рода: отражение, бесконечность, бесконечное качественное и количественное многообразие материи – содержание материи.

19. Пространство и время — формы бытия материи.

Пространство и время – всеобщие формы бытия материи. Через признаки, известные из опыта: Пространство – это протяженность или сосуществование вещей, а время – длительность. Изначальный простейший

смысл протяженности и длительности нам известен из чувственного восприятия, на уровне которого эти фундаментальные формы бытия впервые отображаются человеческим сознанием.

Пространство и время, далее, обладают однородностью: различные точки пространства одинаковы, тождественны, так же как тождественны и различные моменты времени.

Пространство изотропно, т.е. все направления в пространстве сами по себе равноценны, одинаковы.

Все перечисленные свойства пространства представляют собой условия или формы, в которых выражается бесконечное качественно-количественное многообразие материальных вещей и явлений.

С позиции научного материализма, пространство и время – не самостоятельные, независимые от материи реальности, а внутренние формы ее бытия. В соответствии с данными частных наук, диалектический материализм рассматривает пространство и время как объективные формы бытия материи, отвергая субъективно-идеалистические представления о пространстве и времени.

Пространство и время – две противоположные, взаимосвязанные и взаимодополняющие формы бытия материи. Сосуществуя в пространстве, вещи могут существовать во времени, и, наоборот, существуя во времени, вещи образуют пространственные структуры. Каждая из основных форм бытия выступает, таким образом, в качестве условия другой. Диалектическая связь в ТО Эйнштейна.

Пространство : прямолинейно (Евклид, 3 век до н.э.), криволинейное (Лобачевский, 19 век) – неевклидова геометрия -> физический смысл, СТО и ОТО (20 век). СТО – постоянная скорость света в пустоте (предельная скорость физ. взаимодействия) и относительность (инвариантность электромагнитных явлений); поведение тела – 3 координаты + время. ОТО относится и к неинерциальным системам отсчёта (принцип эквивалентности инерциальной и гравитационных масс). Далее, релятивистская космология и первые модели видимой Вселенной (физика – эволюционная наука). Следовательно, урок творчества пересмотра понятий. Проблемы теории пространства и времени: 1 – существование н – мерных пространств; 2 - обратимость времени. 2 смысла: фактуальный (распр света, разбегаются галактики, увеличение энтропии); номологический (обращение запрещено законом – развитие материй); сущ – ние нефиз. формы прост – ва и времени (хим. Процессы и соц. Жизнь в физ. пр – ве).

Материя – это философская категория, обозначающая способ существования мира. Материя дана человеку в ощущениях непосредственных, либо с помощью специальных средств, однако существует независимо от его восприятия.

Проблема субстанции и субстанционального подхода

Одним из основополагающих разделов философии является онтология, т.е. учение о бытие, которое стремится рассмотреть вопросы сущности бытия, его природы, свойств, а также соотношения человека с ним, поиск его места в мире. Понятие бытия охватывает все существующее – весь тот мир, который дан человеку в ощущениях, а так в представлениях и размышлениях, нет ничего, что находилось бы вне бытия, поэтому противоположной к нему категорией является ничто, как совершенная и абсолютная пустота.

Бытие, данное человеку обладает бесконечным многообразием форм, сложной структурой для осмысления которой человеку необходимо ее упростить, найти те общие элементы и связи между наблюдаемыми явлениями, которые позволили бы их объединять. Как итог данного стремления выступает категория субстанции.

Субстанция – это первооснова, единый базис мира, к которому сводится все многообразие его наблюдаемых форм.

Субстанция играет роль глобального знаменателя, к которому можно свести все бытие, выразив его через одно понятие. При этом субстанция обладает двумя важнейшими характеристиками:

Поскольку субстанция — это первопричина она не может быть создана кем-либо, следовательно, субстанция либо существовала всегда, либо возникла сама по себе из ничего. В противном случае она становится производным от чего-то и теряет свою субстанциональность. Самообеспечение или автономность субстанции связана с тем, что ей достаточно для своего существования самой себя и не требуются какие-либо дополнительные силы или условия, для ее существования.

Готовые работы на аналогичную тему

На протяжении веков существования философской мысли проблема поиска субстанции всегда оставалась одной из важнейших, однако так и не была разрешена, а в настоящий момент утратила свою актуальность как метафизическая. Наиболее часто роль субстанции отводилась либо идеалистическим структурам – идеям, духу, богу, воле и т.д.: либо материи.

Понятие материи и его эволюция

Материалистический подход возник на самой заре философии, как альтернатива мифорелигиозной картине мира, в которой главенствующая роль отводилась богам. Вместе с тем, само понятие материи и представления о ней, в истории философии претерпевали значительные изменения.

Идеи атомистов легли в основу материалистического механицизма, сформировавшегося в Новое время и долгое время занимавшего доминирующие позиции как в философии, так и в науке. Положения материалистического механицизма формировались в трудах таких выдающихся философов как Р. Декарт, Ф. Бекон и др., а свое окончательное оформление получили благодаря научным и философским работам И. Ньютона.

Механистическая модель полагала существование трех независимых субстанций – материи, пространства и времени. Материя представляла собой сумму бесконечно малых и неделимых частиц-атомов, которые находились в пространстве и действовали в соответствии с законами механики. В отличие от атомистических взглядов античности, движение атомов стало возможно лишь благодаря прикладыванию к ним внешних сил, что сформировало потребность в первотолчке, который создал необходимый запас энергии для движения атомов и существования бытия.

Хотя механистическая модель позволила объяснить множество природных явлений, со временем стали накапливаться аномалии, т.е. факты, не укладывающиеся в ее рамки, что привело к ее кризису и поиску новых моделей, в том числе переосмысления материи. В начале двадцатого века Резерфорд смог исследовать внутреннюю структуру атома, что поставило крест на материалистическом механицизме.

Современное понимание материи, как субстанциональной основы мира было сформулировано в марксистской философии и предполагает понимание материи, не как конкретного носителя-частицы, а как философской категории, обозначающей феномены объективной реальности, доступные для фиксации человеком и независимые от него в своем объективном существовании. При этом нематериальные – идеальные феномены признаются функциональными, т.е. производными от существования материальных систем их продуцирующих (например, психика – функция мозга).

Понятие движения и его связь с материей

Движение – это любое отклонение объекта от его первоначального состояния.

Данное понимание движения охватывает любые процессы, которые только могут происходить с материальными и нематериальными формами бытия, от их механического перемещения, до процессов мышления, развития, распада и т.д.

Идеальные формы движения представляют собой психические и социальные процессы, которые приводят к возникновению, распространению и изменению идей. Материальные формы движения в свою очередь имеют несколько уровней:

Существуют физические вещества, которые отличаются от психических и духовных. Они телесные, у них есть масса, место в пространстве, протяженность. Что касается понятия материи в философии, то это фундаментальная категория. Она определяется с двух позиций — материализма и идеализма. В соответствии с первым материя представляет собой образование произвольной формы, возникающее из духовной субстанции. Идеализм связывает эту категорию с возможностью ощущений.

Понятие материи в философии

Исторические сведения

Материя в эпоху античности воспринималась как основа всего, что есть во Вселенной. Из нее построены все объекты, существующие в этом мире. Первые трактовки предложили Демокрит и Левкипп. Платон противоречил их идеям. Он называл материей субстрат идей. Грек Аристотель считал ее неуничтожимой, несотворимой, вечной. Это значит, что у нее нет начала и конца, ее невозможно из чего-то создать или просто уничтожить. Фома Аквинский объяснял ее как принцип индивидуации и множества. Определение материи давали и другие ученые:

  • Томас Гоббс;
  • Джон Локк;
  • Джордж Беркли;
  • Поль Гольбах;
  • Иммануил Кант.

Томас Гоббс

По Гоббсу материя — это субстанция, которую нужно рассматривать в отношении ее формы, а ее сущностью является протяженность. При этом он разделял понятие на первичное и вторичное. Первая материя не существует в реальности, она находится за пределами сознания. Это идея тела, которое представляет человек, когда абстрагируется от его формы.

В теории Локка материя понимается как плотная протяженная субстанция. Ее идея возникла, поскольку человек не может представить, как качества, доставляющие ощущения, способны существовать сами по себе. Есть какое-то явление, которое заставляет людей чувствовать, представлять.

Джордж Беркли вообще отрицал существование материи. Он считал, что все может жить только до тех пор, пока воспринимается в виде идей либо само их принимает. Субстанция не мыслит и не чувствует, а только воздействует на дух извне, заставляя работать его воображение. Она не воспринимает идеи и не создает их в человеческом сознании. Именно поэтому ученый утверждал, что материи не существует.

Поль Гольбах считал, что такая субстанция означает абсолютно любое явление, которое воздействует на органы чувств. Но объекты микромира воспринимать не получается, поэтому он обратился к математическим моделям. Гольбах и ученые, разделяющие его точку зрения, утверждали, что материя постепенно исчезает. Из-за этого материалисты связывают субстанцию с механическо-вещественным пониманием, они не разделяют взглядов и доводов идеалистов.

Кант делил материю на физическую и логическую. Значение последней заключается в суждении, понятиях, а не их связке. Физическая субстанция ограничена формой, она наполняет собой пространство и образует явления, вызывающие ощущения в человеческом сознании, то есть воздействует на дух.

Свойства и атрибуты

Материя обладает тремя атрибутами — пространством, временем и движением. Вне субстанции они существовать не могут. Бытие материальных предметов, у которых нет свойств относительно пространства и времени, невозможно.

У движения несколько оснований — носитель, взаимодействие и закон. Универсальных правил постоянного развития и существования материи три:

  • борьба и единство противоположностей;
  • отрицание отрицания;
  • количественные изменения в качественные.

Первый закон раскрывает первоисточник, касающийся развития. Его основой считается борьба противоположных явлений и качеств. При этом между ними всегда есть связь и взаимодействие, хотя присутствует и взаимоотрицание. Такие отношения были названы противоречиями.

Борьба противоположных явлений и качеств

Качество и количество всегда взаимосвязаны. Они являются частями одного целого. Качество — это определенность явления, с помощью которой его выделяют среди других таких же. Количество может выразить общие черты, это совокупность величин множества, которые используются для характеристики предмета.

Закон отрицания отрицания означает, что при переменах качественного состояния явление должно преодолеть старое качество и принять его вторично, но уже в новом виде.

Универсальные свойства материи в философии:

  • неуничтожимость и несотворимость;
  • бесконечность в пространстве;
  • вечное существование;
  • причинность;
  • познаваемость;
  • объективность;
  • структурность;
  • субстанциональность.

Материя в философии

После краха материализма в материю вошли не только вещества, но и поля. Сама по себе субстанция не может существовать. Она только проявляется через дискретную структуру. Материя в философии постоянно движется и изменяется, превращает одно состояние в другое.

На все предметы и явления влияют структурные связи, а также причины и условия, которые порождают воздействия извне. Есть еще одно свойство — отражение. Оно может проявляться во всех процессах, а его развитие привело к появлению абстрактного мышления.

Формы движения

Аристотель считал движение изменением. Он определил четыре вида этого термина: качественный, количественный, перемещение, возникновение с уничтожением. Позже Ф. Бэкон добавил еще 15 типов, но их не используют в современной философии.

Изучением форм движения занимался Фридрих Энгельс. Много лет он потратил на проведение экспериментов. В ходе своих опытов он выявил, что каждая из них соответствует определенному виду материи. В философии существует несколько форм движения:

  • физическая;
  • механическая;
  • химическая;
  • биологическая;
  • социальная.

Физическая форма характеризует изменение положения материи в пространстве. Под ее влиянием происходит смена скорости, объема, массы, энергии, температуры и других характеристик, присущих материальным объектам. Механическая форма является передвижением тел в пространстве.

Химический вид материи

Химический вид — это обозначение взаимодействия молекул веществ органического и неорганического происхождения. Биологическое движение характеризует саму жизнь и изменения, которые происходят в организмах людей, животных и растений. Социальная форма означает развитие общества.

Каждому телу присущи разные типы движения. Современная наука делит их на три группы в зависимости от расположения явления или предмета:

  • неорганическая природа;
  • органический мир;
  • общество.

В живой природе изменений гораздо больше. Они касаются обмена веществ, взаимодействия биологических систем с биосферой, саморегуляции и воспроизводства в биоценозах. К этой группе относятся процессы внутри организмов, которые позволяют им сохранить свои особенности и поддерживать стабильное состояние при смене окружающих условий.

 Движения постоянно происходят и в обществе

Отношения между разными видами, их расселение, численность и эволюция также характеризуются третьей группой. Движения постоянно происходят и в обществе, так как люди не остаются без деятельности. Из-за этого действительность преображается, на это и направлена работа человека.

В течение истории возникали и более высокие формы движения. Появляются они на основе преобразованных низших. Они взаимосвязаны и едины, но в то же время влияют друг на друга. Но сводить высшие и низшие формы нельзя, так как они отличаются.

Пространство и время

Остальные категории материи — это время и пространство. Первое характеризует последовательность развития процессов, их длительность и отдаленность друг от друга. Пространство определяет порядок расположения предметов, их протяженность. У времени есть свои свойства:

  • размерность;
  • однородность;
  • необратимость.

Время всегда однородно

Время всегда однородно. Если говорить кратко, то любой момент можно задать числом, когда есть точка отсчета. Однородность означает, что при одинаковых условиях в разные периоды времени события могут протекать одинаковым образом. К примеру, впервые действие выталкивающей силы на предмет, который погрузили в воду, открыл древнегреческий ученый Архимед еще 2,5 тысячи лет назад. Но и сегодня можно наблюдать этот эффект при одинаковых начальных условиях.

Необратимость времени означает, что оно не двигается вспять. На практике такое явление наблюдать не получится, но в четырехмерном пространстве Минковского, который добился всеобщего признания, существует случай с отрицательной категорией — обратным течением. В этой плоскости три координаты отведены пространству, а четвертая — времени.

Третья категория материи также обладает своими свойствами. Пространство характеризуется тремя показателями:

  • протяженностью;
  • размерностью;
  • однородностью.

Основное свойство — протяженность. Ею обладают все материальные объекты. У них есть пространственная структура и объем. В природе нет предметов без этих показателей — безобъемных, бесструктурных и непротяженных. Также невозможно существование беспространственных объектов.

Пространство трехмерно

Пространство трехмерно, хотя есть теория о четырехмерном. Но чтобы определить информацию о положении объекта, достаточно трех расстояний — высоты, длины и ширины. Их численное значение называется координатами точки.

Однородность также присуща пространству. Она характеризует особенности обстоятельств, в которых может находиться объект. Если он участвует в одном и том же событии, но в разных точках пространства, то протекает процесс одинаково. При этом должны быть идентичными изначальные условия события.

Концепции материи

О материи строят представление, учитывая две точки зрения — материализм и идеализм. В первом случае ее считают первичной категорией относительно сознания. Идеалисты называют материю произвольным образованием от духовной субстанции. В субъективном идеализме этот элемент является постоянной возможностью ощущений. Основные концепции материи в философии:

  • субстанциональная;
  • атрибутивная;
  • диалектико-материалистическая.

Первая концепция проявляется в том, что материя определяется через явления и предметы. Об этом говорили еще древнегреческие ученые и мыслители. Они понимали ее только через вещество.

Материя через отношение с сознанием

По атрибутивной концепции материю стоит определять через ее строение и первичные качества. К таким относят массу и размеры. Также учитываются субъективные свойства — цвет и вкус. Это вторичные качества материи.

Диалектико-материалистическую концепцию предложили Ленин и Маркс. Они понимали материю через отношение с сознанием. Эта категория в философии применяется для обозначения реальности, существование которой возможно независимо от человека. При этом субстанцию копируют органы чувств.

Такое определение помогает устранить противоречия между наукой и философией. Концепция была открыта в XIX веке, когда произошел прорыв в системе образования. Материализм рухнул вместе с открытием электрона. Тогда материя стала способом объяснения многих явлений.

Понятие до сих пор изучается, работники исследовательских и научных центров и сегодня пытаются расширить пространство. Хотя уже было предложено четыре измерения, в Принстоне есть ученый, который предложил добавить к ним еще шесть. Такое утверждение объясняет теорию струн, но воспринимать дополнительные категории человек не может. Сама материя воздействует на органы чувств, поэтому она ощущаема.

Категория бытия, выступая предельно общей абстракцией, объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы и процессы: природные объекты, их свойства, связи и отношения, человеческие коллективы и отдельных людей, социальные институты, состояния человеческого сознания и т. д. Все существующее — это и есть мир, к которому мы принадлежим.

Выделяя главные сферы бытия (природу, общество, сознание), мы неявно полагаем, что многообразие явлений, событий, процессов, включенных в эти сферы, объединено некоторой общей основой. Вместе с тем возникает вопрос: имеется ли нечто объединяющее сами эти сферы, можно ли говорить о единстве всего бесконечного многообразия мира?

Идея такого единства приводит к представлению об общей основе всего существующего, для обозначения которой в философии была выработана категория субстанции (от лат. substantia — то, что лежит в основе). Субстанция обозначает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые она и существует.

Учения, объяснявшие единство мира исходя из одной субстанции, относятся к философии монизма. Но само понимание субстанции может быть различные: в качестве субстанции можно мыслить и материю и дух. Соответственно этому следует различать материалистический монизм (например, учение Фалеса, Гераклита, Спинозы) и идеалистический монизм (например, философия Платона, Гегеля). Монизму противостоит дуалистическая трактовка мира, согласно которой он образован двумя существующими исходными началами — материальным и идеальным. Первое из них объединяет сферу телесно-предметной реальности, а второе — сферу духа (Р. Декарт).

Марксистско-ленинская философия продолжает традицию материалистического монизма. Это значит, что многообразие бытия во всех его проявлениях она рассматривает под углом зрения их материального единства. Сознание же понимается не как субстанция, а как особое свойство материи, присущее не всем, а только высшим формам ее организации. Структурность, движение, пространство и время предстают как атрибутивные характеристики материи, то есть такие ее свойства, без которых материя не существует. Вместе с тем сами эти свойства не могут быть отделены от материи.

Мир, в котором мы живем и частью которого являемся,— это материальный мир. Он состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в нашем сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не может быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи, составляет материальную действительность.

В домарксовском материализме материя часто понималась как нечто существующее наряду с вещами, как некоторая телесность, праматерия, из которой возникают и в которой исчезают конкретные вещи. Диалектический материализм развивает иное представление о субстанциональности материи, рассматривая ее как бесконечно развивающееся многообразие единого материального мира. С этой точки зрения материя существует только в многообразии конкретных объектов, через них, а не наряду с ними.

Все эти характеристики находят свое концентрированное выражение в диалектико-материалистическом определении материи.

Читайте также: