Математическая грамотность в доу как базовый навык функциональной грамотности

Обновлено: 05.07.2024

Современный, быстро меняющемся мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике : это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности.

На формирование функциональной грамотности нацелена государственная политика в сфере образования.

В Указе Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018

Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования

Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций

Таким образом, сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях : и в школах, и в Министерстве просвещения, и в Совете по науке и образованию. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций на первой ступени образования и воспитания.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Ф ункционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества.

Функциональная грамотность связана с готовностью :

- применять знания и умения;

- оценивать знания и умения;

Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста, т . к. функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах его деятельности, потребностью активной личности дошкольника , для формирования высокого уровня общения и социальных отношений. Задача педагога – научить ребенка адаптироваться к условиям современного мира.

Развитие предпосылок функциональной грамотности способствует не только реализации преемственности дошкольной и школьной ступени , но и закладывает основу для успешного обучения воспитанников детского сада в школе.

Функциональная грамотность , как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения , письма, математики и это является той благодатной почвой, которая в последствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней , применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач (для дошкольного возраста примером могут быть : функциональная готовность к школе , сформированность предпосылок универсальных учебных действий ).

Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями :

• готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования;

• возможность решать различные, в том числе нестандартные учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности ;

• способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими требованиями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

• совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности , стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и дальнейшему развитию, умением прогнозировать свое будущее.

Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО , который направлен на :

• формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста ;

• формирование речевой активности дошкольников ;

• формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников ;

• формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования .

Международные образовательные стандарты нацелены на три основных ключевых грамотностей . Это читательская грамотность, математическая грамотность , естественнонаучная грамотность, из которых формируются глобальные компетентности.

Читательская грамотность :

способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности; участвовать в социальной жизни.

Естественнонаучная грамотность

способность человека использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы , необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Математическая грамотность

способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Из этих составляющих функциональной грамотности вытекают глобальные компетенции.

Так что такое глобальные компетенции? Это способность действовать индивидуально в зависимости от различных ситуаций, которые могут быть связаны и с математической грамотностью, и с читательской , естественнонаучной грамотностью и умением работать , конечно же, в команде.

Выделяют следующие компетенции, определяющие функциональную грамотность: система 4К (базовые навыки и умения)

Коммуникативность:

навыки общения, умение выражать и отстаивать свою точку зрения,

вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству, осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей;

Креативность:

способность к творчеству, нестандартно, неформально мыслить и действовать, любопытство, инновации, самовыражение. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Критическое мышление:

решение проблем, рассуждение, анализ, интерпретация, обобщение информации, способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

Координация (кооперация):

лидерство, работа в команде, сотрудничество

Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком. Конечно, для достижения детьми максимальных результатов необходимы :

- высокий уровень теоретической и практической подготовки

- организация и совершенствование предметно- развивающей среды,

- грамотный , продуманный подход к организации всех режимных моментов с уместным использованием развивающих методик проблемного обучения и учетом индивидуального подхода к ребенку.

Всё это отражено и в требованиях ФГОС ДО. В предлагаемой таблице сопоставлены содержание видов функциональной грамотности и определённые направления развития и образования детей по образовательным областям.

Виды функциональной грамотности

Читательская грамотность:

способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

восприятие художественной литературы, фольклора.

Математическая грамотность: способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.

Формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе и др.).

Естественнонаучная грамотность : способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для объяснения явлений, постановки вопросов, осваивать новые знания, основанные на научных доказательствах.

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные педагогические технологии, которые мы успешно используем в своей работе

Технология метода проектов

Технология развивающих игр

Технология художественно-творческого развития

Технология элементарного детского экспериментирования

Технология проблемного обучения

Функциональная грамотность - это не просто норма, но и обязанность педагога, наше с вами самообразование и саморазвитие.

Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.

Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.

Передо мной встала проблема: какие приемы и методы использовать для того, чтобы детям были интересны занятия в детском саду по математике? Что сделать для того, чтобы они стали выражать свое мнение, задавать вопросы, стремиться к взаимодействию. Это были основные вопросы, которые я поставила перед собой и пришла к заключению, что наиболее эффективным формами обучения являются - групповая работа и диалогическое обучение. Диалог помогает детям выражать свое мнение, раскрывать себя в процессе обмена идеями, передавать информацию, задавать вопросы. Я поняла, что мои дети всегда стремятся к взаимодействию, но иногда я пресекала эти попытки, так как это вызывает шум и нарушение дисциплины на занятии. Сейчас планируя свои занятия, я учитываю уровень мышления детей, в игровой форме и по результатам индивидуальной работы объединяю их в группы.

Обучение математике я провожу в атмосфере доброжелательности, поддержки ребёнка, даже если он совершил ошибку. Работая с детьми, я обратила внимание, на то, что часто они могут отвлекаться, быстро устают, а это ведёт к снижению внимания, дети плохо усваивают программный материал. В то время, когда дети играют в игры с математическим содержанием, то они легко и быстро сравнивают предметы по величине, без труда определяют форму. Именно в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Математические игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

На занятиях в детском саду, дети не только познают математику, но и осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результат. Я часто применяю такие задания- игры с цифрами и числами, игры-путешествия во времени, игры на ориентировку в пространстве, игры с геометрическими фигурами, графические диктанты, упражнения деления целого на части. Также использую такой дидактический материал как блоки Дьенеша и палочки Кюзенера.

Формирую функциональную математическую грамотность у детей через:

-Cоздание учебных ситуаций, инициирующих практическую деятельность детей,

мотивирующих их на познавательно активную деятельность.

-Оценочную самостоятельность дошкольников, задания на само- и взаимооценку в ролевых играх.

-Поисковую активность – математические задания поискового характера.

-Приобретение опыта успешной деятельности, разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения, совместное сотрудничество, задания на работу в парах и малых группах.

Вариантом логических игр для детей являются игры с обручами. При подготовке к подобным играм формирую у детей четкое представление о вешней и внутренней области по отношению к некоторой замкнутой линии.Подобные игровые упражнения провожу, как индивидуально, так и с подгруппами детей.

Цветные счетные палочки Кюзенера предоставляют ребенку большие возможности для исследований: различения цвета, размера, количества, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, таких как число, отношение, порядок следования, счет, измерение, мерка и др.

Показателем знаний детей для меня является уровень понимания - это умение ребенка объяснить, определить признаки предмета, попробовать сформулировать по-другому. Далее я смотрю, как ребенок понимает поставленные задачи и использует свои знания на практике (решает математические задачи). Более высокий уровень для дошкольника я считаю,

- анализ (проверить, сравнить, выявить различия);

- синтез (создать, придумать, составить план);

- оценка (представить аргументы, защитить точку зрения, доказать).

К концу дошкольного образования мои воспитанники освоят умения характеризовать обьект, явления, событие с количественной, пространственно-временной точки зрения; уметь замечать сходства и различия форм и величин, использовать знаки, схемы, условные обозначения, как общепринятые, так и предложенные детьми.

Будут проявлять интерес к цифрам как к знакам чисел,к использованию в разных видах практической деятельности.Освоят состав числа в пределах первого десятка.

Научатся составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

Проявят умения устанавливать связь и зависимость,простую закономерность, решение логических задач, предвидеть конечный результат предполагаемых изменений и выражать последовательность действий в виде алгоритма.

ВложениеРазмер
savchenko_e.n.docx 21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Савченко Елена Николаевна

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.

Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.

Передо мной встала проблема: какие приемы и методы использовать для того, чтобы детям были интересны занятия в детском саду по математике? Что сделать для того, чтобы они стали выражать свое мнение, задавать вопросы, стремиться к взаимодействию. Это были основные вопросы, которые я поставила перед собой и пришла к заключению, что наиболее эффективным формами обучения являются - групповая работа и диалогическое обучение. Диалог помогает детям выражать свое мнение, раскрывать себя в процессе обмена идеями, передавать информацию, задавать вопросы. Я поняла, что мои дети всегда стремятся к взаимодействию, но иногда я пресекала эти попытки, так как это вызывает шум и нарушение дисциплины на занятии. Сейчас планируя свои занятия, я учитываю уровень мышления детей, в игровой форме и по результатам индивидуальной работы объединяю их в группы.

Обучение математике я провожу в атмосфере доброжелательности, поддержки ребёнка, даже если он совершил ошибку. Работая с детьми, я обратила внимание, на то, что часто они могут отвлекаться, быстро устают, а это ведёт к снижению внимания, дети плохо усваивают программный материал. В то время, когда дети играют в игры с математическим содержанием, то они легко и быстро сравнивают предметы по величине, без труда определяют форму. Именно в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Математические игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

На занятиях в детском саду, дети не только познают математику, но и осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результат. Я часто применяю такие задания- игры с цифрами и числами, игры-путешествия во времени, игры на ориентировку в пространстве, игры с геометрическими фигурами, графические диктанты, упражнения деления целого на части. Также использую такой дидактический материал как блоки Дьенеша и палочки Кюзенера.

Формирую функциональную математическую грамотность у детей через:

-Cоздание учебных ситуаций, инициирующих практическую деятельность детей,

мотивирующих их на познавательно активную деятельность.

-Оценочную самостоятельность дошкольников, задания на само- и взаимооценку в ролевых играх.

-Поисковую активность – математические задания поискового характера.

-Приобретение опыта успешной деятельности, разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения, совместное сотрудничество, задания на работу в парах и малых группах.

Вариантом логических игр для детей являются игры с обручами. При подготовке к подобным играм формирую у детей четкое представление о вешней и внутренней области по отношению к некоторой замкнутой линии.Подобные игровые упражнения провожу, как индивидуально, так и с подгруппами детей.

Цветные счетные палочки Кюзенера предоставляют ребенку большие возможности для исследований: различения цвета, размера, количества, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, таких как число, отношение, порядок следования, счет, измерение, мерка и др.

Показателем знаний детей для меня является уровень понимания - это умение ребенка объяснить, определить признаки предмета, попробовать сформулировать по-другому. Далее я смотрю, как ребенок понимает поставленные задачи и использует свои знания на практике (решает математические задачи). Более высокий уровень для дошкольника я считаю,

- анализ (проверить, сравнить, выявить различия);

- синтез (создать, придумать, составить план);

- оценка (представить аргументы, защитить точку зрения, доказать).

К концу дошкольного образования мои воспитанники освоят умения характеризовать обьект, явления, событие с количественной, пространственно-временной точки зрения; уметь замечать сходства и различия форм и величин, использовать знаки, схемы, условные обозначения, как общепринятые, так и предложенные детьми.

Будут проявлять интерес к цифрам как к знакам чисел,к использованию в разных видах практической деятельности.Освоят состав числа в пределах первого десятка.

Научатся составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

Проявят умения устанавливать связь и зависимость,простую закономерность, решение логических задач, предвидеть конечный результат предполагаемых изменений и выражать последовательность действий в виде алгоритма.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, эк.

В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политичес.

"Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности"

Одна из задач современного образования - формирование функционально грамотных людей.


Формирование математической функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через "Творческую мастерскую"

Хочу поделиться опытом работы по формированию предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста через "Творческую мастрескую" на базе системно-деятельностного подхода.

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

quot;Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста". Современный образовательный процесс требует от педагогов нового подхода к собственной деятельнос.

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

quot;Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста". Современный образовательный процесс требует от педагогов нового подхода к собственной деятельнос.

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Формирование функциональной математической грамотности

в дошкольном детстве

Лаптева Т.С.

Старший воспитатель

МБДОУ детский сад № 3 города Белово

Дошкольное детство - это наиболее благоприятный период для создания первичных математических представлений, установления связи между основными математическими понятиями и реальными объектами окружающей действительности.

Основные математические понятия, которые должен усвоить ребёнок, занимаясь по любой образовательной программе, - это натуральное число, величина, геометрическая фигура.

Любая образовательная программа дошкольного образования позволяет обеспечить познавательное развитие детей, гибко используя разнообразные формы работы, принятые в современной дошкольной педагогике. При этом, программа ориентирована на формирование у детей элементарных математических понятий и представлений, лежащих в основе содержания курса математики для начальной школы.

В курсе математического развития дошкольников выделяются несколько содержательных математических линий.

Простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

Элементы геометрии.

Элементы логического мышления.

Ознакомление с пространственными и временными отношениями.

Моделирование (конструирование).

Таким образом, становиться, очевидно, что ребенок не просто должен освоить элементы геометрии, но и основы моделирования.

На этапе дошкольного образования у детей формируются представления о плоских геометрических фигурах - круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике - как о целостных объектах, без выделения их существенных признаков. Рассматриваются прямые и кривые линии и отрезки.

Дети учатся узнавать и называть данные геометрические фигуры, многократно производя практические действия по разбиению множеств этих фигур на классы, выстраивая из них различные узоры (закономерности), отыскивая среди множества фигур заданную фигуру и т.д.

Геометрические фигуры используются в курсе дошкольной подготовки также в качестве предметов-заместителей при работе с числами.

В процессе моделирования дети учатся воспроизводить простейшие наглядные модели реальных объектов из плоских геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков (ёлочка из треугольников и прямоугольника, домик и т .д.); учатся моделировать новые геометрические фигуры (создавать собственные фигуры из имеющихся и придумывать названия для них).

В процессе выполнения игровых заданий дети знакомятся со свойствами объёмных геометрических тел: сначала создают несложные конструктивные постройки, а в старшем возрасте учатся использовать (читать) чертежи при конструировании.

Цели и задачи программы определяют и методику проведения заня тий и формы работы. В основе занятий лежит игра (сюжетно ролевая, по правилам, дидактическая), т.к. именно она является для детей этого возраста ведущей формой деятельности; наряду с игрой важную роль выполняют рассказ, беседа, обсуждение, решение познавательных задач (задачи на соотнесение, классификацию, сериацию, действия по аналогии и т.д.), конструирование, моделирование; исследовательская деятельность (в том числе - экспериментирование, наблюдение); проект (в том числе игровой). Вспомогательными формами деятельности являются театрализация, отображение мира (художественное творчество, в том числе рисование и лепка) и т.д.

Создавая игровые познавательные ситуации, задавая вопросы, пробуждающие фантазию и творчество детей, побуждая к обсуждению и исследованию представленных в виде наглядных рисунков элементарных математических задач, преподаватель или родитель руководит познавательной деятельностью ребёнка.

К концу работы в старшей и подготовительной группе игровых сюжетов становится меньше - их отчасти заменяет исследовательская и проектная деятельность, что соответствует возрастным особенностям старшего дошкольника.

Большое количество занятий для старших дошкольников и подготовительной группы целесообразно строить в рамках технологии само стоятельного открытия детьми нового знания:

й этап - введение в игровую ситуацию. Актуализация имеющихся у детей знаний. Воспитатель (взрослый) предлагает правила игры, инициирует их обсуждение. На основании хода размышлений детей воспитатель оценивает их представления о рассматриваемом материале.

й этап - поиск выхода из затруднения, или открытие нового. Задавая наводящие вопросы, организовывая исследовательские действия, педагог помогает детям понять и сформулировать новое для них знание.

й этап - повторение и развивающие задания.

й этап - итог занятия. Дёти вместе с педагогом делятся впечатлениями о занятии и вспоминают, что они узнали нового. Поскольку занятия с младшими дошкольниками жёстко не планируются, мы не описывали этот этап в каждом занятии в методических рекомендациях.

Одного занятия (от 10 до 35 минут в соответствии с возрастом ребенка) в неделю недостаточно для формирования устойчивых математических представлений. Поэтому большое значение придаётся продолжению этой работы в самостоятельной деятельности в детском саду, а также дома с родителями, которые становятся не сторонними наблюдателями, а полноценными участниками образовательного процесса, что впоследствии снимает многие проблемы общения родителей с детьми. Совместная работа предусматривает и работу по пособиям, и создание проектов, которых в течение года будет предложено несколько.

Перенос части материалов с занятий в самостоятельную деятельность не означает введения дополнительного занятия. Вовлекая группу желающих детей в игру, педагог (взрослый) ненавязчиво преподносит интересные факты, предлагает новые сюжетные линии, не ущемляя при этом самостоятельности детей.

Заниматься с детьми следует, соблюдая ряд условий.

Занятия должны проходить в спокойной обстановке.

Ни одно из достижений ребёнка нельзя оставить незамеченным.

В младшем дошкольном возрасте при обучении какому-либо действию важно уделять внимание непосредственному показу (как взять карандаш, как раскрашивать или проводить линии и т.п.).

Взрослые не должны делать или говорить за ребёнка то, что он уже может сделать или сказать сам.

Необходимо, чтобы требования к ребёнку со стороны воспитателей и родителей были одинаковы.

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. В условиях дошкольного образования процесс формирования ФГ ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.

Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность).

- проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

- технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

- технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини- исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

- информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;

В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Читайте также: