Мастер класс проектная деятельность в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Представление опыта проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способствующей формированию ключевых компетенций.

Содержимое публикации

Пискурева Ольга Михайловна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Г.о. Подольск

Учитель начальных классов

Мастер-класс

Слайд 1. Мастер-класс

Цель: Представление опыта проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы в рамках реализации ФГОС, как одной из личностно-ориентированных технологий, способствующей формированию ключевых компетенций.

1. Представление разных форм реализации проектно-исследовательского метода в рамках урочной и внеурочной деятельности и представить алгоритм работы над проектом.

2. Моделирование участниками мастер-класса проектов внеурочной и урочной проектно-исследовательской деятельности для учащихся начальных классов, готовых к практическому применению.

Добрый день, коллеги.

Мой выбор проектно-исследовательской технологии не случаен.

В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала учащихся считается метод проектов. Слайд 4 Проектно-исследовательская деятельность формирует целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Слайд 5 (комментирую)

Современная жизнь требует новой работы с содержанием образования. Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается, и это требует умение отбирать главное в мире информации.

Именно поэтому я уделяю большое внимание формированию информационной компетентности.

Для выполнения каждого проекта, задуманного самим ребенком, группой, классом используются различные педагогические технологии и методики.

2.Презентация педагогического опыта учителем-мастером:

По данной технологии я работаю в течение 15 лет и это дало следующие результаты:

. Регулярное участие в Днях Науки Гимназии, где нужны командные навыки работы и информационные компетенции;

. Вы можете получить представление о моей проектно-исследовательской деятельности по материалам выставки.

2. Проектирование (Планирование),

3. Поиск Информации,

4. Продукт (Создание Проектного Продукта),

5. Презентация Проектного Продукта.

Выходит по щелчку каждый пункт

• Прибавьте столько же.

• Разделите на два.

- Какое число загадали? (спросить у 2-3 человек)

-Что у вас получилось?

•В результате у всех должно получиться число 5.

Нетрудно догадаться, что в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне, но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному ответу. Причём, вначале никто об этом даже не догадывался. Также происходит и в проектной деятельности учащихся.

Я предлагаю поработать двум творческим группам.

1) Первая творческая группа должна составить технологическую карту проекта в рамках учебной деятельности по данному им алгоритму работы.

Работа со слушателями.

1) - Как вы думаете, группа людей, объединенная одними целями и задачами должны иметь отличительные знаки?

- А какие отличительные знаки вы могли бы предложить?

- А что, по-вашему, символизирует герб? (отражение основных идей сообщества)

1. Геральдика города Подольска:

. Зачем нужны гербы

. Почему гербы разные

. Все ли города имеют свои гербы

2. История и люди

. Знаменитые люди Подольска

. Культура, традиции, обычаи

. Подольск в истории страны

3. Уникальные места Подольска

На слайдах вы можете увидеть результаты этой проектной деятельности. Слайд 16

2) При осуществлении любой проектной деятельности самым трудным является формулировка основополагающего и проблемного вопроса. Хочу предложить вам разобраться вместе со мной.

-Как вы думаете, что подразумевает основополагающий вопрос? Слайд (щелчок)

(Это глобальные и открытые вопросы, объединяющие понятия из нескольких разделов или предметных областей. Основополагающие вопросы часто охватывают несколько областей знаний и помогают ученикам понять, как эти области связаны между собой)

-Как вы думаете, что подразумевает проблемный вопрос?

(Это учебные вопросы ориентированы на предмет и темы раздела. Проблемные вопросы открыты. Это помогает учащимся продемонстрировать, насколько хорошо они поняли основные принципы проекта и стимулирует лучшее понимании основополагающих вопросов)

- Посмотрите определения на слайде: в чем сходство и различие?

(Общее - это открытые вопросы, основополагающие вопросы – глобальные, охватывают несколько областей знаний,

Развивают критическое мышление, а проблемные вопросы - ориентированы на предмет и темы раздела и направлены на понимание основополагающих вопросов, Слайд (щелчок)

поддерживают цели обучения)

3) Игра со зрителями

-Давайте решим следующие задачи. Перед вами несколько вопросов. Соотнесите, какие из предложенных вопросов основополагающие, а какие проблемные?

-Аргументируйте свою точку зрения.

Сформулируйте учебный вопрос для проблемного вопроса:

(Учебные вопросы - это конкретные вопросы, основанные на фактах и имеющие единственно правильные ответы) Слайд (щелчок) Сравним варианты. Слайд (щелчок) 5.Выступления творческих групп

-А теперь давайте посмотрим на результаты работы наших творческих групп.

В результате проведенного мастер - класса можно сделать следующие выводы:

1. Проектно- исследовательская технология является наиболее современным подходом к организации деятельности школьников

2. Проектно-исследовательский метод может быть реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности. Мы все боимся организовывать проект в рамках урока. Сегодня мы убедились, что это возможно. Имея четкий алгоритм, каждый учитель в силах осуществить проект.

3. Основой исследовательской работы над проектом является информационная компетенция (умение найти информацию, составить план работы, представить проект)

Выскажите свое мнение стоит ли активно вести проектно-исследовательскую деятельность в начальной школе? Проголосуйте, пожалуйста, подняв желтый стикер.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное выступление познакомит с организацией проектной деятельности, как одно из условий повышения качества и эффективности обучения младших школьников.

Мастер-класс:

Токарева Марина Алексеевна,

учитель начальных классов

Цель: повысить мотивацию коллег к активному внедрению проектов в образовательную деятельность учащихся.

Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класса и его участников.

Познакомить с организацией проектной деятельности, как одного из условий повышения качества и эффективности обучения младших школьников.

Стимулировать у коллег творческую деятельность с учащимися в работе над проектами.

Форма: практическое занятие

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Проектная деятельность очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу, она обеспечивает учащимся возможность самостоятельно приобретать новые знания и применять их в окружающей жизни. Отсюда – главное в работе учителя – научить детей самостоятельно добывать знания. При использовании метода проектов меняется роль учителя. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора.

Для начала необходимо выяснить, что такое проект. Проектирование — это деятельность, направленная на создание нового продукта, имеющего социальную и/или личностную значимость. Иными словами, проект — это то, что вы делаете САМИ, а результат (продукт) может быть ПОЛЕЗЕН другим и/или вам самому в последующем. Смысл проектной деятельности заключается не только и не столько в создании продукта. Очень важно научиться планировать и организовывать собственную деятельность, доводить свой замысел до конечного результата.

Я надеюсь, что наша совместная работа поможет систематизировать знания и раскроет некоторые приёмы организации данного вида работы на уроках.

Хотелось бы отметить, что проектирование и исследование - изначально принципиально разные вещи.

Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга.

То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование.

Важно понять, что в работе с детьми, безусловно, полезны и проектирование, и исследование.

В основе метода проектов и метода исследований лежат:(слайд 2)

развитие познавательных умений и навыков учащихся;

умение ориентироваться в информационном пространстве;

умение самостоятельно конструировать свои знания;

умение интегрировать знания из различных областей наук;

умение критически мыслить.

В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований(слайд3)

по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;

По количеству участников: (коллективные, групповые, индивидуальные);

По месту проведения: (урочные и внеурочные);

По времени: (мини- проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).Краткосрочные требуют выделения 4-6 уроков. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. Долгосрочные могут выполняться как в группах, так и индивидуально, в течение учебного года.

По теме: (предметные или свободные);

По степени самостоятельности выполнения: (самостоятельно, с родителями, под руководством учителя и т.д.);

Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

Я хочу познакомить вас с методикой Александра Савенкова. Доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета, академик.

Предлагаемая методика А.И. Савенкова позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях.

Перед вами- основные этапы исследования(общенаучные подходы)- слайд 4

Выделение и постановка проблемы (Выбор темы исследования, карточки, из которых дети выбирают тему)

Выработка гипотезы, предположений (подумай сам)

Поиск и предложение возможных вариантов решения (это и есть составление плана исследования)

Сбор материала (кармашки с эмблемами)

Обобщение полученных данных (набор пиктограмм)

Подготовка материалов исследования к защите

Путь развития исследовательских способностей А. Савенков предлагает проводить поэтапно:

Этап тренировочный

Задания на развитие способности видеть проблемы

Развитие умений выдвигать гипотезы

Развитие умений задавать вопросы

Развитие умений давать определения понятиям

( Подготовительные занятия - описание, характеристика, пример, сравнение;

Умения ограничивать понятия – объяснить, что это такое (автомобиль, здания, одежда, мебель);

Умения обобщать(лук, редис, огурцы – овощи и т.п.); загадки, кроссворды)

Тренинги- классификации, наблюдения, эксперименты( с магнитами и т.п.)обязательно делать выводы

Развитие умений делать умозаключения

2 этап самостоятельные учебные исследования

Используем методику с кармашками, но сначала нужно выбрать тему исследования.

Карточки с темами лучше всего разложить перед детьми или прикрепить на доске и включить всех детей в обсуждение по поводу выбора темы.

Тема выбрана. Попугай

Составление плана исследования

Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее.

Как это можно сделать?

(Если дети назвали прочитать в книге, положите карточку с изображением книги и т.д.)Так постепенно у нас выстраивается цепочка методов исследования.(слайд 5)

Следующий шаг - сбор материала. Его надо зафиксировать в сознании всех участников занятия. Мы начинаем действовать по намеченному плану.

Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать. Мы можем использовать наряду с обычным пиктографическое письмо.

Как мы помним, первый из выделенных нами методов –




Например, исследователи пришли к мысли, что попугаи могут быть большими друзьями людей. Нарисуем маленького человечка и рядом с ним попугая.


Так, например, в нашем случае кто-то может подсказать, что попугаи только в северных странах живут в неволе, а в теплом климате они широко распространены в дикой природе и изначально это не домашние, а дикие птицы. Просто они легко приручаются и потому хорошо ладят с человеком


Пальмы будут напоминать нам о дикой природе, солнце -о теплом климате, а нарисованный рядом попугай будет дополнять общую картину, свидетельствующую о том, что перед нами именно дикая, а не домашняя птица.

Возникают сложности т.к. дети 1 класса ещё не умеют читать, можно просто ограничиться просмотром иллюстраций или попросить помощи у того, кто может прочитать (учитель).

В ходе наблюдений мы можем изучать особенности поведения попугая и его реакции на различные события. Все это надо зафиксировать на наших листочках.

Можно провести даже эксперименты

Например, боится ли наш попугай громких звуков и резких движений? Любит ли он музыку? Чем он питается и какую еду предпочитает? Ест ли он что-то необычное? Можно ли его обучить чему-либо?

Если какой-то из методов на начальных этапах работы не идет, не страшно - можно не акцентировать на этом внимание

Обобщение полученных данных

Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить.

И начинаем смотреть и рассуждать, что интересного мы узнали, что нового мы можем рассказать другим по результатам проведенного исследования.

Для ребенка это очень сложная задача. Но вместе с тем на этом материале можно развивать мышление, творческие способности, речь ребенка.

Во-первых, выделим главные идеи, отметим второстепенные, а затем и третьестепенные.

Практически это выглядит так: два добровольца-исследователя по очереди, дополняя друг друга, подглядывая в свои записи-пиктограммы, делают доклад.

Начали они с определения основных понятий, сказали, кто такой попугай, рассказали, где он живет и чем питается, затем продолжили свое повествование, опираясь на собранный материал.

После выступления исследователей надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы.

Как только вы почувствовали, что дети освоили общую схему деятельности, можно перейти к другому варианту организации этой работы - самостоятельной исследовательской практике детей.

Все исследовательские работы и проекты детей выполнялись по этой схеме. В зависимости от темы и ряда условий какой-то из моментов доминировал, какой-то несколько сворачивался.

Какими могут быть темы детских исследований( слайд 6)

ФАНТАСТИЧЕСКИЕ - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.

Например, ребенок делает проект космического корабля, создает какую-то волшебную машину или прибор.

ЭМПИРИЧЕСКИЕ - темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Это наиболее интересное и перспективное направление исследовательской деятельности детей. Проведение исследований, включающих собственные наблюдения и эксперименты, очень ценно в плане развития самого исследовательского поведения и в плане приобретения новых сведений о мире.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что можно увидеть в фильмах или прочитать в книгах, и др.

Обобщив эту информацию, можно найти интересные закономерности, незаметные для поверхностного взгляда. Структурировав полученные данные, можно представить выявленные сведения для обсуждения в коллективе сверстников.

Практическая часть.

Выбор темы. Определим одну общую тему нашего исследования по карточке с картинками. (Белый медведь)

Составление плана исследования.

Для того чтобы выполнить эту работу, надо собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать?

Теперь нам надо сделать наш план более строгим и последовательным.

Сбор материала.

Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать. Мы можем их схематично зарисовывать.

Учителя разбиваются на 4 группы, каждая группа получает 2 карточки с видом исследования и с вопросами на данную тему. (Белый медведь) Группы занимают места за столами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.

Прошу поднять левуюруку тех, кто пришёл сегодня с открытым сердцем.

Спасибо.
Попрошу поднять правуюруку тех, кто пришёл получить новые знания.

Спасибо.
Пожелаем друг другу творческих успехов, удачи!

На первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю.

2. Пернатые друзья.

3. . Значение органов чувств

2.Аквариум и его обитатели

3. Генеалогическое дерево моей семьи.

4.Как нам жить в дружбе с природой

1.Органы тела человека

Организация проектной деятельности в начальных классах специфична и требует соблюдения некоторых условий.

2.Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.

3.Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.

Действительно первоклассникам создавать исследо­вательские проекты, определять цель исследования, ставить задачи, выдвигать гипотезы и т.д., является практически невозможным по сути, так как у них еще не сформирована учебная деятельность и осуществить данные действия самостоятельно они не могут.

Поэтому в 1 классе лучше проводить групповые мини- проекты,
во 2 классе групповые мини- проекты, краткосрочные проекты,
в 3-4 классах групповые мини- проекты, краткосрочные проекты, индивидуальные проекты.

Урок, на котором осуществляется учебный проект, называется проектным уроком. Проект может длиться урок, а может занимать часть времени от урока. Проектный урок может быть также одним из этапов проектной деятельности.

Слайд 5-10 фото проектов детей

Проектные уроки по отношению к предметному содержанию, на котором они строятся, могут быть предваряющими и обобщающими проектными уроками. На предваряющем проектном уроке решается проблема положительной мотивации к предстоящему изучению темы, учащиеся видят практическую значимость явления, а только затем начинают его изучать. На обобщающем проектном уроке используются ранее полученные знания, которые в процессе проектной деятельности углубляются, расширяются и систематизируются.

Главная цель урока-проекта – помочь ребятам проделать самостоятельный осознанный путь от зарождения идеи в результате поиска решения возникшей проблемы до воплощения этой идеи в жизнь в виде конкретного продукта проекта.

Главная задача учителя при планировании такого урока – это найти такой соответствующий теме учебный вопрос – задание, на который дети смогут ответить в течение 40 (45) минут и получат новый для себя продукт учебной деятельности.

Структура урока-проекта подчиняется этапам выполнения проекта, но в более сжатые временные рамки и состоит из следующих этапов:

1. Организационный момент – объявление темы проекта, постановка цели – 3-5 мин.

2. Планирование работы, выдвижение гипотезы, формулирование задач – 5-7 мин.

3. Работа с информационными источниками, подведение итогов сбора необходимой информации по поставленной проблеме – 10-12 мин.

4. Физкультминутка – 2 мин.

5. Практическая работа по созданию продукта проекта и его публичному представлению – 10 мин.

6. Презентация готового продукта проектной деятельности – 5-7 мин.

7. Подведение итогов проектирования (рефлексия) – 3 мин.

8. Домашнее задание – 1 мин.

Надо отметить также, что при выполнении таких краткосрочных проектов нужно использовать групповую форму работы (по 4-6 человек), причем группы создаются до урока. Для удобства работы в группах заранее надо соответствующим образом расставить парты.

Алгоритм разработки проектных уроков

Сформулировать проблемную ситуацию (многословно).

Из проблемной ситуации формулируется проблема со слов «Как…? Каким образом…?

Из проблемы формируется цель (планируемый результат).

Сформулировать задачи (шаги для достижения цели).

Организовать работу в группах. Определить регламент работы

- Как организовали работу в группах?

-Что из запланированного получилось хорошо?

- Какие возникли проблемы? Какие были решены

8. Оценка учащихся.

Итак, перечислим условия успешной организации урока-проекта:

четкое соблюдение времени;

форма работы в группе;

достаточный накопленный объем оперативной информации учащихся по проблеме проектирования;

грамотная постановка проблемы, соответствующая условиям проектной деятельности.

Какие требования я предъявляла к таким урокам?

Во-первых, это обязательное соответствие образовательным стандартам.

Во-вторых, обучающиеся должны глубоко изучать учебный материал и уметь применять полученные знания в школе и в жизни.

Готовясь к такому уроку, я чётко определяю, что именно должен делать каждый участник – и ученики, и учитель, чтобы достичь цели, поставленной в самом начале работы над проектом. От тщательности продумывания цели наполовину зависит успех всего урока.

От общей цели перехожу на постановку максимально конкретных задач. Работа над проектом в этом случае превращается в пошаговое достижение поставленной цели. От учителя требуется умелое подведение к проблеме, умение заинтересовать, мотивировать детей. А работа с младшими школьниками требует особого подхода, чуткости, включения игровых моментов. Так как дети ещё маленькие, то учитель подвигает к выдвижению гипотезы и их решению.

На следующем этапе учитель организует групповую работу, помогает распределять обязанности в группе, помогает продумывать ход деятельности, помогает обсуждению методов исследования.

Затем, так же под умелым руководством учителя (которое дети не должны замечать, у них должно создаваться впечатление, что они сами ведут урок, руководят процессом) анализируют и систематизируют полученные данные.

После подведения итогов работы каждой группы делается общий итог и оформляется результат. Заканчиваем урок рефлексией, анализируя успехи и ошибки, делая взаимооценку и самооценку.

Проблемная ситуация и актуализация знаний

- Почему елочка плачет? (потому, что её срубили и принесли домой)

- Кто стал виновник обиды елочки? (человек)

- А где растёт ёлочка? (в природе)

- А сможет ли человек жить без природы? (Нет)

3. Тема урока.
-А как вы думаете, почему мы сегодня решили заговорить о природе? А природа захочет дружить с человечеством, который ее так обижает?

- К чему может привести ссора с природой?

- Значит нужно жить с природой в дружбе.

- Какая же будет тема урока?

- Как вы считаете, наша природа в опасности?

Тема урока: как нам жить в дружбе с природой.

Проблема.
А теперь откройте учебник и прочитайте диалог героев Лены и Миши.

Лена удивляется, почему люди не сохраняют природу, хотя понимают, что без неё не смогут жить.

- Что ответил ей Миша?

- А как бы вы ответили Лене?

- Как не дать исчезнуть всему живому на земле?

Что нужно сделать людям, чтобы выжить?
Учитель:

- Сегодня мы вместе будем искать ответ на этот вопрос.

Постановка целей и задач

Цель: Что необходимо сделать, чтобы жить в дружбе с природой.

Что может быть результатом нашей работы? ( создание плаката, составление правил нахождения в природе)

Для ответа, какие задачи необходимо решить?

Изучить, как влияет человек на природу?

Составить правила жизни в природе.

Ребёнку понятна проблема ёлочки, но непонятно, почему так происходит. Он задаёт вопросы, на которые не может самостоятельно найти ответ. А ведь в наших силах сделать так, чтоб экологические катастрофы затрагивали наших детей как можно меньше.

Ребята, я предлагаю вам вспомнить, что человек как потребитель берет из природы? (воду, пищу, кислород).

Да, это было всегда, но постепенно человек стал жадным потребителем - он стал брать полезные ископаемые, чрезмерно осваивать новые земли, без меры уничтожать живой и растительный мир. Почему такое отношение называют потребительским? (ничего не даем взамен). А для самого человека такое отношение к природе, чем грозит? ( экологической катастрофой)

В ходе урока дети через информацию в учебнике, в рабочей тетради. Задания учителя, жизненный опыт выясняют влияния человека на природу и изготавливают продукт.

7.Творческая работа.
Сейчас я предлагаю вам поработать. На столах у вас есть всё необходимое для создания своего мини – проекта. Каждая группа за 10 - 15 минут должна изготовить плакат – призыв, что можем сделать, чтобы не дать исчезнуть всему живому на земле, которые происходят с нашей планетой, и продемонстрировать это, используя то, что лежит перед вами. Составить правила жизни в природе, чтобы жить в дружбе с природой.

8.Презентация проектов.

9.Итог урока.

- Всё живое на земле имеет право на жизнь: и человек, и синица и божья коровка.


Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить цели, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, проанализировать, удалось ли достичь поставленных целей.

Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.

Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становиться актуальным в современном информационном обществе.

Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

Проект как метод обучения.

Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся среднего и старшего звена.

Большую роль в процессе формирования профессионального самовоспитания школьников играют такие методы обучения, как метод проектов.

Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса. Метод обучения - сложное, многомерное, образование.

Проектный метод в преподавании.

Основной целью проекта является формирование творческого мышления учащихся. Существует множество классификаций методов обучения, но почти в каждой в них присутствует исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирал для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя. Проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, при котором учащиеся индивидуально занимаются какой-либо поставленной проблемой.

В основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное общение учащихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимые результаты. В российской педагогике этот подход связан с использованием таких методов обучения, как проблемный и проектный.

Учебная деятельность в этом случае ориентирована на успешную деятельность в условиях реального общества. Результатом обучения оказывается уже не усвоение знаний, умений и навыков, а формирование ключевых компетентностей, обеспечивающих успех практической деятельности.

Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ученика, позитивный заряд, направленный не только на обучение, но и на развитие личности обучаемых.

В педагогической литературе можно встретить различные определения учебного проекта. В любом случае учебный проект основывается на следующих моментах:

развитии творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию, развитии критического мышления;

самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;

решении какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области;

представлении итогов выполненных проектов в "осязаемом" виде (в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала и т. д. ), причем в форме конкретных результатов, готовых к внедрению;

сотрудничестве учащихся между собой и учителем ("педагогика сотрудничества").

Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей.

А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: постановка проблемы, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

При работе с проектом нужно выделить ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.

Проект обязательно должно иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

В работе с проектом есть и еще одно отличие – предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы.

Весь материал - в документе.


-75%

Читайте также: