Чем полезно планирование для воспитателя и всего педагогического коллектива доу

Обновлено: 05.07.2024

План работы, согласно требованиям ФГОС, обязаны составлять все воспитатели детского сада. Планирование часто вызывает трудности, не все понимают его важность. Рассмотрим, какие виды планов существуют и что следует включить в планы воспитателю, работающему в дошкольном учреждении.

Виды планирования

В ДОУ используются трехуровневая система планирования. Она включает:

  1. Стратегическое (долгосрочное) планирование. Оно определяет основные цели детского сада на 5–10 лет, а также пути достижения этих целей и используемые ресурсы. Планирование включает концепцию и программу развития ДОУ, образовательную программу и модель выпускника. Стратегическим планированием занимается руководитель ДОУ с участием коллектива учреждения и родителей.
  2. Перспективное (краткосрочное) планирование. Оно охватывает развитие детского учреждения на ближайший год. Ответственность за разработку годовых планов лежит на руководителях среднего звена: старшем воспитателе или методисте. К этой работе привлекаются и воспитатели — они участвуют в составлении общих планов для ДОУ, а также разрабатывают перспективные планы для своей группы. В годовой план включаются не только воспитательные, образовательные и оздоровительные мероприятия в группах, но и повышение квалификации сотрудников, методическая работа с педагогами ДОУ, работа с родителями.
  3. Календарное планирование. Календарный план описывает работу воспитателя ДОУ на месяц, неделю и день.

Для старшего воспитателя — это месячный или недельный план работы с воспитателями, а для воспитателя план может быть еженедельным или ежедневным и описывать работу с детьми и их родителями.

Для чего нужны планы

Особенности планирования деятельности воспитателя

Не относитесь к планам исключительно как к отчетному документу, который нужно вести только потому, что этого требует начальство. Планы воспитателя — это рабочий инструмент, который помогает в достижении запланированных целей. Заранее составленный план позволит использовать все возможности для воспитания и избежать спешки, ошибок или чрезмерной нагрузки на детей. Ни одна важная задача не будет пропущена.

План облегчает воспитателю работу в группе — если каждая минута рабочего дня расписана, не нужно задумываться, что сделать сейчас и какие материалы для этого потребуются. Зная, что вы должны сегодня сделать, вы будете более собранны и спокойны.

Чтобы успешно планировать работу, используйте методические пособия, и рекомендации, которые дают старший воспитатель и методист, пройдите курсы повышения квалификации.

108 часов (1.5 мес.)

108 часов (1.5 мес.)

Удобнее всего проходить курсы в дистанционной* форме. Вы изучаете материал, предоставленный преподавателями, выполняете практические задания и сдаете тесты. И всё это через интернет, находясь у себя дома. В конце обучения, при условии успешной сдачи итогового теста, вы получите удостоверение о повышении квалификации.

Общие рекомендации по планированию

  • Составляйте план вместе со вторым воспитателем группы.
  • Если ваша группа разновозрастная, нужен отдельный план для каждого возраста.
  • Учитывайте общий уровень развития детей, их интересы и потребности, а также индивидуальныеособенности каждого ребенка.
  • Дорабатывайте календарные планы в течение года по результатам наблюдения за детьми в группе и бесед с родителями.
  • Не забывайте о регулярности, последовательности и цикличности мероприятий.
  • Соблюдайте баланс интеллектуальной, физической и эмоциональной нагрузки. Помните, что детский сад — не школа.
  • Обеспечьте взаимосвязь всех видов деятельности: обучения, игры, труда.
  • Чтобы не забыть учесть пожелания специалистов, работающих с детьми, например, логопеда или психолога, запишите индивидуальные рекомендации в свой план.
  • Планируйте работу с родителями.
  • Готовые методические материалы и планы для детского сада можно брать за основу, но полностью копировать их не нужно. Планируйте свою деятельность самостоятельно, учитывая особенности и интересы детей.
  • Заведите картотеку с описанием различных занятий и регулярно ее пополняйте. В любой момент вы сможете найти в ней нужную информацию для решения своих задач.

Что включить в календарный план

  • Список детей.
  • Расписание занятий на неделю в соответствии с программой и СанПиН:
  • для малышей до 3 лет — не более 10 занятий по 8–10 минут в подгруппах по 5–6 человек;
  • в младшей группе (от 3 до 4 лет) — 11 занятий по 15 минут;
  • в средней группе (от 4 до 5 лет) — 12 занятий по 20 минут;
  • в старшей группе (от 5 до 6 лет) — 15 занятий по 25 минут;
  • в подготовительной группе (от 6 лет) — 17 занятий по 30 минут.

Половину времени должны занимать физкультурно-оздоровительные занятия.

Планирование различных видов деятельности

Ежедневный план удобнее всего разделить на три части — утро, день, вечер. И начать каждую из них с режимных моментов, после чего подробно описать различные виды деятельности.

1. Специально организованные занятия — это форма обучения детей дошкольного возраста. Их цель — формирование определенных навыков или знаний, разностороннее развитие ребенка. Для таких занятий четко определено время и место (согласно расписанию).

В плане работы воспитателя для каждого занятия указывается его содержание, дидактические задачи, структура (начало, ход занятия и конец) и используемый методический материал.

2. Совместная деятельность воспитателя с детьми включает индивидуальные беседы с каждым из детей, развивающие и спортивные игры, упражнения на развитие мелкой моторики, чтение и рассматривание иллюстраций, двигательную активность на улице и в группе, наблюдения за природой, труд, художественное творчество, прослушивание музыки.

3. Самостоятельная деятельность детей. На нее отводится около 40 % всего времени. Это свободная деятельность детей, которую они выбирают по своим интересам. Задача воспитателя детского сада — организовать для детей развивающую среду, в которой каждый ребенок может выбрать для себя занятие: играть в настольные или ролевые игры, строить дом или рисовать. Воспитатель может направлять детей, вмешиваться при возникновении конфликтов.

К самостоятельной деятельности также относится формирование гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Что еще учесть при составлении плана

Особенности планирования деятельности воспитателя

Отдельного внимания требует планирование прогулок и работы воспитателя ДОУ с родителями.

Прогулки обычно проводятся два раза в день. Они снимают напряжение и помогают детям восстановить силы после занятий.

С чего начать прогулку? Если перед ней были активные занятия, то начинают ее с наблюдений за природой, людьми, транспортом. Если занятия были спокойные, то прогулку лучше начать с подвижных игр. В старшей и подготовительной группе прогулки иногда могут заменяться экскурсиями или походами. Не забудьте оставить детям часть времени для свободного выбора занятий.

Работа воспитателей с родителями может принимать различные формы: родительские собрания, консультации, тематические выставки, беседы, участие родителей в жизни группы (включая экскурсии и походы).

Важная роль планирования в воспитательно-образовательной работе в дошкольном учреждении

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Проблемы организации работы воспитателя в современном детском саду фактически вытекают из тех нормативных правовых актов, которые сейчас действуют в образовательной деятельности современной системы дошкольного образования.

1

Рис. 1. Основные направления стандартизации дошкольного образования

Стандартизацию условно можно разделить на два основных этапа, первый этап развития нашего образования, который мы уже прошли - это введение образовательного стандарта с 2014 по 2016 год. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования успешно вводился во всех дошкольных образовательных организациях и во всех субъектах Российской Федерации. С 2014 по 2016 годы это направление стандартизации мы освоили. На данном этапе мы можем с уверенностью говорить, что, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования введен, и мы повсеместно его реализовываем. Введение ФГОС сопровождалось введением различных нормативных правовых актов, проблемы организации работы воспитателя и тем более проблемы планирования его деятельности нормированы теми нормативными правовыми актами, которые в процессе введения ФГОС появились в нашем образовательном поле.

Эти нормативные правовые акты позволяют построить свою работу в соответствии с их требованиями.

Перечень нормативных правовых актов, обязательных к исполнению на этапе реализации ФГОС:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155;

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования - Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014;

4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПин 2.4.1.3049-13) – Постановление главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 (с изменениями и дополнениями);

5. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования – одобрена решением федерального УМО по общему образованию, протокол № 2/15 от 20 мая 2015 г.

Есть много и других документов, но они носят методический, рекомендательный характер.

ФГОС и Комментарий Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования - это два документа, в которых можно найти ответы на вопросы, которые возникают в процессе организации образовательной деятельности и образовательного процесса [3,4].

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций поддерживают реализацию ФГОС дошкольного образования, способствуют организации образовательной деятельности в соответствии с нормами и требованиями, теми нормативами, которые предъявляются к организации работы с детьми дошкольного возраста. Санитарно-эпидемиологические требования, которые предъявляет этот документ, являются обязательными для выполнения.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования входит в учебно-методический комплекс ФГОС, который сейчас существует в образовательном процессе. Этот документ носит рекомендательный характер, прошел одобрение федерального учебно-методического объединения по общему образованию в соответствии с которым, мы строим образовательный процесс и пишем свои образовательные программы.

Какие же требования предъявляются в профессиональном стандарте к должности воспитателя, и как они будут влиять на организацию и планирование работы воспитателя.

В соответствии с действующим профессиональным стандартом в нем указаны две основные обобщенные функции педагога, это педагогическая деятельность, проектирование и реализация основных образовательных программ, в первом случае образовательного процесса, во втором случае реализация основных образовательных программ (рис.2).

2

Рис. 2. Основные, обобщенные функции педагога

Когда мы будем составлять план нашей работы, это будет план образовательной деятельности, не педагогической деятельности в целом, потому, что педагогическая деятельность это более широкое понятие. План образовательной деятельности – это план по реализации образовательной программы в учебном году, с конкретной группой детей и в определенное время.

Далее нам необходимо рассмотреть, что такое педагогическое проектирование. Педагогическое проектирование – это продуктивная деятельность, процесс создания проекта и программы внедрения в практику образования. Включает следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности и ее результат. Стадии проектирования:

1. Концептуальная стадия;

2. Стадия моделирования;

3. Стадия конструирования;

4. Стадия технологической подготовки;

5. Стадия реализации;

6. Стадия рефлексии.

Концептуальная стадия. Концептуальную стадию мы уже прошли, сделали анализ тех нормативных правовых актов, которыми мы сейчас руководствуемся, какие другие нормативные, концептуальные основы нам стоит взять, когда мы организовываем работу в современном детском саду. Концептуальная стадия – это процесс, связанный с пониманием концепции современного развития образования и современных нормативных правовых актов. ФГОС – это определенная концепция для нас, как необходимо организовывать образовательную деятельность.

Стадия моделирования. Рассмотрим модель современного образовательного процесса или модель образовательной деятельности в современном детском саду. Она нам нужна для того, чтобы подойти к планированию работы, что мы должны запланировать, в каком объеме и т.д.

В соответствии с ФГОС все содержание образовательной деятельности делится на пять образовательных областей, это:

1. Физическое развитие;

5. Художественно-эстетическое развитие.

Любая программа и любой план работы на неделю или на весь год должен будет содержать в себе материал по пяти образовательным областям. Какие требования сейчас к этому существуют. По ФГОС дошкольное образование призвано дать всестороннее, гармоничное развитие, поэтому приблизительно равным должно быть в наших планах и программах содержание работы по всем пяти образовательным областям. Если это основная образовательная программа, нужно посмотреть, достаточно ли содержательного материала для реализации всех этих образовательных областей. Недопустимо, например, чтобы в течение дня не было бы запланировано никаких форм работы по художественно-эстетическому развитию. Необходимо посмотреть свой план, есть ли в нем образовательный материал по всем пяти образовательным областям и достаточно ли его. Не совсем верно в течение дня заниматься художественно-эстетическим развитием, правильно будет сделать гармоничную модель. Содержание по всем образовательным областям представлено в основной образовательной программе, которая написана в свою очередь в соответствии с ФГОС с учетом примерной и на основе или использования материалов какой-то комплексной образовательной программы, по которой работает детский сад.

В ФГОС и в комплексных программах воспитательной деятельности уделяется внимание, но оно как бы спрятано за обучение, фактически прямо об этом не говорится, поэтому наша задача при планировании, обязательно учитывать, что есть задачи физического развития, и есть задачи нравственного воспитания, мы не должны о них забывать. Хотя такой образовательной области в программе нет, но задачи нравственного воспитания мы не забываем и помним, что сейчас у нас действует стратегия развития воспитания, нормативный правовой документ, который был подписан Д.А. Медведевым и фактически вся Россия сейчас озабочена нравственным воспитанием подрастающего поколения.

Трудовое воспитание - обязательная группа воспитательных задач, которую мы должны ставить в своих планах и в своих конспектах. Умственному воспитанию уделяется много внимания в современной системе образования и в частности системе дошкольного образования, и задачи умственного воспитания мы, безусловно, выставляем.

Физическое, нравственное, трудовое, умственное и эстетическое воспитание – это классика дошкольного образования. Само содержание ФГОС говорит о том, что все мы должны понимать специфику дошкольного образования и как выставляются воспитательные задачи, как они решаются и где их писать в системе дошкольного образования, любой учебник дошкольной педагогики будет содержать пять групп воспитательных задач.

Существует модель образовательного процесса. Где брать материал для планирования? Для этого существует стадия конструирования.

Конструирование образовательных программ, проектов и планов работы. Конструирование, как стадия проектирования, предполагает учет образовательной программы. Что же в ней должно быть?

П.6, ст.12 Образовательная программа дошкольного образования разрабатывается и утверждается самой организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. У нас не предусмотрены формы аттестации для детей дошкольного образования, так как они не предусмотрены по закону, но мы говорим о непедагогической диагностике, которая может проводиться и проводится в детском саду. Без нее мы никак не можем обойтись, для того, чтобы мы могли скорректировать образовательную деятельность и построить какие-то индивидуальные маршруты работы с детьми. Об это также написано в ФГОС. Оценочные материалы должны быть. Существуют разные варианты, вы должны выбрать тот, который отражает результаты вашей работы. Это относится к компетенции образовательной организации.

Кроме основной образовательной программы должны быть учебный план, календарно-тематический план и рабочая программа. Учебные планы, календарно-тематические планы – это обязательные документы для любой образовательной организации в системе отечественного образования.

Рабочая программа – это документ, в котором должно быть написано, как вы организовываете, и какие мероприятия вы планируете в этом году для детей и это еще не план работы. Сколько рабочих программ должно быть? Cколько групп, столько и рабочих программ должно быть. Рабочих программ может быть и больше, для каких-то специалистов могут быть написаны отдельные рабочие программы. Кто это решает? Это решает образовательная организация. Как это решается? Для этого должен быть локальный акт образовательной организации - Положение о разработке рабочих программ, в котором должно быть написано, как будет выглядеть рабочая программа. Федеральных документов нет, но есть различные рекомендации. Вы выбираете тот вариант, который вам удобен и который вам нужен. Который показывает смысл вообще этой работы для родителей и других участников образовательных отношений.

Образовательных программ очень много. Примерная основная образовательная программа рамочная, в ней нет содержания, в ней есть требования ФГОС, написаны какие-то механизмы, что требует дошкольное образование. В каждом детском саду есть основная образовательная программа дошкольного образования, которая пишется в соответствии с ФГОС. Нам требуется какая-то база и основа, поэтому комплексная образовательная программа, которая сейчас существует в образовательной деятельности, становится основой для написания основной образовательной программы. Кроме того, у вас в детском саду могут быть парциальные образовательные программы, которые закрывают ту часть программы, называемой частью формируемой участниками образовательных отношений.

Прежде чем планировать, нужно понимать, что у вас написано в образовательной программе. Она может быть адаптирована, если у вас группа компенсирующей направленности. Программа может быть индивидуальной программой реабилитации инвалида. Обязательно у вас будет рабочая программа, если есть дополнительные услуги, то есть дополнительные общеразвивающие программы.

Рассмотрим структуру программы, которая соответствует требованиям ФГОС. Программа состоит из трех разделов, в каждом разделе существует определенное направление, которое необходимо отразить (табл. 1). Каждый раздел делится на обязательную часть и часть формируемую участниками образовательных отношений.

Структура образовательной программы

Разделы Конструктор разделов
Целевой Пояснительная записка.
Планируемые результаты освоения программы.
Содержательный Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы.
Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушения детей (если эта работа предусмотрена программой).
Организационный Описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Распорядок и/или режим дня.
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Структура образовательной программы соответствует ФГОС, может использоваться для конструирования основной образовательной программы и для конструирования парциальной образовательной программы или какой-то вашей рабочей программы. В любой программе есть целевой, содержательный и организационный раздел. При планировании образовательной деятельности мы должны в первую очередь обратиться к своей программе, как это написано в программе, какое в ней содержание.

Следующим этапом проектирования, является стадия технологической подготовки. Стадия технологической подготовки, это как раз та стадия, на которой пишутся планы, пишутся конспекты занятий, если они нужны для других форм работы, которые у нас существуют. Это могут быть подготовка дидактических материалов и подготовка демонстрационных материалов. Это все технологическая подготовка перед тем, как реализовывать ту, или иную программу. На стадии технологической подготовки мы и пишем план. Каким образом мы можем подойти к планированию деятельности в детском саду, как написать план? Подходов к планированию очень много. Есть общие понятия, что такое план, что такое планирование и какие планы работы воспитателя могут быть.

План – заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.

Планирование – оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанных с постановкой целей (задач) и действий в будущем.

План работы воспитателя может быть перспективным (составляется на длительный период – год, квартал, месяц) и календарным (на неделю, каждый день).

1. Для воспитателей – план воспитательно-образовательной работы с детьми на день или на неделю по их усмотрению и ежедневного ведения табеля посещаемости детей;

2. При этом планирование свей работы воспитатели, старшие воспитатели ведут в произвольной форме.

В настоящее время мы остановились на формулировке план образовательной деятельности и календарный план образовательной деятельности.

На каких основах может быть организовано планирование. Наиболее современным является метод перспективного планирования, когда за основу берется, календарный план и вносятся в него будущие мероприятия. Рабочий план воспитателя делится на перспективную и календарную часть. Мероприятия могут быть запланированы другими (табл. 2).

Примерная структура рабочего плана воспитателя представлена

Перспективная часть планирования на месяц предусматривается в начале каждого месяца, может быть вывешена как отдельный документ или как отдельный план, для того, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Форму плана выбирает образовательная организация определенным документом, локальным актом, который должен быть рассмотрен и принят на педагогическом совете. Образовательная организация самостоятельно утверждает план и его форму. Будет ли она обязательна для всех, или будет обязательна только для некоторых, может быть существует разница между педагогами-наставниками и начинающими педагогами. Рекомендуется придерживаться того варианта, который рекомендован разработчиками комплексных программ.

Невозможно детей научить всему, на занятия выносятся только глобальные вещи, когда мы объясняем новый материал, когда дети максимально активны, готовы воспринимать, готовы учиться и готовы познавать.

После того как запланировали на неделю, мы переходим на ежедневное планирование, на каждый день, структура рабочего плана воспитателя (табл. 3) Здесь нет стандартного варианта, вы сами выбираете форму, главное, чтобы она была рабочей, а не формальной и не отнимала у вас много времени в случае корректировки. Современный педагог должен понимать, для чего он это делает.

Структура рабочего плана воспитателя

Любое проектирование педагогической деятельности предполагает стадию реализации, все, что вы запланировали необходимо реализовать. На стадии реализации могут возникнуть какие-то нюансы, и эти нюансы могут быть отражены в том рабочем плане, о котором было написано, может быть что-то скорректировано, что-то может быть перенесено на следующую неделю, для этого и составляется план работы. Каждому педагогу необходимо подводить итоги, не много ли мы планируем или наоборот мало планируем мероприятий. План – это живой организм, который необходимо корректировать. План – это отражение качества образования, которое дается детям, его системность, последовательность, цельность и продуманность. Сейчас, в условиях более серьезного требования к профессионализму педагогов, особенно важно, чтобы планирование проходило на системной, научной основе.

Список использованных источников:

Нажмите, чтобы узнать подробности

План — это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития.

План — это, прежде всего, целеполагание.

Планирование в работе воспитателя ДОУ

В настоящее время установлены следующие виды педагогического планирования в ДОУ:

Для воспитателей — план воспитательно-образовательной работы с детьми на день или неделю по их усмотрению и ежедневного ведение табеля посещаемости детей.

Для старшего воспитателя – план работы с воспитателями на месяц или неделю.

При этом планирование своей работы воспитатели, старшие воспитатели ведут в произвольной форме.

Документацию воспитателя

Документацию воспитателя можно разделить на обязательную и рекомендуемую:

Обязательная документация по организации воспитательно- образовательного процесса включает в себя:

календарный план воспитательно-образовательной работы,

табель посещаемости детей.

Рекомендуемая документация по организации воспитательно - образовательного процесса включает в себя:

1. Информационно-нормативную документацию воспитателя:

Служебные и должностные инструкции:

1.1. Должностная инструкция воспитателя дошкольных групп.
1.2. Инструкция по охране жизни и здоровья детей ДОУ.
1.3. Сезонные инструкции по технике безопасности работы на участке.
1.4. Инструкция по технике безопасности при организации занятий на физкультурной площадке.

2. Общие сведения о группе:

2.1. Список детей

2.2. Режимы группы (на холодный, теплый, каникулярный, щадящий, адаптационный периоды года).

2.3. Сетка занятий (основная и дополнительных занятий в студиях и кружках).
2.4. Листки адаптации (для вновь поступивших детей).
2.5. Сведения о детях и их родителях.

3. Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса

3.1. Основные направления работы и годовые задачи МДОУ на текущий год.
3.2. Перечень программ и педагогических технологий, используемых воспитателем (составляется вместе со старшим воспитателем).
3.3. Перспективное планирование по разделам программы.
3.4. Материалы для диагностики по основным разделам программы.
3.5. Памятки, рекламные проспекты для педагога по результатам окружных и городских мероприятий (курсы, семинары, методические объединения).

Планирование — основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности,

сосредоточить внимание на главных задачах,

добиться экономичного функционирования

План — это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития.

План — это, прежде всего, целеполагание.

Целеполагание

умение планировать рабочее время с учётом ближних и дальних перспектив, с учётом важности задач;

способность к выявлению оптимальных путей в решении задач;

умение правильно устанавливать цели и достигать их.

Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки.

План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.

Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу.

План — не просто отчетный документ, главное в нем — рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.

План — это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования.

Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.

Успешно спланировать работу воспитателю помогут также методические пособия, рекомендации, полученные на педсовете, методическом объединении, курсах и прочее.

Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы.

Календарный план составляется на основе годового и перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений с другими воспитателями и бесед с родителями. Он пишется на каждый день или на неделю и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний.

Планирование ведется на основе программы и, реализуется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку.

За годы педагогической практики сменилось много разных видов календарного планирования.

Существуют общие требования к календарному плану в разновозрастной группе детского сада.

Планы должно быть на каждую группу. Основное различие в планах разных возрастных групп — в программном материале, в методике ведения работы (количество и длительность занятий, приемы обучения и прочее).

Технология разработки воспитательно-образовательного плана

Общий алгоритм — канва.

Начинать написание плана с режимных моментов: утро; день; вечер; минимум на две недели.

Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям, так как это визитная карточка ДОУ.

Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной; интеллектуальной; физической.

Учитывать степень усложнения материала (нельзя ФЭМП сочетать с занятиями физической культуры — очень высокий расход белка в организме при высокой интеллектуальной и физической деятельности).

Соответствие программно-методическому обеспечению.

Включать все виды деятельности.

Прослеживать усложнение приемов, не только наглядных и словесных, но и таких, как коллективный поиск, беседа, развивающие игры.

Структура и содержание воспитательно образовательного плана

Список детей группы

План работы с родителями

Расписание сетки занятий на неделю (согласно количеству занятий по программе и требованию санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам)

Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты)

Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми

Планирование индивидуальной деятельности с детьми

Планирование самостоятельной деятельности детей

План работы с родителями

Содержание работы с родителями планируется на месяц или неделю. Следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены.

Работа может быть расписана в различных формах проведения:

консультации (индивидуальные, групповые),

эпизодические беседы с родителями,

клубы по интересам,

развлечения и досуги,

участие родителей в общественной жизни группы и прочее.

Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми

Утренний отрезок времени.

Этот блок самый насыщенный разнообразной деятельностью.

Для оптимизации планирования целесообразно иметь в группе ритуалы (на каждый день или на неделю, месяц).

индивидуальный диалог с каждым ребенком;

совместная двигательная деятельность (на улице, в группе);

чтение или рассказывание;

дидактические упражнения, развивающие игры;

наблюдения (в группе, на воздухе);

психогимнастика, упражнения на релаксацию, театр;

труд (различные виды);

Планирование утреннего отрезка времени

Необходимо запомнить, что утро — это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение.

По содержанию утренний отрезок времени включает:

беседы с детьми,

рассматривание предметов и иллюстраций,

короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни.

Намечая конкретные мероприятия, важно учитывать характер предстоящих занятий.

Если занятия будут спокойного характера, требующие умственной активности и усидчивости детей, как, например, занятия по формированию элементарных математических представлений, разучивание стихотворения, пересказ, на утро планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и, наоборот, если занятия предполагают большую подвижность, детей (физкультурные, музыкальные), то утренняя деятельность должна быть более спокойной.

Планирование прогулки

В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приема детей на воздухе).

Задача прогулки в первую половину дня — восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд.

Говоря о планировании прогулки нужно помнить о том, что есть общепринятая структура прогулки.

Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения.

Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности.

Виды наблюдений:

Наблюдения за окружающим (неживыми предметами).

Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники).

Наблюдения за транспортом.

Наблюдения за живым объектом.

Наблюдения за трудом взрослых

Планирование работы по развитию движений на прогулке

Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.

Продолжительность подвижной деятельности составляет 60-70% от общей продолжительности прогулки, при этом не должна ущемляться самостоятельная деятельность детей.

Подвижные игры.

Индивидуальная работа по физвоспитанию.

Спортивные игры.

Сюжетно-ролевые игры.

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук.

Элементарная трудовая деятельность.

Она может быть двух видов:

Хозяйственно-бытовой труд: дети вместе с педагогом, друзьями наводят порядок на участке, в игровых уголках и шкафчиках.

Труд на природе: дети работают в цветнике, на клумбе, в огороде.

Экспериментальная деятельность.

Существует четыре вида прогулки:

Типовая: максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).

Комбинированная, состоящая из двух частей: первая часть — целевая прогулка; вторая часть — свободная деятельность детей.

Спортивная (соревнования, эстафеты).

Планирование второй половины дня

Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учетом всей предшествующей деятельности детей.

Планируются наблюдения, игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей.

Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей.

После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей:

уборку групповой комнаты;

ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр;

стирку кукольного белья, носовых платков, лент;

изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей.

Рекомендуется также устраивать и различные зрелищные мероприятия, развлечения:

кукольный, настольный, теневой театры;

спортивные, музыкальные и литературные досуги;

слушание аудиокассет и многое другое.

Во вторую половину дня ежедневно проводится прогулка, в содержание которой входит подвижная игра, сюжетно-ролевые игры детей, трудовая деятельность. Воспитатель создает условия для организации индивидуальной избирательной деятельности детей в соответствии с их интересами и запросами.

Читайте также: