Мастер класс для педагогов очень интересный и необычный в доу по проектной деятельности

Обновлено: 05.07.2024

Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников.
Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми суммы знаний, на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.
Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.
Вместе с тем, известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Включение экспериментальной деятельности в детские проекты дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.

Оценить 320 0

Мастер-класс для педагогов " Технология проектной деятельности в работе с детьми "

Цель : Повышение компетентности педагогов в вопросах применения технологии проектной деятельности в работе с детьми .

• Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме внедрение в педагогический процесс технологии проекта .

• Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

• Развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов .

Ход мастер класса

Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности , которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников.

Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми суммы знаний , на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.

Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

Вместе с тем, известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Включение экспериментальной деятельности в детские проекты дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.

Сочетание проектной и экспериментальной деятельности позволяет развить у детей познавательную активность, интерес к поисково-исследовательской деятельности , стимулировать их к получению новых знаний, расширить кругозор, развить личностные качества. Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит, познает и делает сам. Процесс увлекает ребенка, и он приобретает навыки планирования, контроля своей деятельности , прогнозирования ее результатов.

Мною ведется целенаправленная работа по организации детского проектирования познавательно–исследовательской деятельности дошкольников .

А сейчас, я предлагаю познакомится с этими методами поближе :

1. Теоретическая часть.

Итак, что же такое проект ?

В ДО, проект – это специально организованный воспитателем, и, самостоятельно выполняемый воспитанниками, комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и, завершающихся созданием творческого продукта.

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей . Они представлены на слайде.

• Проблема (выбор темы, целеполагание, выдвижение гипотезы)

• Проектирование проекта ( разработку совместного плана действий по достижению цели)

• Поиск информации практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума.

• Презентация (итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет)

1. Игра да-нет 1П. (Эта игра способна увлечь и маленьких, и взрослых. В ходе этой игры вырабатывается стратегия поиска. Использовать игру можно как для отдыха, так и для создания интригующей ситуации)

-У меня для вас волшебная коробочка, в ней находится вещество, с которым мы имеем дело каждый день. Вы задаете вопросы, я отвечаю да или нет.

- Да, это соль. Соль присутствует в жизни каждого человека. У всех дома есть соль, можем без нее не приготовить обед? А хотите ли вы узнать, использует ли человек соль в других целях можно ли использовать ее для опытов и творчества.

Гипотеза : предположим, что человек использует соль в разных назначениях, соль – интересный материал для творчества и опытов.

Модель трёх вопросов

ЧТО ХОТИМ УЗНАТЬ?

КАК УЗНАЕМ ОБ ЭТОМ?

Содержание, то что дети уже знают

План (тема проекта)

Источники новых знаний, т. е. средства.

В своей работе с детьми я использую схемы-символы сбора информации.

3. провести эксперименты с солью,

4. создать творческие работы с использованием соли.

• лепка из соленого теста

• рисование солью по акварели,

Я предлагаю вам сделать то, что мы запланировали

А я покажу какие интересные эксперименты провели мы.

Полученные знания об использовании соли во время гололедицы мы можем проверить, проведя опыт : с 1 группой.

Разложите ледяные фигурки на подносе, и пипеткой или чайной ложкой капайте на них солевые растворы.

Что происходит : Когда натрий в соли вступает в контакт со льдом, происходит реакция с выделением тепла, что заставляет лед таять. Именно поэтому в гололед улицы посыпают смесью песка и соли.

Убедиться в том что соль можно использовать для создания творческих работ , нам поможет эксперимент со 2 группой

Ваша задача смешать по 1л муки и 1л соли, 3л воды, добавить краситель. Перемешать сделать рисунок.

Продукты проекта : коллажи, творческие работы , знания.

Мы рассчитываем, что благодаря предлагаемому проекту , педагоги смогут освоить новую технологию - метод проекта , что позволит изменить стиль работы с детьми , повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

В конце своего выступления я хочу предложить вам составит синквейн Синквейн – это творческая работа , которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк

правилам : 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом) .

Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

Способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологий проектирования.

Ход мастер - класса.

Приглашаю всех встать в круг. Правило такое:

Имя свое назови,

Соседу руку протяни

И улыбку подари.

А сейчас, приглашаю вас на игровую площадку фантазии. Хозяином этой площадки будет всем нам известный проектный метод.

Например, цепочка ассоциаций - слов может быть такой: автобус - час-пик - толкучка - джинсы - тысяча рублей - деревянный - Буратино - Папа Карло и т. д.

Что же собой представляет ПРОЕКТ?

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Проблема (выбор темы).

Проектирование или планирование.

Презентация. ( Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)

Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы, то при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий.

Благодаря этим моделям воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.

• Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как узнаем об этом?



• пригласить бабушку, чтобы она рассказала, как варить варенье.

• придумать (нарисовать, построить) приспособление для сборки ягод;

Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.

Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.

В центре листа размещаем основную тему, то есть пишем слово или выполнить в виде рисунка. Например, тема фрукты, можно нарисовать корзинку или другой образ, ассоциирующийся с фруктами.

Далее ребенок рисует толстые ветви (к углам листа, каждая своим цветом. Над каждой ветвью воспитатель пишет слово ассоциацию. Ребенок добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.

Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово яблоко ассоциируется у нас с зелёным цветом, следующая ветвь – поговорка. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, приведённая выше поговорка, может ассоциироваться со здоровьем, витамины и т. д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми.

Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать. Приложение 3.


Представление проектов. Приложение 4, 5.




Благодарю всех за участие в мастер - классе. Желаю вам успеха.

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.

2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М. Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).

3. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101.

Написание протокола МО педагогов Протокол №1 заседания районного методического объединения воспитателей ДОУ Александровского района. от 29.08.2012г. Присутствовало: 15 человек.

План МО для воспитателей по проектной деятельности План работы методического объединения воспитателей ДОУ Александровского района на 2012-2013 учебный год Тема: «Использование проектной.

Отсюда и цель мастер – класса, проводимого сегодня – это дальнейшее повышение вашей мотивации к овладению методом проектов как одним из инструментов развития детской инициативности.

Углубить знания педагогов о методе проектов, алгоритме создания проекта.

Создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой.

Мы надеемся, что проведённый сегодня мастер – класс поможет вам начать активно внедрять метод проектов в образовательную деятельность в работе с дошкольниками.

Познавательная активность развивает инициативу, сообразительность,

самостоятельность. Она важна для ребёнка, так как формирует умения и

навыки исследовательской деятельности.

Поэтому и была выбрана мной тема:

Метод проектов всецело соответствует ФГОС, так как современное образование ставит перед собой задачу не просто дать знания ребенку, а научить применять эти знания на практике, уметь связать теоретические материалы с проблемными жизненными ситуациями. Метод проектов дает ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивает познавательные и творческие способности, умения и коммуникативные навыки. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

На лугу росла необычная ромашка, на лепестках которой были слова, начинающиеся с буквы П. Сердце ромашки, как и основа нашего мастер – класса – это проект. Ветерок сдул с нее лепестки. Сможете ли вы помочь ромашке вернуть лепестки? (проект включает в себя шесть П: Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация, Портфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта).

По ромашке можно легко запомнить структуру проекта.

Для работы по своей теме мною была поставлена цель: Развивать познавательную активность дошкольников посредством включения их в проектную деятельность.

Для достижения этой цели были определены следующие задачи:

· Формировать готовность и способность ребёнка исследовать новое в окружающем мире путём реального взаимодействия с ним.

· Развивать инициативу, сообразительность, самостоятельность.

· Развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

· Обучать детей специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельной исследовательской деятельности.

· Формировать у детей умения и навыки исследовательской деятельности.

· Организовать работу с родителями по привлечению их к проектной деятельности в детском саду.

Существуют следующие типы проектов:

  • 1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
  • 2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
  • 3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
  • 4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
  • 5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
  • 6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Я хочу вас познакомить с основными этапами метода проекта.

1. Целеполагание - педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели (к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу), в каких источниках можно найти информацию, с какими предметами научиться работать для достижения цели).

3. Выполнение проекта – практическая часть (сбор и накопление материала по тематике проекта, включение в план проекта занятий, игр и других видов детской деятельности, домашние задания для самостоятельного выполнения).

4. Рефлексия - подведение итогов, определение задач для новых проектов.

Первый этап – "выбор темы” .

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему который я использую – это модель "трёх вопросов”: Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать?. Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи.

Я приготовила таблицу, в ней три колонки с вопросами, сейчас мы ее заполним. Представьте что вы дети, и у вас в руках иллюстрации. Что на них изображено? Как это можно назвать одним словом? (профессии). Теперь ответим на вопрос - Что я знаю? И т.д. (заполняем таблицу).

Второй этап – реализация проекта .

Моя задача - создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную), сбор и накопление материала по тематике проекта, домашние задания для самостоятельного выполнения

Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка, а также его познавательной активности.

Переходим к третьему этапу – это образовательная деятельность, презентация, викторины, развлечения, выставки, фотоколлажи.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Моя задача создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

У нас было много интересных игр, экскурсий, бесед о профессиях. Мы ходили в библиотеку, музей, аптеку, магазин. Я распечатала фотографии, ваша задача оформить наш коллаж. Рассортируйте фотографии. Подумайте, как мы можем назвать наш коллаж?

Молодцы, у нас получился красивый и интересный коллаж. Мы его повесим в холле детского сада, чтобы все могли увидеть наш город профессий.

Четвёртый, заключительный этап – рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности изменяется по мере нарастания детской активности. Цель рефлексии – вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности, ее способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты. Рефлексия – умение размышлять, проводить самоанализ.

Наш мастер-класс подходит к концу. И я прошу высказать свое мнение о нем. Вы видите карту мира. Мы педагоги всегда находимся в океане неизвестного и сегодня вы были первооткрывателями. В нашем океане появилось несколько новых островов: о.Пользы, о.Скуки, о.Познания, о.Бермудский треугольник. Мне бы хотелось, чтобы ваш корабль причалил сейчас к одному из них. Прислушайтесь, пожалуйста, к своим ощущениям и пришвартуйте свой корабль к острову и выскажите свое мнение. Благодарю всех участников и зрителей за активный и позитивный настрой. Надеюсь, что наша встреча была плодотворной для нас и для всех полезной. Спасибо за внимание!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

взаимодействие детей и взрослых, признание ребенка полноправным субъектом образовательных отношений;

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей;

формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности, участие в проектной деятельности.

Мы считаем, что именно проект является полноценным средством, который позволяет целесообразно сочетать данные принципы. Проект - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему, стоящую перед воспитанниками. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит — применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. (слайд №1) Поэтому проектная деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

Типология проектов в ДОУ (слайд №2)

Монопроекты (одна образовательная область)

Интегративные (две и более образовательные области)

Краткосрочные (1-4 недели)

Среднесрочные (до 1 месяца)

Долгосрочные (полугодие, учебный год)

По доминирующему виду проектной деятельности

Структура проекта: (Слайд № 3)

Проблема (выбор темы) . Постановка проблемы, заданная конкретной темой.

Проектирование или планирование. Следующий этап требует постановки цели и план его достижения.

Поиск информации. Важным и объемным этапом проекта является работа с информацией.

Презентация. Способность доказать и правильно преподнести свой труд исследования, легче всего в презентации. (Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.).

Портфолио. Каждому участнику проекта предоставляется право использовать свои труды для портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.) .

Любой проект ориентирован на м одуль - это структурная единица педагогического процесса, то есть логическая нить, объединяющая группу мероприятий по разным видам деятельности. Работа по составлению модуля начинается с выбора общей тематики, то есть того центрального звена вокруг которого будут выстраиваться все знания. Позитивные условия реализации модульного принципа :

1 .Перспективное планирование разбито на темы модуля.

2. Применение разноплановых форм и методов для разрешения проблемы , точнее проектирование деятельности .

ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?

Рассмотрим эту модель . Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса :

Благодаря этим моделям воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме. Педагог ориентируется сам и помогает сориентироваться детям в способах получения и уточнения знаний. Дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.

Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.

Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.

Далее рисуются толстые ветви (к углам листа, каждая своим цветом). Над каждой ветвью воспитатель пишет слово ассоциацию. Ребенок должен добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.

Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово фрукты ассоциируется у нас с формой, следующая ветвь – цвет. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, продукт, может ассоциироваться со здоровьем, витаминами и т. д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми.

Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.

Название способа произошло от его образного подобия паутине – от центра темы расходятся лучики содержания по теме в центрах активности. Форм, конкретных действий, которые заполняются и реализуются.

В ней перечисляются все виды детской деятельности и формы совместной деятельности в ходе проекта. Все они распределяются по образовательным областям ФГОС ДО (на слайде вашему вниманию представлены эти области, которые вам уже знакомы):

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Также в системной паутинке указываются формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами в ходе проектной деятельности, формы совместной деятельности в рамках проекта во время режимных моментов.

Художественно — эстетическое развитие.

Форма: выставка картин, выполненными детьми в разных технологиях

Форма: презентация своей картины на выставке. Способа посадки цветка. Выступать на публике.

Форма: рассказ о своей картине( что изображено и в какой технологии изготовлена). Например: Это букет из полевых цветов. Мак, Василек, Ромашка. Натюрморт выполнила в технике пластинографика.

Высказывать свое мнение.

Рассказ о способе посадки.

Модель трех вопросов

-Дети, что вы знаете о цветах? ( Знаем что есть садовые, полевые цветы и комнатные растения. У цветка есть корень, стебелек, листья, у цветка лепестки. Цветы дают нам кислород. Лечат нас . Нектаром цветов питаются насекомые. Радуют нас красотой. Цветами можно отравиться. Они могут быть сорняками и мешать овощам расти.)

-Что вы хотите узнать о цветах? (Как растет цветок. Как появляется росток узнать и увидеть.)

- Как узнать? (Из слов игры дети узнали, что в землю положили, почему из семени появился росток, и что для этого нужна земля, вода, воздух, тепло и солнце)

Проблема: А из чего еще можно вырастить цветок?

Формы: посадка цветов разными способами. (Дети выбирают способ посадки цветка, модели деятельности даются им в помощь : посадка семени и луковички)

Презентация разработанных проектов.

Краткое описание документа:

  • взаимодействие детей и взрослых, признание ребенка полноправным субъектом образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности, участие в проектной деятельности.

Мы считаем, что именно проект является полноценным средством, который позволяет целесообразно сочетать данные принципы. Проект - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему, стоящую перед воспитанниками. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит — применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. (слайд №1)Поэтому проектная деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

Типология проектов в ДОУ (слайд №2)

Монопроекты (одна образовательная область)

Интегративные (две и более образовательные области)

Краткосрочные (1-4 недели)

Среднесрочные (до 1 месяца)

Долгосрочные (полугодие, учебный год)

По доминирующему виду проектной деятельности

Структура проекта: (Слайд № 3)

Любой проект ориентирован на модуль - это структурная единица педагогического процесса, то есть логическая нить, объединяющая группу мероприятий по разным видам деятельности. Работа по составлению модуля начинается с выбора общей тематики, то есть того центрального звена вокруг которого будут выстраиваться все знания. Позитивные условия реализации модульного принципа:

1.Перспективное планирование разбито на темы модуля.

2. Применение разноплановых форм и методов для разрешения проблемы, точнее проектирование деятельности .

(слайд № 4)

ЧТО ЗНАЮ?

ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?

КАК УЗНАТЬ?

Рассмотрим эту модель. Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

(Слайд 5).

Благодаря этим моделям воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме. Педагог ориентируется сам и помогает сориентироваться детям в способах получения и уточнения знаний. Дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.

Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.

Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.

Далее рисуются толстые ветви (к углам листа, каждая своим цветом). Над каждой ветвью воспитатель пишет слово ассоциацию. Ребенок должен добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.

Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово фрукты ассоциируется у нас с формой, следующая ветвь – цвет. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, продукт, может ассоциироваться со здоровьем, витаминами и т. д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми.

Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.

(Слайд 6).

Название способа произошло от его образного подобия паутине – от центра темы расходятся лучики содержания по теме в центрах активности. Форм, конкретных действий, которые заполняются и реализуются.

В ней перечисляются все виды детской деятельности и формы совместной деятельности в ходе проекта. Все они распределяются по образовательным областям ФГОС ДО (на слайде вашему вниманию представлены эти области, которые вам уже знакомы):

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Также в системной паутинке указываются формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами в ходе проектной деятельности, формы совместной деятельности в рамках проекта во время режимных моментов.

Художественно — эстетическое развитие.

Форма: выставка картин, выполненными детьми в разных технологиях

Форма: презентация своей картины на выставке. Способа посадки цветка. Выступать на публике.

Форма: рассказ о своей картине( что изображено и в какой технологии изготовлена). Например: Это букет из полевых цветов. Мак, Василек, Ромашка. Натюрморт выполнила в технике пластинографика.

Высказывать свое мнение.

Рассказ о способе посадки.

Модель трех вопросов

-Дети, что вы знаете о цветах? (Знаем что есть садовые, полевые цветы и комнатные растения. У цветка есть корень, стебелек, листья, у цветка лепестки.Цветы дают нам кислород. Лечат нас . Нектаром цветов питаются насекомые. Радуют нас красотой.Цветами можно отравиться. Они могут быть сорняками и мешать овощам расти.)

-Что вы хотите узнать о цветах? (Как растет цветок. Как появляется росток узнать и увидеть.)

- Как узнать? (Из слов игры дети узнали, что в землю положили, почему из семени появился росток, и что для этого нужна земля, вода, воздух, тепло и солнце)

Проблема: А из чего еще можно вырастить цветок?

Формы: посадка цветов разными способами. (Дети выбирают способ посадки цветка, модели деятельности даются им в помощь : посадка семени и луковички)

Читайте также: