Марксизм как учение и как практика альтернативной глобализации кратко

Обновлено: 05.07.2024

Марксизм, равно как и многие теории либералов-рыночников, разделяет идею о том, что развитие системы свободной торговли постепенно устранит как националистическую идеологию, так и национальное государство, заменив их идеологией и практикой новой мировой экономики, как ее ни называй — капиталистической или коммунистической.

И Адам Смит, и Карл Маркс говорили о колонизации и формировании единого общества, построенного на мировом рынке, как о неизбежности, и о той базе, на которой только и возможен материальный прогресс. И тот, и другой соглашались с наличием фактов несправедливого отношения колонизаторов к жертвам своей экспансии, говорили о массовом применении насилия и злоупотреблениях своей превосходящей силой ради подчинения незападных обществ и культур западной цивилизации.

Однако смысл вероятных изменений будет определяться тем, насколько значимой окажется политическая воля национальных государств самостоятельно или вместе с дружественными странами распоряжаться своими реальными богатствами. Для противодействия экспансии валютного триумвирата сегодня нет, видимо, сил. Естественно поэтому, что в нынешней ситуации у стран, попадающих в сферу экспансии мировых денег, ключевой проблемой оказывается именно проблема политической воли и технической возможности сделать осознанный выбор в пользу одной из мировых валют как центра тяготения своих международных отношений, сохранив при этом контроль над собственной денежной системой. Иные варианты, такие, как создание новых межнациональных платежных единиц (в рамках мезорегионов, например в СНГ) или исключительное использование внутренних денег, маловероятны. В нише, близкой к последнему сценарию, смогут сохранить себя лишь континентальный Китай и Индия, которые имеют и емкий внутренний рынок, и неконвертируемую денежную единицу.

Хотя Периферия и не сможет открыто противостоять экономически более могущественным странам, государства этого круга вполне способны выторговать максимально выгодные условия собственного существования, сыграв на расхождениях интересов стран-лидеров. Вполне может оказаться, что консолидация политической воли в новых межрегиональных ассоциациях приведет даже к пересмотру финансовой системы мировой экономики. Ведь известно, что еще в 1996 г. страны АСЕАН были на пороге создания собственного аналога МВФ. Так что триумф доллара и евро, если говорить о первых итогах финансовой глобализации, оказывается не столь бесспорен, если вспомнить, что вне пределов их прямой досягаемости находятся примерно 3 млрд человек, проживающих в странах с достаточно современной политической системой и развитой технологической базой, которая позволяет им двигаться по пути развития своим путем.

Причем, что интересно, это именно те страны, которым принадлежит огромная часть стратегических сырьевых и человеческих ресурсов. Это означает, что в системе мировых финансов сохраняются огромные по своей экономической и политической важности лакуны в виде экономик Китая и Индии. На нынешнем этапе ни одной из мировых валют не удается вовлечь их в свой оборот. Очевидно, что им еще длительное время удастся сохранять это свое положение в мировой экономике. Попытки финансовой экспансии на эти территории, конечно, будут предприниматься не раз, хотя сейчас трудно говорить о вероятных сроках, когда это произойдет. Важно, однако, что указанные страны извлекли ценные уроки из завершающегося этапа финансовой глобализации, рожденной неолиберальным экономическим экстремизмом.

Экономически сохранение относительной устойчивости глобальных лакун будет поддерживаться принципами денежной политики соответствующих государств. Суть этой политики — отношение к золотовалютным резервам как средству обеспечения внешнеторгового клиринга и создание особой системы гарантирования иностранных

инвестиций. При этом действующие там компании не имеют право произвольно выходить на внешний рынок капиталов и заимствовать деньги. Соответственно, система залога формируется на основе известного рода сертифицированных процедур и конкурсного отбора претендентов.

Однако их отличают собственные приоритеты (очередность при решении задач), механизмы и скорость перераспределения прав и ответственности.

Однако не только крайности предшествующего этапа финансовой глобализации вызывают требования перемен. Альтернативная модель финансовой глобализации как процесса, по нашему мнению, должна исходить из достаточно простого утверждения о том, что у капитала есть хозяин — человек или группа людей, являющихся членами социума и преследующих интересы, которые выходят далеко за рамки задач управления ростом лишь финансовых активов. При этом необходимо принимать во внимание объективную многослойность процесса глобализации. Эта многослой- ность изначально содержит в себе опасность существенного расхождения в темпах (скажем, между социокультурной и экономической глобализацией) и частных целях с общими (экономическая глобализация при доминировании одной из сторон может приводить к отрицательной реакции на идею глобализации вообще со стороны политического сообщества). Таким образом, в каждый данный момент состояние глобализирующегося сообщества характеризуется особой структурой внутренних противоречий, совокупный вектор которых определяет степень (дис)гармоничности этого процесса.

Между тем, история добровольных объединений государств показывает принципиальную возможность гармонизированной стратегии глобализации, а анализ внутренних напряжений процесса глобализации говорит о том, что в ней существует острая необходимость. Речь идет о гармонизированной модели, выстроенной на сбалансированности экономической, политической и социокультурной составляющих глобализации. Поиск гармонизации составных частей процесса глобализации требует исходной концепции, связывающей социальную идентичность, власть и экономику. Культурная и политическая глобализация не могут сколько-нибудь серьезно отставать от экономической глобализации, в том числе и от финансовой глобализации. Формирование общей для большинства стран мира финансовой системы должно

Допустимое опережение одной из составляющих глобализации в случае с финансовой и экономической глобализацией было существенно превышено. Возникли разрывы в социальной ткани, которые нуждаются в лечении, прежде чем можно будет двигаться дальше. Нас ожидает период залечивания ран и подготовки стратегии скоординированной глобализации на более широкой социокультурной основе. Лучшее, что сегодня можно придумать — это тендер на проект такой стратегии.

Предстоит рассмотреть основные экономические доктрины, которые позволяют предсказывать конкретные модели финансовой глобализации в новых условиях. В частности, предстоит оценить перспективы неолиберальной доктрины, ответственной за ситуацию, сложившуюся в последнее десятилетие на мировых финансовых рынках, и вновь обратить свое внимание на неокейнсианскую традицию в трактовке экономической модели.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.


1
Свобода — осознанная необходимость. (Ф.Энгельс).
2
В.И.Ленин. Три источника и три составные части марксизма.

Убит Рабочий, пляшет Капитал
Убит Могильщик – денег отношений
Звереет общество, а я стихи писал
В стихах искал пути для превращений…

Другого, ныне, метода не знал
Вознесся Илия, на Духа колеснице
Огонь на жертвеннике, делом его стал
Пронзил других богов, он знанием спицы

Не плыл корабль, падал самолёт
Рвались АЭС, не всплыть уже подлодке
Допущен к управленью Идиот
Смеётся – мол, плывём в одной мы лодке…

замечательные слова, но ведь если тварь перестанет быть угнетенной и начнет дышать нормально, то и мраксизм не нужен, так?

1. Жить в семье в ладу несколькими поколениями, почитая старших и пестуя младших.
2. Наследовать опыт предков
3. С пониманием, стремиться к истине, дабы быть в ладу с Миром и Богом.
4. Беречь с близкими и дальними согласие по истине.
5. Объединяться с праведными для защиты от порочных.
6. Трудиться — сообща, добросовестно от щедрот души, а не делать чуждое дело за плату или из страха, вопреки совести.
7. Жить, оберегая Отчизну, свято защищая её от поработителей, но оказывать радушие гостям.
8. Воздавать предателям презрением и изглаживать их самих и дела их из жизни, но быть милостивыми к ошибающимся и кающимся.
Тезис №2:
Следует различать два понятия:
1) Бог как надмирная реальность.
2) Бог как идея.
И из достаточно общей теории управления ясно, что всё в мире взаимосвязано и взаимообусловлено.
Что нет ничего случайного.
Все процессы управляемы или самоуправляемы (но самоуправление кто-то настраивает и контролирует).
Нет неуправляемых процессов, даже если Вы об этом не знаете.
А жизнь - это процесс .

Необходимо знать каждому

В 21 веке абсолютно всем думающим людям необходимо знать основные принципы и технологии управления поведением широких масс людей. Их не так много, и они не так сложны, как может показаться на первый взгляд. Другое дело о них не рассказывают в СМИ, которые сами в глобальном масштабе принадлежат манипуляторам человечества, и потому дело манипуляции сознанием масс кажется зловещим и непобедимым.

На самом деле ничего сложного нет. Есть только наше невежество и нежелание знать, которые тоже сами по себе не возникают, а внедряются средствами манипулирования. Но всё просто - когда знаешь! Знание – это наша сила и наша власть. А значит не стать биороботом, не быть бездумным исполнителем чужой воли в наших силах. Информирован, значит вооружён. А посему мы информируем всех, кто хочет знать объективную ситуацию в современном мире, в частности в Трезвенном Движении (ТД) России.

А для чего это мне нужно? – скажет кто-то, весьма далёкий от ТД. Пока ответим коротко так: чем ближе к Истине каждый человек, тем сильнее общество в целом. Поэтому даже людям, далёких от проблем Трезвости, но нежелающим, чтобы их дурили, чтобы уводили от добра в сторону мрака и невежества и использовали их энергию во зло, полезно знать нижеследующее.

И задурили, замутили, разделили народ, посеяли хаос и калейдоскоп в обществе, сведя на нет проснувшееся желание широкой общественности разобраться в своей истории.

Современный пример

Обращаюсь к соратникам

Сейчас не время вспоминать старые обиды, держаться за своё местное дело, ставшее со временем достаточно комфортным, чтобы оставить о себе в окружении добрую память. Если все существующие структуры в ТД ревниво относились к другим, считая, что объединяться нужно только вокруг своей, то партия Трезвости, являясь абсолютно новой и – главное! – востребованной народом, та структура, вокруг которой просто необходимо объединяться всем. При этом ни одна из существующих организаций ничего не теряет, а приобрести мы можем всю страну.

Все мы чувствуем (разве только кроме пристроившихся втихую к режиму соратников), что нарастающий вал событий неизбежно превратится в мощный цунами, который, не разбирая, сокрушит многое и многих. Даже с этой точки зрения необходимо серьёзное структурное единение.

персональный сайт: теория марксизма в реалиях истории

Posted on Jan 27, 2013 in news

Герасимов Е.Н.

Марксизм и вызовы глобализации

по-американски в современном мире

Глава 1.

К.Маркс о формационном поступательном характере развития человеческого общества.

Следовательно, не менее важным аспектом научного познания глобализации является познание закономерностей ее развития в прошлом, с одной стороны и в настоящее время – с другой. На этой основе только и возможно прогнозирование будущего в общественном развитии.

Перейдем к рассмотрению архаической общественной формации, экономической общественной формации и коммунистической, то есть не в широком смысле слова (архаическая, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая), а в узком смысле слова (архаическая общественная формация, экономическая общественная формация и коммунистическая).

1 Копнин П.В. Диалектика как логика. – К.,1961. – С.117.

4 Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т.13. – С. 7.

6 Маркс К. Наброски ответа на письмо В.И. Засулич. Первый набросок // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т.19. – С. 402.

7 Там же. – С. 408.

8 Бек У. Что такое глобализация? – М., 2001. – С.40.

9 Арсеенко А.Г., Малюк А.Н., Толстых Н.В. Вызовы глобализации и Украина. Глава 1. Состояние и перспективы глобализации на изломе веков. 1.1. Глобализация, глобалистика и глобализм в современном мире (А.Г. Арсеенко) . – К., 2011. – С.21.

10 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. − 2-е изд. − Т.21. − С. 173−174.

11 Крапивенский С.Э.; Косицина Ф.П. Формационный подход

12 Там же. − С. 356.

14 Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества Научное издание − М., 1998. − С. 128.

15 Там же. − С. 419.

16 Там же. − С. 486.

17 Гросул В.Я. Карл Маркс и формационный подход к историческому процессу // Учение Маркса. XXI век: Капитал. Формация. Противоречия.(К 190-летию со дня рождения).− М., 2010. − С. 185−186.

18 Дробан А.Т. Теория формаций – бессмертный вклад Карла Маркса в науку // Там же. С. 169.

19 Гросул В.Я. Карл Маркс и формационный подход к историческому процессу // Там же. С. 187.

20 См.: Маркс К. Экономические рукописи 1857−1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т.46. – Ч.1. – С.461−472.

21 Григорьев Н.К. Марксизм: проблемы смены формаций // Там же. С. 207.

22 Ацюковский В.А. Эволюция общественно-экономических формаций и особенности построения социализма // Там же. С.195.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Современные теории глобального мироустройства.

Каковы основные идеи марксистского учения о путях развития человечества, и как последователи К. Маркса пытались претворить их на практике?

Как И. Валлерстайн объяснил ошибки Маркса и каковы основные идеи его теории мира как единой системы?

Каковы перспективы развития человечества с точки зрения

В чём драматизм истории и каковы перспективы мира с позиции

1. Марксизм как учение и как практика альтернативной глобализации

2. И. Валлерстайн: теория мира как единой системы

Наиболее аргументированные ответы на эти вопросы дает один из ведущих социологов и социальных теоретиков нашего времени — Иммануэль Валлерстайн.

В нашей миросистеме продолжают действовать все основные процессы, выявленные Марксом при анализе капитализма. Продолжается классовая борьба между собственниками средств производства и пролетариатом. Растет поляризация — накопление богатства в руках немногих и усиление нищеты большинства. По-прежнему появляются идеологии, стремящиеся оправдать существующее положение вещей. И, самое главное, усиливается то, что Маркс называл отчуждением человека от своей собственной сущности.

Какова же перспектива капиталистической миросистемы? Валлерстайн, как и Маркс, утверждает, что она обречена на крах в силу подрывающих ее внутренних противоречий. Решая проблемы краткосрочного характера, она создает проблемы характера долгосрочного, которые рано или поздно окажется невозможно решать, сохраняя эту систему. Но, в отличие от Маркса, Валлерстайн не утверждает, что на смену капиталистической миросистеме обязательно придет демократическое общество справедливого равенства. Он считает, что будущее открыто и то, каким оно станет, решается не мыслителями-одиночками, а практикой антисистемных движений.

Между этими цивилизациями существуют разнообразные конфликты (наименее конфликтна цивилизация буддийская — Тибет, Юго-Восточная Азия, Монголия), но основной конфликт — между Западом и всеми остальными. Хантингтон считает, что западная модель, основанная на рыночной экономике и либеральной демократии с приоритетом индивидуальных прав и свобод, уже не может быть навязана силой. А для незападных цивилизаций этот набор ценностей не слишком близок и понятен, поскольку культурно и исторически не может быть ими принят.

Читайте также: