Макросреда доу что такое

Обновлено: 04.07.2024

Маркетинговая среда дошкольного образовательного учрежде­ ния – это факторы, влияющие на успешность реализации марке­тинговой деятельности ДОУ. Маркетинговая среда состоит из мак­ро- и микросреды.

Маркетинговая макросреда включает в себя глобальные факто­ры (политико-правовой, экономический, социально-демографи­ческий, культурный, научно-технический, экологический), оп­ределяющие деятельность ДОУ и состояние микросреды.

Следует отметить, что отдельно взятое ДОУ не может повли­ ять на изменения в макросреде, но при определении маркетинговой стратегии ДОУ необходимо учитывать состояние макросреды и про­ гнозы ее развития.

Изучение макросреды для конкретного ДОУ – достаточно доро­гостоящее и практически неосуществимое мероприятие. Целесо­образно проведение маркетинговых исследований органами уп­равления образованием на федеральном и региональном уровнях, объектами которых являются факторы макросреды. При этом руководителю ДОУ следует изучать результаты дан­ных исследований, уделять внимание информации, представлен­ной в СМИ, статистических сборниках, касающейся состояния окружения.

Маркетинговая микросреда ДОУ состоит из факторов, окружа­ющих ДОУ и оказывающих непосредственное влияние на его дея­тельность. К ним относятся: поставщики, маркетинговые посредники, кон­ тактные аудитории, конкуренты и потребители. Деятельность ДОУ может оказывать влияние на состояние факторов маркетинговой микросреды.

Поставщиками являются организации и частные лица, обеспечивающие ДОУ ресурсами, необходимыми для оказания услуг потребителям: продуктовые базы; фирмы, в которых закупаются игрушки, пособия и т.д.; педагогические вузы и педколледжи, готовящие специалистов для системы дошкольного образования, и т.д.

Контактные аудитории – группы, проявляющие интерес к ДОУ и оказывающие влияние на его деятельность. Контактная ауди­тория может либо способствовать (благожелательные аудитории), либо противодействовать (нежелательные аудитории) усилиям ДОУ.

К ним относятся:

организации, предприятия, частные лица, которые могут обес­печить дополнительное финансирование деятельности ДОУ;

средства массовой информации, освещающие деятельность ДОУ, тем самым привлекая или отталкивая потребителей;

местные контактные аудитории, включающие жителей мик­рорайона, работников поликлиники, школы, домов детского твор­чества, с которыми сотрудничает ДОУ;

внутренние контактные аудитории, состоящие из работников ДОУ.

Конкурентная позиция ДОУ на рынке образовательных услуг

Конкуренты – организации или частные лица, предоставляемые услуги, аналогичные тем, которые предлагает ДОУ, направленные на удовлетворение схожих потребностей. Изучение конкурентной ситуации на рынке обусловлено необходимостью определения перспектив развития отрасли, в которой функционирует ДОУ, и его конкурентной позиции на рынке образовательных услуг.

В условиях конкуренции на рынке образовательных услуг ДОУ и другие организации могут занимать определенную позицию: лидер, претендент, последователь, дополняющий.

Лидером является признанное, доминирующее на определенном географическом, демографическом или другом рынке образовательное учреждение. Позиция лидера отражает широкий масштаб и высокое качество работы. Тем не менее лидер борется за сохранение ведущей позиции путем совершенствования, обновления предоставляемых услуг, заключения соглашения с конкурентами, приглашения на работу лучших специалистов, взаимодействия с окружением.

Претендентами называются организации, которые борются за лидерские позиции. Они пытаются расширить занимаемую рыночную долю, повысить спрос на свои услуги посредством быстрого реагирования на изменения запросов родителей и предложения новых услуг, активнoгo их продвижения.

Последователи (ведомые) – это учебные заведения, старающиеся удержаться на своем рынке. Они придерживаются стратегии, выбранной лидером, не принимая рискованных решений, касающихся преобразования их деятельности.

Дополняющие – ДОУ, действующие в рыночной нише и обслуживающие рыночные сегменты, которые другие сады-конкуренты не занимают или не приняли в расчет.

Изучение конкурентной ситуации на рынке услуг ДОУ включает: изучение цели деятельности конкурентов; анализ условий конкурентов, составление досье на конкурента; построение конкурентного профиля ДОУ.

1. Изучение цели деятельности конкурентов. Возможны следую­щие цели деятельности конкурирующих ДОУ:

увеличение рыночной доли ДОУ;

обеспечение лидерских позиций в оказании какого-либо типа услуг (например, оздоровительных);

обеспечение ДОУ позиции новатора на рынке образователь­ных услуг;

получение высокой прибыли;

привлечение в ДОУ потребителей определенного рыночного сегмента.

2. Анализ условий конкурентов, составление досье на конкурента.
Исследование деятельности конкурентов может быть проведено по следующим критериям:

разнообразие услуг, особенности ассортиментной политики;

качество предоставляемых услуг;

объем рыночной доли;

организация продвижения услуг на рынке;

Для сбора информации о конкурентах могут быть использованы:

вторичные источники – информация, представленная в го­родских и районных отделах, статистические отчеты о состоянии системы дошкольного образования;

первичные источники – информация, полученная в ходе взаимодействия с потребителями, поставщиками, анализа средств массовой информации, на специализированных выставках-ярмар­ках, днях открытых дверей ДОУ и т.д. Данные, полученные в ходе изучения ДОУ-конкурентов, за­носятся в их досье

3. Построение конкурентного профиля ДОУ. После сбора инфор­мации о конкурентах следует оценить конкурентоспособность ДОУ. Для этого можно использовать следующие методы: матрицы БКГ, SWOT, графический метод и др.

Рассмотрим возможность использования графического метода. Он заключается в том, что оценка обозначенных критериев кон­курентоспособности ДОУ производится в определенных балльных единицах. Затем в соответствии с количеством критериев на листе отображаются оси, на которых фиксируются показатели различ­ных ДОУ, таким образом строится конкурентный профиль ДОУ. Изображение конкурентных профилей нескольких ДОУ на одном графике позволяет выполнить сравнительный анализ состояния различных факторов и исходя из этого определить конкурентную стратегию собственного ДОУ.

›Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно -образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

›Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством

›Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)

›Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами

›При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности

›Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

›Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе

›Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы

Предметно-развивающая среда в ДОУ

Макросреда : Музыкальный зал

Микросреда : Центр игровой деятельности

Центр дидактических игр

Центр музыкально-театралезованной деятельности

Организация предметно-развивающей среды с учё том гендерного подхода:

v Накопление игрового материала (отдельно для мальчиков и девочек) для развития психофизического, умственного, речевого, нравственного потенциала дошкольников и их творческих способностей;

v Подбор и изготовление дидактических игр, способствующих формированию гендерных представлений у детей и желание использовать полученные знания и умения в игровых ситуациях и быту

v Организация предметно-развивающего пространства в группах, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников.

Функции предметно-развивающей среды

Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

•доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

•свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

•исправность и сохранность материалов и оборудования.

•безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования

Прикреплённые файлы:

Предметно-развивающая среда

Предметно-развивающая среда Одним из успешного решения задач обучение и воспитание является создание предметно-развивающей среды, которая способствует накоплению.

Предметно-развивающая среда

Предметно-развивающая среда К новому учебному году в младшей группе "Улыбка" была обновлена предметно - развивающая среда. Всё пространство группы организовано в виде.

Предметно-развивающая среда

Предметно-развивающая среда В связи с введением ФГОС ДО от нас педагогов требуется повышение качества образовательной работы с детьми через организацию предметно.

Предметно-развивающая среда группы

Предметно-развивающая среда группы «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости.

Предметно-развивающая среда группы

Предметно-развивающая среда группы Для всестороннего развития необходимо предоставить возможность дошкольникам полностью использовать среду и принимать активное участие в.

Предметно-развивающая среда в ДОУ

Предметно-развивающая среда в ДОУ Предметно-развивающая среда ДО. Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано.

Развивающая предметно –пространственная среда

Развивающая предметно –пространственная среда Чтобы дети развивались и радовались каждому дню, проведенному в детском саду. Мы организовали развивающую предметно - пространственную среду.

Маркетинговая среда дошкольного образовательного учреждения – это факторы, влияющие на успешность реализации маркетинговой деятельности ДОУ. Маркетинговая среда состоит из макро и микросреды.

Маркетинговая макросреда включает в себя глобальные факторы (политико-правовой, экономический, социально-демографический, культурный, научно-технический, экологический), определяющие деятельность ДОУ и состояние микросреды.

Работа содержит 1 файл

Маркетинговая среда дошкольного образовательного учреждения.docx

Маркетинговая среда дошкольного образовательного учреждения – это факторы, влияющие на успешность реализации маркетинговой деятельности ДОУ. Маркетинговая среда состоит из макро и микросреды.

Маркетинговая макросреда включает в себя глобальные факторы (политико-правовой, экономический, социально-демографический, культурный, научно-технический, экологический), определяющие деятельность ДОУ и состояние микросреды.

Следует отметить, что отдельно взятое ДОУ не может повлиять на изменения в макросреде, но при определении маркетинговой стратегии ДОУ необходимо учитывать состояние макросреды и прогнозы ее развития.

Изучение макросреды для конкретного ДОУ – достаточно дорогостоящее и практически неосуществимое мероприятие. Целесообразно проведение маркетинговых исследований органами управления образованием на федеральном и региональном уровнях, объектами которых являются факторы макросреды. При этом руководителю ДОУ следует изучать результаты данных исследований, уделять внимание информации, представлен­ной в СМИ, статистических сборниках, касающейся состояния окружения.

Маркетинговая микросреда ДОУ состоит из факторов, окружающих ДОУ и оказывающих непосредственное влияние на его деятельность. К ним относятся: поставщики, маркетинговые посредники, контактные аудитории, конкуренты и потребители. Деятельность ДОУ может оказывать влияние на состояние факторов маркетинговой микросреды.

Организация предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность и активность, чтобы наиболее успешно реализовать себя в разных видах деятельности и формах взаимодействия с педагогом и другими детьми — важная задача ДОУ.

Предметно-пространственная среда рассматривается сегодня как совокупность внешних объектов, факторов и условий, находящихся в определенных взаимоотношениях и включенных в контекст развития ребенка (JI.C. Выготский, В.В. Зеньковский, С.Л. Новоселова и др.).

В соответствии с требованиями ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ образовательная среда должна:

— соответствовать принципу развивающего образования, цель которого — развитие ребенка;

— сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;

— соответствовать критериям полноты, необходимости и до­статочности (позволять решать поставленные образовательные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному минимуму);

— обеспечивать интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

— предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

— предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах взаимодействия педагога с детьми;

— в полной мере обеспечивать условия для поддержки и развития игровой деятельности детей с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных потребностей, интересов и способностей.

В идеале детский сад представляет для ребенка среду, в которой протекает естественная и реальная жизнь, что становится предпосылкой для решения двух важных взаимосвязанных проблем. С одной стороны, максимально приближает учебно-воспитательные ситуации к реалиям детской жизни, что помогает личностному принятию их ребенком; с другой — учит ребенка действовать и общаться в ситуациях, максимально приближенных к социальному бытию человека.


ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОВЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

За короткий период времени в стране сложился рынок образовательных услуг дошкольных образовательных учреждений со всеми необходимыми атрибутами. Существует необходимость проведения маркетинговых исследований, анализ маркетинговой среды и поведения потребителей на рынке образования, как нормативной базы регулирования экономических отношений. Проблема развития маркетинговой деятельности в системе дошкольного образования является актуальной в научном и практическом аспектах(4).

В работах видных отечественных ученых В. Афанасьева, Л.О. Барсуковой, Т.П. Колодяжной, Л.И. Фалюшиной, Т.И. Шамовой и др. обосновывается необходимость становления в структуре дошкольной образовательной системы маркетинговой деятельности. Это значительно улучшает качество и расширяет ассортимент образовательных услуг, позволяет разнообразнее удовлетворить запросы родителей. Маркетинговый подход в управлении дошкольным образовательным учреждением может способствовать оптимизации процесса развития профессиональных компетенций педагогов, существенным изменениям в организации и содержании образовательного процесса, повышению конкурентоспособности дошкольного учреждения в целом.

Маркетинговая деятельность в дошкольном образовательном учреждении - это деятельность, направленная на изучение спроса и оказание населению качественных образовательных услуг, направленных на удовлетворение потребностей, как детей и их родителей, так и коллектива дошкольного образовательного учреждения.

Исходя из структуры маркетинговой деятельности дошкольного образовательного учреждения предложенной С.А. Езоповой, была разработана структура маркетинговой деятельности, которая более полно раскрывает этапы организации маркетинговой деятельности в детском саду:

1. Мотивирующий этап - создание нормативно-правовой базы для оказания дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении, учреждение маркетинговой службы, проведение маркетингового исследования, для изучения маркетинговой среды дошкольного образовательного учреждения

2. Аналитико-прогностический этап - анализ рыночных возможностей детского сада: создание системы маркетинговой информации; анализ результатов маркетинговых исследований, направленных на изучение маркетинговой среды детского сада. Отбор целевых рынков детского сада: сегментирование рынка образовательных услуг, выбор целевых сегментов, на которые дошкольное учреждение будет ориентироваться и позиционирование услуг на рынке.

3. Организационный этап - создание комплекса маркетинга детского сада: формирование портфеля услуг (политика предложенных услуг, ассортиментная политика); определение цен на услуги (ценовая политика); организация продвижения услуг на рынке (сбытовая, коммуникативная политика).

4. Координационно-корректирующий - управление маркетинговой деятельностью дошкольного образовательного учреждения: работа с педагогическим коллективом и потребителями образовательных услуг.

5. Рефлексивно-оценочный этап - оценка деятельности маркетинговой службы, анализ достигнутых результатов.

Специфичность организации маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении можно рассмотреть, исследуя следующие особенности:

- финансирование образовательного учреждения;

- потребители образовательных услуг;

- маркетинговая среда образовательного учреждения;

- конкуренты на рынке образовательных услуг.

Услуга - это любое мероприятие или выгода, которую одна сторона может предложить другой, и которая в основном не осязаема и не приводит к овладению чем-либо (2).

Образовательная услуга обладает характерными особенностями: услуги нельзя увидеть, до тех пор, пока они не будут приобретены; услуги распространяются без посредников, предоставляются и потребляются одновременно и не могут долго храниться; качество услуг может меняться в зависимости от степени востребованности и взаимодействия между продавцом и покупателем; образовательную услугу невозможно сохранить.

Специфичность услуг дошкольного образовательного учреждения заключается также в том, что затраты на его деятельность в рамках базовых, основных услуг частично компенсируются из бюджета, частично оплачиваются родителями.

Финансирование дошкольных образовательных учреждений осуществляется по одной из трех моделей: бюджетное, долевое, внебюджетное.

Модель бюджетного финансирования осуществляется на основе нормативов, и подразделяются на основное и дополнительное финансирование.

В зависимости от типа образовательного учреждения расчет нормативов включает различные соотношения двух ведущих показателей: фонда оплаты труда и фонда материальной обеспеченности. Фонд оплаты труда включает расходы на заработную плату и единый социальный налог на ее в расчете на одного воспитанника. Фонд материального обеспечения включает учебные расходы, текущие хозяйственные расходы, оплату услуг связи в расчете на одного воспитанника.

Долевое финансирование предполагает разделение расходов на функционирование детского сада между государством, учредителями и родителями. За чет государства осуществляется оплата образовательных услуг в государственных образовательных организациях.

Внебюджетное финансирование связано с функционированием общественных организаций, благотворительных организаций, с ситуативным привлечением средств, а также с деятельностью областных, городских, районных фондов поддержки образования.

Таким образом, маркетинговая деятельность дошкольного учреждения, в рамках предполагаемого финансирования, направлена создание материальных доказательств полезности и необходимости для потребителя.

Потребителями образовательных услуг дошкольных образовательных учреждений выступают, как правило, дети и родители. Основой для приобретения образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения могут быть:

- необходимость в трудовой деятельности родителей ребенка;

- обеспечение условий, способствующих всестороннему развитию ребенка;

- решение проблем социализации ребенка дошкольного возраста;

- подготовка ребенка к школе;

- необходимая коррекционная помощь ребенку, имеющему отклонения в развитии.

Поведение родителей на рынке образовательных услуг определяется факторами культурного, социального, личностного порядка.

Факторы культурного поведения родителей обусловливают различные требования к качеству, направленности и цели образовательных услуг, учитывая свои национальные традиции и принадлежность к этнической группе.

Факторы социального порядка определяются социальным положением, социальным статусом и родом деятельности родителей.

Факторы личного порядка включают возраст и этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, образ жизни и тип личности родителей.

Факторы психологического порядка обуславливают мотивацию, восприятие, усвоение, убеждение и отношение родителей при выборе дошкольного образовательного учреждения.

Факторы, влияющие на успешность реализации марке­тинговой деятельности дошкольного образовательного учреждения - составляют маркетинговую среду образовательного учреждения. Маркетинговая среда состоит из мак­ро- и микросреды (2).

Маркетинговая макросреда включает в себя глобальные факто­ры (политико-правовой, экономический, социально-демографи­ческий, культурный, научно-технический, экологический), оп­ределяющие деятельность дошкольного образовательного учреждения и состояние микросреды.

Следует отметить, что отдельно взятый детский сад не может повли­ять на изменения в макросреде, но при определении дальнейшей стратегии развития детского сада, необходимо учитывать состояние макросреды и про­гнозы ее развития.

Маркетинговая микросреда дошкольного образовательного учреждения состоит из факторов, окружа­ющих данный детский сад и оказывающих непосредственное влияние на его дея­тельность. К ним относятся: поставщики, маркетинговые посредники, кон­тактные аудитории, конкуренты и потребители. В данном аспекте, деятельность детского сада может оказывать влияние на состояние факторов маркетинговой микросреды(2).

Поставщиками являются организации и частные лица, обес­печивающие дошкольное образовательное учреждение ресурсами, необходимыми для оказания услуг потребителям: продуктовые базы; фирмы, в которых закупаются игрушки, пособия и т.д.; педагогические вузы и педагогические колледжи, готовящие специалистов для системы дошкольного образования, и т.д.

Контактные аудитории - группы, проявляющие интерес к дошкольному образовательному учреждению и оказывающие влияние на его деятельность. Контактная ауди­тория может либо способствовать (благожелательные аудитории), либо противодействовать (нежелательные аудитории) усилиям детского сада.

К ним относятся:

- организации, предприятия, частные лица, которые могут обес­печить дополнительное финансирование деятельности детского сада;

-средства массовой информации, освещающие деятельность дошкольного образовательного учреждения, тем самым привлекая или отталкивая потребителей;

-местные контактные аудитории, включающие жителей мик­рорайона, работников поликлиники, школы, домов детского твор­чества, с которыми сотрудничает детский сад;

- внутренние контактные аудитории, состоящие из работников детского сада.

Определение перспектив развития отрасли, в которой функционирует дошкольное образовательное учреждения, и его конкурентной позиции на рынке образовательных услуг, определяет изучение конкурентной ситуации.

Конкуренты - организации или частные лица, предоставляемые услуги, аналогичные тем, которые предлагает дошкольное образовательное учреждение, и направленные на удовлетворение схожих потребностей (2).

В условиях конкуренции на рынке образовательных услуг дошкольное образовательное учреждение может занимать определенную позицию: лидер, претендент, последователь, дополняющий.

Лидером является признанное, доминирующее на определенном географическом, демографическом или другом рынке образовательное учреждение.

Позиция лидера отражает широкий масштаб и высокое качество работы. Тем не менее, лидер борется за сохранение ведущей позиции путем совершенствования, и обновления предоставляемых услуг, заключения соглашения с конкурентами, приглашения на работу лучших специалистов, взаимодействия с окружением.

Претендентами называются организации, которые борются за лидерские позиции.

Они пытаются расширить занимаемую рыночную долю, повысить спрос на свои услуги посредством быстрого реагирования на изменения запросов родителей и предложения новых услуг, активнoгo их продвижения.

Последователи (ведомые) - это учебные заведения, старающиеся удержаться на своем рынке. Они придерживаются стратегии, выбранной лидером, не принимая рискованных решений, касающихся преобразования их деятельности.

Дополняющие - дошкольные образовательные учреждения, действующие в рыночной нише и обслуживающие рыночные сегменты, которые другие сады-конкуренты не занимают или не приняли в расчет.

Изучение конкурентной ситуации на рынке услуг дошкольного образовательного учреждения включает: изучение цели деятельности конкурентов; анализ условий конкурентов, составление досье на конкурента; построение конкурентного профиля дошкольного образовательного учреждения (2).

На основании предложенной структуры маркетинговой деятельности, были выделены этапы и определено содержание каждого по организации маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Также были разработаны мероприятия по реализации программы организации маркетинговой деятельности на базе дошкольного образовательного учреждения (Таблица 1.).

Программа организации маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Этапы маркетинговой деятельности

Содержание этапов маркетинговой деятельности

Разработка Положения о маркетинговой службе в ДОУ. Получение лицензии на оказание дополнительных образовательных услуг.

Создание маркетинговой службы ДОУ

Реализация данного этапа предполагает создание в дошкольном образовательном учреждении соответствующей маркетинговой службы, организацию и планирование ее работы, также разработку программы развития дошкольного образовательного учреждения на перспективу.

Анализ результатов маркетингового исследования маркетинговой службой ДОУ по следующим показателям:

-анализ материальных и финансовых ресурсов;

-анализ возможностей педагогического коллектива;

-изучение и анализ потребностей родителей в образовательных, воспитательных и оздоровительных услугах;

-изучение культурного пространства микрорайона с целью определения возможности сотрудничества с социальными партнерами;

-разработка прогнозов и предложений по созданию новых образовательных услуг и продуктов, расширению, сокращению или полному сворачиванию реализуемых услуг;

-определение стратегии развития учреждения на основании маркетинговых исследований.

Данный этап направлен на формирование, развитие и продвижение имиджа и статуса дошкольного образовательного учреждения, прогнозирование будущего спроса и формирование будущей образовательной услуги.

Исходя из анализа микро- и макро - окружения дошкольного образовательного учреждения проводится выбор целевых сегментов, на которые детский сад будет ориентироваться. Также определение рентабельности оказываемых услуг, привлечение наиболее квалифицированных и развитие имеющихся педагогических кадров с целью оказания качественных образовательных услуг; поиск и развитие взаимоотношений с социальными партнерами; привлечение финансовых ресурсов.

Руководитель маркетинговой службы

Составление перечня актуальных образовательных услуг и разработка системы их оплаты, организация консультаций для молодых родителей, работы справочного бюро (консультации психолога, учителя-логопеда, медицинского работника, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания); организация групп кратковременного пребывания детей; публикация материалов о работе дошкольного учреждения в местной печати, специальных региональных, федеральных изданиях; оформление рекламного буклета о взаимодействии деятельности детского сада с социальными партнерами; участие в методических выставках, ярмарках и конкурсах различного уровня.

Заведующая детским садом

Составление плана маркетинговой деятельности с учетом различных уровней. Координация деятельности маркетинговой службы. Данный этап подразумевает написание отчета по результатам работы маркетинговой службы и определение направлений продвижения услуг.

Анализ профессиональных компетенций педагогов, формируемых в ходе проведения маркетинговых исследований, включает следующие компоненты:

1.Оформление результатов исследования: способность представить план действий, написать технический отчет по выполненной работе, сделать доклад на педагогическом совете образовательного учреждения, приготовить профессиональные устные презентации, включая предварительные критические замечания в ходе исследования.

2. Работа с информацией: умение демонстрировать способность собирать, соотносить, и умело использовать информацию, полученную в результате исследования.

3. Применение навыков и культуры проектирования исследования: способность использовать навыки проектирования, демонстрировать умения управления исследованием, описание, понимание и применение основных инструментов маркетингового исследования.

Заведующая детским садом

Руководитель маркетинговой службы

Анализ полученных данных, соотнесение с планируемыми результатами деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Предполагаемые результаты реализации программы

- расширение спектра дополнительных образовательных услуг оказываемых дошкольникам на 5% ежегодно;

- расширение числа детей, занятых в дополнительном образовании ДОУ на 5 %;

- расширение числа педагогов и специалистов ДОУ занятых в дополнительном образовании на 5%;

- положительная динамика результатов творческих конкурсов.

- общественная оценка Попечительским советом качества работы детского сада по дополнительному образованию;

- показатели количества конкурсов в детском саду и их результативности;

Орган, осуществляющий контроль: Попечительский совет.

Таким образом, реализация данной программы, по нашему мнению, позволит создать систему маркетинговой деятельности, направленную на:

-расширение спектра дополнительного образования, доступного для широких групп воспитанников;

- быстрое реагирование дошкольного образовательного учреждения на потребности детей и родителей в новых образовательных услугах;

- качественное удовлетворение индивидуальных образовательных запросов воспитанников;

- процесс развития профессиональной активности педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Обобщая все вышесказанное, следует отметить, что при организации маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении следует учитывать специфику образовательных услуг дошкольного учреждения, модели финансирования дошкольного образовательного учреждения, поведение потребителей образовательных услуг детского сада, специфику маркетинговой среды дошкольного образовательного учреждения и конкурентную политику на рынке образовательных услуг.

Грамотное построение системы маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении, обеспечит позитивное общественное мнение о дошкольном учреждении, в соответствии с концепцией, обеспечит данной организации увеличение и социального, и экономического эффекта деятельности, а как следствие - и спрос на ее услуги.

Следует также заключить, что маркетинговая деятельность дошкольного образовательного учреждения - необходимая и важнейшая часть его деятельности. Детские сады, не осознавшие этой необходимости и не включившиеся активно в маркетинговую деятельность, могут уже в ближайшее время оказаться в невыгодном положении и не смогут сохранять конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

Читайте также: