М ю лермонтов лирика план урока

Обновлено: 02.07.2024

План урока:

Начало поэтического пути, раннее романтическое творчество

Основные темы и образы лирических героев

Родился Лермонтов 3 октября 1814 г. в Москве, вырос в Тарханах, родовом имении бабушки, которая его воспитывала. Он рано потерял мать, отец, по настоянию бабушки, в воспитании сына не участвовал. Мальчик рос необычайно способным, хорошо рисовал, был одарен музыкально, стал рано сочинять стихи, знал иностранные языки.

После учился в пансионе, затем непродолжительное время в Московском университете, который спустя 2 года сменил на Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге. Лермонтов был далек от литературных кругов, но он состоялся прежде всего, как поэт.

Темы лирики Лермонтова весьма разнообразны: это темы Родины, истории, нравственности, любви, природы, поэта и поэзии, самопознания, жизни и смерти и др.

Все ранние стихи поэта стали своеобразным автобиографическим лирическим дневником.

В отличие от демонических образов Люцифера, Сатаны, Мефистофеля, созданных Байроном, Мильтоном, Гете, мифологический герой Лермонтова обрел новые черты.

Но сжигаемый страстью, искушает в снах лукавыми уговорами Тамару, которая, ища защиты от искусителя, уходит в монастырь. Но Демон и там ее настиг, и девушка погибает. Ее раскаявшуюся душу спасает от Демона Ангел, унося в рай.

Демон вновь воспылал ненавистью к Богу, лишившему его души Тамары. Утратив надежду на возрождение, он обречен на вечные муки одиночества в бескрайних и безмолвных просторах вселенной.

Образы с демоническими чертами и мятежным духом в творчестве внука тревожили Елизавету Алексеевну Арсеньеву, переживая за Мишеля, она постоянно молилась за исцеление его души. Она видела причину увлечений мистикой в проклятом наследии его предков по отцовской линии, среди которых был Томас Лермонт, по прозвищу Рифмач, средневековый шотландский чернокнижник [5] и бард [6] . Его потомок стал военным наемником и попал в Россию в XVII веке при царе Михаиле Романове, остался служить и принял православие, сменив имя Георга Лермонта на Юрия Лермонтова.

Маковский "Демон и Тамара"

Творческая биография Лермонтова

Молитва как жанр в лирике Лермонтова. Темы жизни и смерти, философские мотивы

Поэзия Лермонтова была известна узкому кругу близких знакомых, он не общался в литературных кругах и не публиковал своих стихотворений. Как поэт стал известен, когда его потрясла трагическая гибель Пушкина.

После дуэли и смерти Пушкина Николай I, опасаясь протестов в обществе, распорядился тайно вывезти тело поэта из Петербурга, которое, спрятав под рогожей [7] на телеге, ночью отправили под жандармским [8] конвоем [9] в Михайловское. Власти хотели, чтобы поскорее забыли о случившемся, но Лермонтов напомнил о трагедии своим исключительным по злободневности стихотворением и взбудоражил общество, открыто назвав истинных виновников гибели поэта: власть и ее придворное окружение. Так стихийно начался творческий путь Лермонтова, но продлится он всего четыре с половиной года до его собственной роковой дуэли с Мартыновым в 1841 г.

Лермонтова арестовали, затем сослали в Нижегородский полк, участвующий в боевых действиях на Кавказе, в которых поэт проявил себя как храбрый офицер. За проявленное мужество его не раз представляли к наградам, но император эти представления отклонял.

Вскоре Лермонтов был арестован и сослан на Кавказ во второй раз. Назойливые ухаживания сына французского посланника за княгиней Щербатовой стали поводом для дуэли. Хотя поединок обошелся без жертв, Лермонтов выстрелил не в противника, в воздух, а Эмиль де Барант промахнулся, власти воспользовались этим конфликтом, чтобы удалить Лермонтова из столицы.

Тема Родины в творчестве Лермонтова

К теме Родины у Лермонтова неоднозначное отношение. Он гордился славной историей России, восхищался народными обычаями, любил русскую природу. Но Россия для него и страна социальных противоречий и крепостного права, неразрешимых политических и экономических проблем.

Тема поэта и поэзии. Адресаты любовной лирики

Имена нескольких женщин, ставших музами для вдохновения, были увековечены в поэзии Лермонтова: Анна Столыпина, Наталья Иванова, Александра Смирнова, Евдокия Ростопчина, Александра Верещагина, Прасковья Бартенева, Мария Щербатова, Софья Карамзина. Но хочется упомянуть о женщинах, которые оставили особый след в судьбе поэта. Екатерина Сушкова подарила первую любовь, Варвара Лопухина– чувство, которое Лермонтов хранил всю жизнь, и о которой думал в последние дни.

Художественный мир лирики Лермонтова

В мировой литературе не было еще примеров столь короткого жизненного и творческого пути. Прожив всего 26 с небольшим лет, Лермонтов создал немало произведений, ставших всемирными литературными шедеврами еще при его жизни.

Творчество Лермонтова пронизано самоанализом и познанием духовной жизни: многие лирические произведения представляют собой монологи, размышления, воспоминания. Своеобразие творческой натуры, проявившееся в сочетании поэтического дара и таланта художника, романтического воображения и аналитического ума, послужило созданию неповторимого мира художественного слова Лермонтова.

Словарь

1. В подлиннике (читать) – читать на родном для автора языке, без перевода.

2. Эфир – высокое небесное воздушное пространство.

3. Херувим – библейское небесное существо.

4. Иллюзорный – призрачный, нереальный.

5. Чернокнижник – изучающий книги по черной магии.

6. Бард – певец, исполняющий песни на свои стихи.

7. Рогожа – ткань грубого плетения, изготовляемая для хозяйственных нужд.

8. Жандарм – полицейский чин.

9. Конвой – охрана.

10. Нелицеприятная – справедливая, хотя и неприятная.

11. Эпитафия – изречение, сочиненное на смерть кого-то, или написанное на могильном памятнике.


Вид Пятигорска. Картина М.Ю.Лермонтова. Масло. 1837.
Картины, акварели и рисунки Лермонтова (на сайте "К уроку литературы")


МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

Уроки литературы в 9 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.


УРОК 45
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА.
МНОГООБРАЗИЕ ТЕМ, ЖАНРОВ, МОТИВОВ ЛИРИКИ ПОЭТА
(С ПОВТОРЕНИЕМ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО)

Концерт-миниатюра из стихов М. Ю. Лермонтова:

Вступительная беседа:

— Какие темы и мотивы прозвучавших произведений являются ведущими, ключевыми? Приведите примеры.

— В чём причина трагического мироощущения в лирике Лермонтова?

— Почему поэт обращается в лирике к историческому прошлому России?

— Какой приём является в стихах М. Ю. Лермонтова основным? (Антитеза.)

— Назовите признаки двусложных и трёхсложных размеров стиха. Приведите примеры из стихотворений Лермонтова.

— В чём Ахматова видит главные признаки гениальности Лермонтова-поэта?
(Умение замечать тайное и сокровенное в самом обыденном.)

Какую проблему поднимает в нём поэт?
(Проблему действенности поэтического слова, его внутренних смыслов, тайн подтекста.)

*Почему поэт считал эмоции, вызываемые словами, важнее их значения?

— Почему, по мнению Ахматовой, Лермонтов мог быть назван великим поэтом только за это стихотворение?

1. Мишель Лермонтов, его родители и бабушка Е. А. Арсеньева. Заочная экскурсия в Тарханы.

2. Учёба М. Ю. Лермонтова в Москве и в Петербурге.

4. Истории дуэлей и ссылок М. Ю. Лермонтова.

5. Друзья и враги поэта (экскурсия по галерее портретов Лермонтова и его знакомцев).

6. Памятники М. Ю. Лермонтову в России.

Групповая практическая работа.
Выявление особенностей смысловых доминант, образов поэтического пространства и времени в стихотворениях М. Ю. Лермонтова, их жанровой специфики.

Прочитайте стихотворение выразительно.

Докажите, что лирический герой страдает от разлада не только с окружающим миром, но и с самим собой. Какую роль играет в тексте приём контраста?

Как анализ поэтического пространства помог пониманию смысла стихотворения?

Прочитайте стихотворение выразительно.

Какое время года изображено в нём?

В чём условность описаний природы?

В чём для поэта источник счастья?

Стихотворение в актёрском исполнении

Какие главные чувства человеческой души называет поэт?

Что роднит стихотворение с элегией?

Чем недоволен поэт: обществом или собой?

Докажите, что в стихотворении выражено ироническое отношение к действительности.

Найдите в стихотворении черты романтизма.

Почему лирическое я опровергает романтическое стремление к гармонии мира?

VIII. Прослушивание романса А. Л. Гурилёва на стихи М. Ю. Лермонтова.

Итоговый вопрос:

Как проявились мотивы вольности и одиночества в лирике поэта?

Домашнее задание

Завершить заполнение таблиц.

Выучить наизусть одно из стихотворений.

Подготовить его письменный анализ или ответить на итоговый вопрос урока (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания.

Групповые задания.

Подготовить коллективный учебный проект.

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.

ВСЁ БЫЛО ПОДВЛАСТНО ЕМУ
А. А. Ахматова

Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар, живший на Колпинской улице и ездивший в Петербург верхом, потому что бабушке казалась опасной железная дорога, хотя не казались опасными передовые позиции, где, кстати говоря, поручик Лермонтов был представлен к награде за храбрость. Он не увидел царские парки с их растреллиями, камеронами, лжеготикой, зато заметил, как "сквозь туман кремнистый путь блестит". Он оставил без внимания знаменитые петергофские фонтаны, чтобы, глядя на Маркизову Лужу, задумчиво произнести: "Белеет парус одинокий. "
Он, может быть, много и недослушал, но твердо запомнил, что "пела русалка над синей рекой, полна непонятной тоской. "
Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют "сотой интонацией". Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют себе равных ни в какой из поэзий мира.
Это так неожиданно, так просто и так бездонно:

Есть речи – значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.

Если бы он написал только это стихотворение, он был бы уже великим поэтом.
Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза – достояние лишь зрелого возраста. И даже то, что принято считать недоступным для больших лириков – театр,– ему было подвластно.
. До сих пор не только могила, но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется, что над Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом другого великого поэта:

Здесь Пушкина изгнанье началось
И Лермонтова кончилось изгнанье.
1964
Источник: Ахматова А. А. Все было подвластно ему, в сб.: День поэзии. 1965, М. — Л., 1965.
(вернуться к уроку)
ЕСТЬ РЕЧИ — ЗНАЧЕНЬЕ.
М. Ю. Лермонтов[4]

Есть речи — значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.

Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья.

Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламя и света
Рожденное слово;

Но в храме, средь боя
И где я ни буду,
Услышав его, я
Узнаю повсюду.

Не кончив молитвы,
На звук тот отвечу,
И брошусь из битвы
Ему я навстречу.
Источник: Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954—1957. Т. 2. Стихотворения, 1832—1841. — 1954. — С. 144.
(вернуться к уроку)
ЖИЗНЬ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
(1814 – 1841)

В поздней лирике Лермонтов избегает открытой эмоциональности, становится строже в лирических высказываниях. Поэт более чуток к духовным процессам, к их логике.

Уже при жизни Лермонтов был признан преемником Пушкина. В памяти поколений он живет как страдалец-мятежник поэт-бунтарь. В поэзии Лермонтова народ чтит духовную неуспокоенность, бескомпромиссность, дерзкое отрицание косной неподвижности бытия, вечную устремленность к свободе, жажду внутренней цельности и гармонии с миром.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Подготовьте краткий рассказ о поэте, подчеркнув особенности его характера и творчества.

2. Прочтите воспоминания, критические статьи о М. Ю. Лермонтове, расскажите об одной из них, сопроводив собственными комментариями.

3. Подготовьте рассказ о тех периодах творчества великого поэта, которые Вам покажутся особенно интересными. Воспользуйтесь книгами: Лермонтовская энциклопедия; В. Коровин. Творческий путь Лермонтова.

В чем сущность реализма? Назовите реалистическое произведение, проанализируйте его.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

ДВА ПОЭТИЧЕСКИХ МИРА
ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА

Согласны ли Вы с этой мыслью Белинского? Можно ли это проследить на примерах?

. все образы мои,
Предметы мнимой злобы иль любви,
Не походили на существ земных.
О нет! все было ад иль небо в них.

1. Подготовьте рассуждение о том, насколько различны два великих русских поэта А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Используйте при подготовке высказывания литературоведов-исследователей, критиков.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
ПАРУС
М. Ю. Лермонтов[5]

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.

Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит.
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
1832

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

2. С помощью какого литературного приема создается контрастная картина в стихотворении?

Внешне стихотворение напоминает простую пейзажную зарисовку, весьма незамысловатую. По на фоне природных образов проступает философический смысл. Сами по себе природные образы не интересуют Лермонтова: они предельно обобщены и даны в контрастном их проявлении. Поэт свободно сталкивает разные но времени состояния природы — бурю и покой. Морская стихия не может одновременно и в одном месте быть покойной, умиротворенной и бушующей, бурной. Вместо реальной картины перед читателем возникает воображенный пейзаж. Он мыслится поэтом не как происходящее событие, а как предмет размышлений.

Образ моря пространственной безбрежности контрастен одинокому парусу, затерянному в нем. На этом новом контрасте (покой и буря, море и парус) возникают тревожные вопросы, углубляющие контраст:

Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.

Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Они непосредственно связывают второе четверостишие (катрен) с первым:

Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Человеку не дано ощутить и пережить состояние бури-покоя, где буря была бы одновременно покоем, а покой был бы бурей. Вечная неудовлетворенность препятствует счастью человека, и он, противопоставляя себя стихии, одновременно тоскует по естественным, внутренне непротиворечивым ее проявлениям (покой или буря) или по невозможной слитности противоречивых состояний, образующих воображаемое, утопическое единство (буря-покой).

Каждый романтик, в том числе и Лермонтов, жаждал лучшей жизни, которую понимал как гармоничную, лишенную разлада между природой и обществом, между природой и человеком, между человеком и обществом и в душе человека. Такая жизнь представлялась ему истинно прекрасной. Воплощением высоких идеалов было для романтика Царствие Небесное, Рай, в котором обитает Бог.
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
КОГДА ВОЛНУЕТСЯ
ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА.
М. Ю. Лермонтов[6]

1

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка;

2

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

3

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу[7]
Про мирный край, откуда мчится он:

4

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
февраль 1837.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
И СКУЧНО И ГРУСТНО
М. Ю. Лермонтов[8]

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды.
Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.
А годы проходят – все лучшие годы!

Любить. но кого же. на время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно.

Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг –
Такая пустая и глупая шутка.
1840
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

В ТВОРЧЕСКОЙ
ЛАБОРАТОРИИ
М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Ранняя лирика М. Ю. Лермонтова
Лирический образ, который возникает в воображении после чтения ранних стихотворений Лермонтова, предстает в противоречии между героической натурой, жаждущей свободы, света, активной деятельности, и реальным положением этой героической личности в мире, в обществе, которые не нуждаются в его подвигах.

Лермонтов-романтик
Юный Лермонтов был воспитан на литературе романтизма, причем романтизма не только в его высших, но и более скромных образцах. Когда Лермонтову исполнилось 14 лет и он написал первое свое стихотворение, дошедшее до нас, романтизм стал уже достоянием незначительных, мелких поэтов, которые на все лады повторяли мотивы, темы, образы, стиль Жуковского, Батюшкова, Пушкина, Баратынского. Сюда надо отнести и подражателей европейских романтиков. Лермонтов читал как Байрона, Андре Шенье, Жуковского, Батюшкова, Пушкина, так и сочинения их подражателей.

Жизнь представлялась Лермонтову, в отличие от Пушкина, лишенной гармонии. Описать ее возможно лишь дисгармоничным стилем, способным передать разорванность, раздвоенность бытия и души человека. Но на фоне этой дисгармонии отчетливее проступают идеалы поэта, его страстная жажда гармонии вне и внутри себя.

Творчество Лермонтова обозначило послепушкинский этап русской поэзии и отразило важный сдвиг в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы. Русский дворянин чувствовал в себе безграничные силы, но утратил веру в осуществимость общественных перемен. Юн ощущал себя независимой личностью, права которой, однако, были либо грубо нарушены, либо попросту презираемы.

Лермонтовское отрицание распространялось на все области жизни — от быта до космоса.

Таким образом, романтически осмысленная биография и рано усвоенные романтические книжные представления, сливаясь, образуют внутренний мир юноши-Лермонтова. Молодой Лермонтов прежде всего нацелен на воплощение своих мечтаний в жизни, а потом уже в слове, в поэзии. Он ощущает себя героической личностью, а затем поэтом, изливающим свои чувства о героическом опыте. Однако как Жуковскому, Батюшкову и Пушкину, а также их героям не удалось прожить но предначертанным поэтическим мечтаниям, так и Лермонтову не удалось романтические книжные мечтания претворить в жизнь. Поэтому в его творчестве отложился трагический опыт героической личности, которая вследствие исторических обстоятельств и условий не смогла осуществить свое человеческое предназначение.

Поэт жаждал света, простоты и сердечности, но в современном ему обществе его всюду подстерегали обман, клевета, порок. Нищему, пользуясь его слепотой, кладут в протянутую руку вместо монеты камень, возлюбленная почти открыто смеется над пламенными чувствами юноши, друг клевещет за спиной. В огромном человеческом мире ничтожество часто выглядит благом, нравственное уродство нередко выдается за моральное достоинство, а рабское молчание — за смелость.

Смысл романтизма, помимо всего прочего, заключен в том, что романтизм, а стало быть, и поэты-романтики не могут найти удовлетворения нигде ни в небесах, ни на земле, ни на море. Их навсегда пленил недостижимый, но прекрасный идеал жизни. В этом томлении по лучшему миру, чем тот, в котором пребывают народы, и состоит романтизм. Долой спокойствие! Да здравствует тревога! Пусть сгинет косность и вечно живет святое желание совершенства! — вот лозунги романтиков.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки. Н. В. Беляева. — М. : Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

2. Виссарио́н Григо́рьевич Бели́нский — (30 мая [11 июня] 1811 — 26 мая [7 июня] 1848) — русский литературный критик.
Его статьи-монографии о творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова содержали ряд принципиальных для революционных демократов эстетических принципов и положений: народность, соответствие действительности, верность характеру героя, современность. Художественная точка зрения всегда сочеталась у него с исторической и социальной. (вернуться)

3. Д. П. Муравьёв — лермонтовед, один из авторов Лермонтовской энциклопедии. (вернуться)

7. Сага – поэтическое сказание, легенда. (вернуться)


Тарханы. Общий вид усадьбы.
В.К.Куинджи с работы Н.Гарднера 1881 г.
Иллюстрации к изучению биографии М.Ю.Лермонтова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я сам собою жил доныне,

Свободно мчится песнь моя…

Безумец я! Вы правы, правы!

Смешно бессмертье на земли.

Как смел желать я громкой славы,

Когда вы счастливы в пыли?

План-конспект урока литературы с элементами подготовки к ГИА.

- проанализировать особенности лирики М.Ю.Лермонтова, посвященной теме поэта и поэзии;

Организационный момент.

2. Тема поэта и роль поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова (лекция учителя).

Я сам собою жил доныне,

Свободно мчится песнь моя…

Безумец я! Вы правы, правы!

Смешно бессмертье на земли.

Как смел желать я громкой славы,

Когда вы счастливы в пыли?

Земле я отдал дань земную

Любви, надежд, добра и зла;

Начать готов я жизнь другую,

Молчу и жду: пора пришла.

3.Анализ стихотворений.

Подготовка к экзамену.

1) выразительно прочитайте стихотворение.

Что является главной темой этого стихотворения?

Какие проблемы затрагивает в данном стихотворении М.Ю.Лермонтов? (проблемы творчества, истоки вдохновения)

В основе построения стихотворения два образа, соотносящиеся между собой – кинжал и поэт (поэзия). Назовите этот композиционный прием. Какова его роль в стихотворении?

4)Каким было назначение поэта в прошлом? Почему оно изменилось?

5)К какому художественному приему и с какой целью прибегает Лермонтов, указывая на роль поэтического слова?

Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

Как фамиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол, на башне вечевой…

Пока не требует поэта

К священной жертве Аполлон,

В забавах суетного света

Он малодушно погружен;

Молчит его святая Лира;

Душа вкушает сладкий сон,

И меж детей ничтожных мира,

Быть может, всех ничтожней он.

Но лишь божественный глагол

До слуха четкого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел.

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы,

К ногам народного кумира

Не клонит гордой головы;

Бежит он, дикий и суровый,

И звуков и смятенья полн,

На берега пустынных волн,

В широкошумные дубровы…

выразительно прочитайте стихотворение.

Почему в этот период творчества М.Ю.Лермонтова часто сравнивали с Дж.Байроном? ( В этот период у М.Ю.Лермонтова то же романтическое мироощущение, что и у Байрона )

Чем наполнена душа поэта? (разбитыми надеждами0

1) определите микротемы в стихотворении. ( Несколько микротем: смерть Поэта, Поэт и светское общество, убийцы, суд)

2) как раскрывается каждая из этих микротем?

3)какие средства художественной изобразительности использует автор , чтобы охарактеризовать поэта? ( эпитеты, метафора, гипербола, сравнения, перифразы, инверсия)

Инверсия – обратный порядок слов. Инверсия меняет эмоциональную выразительность стихотворения.

1) выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником.

3) – почему пророку пришлось удалиться в пустыню?

4) – почему люди не поверили пророку и как за это наказаны?

5) сопоставьте лермонтовское и пушкинское стихотворение. В чем разница восприятия роли поэта в обществе у Пушкина и у Лермонтова?

Выразительное чтение этого стихотворения. Сравнительная характеристика этого стихотворения со стихотворением М.Ю.Лермонтова.

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольной лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

- В чем видит назначение поэта А.С.Пушкин?

- Найдите в стихотворение метафоры. Каково их значение в этом стихотворении?

4. Подведение итогов работы на уроке.

5. Домашнее задание:


Портрет М. Ю. Лермонтова
в сюртуке лейб-гвардии
гусарского полка
работы А.И. Клюндера. 1839-1840 гг.
ГМИРЛИ имени В. И. Даля

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

Система уроков по творчеству М. Ю. Лермонтова
14 ЧАСОВ
(уроки 32 - 45)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Уроки 44-45. Классное сочинение или контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова

Десятиклассники не просто изучают отдельные стихотворения Лермонтова,
а определяют основные мотивы его поэзии,
учатся понимать и интерпретировать поэтические тексты.

Школьников следует познакомить с оценками творчества поэта, высказанными В. Белинским, В. Розановым, А. Ахматовой, И. Андрониковым и современными лермонтоведами.

Чтобы понять эти слова, необходимо охарактеризовать историческое развитие России в эпоху Лермонтова, т. е. с 1826-го до начала 1850-х гг., повторить этапы биографии поэта и обобщить информацию о его творчестве, полученную в основной школе.

Это предстоит сделать учителю и специально подготовленным ученикам.

1. Жажда борьбы — одиночество — поиск гармонии мира в лирике Лермонтова.

2. Поэт-избранник и поэт-пророк в лирике Лермонтова.

4. Осмысление судьбы своей родины и своего поколения в творчестве Лермонтова.

Основные положения лекции учителя

1. В течение первого десятилетия после декабристского восстания главным в общественной жизни России было подавление свободомыслия. Это было время тяжелейшей политической реакции, утверждения нового цензурного устава, расправы с освободительным движением в Европе. Вместе с тем в 30—40-е гг. XIX в. в русской общественной мысли разгораются философские, религиозно-исторические и литературные дискуссии, которые отражаются в оживленной журналистике.

3. В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи, размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии.

4. Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, которые находит в осмыслении темы народа и Родины.

Таким образом, основные темы и мотивы лирики Лермонтова — это:

Положения вступительной лекции на следующих уроках будут обогащаться новыми фактами творческой биографии Лермонтова.

Особое внимание следует уделить изучению особенностей художественной формы лирики поэта, осмыслению ее богатства, жанрового своеобразия, специфики поэтических интонаций, фонического и ритмико-мелодического совершенства.

Беседа на уроке
может быть посвящена проблеме эволюции отношения к поэтическому призванию в творчестве Лермонтова.

Вопросы и задания
на повторение изученного

3. Какие образы автор считает созвучными человеческому существованию?
(Образ мирового океана сродни человеческой душе, полной дум и чувств, которые так же трудно разгадать, как и постичь тайны океана.)

4. Как в стихотворении отразились черты поэтики романтизма и в чем оно все-таки отличается от лирики романтиков?

1. Какая проблема поэтического творчества поднята в стихотворении?
(Поэт поднимает проблему действенности поэтического слова, влияния поэзии на людей.)

7. Индивидуальное задание 3.
Проследите эволюцию темы поэта и поэзии в ранней и поздней лирике Лермонтова. Подготовьте реферат на эту тему.

Итог урока.

В творчестве Лермонтова отразилась общественная ситуация в России 1830-х гг. Основные мотивы его творчества связаны с вечными проблемами бытия и глубокими раздумьями о смысле жизни, одиночестве и жажде душевной свободы, поиске гармонии в отношениях с миром. Ранняя лирика несет в себе черты романтизма, но изображение человеческих переживаний у раннего Лермонтова значительно отличается от поэтов-романтиков.

1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. Ахматова А. А. Все было подвластно ему // Собр. соч.: В 2 т. — М., 1990. — С. 134. (вернуться)

Читайте также: