М волошин заклинание гроза план урока

Обновлено: 05.07.2024

Запал багровый день. Над тусклою водой
Зарницы синие трепещут беглой дрожью.
Шуршит глухая степь сухим быльем и рожью,
Вся млеет травами, вся дышит душной мглой

И тутнет, гулкая. Див кличет пред бедой
Ардавде, Корсуню, Поморью, Посурожью, –
Земле незнаемой разносит весть Стрибожью:
Птиц стоном убуди и вста звериный вой.

С туч ветр плеснул дождем и мечется с испугом
По бледным заводям, по ярам, по яругам…
Тьма прыщет молнии в зыбучее стекло…

То, Землю древнюю тревожа долгим зовом,
Обида вещая раскинула крыло
Над гневным Сурожем и пенистым Азовом.

1907 г., Коктебель.

Обида вещая (искаженное Опида, прорицательница) – это языческая богиня, зов которой символизирует искупление пролитой крови: революционные события, происходившие в стране, не остались без внимания поэта.

Урок литературы в 11 классе по творчеству Максимилиана Волошина.

Урок разработала Добровольская Валентина Викторовна , учитель русского языка МАОУ СОШ № 7 ст. Полтавской Краснодарского края.

  • Учебная: Познакомить с творчеством М.Волошина. Познакомить с темой гражданской войны в лирике поэта.
  • Развивающая: Создать условия для восприятия и интерпретации текстов поэта. Развивать личностное восприятие поэзии М.Волошина. Развивать речевые умения в устной и письменной речи.
  • Воспитывающая: Создать условия для воспитания чувства гражданственности на материале поэзии М.Волошина. Создать условия для выражения своего мнения, создания собственного произведения.

Теперь подберите определения – ассоциации к этому слову.

Прочитаем, после прослушивания высказываний одноклассников добавьте слова в свой список, те, которые вам показались точными, верными.

Прочитаем, добавим в свои записи самые точные, верные слова одноклассников.

Какое понятие наиболее страшное? Почему?

Напишите небольшое сочинение о гражданской войне, используя слова, словосочетания, определения из своих записей. Время выполнения 5 минут.

Молодцы. Таперь в группах из 4 человек прочитайте свои сочинения, выберите из группы самые точные, интересные, глубокие, оригинальные для чтения всему классу.

Этап социализации – ученики читают свои работы в группах, затем читаются только лучшие работы вслух.

Учитель: Итак, вы считаете, что гражданская война – явление еще более разрушительное и ужасное, чем любая другая война: убийство брата, отца. Происходит во время гражданской войны разрушение семьи, дома, страны, разъединение, разобщение людей.

У Максимилиана Волошина, являвшегося свидетелем гражданской войны, есть стихотворение, которое так и называется. Послушаем стихотворение.

Каким чувством проникнуто стихотворение?

Одни восстали из подполий,

Из ссылок, фабрик, рудников,

Отравленные темной волей

И горьким дымом городов.

Другие - из рядов военных,

Дворянских разоренных гнезд,

Где проводили на погост

Отцов и братьев убиенных.

В одних доселе не потух

Хмель незапамятных пожаров,

И жив степной, разгульный дух

И Разиных, и Кудеяров.

В других - лишенных всех корней -

Тлетворный дух столицы Невской:

Толстой и Чехов, Достоевский -

Надрыв и смута наших дней.

Одни возносят на плакатах

Свой бред о буржуазном зле,

О светлых пролетариатах,

Мещанском рае на земле.

В других весь цвет, вся гниль империй,

Всё золото, весь тлен идей,

Блеск всех великих фетишей

И всех научных суеверий.

Одни идут освобождать

Москву и вновь сковать Россию,

Другие, разнуздав стихию,

Хотят весь мир пересоздать.

В тех и в других война вдохнула

Гнев, жадность, мрачный хмель разгула,

А вслед героям и вождям

Крадется хищник стаей жадной,

Чтоб мощь России неоглядной

Pазмыкать и продать врагам:

Cгноить ее пшеницы груды,

Ее бесчестить небеса,

Пожрать богатства, сжечь леса

И высосать моря и руды.

И не смолкает грохот битв

По всем просторам южной степи

Средь золотых великолепий

Конями вытоптанных жнитв.

И там и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас:

"Кто не за нас - тот против нас.

Нет безразличных: правда с нами".

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.

Вопросы для обсуждения:

О ком говорит поэт?

Кто одни и другие?

Откуда они появились?

Чем они отличаются друг от друга?

Оказывается ни та ни другая сторона не отличается друг от друга:

В тех и в других война вдохнула

Гнев, жадность, мрачный хмель разгула,

А вслед героям и вождям

Крадется хищник стаей жадной,

Чтоб мощь России неоглядной

Pазмыкать и продать врагам…

Чем губительна гражданская война, по мнению М.Волошина?

Как вы понимаете строчки:

А вслед героям и вождям

Крадется хищник стаей жадной,

Чтоб мощь России неоглядной

Pазмыкать и продать врагам…

На чьей стороне поэт? Можно ли принять чью-либо сторону в гражданской войне?

В чем гуманистический пафос стихотворения?

(А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.)

Давайте обобщим: Почему губительна гражданская война? К своему сочинению добавьте позицию М. Волошина.

Максимилиан Волошин – поэт и художник.

Слово учителя. Русский апокалипсис для Волошина начался с войны 14-го года. Уже там, на мировой арене, противоборствующие стороны затянуты братским узлом. Война уравнивает всех — и победителей, и побеждённых. “Эта война есть одно огромное целое. Противники слиты в одном объятье. Её надо одолеть — самое войну, а не противника”. И ещё: “Дозволь не разлюбить врага // И брата не возненавидеть” — это сказано о чужеземцах, но то же самое он скажет скоро о соотечественниках.

В его натуре было заложено отвращение к распре. Мать даже подговаривала мальчишек задеть его, поколотить, чтобы он дал сдачи, проявил бойцовские качества. Но её уловки не имели ожидаемых результатов. Ему было дано иное понимание силы. Не благоприобретённые знания научили его побеждать зло добром. Он с этим родился. Знания лишь закрепили врождённые качества. Это был знак особого благоволения свыше, который до конца так и остался непонятен современникам, живущим по законам мира сего.

Эти мысли ещё более утвердились в нём, когда распад России стал очевиден и окончателен. “Россия кончилась, она себя сожгла. // Но Славия воссветится из пепла”. Воссветится, если обретёт государственный порядок. Но то, что возникало на пепелище, обещало ещё больший хаос, ещё больший распад. Прозрение ясновидца подсказывает: “И тут внезапно и до ужаса отчётливо стало понятно, что это только начало, что русская Революция будет долгой, безумной, кровавой, что мы стоим на пороге новой Великой Разрухи Русской Земли, нового Смутного времени”.

Он видит библейский смысл в происходящих событиях, видит сиюминутное в перспективе вечности. Это вносит надежду, ибо действительность кажется бессмысленной, бесперспективной. На дне преисподней он верит в “правоту верховных сил, // Расковавших древние стихии”. Тому, кто достиг дна и почувствовал последнюю степень падения, есть от чего оттолкнуться, чтобы не пребывать в прострации, болтаясь между добром и злом.

Вверженный в зияющую пасть,

Павший глубже, чем возможно пасть,

В скрежете и смраде — верю.

Ещё недобитых валили в яму.

Торопливо засыпали землёй.

А к рассвету пробирались к тем же оврагам

Жёны, матери, псы.

Разрывали землю. Грызлись за кости,

Целовали милую плоть.

Как это близко в земной реальности: грызться и целовать, звериный азарт и человеческая милость. Близко, через запятую, на расстоянии строки. Близко, но не тождественно. Милая плоть не исчезает из всесильного поля любви. Ни страха, ни брезгливости не вызывает она в этот миг, быть может, уподобленная святым мощам.

Самостоятельный анализ произведений.

Какие темы раскрывает поэт в своих произведениях? С кем из предшественников или современников поэта вы можете провети связи? Почему? Докажите письменно (5-10 предложений).

Враждующих скорбный гений

Братским вяжет узлом,

И зло в тесноте сражений

Побеждается горшим злом.

Взвивается стяг победный.

Что в том, Россия, тебе?

Пребудь смиренной и бедной -

Верной своей судьбе.

Люблю тебя побежденной,

Поруганной и в пыли,

Всей красотой земли.

Люблю тебя в лике рабьем,

Когда в тишине полей

Причитаешь голосом бабьим

Над трупами сыновей.

Как сердце никнет и блещет,

Когда, связав по ногам,

Наотмашь хозяин хлещет

Тебя по кротким глазам.

Сильна ты нездешней мерой,

Нездешней страстью чиста,

Твои запеклись уста.

Дай слов за тебя молиться,

Понять твое бытие,

Твоей тоске причаститься,

Сгореть во имя твое.

17 августа 1915

С Россией кончено. На последях

Ее мы прогалдели, проболтали,

Пролузгали, пропили, проплевали,

Замызгали на грязных площадях,

Распродали на улицах: не надо ль

Кому земли, республик, да свобод,

Гражданских прав? И родину народ

Сам выволок на гноище, как падаль.

О, Господи, разверзни, расточи,

Пошли на нас огнь, язвы и бичи,

Германцев с запада, Монгол с востока,

Отдай нас в рабство вновь и навсегда,

Чтоб искупить смиренно и глубоко

Иудин грех до Страшного Суда!

Подведем итоги урока: Как понимает М.Волошин гражданскую войну? За что и против чего он выступает?

Домашнее задание: Какие поэты и писатели обращались к теме гражданской войны? Какие общие мотивы мы можем найти в произведениях других писателей?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя.

Данная презентация поможет сообщить сведения о жизни, литературном творчестве, дружбе Н.В.Гоголя.


Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Данная презентация поможе учителю в организации уроков по творчеству Н.В.Гоголя и повести "Ночь перед Рождеством".


Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"

В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус".


Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству Н.Лескова "Сказ о косом левше и стальной блохе"

Данная презентация содержит большой материал к урокам по творчеству Н. Лескова и при изучении " Сказа о косом левше и стальной блохе" (вопросы, иллюстрации, задания).

Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"

Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной.

Урок литературы 7 класс по творчеству Платонова "Юшка" "Кто же он,нравственный человек?"

Совместная работа с преподавателем истоков православной веры Соломоматиной Ириной Феликсовной.

Автор рисует картины природы перед грозой. Его лирический герой становится свидетелем надвигающейся мощной стихии. Поэт также обращается к историческим зарисовкам становления Руси. Природное явление словно открывает ворота между прошлым и настоящим, одновременно являясь предвестником перемен.

Читайте по теме:

Композиция

В первом катрене Волошин изображает напряженную красоту окружающего мира. Во второй строфе автор обращается к славянской мифологии, описывая приближение тучи. Далее читатель видит, как гроза разразилась во всей свой силе. В финальных строках накал снижается, и жизнь возвращается в привычное русло.

Средства выразительности

Тропы помогают создать авторские образы и передать атмосферу величия природного явления.

Читайте по теме:

Эпитеты

Олицетворение

Метафоры

Из крови, пролитой в боях,
Из праха обращенных и прах,
Из мук казненных поколений,
Из душ, крестившихся в крови,
Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений —
Возникнет праведная Русь.

Я за нее за всю молюсь
И верю замыслам предвечным:
Ее куют ударом мечным.
Она мостится на костях,
Она святится в ярых битвах,
На жгучих строится мощах,
В безумных плавится молитвах.

Читать похожие стихи:

Отзывы к стихотворению:

Читать стих поэта Максимилиан Волошин — Заклинание на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений - запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Читайте также: