Луначарский педагогические идеи кратко

Обновлено: 05.07.2024

Лунача́рский Анатолий Васильевич (11 (23) ноября 1875, Полтава —26 декабря 1933, Ментона, Франция) — советский политический и государственный деятель, писатель, академик АН СССР (1930). Участник Октябрьской революции (Петроград). С 1917 нарком просвещения. С 1929 председатель Ученого комитета при ЦИК СССР. В 1933 полпред в Испании. Труды по истории общественной мысли, проблемам культуры, литературно-критические работы. Пьесы.

Родился в семье чиновника. Окончил Киевскую гимназию, учился в университете Цюриха (Швейцария), на естественном и философском факультете. Во время учебы — поклонник идей как эмпириокритицизма Р. Авенариуса, так и марксизма плехановского варианта. Близко познакомился с М. М. Ковалевским, главой русской социологической школы, известным масоном.

Просвещенный нарком

Луначарский был под обаянием этических идей И. Фихте, но его тайным кумиром был Ф. Ницше. Вместе со своим другом Богдановым он популяризировал идеи Г. Спенсера, представителя позитивизма и утилитаризма в этике. Воззрения этих философов сыграли большую роль в завоевании умов общественности задолго до революции, оказали влияние и на формирование собственной системы взглядов самого Луначарского. Они позволяли ему подходить с более рационалистических позиций к формированию культурной политики советской власти, допускать фрагменты либерализма в ней. Луначарский разделял и идеи П. Наторпа, одного из лидеров марбургской школы неокантиантства.

Педагогические установки

В принципах руководства культурной сферой Луначарский пытался реализовать идею П. Наторпа о том, что государство должно управляться советами специалистов, реализовывать социализм не массы, а науки и разума, не механически-политический, а органически корпоративный социализм. Это, по Луначарскому, и есть противоположность бюрократическому механизму абсолютистского государства.

Конечно, эти идеи Луначарскому реализовать не удалось. Однако их присутствие в его мировоззрении и мировосприятии и делает его одной из самых противоречивых фигур в большевистском руководстве, наиболее подверженной критике со всех сторон. Но именно его избрал адресатом своих знаменитых писем В. Короленко, ибо понимал — Луначарский один из немногих, способных понять их содержание.

12 сентября 1929 Луначарский назначается председателем Комитета по заведованию учеными и учебными заведениями ЦИК СССР, занимается литературной работой. Известны его работы по общетеоретическим вопросам культуры, особенно художественной, литературоведению, театроведению, эстетике, педагогике. Он избирается академиком АН СССР. В 1933 Луначарский назначается послом в Испании. По дороге в Ментоне он умер.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

145 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.В. ЛУНАЧАРСКОГО

Советский государственный и общественный деятель, организатор

народного образования Анатолий Васильевич Луначарский внес неоценимый вклад в развитие социалистической культуры и просвещения.

В статьях и выступлениях А.В. Луначарского дано глубокое

марксистско-ленинское обоснование системы народного образования, определены цели коммунистического воспитания, требования к содержанию образования, формам и методам обучения.

Одним из важнейших элементов ленинского плана построения социалистического общества было проведение культурной революции. В нашей стране, где до революции уровень неграмотности населения превышал 70%, культурную революцию необходимо было начать с ликвидации неграмотности и малограмотности.

рабочий день сокращался на два часа на весь период обучения с сохранением заработной платы. Те, кто препятствовали неграмотным посещать школу, привлекались к уголовной ответственности. Руководила всей этой работой Всероссийская

чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности.

В процессе обучения грамоте объединились усилия коммунистов,

Ценнейшей находкой тех лет стало создание таких букварей, которые не только помогали овладеть грамотой, но и разобраться в основах политики Советской власти. Какая бы форма ликвидации неграмотности ни применялась, всегда эта работа сочеталась с культурно-просветительской, разъяснительной деятельностью. Стремление масс вырваться из темноты, энтузиазм участников этой кампании привели к тому, что к концу 1921 г. неграмотность была почти полностью ликвидирована в Красной Армии, к 1926 г. доля грамотного населения в селах достигла 45%, в городах - 76%. Конечно, далеко не все проблемы были решены. В тот период сохранялся разрыв в уровнях грамотности между городом и деревней, между мужчинами (66% грамотных) и женщинами (37%), не было преодолено отставание национальных районов. Культурная революция. продолжалась, ставила перед собой новые

задачи, решение которых уже в довоенный период позволило ликвидировать массовую неграмотность, ввести обязательное начальное образование в деревне и семилетнее в городе, создать новый тип единой трудовой школы.

В стране появилась целая сеть вузов, училищ, культурно-просветительских учреждений.

Опыт ликвидации массовой неграмотности в СССР имел всемирно-

историческое значение и нашел творческое применение в Монголии, Китае, КНДР, Вьетнаме, на Кубе, во многих странах Азии и Африки.

В тяжелейшие годы хозяйственной разрухи, голода и гражданской

войны он мечтал об идеале человека - широко образованного, гармонически развитого, физически крепкого, знакомого с основами техники, медицины, гражданского права, литературы и др. Указывая, что специальное образование отнюдь не противоречит задаче гармонического развития, А.В. Луначарский предостерегал от узкоутилитарного подхода к образованию. Человек, считал он, должен иметь общее образованиё и быть специалистом в своей области. «Дилетанта, человека, наслаждающегося, срывающего цветы, снимающего сливки, не должно быть. Непременно нужно, чтобы в какой-нибудь одной области человек сам творил, чтобы в ней он углубленно

Большую роль в развитии личности А. В. Луначарский отводил

труду и как предмету изучения, и как воспитательному средству, и

как каналу участия детей и подростков в общем трудовом процессе, которым занято население. Он считал решающим фактором воспитания включение детей в различные виды деятельности - учебную, трудовую, игровую, общественно ` полезную, творческую, участие в научных, спортивных, музыкальных и театральных коллективах, журналах, политических клубах и т. д.

Особое внимание уделял А.В. Луначарский вопросам связи

образования и воспитания с жизнью, преодоления изолированности школы от реальной действительности путем организации ее живейшего участия в проводившемся в то время социалистическом строительстве. Подчеркивая, что прочность знаний должна достигаться в процессе решения трудовых задач, А.В. Луначарский указывал на необходимость всестороннего изучения наук на основе их органической связи с практическими задачами времени. Он

А.В. Луначарский критиковал тех коммунистов, которые занимали

овладение глубокими научными знаниями, современной техникой, соединение обучения с производительным трудом. В такой трактовке раскрывалась сущность ленинского призыва к молодежи: учиться коммунизму - значит органически связывать теоретическое овладение знаниями с практикой В широком смысле данного слова (соединение обучения не только с производительным трудом, но не активным участием во всех сферах общественной деятельности, идеологии и культуры), подчинять научное образование решению жизненных проблем страны, всего народа в области социалистического строительства. Последовательно проводя в

жизнь ленинский принцип связи обучения с жизнью, с практикой социалистического строительства как основу формирования коммунистического мировоззрения молодежи, А.В. Луначарский обосновал конкретные формы этой связи: участие детей в общественной жизни школы, села, города, района; культурно-массовая, атеистическая, физкультурно-спортивная работа среди молодежи; активизация деятельности комсомольской и пионерской организаций в идейно-политическом воспитании учащихся и др.

Многие работы А.В. Луначарского, написанные в 20-е годы ХХ века, и сейчас актуальны для педагогов, решающих сложные вопросы воспитания и обучения, стоящие перед современной школой.

Лунача́рский Анатолий Васильевич (11 (23) ноября 1875, Полтава —26 декабря 1933, Ментона, Франция) — советский политический и государственный деятель, писатель, академик АН СССР (1930). Участник Октябрьской революции (Петроград). С 1917 нарком просвещения. С 1929 председатель Ученого комитета при ЦИК СССР. В 1933 полпред в Испании. Труды по истории общественной мысли, проблемам культуры, литературно-критические работы. Пьесы.

Родился в семье чиновника. Окончил Киевскую гимназию, учился в университете Цюриха (Швейцария), на естественном и философском факультете. Во время учебы — поклонник идей как эмпириокритицизма Р. Авенариуса, так и марксизма плехановского варианта. Близко познакомился с М. М. Ковалевским, главой русской социологической школы, известным масоном.

Просвещенный нарком

Луначарский был под обаянием этических идей И. Фихте, но его тайным кумиром был Ф. Ницше. Вместе со своим другом Богдановым он популяризировал идеи Г. Спенсера, представителя позитивизма и утилитаризма в этике. Воззрения этих философов сыграли большую роль в завоевании умов общественности задолго до революции, оказали влияние и на формирование собственной системы взглядов самого Луначарского. Они позволяли ему подходить с более рационалистических позиций к формированию культурной политики советской власти, допускать фрагменты либерализма в ней. Луначарский разделял и идеи П. Наторпа, одного из лидеров марбургской школы неокантиантства.

Педагогические установки

В принципах руководства культурной сферой Луначарский пытался реализовать идею П. Наторпа о том, что государство должно управляться советами специалистов, реализовывать социализм не массы, а науки и разума, не механически-политический, а органически корпоративный социализм. Это, по Луначарскому, и есть противоположность бюрократическому механизму абсолютистского государства.

Конечно, эти идеи Луначарскому реализовать не удалось. Однако их присутствие в его мировоззрении и мировосприятии и делает его одной из самых противоречивых фигур в большевистском руководстве, наиболее подверженной критике со всех сторон. Но именно его избрал адресатом своих знаменитых писем В. Короленко, ибо понимал — Луначарский один из немногих, способных понять их содержание.

12 сентября 1929 Луначарский назначается председателем Комитета по заведованию учеными и учебными заведениями ЦИК СССР, занимается литературной работой. Известны его работы по общетеоретическим вопросам культуры, особенно художественной, литературоведению, театроведению, эстетике, педагогике. Он избирается академиком АН СССР. В 1933 Луначарский назначается послом в Испании. По дороге в Ментоне он умер.


23 ноября 1875 года родился Анатолий Васильевич Луначарский, первый нарком просвещения РСФСР, создававший систему образования, науки и культуры в Стране Советов на протяжении первых 12 лет её существования.

Родился будущий нарком в дворянской семье вне брака, его отцом был действительный статский советник Антонов. А свою фамилию он получил от отчима, потомка знатного польского дворянина Чарнолусского, который, переставив слоги в собственной фамилии, подарил приемному сыну новую фамилию Луначарский.

Мальчик получил блестящее образование в киевской гимназии. С 1893 года он стал участвовать в работе марксистских кружков, за что при общей отличной учебе, получил сниженный балл по поведению, и это затруднило для него поступление в российские университеты. Учиться Луначарскому пришлось в Цюрихе, но в 1898 году он вернулся в Россию для ведения революционной работы.

Дальше были аресты и ссылки, знакомство с Лениным, выбор в пользу большевистской фракции РСДРП.

После Февральской революции Луначарский вместе с Лениным возвратился в Россию. Вел революционную агитацию, арестовывался Временным правительством. Сразу после победы Октября был назначен наркомом просвещения в первое Советское правительство и занимал этот пост на протяжении 12 лет.

В Наркомпросе Анатолию Васильевичу приходилось заниматься не только школами и ВУЗами, но и наукой, и сферой культуры. В СССР к концу 1920-х годов только на образование выделялось до 14% ВВП по сравнению с 8% в лучшие годы в Российской империи, но недоставало четких ориентиров в отношении того, в чём должно состоять пролетарское образование.

Довольно быстро значительная часть научной элиты России была вовлечена в строительство народного хозяйства. А в школьных программах осталось и изучение классиков русской литературы, и обучение школьников азам современной науки.

13 сентября 1929 года Луначарский ушел в отставку с поста наркома просвещения РСФСР (союзного наркомата до принятия советской Конституции 1937 года не существовало). Одни историки называют эту отставку добровольной, другие – добровольно-принудительной. Формальным поводом к ней было несогласие наркома с передачей нескольких техникумов из ведения Наркомпроса в ведение отраслевых наркоматов – создавалась новая система массовой подготовки рабочих кадров, ПТУ.

Преемником Луначарского был назначен А.С. Бубнов. Он, как и Луначарский, тоже был одним из организаторов ликбеза, но большую известность получил на военно-организаторской работе, занимая посты вплоть до начальника Главного политического управления РККА… Луначарский понимал, что надо освободить место для более подходящей к задачам времени фигуры.

Что касается ликбеза, созданного усилиями в первую очередь Луначарского, то 10 миллионов взрослых и не менее 7 миллионов бывших беспризорников стали грамотными в этой системе тогда, когда на горизонте уже маячила угроза войны. Это требовало мобилизации всех ресурсов, в том числе образовательных. Воспитывали мальчишек и девчонок, которые в Великую Отечественную становились Александрами Матросовыми и Зоями Космодемьянскими.

Вскоре его не стало… А в истории он оставил след как один из самых умелых и талантливых соратников Ленина, заложивший фундамент образования, науки и культуры в СССР.

Читайте также: