Лучшие практики волонтерской деятельности в школе

Обновлено: 05.07.2024

Кто такие волонтеры? Что мотивирует школьников заниматься добровольчеством? Какие проекты существуют в России и как начать с ними работать? Отвечаем в нашей статье — первой из серии материалов, посвященных волонтерству.

Кто такие волонтеры?

Волонтеры, или добровольцы (эти слова в России официально считаются синонимами) — те люди, которые по собственной воле и безвозмездно посвящают свои силы и время помощи нуждающимся.

Волонтерский труд — хороший способ разнообразить деятельность школьника. Это может помочь отвлечь его от рутинных дел и наполнить жизнь новыми эмоциями, навыками и достижениями. Формирование здоровой самооценки, самоуважение, гражданская позиция — все это возможно с волонтерской деятельностью.

Волонтерский труд, помимо того что приносит общественную пользу, позволяет школьнику узнать много нового о мире и людях, живущих в нем, осознать многие ценности не на теоретическом, а на практическом уровне. Многие волонтеры-старшеклассники отмечают, что после работы волонтером более осознанно подходят к тратам, своему экологическому поведению, культуре общения.

Почему люди становятся волонтерами?

Существует 5 основных (но вовсе не единственных) причин, почему люди посвящают себе волонтерской деятельности.

Интерес
Волонтерская деятельность помогать реализовать потребности в новых эмоциях, желании научиться чему-то новому и интересному.

Добрые мотивы
Для многих людей стимулом к волонтерской деятельности является желание совершать добрые дела, приносить пользу и радость нуждающимся людям.

Общение и хорошая компания
Занятия волонтерской деятельностью для многих становятся источником новых знакомств и друзей. Люди находят единомышленников в своем стремлении безвозмездно помогать. Такие сообщества очень помогают школьникам чувствовать значимость своих действий, своего голоса, стимулируют их проявлять больше активности и быть ответственными.

Внешние стимулы
Эти мотивы описывают людей, начинающих заниматься волонтерской деятельностью ради получения всевозможных поощрений, грамот, льгот и прочих бонусов. Буквально 5 июня министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков сообщил, что поступающие в вузы абитуриенты смогут получить дополнительные баллы за волонтерство. Однако это вовсе не означает, что такие люди не движимы добрыми помыслами, и что они выполняют свою работу без души.

Развитие и профессиональный интерес
Волонтерство помогает начать ориентироваться в мире трудовой деятельности, научиться многим социальным и коммуникативным навыкам. Также для многих людей волонтерская деятельность — это способ применить и развить свои таланты.

Снимок экрана 2020-06-10 в 10.20.26.jpg

Как мы можем помочь школьникам решить, какие волонтерские возможности лучше для них?

Помогите школьнику подумать о видах мероприятий и активностей, которые будет приносить ему радость и удовольствие.

Попросите ребенка подумать о том, с какими людьми он хотел бы работать.

Убедитесь, что ребенок понимает все возможные проблемы, связанные с волонтерством. Например, работа с больными людьми и маленькими детьми требует особого внимания и терпения, а также нередко физических нагрузок.

Убедитесь, что волонтерская организация, где будет работать ребенок, может предоставить человека-куратора, который поможет ребенку в случае возникновения проблем и вопросов.

Регулярно давайте обратную связь, отмечайте положительные стороны, подчеркивайте, какие новые знания школьник получил, какие навыки развил.

Узнавайте, нам чем ведется работа, активно участвуйте в этой стороне его жизни, спрашивайте его мнение относительно тех или иных проблем, стимулируйте к размышлениям и собственным инициативам.

Школа волонтёра. 5-7 классы. Учебное пособие

Пособие знакомит учеников с миром волонтёрства, основными направлениями и принципами, на которых оно основывается, поможет преодолеть трудности с вступлением в добровольческую организацию и совершить много добрых дел, став настоящими волонтёром. Тематические настольные игры и социальный квест, представленные в пособии, помогут учащимся освоить и применить на практике полученные новые знания о добровольческой деятельности. Пособие адресовано учащимся 5-7 классов и предназначено для организации работы во внеурочной деятельности.

Какие волонтерские проекты есть в России? Как начать с ними работать?

Волонтером может стать любой желающий в возрасте от 14 лет. Для несовершеннолетних необходимо разрешение от родителей, а для ребят в возрасте до 14 лет — сопровождение официальных представителей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной темы в том, что волонтеры востребованы сегодняшним обществом, так как огромное количество людей нуждается в помощи и поддержке.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Белоярский

Тема. Волонтёрство как эффективное средство формирования социальной активности школьников

Максимова Светлана Викторовна,

заместитель директора по ВР,

учитель русского языка и литературы

Глава I ВОЛОНТЕРСТВО – СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.

Волонтёрство как эффективное средство формирования социальной активности школьников

Кто людям помогает – не тратит время зря,

Прекрасными делами наполнится земля!

Свободные минуты вы отдаете всем,

Кто в помощи нуждается, не требуя взамен

Ни золота, ни стажа, ни славы, ни любви.

Ваш выбор несомненен – да, волонтеры вы!

Актуальность данной темы в том, что волонтеры востребованы сегодняшним обществом, так как огромное количество людей нуждается в помощи и поддержке. Волонтеры по собственному желанию делятся своим временем, энергией, навыками и знаниями для того, чтобы помочь другим людям или окружающей среде без какой – либо материальной выгоды. Каждому хочется верить в то, что работа, которую он выполняет, является очень важной, даже если она очень простая. Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерская деятельность выполняет функцию нравственного воспитания, возрождение в молодежной среде фундаментальных ценностей, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость, толерантность и др.

Также можно с уверенностью сказать, что волонтёрство – это появление новых форм вовлечения подростков в социальную активность.

Цель: реализация волонтёрской деятельности в школе как новой формы вовлечения подростков в социальную активность.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

показать, насколько важно волонтёрское движение в школе;

Глава I. Волонтёрство – средство формирования социальной активности школьников.

Процесс воспитания на сегодняшний день предполагает подготовку такого поколения, которое способно поддерживать свое физическое, моральное здоровье, адаптироваться к любой ситуации, обучаться, проявлять активность и талант на благо не только самого себя, но и общества в целом.

Итак, волонтерская деятельность – это эффективное средство формирования и развития социальной активности обучающихся, способна удовлетворить потребности обучающихся. Готовясь к новым социальным отношениям, школьники в процессе волонтёрской деятельности учатся участвовать в общественном процессе, разрешать конфликты в социуме, приносить пользу, саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Участие в волонтерском движении помогает подрастающему поколению и в профессиональном самоопределении, так как это прямой путь к самостоятельной жизни, здесь всегда есть возможность проявить себя, попробовать в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути, реализуя свои идеи в решении социальных проблем. Волонтерство для школьника - это возможность приобрести первоначальный профессиональный опыт, опыт общения, взаимодействия, партнерства.

Таким образом, в процессе подготовки и реализации добровольческой деятельности учащиеся обретают уверенность в своих способностях и выстраивают новые социальные связи, обучаются новым нaвыкам, получают возможность найти себя и заложить в свою жизнь те ценности и привычки, которые позволят человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь, стать полноценным членом общества.

В результате конвергенции (процесс сближения) реального поведения и взаимодействия личности с внешним миром происходит нравственное (готовность к служению, сострадание, толерантность), социальное (формирование социальной ответственности, навыки эффективного взаимодействия в обществе), психическое (развитие различных психических функций) и деятельное (социальная активность, деятельностная состоятельность) развитие личности, являющееся основой саморазвития и самосовершенствования.

- формированию образа жизни, достойного человека;

- формированию жизненных позиций обучающихся;

- формирование ценностного отношения к социальным условиям человеческой жизни; формированию социальной активности;

- развитию способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

Организация новых форм занятости детей для развития их социальной активности, самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.

Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.

- Воспитывать гражданские и патриотические чувства детей и подростков;

- Поддерживать социальные инициативы, направленные на распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;

- Развивать социальную активность детей и подростков, самостоятельность и ответственность, коммуникативные умения и навыки;

- Предоставлять возможность для самореализации развития организаторских качеств детей и подростков посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;

- Привлекать средства массовой информации к освещению деятельности волонтерского движения в школе;

- Поддерживать волонтерское движение со стороны педагогического коллектива и родительского актива школы;

- Пропагандировать здоровый образ жизни.

Для успешной реализации программы необходимо использовать определенную группу принципов, составляющих целостную и неделимую основу программы. Пренебрежение каким- либо принципом недопустимо и губительно для программы.

Принципиальные основы деятельности взрослого:

1. Обеспечение безопасности обучающегося;

2. Достоверность предлагаемой информации, привлечение специалистов;

3. Организация совместной деятельности “Взрослый – ребенок”;

4. Продуманная, логичная система вовлечения подростка в ту или иную деятельность;

5. Максимальное использование имеющихся материально- технических ресурсов.

Принципиальные основы деятельности обучающегося:

1. Добровольное включение обучающегося в разнообразные виды деятельности;

2. Реализация личных способностей ребенка, развитие социальной активности;

3. Значимость деятельности ребенка;

4. Положительный результат участия в программе.

Ожидаемый результат:

1. Вовлечение большого числа детей и подростков школы в активную общественную жизнь.

2. Увеличение числа публикаций и выступлений по пропаганде добровольческого движения.

3. Заинтересованность общественности проблемами экологии, нравственности, духовности, здоровья, взаимопомощи.

4. Увлеченность детей идеями добра и красоты, духовного и физического совершенствования.

5. Организованные игры, диспуты и другие культурно-эстетические развлекательные мероприятия.

6. Активное участие в пропаганде ЗОЖ, профилактических мероприятиях.

7. Снижение заболеваемости детей, риска совершения преступления и приобщения подростков к употреблению психотропных веществ.

Обучающиеся понимают, что волонтёр - это не профессия, это не увлечение, это образ жизни.

В заключении необходимо отметить, что волонтерская деятельность создает благоприятные условия для развития личности подростка, помогая проявиться индивидуальности, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям, помогает социализироваться.

Волонтёрство – новая форма вовлечения подростков в социальную активность. Очень важно создать условия для того, чтобы у школьника была возможность получать знания, умения и навыки, необходимые ему для дальнейшей жизни, а затем предоставить самостоятельность при определении целей, задач и форм его участия в социальном развитии общества. И в помощь в этом нам пришло волонтерское движение

Волонтерское движение – это перспективное, активное будущее для выпускников школ, которые обязательно станут отличными сотрудниками, ценными кадрами и хорошими родителями!

В эпоху постоянных природных и социальных проблем всё большую популярность набирает безвозмездная помощь людям. Условия, при которых ребёнок сможет помогать ближнему и почувствовать себя нужным и значимым в обществе, даёт волонтёрская деятельность в школе. Поддержка этого направления влияет на дальнейшее развитие культурного и высокоморального современного общества.

Волонтерство для школьников

Основные моменты

Волонтёр — человек, выполняющий работы или оказывающий услуги на добровольной бескорыстной основе. Волонтёрская деятельность — обязанности, связанные с оказанием помощи и имеющие благотворительный характер. К списку принципов, на которых строится эта миссия, относят: добровольное участие, уважительное отношение к людям, ответственный подход, соблюдение моральных принципов, равенство в коллективе.

Волонтёр имеет право:

Волонтерская деятельность в школе

  • добровольно остановиться на понравившемся виде деятельности;
  • принимать участие в общих сборах, предлагать идеи и пути решения проблем;
  • пройти обучение перед, предстоящим мероприятием;
  • на получение специальной экипировки, бесплатного питания и транспортировки;
  • отказаться от задания или выйти из организации, при определённых обстоятельствах.

Поощрения волонтёров выражаются во вручении грамот, сувениров и подарков, а также объявлением благодарности в газетах, при выступлениях в СМИ, социальных сетях и на сайтах.

Волонтёр обязан:

  • знать и следовать предписаниям деятельности;
  • чётко выполнять поставленные задачи и цели, согласно инструкции;
  • соблюдать правила конфиденциальности;
  • оповещать организацию о завершении деятельности в чётко установленные сроки;
  • повышать уровень компетенции, путём посещения обучающих тренингов и мероприятий.

Волонтёрство глазами детей

В раннем возрасте проявляется характер ребёнка и взгляды на окружающий мир, происходит формирование личности малыша. Вопрос, который стоит перед преподавателями и родителями детей, посещающих детский сад и начальную школу, как подготовить ребёнка ко взрослой ответственной жизни. Как раз для этой цели стала создаваться волонтёрская деятельность в начальной школе и дошкольных образовательных учреждениях.

Выделяют следующие этапы работы с воспитанниками в ДОУ и начальных классах:

Волонтерство глазами детей

  1. Изучение всех теоретических моментов и решение сопутствующих вопросов, по организации работы в ДОУ.
  2. Подготовка и мотивация желания самих детей к добровольческим действиям.
  3. Практические занятия детей.

Всё это организовывается через взаимодействие активных и заинтересованных педагогов, а также родителей и самих детей.

Волонтёры-школьники в детском саду помогают детсадовцам освоить разнообразные способы проведения досуга. Организовывают различные игры, совместно проводят праздники, помогают малышам собраться на прогулку.

Дети вместе со взрослым ухаживают за окружающим растительным миром. Высаживают цветы и кустарники, поливают, подвязывают. Участвуют в тематических акциях и общественных мероприятиях. Помогают в уборке местности, в изготовлении и ремонте различных предметов для игр. Делают и дарят поделки к различным праздникам.

Волонтерство среди детей

Все эти действия направлены на формирование умения общаться с детьми младшего возраста, сверстниками и взрослыми людьми. Становится ответственными и гибко воспринимать социальные изменения. Развивать чувство долга перед людьми с ограниченными возможностями и пожилого возраста, а также это помогает педагогам набираться опыта в организации и веде́нии волонтёрской деятельности с детьми и знакомит родителей с методикой работы движения в детском саду.

Сейчас волонтёрство среди детей набирает популярность. Стать волонтёром-школьником можно, получив специальный документ, в котором будут указаны основные моменты деятельности. Получить его могут лица, достигшие возраста 14 лет. Для этого нужно обратиться к педагогу, занимающемуся этим вопросом и предоставить ему необходимые документы. Две фотографии 3 на 4 см и паспорт или пода́ть заявку на портале Добровольцы. рф.

Направления деятельности

Необходимо со школьных лет развивать в ребёнке такие черты, как: сострадание, доброта́, желание помочь нуждающемуся. Все эти качества можно развить, выбрав одно из направлений волонтёрства. Прежде чем решится на такой шаг, как волонтёрство ребёнок должен осознать всю ответственность и задать себе следующие вопросы: насколько он готов отдаться добровольческому делу, сколько времени может затратить и какие цели хочет достигнуть.

Социальная поддержка

Связав себя с этой деятельностью, школьник тем самым решается поддерживать пожилых людей и ветеранов войны, а также ребят, находящихся в детских домах. Эти категории людей нуждаются в поддержке, заботе и милосердии. Ведь чтоб выслушать и возможно дать совет подчас у профессиональной помощи просто не хватает времени.

Волонтерская деятельность в начальной школе

Детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, также могут помогать волонтёры, ведь им очень часто требуется помощь в адаптации и учёбе. А дети, находящиеся на воспитании государства (в интернате, доме ребёнка) в первую очередь должны быть на попечении волонтёрских организаций, так как они лишены полноценного социального развития, что в первую очередь сказывается на их эмоциональном поведении и личности в целом. Полное включение детей-волонтёров во все сферы жизни ребёнка-сироты даёт возможность ему вырасти полноценным человеком во всех смыслах.

Примерами социальной поддержки детей-волонтёров являются: проведение праздников, организация досуга, репетиторство, помощь в бытовых делах. Сопровождать при передвижении, и просто выслушать и поддержать добрым словом.

Экологическая защита

Волонтеры школьники в детском саду

Ещё одна тема волонтёрского проекта — защита окружающей среды. Школьники принимают участие в различных акциях экологического характера: уход за растительностью, уборка от мусора скверов, парков, лесов, рек. Участвуют в общественных инспекциях по незаконным вырубкам и постройкам, а также касающихся загрязнения воды, воздуха и почвы. Организовывают тематические мероприятия в образовательных учреждениях (сбор подписей, распространение информации по экологической ситуации на планете).

Спортивное движение

Помощь в проведении спортивных мероприятий — главная работа этого волонтёрства. Школьники, выбравшие для себя это направление, организовывают соревнования, участвуют в различных конкурсах, событиях и делегациях, носящих спортивный характер и пропагандирующих здоровый образ жизни.

Всероссийские благотворительные движения

В обязанности волонтёров-медиков входит: организация и проведение акций, флешмобов и мастерских программ, касающихся вопросов донорства и пропаганды здорового образа жизни населения. Участие в оздоровительных и спортивных масштабных массовых мероприятиях.

Что может сделать школьник волонтер

Волонтёры-школьники могут сами придумывать и выбирать формат предоставления информации. Организовать зарядки для учеников до 11 лет, делиться знаниями об образе жизни и здоровье в форме тематического вечера или книжной статьи. Более старшие ученики, достигшие 14 лет, прошедшие необходимые курсы и изучившие специализированную литературу, могут помогать врачам в больницах, и нередко начав свой путь помощи ещё в школе, связывают с этим направлением всю дальнейшую жизнь.

Следующим примером служат спортивные Олимпийские игры в Сочи 2014 года, на них было вовлечено более 25 тысяч добровольцев, в том числе немалую часть составили учащиеся волонтёры. Что позволило выйти на новый более масштабный уровень добровольческого движения по всей России.

Работая в волонтёрском отряде, подростки видят своими глазами как порой трудна и непредсказуема, может быть, реальная жизнь, они сами на себе могут ощутить весь груз ответственности волонтёрской деятельности, и, конечно же, увидеть пользу от своих действий. Эта практика в школьные годы может в корне изменить мировоззрение ученика и поможет сделать правильный выбор в дальнейшей уже профессиональной деятельности.


Волонтерское движение в школах и вузах России стало масштабно развиваться в конце 80-х годов прошлого столетия. Если углубиться в историю, то истоки волонтерства можно найти и раньше — в послевоенные годы существовали различные службы милосердия, общества охраны памятников и природы. Были и тимуровцы, и пионеры.

волонтерское движение в школах

Актуальность вопроса

В современном мире в понятие "волонтер" вкладывается новый смысл. Изменились задачи движения, цели, мотивация. Если раньше, в 80-е годы прошлого века, люди ехали на БАМ или поднимать целину, то им выплачивалась зарплата – своего рода компенсация за тяжелый труд. Что касается бесплатной работы на субботниках, в полях и пр., то чаще она была связана с общественным принуждением.

Сегодня волонтеры – незаменимые люди. В современном мире существует множество социальных проблем, в решении которых они помогают. Волонтерское движение активно развивается; появляются добровольцы, готовые потратить свое время и силы на пользу обществу.

Нормативная база

Юридическое определение понятия "волонтер" закреплено в 5 статье 135-ФЗ. Согласно норме, им называют гражданина, осуществляющего благотворительную деятельность в виде безвозмездного труда в пользу и в интересах получателя. В качестве последнего может выступать и конкретный человек, и какая-либо организация.

У слова "волонтер" есть синоним – "доброволец". Иногда этих людей называют внештатными сотрудниками, общественными помощниками, ассистентами, посредниками и пр. Всех волонтеров объединяет одно – добровольность. Для этих людей деньги не являются мотивацией.

Сферы деятельности

Добровольческие инициативы могут распространяться практически на любую сферу жизни. Основные направления волонтерского движения в школе, к примеру, - это:

  1. Работа с социально незащищенными категориями граждан (престарелые, инвалиды, сироты).
  2. Развитие проектов, способствующих укреплению социальной терпимости.
  3. Помощь в уборке территории.

Волонтерское объединение может участвовать в урегулировании конфликтов, активизации населения в деревне и пр. Добровольцы постоянно принимают участие в политических процессах, следят за социальной обстановкой.

Принципы

Волонтерское движение в школе, как, собственно, и в любом другом учреждении, должно основываться на:

  1. Желании оказывать помощь нуждающимся.
  2. Законности. Деятельность добровольцев не может противоречить с нормами права – нельзя помогать, нарушая закон.
  3. Желании делиться опытом.
  4. Добросовестности.

Добровольцем может стать абсолютно любой человек – вне зависимости от возраста, пола и других обстоятельств. Поэтому в волонтерском движении в школе могут участвовать не только дети, но и взрослые. Более того, педагоги своими действиями будут подавать детям пример.

год волонтера

Сложности

К сожалению, существует немало стереотипов, мешающих широкому распространению волонтерского движения. В школах, детских садах, других учебных заведениях необходимо проводить разъяснительную работу. Волонтерство должно одобряться большинством населения.

Одна из главных задач современных благотворительных организаций – популяризация добровольной помощи. Сегодня крайне важно пропагандировать идеи бескорыстной помощи. Только так можно создать позитивный имидж волонтера.

Участие государства

Текущий 2018 год был объявлен годом волонтера. Об этом сказал сам президент страны Владимир Путин в декабре 2017 г. На высшем уровне была разработана программа года волонтера, реализация которой направлена на:

  1. Популяризацию добровольческого движения.
  2. Повышения престижа работы волонтеров.
  3. Стимулирование общегражданских инициатив соотечественников.

Разработчики программы рассчитывали, что комплексный подход обеспечит своего рода толчок добровольческому движению и оно сможет получить более высокий статус.

Программа волонтерского движения в школе

Сегодня к работе добровольческих объединений активно подключаются учебные заведения. В общеобразовательных учреждениях, вузах создаются волонтерские отряды. Перед ними ставятся конкретные задачи, назначаются координаторы, руководители.

Надо, однако, сказать, что в работе добровольцев, как и в любой другой деятельности, важна грамотная организация. Волонтерское движение в школе начинается с разработки программы. В ней отражаются ключевые аспекты работы, участники, задачи, результаты.

направления волонтерского движения в школе

Цель волонтерского движения в школе – создать условия для вовлечения учащихся, достигших 14 лет, в добровольческую деятельность. Задачи могут быть связаны с решением самых разных проблем, к примеру:

  1. Пропаганда здорового образа жизни среди подростков.
  2. Профилактика безнадзорности, беспризорности, детской преступности.
  3. Развитие творческого потенциала детей.

В числе ожидаемых результатов могут быть:

  1. Уменьшение количества факторов, приводящих к употреблению спиртных напитков, курению.
  2. Формирование понимания преимуществ здорового образа жизни.
  3. Грамотная организация досуга детей.
  4. Создание творческих кружков, секций, объединений, вовлечение в них максимального количества подростков.
  5. Привлечение детей к общественно полезной деятельности.

Волонтерское движение в школе: план работы

Безусловно, перед добровольцами должны стоять выполнимые задачи. Для этого необходимо структурировать их и закрепить в Положении о волонтерском движении. В школе может работать несколько добровольческих отрядов по разным направлениям. Например, это могут быть отряды:

  1. "Милосердие". Ребята, входящие в состав такого отряда, оказывают помощь инвалидам, престарелым, ветеранам, проводят акции "Георгиевская ленточка", "Добрые дела учителям" и пр.
  2. "Здоровье". Члены этого отряда участвуют в организации соревнований, создании спортплощадок в городе, пропагандируют преимущества занятий в спортивных секциях. Старшеклассники могут проявлять инициативу и формировать школьную команду по волейболу, баскетболу и пр.
  3. "Творчество". Участники этого отряда организуют праздники и вечера, концерты к памятным датам. Можно создать ансамбль самодеятельности, театральную студию.
  4. "Экология". Добровольцы этого отряда участвуют в благоустройстве территории. При этом ухаживать можно не только за участком, прилегающим к школе, но и за парком, сквером, набережной и т. д. Особенно много работы у экологического отряда осенью и в конце зимы.

развитие волонтерского движения в школе

Результаты и анализ работы

Как правило, итоги деятельности волонтеров подводятся в конце года. Если работа отрядов была организована правильно, был грамотный координатор, то успех проекта обеспечен. Главными результатами должны стать:

  • увеличение количества участников волонтерского движения;
  • создание секций и кружков для большого числа детей;
  • участие в городских, районных мероприятиях (соревнованиях, фестивалях и пр.);
  • популяризация и развитие волонтерского движения.

В школе учителям необходимо заниматься не только обучением, но и воспитанием подростков. В выполнении второй задачи и будет способствовать волонтерское движение. Участие в нем помогает детям меняться не только внутренне, но и внешне. Учащиеся приобретают уверенность в себе, становятся чуткими, внимательными к проблемам других.

В конце каждого года составляется отчет по волонтерскому движению. В школе целесообразно сделать специальный стенд, на котором будут отражаться результаты добровольческой работы.

Волонтерство в России: современные тенденции

В РФ с 1998 г. действует ассоциация World4U. Это объединение участвует в реализации студенческих обменных программ, оказывает содействие в обеспечении молодежи авиабилетами. World4U является членом "Движения за Мир", партнером многих других добровольческих организаций.

В столице работает волонтерская группа "Доноры детям". У этого объединения нет обязательного членства, его состав постоянно меняется. Участники группы организуют акции, детские конкурсы, походы детей и их родителей в театры, а также сборы средств на поиск доноров и лекарств. Зачастую волонтеры приходят в больницы просто поиграть с детьми, пообщаться с родителями.

В 2002 г. при содействии НИИ детской гематологии и онкологии РОНЦ РАМЕ им. Н. Н. Блохина по инициативе граждан, в том числе и иностранцев, был создан фонд "Настенька". Цель этого объединения – оказать содействие в повышении качества диагностики и лечения онкобольных детей, помочь их семьям.

цель волонтерского движения в школе

В России также работает объединение "Отказники.Ру". Оно оказывает помощь детям, вынужденным все детство находиться в больнице. У каждого медучреждения есть свой куратор. У проекта есть собственный сайт – платформа для сбора средств. Волонтерское объединение собирает для детей вещи, питание, деньги, в общем, все необходимое. На сайте постоянно обновляется перечень больниц. Объединение всегда открыто для всех желающих помочь.

В России также работает волонтерская группа "Мир в ладошках". Это некоммерческое добровольное объединение, оказывающее поддержку социальным учреждениям, работающим с детьми.

Экологические объединения

Одной из самых известных волонтерских групп является "Гринпис". Любой человек может стать ее членом. Работа этого объединения связана с реализацией природоохранных проектов. Участники выступают против промышленного строительства, вырубки деревьев. Гринписовцы проводят разъяснительную работу в разных городах. Присоединиться к движению можно, придя в офисы организации в крупных городах или зарегистрировавших на сайте. Многие участники объединения создают собственные экологические проекты. Практически в каждом регионе России можно присоединиться к группе "Возродим наш лес". Во многих городах работают волонтерские отряды, занимающиеся уборкой мусора, пропагандирующие энергосберегающие технологии.

Заключение

Несмотря на то что волонтерское движение существует давно, только в последние несколько лет оно начало набирать обороты. Активному развитию добровольной деятельности способствует масштабная разъяснительная работа с населением. Кроме этого, большое значение имеет и участие первых лиц государства. Как известно, президент страны активно поддерживает все проекты, направленные на защиту природы, поддержку людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В Госдуме был принят ряд документов, закрепляющих порядок и основания оказания помощи нуждающимся гражданам.

организация волонтерского движения в школе

Разумеется, нельзя заставить человека заниматься добровольной и бескорыстной деятельностью. Он должен сам захотеть быть волонтером. Некоторые люди участвуют в добровольной деятельности, чтобы окружающие отметили их заслуги. Но таких единицы. Большинство волонтеров не ждут ни от кого благодарности. Они совершают поступки по воле своего сердца, ничего не требуя взамен. Чем больше будет таких людей, тем лучше для общества и для страны. Волонтеры – это люди, понимающие свою ответственность. Ими движет желание изменить жизнь к лучшему. Безусловно, это заслуживает уважения. Таких людей в стране должно быть больше. Они собственным примером показывают, как можно изменить ситуацию к лучшему, как можно помочь другим людям.

Государству необходимо оказывать всяческую поддержку волонтерскому движению. Ведь без добровольцев сегодня не обходится ни одно крупное мероприятие. Примером тому Олимпиада в Сочи. В ее организации участвовало огромное число добровольцев.

положение о волонтерском движении в школе

Безусловно, волонтерское движение – необходимое звено любого современного общества. Сегодня необходимо продолжать его популяризацию. Начинать нужно с привлечения школьников. Волонтерские отряды в общеобразовательных учреждениях давно перестали быть редкостью. Работа таких групп благотворно сказывается на воспитании подрастающего поколения. У детей, участвующих в волонтерском движении, формируется активная гражданская позиция.

Волонтерство в школе в настоящее время, набирает всё большую популярность. В каждом учебном заведении России есть организация подростков, желающих оказать помощь и поддержку нуждающимся людям.

Основные задачи отряда добровольцев:

  1. поддерживать инициативы учеников школы;
  2. содействовать развитию учащихся по всем аспектам, формировать у них собственное мнение по отношению к окружающему миру.
  3. расширять сферы внеурочной практики и трудоустройства учащихся на базе образовательного учреждения;
  4. вовлекать учеников всех возрастов в проекты, связанные с помощью социально незащищенным слоям населения.

Волонтёрство для школьников включает в себя в основном 4 направления: здоровье, милосердие, экология и гражданское право.

Волонтерство в школе

Права, обязанности и поощрение волонтеров

Права участника волонтёрского отряда:

  • Выбрать наиболее понравившееся направление.
  • Принимать участие в форумах общественных молодёжных объединений.
  • Вносить предложения при обсуждении форм и методов внедрения работы волонтёров.
  • Не выполнять задание, при условии объяснения уважительной причины.
  • Выйти из волонтерского объединения, при наличии уважительной причины.
  • Пользоваться атрибутикой и символикой отряда, утвержденной в установленном порядке.

Обязанности волонтёра:

  • Точное и грамотное выполнение порученной работы.
  • Знание, уважение и следование целям и принципам волонтерского движения.
  • Соблюдение принципов конфиденциальности (не разглашать непредназначенные для этого сведения, а также информацию о личной жизни просвещаемых людей).
  • Чёткое выполнение поставленных при инструктаже задач.
  • Отказ от представления своего учебного учреждения только в случае предварительного соглашения с руководством.
  • Уведомление организации об окончании своей деятельности не раньше, чем за две недели.
  • Посещение занятий, обучающих мероприятий, тренингов и так далее для повышения уровня своей подготовленности к добровольной деятельности.

Поощрение волонтёра:

  • Объявление благодарности приказом по школе.
  • Награждение грамотой.
  • Вручение подарка, сувенира.
  • Публичное выступление участников отряда в СМИ.
  • Размещение достижений волонтёра в социальных сетях, на сайте школы.

Как стать волонтером в школе?

Потом следует задать себе вопросы. Почему я хочу помочь тем кому нужна помощь? Каким образом я буду это делать? Какие у меня цели? Определить временной период, который вы хотите посвятить волонтерству, ведь это занятие будет занимать достаточное количество времени.

Как волонтерство в школе может помочь в учёбе, вузе и карьере?

Волонтерство в школах России на сегодняшний день, не подкреплено официальным документом, в котором бы говорилось о привилегии участников движения. Не смотря на это, в некоторых университетах при поступлении учитывается наличие волонтерской книжки. Это же правило и работает с приёмом на работу. Иногда работодателям важен опыт волонтёрства в школе, как социально значимая деятельность потенциального сотрудника.

К примеру, некоторые вузы при поступлении добавляют к баллам за ЕГЭ абитуриента дополнительные баллы (до 10) за волонтёрский опыт. Статус волонтера будет учитываться при условии, что с окончания волонтерской деятельности и до момента поступления в высшее учебное заведение прошло не больше 4 лет. В приемную комиссию будущие студенты обязаны предоставить личную книжку волонтера, подтверждающую занятия добровольной деятельностью. Но есть еще одно условие - чтобы получить 10 дополнительных баллов за волонтерство, нужно иметь в запасе не меньше 150 отработанных часов работы в организациях подобного типа.

Какие ВУЗы учитывают волонтерство в школе при поступлении?

Волонтерство в школе при поступлении в университет как индивидуальное достижение из 271 высших образовательных учреждений 111 учитывают, а 160 организаций нет. Опираясь на исследование, проведенное Ассоциацией волонтерских центров совместно с Федеральным институтом развития образования, вот некоторые вузы, которые учитывают волонтёрскую деятельность:

  • Московский государственный психолого-педагогический университет – 7 баллов.
  • Московский институт гос.управления и права – 10 баллов.
  • Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна – 4 балла.
  • Санкт-Петербургский институт искусств и реставрации – 2 балла
  • Сибирская академия финансов и банковского дела (город Новосибирск) – 2 балла.
  • Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России (город Екатеринбург) – 5 баллов.
  • Кубанский государственный аграрный университет (город Краснодар) – 2 балла.

Книжка волонтера также может оказаться полезной, когда он проходит отбор на крупные добровольческие мероприятия с большим количеством желающих.

Школьные волонтёрские отряды в России

Школьные волонтёрские отряды в России на сегодняшний день насчитывают более сотни мелких объединений и два крупных отряда, занимающихся как просветительной деятельностью, так и оказывают посильную помощь нуждающимся.

Всероссийские отряды волонтёров-медиков

Волонтёры медики проводят лекции детям, в ходе которых делятся знаниями о здоровье, организовывают флешмобы, акции и мероприятия, посвященные здоровому образу жизни, помогают в медицинском сопровождении спортивных и массовых мероприятий, популяризируют донорство и волонтерское сопровождение донорских акций. Устраивают зарядки, уроки добра школьникам до 11 лет.

Школьные отряды волонтёров медиков учатся сами разрабатывать форматы просветительской работы, перенимая опыт у активистов движения. Старшеклассники, начиная с 14 лет, после прохождения программы профориентации могут оказывать помощь медперсоналу в больницах и в поликлиниках. Благодаря участию в этом движении, участники могут понять свою роль и место в жизни.

Волонтеры-медики

Волонтерские движения школьников в мире

Волонтерские движения школьников существуют во всем мире, а добровольцы считаются важными и уважаемыми людьми. Развитие волонтёрства показывает осознанное стремление людей принимать активное участие в глобальном процессе – развитии гражданского общества.

Волонтерские движения для школьников играют важную роль в формировании характера, учат бескорыстно помогать другим и трудиться на благо общества, проявлять инициативу, легко налаживать контакт с людьми, развивает лидерские способности и удовлетворяет потребность в самореализации. Еще одним плюсом служит возможность выбрать из множества вариантов именно то направление, которое придётся по душе.

*Если вы станете волонтёром и начнете делать добрые дела, то ваша жизнь наполнится смыслом, станет ярче и интереснее. Вдобавок, такой опыт обязательно пригодится и сможет помочь при поступлении в вуз или при устройстве на работу. Помните про эффект бумеранга – всё хорошее или плохое, что вы сделали, рано или поздно, вернётся к вам обратно.

Читайте также: