Лопе де вега собака на сене анализ кратко

Обновлено: 06.07.2024

Главные герои

  • Диана – графиня де Бельфор, вдова.
  • Марсела – её ближайшая камеристка, возлюбленная Теодоро.
  • Теодоро – секретарь, жених Марселы. В него влюбляется графиня.
  • Тристан – слуга Теоддоро.

Краткое содержание

Действие первое

Молодая графиня Диана де Бельфор была вдовой. Когда вечером она зашла в зал, расположенный в её дворце, то увидела двоих мужчин, которые кутались в плащи. Увидев Диану, они предпочли как можно скорее скрыться. Диане не понравилось увиденное, поэтому она приказывает дворецкому немедленно явиться. Но дворецкий не смог удовлетворить её любопытство, объясняя, что рано отправился спать.

Но тут пришел слуга Фабьо. Его молодая вдова отправляла догнать мужчин в плащах. Он рассказал, что одного из мужчин ему удалось увидеть, но то, когда бежал по лестнице, кинут свою шляпу на светильник.

Диана начинает догадываться, что один из незваных гостей – это был её поклонник, которого она отвергла. Скорее всего, он подкупил кого-то из слуг, чтоб проникнуть в дом незаметно. Ведь если бы это стало известно, её дом обрел бы дурную славу. Диана приказала немедленно разбудить всех женщин, которые проживали во дворце, и прислать к ней.

Когда она допросила камеристок со всей строгостью, те были очень недовольны всем тем, что происходит. Но выразить свое мнение они не могли, поэтому были вынуждены скрывать свои чувства. Но благодаря этому Диана узнала, что таинственный незнакомец – ни кто иной, как её собственный секретарь Теодоро. Он был очень влюблен в одну из камеристок, которую звали Марсела. И на самом деле это именно к ней он приходил на свидание.

Марсела боялась того, что графиня разгневается. Но все же поделилась тем, что давно любит Теодоро. Так же она рассказывает о комплиментах, которые получает от возлюбленного. Графиня узнает, что молодые люди хотят пожениться. Графиня даже предлагает свою помощь в организации. Она очень хорошо относится к Марселе. Теодоро же и вовсе вырос в её доме, поэтому графиня относится к нему замечательно.

Но лишь самой себе графиня смогла признаться в том, что ей небезразличен юноша. Ей нравятся его внешность, ум и умение ухаживать. Но молодой человек не имеет знатного рода, поэтому её мечты вынуждены остаться лишь мечтами. Молодая женщина всеми силами старается прогнать от себя некое чувство зависти, но все чаще возвращается в мечтах к красавцу Теодоро.

В это время Теодоро вместе со слугой Тристаном разговаривают о событиях, которые произошли ночью. Секретарь очень боится, что за его любовные похождения, его могут выгнать из дворца. Тристан советует ему перестать ухаживать за Марселой и рассказывает про свой горький опыт. Он так же советует задуматься о недостатках девушки, это поможет ему быстрее разлюбить её. Но вся проблема в том, что секретарь напрочь не видит недостатков в любимой.

К Теодоро приходит графиня, которая дает ему задание написать письмо её хорошей знакомой, при этом даёт ему некие наброски. Письмо должно быть написано на тему любви, можно ли полюбить, наблюдая чужую страсть. Девушка даже рассказывает про отношения своей знакомой с неким мужчиной, присваивая ситуации её собственное отношение к Теодоро.

Молодой человек занялся составлением послания для графини. Она же тем временем пытается разговорить Тристана о его хозяине. Девушку интересует, чем тот занимается в свободное время, о чем мечтает и к кому он неровно дышит. Но их разговору мешает маркиз Рикардо. Он давно влюблен в графиню, пытаясь добиться её руки. Но девушка снова не дает мужчине прямого ответа, объясняя это тем, что не может выбрать между ним и графом Федерико. Тот так же давно оказывает графине знаки внимания, добиваясь ее расположения.

Теодоро отлично справился с заданием, которое дала ему графиня. Письмо для выдуманной подруги получилось великолепным, намного лучше, чем написала Диана. Диана начинает вести себя очень пылко, из чего Теодоро начинает думать, что графиня к нему неравнодушна. Он долго думает на данную тему, когда остался сам. Но после долгих раздумий, убеждается в своих догадках. Он понимает, что Диана влюбилась в него. Молодой человек даже решился ответить на чувства графини. Но в самый момент раздумий, к нему приходит его любимая Марсела. У девушки радостная новость – она сообщает любимому, что Диана дала обещание помочь с их свадьбой.

Молодой человек тут же возвращается на землю от своих мечтаний. Диана заходит в тот момент, когда Теодоро и Марсела обнимаются. Молодой человек начинает благодарить графиню за помощь со свадьбой, но Диана отвечает на это с раздражением. Более того, она отдает приказ Марселе провести некое время взаперти. Она не хочет, чтоб своим поведением девушка подала дурной пример другим камеристкам.

Когда Диана остается наедине с молодым человеком, она начинает его расспрашивать. Так ли уж он любит Марселу и хочет жениться? На что молодой человек отвечает, что главная его задача – это выполнять все пожелания Дианы. Что женитьба не является для него необходимостью, да и без Марселы он бы вполне смог прожить. Графиня намекает молодому человеку, что влюблена в него. Но разница в их статусе не дает возможности им быть вместе.

Действие второе

Теодоро начинает мечтать о том, как в скором времени сможет стать супругом Дианы. Записка, которую он получает от бывшей возлюбленной Марселы, его раздражает и совершенно не берет за душу. Ему неприятно то, что наивная девушка относится к нему как к будущему мужу. Все свое негодование он выплескивает на бедную девушку, которой удалось выйти из своего заточения. Они эмоционально ссорятся, после чего окончательно расстаются. Инициатором их расставания выступает, конечно же, Теодоро.

Марселу очень оскорбило подобное поведение, поэтому она решает отомстить бывшему любовнику и начинает кокетничать с Фабьо. При всем этом она не упускает возможности распустить сплетни о бывшем женихе.

За графиней по прежнему продолжают ухаживать оба её воздыхателя – Федерико и Рикардо. Они очень настойчивы в своих действиях. Они встречаются около входа храма. Туда как раз зашла Диана. Они решают не ходить вокруг да около, и напрямую уточнить у Дианы кому из них она отдаст предпочтение. Но Диана не дает никакой ответ, заставляя и дальше своих воздыхателей оставаться в неведении.

Девушка решает спросить совета у Теодоро, на кого из двоих претендентов ей стоит обратить свое внимание. Таким образом, девушка хочет показать возлюбленному насколько сильные её чувства, при этом, не сковывая себя никакими обязательствами и словами клятвы. Но Теодоро боится открыть графине свои чувства, поэтому ведет себя сдержано и почтительно. Это очень раздражает графиню. На эмоциях она говорит, что отдает свое предпочтение маркизу Рикардо, за которого и выйдет замуж.

Когда это услышал секретарь, его это очень разволновало. Поэтому он решает незамедлительно примириться и возобновить отношения с бывшей возлюбленной Марселой. Но девушка очень обижена на Теодоро, поэтому не хочет с ним мириться и продолжать отношения. Хотя продолжает его по-прежнему любить. Тут на помощь приходит Тристан – слуга Теодоро. Он прикладывает все усилия и мирит молодых людей.

Теодоро старается оправдаться в глазах возлюбленной, поэтому говорит о Диане нелицеприятные вещи. Он не знает, что в момент этого разговора, Диана находится неподалеку и все слышит. Графиня приходит в бешенство от вероломства Теодоро. Она подходит к ним и начинает диктовать текст письма своему секретарю. Письмо заключается в том, что девушка упрекает некого молодого человека, который сумел расположить к себе даму знатного рода, но не ценит этого.

Письмо было настолько прозрачно, что молодой человек понимает о ком идет речь. Поэтому снова отрекается от чувств Марселы. Для этого он придумывает легенду, что Диана приняла решение выдать замуж камеристку за Фабьо. Марсела очень обижена на своего возлюбленного. Хотя она и поняла, что все, что происходит – это результат переменчивого настроения Дианы. Диана не может позволить себе любить простого мужчину, поскольку является знатной дамой. Но и уступать его Марселе она не собирается.

Рикардо же в это время не перестает радоваться выбору Дианы. Он уже представляет себя в роли мужа графини. Но Диана быстро развеивает его мечты, объясняя ему, что ничего подобного она не планировала. Во всем виноваты слуги, которые неправильно поняли её речи, относящиеся к маркизу.

Опять графиня ссорится с Теодоро. Они стараются объясниться, но натыкаются на сплошные недомолвки. Теодоро обвиняет графиню в том, что её поведение напоминает поведение собаки на сене. В ходе ссоры Диана дает понять секретарю, что пропасть, разделяющая их, слишком уж велика. Но Теодоро не теряется, и тут же говорит графине, что очень любит свою возлюбленную Марселу. Диана награждает его пощечинами.

Граф Федерико, который становится случайным наблюдателем этой громкой размолвки, видит, что своей яростью графиня пытается прикрыть свою страсть.

Действие третье

Федерико рассказывает о своих догадках маркизу Рикардо. Они придумывают коварный план, смысл которого – убрать мешающего соперника. Для этого они хотят найти некого убийцу, который возьмет на себя ответственность избавить их от ненавистного Теодоро. Они решают для этой миссии выбрать Тристана, который является слугой Теодоро. Тот за большие деньги готов пойти на все что угодно. Поэтому он соглашается помочь заказчикам и убить Теодоро. Но взяв с них задаток, тут же сообщает о случившемся своему хозяину.

Когда об этом узнает Теодоро, то он тут же решает уехать в Испанию. Он считает, что там он сможет убежать от смерти и забыть графиню, которую он продолжал любить. Диана поддерживает молодого человека. Она во всем винит те предрассудки, которые стоят на пути её счастья с Теодоро.

Тристан начинает думать, как же ему помочь Теодоро и Диане быть вместе. Для этого он едет к старому графу Лудовико. Все дело в том, что двадцать лет назад граф потерял своего единственного сына. Он отправил его на Мальту, где тот попал в плен, и с тех пор граф его больше не видел. По счастливой случайности его тоже звали Теодоро. Тристан переодевается в греческого купца и рассказывает старому графу, что знает, где находится его сын. При этом рассказывает, что Теодоро находится в доме Дианы де Бельфлор.

Старый граф незамедлительно прибывает к графине. В Теодоро он узнает своего потерянного сына и себя в молодости, и тут же говорит, что тот является наследником всего состояния графа. Теодоро находится в растерянности. Когда он остался наедине с Дианой, то рассказал ей о том, что это все придумал Тристан. Но для Дианы это не имеет никакого значения. Она счастлива, что, наконец-то, сможет открыто быть со своим любимым. С этого момента между ними больше не существует никакой пропасти.

Счастлив и граф Лудовико, который в один день нашел своего любимого сына, но ещё и обрел дочь в лице Дианы.

Марселу так же оставили в стороне – ей дают отличное приданое, плюс ко всему выдают замуж за Фабьо. Так же отблагодарили и верного слугу Тристана, который показал себя преданным и умным человеком. Диана лично пообещала слуге, что всегда будет покровительствовать ему и помогать, за то, что тот оставит в тайне историю о том, как Теодоро стал графом. Сама же графиня дает обещание никогда впредь не быть собакой на сене.

Блог посвящен классической и современной литературе, а также экранизациям художественных текстов.

пятница, 15 мая 2015 г.

Творчество Лопе де Вега. Ренессансные и барочные мотивы в комедии Лопе де Веги “Собака на сене”

Лопе Фелис де Вега Карпьо (1562-1635). по праву считается основоположником испанской драмы. Он пользовался редким всенародным признанием уже при жизни: антрепренёры, чтобы обеспечить успех пьесе, приписывали её перу Лопе де Веги; на улицах Мадрида драматурга узнавали, иностранцам показывали его как величайшую достопримечательность, само имя художника стало синонимом совершенства. В панегириках на смерть драматурга итальянские поэты называли его “Колумбом поэтических Индий”.

Он прожил долгую и напряжённую жизнь. Родился в семье мадридского ремесленника-золотошвея Фелиса де Вега 25 ноября 1562 года. В одиннадцать лет его отдали в иезуитскую школу, затем он обучался в университете Алкала-де-Энарес. После смерти отца Лопе остался без средств, он вынужден был бросить университет и поступить секретарём к одному вельможе (за свою жизнь драматург не раз занимал должность секретаря у разных знатных людей). К 80-м гг. относится его скандальная связь с актрисой Еленой Осорьо, из-за конфликта с отцом которой Лопе был арестован и по решению суда выслан из Мадрида на восемь лет. Судебное преследование осложнило жизнь Лопе, мешало заключению брака с Исавель де Урбина, которую де Вега просто похитил. В 1588 году, вскоре после заключения брака с Исавель, Лопе записался добровольцем в “Непобедимую Армаду” (испанский флот, снаряженный Филиппом II против Англии). Ему едва удалось спастись после поражения армады. Чтобы обеспечить семью, Лопе пишет пьесы, но плата за них так мала, что де Вега вновь вынужден служить секретарем у герцога Альба в Тормесе. Это были самые плодотворные годы.

После смерти жены в 1595 году Лопе подаёт прошение о помиловании и переезжает в Мадрид, где вновь служит секретарём. Драматург решается на брак по расчету: женится на дочери богатого мясоторговца. Разочарование толкает его искать утешения у актрисы Микаэлы де Лухан. В 1614 году поэт решает принять сан священника, хотя это не изменило жизни Лопе, полной любовных авантюр. На долю драматурга выпало немало испытаний: болезни и смерть возлюбленной Марты де Наварес Сантойо, возрастные недуги, гибель в кораблекрушении единственного сына, похищение придворным сластолюбцем дочери Антоньи Клары.

Де Вега пробовал свои силы во всех видах литературы: им создано свыше двадцати поэм, пасторальный роман, новеллы, основные темы которых любовь и честь, стихотворный трактат “Новое искусство сочинять комедии в наше время”, в котором он сформулировал основные положения: отказаться от преклонения перед авторитетом Аристотеля (применять созданные им законы в новое время нелепо), законодателем должен быть зритель — народ; важнейший принцип — доставлять наслаждение читателям и зрителям. Мировую известность де Вега принесли пьесы, которых он создал более полутора тысяч.

Драматург был талантливым импровизатором: трёхактную пьесу в стихах он писал за 2-3 суток, то есть в месяц мог создавать 3-4 пьесы. Художника волновали три проблемы: сущность и назначение монархической власти, народные массы и их роль в истории, любовь, брак, семья. В наследии драматурга принято выделять три типа пьес: 1) социально-политические драмы, основанные на исторических и легендарно-исторических сюжетах; 2) любовно-семейные комедии и драмы, “комедии плаща и шпаги”; 3) религиозные пьесы — ауто.

“ Собака на сене” (до 1604 г.) — одна из самых известных пьес драматурга — относится к разновидности “комедии плаща и шпаги”. Основное содержание — борьба влюбленных героев за право быть счастливыми в браке. В произведении звучит критическое мнение по отношению к сословным предрассудкам. В пьесе сочетаются ренессансные и барочные мотивы.

Главная героиня — графиня Диана де Бельфлор — обнаруживает в себе любовь по отношению к своему секретарю — простолюдину Теодоро, узнав о его отношениях со служанкой Марселой. Сословное расстояние между госпожой и слугой огромно, но Диана одержима ревностью, которая и помогла ей открыть в себе чувство (второе название комедии — “Любовь при виде чужой любви”). Драматург изображает любовь Дианы как начало дисгармоничное, что соответствует новому барочному представлению о человеке. Диана намекает Теодоро на свою любовь, но как только он отзывается на неё, она отталкивает его. Диана не позволяет себе любить Теодоро и стремится отдалить его от Марселы, то есть ведёт себя именно как “собака на сене”. Гордая аристократка равнодушна к чувствам других людей, её не волнуют страдания Марселы. Но важно, что Диана влюбилась в простого человека, сумев оценить его богатую натуру, не обращая внимания на положение Теодоро. В этом проявляется ренессансное отношение к человеку, который ценится не за своё положение в обществе, а именно за личностные качества. Диана признаётся себе:

На пути любви оказывается множество преград: разница в социальном положении, внимание и ухаживания маркиза и графа, чувства Марселы, которую Теодоро несколько раз бросает ради Дианы. И Диана, и Теодоро слишком зависят от обстоятельств, они не свободны от сословных предрассудков и мнения общества. В этом проявляеется барочное начало. В душах героев идет борьба любви и чести, которая основана на вере в дворянскую честь.

Любовь Дианы дисгармонична, чувство её богато контрастами (элемент барокко). Переходы от равнодушия к ревности, а от ревности к любви составляют комическую сторону поведения графини.

Драматург использует многие идеи Возрождения: любовь торжествует над сословными предрассудками, человек трактуется в гуманистическом понимании: Теодоро талантлив, образован, благороден, но это не признак высокого положения в обществе, это его личные человеческие качества. По контрасту с ним в пьесе даны образы представителей высшего сословия — графа и маркиза, которые отличаются подлостью, нечистоплотностью, они даже готовы на преступление (нанимают убийцу для Теодоро). Ренессансное начало проявляется и в оптимистичной концовке — драматург награждает своих героев: счастливый брак становится возможным благодаря обману Тристана. Речь героев отличается пышным слогом, особенно это заметно в объяснениях Рикардо:

В пьесе предстаёт традиционный для драматурга образ капризницы — графини Дианы: именно из-за перемен в её настроении меняется судьба Теодоро и Марселы, а также и судьба влюблённого в Марселу Фабьо; это проявление принципа зависимости человека от окружающих обстоятельств, что демонстрирует влияние нового стиля барокко. Это одна из немногих комедий Лопе де Веги, в которой конфликт между традиционными взглядами и гуманистическими воззрениями происходит не в результате столкновения различных персонажей, а является следствием внутренних сомнений и душевной борьбы героини. Драматург мастерски изобразил противоречивость человека, изменчивость Дианы, что служит причиной падений и взлётов Теодоро.

Теодоро также человек сословного общества: он ощущает свою зависимость от Дианы, готов во всём повиноваться своей госпоже. Но в Теодоро есть честность и благородство: он не может скрыть от Дианы обман Тристана, из-за которого герой признан высокородным господином. Герой сам честно объявляет, что он человек безродный. Эти человеческие качества Теодоро ставят его выше представителей аристократического общества. В утверждении их — достоинство комедии.

Яркий персонаж пьесы — слуга Теодоро Тристан. Этот герой напоминает плутов из пикарескных романов. Тристан смеётся над хозяином и его любовными порывами, но он искренне предан ему, поэтому устраивает счастье Теодоро при помощи ловкого обмана.

Главный предмет изображения в комедии — чувство. Любовь Дианы шаг за шагом сметает сословные предрассудки, преодолевает эгоизм. Идея комедии — в утверждении внесословной ценности человека и в важности личного счастья.

Весьма важное место в наследии Лопе де Вега занимают его многочисленные комедии нравов, так называемые "комедии плаща и шпаги", отличающиеся мастерством построения действия, яркостью характеров, живостью языка, блеском стихотворной формы. В этих комедиях Лопе де Вега рисует эпизоды из повседневной жизни главным образом мелкого и среднего дворянства. Он сосредоточивает внимание на отношениях между людьми, основанных на прирожденном благородстве человеческой натуры, и внушает зрителю веру в возможность достижения счастья в рамках того общественного строя, в котором он живет. В этих комедиях активность героев Лопе де Вега ограничивается узкими рамками семьи, но даже и в этих ограниченных пределах драматург показывает силу человеческой воли, энергию, подлинную человечность. Как бы походя разрушают его герои на своем пути препятствия, освященные многовековыми традициями (знатная графиня полюбила своего безродного слугу и, несмотря на угрозу все еще живучего предрассудка "родовой чести", выходит замуж за человека "низкого происхождения" ("Собака на сене). Основным движущим мотивом всех "комедий плаща и шпаги" Лопе де Вега является любовь. Условия, в которых развертывается любовная интрига в этих пьесах, имеют для Лопе де Вега не меньшее значение, чем поэтическое изображение самого чувства. Борьба людей за свободу любви давала драматургу возможность выразить свои гуманистические идеалы. Любовь обладает способностью создавать новые отношения между людьми, разрушая сословные преграды между ними. Стало быть, сословное неравенство не является чем-то незыблемым и несокрушимым. Феодальная иерархия зиждилась на социальном неравенстве, подкрепленном авторитетом церкви. Если же существует сила, которая способна пробить брешь в этом иерархическом строе, то человек может верить в возможность достижения счастья в жизни, если он будет вести за него борьбу. Так у Лопе де Вега любовь становится великой силой, сокрушающей социальные перегородки.

Проблема сословного неравенства дана остро в комедии "Собака на сене", относящейся к более позднему периоду (она написана между 1613 и 1615 гг.). Комедия эта принадлежит к числу наиболее зрелых произведений Лопе де Вега. Она заслужила похвалу Белинского, назвавшего ее "прелестной комедией".

Диана де Бельфлор должна выбрать себе мужа, но ее выбор ограничен сословными соображениями: она может остановить свой выбор только на маркизе Рикардо, графе Федерико или им подобных, то есть на представителях аристократического круга, за пределы которого она не вправе выйти. В этой среде отношения между людьми определяются прежде всего сухим расчетом. Утонченные рыцарские манеры - только внешняя оболочка, прикрывающая внутреннюю опустошенность этих людей. Упорное нежелание Дианы остановить свой выбор на одном из представителей этого круга выражает некоторым образом ее протест против отношений такого рода. Нужен небольшой толчок, чтобы окончательно освободить ее из плена старых представлений о жизни и открыть ей глаза на подлинные человеческие отношения. Это происходит тогда, когда Диана узнает о любви Теодоро, ее личного секретаря, и ее служанки Марселы. Уже в первом своем сонете графиня говорит о красоте и уме Теодоро; в этих словах Дианы таится зародыш ее чувства к Теодоро. Однако в силу сурового устава сословной чести графиня не может "снизойти" до любви к своему секретарю. Возникает конфликт между любовью и честью. Он порождает нерешительность, взволнованность, смятение чувств графини. Ей как бы доставляет удовольствие мучить Теодоро, заставляя его переходить от отчаяния к надежде.

Теодоро любит и свою госпожу и ее служанку; он нерешителен, сдержан, достаточно эгоистичен, что особенно ясно видно из его отношения к Марселе.

Марсела - второстепенный, но необходимый персонаж, без участия которого интрига не развернулась бы так, как это имеет место в комедии. С одной стороны, она жертва изменчивости, суетности и слабостей Теодоро; с другой - она жертва ревности Дианы.

Маркиз Рикардо и граф Федерико - типичные представители аристократии. Спесивость, чопорность, внешний лоск, за которым скрывается сухой расчет, - таковы их существенные черты.

Вся сложность взаимоотношений основных персонажей не влечет за собой раскрытия их внутреннего мира. Лопе де Вега не углубляет психологически конфликт комедии. Чтобы распутать туго стянутый узел интриги, он прибегает к классическому приему "узнавания", который здесь, однако, служит целям сознательной мистификации. Этот заимствованный из византийского романа прием, которым широко пользовались новеллистика и театр Ренессанса, превратился ко времени Лопе де Вега в штамп. Но драматург сумел вдохнуть жизнь в этот трафаретный сценический прием: Тристан, придумавший "трюк" с нахождением графом Лудовико похищенного сына, с самого начала придает этому "трюку" ироническую окраску.

Примечательны в этой комедии не только ювелирная отделка всех деталей интриги и тонкая обрисовка характеров, но и то искусство, с каким Лопе раскрывает тему любви как социальной силы, уравнивающей скромного разночинца Теодоро и сиятельную графиню Диану де Бельфлор. Примечателен также и иронический оттенок, придаваемый драматургом образам Дианы и Теодоро, в любовь которых вторгаются мотивы расчета, самолюбия, аристократического этикета и сознательного обмана.
Сосредоточивая действие комедии на истории любви Дианы де Бельфлор к ее секретарю, Лопе де Вега с большой психологической проницательностью создает контрдействие пьесы в противоречиях между властным любовным чувством Дианы и ее не менее властными до известного момента сословными предрассудками. Борьба этих противоречий составляет нерв драматически напряженных и вместе с тем иронически преподносимых диалогов между Дианой и Теодоро. Противоречия разрешаются ловким и хитрым слугою Теодоро - Тристаном, устраняющим посредством довольно примитивного, в сущности говоря, вранья все сословные препятствия, стоявшие перед графиней. Примитивная уловка Тристана входит в систему тех иронических приемов, которыми Лопе де Вега характеризует гордость Дианы. Даже при ясной для нее фиктивности знатного происхождения Теодоро ее аристократическая честь получает формальное удовлетворение, уступая место всевластной любви. Виновник этой метаморфозы, слуга Тристан, принадлежит к лучшим образам "грасьосо" в театре Лопе де Вега, который и создал это сценическое амплуа - амплуа ловкого или, наоборот, неповоротливого слуги, часто - смышленого и лукавого крестьянина. Реалистическая природа этого амплуа обусловливается или его житейско-практическим мировоззрением, не лишенным иногда и черт психики бывалого пройдохи, или демократическим характером его оценок комедийных событий - оценок, в которых слышится голос, народного зрителя испанских "корралей". Тристан - один из наиболее ярких образов грасьосо, комических слуг, в драматургии Лопе де Вега. Грасьосо - один из важнейших персонажей в комедиях Лопе де Вега. Драматург придал грасьосо индивидуальные черты и сделал его роль существенной для действия. Грубые и даже непристойные шутки грасьосо - отголосок шуток простака из народного фарса; но в них зачастую содержится критика и разоблачение общественных пороков. Его шутки и остроты вкраплены в серьезные моменты пьесы, чтобы дать зрителю передышку.

Разрешение действенного и психологического конфликта в "Собаке на сене" носит ярко выраженный социально-критический характер, причем эта критика облечена в свойственную Лопе де Вега ироническую форму.

От звериной половины ему помогает избавиться убеждение, что жизнь есть сон. Но что значит отождествление жизни и сна? Во сне образы сознания воспринимаются спящим как нечто действительное, и если жизнь есть сон, то и наяву человек видит лишь то, что представляется его сознанию. Вместе с тем Кальдерой постигает то, что будет достоянием психологии лишь в XX в.: образы сна порождены отнюдь не только мыслью, но и надеждами, страхами, тайными желаниями.

О становлении нового Сехисмундо зритель узнает благодаря прекрасным, открывающим его душевные движения поэтическим монологам. В финале герой появляется во главе мятежного войска; король Басилио в отчаянии падает к ногам сына. Но принц бережно поднимает отца и сам становится перед ним на колени, одерживая главную победу над собой, над своей мстительностью и гордыней.

На первый взгляд, финал пьесы гласит о том, как посрамлен дерзновенный человек (Басилио), решивший избежать предсказанного небесами события вместо того, чтобы смиренно ждать его. Но с тем же успехом можно сказать, что Кальдерон живописует фиаско суеверной личности, едва не сгубившей родного сына из-за веры в знамения. Это двойное толкование, как и сам стиль барокко, выходит за пределы католических догм, приверженцем которых являлся автор.

Самым важным для Кальдерона было, разумеется, показать, что великолепная концепция "жизни как сна" помогла главному герою нравственно преобразиться. Уяснив, что все цели, которых можно добиться насилием, иллюзорны, Сехисмундо понимает и ненужность насилия. Это позволило ему простить отца. Сделав это, принц парадоксальным образом добился тех самых целей - власти, славы, перспективы неких "великих побед", - ничтожность которых сам недавно обосновал. Так Бог награждает праведников - именно потому, что они награды не требуют.

В общем, автор считает: восприятие личного бытия как сновидения способствует христианской добродетели. На самом деле эта концепция глубоко антирелигиозна, ибо предполагает единственного Творца - человека, видящего сон. Само божество таким образом сводится до уровня одного из фантомов сновидения. Понятие греха и посмертной метафизической кары обессмысливается: как можно наказывать за проступок и даже преступление, сколь угодно тяжкое, если оно лишь приснилось?

Так становится "размытой" сама личность Сехисмундо: то ли он вправду постиг высшую истину, то ли он пройдоха, придумывающий вздорные оправдания своим злодействам.

С точки зрения законодателей барокко, одним из главных достоинств произведения является неоднозначность, возможность различных толкований. "Чем труднее познается истина, - изрек испанский философ того времени, - тем приятнее ее достичь". Но двуликость стиля, обращенного и к чувственной античности, и к чопорному средневековью, автоматически приводит к тому, что в барочных произведениях достигать приходится не одну, а две истины, и притом равноправные. Зритель не знает, какой отдать предпочтение, даже если ему известно (как в случае с Кальдероном) мнение автора на сей счет.

Понятно, почему уже в XVIII веке термин "барокко" стал употребляться для отрицательной характеристики "чрезмерно сложных для восприятия" литературных трудов. Несмотря на это, очень многое из "арсенала" этого стиля вошло в культурный обиход, в том числе, бесспорно, и замечательный афоризм, ставший заглавием пьесы.

Проблема неравенства общественного положения любящих людей является ключевым моментом интриги в комедии Лопе де Вега "Собака на сене", которая является одним из лучших произведений великого драматурга.

Сюжет комедии достаточно прост. Графиня Диана де Вельфлор, женщина из знатного и богатого рода, влюбляется в своего секретаря (а по сути слугу) Теодоро. Дворянская честь и гордость, чувство принадлежности к определенному сословию и любовь борются в Диане, и это противостояние выступает основной темой комедии и вместе с тем толчком для развития действия произведения.

В пьесе мы можем видеть очень тонко проработанный с психологической точки зрения образ Дианы де Вельфлор. Как получилось так, что она влюбляется в своего секретаря? Ответ прост, это чувство возникает в графине из ревности, когда Диана узнает, что Теодоро посмел обратить свое внимание на другую женщину. И это при том-то, что есть она, Диана, признанная всеми красавица! Тут же автор дает понять, что, возможно, Диана и прежде испытывала чувства к своему слуге, несомненно, обаятельному, красивому и умному человеку. Но только его роман с Марселой открыл ей (и читателям) глаза и позволил осознать свое чувство.

Но несмотря на все это, сначала сложившаяся ситуация для Дианы представляется чем-то несерьезным, забавой, еще одной игрой, чтобы развлечься. Для нее это просто очередной случай, позволяющий убедиться в силе своего женского обаяния.

Проходит какое-то время, Диана успевает поближе узнать своего секретаря. Приглядевшись к Теодоро, а заодно и сравнив его со своими ухажерами из знатных родов, которые не отличались особым умом и находчивостью, Диана понимает всю глубину своего чувства к своему слуге.

Но вся беда в том, что на пути у любви встает непреодолимая преграда. Дворянская честь не позволяет графине де Вельфлор любить безродного юношу, этот запрет на чувство уже готов обернуть шутку в трагедию. Диана превращается в "собаку на сене": с одной стороны, она не может позволить себе быть с Теодоро, с другой – не желает отдавать его Марселе.

Я сам не знаю, сил нет больше!

Она меня то обожает,

То вдруг возненавидит злобно,

Не отдает меня Марселе

И не берет сама. Как только

Я отвернусь, она сей час же

Бежит ко мне и в сети ловит.

Вот уж, по истине, собака

На сене. Просто невозможно!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Сама не ест и есть мешает.

Ни в стороне, не посередке.

("Собака на сене" явление второе действие XXXI.)

Графиня Диана де Вельфлор – женщина гордая, она страдает, и это страдание толкает ее на необдуманные поступки. В конце концов, случается так, что Диана компрометирует себя. Диана в сердцах проклинает свою дворянскую честь, не позволяющую ей следовать за своим сердцем:

Будь проклята, людская честь,

Нелепый вымысел, губящий

То, что сердцам всего дороже!

Кто выдумал тебя?

("Собака на сене" действие третье, явление VII).

Однако здесь, говоря "людскую честь", Диана, вряд ли отдает себе отчет в том, что, речь идет не о настоящей чести. Скорее, она имеет в виду ту самую сословную честь, честь аристократии, не имеющую ничего общего с душой человека, его личностными качествами. Это подобие чести на самом деле является "нелепым вымыслом".

Истинную же честь, достоинство и благородство проявляет безродный слуга Теодоро. Именно он разоблачает подлый план Тристана, и тем самым не дает построить счастье на обмане. Эта истинная честь и заставляет Теодоро, уже будучи официально признанным сыном графа Лудовико, просить у Дианы разрешения уехать, даже несмотря на то, что он любит Диану и она отвечает ему взаимностью.

Не оскорбив в моей сеньоре

Любовь, и кровь, и совершенства.

("Собака на сене" действие третье, явление XXVI)

Именно посредством образа Теодоро Лопе де Вега раскрывает в комедии истинное представление о человеческой чести.

В Теодоро, юноше безродном, но отважном, несомненно, умном, гордом и красивом, в котором живет "к наукам рвенье", автор воплощает новый идеал человека эпохи Возрождения. Это типичный для того времени герой. Образы, подобные Теодоро, не раз возникали в творчестве многих писателей – гуманистов, таких как Бокаччо или Сервантес. Но именно в комедиях Лопе де Вега этот образ героя эпохи Ренессанса был перенесен на сцену театра.

Для усиления духа пьесы, его реалистического звучания и демократизма, драматург водит ряд второстепенных персонажей, наиболее значительным из которых выступает Тристан. Тристан – это слуга Теодора, или, как он сам говорит о себе "рукоятка этой шпаги". И действительно, порой Тристан является той самой рукой, которая направляет действия героя в лице Теодоро.

Конечно, Лопе де Вега не был первым в мире, кто привнес в драматургию комичный образ слуги, который исподволь направляет развитие интриги в нужную сторону. Но именно у Лопе де Вега мы видим этого слугу по-настоящему живым, этот, казалось бы, второстепенный персонаж настолько ярок, он обладает таким блистательным умом, ловкостью и находчивостью, что все те, кто был до него или будут потом, останутся лишь бледной тенью по сравнению с Тристаном.

Откуда взялся такой красочный образ слуги-грасьозо? Очевидно, что при создании его Лопе де Вега обратился к традиционному фарсовому театру, что имел обыкновение раньше устраивать представления на площадях. Вобрав в себя народные черты, “слуги” Лопе де Вега стали не просто комическими персонажами, он наделил их искрометной иронией и умом. Все происходящее они воспринимают с точки зрения народа, его здравого смысла, шуток, пословиц и анекдотов, и тем самым “спускают на землю” зачастую нелепые порывы своих господ, которые слишком поддались чувствам, и перестали воспринимать действительность такой, какая она есть. Подобным образом, например, поступает и небезызвестный Санчо Панса. Но следует заметить, что порой именно эти комические слуги играют решающую роль в жизни героев, помогая им найти свое счастье. Так произошло и в случае с Тристаном.

Если сравнивать эту комедию с “Фуэнте Овехуаной”, то можно заметить, что демократическое начало, которое победило в “Фуэнте”, предстает здесь в несколько ином свете, являясь чем-то более личным, узким, действующим на более бытовом плане.

Так в комедию эпохи Возрождения, торжествуя, приходит новая, ранее не виданная мораль, а вместе с ней и новый герой.

Особое место в “комедиях плаща и шпаги” Лопе де Вега уделяет внутреннему миру человека, богатству и широте человеческой души. Он не устает прославлять великую силу настоящей любви. Драматург говорит о том, что если на пути любви встанут предрассудки, то молодые люди должны всеми силами бороться за свою любовь, таково их право.

Велика заслуга Лопе де Вега и в том, что он создал огромную, чрезвычайно богатую коллекцию художественных образов. Образы Лопе де Вега обладают поразительной яркостью, они и поныне, несмотря на то, что прошло очень много времени, остаются живыми, и надолго остаются в памяти людей.

Лопе де Вега верил в человека, в народ, в его будущее. И эта вера жила в его произведениях. Таким и вошло творчество великого драматурга в золотой фонд мировой культуры.

Читайте также: