Локальные акты как источники права социального обеспечения кратко

Обновлено: 08.07.2024

В соответствии со статьей 72 Конституции РФ правовое регулирование в сфере социального обеспечения отнесено к совместной компетенции Федерации и субъектов. Реализация данного конституционного положения осуществляется путем принятия законов, подзаконных и иных нормативных правовых актов как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Такой прием правового регулирования общественных отношений в теории права социального обеспечения раскрывается как сочетание централизованного регулирования с региональным регулированием.

Законы субъектов Федерации регулируют наиболее важные для того или иного региона общественные отношения. Государственные органы субъектов Федерации ближе всего стоят к специфическим нуждам населения. Подчас именно они могут наиболее точно выбрать средства, которые неотложны и необходимы для защиты прав населения, в том числе и в социальном обеспечении.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ существенно расширен объем компетенции субъектов в данной сфере, поскольку им с 1 января 2005 г. переданы полномочия по самостоятельному правовому регулированию целого ряда общественных отношений по социальному обеспечению. Реализация этих полномочий дает мощный импульс для правотворчества субъекта Федерации в сфере социального обеспечения, в связи с чем региональный компонент приобретает все большее значение в программах социальной защиты населения.

На сегодняшний день динамика правового регулирования в социальной сфере свидетельствует о формировании обширного массива законодательных актов субъектов федерации. В данных источниках как правило установлены меры социальной поддержки различных категорий граждан: детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; ветеранов труда; лиц, работавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; малоимущих граждан; участников вооруженных конфликтов; родителей военнослужащих, погибших при прохождении военной службы по призыву; граждан получающих пенсию; приемных семей; граждан, страдающих отдельными видами заболеваний; а также иных категорий граждан.[68]

С учетом общего законодательного принципа субъекты Российской Федерации в своих законах и подзаконных актах не могут сокращать объем и уровень прав, предоставленных федеральным законодательством, напротив они вправе расширять их перечень и объем.

Анализ регионального законотворчества позволяет сделать определенные выводы. Прослеживается тенденция расширения полномочий субъектов РФ по правовому регулированию отношений в сфере социального обеспечения. Концептуально меняется подход к гарантированности основных социальных прав граждан, суть которого заключается в отказе государства от гарантированности всему населению России определенного социального стандарта этих прав. До монетизации льгот субъекты РФ могли повышать социальные выплаты на уровне региона дополнительно к федеральным при наличии экономических возможностей. В настоящее время объем, содержание отдельных видов социального обеспечения формируется только на региональном уровне и зависит от его финансового положения.

Незначительная финансовая обеспеченность расходных обязательств субъектов РФ приводит к большим диспропорциям в уровне социального обеспечения населения регионов-доноров и дотационных. Степень социальной защищенности человека стала определяться местом его жительства. В законодательстве субъектов РФ прослеживается необоснованная попытка подмены комплексной системы социального обеспечения адресной помощью.

Общественные отношения в сфере социального обеспечения по своей экономической природе являются распределительными и гарантируются соответствующими финансовыми средствами государства. Представляется, что создание прогрессивной, эффективной, отвечающей международным стандартам системы социальной защиты человека должно гарантироваться, прежде всего, государством за счет федеральных источников, а при передаче полномочий на иной уровень (субъекта РФ, муниципалитета) с обязательным выделением соответствующих средств на их реализацию.

- Муниципальные нормативные правовые акты также являются источниками права социального обеспечения. Обязанность участво­вать в регулировании социального обеспечения для муниципальных образований установлена рядом федеральных законов. В основном такие муниципальные акты посвящены отдельным доплатам к пенсиям, пособиям (например, детским), социальному обслуживанию граждан, льготному транспортному обслу­живанию, реабилитации инвалидов и т. д.

Следует упомянуть о крайне тяжелой ситуации с финансирова­нием социального обеспечения на местном уровне. Именно данное звено бюджетной системы России является самым слабым и мало­обеспеченным ресурсами.

Локальные акты как источники права социального обеспечения приобретают важное значение на современном этапе, когда форми­руется рыночная экономика. Они существенно повышают уровень социальной защиты граждан на уровне каждой конкретной органи­зации, поскольку предусматривают дополнительные меры социаль­ной поддержки работающих граждан, членов их семей, а также уже бывших работников. Для наиболее полного ознакомления с этим вопросом следует изучить примеры коллективно-договорного регу­лирования предоставления денежных выплат, услуг по социальному обеспечению.

Основным локальным актом является коллективный договор – правовой акт, регулирующий со­циально-трудовые отношения в организации или у индивидуально­го предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

В соответствии с коллективным договором для обеспечения социальной защищенности работников и членов их семей работодатель обязуется:

Выплачивать работникам компенсацию стоимости приобретенных санаторно-курортных, туристических и других путевок, в том числе на членов их семьи.

Стаж работы Размер пособия работникам, которым установлена повременно-премиальная система оплаты труда (количество средних заработков) Размер пособия работникам, которым установлена повременно-индивидуальная система оплаты труда (количество средних заработков)
от 5 до 10 лет (включительно)
свыше 10 до 15 лет (включительно)
свыше 15 до 20 лет (включительно)
свыше 20 лет

В целях возмещения вреда работникам, получившим профессиональное заболевание или пострадавшим в результате несчастного случая на производстве, выплачивать единовременную компенсационнуювыплату в следующих размерах:

– при установлении инвалидности:

I группы – 10 годовых заработков;

II группы – 5 годовых заработков;

III группы – 1 годовой заработок;

– при смертельном исходе – 10 годовых заработков лицам, являющимся наследниками по завещанию и (или) по закону;

– при установлении инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности – 1 годовой заработок;

– при временной утрате трудоспособности более четырех месяцев подряд – 0,5 годового заработка.

Право на получение единовременной компенсационной выплаты сохраняется в течение года со дня наступления профессионального заболевания или несчастного случая на производстве. Единовременная компенсационная выплата выплачивается работодателем в денежной форме не позднее двух месяцев со дня обращения пострадавшего от несчастного случая. В случае смерти работника единовременная компенсационная выплата выплачивается лицам, являющимся наследниками по завещанию и (или) по закону, на основании их письменных заявлений.

Осуществлять оплату лечения заболеваний, протезирования и других видов медицинской и социальной помощи работникам, пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве, по заключению органов здравоохранения, в случае, если работники не застрахованы работодателем по договорам добровольного медицинского страхования.

Сохранять членам семьи работников, погибших в результате несчастных случаев на производстве, право на участие в корпоративной программе жилищного обеспечения, а также возможность получать медицинское обеспечение, в порядке установленном локальными нормативными актами, а их детям пользоваться дошкольными и школьными образовательными учреждениями и организациями отдыха детей и их оздоровления на равных условиях с работниками.

Оказывать материальную помощь работникам в случае смерти супруга (супруги), детей и родителей работника в размере 4 тарифных ставок.

В случае если в Обществе работают несколько членов семьи, имеющих право на материальную помощь в связи со смертью члена семьи, то указанная льгота предоставляется одному из них.

В случае смерти работников одному из членов семьи умершего работника:

- оказывать материальную помощь в размере 10 тарифных ставок;

- компенсировать расходы на услуги по погребениюумершего работника в размерах, не превышающих 10 тарифных ставок;

- возмещать расходы на перевозку умершего работника к месту захоронения, расположенному в другой местности в пределах Российской Федерации.

Предоставлять работникам дополнительный отпуск с сохранением среднего заработка в случае смерти членов семьи работника (супруга (супруги), детей и родителей работника) – до 3 календарных дней, а в случае, если работник выезжает к месту захоронения на дальние расстояния – до 9 календарных дней.

Отпуск предоставляется в календарных днях, не подлежит замене денежной компенсацией и разделению на части.

Льготу предоставлять не позднее 3-х дней со дня смерти.

Обеспечивать работников комплексом медицинских мероприятий, направленных на оздоровление, профилактику заболеваемости, охрану и восстановление здоровья работников, продление их профессионального долголетия, в том числе по договорам добровольного медицинского страхования, заключаемым работодателем со страховыми компаниями.

Направление работников в установленном порядке на санаторно-курортное и реабилитационно-восстановительное лечение проводится при наличии медицинских показаний и медицинского заключения.

Осуществлять медицинское обеспечение, санаторно-курортное и восстановительное лечение членов семей работников и членов семей профсоюзных работников.

Однако следует признать, что коллективные договоры, за исключением, пожалуй, коллективных договоров сырьевых, энергетиче­ских и транспортных компаний, содержат мало норм социального обеспечения в силу низкого уровня развития экономики страны.

Наряду с нормативными правовыми актами законодательной, исполни тельной властей, органов местного самоуправления в системе источников права социального обеспечения широкое распространение получило социально-партнерское регулирование дополнительных мер социальной защиты работников и членов их семей.

Система социального партнерства располагает возможностями создания многоуровневой защиты человека от социальных рисков. В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 годы как правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовыхотношений, предусматривает в числе приоритетных целей повышение качества жизни работников и их семей, стороны принимают на себя обязательство содействовать законодательному оформлению минимальных государственных социальных стандартов. В нем нашли отражение крайне актуальные проблемы права социального обеспечения по всем видам социального обеспечения, ориентиры совершенствования правового регулирования в данной сфере определены верно. Что настораживает в соглашении – декларативность отдельных положений, только частичное выполнение предыдущих обязательств, воспроизведение их из года в год в новых соглашениях. Это свидетельствует о том, что эффективность механизма реализации социального партнерства, ответственность сторон недостаточна, требуется конкретизация.

Анализ иных видов соглашений показывает, что в отличие от Генерального (программного) они содержат более конкретные виды социальной помощи. Изучение актов социального партнерства позволяет сделать определенные выводы: данные источники права социального обеспечения дополняют централизованное, региональное и муниципальное регулирование социально-обеспечительных отношений, в них особым приемом, способом расширяются возможности защиты человека, находящегося в затруднительной жизненной ситуации, перечень выплат, услуг, круг лиц, как правило, совпадает в соглашениях, а размеры, условия предоставления разнятся в зависимости от отраслевой принадлежности, чем успешнее развивается отрасль, тем выше материальная помощь[69].

В целом соглашения, коллективные договоры, по сути, выявляют самые узкие места в социальной поддержке работника и членов его семьи, там где государство не справляется с созданием условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, возникает острая востребованность развития социально-партнерских отношений. При этом уровень дополнительной корпоративной социальной защиты зависит от финансово-экономической ситуации в организации, отрасли, регионе. Во многих соглашениях и коллективных договорах закрепляется, что льготы и гарантии предоставляются только при наличии финансовых ресурсов. Практика показывает, особенно в кризисных ситуациях, что степень гарантированности реализации принятых обязательств по соглашениям, колдоговорам недостаточна, поскольку отсутствуют стабильные источники выплат, персональная ответственность исполнителей.

Изучение разных видов, уровней источников права социального обеспечения позволяет сделать вывод о необходимости проведения кодификации в данной сфере. Масштабное и динамичное развитие законодательства в России придает особую актуальность его систематизации.

В юридической литературе кодификация традиционно рассматривается в широком смысле как деятельность по систематизации и коренной переработке действующего законодательства путем разработки и принятия нового нормативного правового акта. В кодифицированном акте, как правило, формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы отрасли права. В процессе кодификации критически переосмысливаются действующие нормы, устраняются противоречия и несогласованность между ними. Кодифицированный акт обычно возглавляет систему взаимосвязанных нормативных актов, образующих определенную отрасль, подотрасль или институт законодательства, обеспечивает более четкое построение системы нормативных предписаний, удобство их использования.

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие источников права социального обеспечения.

2. По каким основаниям можно классифицировать источники права социального обеспечения?

4. В каких статьях Конституции РФ закреплен правовой статус граж­дан в сфере социального обеспечения?

5. Назовите виды источников права социального обеспечения.

6. Какими актами регулируется пенсионное обеспечение в РФ? Каковы их принципиальные положения?

7. Какие акты регулируют обеспечение граждан пособиями и компенсационными выплатами?

8. Какое значение имеет региональное законодательство в области соци­ального обеспечения?

9. В чем проявляются единство и дифференциация источников права социального обеспечения?

10. Покажите значение на современном этапе социально-партнерских соглашений как источников права социального обеспечения.

11. В чем специфика муниципальных актов?

12. Какова роль локальных актов как источников права социального обеспечения?

Локальные акты как источники права социального обеспечения приобретают важное значение на современном этапе, когда формируется рыночная экономика. Они существенно повышают уровень социальной защиты граждан на уровне каждой конкретной организации, поскольку предусматривают дополнительные меры социальной поддержки работающих граждан, членов их семей, а также уже бывших работников.

Необходимо учесть, что зачастую работодатель принимает в соответствии со ст. 8 ТК РФ локальные акты недоговорного характера. Однако и в них могут содержаться нормы социального обеспечения. Основным локальным актом является в данной сфере все - таки коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально - трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). В России действуют более 200 тыс. коллективных договоров. Например, Генеральный коллективный договор ОАО "Газпром" и его дочерних обществ на 2004 - 2006 годы, утвержденный конференцией работников ОАО "Газпром" и его дочерних обществ 21 ноября 2003 г. По заявлению работников данного холдинга может оказываться дополнительная материальная помощь в размере не ниже 2-х минимальных тарифных ставок многодетным семьям; работающим ветеранам Великой Отечественной войны, бывшим воинам - интернационалистам, а также бывшим воинам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайных ситуаций и при вооруженных конфликтах; лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненным к ним лицам, имеющим удостоверение установленного образца. В случае смерти работника оказывается (по заявлению) материальная помощь в размере десятикратной минимальной тарифной ставки одному из членов его семьи, оплачиваются расходы на погребение и перевозку умерших работников к месту захоронения по фактическим затратам. В целях компенсации расходов на лечение и другие виды медицинской и социальной помощи работникам, пострадавшим от несчастных случаев или получивших профессиональное заболевание в связи с выполнением своих трудовых обязанностей, кроме страховых выплат, осуществляемых Фондом социального страхования РФ, выплачивается дополнительное единовременное пособие.

Работники, члены их семей и неработающие пенсионеры ОАО "Газпром" обеспечиваются санитарно - курортным лечением и реабилитацией и санаториях, профилакториях, других медицинских учреждениях. Проводится комплекс медицинских мероприятий, направленных на охрану и восстановление здоровья работников. Производится компенсация расходов работникам на содержание детей в оздоровительных лагерях в размере 95 % от стоимости путевок. В праве социального обеспечения увеличивается роль региональных и отраслевых и иных социально - партнерских соглашений. Их количество давно превысило 5 тыс. Например, Отраслевое соглашение по атомной энергетике, промышленности и науке на 2005 - 2007 годы (18 января 2005 г.) обязывает работодателя осуществлять санаторно - курортное лечение работников, исходя из следующих нормативов обеспечения путевками для работающих во вредных и опасных условиях труда, и в нормальных условиях. Установлена и обязанность работодателей данных отраслей выплачивать единовременное пособие работникам, пострадавшим в результате несчастного случая на производстве по вине работодателя. При увольнение работников в связи уходом на пенсию впервые работодатель должен выплачивать им единовременное пособие и (или) устанавливать дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение. Размер выплат определяется исходя из стажа работы, уровня заработной платы работника.

Общая характеристика источников права социального обеспечения

Право социального обеспечения характеризуется довольно сложной системой юридических источников. Современное законодательство о социальном обеспечении представляет собой огромное количество нормативных актов, которые до настоящего времени не систематизированы. Поэтому многие исследователи полагают, что необходима кодификация законодательства в сфере социального обеспечения, и предлагают проекты кодекса 1 Мачульская Е.Е Право социального обеспечения. Перспективы развития. М., 2000. С. 123-142; Лисицина В.Н. Об основных направлениях кодификации законодательства в сфере социального обеспечения // Трудовое право. 2003. № 10. С. 22, 23. .

Законодательство в области социального обеспечения динамично обновляется, что обусловлено объективными причинами: инфляционные процессы вызывают увеличение размеров пенсий и пособий, изменение порядка их назначения и определения размеров; демографический спад диктует необходимость стимулирования рождаемости (в том числе путем увеличения видов и размеров пособий гражданам, имеющим детей), рост заболеваемости среди населения Российской Федерации требует обеспечения эффективных форм оказания медицинской помощи и лечения, проведения диспансеризации для выявления и предупреждения заболеваний.

Разнообразие источников права социального обеспечения предопределяет возможность охарактеризовать только основополагающие акты в области социального обеспечения, подразделив их на группы.

Международные акты ООН, МОТ, международные договоры Российской Федерации составляют первую группу источников права социального обеспечения. Большое значение в этой группе источников имеет Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, ратифицированный Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Этот международный договор вслед за Всеобщей декларацией прав человека провозгласил право на социальное обеспечение и право каждого на достаточный уровень жизни для него и его семьи.

Конвенции Международной организации труда (МОТ) по вопросам социального обеспечения являются юридическими документами, имеющими силу международного договора. Конвенция приобретает юридическую силу на территории государства - члена МОТ с момента ее ратификации высших органов власти соответствующего государства.

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Конституция Российской Федерации закрепляет правовой статус граждан в сфере социального обеспечения, наделяя их правами на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потерн кормильца, для воспитания детей (ст. 39), на защиту материнства и детства (ст. 38), на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41).

Кодифицированным источником права социального обеспечения являются Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Основы закрепляют право на охрану здоровья для различных категорий граждан, регламентируют виды медико-социальной помощи, предоставляемые гражданам.

Третью группу источников права социального обеспечения составляют подзаконные нормативные правовые акты.

Локальные нормативные правовые акты представляют собой пятую группу источников права социального обеспечения. Нормативные акты, регламентирующие дополнительные виды социального обеспечения, финансируемые из собственных средств, могут приниматься администрацией предприятия (приказ), а также утверждаться соглашением администрации и трудового коллектива (коллективный договор).

В зависимости от органов, принимающих НПА, источники ПСО можно классифицировать на:

· акты, принимаемые органами государственной власти,

· акты, принимаемые органами МСУ (местное самоуправление),

· акты, принимаемые субъектами социально-партнерских соглашений.

Социально-партнерские соглашения заключаются на различных уровнях (федеральном, региональном, территориальном) и в каждом из них (генеральном, отраслевом (межотраслевом), территориальном, профессиональном соглашении), могут содержаться положения нормативного характера по вопросам социального обеспечения.

Особый вид таких актов — коллективные договоры — это локальные акты, принимаемые на уровне организаций и содержащие нормативные условия по вопросам социальной защиты их работников.

Локальные акты как источники ПСО приобретают важное значение на современном этапе, когда формируется рыночная экономика. Они существенно повышают уровень социальной защиты граждан на уровне каждой конкретной организа­ции, поскольку предусматривают дополнительные меры социальной поддержки работающих граждан, членов их семей, а также уже бывших работников. Для наиболее полного изучения этого вопроса следует изучить примеры коллективно-договорного регулирования предоставления благ по социальному обеспечению. Следует учесть, что зачастую работодатель принимает в соответствии со статьей 8 ТК РФ локальные акты недоговорного характера, то есть единолично. Однако и в них могут содержаться нормы социального обеспечения.

10. Социальная защита: понятие, основные направления, формы.

Клепихов считает – социальная защита, это система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная государством и реализуемая им и органами местного самоуправления для обеспечения конституционного права человека и народа на достойную жизнь. Т.е. их благосостояние на уровне экономических и культурных стандартов, закрепленных в международных правовых актах, к которым присоединилась РФ.

Виды социальной защиты

Государственные формы:

· Пенсионное обеспечение (Пенсия)

· Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг

· Меры социальной поддержки

Негосударственные формы:

· Добровольное социальное страхование

· Частные системы здравоохранения и др.

Социальная защита включает три основных формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

11. Социальное обеспечение: понятие и его роль в социальной политике государства.

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Роль и место социального обеспечения в жизни общества обусловливается тем, какие функции оно выполняет, какие основные проблемы общества позволяет решить. Это обстоятельство отмечает большинство учёных, причем каких-либо существенных разногласий во взглядах специалистов по поводу количества функций социального обеспечения и их содержания не существует.

Из функций социального обеспечения следует выделить:

Одной из важнейших функций социального обеспечения является экономическая функция. Она заключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, а также оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Защитная функция социального обеспечения предполагает как экономические меры со стороны субъектов социального обеспечения, так и правовые. Защитная функция социального обеспечения реализуется отраслями, имеющими как публичный, так и частный характер. Право социального обеспечения относится к числу публичных отраслей.

В социальном обеспечении имеют место два разных защитных явления:

1) охрана социальных прав

2) защита социальных прав.

При этом охрана социальных прав - это совокупность различных взаимосвязанных между собой мер, осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями, и направленных на предупреждение нарушений социальных прав человека либо устранение препятствий, не являющихся правонарушениями, на пути осуществления его прав. Под защитой же понимается принудительный в отношении обязанного лица законный способ восстановления нарушенного права человека либо самим управомоченным лицом, либо компетентными органами.

Социально-реабилитационная функция ставит своей главной задачей восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения путём предоставления им различных видов материального обеспечения и социальных услуг, для того чтобы избежать обнищания и поддерживать достойный уровня жизни, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Политическая функция социального обеспечения помогает поддерживать стабильность в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоёв населения. Она позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе.

Итак, соц. обеспечение осуществляет различные функции, воздействует на общественные отношения в различных направлениях и с помощью разного рода экономических, политических и юридических средств, выполняя тем самым своё предназначение – создание человеку достойных его условий существования.

12. Обязательное социальное страхование: понятие, стороны, виды, правовое регулирование.

Читайте также: