Логоритмика что это такое консультация для родителей в доу

Обновлено: 02.07.2024

С каждым годом речевая активность детей снижается, в связи с этим возникла необходимость в стимулировании речевого развития дошкольников с помощью "Логоритмики". Для ознакомления родителей с данной технологией речевого развития была составлена консультация "Логоритмика - что это такое?"

Оценить 224 0

Логоритмика – что это такое?

Люди давно заметили, что движение имеет целебный эффект. Устал – пройдись по парку! Подводят нервы – побегай! Нет сил – сделай зарядку! А если движение сопровождается речью или пением – эффект будет усилен во много раз. Чем логоритмика полезна для детей?

Занятия эти очень полезны для физического, интеллектуального, речевого и эмоционального развития малыша. Развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.

С помощью занятий по логоритмике можно успокоить слишком активного ребёнка или подбодрить медлительного. Использовать логоритмические игры и упражнения для развития ребёнка можно хоть с самого рождения! Спросите как?

- Вы можете ритмично шагать с малышом по комнате и декламировать (ритмично выразительно рассказывать) стихи – так вы практически проводите логоритмическое занятие!

Например топать в такт словам:

Ходят по дорожке, зеленые сапожки,

Это не сапожки — Катенькины ножки!

Ходят по дорожке, красные сапожки,

Это не сапожки — Сашенькины ножки!

Поете на ночь колыбельную и ритмично покачиваете ребёнка на руках – и это логоритмика!

Помогайте крохе, если самостоятельно он этого сделать не может. Возьмите на ручки и исполните песенку-танец, отхлопайте ладошкой ребенка несложный ритм или отстучите его на клавишах металлофона:

Кап-кап! Кто там?

Кап-кап! Что там?

Это дождик вышел

Погулять по крыше!

В качестве логоритмики для малышей можно проводить любые игры, сочетающие в себе:

Пение и ходьбу в разных направлениях.

Пение и упражнения для развития общей моторики.

Проговаривание (пение) и пальчиковые игры.

Игры с музыкальными инструментами, пение и танцы.

Упражнения на развитие творческой инициативы (в эту группу входят все игры-театрализации, игры со звукоподражанием).

Еду, еду к бабе, к деду.

На лошадке в красной шапке…

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать!

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки!

Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, вот так, топни ножкой,
Вот так, вот так, топни ножкой
(родитель показывает, как топать, ребенок повторяет).

Заинька, хлоп в ладоши,
Серенький, хлоп в ладоши,
Вот так, вот так, бей в ладоши,
Вот так, вот так, бей в ладоши

(родитель и ребенок вместе хлопают).

Любимый детками музыкальный инструмент барабан превратит любое занятие в логоритмическое! Подойдет все, что может издавать глухой звук – ведёрко из под майонеза, коробка из под обуви или ведро. Вместо барабанных палочек можно дать ребёнку ложки – и вперед!

Трам-пам-пам, трам-пам-пам!

Мы стучим в барабан.

Не стоит требовать от ребёнка - “Скажи” и “Повтори”, если он этого не хочет. Если малыш не отвечает на Ваши вопросы, не давите на него!

С детьми нужно играть! Так если во время игры озвучивать свои действия: “Вот поехал паровоз, нашу доченьку повёз! Чу-чу-чууу! Прокачу!” можно достичь гораздо больших результатов. Если слова простые, ребёнку легче их повторить! Ваши эмоции и искренняя заинтересованность игрой помогут малышу расслабиться, включиться в игру и тоже начать сопровождать игру словами!

Постарайтесь реально оценить возможности ребёнка, понять, что ему нравится, и отталкиваться уже от его интересов. Вы поможете малышу и его будущему, если прочитаете ту книгу, которую сделали вместе с ним САМИ, СВОИМИ РУКАМИ.

Чаще обнимайте его (её), танцуйте вместе, держитесь за руки - это помогает деткам развиваться, создаёт чувство комфорта и защищённости.

Логоритмика для детей – это игровой метод работы с малышами, при котором используются музыкальные, двигательные и словесные элементы. Конечно, подобные коррекционные занятия проводятся специалистами в детском саду, но родителям не стоит перекладывать всю ответственность на логопедов – важно заниматься дома, чтобы закрепить результат. Тем более что игровая форма интересна малышам.

Зачем это надо?

Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. Задача логоритмики – сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев.

Для кого?

Логоритмика в первую очередь полезна детям:

• с заиканием или с наследственной предрасположенностью к нему;

• с чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью;

• с недостаточно развитой моторикой и координацией движений;

• с дизартрией, задержками развития речи, нарушениями произношения отдельных звуков;

• часто болеющим и ослабленным;

• находящимся в периоде интенсивного формирования речи (в среднем это возраст от 2,5 до 4 лет).

На зарядку становись!

Отличительной особенностью ритмики, в том числе и логопедической, является абсолютная простота: все существующие задания без проблем может выполнить человек, не имеющий никакой специальной подготовки.

1. Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет. Специально заучивать речевой материал не надо: пусть все происходит постепенно – от занятия к занятию. На первых порах текст читает только взрослый, побуждая малыша к повторению. Постепенно к чтению подключается и ребенок: когда карапуз будет в состоянии повторить все фразы в правильном ритме и без ошибок, можно отдать бразды правления в его руки.

2. Заниматься логоритмикой нужно всего пару раз в неделю и делать это лучше во 2-ой половине дня. Быстрого эффекта не ждите: о результатах можно будет судить минимум через полгода (а то и год).

Важно! Заикающимся детям нужно заниматься 3-4 раза в неделю.

3. Ребенку должно быть интересно и весело. Во время занятий можно и нужно использовать картинки, игрушки, яркую одежду или карнавальные костюмы (если они не мешают двигаться) – словом, любые предметы, которые доставляют малышу радость!

4. Упражнения нужно многократно повторять (из занятия в занятие) – до тех пор, пока они не будут выполнены на отлично. Если освоить то или иное задание не удается, откажитесь от него на некоторое время, но потом обязательно вернитесь обратно.

6. Занятия нужно подстраивать под ребенка: если что-то не получается, упростите задание или разбейте урок на несколько совсем коротких частей. Заметили, что у малыша трудности с мелкой моторикой и звуками, – смело увеличивайте количество соответствующих упражнений. Не бойтесь экспериментировать: главное – соблюдать единство музыки, движения и речи, а в остальном – простор фантазии не ограничен.

7. Не расстраивайтесь и не сердитесь, если у малыша что-то не получается. Почувствовав ваше недовольство, он может замкнуться и отказаться от упражнения. Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если вы сами уже отчаялись поверить в то, что ребенок когда-нибудь с ним справится.

От 0 до 2,5 года

Начинать заниматься логоритмикой можно прямо с пеленок, правда, до 2 лет упражнения будут носить пассивный характер. Просто читайте малышу стишок или потешку, одновременно отхлопывая ладонями ритм. Затем помогите ребенку выполнить необходимые движения: поднять и опустить руки, услышав определенные слова, похлопать ручками в такт стихам или музыке. То же самое можно проделывать и с песнями.

От 2,5 до 4 лет

В этом возрасте дети совершенствуют двигательные навыки, учатся говорить и общаться – именно этим и нужно заниматься на уроках логоритмики.

Важно! Если ребенок еще не говорит предложениями, разрешите ему повторять только последние слова фразы или просто окончания слов.

Логоритмика как средство преодоления речевых нарушений у детей дошкольников Логоритмика – это система движений в сочетании с музыкой и словом. Европа, начало 20 века – появление системы “ритмического воспитания”,.

Логоритмика как средство коррекции речи дошкольников Люди давно заметили, что движение помогает в оздоровлении организма людей. Если ты устал на работе – соверши прогулку по парку, скверу или.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Городского округа Балашиха

Консультация для родителей

Инструктор по физической культуре

Городской округ Балашиха

Московской области, 2018 год

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.

Логоритмика - это такая форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении высказывания можно использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений как логопедическая ритмика.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно-голосовая зарядка с движением, упражнения на расслабление, пение гласных звуков с движением и т.д.) приучает детей к оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.

Логопедическая ритмика включает в себя:

ходьбу в разных направлениях;

упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;

речевые упражнения без музыкального сопровождения;

упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

упражнения на развитие мелкой моторики.

Начинать занятия можно с простых заданий: показать, как дует ветер, как взлетает самолет, как капают капли дождя, проиллюстрировать движениями и звукоподражаниями знакомое стихотворение.

Позже, когда у дошкольника уже сформируется определенный речевой опыт, а в его копилке будет несколько выученных стихотворений и песен, можно использовать их или разучить новые, сопровождая их пальчиковой гимнастикой или соответствующими движениями рук, ног, головы, туловища. Если заниматься логоритмикой в системе , постепенно усложняя задания и не пренебрегая рекомендациями педагогов детского сада, можно добиться заметных успехов в развитии правильного звукопроизношения, выразительности речи и двигательных навыков.

Характерной особенностью методики Железновых является игровая форма подачи материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает уроки музыки с малышами в весёлую обучающую игру. Методика доступна для родителей без музыкального образования, она проста и эффективна.

Аудиопособие направлено на развитие общей моторики и фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Оно состоит из 2-х разделов:

Первый раздел пособия - музыкально-игровые упражнения для развития крупной моторики, ритма и внимания у детей 2-5 лет.

Второй раздел пособия - логопедические стишки и песенки для детей 3-6 лет.

Игровые задания, красивая и весёлая музыка позволяют проводить развивающие и лечебно-профилактические занятия с малышами в весёлой, занимательной форме.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения.

Котенок-шалун

Котенок мамочку зовет: Дети ритмично соединяют од-

Мяу-мяу, мяу-мяу. ноименные пальцы обеих рук.
Он не напился молока: Скрещивают пальцы рук, рит-

Мало-мало, мало-мало. мично опускают и поднимают

пальцы.
Покормит мама молочком: Ритмично поглаживают ладо-

— Мур-мур-мур, мур-мур-мур. нью одной руки тыльную сто-

рону другой.

Свернется маленьким клубком: Ритмично потирают кулачок о

— Ур-ур-ур, ур-ур-ур. кулачок.

Потом с клубочком поиграет. Ритмично сжимают и разжи-
Цап-цап-цап, цап-цап-цап. мают пальцы рук.

И нитку быстро размотает. Делают ритмичные круговые

Ап-ап-ап, ап-ап-ап. движения указательных паль-

цев вокруг друг друга.

Би-би-би — Дети ритмично постукивают

Гудит машина. кулачком одной руки о ладонь

Тук-тук-тук — Ритмично хлопают руками.
Мотор стучит.

— Едем, едем, едем, едем, — Ритмично потопывают ногами.
Он так громко говорит.

Шины трутся о дорогу.

Шу-шу-шу — Потирают ладони.

Быстро крутятся колеса.

Та-та-та — Делают ритмичную «вертуш

Ходят часики — тик-так Дети сгибают руки в локтях

перед собой и ритмично пок ачиваются из стороны в сторо ну (рукистрелки).

И вот так, и вот так.

Громко бьют часы кругом:

— Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Ритмично хлопают руками.
Гирю оттянули вниз.

Скрип-скрип-скрип. Ритмично похлопывают по

Вот так часовой сюрприз! телу сверху вниз.

Гиря вверх опять ползет, Ритмично похлопывают по

Чтобы завести завод. телу снизу вверх.

Чтобы стрелки в путь пошли,

Молоточки есть внутри.

Тук-тук-тук — они стучат. Ритмично постукивают кулач-

Закрутилось до утра.

Ветерок листвой шумит: Дети ритмично потирают ла-

Шу-шу-шу, шу-шу-шу. донь о ладонь.

В трубах громко он гудит:

У-у-у, у-у-у. Ритмично хлопают над голо-

Поднимает пыль столбом. вой.

Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Ритмично топают ногами.

Дует он везде, кругом.

Гом-гом-гом, гом-гом-гом. Ритмично переступа

переступая, повора чиваются вокруг себя.

Может вызвать бурю он.

Страх-страх, страх-страх! Поднимают руки в стороны и

Не удержится и слон. делают вращательные движения.

Ах-ах, ах-ах. Ритмично покачивают головой.

В лес за грибами


За грибами в лес пошли,

Много там грибов нашли.

Встретили косого зайку,

Убежал от нас зазнайка.

Мишка ел в кустах малину

И отдал нам половину.

Дятел тукал — тук да тук.

Раздавался громкий стук.

Вниз головой висит

От солнца насморк у нее.

То от тепла она заплачет,

То платьице ушьет свое.

Придет мороз, и закалеет,

Немного за ночь подрастет,

Окрепнет телом, потолстеет,

Тяжелой станет, упадет.

Рыбка плавала в пруду

Веселый оркестр


Рыбка плавала в пруду, Хвостиком виляла.

Корм глотала на ходу, Ротик открывала.

Лягушонок мимо плыл, Щеки раздувая.

Ножкой дрыгал влево,

вправо, Устали не зная.

Уж шуршал по камышам.

И над всеми в небесах

Птицы звонко пели.

Дружно наш оркестр играет, Все о музыке он знает.

Нежно скрипочка поет, За собой она зовет.

Трубы громко затрубили,

И тарелки в такт забили.

Следом дудочка дудит, (Имитируют игру на дудоч ке.) И струна гитар звенит.

Барабан вступил, как гром,

Всех перекрывает он.

Комплекс упражнений для детей 4-6 лет.

5. Чистоговорка на звук Ц (развитие звукопроизношения)
Цы-цы-цы – в огороде огурцы. (хлопать в ладоши)
Ица-ица-ица – прилетела к нам синица. (делать легкие взмахи кистями рук, имитируя крылья)
Рец-рец-рец – поклевала огурец. (стучать указательным пальцем по коленям)
Цу-цу-цу – всем я дам по огурцу. (ритмично вытягивать руки вперед и затем прижимать к груди)

В жизни хочется всем нам, пожалуй,
Двигаться боковым галопом по кругу,
(в конце куплета остановиться)
Как бы путь ни был крут и далек,
На земле отыскать небывалый
Самый-самый красивый цветок.
(Припев: движения те же)

Вспоминая о радостном чуде, (бежать по кругу, поднимая колени)
Вдаль шагая по мокрой росе,
Тот цветок ищут многие люди,
Но, конечно, находят не все.
(в конце куплета остановиться)
(Припев: движения те же)

Комплекс упражнений для детей 6-8 лет.

3. Чистоговорка Р-Рь (развитие звукопроизношения и мелкой моторики)
Орь-орь-орь – с мамой ты не спорь. (грозить пальцем)
Ор-ор-ор – на, возьми топор. (сжать пальцы в замок, поднимать и опускать руки, ударять ладонями по коленям)
Ра-ра-ра – в лес идти пора.
Ре-ре-ре – выходи на заре. (поднять прямые руки, поворачивать кисти рук из стороны в сторону)

5. Пение (тренировка дыхания, голоса и плавности речи)
Подходит любая (даже взрослая) песня, которая нравится ребенку.

Во время 2 и 3 куплета повторяются движения 1-го куплета.

Используемая литература:

Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М., 2005

Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2004;

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2008.

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2006.

Для развития речи и ее коррекции часто используют логоритмику.

Что же такое логоритмика для детей?

Как надо проводить занятия?

Как подобрать логоритмические упражнения?

В этой статье содержатся ответы на эти и другие вопросы.

Что такое логоритмика

Логоритмикаэто игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок.

Логоритмические занятия включают в себя:

  • ходьбу или марширование под музыку;
  • игры для развития дыхания;
  • упражнения для артикуляции;
  • ритмические задания;
  • речевые упражнения;
  • пальчиковые игры.

Цели и задачи логоритмики

Главная цель логоритмики — развитие речи ребенка и устранение речевых нарушений.

Для этого логоритмические упражнения включают в себя такие задачи:

  • развить чувство ритма и такта;
  • научить правильному речевому дыханию;
  • улучшить общую и мелкую моторики;
  • развить внимание, память и слуховое восприятие;
  • включить в речь ребенка мимику и жесты;
  • научить плавности произнесения слов и фраз.

Связь моторного и речевого ритмов

Логопеды считают, что движение и речь тесно связаны между собой. Точнее — моторный и речевой ритмы.

Ритмичные движения легко запомнить и воспроизвести их “на автомате”.

А их моторный ритм связан с темпом произнесения слов (речевым ритмом).

То есть, если научить ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же размеренно и спокойно говорить в обычной жизни.

Виды упражнений

Логоритмические упражнения довольно разнообразны.

Занятие можно строить так, чтобы чаще использовать те игры, которые помогут в коррекции речевой проблемы.

Например, если ребенок заикается, следует добавить в занятие побольше упражнений для дыхания, темпа и ритма. А если малышу не дается произнесение каких-то звуков, стоит сделать упор на артикуляционные упражнения и упражнения для коррекции звукопроизношения.

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции

Эти упражнения развивают силу голоса, улучшают артикуляцию и учат правильному дыханию для плавной речи.

“Подуем на плечо”.

Подуем на плечо (голова прямо — вдох, голова повернута — выдох).

Подуем на другое (дуют на плечо).

Нам солнце горячо

Пекло дневной порою (поднимают голову и руки вверх, дуют через губы).

Подуем и на грудь мы (дуют на грудь)

И грудь свою остудим.

Подуем мы на облака (опять поднимают лицо и дуют)

И остановимся пока.

Потом повторим все опять —

Раз, два, три, четыре, пять (маршируют на месте)

Для развития артикуляции подойдет такое упражнение:

Будем с Рыжиком гулять! (маршируют)

Рот откроем мы пошире (широко раскрывают рот)

Пожевали, (жевательные движения)

Постучали (стучат зубами)

И с котенком побежали (двигают языком вперед-назад).

Кот снежинки ртом ловил, (ловят ртом воображаемые снежинки)

Влево, вправо он ходил. (двигают языком вправо-влево)

Скучно Рыжику, ребятки,

Поиграем с ним мы в прятки (закрывают ладошками глаза, прячутся).

Для развития силы голоса

можно использовать такой прием:

петь тихо, как мышки, или говорить громко, как слоники.

Упражнения на активизацию внимания и памяти

Такие упражнения учат переключать внимание. Также они развивают зрительную, двигательную и слуховую памяти.

Для игры потребуется бубен. Ребенку нужно топнуть ногой, если бубен звучит громко. Если же он звенит тихо — надо просто стоять на месте.

Здесь требуется одновременно выполнять движения руками и ногами. Исходная позиция — ноги вместе, руки на поясе. На счет раз нужно прыгнуть и развести ноги в стороны. Счет два — ударяют руками по коленям. Счет три — щелкают руками в стороны. Счет четыре — хлопают ладонями перед грудью.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения

В таких упражнениях дети ритмично проговаривают текст, сопровождая его действиями. Это позволяет научиться координировать речь с движениями или жестами.

Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами)

Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами)

А под снегом спит медведь. (сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя)

Тише, тише, не шуметь (пальчик ко рту, грозить пальчиком).

“Мы капусту режем”

Мы капусту режем, режем (движения прямыми ладошками вверх-вниз).

Мы морковку трем, трем (потереть кулачок о кулачок).

Мы капусту солим, солим (поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем).

Мы капусту жмем, жмем (сжимать и разжимать кулачки).

Ритмические упражнения

В этих упражнениях дети ударяют ладонями по коленкам или по бубну в определенном ритме (например,четвертными — медленно, или восьмыми — более быстро и т.д.).

Такие игры учат чувствовать ритм в музыке, движениях и словах.

С барабаном ходит Ежик. Бум-бум-бум! (на слова “Бум-бум-бум” равномерно ударяют ладонями по коленям).

Целый день играет ежик: Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами..Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно. Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались, Бум-бум-бум!

И удары раздавались: Бум-бум-бум!

Ой, как зайчики струхнули! Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули! Бум-бум-бум!

Туки-ток, туки-ток! (ударять кулаком о кулак четвертями)

Так стучит молоток.

Туки-туки-туки-точки! (восьмыми стучать кулачками по бедрам)

Развитие чувства темпа

Такие упражнения учат чувствовать темп в музыке. Это поможет ребенку контролировать темп своей речи.

Нужно топающим шагом двигаться по комнате, ускоряя и замедляя движение в соответствии с темпом музыки. При этом руки, согнутые в локтях (пальцы сжаты в кулачки), делают одновременные круговые движения.

Возвращается наш поезд.

Машинист в нем — Дед Мороз.

Много он зверюшек разных

К нам домой сейчас привез.

Участникам надо двигаться по кругу. Под медленную музыку идут не спеша, высоко поднимая колени. Когда мелодия зазвучит в быстром темпе, нужно двигаться мелкими топочущими шагами.

Участники под быструю музыку бегут друг за другом по комнате, изображая самолеты. Руки подняты в стороны, как крылья самолетов. Когда музыка замедляется, надо опустить руки и перейти на ходьбу.

Пальчиковые игры

Эти игры развивают речь через мелкую моторику рук. Для выполнения упражнений можно использовать небольшие предметы — мячики, палочки, карандаши и т.д.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать (сжимать и разжимать кулачки).

Листики дуба (загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец)

Маме осенний букет отнесем (сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки).

Как сожму я кулачок, (сжать руки в кулачки)

Да поставлю на бочок, (поставить кулачки большими пальцами вверх)

Разожму ладошку, (распрямить кисть)

Положу на ножку. (положить руку на колено ладонью вверх)

Тук-тук! Тук-тук-тук. (три удара кулаками друг о друга)

— Да-да-да. (три хлопка в ладоши) —

Можно к вам? (три удара кулаками друг о друга) —

Рад всегда! (три хлопка в ладоши)

Спрыгни с веточки ко мне,

Клю-клю-клю… (стучать указательными пальцами по коленям в разных ритмах).

Упражнения на развитие мимики

Эти упражнения улучшают подвижность губ и мышц лица для выразительной мимики.

Взрослый и ребенок — это мышки. Взрослый активно проигрывает сценку, изображая происходящее не только движениями, но и мимикой. Ребенок повторяет.

Мышке надо идти тихо-тихо, чтобы кошка не услышала. Остановились, прислушались, пошли дальше. Принюхались, улыбнулись: запахло сыром – “побежали” в кладовку. Откусили по кусочку сыра. Как вкусно! Услышали, как крадется кошка. Испугались, побежали. Прибежали в норку. Улыбнулись. А теперь и мы улыбнёмся друг другу.

Участники воображают, что они медвежата. Медвежата идут по лесу, переваливаются. Увидели пчелиные ульи – улыбнулись, облизнулись. Очень захотелось меда! Подошли поближе, но тут налетели пчелы. Медвежата нахмурились, стали отмахиваться от пчел, ведь они больно кусаются. Побежали скорее от опасного места. Вздохнули облегченно: убежали от пчел. Улыбнулись друг другу.

Артикуляционные упражнения

Такие упражнения нужны, чтобы развивать подвижность языка, губ и челюсти. Их выполняют примерно по 5-7 раз.

Нужно вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке “у”, и выдохнуть долгой струей.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

“Эй, какая там погодка?”

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз, к подбородку. Затем убрать язык в рот.

Упражнения на развитие фонематического восприятия

Цель этих игр — научить ребенка различать определенные звуки, а также развивать слуховое внимание.

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

Детям постарше подойдет такой вариант:

Пусть ребенок топнет ногой или ударит по коленкам, когда он услышит слово с заданным звуком.

Взрослый показывает деревянные, металлические ложки, погремушки, колокольчик. Затем он предлагает послушать, как звучат эти предметы. Потом, спрятав их, нужно позвенеть этими предметами по очереди. Ребенку надо узнать, какой это звук, и назвать этот звучащий предмет.

Коррекция звукопроизношения

Такие упражнения позволяют научиться четко проговаривать звуки и “автоматизировать” их произношение.

Мы на машину сядем и заведем мотор.

На машине ехали, город весь проехали.

Проезжали косогор – у нее заглох мотор (ребенок замолкает).

Полетит наш самолет, к облакам нас унесет.

На лошадке верхом все поскачем мы потом, (щелкать языком, изменяя форму губ – вытягивать трубочкой и растягивать в улыбке),

Звонко цокают копытца, не пора ль остановится?

Нужно стучать ложками, при этом произнося слоги. Причем первые два слога произносятся тихо, а третий-громко.

Кто на ложках так играет, кто на ложках так стучит?

Наша Лера выступает, отбивает Лера ритм!

Ла-ла-ля, ло-ло-лё, лу-лу-лю, лы-лы-ли, лэ-лэ-ле.

Рекомендации по проведению занятий

  • Логоритмикой нужно заниматься около двух раз в неделю. Если у ребенка есть проблемы с речью, то нужно заниматься в два раза чаще.
  • Чтобы заинтересовать малыша, стоит использовать яркие картинки и игрушки.
  • Занятия должны приносить положительные эмоции. Поэтому нельзя кричать на ребенка или сердиться, если у него что-то не получается. Наоборот, он должен чувствовать поддержку.
  • Если упражнение не получается, следует отложить его на некоторое время.
  • Для занятий нужна разнообразная музыка. Это могут быть и веселые детские песенки, и звуки природы, и классика (вальс, марш и т.д.).
  • Кроме музыки, для упражнений могут понадобиться:
    • куклы,
    • игрушки,
    • куклы-рукавички,
    • деревянные ложки или палочки,
    • кубики,
    • кольца от пирамидки,
    • колокольчики,
    • бубен, погремушки,
    • мячики и т.п.

    Результаты

    Родителям стоит понимать, что занятия логоритмикой не дают мгновенного эффекта. Улучшения в речи ребенка будут заметны примерно через полгода. Но если нарушения были серьезные — возможно, для достижения результата потребуется год.

    У детей, которые занимаются логопедической ритмикой, можно заметить:

    • четкое произношение;
    • хорошую артикуляцию;
    • правильное речевое дыхание;
    • выразительную мимику;
    • отличную моторику;
    • хорошее чувство такта и ритма;
    • плавные и аккуратные движения и жесты.

    Логоритмические упражнения не только улучшают звукопроизношение, но и учат чувству ритма, правильному дыханию, артикуляции, развивают внимание, слух и память.

    Детям необходимо заниматься несколько раз в неделю в течение полугода. В этом случае логоритмические упражнения дадут максимальный эффект

    Читайте также: