Логопедическая комиссия в детском саду как проходит

Обновлено: 04.07.2024

Направление на комиссию для оформления ребенка в логопедическую группу вызывает у родителей протест и тревогу. Многим родителям кажется, что цель членов комиссии – поставить диагноз и выдать справку, а потребности малыша их не интересуют.

Что такое логопедическая группа и кому она нужна?

Коррекционная группа в детском саду призвана создать для малышей с тяжелыми речевыми нарушениями оптимальные условия для устранения дефекта, освоения программы для дошкольников и подготовки к обучению грамоте (чтению и письму) в школе.

В логопедической группе воспитатели и дефектологи работают над постановкой правильной артикуляции, улучшением восприятия и распознавания фонем на слух, увеличением пассивного словаря, развитием связной устной речи, искоренением грамматических ошибок. Дополнительно проводятся занятия, развивающие мелкую моторику пальцев, умение рисовать, укрепляющие память, способствующие концентрации внимания, развитию образного и пространственного мышления. Такой комплексный подход позволяет быстро устранить речевое недоразвитие.

Коррекционная работа проводится совместно логопедом, воспитателем, физруком и музыкальным работником садика.

ПМПК – что это?

Комиссия в логопедическую группу называется ПМПК и расшифровывается, как психолого-медико-педагогическая. Направляются на ПМПК малыши 4–5 лет с тяжелыми речевыми расстройствами.

Цель комиссии – всестороннее обследование маленького пациента, выявление речевого нарушения, рекомендация необходимой обучающей программы и длительности коррекции.

В состав ПМПК включены:

  • педиатр (детский врач общей практики);
  • клинический психолог;
  • психиатр или психоневролог;
  • дефектолог или логопед.

Рекомендовать пройти комиссию может воспитатель или заведующая ДОУ. Также родители могут самостоятельно инициировать обследование, считая, что ребенку требуется помощь логопеда.

Как попасть на комиссию?

Первое, что необходимо – взять направление на обследование ПМПК в детском саду, у логопеда или педиатра. Затем нужно подготовить необходимый пакет документов. Он включает заключение:

  • окулиста;
  • отоларинголога;
  • педиатра или семейного доктора;
  • психиатра или невролога.

Из ДОУ, которое посещает ребенок, нужно взять характеристику воспитателя и логопеда, заверенную подписью заведующей и мокрой печатью.

Затем уточняют дату проведения комиссии. Запись на обследование проводят в городском центре психолого-медико-педагогического сопровождения. При прохождении обследования родители предоставляют паспорта, свидетельство о рождении малыша и подготовленный пакет документов.

Что происходит на комиссии?

На обследование родители приходят вместе с малышом. ПМПК заседает коллегиально в одном помещении. С малышом в присутствии взрослых беседуют логопед-дефектолог, клинический психолог, воспитатель, психиатр или невролог.

Перечисленные врачи располагаются за одним столом, общаясь с ребенком, стоящим напротив них. Или находятся за разными столиками, и малыш поочередно подходит к каждому присутствующему. Во время обследования придется отвечать на вопросы и выполнять задания.

Атмосфера проведения комиссии может испугать ребенка. Специалисты не стараются найти к малышу подход, задают вопросы торопливо, не давая времени подумать.

Продолжительность обследования составляет от часа до двух. Важно, чтобы родители подбодрили ребенка и смогли защитить от излишне резкого тона или неправомерного диагноза. Стоит взять с собой еду и воду для малыша.

Как подготовиться?

Перед обследованием нужно разъяснить малышу, что от него требуется, объяснить, в какой форме будет проходить беседа. Можно в спокойной домашней обстановке задать малышу вопросы, которые будут на комиссии. Они зависят от возраста малыша и предварительного диагноза.

На комиссии специалисты просят:

  • Рассказать о себе и своей семье: назвать имена, возраст, место жительство, род занятий родителей. Описать, во что малыш предпочитает играть с друзьями, что делать с мамой и папой. Назвать имена воспитателей, няни. Рассказать о домашних любимцах: как зовут, что ест, как играет. Описать свой дом: количество комнат, предназначение кухни, туалета, ванной.
  • Рассказать, что он знает о понятиях день-ночь, будни–праздники, описать свой распорядок дня.
  • Назвать цвета и формы предметов, изображенных на картинках, их местоположение (под столом, на стуле, над окном).
  • Распределить картинки по группам: еда, домашние животные, мебель, игрушки. Найти лишний предмет в ряду, объяснить, почему.
  • Назвать части тела и их предназначение.
  • Запомнить ряд предметов, отвернуться и найти, что изменилось.
  • Повторить произнесенные специалистом слова в том же порядке.

Проверяют артикуляцию и грамотность построения предложений в соответствии с возрастными нормами. Ребенок должен знать, что такое синонимы (веселье – радость), антонимы (плач – смех), омонимы (ключ, коса), привести примеры.

Затем проверяют фонематический слух. Для этого ребенок называет слоги заданного слова, считает слова в произнесенном предложении. Проверяют, воспринимает ли малыш смысл слов, схожих по артикуляции: кора – нора.

Уровень связной речи анализируют, попросив маленького пациента составить рассказ по картинке.

Восприятие чужой речи оценивают, дав задание пересказать короткий рассказ. Малыш должен:

  • продемонстрировать, как он поет, прыгает, кушает;
  • выразить свои потребности и чувства: устал, голоден, хочет спать;
  • поймать или отбить мячик, попрыгать на одной ноге – это показатель координации движений.

Задания и вопросы, задаваемые членами ПМПК, – не сложные. Важно понять причину, по которой ребенок не смог их выполнить. Это может быть банальное волнение, педагогическая запущенность, плохое понимание русского языка (если он для малыша не родной) или недоразвитие речи, требующее коррекции.

Заключение комиссии

По результатам проведенного тестирования члены ПМПК составляют протокол и ознакамливают с ним родителей под подпись – это свидетельствует о присутствии родителей или законных представителей малыша на обследовании.

Комиссия дает заключение, сможет ли маленький пациент посещать обычную группу ДОУ, требуется ли перевод в специализированную (логопедическую) группу, необходимы ли коррекционные занятия с логопедом, наблюдение или лечение у невролога или психиатра.

Результаты ПМПК имеют рекомендательный характер. Родители сами решают придерживаться их или нет.

Сведения о наличии коррекционных (логопедических) групп для малышей с тяжелыми речевыми расстройствами в дошкольных учреждениях подскажут в районных отделах образования.


Первичное логопедическое обследование — важный этап в работе с детьми, у которых есть проблемы с речью. Чтобы специалист смог составить правильный план работы, родителям нужно подготовиться и рассказать как можно больше о своем ребенке. Юлия Григорьева, логопед Московского городского центра реабилитации (МГЦР) рассказывает, какие документы надо взять с собой на первый осмотр, и какая информация пригодится специалисту.

Три документа для точной диагностики

Чтобы встреча была продуктивной, родителям лучше подготовиться заранее и взять с собой 3 документа:

  • выписка из истории развития ребенка: с указанием перенесенных вирусных заболеваний, операций, травм и т.д.;
  • справка об актуальном состоянии здоровья и отсутствии противопоказаний к нагрузкам: если ребенок наблюдается у узкопрофильного специалиста: невролога, кардиолога, ортопеда и т.д.;
  • характеристика психолога / логопеда / дефектолога из детского сада или школы.

Готовьтесь к открытому разговору

Специалист задаст родителям или близким ребенка вопросы о:

  • течении беременности и психоэмоциональном состоянии мамы в этот период;
  • протекании родов: продолжительность, осложнения;
  • состоянии ребенка после рождения: как врачи оценили состояние малыша по шкале Апгар, был ли он в реанимации, какие болезни перенес;
  • раннем физическом, познавательном и речевом развитии: история развития ребенка от рождения и до 3-х лет: первые движения, шаги, звуки, эмоциональные реакции т.д.;
  • социализации ребенка: посещает ли образовательное учреждение, есть ли друзья, круг общения из сверстников, насколько быстро вступает в контакт со взрослыми; удерживает ли и принимает социальные нормы поведения и т.д.;
  • морально травмирующих ситуациях на взгляд родителя: страхи, переживания ребенка;
  • взаимоотношениях в семье между родителями, между ребенком и родителями;
  • предпочтениях и интересах ребенка, о том, как он проводит досуг.

Как проходит первичный прием у логопеда

Диагностический прием длится от 1-го до 2-х часов. Как правило, в кабинете логопеда 2 зоны. Первая — место для родителей и специалиста, где они беседуют. Вторая — место для ребенка, где разложены игрушки и диагностический материал, который подбирается по возрасту.

В конце диагностического приема логопед описывает примерный план работы с ребенком, в котором указывает:

  • сколько занятий потребуется;
  • с чем именно и как он будет работать;
  • понадобится ли ребенку домашнее задание и как часто его надо будет выполнять;
  • стоит ли ребенку посетить других специалистов.

Особенности логопедического обследования в МГЦР

Справочно

Чтобы стать клиентом Московского городского центра реабилитации (МГЦР):


Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы


В статье рассмотрим, как проходит комиссия в логопедический сад.

Если детям нужна специальная образовательная программа, то им дают направление на обследование в ПМПК. Изучают образовательные потребности ребенка психологи, медики и педагоги, которые специализируются на обучении от младшего дошкольного возраста до старшего школьного.

логопедическая комиссия

Спецсад

Многие родители хотят устроить ребенка в логопедические группы, которые имеются в комбинированных садиках, или непосредственно в специальный сад с таким уклоном. Многие знают, что подготовка к школе и программы обучения в этих группах намного лучше и выше, чем в обыкновенных. Кроме того, там предусматривается определенная численность детей, от десяти до четырнадцати, не более. Каждому ребенку благодаря этому будет уделяться больше индивидуального внимания. В такую группу не очень просто попасть, если никаких нарушений речи у детей нет.

Кто дает рекомендации?

Чаще всего рекомендации пройти логопедическую комиссию дает или врач из сада, в который ходит ребенок, или специалист из логосада, когда местный отсутствует. Детей, имеющих нарушения речи и нуждающихся в коррекции, заносят в список, с которым потом знакомят родителей. Если они согласны на перевод в особую логопедическую группу, то следует явиться на собеседование. Там дается двусторонний бланк, то есть направление на предварительный врачебный обход перед комиссией. Никто не будет заставлять родителей ходить по докторам, такое решение сугубо добровольное.

комиссия в логопедический сад

Описание психолого-медико-педагогической комиссии

ПМПК – это аббревиатура, которая расшифровывается так: психолого-медико-педагогическая комиссия (консилиум, консультация). Ее работа проводится для определения психического и физического уровня развития детей для того, чтобы был подобран наиболее подходящий образовательный маршрут.

Когда ребенку необходима специальная образовательная программа, его направляют на обследование в ПМПК. В исследовании образовательных потребностей детей участвуют психологи, медики и педагоги, которые специализируются на обучении ребенка с младшего дошкольного возраста до старшего школьного.

Заседание логопедической комиссии осуществляется в одном помещении. Все специалисты могут сидеть и за отдельными столами (ребенок по очереди беседует с ними), и вместе. Они задают ребенку интересующие вопросы, предлагают сделать некоторые задания.

Исследуя результаты выполнения заданий и беседы, психологи и педагоги делают выводы о психологической специфике интеллектуальной деятельности, степени характеристик ребенка, устанавливают предпосылки для появления проблем развития и обучения.

К сожалению, зачастую дети оказываются в окружении чужих взрослых людей, в некомфортной обстановке. Участники комиссии иногда торопят ребенка, не учитывают специфику темперамента, не подбадривают и не дают отдыха при выполнении заданий. Незнакомая обстановка отрицательно влияет на дошкольников, особенно при наличии у них нарушений развития. Иногда дети вообще замолкают и не показывают все свои возможности, не хотят отвечать на вопросы комиссии.

комиссия в логопедическую группу

Какая помощь может быть оказана ребенку с логопедическими нарушениями?

При наблюдении у ребенка каких-либо нарушений в развитии речи, ему потребуется прохождение логопедической комиссии. На основании ее результатов он может быть определен в:

  • Дефпункт или логопункт – отдельные занятия с логопедом, когда ребенок ходит в садике в простую группу, но занимается дополнительно с дефектологом. Таким образом исправляются небольшие нарушения.
  • Логогруппа, или логопедическая группа. В ней намного меньше детей, чем в простых (12/25). Здесь у всех ребят есть речевые нарушения. Логогруппа может быть в том саду, который уже посещается ребенком, но при отсутствии мест или таких групп в учреждении ребенка придется переводить в другое место.
  • Логопедический детский сад, в котором существуют разные коррекционные группы, классифицируемые в зависимости от нарушений речи, которые подлежат исправлению.

Состав комиссии

Логопедическая комиссия состоит из следующих участников:

  • председатель – это специалист в образовательной области;
  • заместитель – специалист в сфере здравоохранения;
  • врачи той или иной специализации (окулист, ортопед, педиатр, отоларинголог и т.д.);
  • психолог;
  • специальный педагог (олигофренопедагог, сурдопедагог, логопед, дефектолог и т.д.);
  • юрист;
  • социальный педагог, социальный работник.

Чтобы ребенок не испугался незнакомой обстановки и людей, в состав комиссии могут включить временных членов – его классного руководителя, воспитателя и т. д. Детей на ПМПК направляют только тогда, когда родители дают согласие.

детская логопедическая комиссия

Список врачей

Если родители согласны пройти врачей, то ребенку нужно посетить таких специалистов, как: отоларинголог, окулист, педиатр, психиатр, стоматолог-ортодонт, невропатолог. В некоторых детских садах дополнительно требуется обследование хирурга.

Нужно следить за тем, чтобы врачи детской логопедической комиссии в направлении ставили свои печати и подписи, все формальности обязательно должны выполняться. Направление выдается заранее, чтобы успеть пройти всех специалистов перед тем, как пройдет заседание психолого-медико-педагогическая комиссии.

Необходимые документы

Какие документы потребует комиссия в логопедический детский сад?

Помимо направления, в котором отмечается прохождение врачей, дополнительно понадобятся:

  • копия свидетельства о рождении пациента;
  • заявление на перевод ребенка в логопедическую группу;
  • характеристика, которую пишут логопед и воспитатель.

О том, где и в какой день пройдет заседание комиссии, заранее предупреждают. Это обычно происходит или в РОНО, или непосредственно в садике. Специалисты поговорят с ребенком, проведут проверку показаний и документов. В разных городах состав комиссии может иметь свои отличия, однако она в большинстве случаев состоит из логопеда, дефектолога, психолога и представителей РОНО.

логопедическая комиссия москва

Прохождение

Чаще всего задают вопросы на логическое мышление и сообразительность. Ребенок должен повторять сочетания звуков для выявления нарушений в произношении некоторых звуков. Отзывы родителей показывают, что беседа длится недолго, 10-15 минут, результат озвучивается сразу.

Представители могут попросить также:

  • вложить фигуру в идентичную фигуру (треугольник в треугольник, круг в круг и т. п.);
  • собрать пирамидку;
  • назвать цвета и фигуры;
  • собрать части тела бумажного человечка;
  • назвать все времени года и то, которое сейчас;
  • найти лишний предмет;
  • ответить на вопрос, кем малыш является папе, бабушке и т.д.;
  • ответить на вопросы пространственного типа (где сидит собака?);
  • описать то, что нарисовано на картинке;
  • объединить в группы предметы по определенному признаку;
  • произнести слова вроде антресоль, расшевелить и т.д. для проверки звукового произношения;
  • что-то нарисовать;
  • спеть отрывок из песенки или рассказать стих.

Заранее готовить ребенка к комиссии в логопедическую группу нежелательно, так как от точности диагноза зависит правильность мер по ликвидации нарушений. Не нужно бояться каких-либо страшных диагнозов, для логопедической группы по сути уместны следующие заключения: общее недоразвитие речи; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; заикание, или логоневроз.

Рекомендуется не отказываться от логопедической группы, в особенности при наличии речевых нарушений. Дети обучаются после этого письму, счету, чтению, правильному произношению звуков. Кроме того, это очень выгодно, поскольку стоимость занятия с частным логопедом – от 500 рублей, в саду же они бесплатные, дается домашнее задание.

Очередь на прохождение логопедической комиссии в Москве примерно 1,5 месяца.

комиссия москва

Заключение

В результате обследования создается протокол заседания комиссии, который содержит отчет о процессе, рекомендации родителям и специалистам коррекционной работы в случае необходимости.

Рекомендации и выводы:

  • Может ли ребенок учиться в простой школе.
  • Нужно ли ему обучаться в логопедической группе, на логопункте или в коррекционной школе.
  • Требуются ли ребенку дополнительные занятия с психологом-дефектологом, лечение у того или иного врача.

Члены комиссии советуют мероприятия для реабилитации ребенка, лечебный курс в случае необходимости по состоянию здоровья. Также родителей могут проконсультировать по всем интересующим вопросам о физическом и психическом состоянии их ребенка.

комиссия в логопедический детский сад

У всех выводов рекомендательный характер, и родители могут учесть их, но выполнять не обязаны. Если они не согласны с заключением, можно обратиться в более высокую комиссию, чтобы обследоваться повторно.


В садике выдали лист со списком врачей, которых необходимо пройти, чтобы в апреле явиться на логопедическую комиссию.
Расскажите, пожалуйста, кто уже проходил через это, как все происходит на этой комиссии, и что в результате всей этой эпопеи?



У нас в четверг будет, расскажу потом :) А вообще, у нас она для того, чтобы перевестись по итогу в логопедическую группу.


Логопед в группе осмотрела детей, некоторым выдала эти направления, как я поняла, чтобы с 4-х лет заниматься с садичным логопедом.



Проблема современного мира в том, что дураки уверены в себе, а интеллигентные люди полны сомнений (Бертран Рассел)


Мы не хотим в логопедическую группу или садик переводиться, сын просто несколько звуков не выговаривает или заменяет, как ему удобно. Просто с логопедом позаниматься считаю достаточным!



Кто-то должен выдать бумажку, на которой написано: "Направляется на логопедическую комиссию", или просто идти туда с этим листиком, пройдя всех специалистов?


У нас в группе, я видела, те кто прошел уже врачей, этот листок приносят снова воспитателю. Сказано успевать с врачами, так как комиссия 16 апреля. Больше ничего не знаю.


Проблема современного мира в том, что дураки уверены в себе, а интеллигентные люди полны сомнений (Бертран Рассел)



Мы не хотим в логопедическую группу или садик переводиться, сын просто несколько звуков не выговаривает или заменяет, как ему удобно. Просто с логопедом позаниматься считаю достаточным!

дак и не ходите никуда,никто заставить не может вас это все сугубо добровольно


ну нас логопед направляла, позвоните в радугу они все весьма вежливо и доступно обьясняют)))
они там вообще все на редкость в адеквате


а сама комиссиия включает 5-4 педагога,которые смотрят уровень развитяив вашего малыша как речевого так и психического,вот ивсе)) ;)



мы в январе прошли такую комиссию. Врачи-узкие специалсты пишут свое заключение о ребенке, с этим направлением мы ходили в Радугу, там психолого-педагогическая медицинская комиссия (ППМК), которая проводит диагностику ребенка и дает заключение о необходимости посещения им речевой группы. Потом с этим заключением надо в УО по району идти и получать путевку в речевую группу.


вобще не понимаю ничего - нам 4,5 зрр, но заведующая сказала что в лого группы сейчас нужно снова путевки получать, и не факт что в тот же садик, сейчас занимаемся с логопедом платно, но вроде как можно бесплатно с 5 лет и не посещать при этом логогруппу, а для этого тоже нужна комиссия в радуге или достаточно мнения садичного логопеда?




просто идти туда с этим листиком, пройдя всех специалистов?
У нас к детскому психиатру очередища дикая


да, по месту жительства проходите всех специов. Мы не могли вовремя всех обойти, так за денюжку в другую районную поликлинику ходили.


это только дело ваше и вашего ребенка. Если вам не понравится заключение ППМК вы его просто можете не отдавать в садик, сказав, что отказались. Никто насильно не будет вас переводить.
В процессе прохождения всех спецов вы можете посоветоваться с неврологом, логопедом и психиатром о необходимости речевой группы ребенку.



да, т.к. вы ходите по путевке в общую группу, для логопедических групп надо другую путевку. На счет другого садика, то, как правило, если в вашем садике есть такие группы, то вы туда автматом попадаете, ну а если нет, то конечно садик приходится менять



нет - мы получали путевку в обычную группу которую сейчас и посещаем, а с заключением нужно идти снова в управление образования и вставать в другую очередь, на логогруппу, если раньше садик сам подовал списки из своих деток нуждающихся в корекции и никаких доп путевок не получали, то сейчас места по таким группам распределяет управление образования, нам наш садик нравится, и мы не хотим в другой, но попасть в другой садик в логогруппу очень большая вероятность. мы и в логогруппу не хотим - там только 2 небольших плюса - мало человек и много речевых занятий, но все дети плохо говорят, а у нас 25 человек вот мой и будет за ними тянуться, а они его исправлять:))


мы прошли комиссию. дали в кратковременную группу. чтоб выбить путёвку в садик лого- надо постараться. ибо нам в июле только 4 года, садики специализированные только с 4х лет, а распределение путёвок - апрель - май..



Я все таки недопоняла, девочки, поясните, кто может. У нас в саду нет логогруппы, есть просто логопед, который отбирает детей, которым требуются занятия с логопедом. "Радугу" для этого тоже надо проходить?


С этим листом и идете в Радугу. Там комиссия 7 человек. Одна женщина напротив ребенка за столиком в середине комнаты, остальные сидят вдоль стены, мама рядом с комиссией. Маме дают заполнить бумагу: ФИО мамы, папы, какая была беременность (осложнения и т.д.), рост, вес при рождении,когда стал держать голову, сел, встал, пошел сам, гуление, лепет, простая фраза, развернутая фраза), женщина тем временем спрашивает ребенка имя его, фамилию, сколько лет, как зовут маму, папу, где живет, далее задания несложные как в школе развития, как отвечал ребенок, написано в заключении. В конце мне сказали,что интеллект не нарушен, а речь- поставили дезартрию, мы вышли за дверь, комиссия посовещалась, выдали нам заключение, я расписалась,что претензий не имею к процедуре обследования. Провели мы там 45 минут. Сходила с этим заключением в отдел образования, поставили на очередь на логопедический садик.

Читайте также: