Литературно творческий проект описание кратко

Обновлено: 05.07.2024

Тип проекта : исследовательский, творческий.

По продолжительности: долгосрочный

Срок реализации: октябрь - май

Педагог по развитию речи

Крузе Светлана Владимировна.

Аннотация проекта

В современном мире, насыщенном информационными технологиями, резко снизился интерес к традиционным формам приобщения к культуре: чтению, овладению правилами и нормами родного языка, умению фантазировать, сочинять, придумывать.

Отсюда следует необходимость приобщения детей к основам литературной культуры, умению слушать сказки, поэзию, пересказывать, анализировать, играть в рифму, сочинять стихи, участвовать в драматизации.

Основная идея проекта

Литература играет важную роль во всестороннем развитии ребенка, в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.

Направленность проекта заключается в том, чтобы не только познакомить детей с биографическими данными и произведениями писателей, но и научить слушать и слышать, привить умение понимать суть произведений, анализировать, проникнуть в их глубинный смысл, пробудить желание к творчеству. Научить сочинять стихи.

Актуальность работы состоит в том, что сегодня дети стали мало слушать художественные произведения, большее количество времени уходит на просмотр телевизора, мультфильмов, компьютерные игры. Расширение круга чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст, становится важным средством для развития воображения, памяти, фантазии, творческих начинаний детей.

Социальная проблема проекта

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом. Однако в Казахстане, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры.

Цель проекта.

Развивать творческие способности детей, помогать в самовыражении каждому, стимулировать интерес к духовному богатству литературы и мировой культуры, развивать эмоциональную сферу ребенка как основу формирования культуры чувств, приобщать к миру искусства, воспитывать эстетический вкус, формировать исследовательские умения и навыки общения в разных ситуациях, познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателей, обучать писать стихи.

Задачи проекта.

- изучить жизнь и творчество всемирно известных писателей и поэтов.

- развивать интерес учащихся к исследовательской и творческой работе;

- развивать коммуникативные навыки учащихся, познавательную активность;

- развивать умение работать с рифмой

- воспитывать интерес учащихся к изучению литературных произведений.

- воспитывать у учащихся бережное отношение к книгам,

Принципы реализации темы проекта

В основе подхода к обучению заложены следующие принципы:

• опора на уже имеющиеся знания и умения учащихся;

• учёт индивидуальных особенностей учащихся;

• создание условий для усвоения знаний;

• доверительные, гуманные формы и методы общения в процессе реализации проекта.

Сильные стороны проекта

Формы и методы проекта

Для более эффективной реализации проекта предлагается использовать различные формы занятий. Прежде всего, это групповые занятия, так как занятия в группах помогают детям освоить теоретический материал, сформировать умения и навыки работы, индивидуальная работа с детьми, обучение умению сочинять стихи, драматизация сказки.

По дидактическим целям и задачам обучение делится на следующие виды:

• знакомство с жизнью и творчеством писателей и поэтов;

• творческие работы;

• игры – рифмовки, викторины.

• Литературный вечер

• выпуск брошюры детского творчества.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

* коммуникабельность (через участие в обсуждении и анализе произведения)

* выступления на сцене, чтение стихов собственного сочинения, драматизация;

Дети должны уметь:

Слушать и слышать произведение.

Выразительно читать лирику, прозу.

Работать с рифмой.

Перевоплощаться в театральной постановке.

1. Помогает детям оценить значимость литературы, дать личностную оценку прочитанному произведению, т. е. формирует эмоционально-значимое отношение к литературе.

2. Развивает коммуникативную активность, творческие способности через создание собственных произведений, стихов, участие в драматизации.

3. Расширяет интерес к художественной литературе.

Критерии и показатели результативности проекта

Развитие литературно - творческих способностей детей : участие в конкурсах чтецов, литературных гостиных, викторинах по прочитанным произведениям, литературных фестивалях.

Выпуск брошюры с произведениями детей.

Практическое обоснование проекта.

Этапы и механизмы реализации проекта.

Изучение научно-методической литературы, анализ существующих педагогических подходов к решению данной проблемы

Совместное планирование деятельности по реализации проекта (педагог, воспитатель, родители, дети).

Систематизация изученных и разработанных материалов, обеспечение материально- технического сопровождения проекта.

Методы и приемы: планирование, анализ, сравнение, прогнозирование, анкетирование.

II – ОСНОВНОЙ (ФОРМИРУЮЩИЙ)

Использование на занятиях игр и заданий по рифмовке.

Применение технологии продуктивного чтения при работе с текстами.

Работа по драматизации.

Реализация рабочего плана проекта.

Методы и приемы: экспериментирование, проектирование, анализ, сравнение,

индивидуальная и групповая деятельность.

III – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (АНАЛИТИЧЕСКИЙ)

Анализ реализации проекта.

Подведение итогов, определение перспективы развития проекта, презентация, литературный вечер, выпуск брошюры.

К юбилею С. Я. Маршака. Литературная гостиная в детском саду

К юбилею С. Я. Маршака. Литературная гостиная в детском саду Осень. Ноябрь. Юбилей. Спросите чей? 130-ти летний юбилей замечательного детского писателя Самуила Яковлевича Маршака. Наша группа, как.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

hello_html_49c360b5.jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА

664046, г. Иркутск, б. Постышева, 20

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЕКТ

Авторы: – Петухова Л.В.,

руководитель структурного подразделения,

педагог-организатор,

Подвербная О.В., педагог-организатор,

Полесье К.В., педагог дополнительного образования

hello_html_49c360b5.jpg

Содержание проекта:

Литература и Интернет-ресурсы………………. ……… 13

Паспорт проекта

Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);

Закон РФ "Об образовании";

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.);

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения;

Проект системы работы с одаренными детьми

Петухова Лидия Владимировна, руководитель структурного подразделения, педагог-организатор;

Подвербная Ольга Владимировна, педагог-организатор,

Полесье Каролина Викторовна, педагог дополнительного образования.

Цели и задачи проекта

Развивать интерес учащихся к исследовательской и творческой деятельности;

Развивать эмоциональную сферу учащихся как основы формирования читательской культуры;

Совершенствовать полезные социальные навыки и умения (умение планировать предстоящую деятельность, рассчитывать необходимые ресурсы, анализировать результаты окончательных итогов, навыки командной работы);

Повышать и поддерживать внимания к художественной литературе.

Совместная работа направленна на:

возрождение традиций семейного чтения детей и родителей;

популяризация совместного творчества детей и родителей;

знакомство с различными жанрами художественной литературы.

Инновационная составляющая проекта

Сроки и этапы реализации проекта

Организационный этап (август – сентябрь 2018г.):

Разработка проекта, актуализация проекта среди участников образовательного процесса. Поиск, целенаправленное выявление и поддержка одаренных детей, талантливых педагогов и творческих родителей в области литературного жанра.

Основной этап реализации (октябрь 2018 - ноябрь 2018гг.):

Завершающий этап (май – июнь 2019г.):

Контроль и анализ реализации проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в области совместного литературного творчества.

Механизм реализации проекта

Ожидаемые результаты проекта

После реализации данного проекта ожидается получить следующие результаты:

Повышение читательской активности подрастающего поколения;

Совместная литературная деятельность детей и родителей, раскрытие творческих способностей, воображения и эмоционального интеллекта ;

Положительные изменения в сознании учащихся, повышение уровня их общей культуры;

Наличие сформированных навыков коллективной работы по популяризации чтения.

за исполнением проекта

В современном мире, насыщенном информационными технологиями, резко снизился интерес к традиционным формам приобщения к культуре: чтению, овладению правилами и нормами родного языка; повсеместно проявляется культурологический нигилизм, пренебрежение к культурному и историческому наследию; происходит переоценка ценностей, отход от духовно-нравственных к материально-прагматическим ориентирам в жизни. Наряду с этим человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир прекрасного. Иногда мы просто не замечаем, что удивительный мир литературы всегда рядом с нами. Как не замечаем того, к чему привыкли. Проза, поэзия возвышает нас над миром повседневности, обогащает нравственно - эстетически и духовно.

Налицо явное противоречие между необходимостью вписаться в информационные потоки современного общества, и внутренним побуждением человека к удовлетворению своих духовных, нравственно – эстетических потребностей.

Актуальность данного проекта

Актуальность разработки и создания данного Проекта обусловлена тем, что через совместную деятельность педагогов, родителей и детей мы сможем сформировать устойчивый интерес к лучшим образцам отечественной и зарубежной литературы, вовлекая детей и родителей в совместное чтение художественной литературы в семейном кругу, которая будет направлена на развитие духовно-нравственных ценностей и приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Описание проекта

Развивать интерес учащихся к исследовательской и творческой деятельности;

Развивать эмоциональную сферу учащихся как основы формирования читательской культуры;

Совершенствовать полезные социальные навыки и умения (умение планировать предстоящую деятельность, рассчитывать необходимые ресурсы, анализировать результаты окончательных итогов, навыки командной работы);

Повышать и поддерживать внимания к художественной литературе.

Определяющее направление в предстоящей работе – научить учащихся творчески мыслить литературными нормами русского языка. Поощрение и развитие талантливых детей, родителей и педагогов, мотивированных на совместное литературное творчество.

Организационный этап (август – сентябрь 2018г.):

Разработка проекта, актуализация проекта среди участников образовательного процесса. Поиск, целенаправленное выявление и поддержка одаренных детей, талантливых педагогов и творческих родителей в области литературного жанра.

Основной этап реализации (октябрь 2018 - ноябрь 2018г.):

Завершающий этап (май – июнь 2019г.):

Контроль и анализ реализации проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в области совместного литературного творчества.

3. Содержание и структура проекта.

Основными педагогическими принципами , обеспечивающими реализацию Проекта, являются:

учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

доброжелательный психологический климат на занятиях;

личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

оптимальное сочетание форм деятельности;

сознательность и творческая активность учащихся, родителей и педагогов;

связь теории и практики .

Целевые группы:

Педагоги дополнительного образования;

Родители обучающихся и законные представители;

В проекте используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интегрированная, информационно-коммуникационные технологии.

Данный проект является проектом открытого типа. Он открыт для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей, родителей и педагогов. Результаты реализации проекта (стихи, прозаические произведения) можно использовать на уроках русского языка и литературы в общеобразовательной школе, при подготовке литературных концертов, фестивалей, участвовать в конкурсах, фестивалях художественного слова в системе дополнительного образования.

План мероприятий по реализации проекта:

III- й этап: литературный фестиваль победителей.

Функционирование учебно-воспитательной деятельности по литературному творчеству.

Организация проектных и исследовательских работ.

Использование интернет-технологий в работе.

Организация индивидуальных занятий с одаренными детьми по подготовке к конкурсам различного уровня по литературной деятельности.

Май – июнь 2019г.

Сбор, оформление, распространение материалов по рубрикам:

опыт педагогической работы с одаренными детьми по литературному направлению;

детские достижения (портфолио).

Создание сборника авторских произведений, творческих работ конкурсов, стихов, фотографий, сочинений, выпуск стенгазет, проектов юных исследователей, поэтов, прозаиков и т.д.

Итоговой мониторинг работы по проекту.

4. Ожидаемые результаты:

Повышение читательской активности подрастающего поколения;

Совместная литературная деятельность детей и родителей, раскрытие творческих способностей, воображения и эмоционального интеллекта;

Положительные изменения в сознании учащихся, повышение уровня их общей культуры;

Наличие сформированных навыков коллективной работы по популяризации чтения.

5. Критерии оценки реализации проекта

Модернизация традиционных форм работы по учебно-воспитательной деятельности, использование индивидуальных и коллективных форм работы.

Повышение профессионализма руководителей проекта.

Оборудование необходимой мультимедийной техникой, компьютером.

Анализ итогов учебно-воспитательной работы, педагогическое наблюдение.

Повышение эффективности изучения детской , отечественной и зарубежной литературы.

Рост интереса учащихся к изучению отечественной, зарубежной литературы.

Анализ итогов учебно-воспитательной работы, педагогическое наблюдение, анкетирование и опрос.

Создание условий для развития разносторонних интересов и способностей учащихся, реализации их познавательного условия.

Повышение интеллектуальной, творческой, социальной активности учащихся.

Рост числа победителей и призеров конкурсов, фестивалей разного уровня, связанных с литературным творчеством.

Анализ итогов учебно-воспитательной работы, педагогическое наблюдение, анкетирование и опрос.

Оценка результативности

В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений, как собственного сочинения, так и лучших образцов отечественной и зарубежной литературы, выступление на концертах, участие в различных конкурсах, участие в литературных фестивалях.

6. Необходимое ресурсное обеспечение для реализации проекта

техническое: компьютерное, мультимедийное оборудование;

кадровое: педагоги дополнительного образования;

социальное: участники образовательных отношений (учащиеся, родители и педагоги дополнительного образования).

7. Риски в реализации проекта.

высокая занятость детей и родителей, содержательных линий работы сложность в координации деятельности, затруднение сетевого взаимодействия.

Духовно-нравственное образование и воспитание подрастающего поколения средствами литературы, последовательное и целенаправленное использование ее в кругу семейного чтения в целях формирования и развития ценностных ориентаций юношества входит сегодня в жизнь как явление необходимое и полностью себя оправдавшее. В условиях свободного общения детей и родителей, педагогов, сотворчества, сотрудничества возможно каждому распознать в себе талант, услышать и понять самого себя, стать духовно-нравственной личностью. Развитие и воспитание художественной литературой это увлекательный и познавательный доставляющий глубокое удовлетворение процесс, а совместное чтение художественной литературы в тесном семейном кругу должно стать обязательным для каждого человека с детского возраста и до глубокой старости.

Художественная литература является своеобразной летописью человеческого общества, могучим орудием человеческой культуры, великим средством воспитания молодого поколения.

Список литературы

Литература для педагога:

Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.

Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. Для внекласс. Чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);

Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М.: Просвещение,1980.

Ладыженская Т. А. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод. Рекомендации: Кн. Для учителя. – М: Просвещение, 2000. – 96 с.

Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. – Л., 1974.

Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности в Интернете и его развивающие возможности. //Школьные технологии.-2002.-№2.

Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.

Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с.

Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г. И.Щукина.- М.: Просвещение, 1986.

Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000.

Литература для обучающихся:

Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.

Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.

Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.

Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова , в двух частях. М.: Дрофа , 2002.

Скрипов, Г .С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.

Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.

Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.

Оценить 1354 0

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ЛИЦЕЙ № 22 г. ОРЛА

Номинация:Информационные проекты (литературно-творческий проект)

Олицетворения в поэзии А.А.Фета

Макарова Ася Александровна

Научный руководитель – Потуроева Ирина Михайловна

Орел – 2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Олицетворения как способ выражения художественного мира……………………………….. 5

1. Фет-Шеншин: противоположность или единство?

2. Поэзия А.А.Фета и традиции русской лирики…10

1. Единство человека и природы в творчестве А.А.Фета

2. Основные объекты олицетворений в лирике А.А.Фета

Список литературы……………………………………. 29

Введение

«Какая грусть! Конец аллеи

Опять с утра исчез в пыли,

Опять серебряные змеи

Через сугробы проползли.

Цель нашей работы мы видим в том, чтобы показать, какое место занимают олицетворения в образной системе А.А.Фета, насколько они своеобразны и отличны от олицетворений других поэтов.

Чтобы достичь намеченной цели, необходимо решить следующие задачи:

- показать, насколько характерен этот художественный прием для русской поэзии;

- объяснить особенности творчества А.А.Фета его жизнью, мировоззрением;

- обратившись к анализу стихотворений А.А.Фета, раскрыть основные темы олицетворений в его поэзии.

Глава 1. Олицетворение как способ выражения художественного мира

Олицетворение (персонификация) – лат. Persona - лицо, facio – делаю; приписывание неодушевленным предметам или абстрактным идеям человеческих действий или качеств. Олицетворение – набор изобразительных средств языка, в том числе метафорических, при помощи которых к вещам или идеям относятся так, будто они живые человеческие существа, наделенные человеческими атрибутами. [22, с.282]

Пантеистическое отношение к миру было свойственно русскому национальному характеру. В представлении славянских народов человек и мир связаны единым духовным состоянием сопричастности. [13, с.146] Люди как бы растворяются в природной стихии, в океане запахов, звуков, красок, чувств, вбирают в себя все могущество мира. Небо и земля сливаются в нечто единое, образуя космос.

1. Фет-Шеншин: противоположность или единство?

2. Поэзия А.А.Фета и традиции русской лирики

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв,

Современники часто упрекали Фета за непонятность поэзии, неопределенность содержания, за невнимание к запросам жизни (в понимании таких критиков, как Н.А.Добролюбов и Н.Г.Чернышевский), за тяготение к темам "чистого искусства". И, тем не менее, даже поэты демократического лагеря, подчеркивая свои расхождения с А.А.Фетом в идеологической сфере, всегда признавали его поэтический гений: "Человек, понимающий поэзию. ни в одном русском авторе после Пушкина не почерпнет столько поэтического наслаждения", - писал Н.А.Некрасов А.А.Фету в 1856 году.

Природа для Фета – прежде всего вечный источник божественной красоты, неиссякаемый в своем разнообразии и вечном обновлении. Созерцание природы – высшее состояния души лирического героя, придающее его существованию смысл. Такое мировоззрение, на первое место среди всех жизненных ценностей ставящее красоту, называют эстетическим.

Многие критики писали о Фете, что природа описана им словно из окна помещичьего дома или из перспективы усадебного парка, как будто она создана специально для того, чтобы ею восхищались. Действительно, старый парк с тенистыми аллеями, отбрасывающими ночью причудливые тени, часто является фоном для романтических раздумий поэта. Однако поэт чувствует природу так глубоко, тонко и проникновенно, что его пейзажи становятся универсальным выражением красоты русской природы.

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись…

…Соловьи давно запели,

Струны робко зазвенели, -

1. Единство человека и природы в творчестве А.А.Фета

Как ты мне родна:

Свет небес высоких

И блестящий снег

И саней далеких

Одинокий бег. [21, с.20]

Это стихотворение Фета - одно из самых хрестоматийных: мы обычно знакомимся с ним в детстве, запоминаем сразу и потом задумываемся над ним редко. Кажется, оно такое простое! Но можно именно над этим и задуматься: а почему оно такое простое, то есть такое цельное?

Это последовательность не только образов, но и последовательность чувств. Начинается стихотворение-описание восклицанием, выражающим сиюминутное впечатление. Затем тон резко меняется: от субъективного отношения поэт переходит к объективному описанию. Но эта объективность тонко и постепенно вновь приобретает субъективную, эмоциональную окраску. В словах: "Белая равнина, полная луна" ее еще нет: картина перед нами спокойная, тон автора эмоционально нейтрален. В словах "свет небес. и блестящий снег" она уже есть: перед нами не цвет, а свет, живой и переливающийся. Наконец, в словах "саней далеких одинокий бег" - картина не только живая, но и прочувствованная: "одинокий бег" - это уже ощущение не стороннего зрителя, а самого лирического героя, и это уже не только восторг перед "чудным", но и грусть среди безлюдья. Наблюдаемый мир становится пережитым миром, из внешнего превращается во внутренний.

Мы даже не сразу замечаем, что перед нами восемь строк без единого глагола (только восемь существительных и восемь прилагательных!), настолько отчетливо вызывает оно в нас движение - и движение чувства, в первую очередь.

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит… [21, с.25]

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Не буди ж ты ее, не буди.

На заре она сладко так спит!

Средь кленов девственных и плачущих берез

Я видеть не могу надменных этих сосен;

Они смущают рой живых и сладких грез,

И трезвый вид мне их несносен… [21, с.74]

Я долго стоял неподвижно,

В далекие звезды вглядясь, -

Меж теми звездами и мною

Какая-то связь родилась. [21, с.144]

Когда на серый, мутный небосклон

Осенний ветер нагоняет тучи

И крупный дождь в стекло моих окон

Стучится глухо, в поле вихрь летучий

Гоняет желтый лист и разложен

Передо мной в камине огнь трескучий, -

Тогда я сам осенняя пора:

Меня томит несносная хандра… [20, с.30]

И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды.

Здесь жизнь до весны умерла,

До весны опустели сады.

Я на даче один. Мне темно

За мольбертом, и дует в окно. [5, т.1, с.194]

2. Основные объекты олицетворений в лирике А.А.Фета

В безмолвии садов, весной, во мгле ночей,

Поет над розою восточный соловей.

Но роза милая не чувствует, не внемлет,

А под влюбленный гимн колеблется и дремлет.

В лирике Фета существует устойчивая ассоциативная связь: женщина – цветок – гармония. Каждый опоэтизированный им цветок символичен, и с определенным цветком ассоциируется конкретная женщина, например, графиня С.А.Толстая – с резедой. [14, с.155]

Но знаю, в воздухе нагретом,

Вот здесь со мной,

Цветы задышат прежним летом

Желтеет древесная зелень,

Дрожа опадают листы…

…лишь тополь дальний

Все грезит в вышине, и ставит лист ребром,

И зыблет, уловя денницы блеск прощальный,

И чистым золотом, и мелким серебром…

Лист клена отличается и необычной формой, и багровым осенним цветом, который рождает параллель: кленовый лист – сердце:

И болью сладостно-суровой

Так радо сердце вновь заныть,

И вновь краснеет лист кленовый,

Что, жизнь любя, не в силах жить… [14, с.158]

Образы леса и сада как бы противопоставлены в поэзии Фета. Лес – естественная природа, сад – творение рук человека. И если в лесу человек – гость, то в саду он хозяин. В саду два главных образа: соловей и роза, и это делает сад храмом любви, в котором зарождаются чувства, возвращаются воспоминания о детстве:

Приветствую тебя, мой добрый, старый сад,

Цветущих лип цветущее наследство!

С улыбкой горькою я пью твой аромат,

Которым некогда мое дышало детство.

Распахни мне объятья твои,

Густолистый, развесистый лес…

Заключение

Олицетворение как художественный прием широко использовалось в античности, в славянской мифологии. Это было связано с верованиями древних, с их убеждением в божественной сущности таких явлений природы, как солнце, небо, ветер, дождь. Чувствуя свою зависимость от природных явлений, человек стремился приблизить их к себе, ощутить родство и общность с ними.

В лирике Фета есть особенно дорогие ему, а потому особенно часто встречающиеся образы: весны, солнца, ветра, леса, сада, цветка, дерева, листа… Каждый из этих образов многомерен, может включать в себя разные смыслы, вызывать целый ряд ассоциаций, отражать разные настроения лирического героя.

Список литературы

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. –М., 1995.

Ачкасов А.В. Проза жизни в поэзии Фета //А.А.Фет Проблемы изучения жизни и творчества. - Курск, 1998.

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975.

Бунин И.А. Собрание сочинений: В 9 т., -Т. 1, 6. - М.: Художественная литература, 1966.

Бухштаб Б.Я. А.А.Фет. Очерк жизни и творчества. Изд.2, - Л., 1990.

Генералова Н.П. 25 лет спустя. Итоги крестьянской реформы 1861 года в переписке А.А.Фета с Н.П.Семеновым // Афанасий Фет и русская литература. – Курск, 2005.

Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. - М.: ЭКСМО, 2002.

Кожевникова Н.А. Метафоры А.Фета //А.А.Фет и русская литература. - Курск – Орел, 2000.

Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии Х1Х в.: развитие стиля и жанра. –М.: Современник. 1978.

Константинова С.К. Олицетворения в творчестве А.А.Фета // А.А.Фет. Проблемы изучения жизни и творчества. - Курск, 1994.

Кулешов В.И. История русской литературы Х1Х века. - М., 1997.

Маймин Е.А. Афанасий Афанасьевич Фет. - М.: Просвещение, 1989.

Михеичева Е.А. А.Фет – И.Бунин. К проблеме интертекстуальных связей //А.А.Фет и русская литература. Курск – Орел, 2000.

Сухова Н. Дары жизни. Книга о трех поэтах (А.А.Фет, Я.П.Полонский, А.Н.Майков). - М., 1987.

Фет А.А. Стихотворения. - М.: Художественная литература, 1970.

Фет А.А. Стихотворения. - М.: Художественная литература, 1976.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публикация представляет собой описание работы по созданию стихотворений.

Творческий проект (предмет литература). Методические рекомендации.

Классификация проектов по характеру доминирующей деятельности (поисковый, исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный);

Особенностью творческого проекта является то, что он не имеет детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (например, собственный сборник стихов).

Рассмотрим конкретный пример.

Я начала писать стихи осенью 2015 года, но моё первое стихотворение было написано в 6 лет, когда я пошла в первый класс. Это было самое яркое событие в моей жизни, которое вдохновило меня на творчество.

Как и все дети, я любила слушать сказки в детстве, когда их читала мама. Потом я научилась читать сама. И первым поэтом стал для меня Сергей Есенин. Я думаю, что его поэзия очень близка мне, потому что она о природе, о Родине.

Цель проекта:

- представление своего творчества

- создание поэтического альбома

2) написание собственных стихотворений;

3) анализ собственных стихотворений;

4) оформление результатов в виде поэтического альбома

Практический результат: поэтический альбом

Актуальность проекта в том, что он формирует умения и навыки, необходимые человеку 21 века: самовыражение, коммуникативные умения, творчество, любознательность.

Основополагающий вопрос: Как рождаются стихи?

Читайте также: