Как можно в школе улучшить подготовку к творческой деятельности

Обновлено: 04.07.2024

Период обучения в школе является самым благоприятным для развития у учащихся творческих способностей. Для этого требуется создание в процессе обучения благоприятных условий для формирования творческих способностей детей в разных направлениях, включая художественное, музыкальное, техническое и т.д.

  1. Физическое и интеллектуальное развитие ребенка.
  2. Создание обстановки, способствующей развитию ученика.
  3. Самостоятельное решение ребенком поставленных задач, применение для этого всех своих знаний и возможностей.
  4. Свобода выбора деятельности, чередование нагрузки и характера выполняемых работ.
  5. Оказание помощи в затруднительных моментах, выраженной в подведении учащегося к правильному решению, а не в принятии решения за него.
  6. Поощрение творческих начинаний и увлечений ребенка.

Для развития у учащихся творческих способностей только созданием благоприятных условий в школе и на занятиях не обойтись. Для осуществления развития творческого потенциала у школьников необходимо рассмотреть следующие действия:

  • Включить в воспитательную программу образовательного учреждения факультативные занятия, подразумевающие развитие у школьников творческих способностей.
  • Применять методы и формы работы с детьми, способствующие развитию их творческого потенциала.
  • Организовать работу с родителями, выработать алгоритм взаимодействия педагогов, учащихся и родителей в рамках осуществления творческой деятельности.

Для воспитания творческой личности в школе необходимо уделить внимание тем методам организации образовательного процесса, которые направлены на формирование у школьника умственной активности, трудолюбия и смекалки, мотивируют ученика на самостоятельные поиски знаний, требуемых для достижения поставленной цели.

Способы развития творческих способностей у школьников

Характер работы, направленной на развитие творческого потенциала у детей, может видоизменяться в зависимости от ситуации. Давайте рассмотрим методы развития творческих способностей у детей в разных обстоятельствах.

Развитие творческих способностей на уроках

Также учителем могут быть использованы методы проведения дидактических игр и приемов, творческие задания, направленные на формирование у учащихся творческого мышления и развитие познавательного интереса.

В целях развития творческих способностей учащихся на уроках в школе широко используются компьютерные технологии, позволяющие привлечь внимание учащихся и сделать занятие более интерактивным.

Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности


Организация и проведение внеурочных мероприятий в школе положительно воспринимается детьми, позволяет им раскрепоститься и применить свои творческие способности на практике.

К внеурочной творческой деятельности относятся тематические недели, организация экскурсий, праздничные мероприятия, творческие состязания.

В процессе проведения внеклассных творческих мероприятий учащийся становится непосредственным участником педагогического процесса, развивает и формирует навыки и способности построения личностных взаимоотношений и организации совместной деятельности с учителем и коллективом.

Развитие творческих способностей на кружках и факультативах

Кружковые занятия являются самым благоприятным способом развития творческих способностей учащихся.

Предметные кружки вызывают у учащихся интерес к учебной дисциплине, развивают кругозор школьника, способствуют приобретению учеником навыков самостоятельной работы, повышают уровень знаний по предмету.

Принимая участие в театральных постановках, викторинах, литературных гостиных, играх-соревнованиях, у учащихся активно развивается воображение, фантазия и память.

Творческие способности учащихся необходимо развивать, чтобы воспитать всесторонне развитую личность, имеющую свою точку зрения и способную ее аргументированно отстоять. Благодаря творческой деятельности развивается эмоциональный фон школьника, мышление и самосознание. Именно к этому и стремится образование!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лицей №273 им.Гладышевой Л.Ю.

Каждый год школа открывает двери для новых учеников. Родители, отдавая своего ребенка в первый класс, надеются, что школа не только научит, но и разовьет их творческие способности.

В наше время, время перемен, стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Именно школа готовит детей к жизни. Важнейшей задачей школы является создание условий для развития творческих способностей учащихся. Сегодня многие педагоги нашего лицея осознают, что истинная цель обучения – это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.

Перед педагогическим составом школы стоят задачи:

создание максимально-благоприятных условий для интеллектуального развития, нравственного и физического развития учащихся, для реализации их личных творческих способностей в процессе учебной деятельности;

стимулирование творческой деятельности учащихся;

обеспечение максимально благоприятных условий для личностно-ориентированного развития детей;

создание всем обучающимся условий раскрыть свои таланты в различных направлениях.

В средней, а зачастую и в старшей школе сам ребенок не осознает своих возможностей, не определены перспективы его развития. И это беспокоит как самих учеников, так и их родителей. В раскрытии ребенка как личности может помочь опыт учителя, который видит ученика на каждом уроке в различных ситуациях.

Как определить есть ли у ребенка творческий потенциал? Ведь творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческий потенциал ученика можно определить по следующим признакам:

оригинальность в решении поставленных задач;

целенаправленность в выборе видов деятельности;

интенсивность умственного труда.

Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специально организованного процесса обучения и воспитания, коррекции содержания учебных программ, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности. Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание оптимальных условий для развития каждого обучающегося в различных видах трудовой деятельности. Учителя на всех уроках целенаправленно работают с одаренными учениками: индивидуальные задания, участие в олимпиадах, работа над проектами и их защита, участие в конференциях и т.д., стремясь учить ребенка целенаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания и навыки. При этом их уроки отличаются разнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Это побуждает детей к творческой деятельности.

Одним из вариантов развития творческих способностей обучающихся являются дополнительные (элективные) часы в учебной программе.

Цели данного курса:

поддержка талантливых и одаренных детей;

целенаправленная подготовка школьников к жизни в информационном обществе;

оказание помощи школьникам в овладении компьютерной грамотностью.

Эти уроки отличаются от обычных уроков, т.к. в этих группах собираются ученики, увлеченные данным предметом. Поэтому и атмосфера на занятиях свободная и радушная, что благоприятствует раскрепощению подростка. Ведь именно в такой обстановке, как утверждают психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

Процесс обучения протекает с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности обучающихся. В одних случаях он носит характер подражательный, в других- поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат- уровень приобретения знаний, умений и навыков. Во время занятий учащиеся общаются и разбирают работы, которые создаются всеми детьми. Видя труды ребят, которые более подготовлены к работе с изображениями (это обычно учащиеся художественных школ), интересуются, как были созданы те или иные рисунки. Так шаг за шагом они усваивают навыки работы с графикой, развивая свои творческие способности. От урока к уроку эти умения становятся устойчивыми.

Развитие творческих способностей школьников не может происходить бес постановки и решения самых разнообразных задач. Задача-это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли.

Приобретенные знания и умения при изучении такого курса помогут и в выборе будущей профессии.

Чтобы показать, где и как в будущем могут быть применены эти знания и умения, имеется возможность принимать участие в конкурсах по компьютерной графике, проводящихся на базе различных вузов. На этих конкурсах происходят встречи с преподавателями вузов, которые рассказывают о факультетах и специальностях, которые можно получить, обучаясь в данных вузах. Во время этих встреч прозводиться показ проектных работ студентов.

Такие встречи помогают учащимся школы правильно определить выбор будущей профессии и вуз, в котором можно продолжит свое обучение и развивать свои творческие способности.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют новых подходов в сфере образования. В “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” перед системой образования поставлены новые приоритеты. При этом ведущей является подготовка молодого поколения, готового жить и действовать в информационном обществе, способного адаптироваться в быстро меняющемся социуме, стремиться к творческой преобразующей деятельности и выходу за пределы стандартного опыта.

Готовность к творчески преобразующей деятельности предполагает, что выпускник в условиях меняющейся ситуации способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, построить новый проект своих действий. Все это означает способность человека к рефлексии.

Итак, обозначен ориентир, на который должно быть направлено образование. Становится ясно, что процесс образования должен не столько строиться по типу передачи предметного знания, предметных умений и навыков, сколько создавать условия для формирования и развития способностей ученика к деятельности, самоопределению, рефлексии, мышлению.

В соответствии с этим, политика образовательного учреждения должна быть направлена не столько на передачу учащимся конкретных знаний из различных областей, сколько на обеспечение условий для их самоопределения и самореализации, на гуманизацию, профилизацию и информатизацию образовательного процесса, на реализацию личностного подхода к обучению и воспитанию школьников.

Наше образовательное учреждение постоянно находится в режиме развития. Освоение новых педагогических технологий, информатизация учебного процесса, ранняя профилизация, психологическое сопровождение обучения и воспитания и другие инновации - постоянно в зоне внимания педагогического коллектива.

Принято говорить о достижениях и успехах лицея в том или ином направлении, однако сегодня мы считаем необходимым обозначить ряд проблем:

По направлению “Самоопределение” в лицее созданы определенные условия: существует система работы классных руководителей и педагогов-психологов по этому вопросу.

Однако, система эта касается большей частью профессионального самоопределения, но и при этом носит периодический характер, связанный с разовыми мероприятиями и не затрагивает вопросы творческого и личностного самоопределения.

По направлению “Самореализация” в лицее существует система дополнительного образования, включающая кружковую, секционную, предметную деятельность по нескольким направлениям. Однако, учитывая запросы учащихся, их родителей, требования современного общества необходимо введение таких кружков и секций, как хореографический, компьютерного дизайна, художественная фотостудия, клуб ораторского мастерства/

По направлению “Гуманизация” то есть переориентация на личностную направленность, как процесс и результат развития и самоутверждения личности и как средство ее социальной устойчивости в лицее создаются условия для воспитания гражданина, личностно-ориентированный подход провозглашен в обучении и воспитании. Однако на практике даже личностно-ориентированный подход реализуется ситуативно, а такие проблемы как приобщение к общественно-полезному труду, воспитанию ответственности остаются нерешенными.

По направлению “Профилизация” разработаны локальные акты по профильному обучению, разрабатываются учебные планы с учетом профильной направленности классов. Но нет возможности учесть и удовлетворить потребности всех и каждого, а значит, необходим переход на индивидуальные учебные планы.

По направлению “Информатизация” большое внимание уделяется укреплению материально-технической базы лицея, обучению кадров, информационно-коммуникативные технологии применяются и в обучении и в воспитании. Но с приобретением каждого нового компьютера растет вероятность замены живого общения на работу с машиной, а это ведет к проблемам со здоровьем и учащихся, и педагогов.

  • Технического направления;
  • Физкультурно-спортивного направления;
  • Эколого-биологического направления;
  • Эстетического направления;
  • Художественно-прикладного направления.
  • хореографического кружка;
  • театрального кружка для среднего и старшего звена;
  • художественного конструирования;
  • моделирования.

Миссия нашей школы - воспитание интеллектуально развитой, конкурентоспособной личности, подготовленной к продолжению образования и творчески преобразующей деятельности в социуме через интеграцию личностно ориентированного пространства.

Так каким же должен быть выпускник?

Поиск целевой установки образовательного учреждения связан сегодня не только с осмыслением его предназначения, но и с моделированием образа выпускника. Выпускник должен быть способен к самоопределению и самореализации. Человек, способный к самоопределению, ответственно относится к деятельности, не испытывает неопределенности и дискомфорта, умеет и уважительно относиться к иному, адекватен ситуации, осуществляет неслучайный выбор.

В 2006 году была разработана программа развития лицея, в которой значительное внимание уделено компонентам модели выпускника, сформулированным с учётом компетентностного подхода к воспитанию и обучению.

Для достижения соответствия программы развития, существующих моделей выпускника, реальным потребностям и запросам учащихся и их родителей с одной стороны и возможностям педагогов с другой стороны при подготовке к педсовету мы провели анкетирование среди учащихся и педагогов лицея. Цель анкетирования педагогов: вычленить проблемы, стоящие перед школой в организации процесса подготовки учащихся к творчески преобразующей деятельности в социуме ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

В анкетировании приняло участие 18 педагогов.

1. Педагоги лицея в работе с учащимися считаю важным влияние уровня образования, общей культуры, наличия неблагополучных и малообеспеченных семей, наличия семей, достаточно ответственно относящихся к родительским обязанностям, наличие семей, активно сотрудничающих с лицеем, и выделяют как проблему наличие семей, мало занимающихся вопросами воспитания ребенка.

2. Сегодня в ситуации привлечения родителей к деятельности лицея почти 90 % педагогов понимают важность изучения запросов потребителя.

3. При этом почти 83 % убеждены, что уже сейчас лицей обеспечивает образовательные потребности микросоциума.

4. 11 % из опрошенных педагогов считают, что лицей недостаточно конкурентоспособен и престижен в удовлетворении образовательных потребностей микросоциума.

5. 100 % опрошенных убеждены, что творческий поиск прогрессивных педагогических технологий способствует ли повышению конкурентоспособности лицея

6. Около 40 % опрошенных отмечают высокую степень важности наличия широкого спектра инновационных учебных программ в удовлетворении образовательных потребностей микросоциума.

7. Несмотря на существующие проблемы, 100 % педагогов оценили уровень гуманизации образовательного процесса как высокий и очень высокий.

8. Около 90 % педагогов считают наличие уровневой дифференциации в обучении средством достижения высокого уровня обученности и качества знаний учащихся.

Таким образом, результаты анкетирования демонстрируют недостаточное соотнесение реальных проблем образовательного учреждения с потребностями и возможностями микросоциума ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

По итогам анкетирования учащихся, в котором приняли участие 87 человек

1. 66,6 % считают необходимым для реализации личных жизненных планов получение высшего образования.

2 человека не имеют представления о том, какое образование им необходимо.

2. Задачи, стоящие перед школой, учащиеся ранжировали следующим образом

Задача, которая не представляются детям актуальной:

- обеспечение пребывания в школе в течение полного дня.

Задачи важные для учащихся и нуждающиеся в решении:

- профилактика и предотвращение отклонений в поведении учащихся: курение, хулиганство, сквернословие, распитие спиртных напитков и др.;
- обеспечение, сохранение и поддержка здоровья;
- обеспечение физического развития;
- обеспечение условий для проявления и развития склонностей, способностей;
- обеспечение условий для освоения знаний, умений и навыков высоконравственного поведения;
- обеспечение условий для воспитания самостоятельности и чувства ответственности;
- обеспечение условий для обучения законам и правилам повседневного грамотного общения с людьми;
- обеспечение знания культуры, истории, религии разных народов мира;
- обеспечение знания национальной истории, культуры, религии;
- формирование навыков самостоятельного обучения;
- обеспечение освоения установленного обязательного объема знаний по предметам, в разных предметных сферах;
- предоставление возможности получить как можно больше знаний и умений в разных сферах;
- обеспечение подготовки, достаточной для получения образования более высокого уровня;
- обеспечение условия для освоения трудовых навыков профессиональной деятельности.

Задачи, решение которых необходимо при наличии у школы возможностей:

- обеспечение условий для воспитания законопослушного гражданина;
- обучение правилам и умениям пользования различными бытовыми предметами, инструментами, техникой;
- обеспечение знаний и навыков экологически грамотного поведения.

Надеемся, что взгляд на задачи современного обучения и воспитания глазами детей заставит нас задуматься над способами и методами обучения и воспитания.

На педагогическом совете по теме: “Воспитательная система – как элемент педагогической стратегии лицея №1 им. Н. К. Крупской. Эффективность развития” мы подводили промежуточные итоги работы.

В решении этой проблемы мы находимся на третьем этапе формирования, отработки и совершенствования компонентов воспитательной системы лицея, реализации школьных целевых программ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

(Слайд1) В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Наша задача не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка.

Творчество — это создание чего-то нового, оно вводит человека в атмосферу вечного поиска. Значит, это новые знания – открытия, изобретения, конструирование, решение мудрёных задач, это искусство - стихи, рассказы, песни, музыка, театр, рисование и живопись, лепка, создание новых игр, новых слов и так далее.

(Слайд2) Наши дети много знают, но мало умеют, а если и умеют, то делают это на низком креативном уровне. Поэтому я и поставила следующие цели и задачи:

развивать детскую фантазию, причинно – следственное мышление, языковое чутье, творческое воображение;

развивать умение сочинять рассказы и сказки;

решать сложные проблемные задания;

формировать любознательность;

стремление к познанию нового, неизведанного;

формировать умение мыслить логически, нестандартно;

развивать речь, логику мышление;

повышать мотивацию к самосовершенствованию.

Моя задача – помочь учащимся актуализировать способности, развить их. Я сформулировала для себя следующие правила:

Поощрять сомнения. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми.

Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое.

Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.

Условия формирования творческих способностей:

а) положительные мотивы учения;

б) интерес учащихся;

в) творческая активность;

г) положительный микроклимат в коллективе;

д) сильные эмоции;

е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.

Необходимо раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. На это направлены те упражнения, которые я предлагаю учащимся на уроках и во время внеклассных мероприятий.

Развитие творческих способностей осуществляется на всех уроках и внеклассных мероприятиях.

(Слайд3) Показатели сформированности творческой активности детей

Высокий уровень интереса к урокам

Способность к фантазированию, воображению

Проявление догадливости и сообразительности

Проявление радостных эмоций в процессе работы

Умение преодолевать возникшие трудности

Стремление к оригинальности

Проявление самостоятельности в работе

Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать:

- ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений,

- реализация кружковых занятий по специально разработанной программе,

- вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками;

- дидактические и сюжетно – ролевые игры на уроках и во внеурочно время;

Основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность

Развитие воображения играет большую роль в творческом воспитании личности ребенка. Хочу предложить следующую работу в этом направлении.

Что на что похоже.

Такой вид работы позволяет развивать у детей образное мышление, способствует активизации навыков работы в коллективе.

Оригами: развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях,

знакомит с основными геометрическими понятиями;

улучшает способность следовать устным инструкциям;

расширяет коммуникативные способности;

Чтобы стимулировать творческую активность используются различные методы и приемы.

Метод мозгового штурма. Это метод коллективного решения проблемы. Поиск идей ведется в обстановке, когда критика запрещена и каждая идея, даже шуточная или нелепая, поощряется. Благодаря мозговому штурму нередко возникают новые и оригинальные решения проблемных ситуаций;

Приём.Работа над закрытой картиной.

При работе с закрытой картиной дети погружаются в загадочный мир рисования, приучаются дружной групповой работе, слаженности, распределению обязанностей, развивается фантазия, воображение, прививается бережное отношение к природе.

Мы нарисуем пейзаж родного края по закрытой картине.

На картине есть передний, второй, задний план. На сюжетной картине зима. Что мы должны нарисовать на картине? Верно, много снега. Каким цветом покрасим?

На переднем плане этой картины в самом центре нарисована высокая ель. Ель какого цвета? Чем она покрыта зимой? На ели и около нее птицы. Какие птицы обитают зимой в наших краях? (синицы, снегири, вороны, воробьи, снегири). Верно на нашей картине синицы, снегири, сорока и ворона. Какие цвета нужны для их окраски. Зимой не забывайте подкармливать птиц. Что они любят поесть зимой? На нашей картине на ели висят маленькие корзиночки с ягодами рябины, кусочки хлеба, различные лакомства для птиц. Какого цвета мы покрасим ягоды рябины? Прибежали на новогоднее угощение и 2 зайчика, для них приготовлены морковки и капуста. Какого они цвета? Капуста лежит на пенечке. Какого цвета пенек? Зайчики? Что можно увидеть на снегу? Следы зверей, ягоды, морковь. На ели сидит белка и смотрит в корзину. Что в этой корзине может быть?

По краям переднего плана картины стоят березки. Как вы их нарисуете?

На втором плане картины кустарники. Какого цвета и размера вы их зарисуете?

На заднем плане картины видна деревня. Что можно увидеть издали? Верно, крыши домов и трубы. Чем покрыты крыши домов? Каким цветом нарисуете небо?

Нарисуйте картину по вашему представлению. Затем сравним с закрытой сюжетной картиной.

Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность. Этому способствуют уроки музыки, изобразительного искусства, технологии. Но, такие предметы, как литературное чтение, русский язык, математика имеет тоже немало возможностей для развития творческого потенциала учащихся.

(Слайд4) Формы активизации творческой деятельности

Сочинения и творческие диктанты

Задания с несколькими вариантами решения

На уроках чтения как можно чаще даю учащимся возможность говорить о том, что они чувствовали, переживали во время чтения, говорить о собственном настроении; уметь оценивать поступки героев произведения, отношения автора к описываемым событиям. Оценивая поступки героев прочитанного произведения, ученик должен аргументировать свой ответ. Для развития творческого мышления можно использовать на уроках русского языка и чтения самые разнообразные задания.

подобрать слова сходные или противоположные по смыслу;

придумать сказку, слова, словосочетания;

составить предложения со словами, из данных слов, по картинке, по схеме, со словосочетанием;

составить рассказ по вопросам, по содержанию текста, по картинкам, на основе собственных впечатлений;

нарисовать словесную картинку к рассказу;

озаглавить рассказ, части рассказа; стихотворения

Уроки развития речи

Уроки развития речи – это уроки творчества. На них должна проявляться индивидуальность каждого ученика, развиваться его творческие способности.

Методике русского языка в настоящее время известны различные виды работ по развитию речи, которые успешно используются в школьной практике:

-Изложение. В системе работы большую роль играют изложения. Это и процесс, и вид деятельности, и результат этой деятельности (текст). При работе над изложением не только активизируется пассивный словарь ученика, но в его речь входят новые слова, над значением и употреблением которых проводится в классе определённая работа.

Виды сочинений

По опорным словам

В виде письма друг другу

Математика. Развитие творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности) происходит, к примеру, при выполнении заданий:

Для развития воображения:.

Решение частично-поисковых задач разного уровня.

Слайд № К частично-поисковым задачам можно отнести задания:

на нахождение закономерности;

на нахождение принципа группировки и расположения приведенных слов, цифр, явлений;

на подбор возможно большего количества примеров к какому-либо теоретическому положению;

на нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос;

на нахождение наиболее рационального способа решения;

Решение творческих задач.

“Составь слово”.

Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.

В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока.

Глухой – ф, звонкий -…

Предпоследняя буква в слове “ветер”.

Стоит за буквой Р.

Суффикс в слове “речной”.

Первая буква алфавита.

“Буквенный диктант”.

Ученики не отвечают вслух на вопрос учителя, а молча записывают в тетрадь первую букву ответа. При правильном выполнении задания у детей получается какое-либо слово. (С этим словом можно потом поработать: дать ему определение, составить предложение…).

Как называется часть суток после ночи? (утро – У)

Часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол – Г)

“Четвёртое лишнее”.

Упражнение используется на этапе проверки домашнего задания для развития логического мышления.

Задание: в каждом ряду три слова по определённому основанию связаны между собой, а четвёртое – отличается. Найдите его, ответ обоснуйте.

Корова, медведь, лиса, заяц.

Дуремар, Мальвина, Айболит, Пьеро.

Вычитаемое, уменьшаемое, сумма, разность.

“Ребусы, анаграммы”.

Тренировка быстроты реакции, сообразительности, внимания на этапе изучения нового материала.

Ребусы. Этот вид задания является подготовительным к решению логически-поисковых задач, если в слове присутствуют такие его части, как В, ПОД, НА, НАД, числа и т. д., то можно научить детей подбирать варианты их чтения и разгадывания:

Читайте также: