Литературная гостиная как культурная практика в доу

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Баранова Ирина Алексеевна
Должность: педагог
Учебное заведение: муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад № 195" города Кирова
Населённый пункт: город Киров
Наименование материала: статья
Тема: Литературный час, как элемент социокультурной практики в ДОУ в контексте с ФГОС
Раздел: дошкольное образование

Женя:
Устала. А откуда, дед, Мое ты имя знаешь?
Лесовик:
Я ,Женя, знаю все в лесу, Ведь я хозяин тут, Как собирать с цветов росу И как тебя зовут. Что это у тебя в руках?
Женя:
Кувшинчик.
Лесовик:
Давай меняться, получай Ты - дудочку-сопелку, А мне - кувшинчик.
Лень:
Не меняй Кувшинчик на безделку
Женя:
Вот хитрый, дудочка проста, На палочку похожа
Лесовик:
Но ягодки из-под куста В миг выманить поможет. Возьми-ка, песенку сыграй Для земляничек спелых, Все высунутся – собирай
Женя:
Тогда другое дело. Давай-ка дудочку скорей
Лесовик:
А ты кувшинчик мне отдай.
Лень:
Смотри, потом не пожалей
Женя:
А ну-ка, дудочка, играй. Начинает звучать музыка, выглядывают землянички.
Землянички:
Мы румяные подружки На зеленых стебельках На полянках, на опушке, В ямках и на бугорках. Стоит только наклониться И листочки приподнять, Как сердечки наши лица Ты сумеешь отыскать
Женя:
Я столько ягод наберу, Вот мама удивится!
Лень:
Зачем же так шуметь в лесу? Кричать и суетиться?
Женя:
Ой, а во что же собирать Я землянику стану? Кувшинчик-то пришлось отдать.
Лень:
Поверила обману! Я говорила: не давай, Тебя предупреждала. В подол теперь вот собирай, Зачем ты поменяла?
Женя:
Послушай, дедушка, верни кувшинчик, Сделай милость
Лесовик:
Ты плачешь, Женя? Улыбнись! Что у тебя случилось?
Женя:
Никто меня не напугал, Я просто заревела. Ведь мой кувшинчик ты забрал, Что без него мне делать? Лишь стала дудочка играть, Здесь стало столько ягод! Во что теперь их собирать? Мне мой кувшинчик надо!
Лесовик:
Ну, коли так, то забирай. Обмен не состоится. Но ты мне дудочку отдай И перестань сердиться.
Женя:
Но если дудочку верну, И песня оборвется, Под листья ягоды нырнут, Вновь их искать придется.
Лесовик:
Ах так, тебе нагнуться лень?
Лень:
Иди отсюда, старый пень, Не приставай к девице
Лесовик:
Верни мне дудочку мою И собирай, как знаешь
Женя:
Я поучений не терплю, А может поменяешь Ее еще на что-нибудь? Возьми-ка с джемом блинчик
Лесовик:
Тогда про дудочку забудь, Меняю на кувшинчик
Женя:
Ты тоже, дедушка, хитрец. Во что я ягоды сложу?
Лесовик:
Дай дудочку. Я ухожу.
Женя:
Ушел и дудочку забрал. Самой искать придется
Лень:
Что, убедилась? Дед – нахал, Он над тобой смеется. Не огорчайся, мой дружок, Забудь про землянику, Приляг-ка на траву в тенек, Часочек отдохни-ка.
Женя:
Да сколько ж можно отдыхать, Лениться, лежа на боку? Я ягоды в кувшин собрать Без этой дудочки смогу! Обиженная Лень уходит. Одна, другая, третья, А вот еще одна, В кувшинчике, заметьте Уже не видно дна. Теперь взгляну я за пенек, Здесь под кустом все соберу. Отличный выдался денек, Как светит солнце по утру! Женя убегает.
Лесовик:
Да, если не лениться, Вся спорится работа. Женя возвращается. Решила возвратиться? Знать, потеряла что-то?
Женя:
Вернулась попрощаться С деревьями, с цветами. Протягивает Лесовику кувшинчик. Я не хочу меняться, Прими его на память.
Лесовик:
На дудочку, возьми-ка.
Женя:
Спасибо, но не надо, Тебе за землянику Дарю его и рада, Коли тебе подарок пришелся по душе.
Лесовик:
Что, просто так, задаром?
Женя:
Да. Мне домой уже пора. И мама звонко Зовет меня с опушки Женя убегает, Лесовик машет вслед.
Лесовик:
Вот славная девчонка, До новых встреч, подружка! КОНЕЦ

Оценить 1618 0

Культурная практика

ст. воспитатель Литвинова Н.В.,

воспитатели: Козлова А.Ю., Шикина И.А.

Жизнь современного человека очень динамична, и прогресс, во многом облегчающий жизнь, порой лишает нас самого главного - необходимости думать, анализировать, размышлять, фантазировать и творить. Современным детям очень важно уже в раннем детстве научиться быть творцами и изобретателями, не пользоваться готовым решением, а искать новый неизведанный путь!

Для этого необходимы особые культурные практики ребенка, обеспечивающие активную и продуктивную образовательную деятельность. Это – разнообразные, основанные на интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, способы самоопределения и самореализации, апробация новых способов и форм деятельности в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов. Культурные практики в ДОУ основаны на взаимодействии ребенка со взрослыми.

На протяжении дошкольного детства одной из задач образовательной деятельности является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами.

С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Литература расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

За последние десятилетия наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности.

Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах.

В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.

Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.

Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок.

Н.С. Карпинская считает, что в рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Результаты анкетирования родителей детей старшей группы свидетельствуют о том, что большинство родителей считают важным приобщение ребенка к художественной литературе. Среди способов развития интереса к чтению ими были выделены следующие: чтение вместе с ребенком, заинтересованность книгой, покупка новых книг, чтение каждый день.

Однако, родители признают ограниченность во времени для семейного чтения из-за загруженности. У 7 семей (30%) чтение осуществляют перед сном ребенка. 9 % родителей читают своему ребенку каждый день. 48% родителей читают только по просьбе ребёнка. Выявлены семьи (4%), в которых читают редко, больше внимания уделяют семейному чтению, когда ребёнок болеет дома.

43% родителей отметили, что нуждаются в помощи при выборе детских книг, подборе художественной литературы по возрастным категориям, методике проведения чтения, формировании традиций семейного чтения.

Литературная гостиная - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение взрослых и детей на литературном материале.

Вид культурной практики: литературная гостиная.

Цель – повышение интереса детей к восприятию художественной литературы, совершенствование их познавательной и речевой активности на материале любимых произведений, в том числе и произведений устного народного творчества.

- поддерживать и развивать детскую эмоциональность, интерес, любознательность к произведениям художественной литературы;

- активизировать речевое и мыслительное творчество детей;

- воспитывать у старших дошкольников позицию активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации;

- повышать психолого-педагогической компетентность родителей по вопросам ознакомления детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой.

Образовательная деятельность с детьми

Взаимодействие с родителями

Способствовать возрождению традиций домашнего чтения и эмоциональному объединению семьи вокруг книги.

Продолжать учить детей эмоционально и выразительно передавать содержание стихотворных текстов.

Развивать способность слушать и запоминать произведения малых форм поэтического фольклора, эмоционально реагировать на их содержание, следить за развитием сюжета.

Создавать благоприятную среду для детских игровых и юмористических вариаций фольклорных текстов.

Привлечение родителей к пополнению выставки произведений малых форм поэтического фольклора, заучиванию их с детьми

Закрепить знание детей о жанровых особенностях, названиях русских народных сказок, их характерных героях.

рассматривание иллюстраций к сказкам

Привлечение родителей к пополнению выставки русских народных сказок

Познакомить детей с биографией Н.Н. Носова и его произведениями.

Развивать воображение, речь детей с помощью художественного слова.

Привлечение родителей к пополнению выставки книг Н.Н. Носова

Познакомить детей с биографией С.Я. Маршака и его произведениями.

Способствовать обогащению литературного опыта детей.

Привлечение родителей к пополнению выставки книг С.Я. Маршака

Продолжать учить детей эмоционально и выразительно передавать содержание стихотворных текстов

Привлечение родителей к пополнению выставки произведений поэтов о весне.

Программное содержание: закреплять знания детей о прочитанных ранее произведениях. Выявить представления о жанровых особенностях сказки, создать радостное настроение.

Ход проведения

Выходит воспитатель – Волшебница сказок

Волшебница сказок: - Здравствуйте! Здравствуйте! Как у вас дела?

В гости вас давно ждала.

Без вас даже сказка заскучала

Похлопаем в ладоши для начала!

В мире много сказок –

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться,

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится,

Под музыку из-за ширмы появляется сказочная кукла – Бабушка-Рассказушка

Бабушка-Рассказушка: - Я – Бабушка-Рассказушка,

Я сочиняю сказки

Для маленьких детей.

Здравствуйте, ребята. Здравствуй, Волшебница сказок. Куда перенесла меня волшебная палочка?

Волшебница сказок: - Здравствуйте, уважаемая Бабушка. Вы попали в детский сад к детям, которые очень любят сказки.

Бабушка-Рассказушка: - Сказки любят все на свете,

Любят взрослые и дети!

Сказки учат нас добру

И прилежному труду,

Говорят, как надо жить,

Чтобы всем вокруг дружить!

Я очень рада. Я объявляю праздник сказок! И узнаю, как вы любите и знаете сказки.

Бабушка-Рассказушка предлагает детям отгадать сказочные загадки.

9. Тянут потянут

Волшебница сказок: - Ну как наши дети знают сказки?

Бабушка-Рассказушка: - Да молодцы, ребятки!

Бабушка предлагает детям отгадать, из какой сказки предмет.

А что это у меня в руках? (Волшебная палочка). В каких сказках она встречается? ("Золушка") А эти предметы как называются и из какой они сказки?

Молодцы, дети! Всё-то вы знаете. А я вот притомилась немного, подвигаться хочу. Давайте немного разомнёмся. Я игру про медведей знаю, вы за мной произносите слова и выполняйте движения.

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили,

Вот так, вот так, вот так, вот так.

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так, вот так, вот так.

А потом они плясали,

Выше ноги поднимали,

Вот так, вот так, вот так, вот так.

Волшебница сказок: - Поиграли, размялись, а теперь присаживайтесь. Сейчас я произнесу фразу:

Бабушка-Рассказушка: - И с этим заданием вы справились!

Волшебница сказок: - А со следующим заданием справитесь?

Бабушка-Рассказушка: - Молодцы! А сейчас я взмахну своей волшебной палочкой, и вы больше не сможете говорить – а будете только двигаться.

- Только в лес мы пришли, появились комары.

- Вдруг мы видим у куста птенчик выпал из гнезда.

Тихо птенчика берем и назад в гнездо несем.

Мы лисицу обхитрим, на носочках побежим.

- Лесорубами мы стали, топоры мы в руки взяли.

И руками сделав взмах, по полену сильно – БАХ!

- На болоте две подружки, две лягушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались,

Лапками шлепали, лапками хлопали

Лапками вместе, лапками врозь, лапками прямо, лапками вкось,

Лапками здесь лапками там, что за шум и что за гам!

Молодцы, ребята! Я вижу, что вы знаете и любите сказки. Я приготовил для вас подарок. (из красочно оформленной коробки достает конфеты и угощает детей) Спасибо, ребята, с вами было интересно. Но мне пора. До свидания!

Волшебница сказок: - Наше путешествие по сказкам подошло к концу! Я думаю, что вы еще больше полюбили сказки!

Программное содержание: познакомить родителей с опытом организации семейного чтения; поощрять их стремление развивать у ребенка интерес к чтению; познакомить с литературными играми как средством вовлечения детей в чтение художественных произведений; наметить пути дальнейшей совместной работы по организации литературного образования дошкольников.

Материалы и оборудование: видео с записью речи детей, запись песен из сказок, памятки для родителей, выставка книг – малышек, изготовленных родителями, список литературы, рекомендуемой для чтения детям, презентация, портреты детских писателей.

Форма проведения: круглый стол.

Участники: воспитатели, родители.

Подготовка к собранию:

2. Подготовка выставки детской литературы;

3. Выставка книг- малышек, изготовленных родителями;

4. Подготовка буклетов по теме собрания.

План проведения

1. Вступительная часть.

4. Знакомство с результатами анкетирования

8. Решение собрания

Ход проведения

- Сегодня символ обсуждаемой темы — детская книга (кладет ее на куб в центре комнаты).

Задание родителям: Встаньте от книги на такое расстояние, которое продемонстрирует вашу близость или отдаленность по отношению к теме встречи. А затем одной фразой объясните выбранное вами расстояние.

Родители выполняют здание.

- Желание провести семейную гостиную на эту тему возникло неслучайно: современные дети просят нечасто взрослых почитать им, а родители предпочитают вместо чтение книг, просмотр мультфильмов и компьютерные игры.

- Все мы хорошо знаем, как важно в дошкольном возрасте развить речь ребенка: сделать ее чистой, правильной, богатой; научить ребенка внимательно слушать и воспринимать информацию, точно и доступно выражать свои мысли. Это обязательное условие успешного обучения в школе, взаимодействия с окружающими, карьеры в будущем.

Одним из важнейших средств для достижения этой цели является чтение.

Вы не только должны как можно чаще читать детям, но и беседовать с ними по содержанию прочитанного; задавать вопросы, обсуждать поступки героев, отмечать художественные средства выразительности, обращать внимание на бережное отношение к книгам.

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький, крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите имя её.

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Появилась девочка в чашечке цветка.

А была та девочка чуть больше ноготка.

Хозяина сделал богатым.

Но жить он не может

Без красных сапог,

Ну что, догадались, ребята?

У отца был мальчик странный,

На земле и под водой

Искал он ключик золотой.

Прямо из деревни

К царю и царевне.

И за что, не знаю,

(По щучьему велению)

Он, конечно, самый главный

Он в огромной синей шляпе

Неумеха и растяпа.

- Перед нашей встречей мы проводили анкетирование с целью выяснить, какое место в вашей семье занимает книга.(результаты анкетирования)

- Если в доме много книг, если они являются предметом уважения и любви и вокруг себя малыш видит читающих, а то и слышит чтение вслух, интерес к напечатанному слову, конечно, у него возникнет, и будет расти.

Родители делятся опытом на заданную тему.

- Детство уходит, а вот книги остаются с нами навсегда. Чтобы они стали постоянными спутниками жизни наших детей, можно предложить различные литературные игры.

Выставка книжек – малышек, изготовленных родителями вместе с детьми.

Родителям предлагается проект решения собрания.

- Наша встреча подошла к концу. Благодарю взрослых и детей! Пусть чтение станет самой сильной привязанностью.

Слайд 2. С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В основу реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подход в педагогике. Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья. Условием реализации культурологического подхода в педагогике является диалог культур – личностной культуры ребенка и педагогической культуры воспитателя, специалиста.

Слайд 4. Субъектами культурно-образовательной среды дошкольной образовательной организации являются все участники образовательного процесса: воспитанники, родители, педагоги.

Характерной особенностью нашего времени является усиление
культурологических основ образования. Как подчеркивается в работах Т.Б.
Алексеевой, Е.В. Бондаревской, Н.Ф. Головановой, Н.Б. Крыловой,
современное образование ориентировано на наиболее полное культурное
развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию,
самосовершенствованию и самореализации в обществе.

Слайд 6. Существует несколько видов культурных практик:

1. Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.

2. Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми.

В ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает

4. Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия)—форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

5. Сенсорный и интеллектуальный тренинг— система заданий преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.

7. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

Слайд 7. Культурные практики организуются во второй половине дня и ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

Содержание дошкольного образования выстроено в соответствии с
актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их
взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным
искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, предметным
и социальным миром, игровой, бытовой и двигательной культурой. Такое
широкое культурно-образовательное содержание становится основой для
развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения
индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях
дошкольного детства.

Слайд 8. По мнению Н.Б. Крыловой, к культурным практикам можно отнести все разнообразие социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, исследовательских, практических, художественных способов действий, которые предпринимает дошкольник в своем опыте самостоятельно или при поддержке воспитателя и взаимодействии с ним.

Слайд 9.

Примерные виды и формы культурных практик

Возраст детей

Культурная практика

Виды и формы работы

Младший дошкольный возраст

Совместная игра воспитателя с детьми

Старший дошкольный возраст

Совместная игра воспитателя с детьми

В старшем дошкольном возрасте добавляются: Игры – экспериментирования могут перерастать в режиссерскую или сюжетно- ролевую игру. Театрализованные игры (кукольный театр, настольный театр, театр теней, театр марионеток и т.д.)

Младший дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте добавляются:

— студийная, кружковая работа — творческие проекты

Все возрастные группы

Старший дошкольный возраст

Чтение художественной литературы

— группировка произведений по темам — длительное чтение — циклы рассказов — чтение периодической печати (на примере ознакомления с детскими журналами)

Слайд 10. Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям.
Культурные практики на основе инициатив самих детей. Это
самостоятельная детская деятельность, которая протекает как
индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.

В детском саду атмосфера свободы выбора, творческого обмена и
самовыражения создается воспитателем. Его цель возбудить интерес детей к
участию в ситуациях выбора, желание делать и самостоятельно осуществлять
индивидуальный или коллективный выбор деятельности с учетом интересов
и склонностей.

Культурные практики, инициируемые, организуемые и
направляемые взрослыми. Эти культурные практики направляются
воспитателем на развитие самостоятельной коммуникативной,
исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников и
основываются на поддержке детских инициатив и интересов. Культурные
практики проектируются воспитателем в соответствии с решаемыми
образовательными задачами. Выбор культурных практик связан
непосредственно с содержанием комплексно-тематического планирования
образовательного процесса и направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и деятельности, чувств и позитивной
социализации и индивидуализации дошкольников.

Комплексно-тематическое планирование позволяет органично сочетать
культурные практики, инициируемые педагогом, и свободные культурные
практики, инициируемые детьми. Ценность тематического планирования
состоит в возможности интеграции разного образовательного содержания,
активизации познавательного и практического опыта детей, объединения
детей в увлекательной совместной игровой, познавательно-исследовательской, художественной и практической деятельности.

Проектирование культурных практик предъявляет особые требования к
содержанию и организации образовательного процесса, взаимодействию
взрослых и детей, конструированию предметно-развивающей среды. Они
могут быть реализованы через событийно-творческую направленность
жизнедеятельности дошкольников в детском саду и выбор воспитателем
тактики педагогического сопровождения ребенка с учетом особенностей и
проблем его индивидуального развития.

Проблемный подход к культурным практикам ребенка показывает, что
наиболее целесообразный путь их организации — проектный.Исходным
пунктом проектной деятельности могут служить детские интересы. Темы
проектов в зависимости от интересов детей и задач развития затрагивают
разные сферы действительности и культурные практики.

Следует особо подчеркнуть, что независимо от ведущей
темы, в каждом совместном проекте происходит интеграция детского опыта.
Перед детьми открываются возможности для осуществления культурных
практик познания, совместного творчества, сотрудничества, коммуникации,
эмоционального обмена и взаимной поддержки. В этом проявляется
интегративная сущность культурных практик.

Слайд 11. Инициируемые воспитателем культурные практики предполагают также насыщение детской жизни разнообразными культурными событиями, которые открывают для дошкольников новые грани активности, новое содержание жизни. Эти культурные события дети не могут самостоятельно найти и организовать. К ним относятся проектируемые педагогами тематические детские праздники, в том числе этнической народной
направленности, ярмарки и галереи-выставки детских работ, фестивали,
спортивные олимпиады и конкурсы эрудитов, детские театрализованные
студии, мастерские, музеи, организация культурного досуга и т.п. Участие
дошкольников в увлекательных культурных событиях, инициируемых
воспитателями, не проходит бесследно. Дети начинают активно
воспроизводить их в своей самостоятельной деятельности, прежде всего в своей самостоятельной деятельности, прежде всего в играх, дополняя своей фантазией и новыми деталями. Культурные практики являются естественной частью повседневной жизнедеятельности ребенка.

Слайд 13. Ситуации выбора становятся эффективным средством развития
культурных практик, инициативы и самостоятельности детей, если:
 отвечают интересам дошкольника;
 строятся на принципах постепенного усложнения и расширения круга
проблем, требующих выбора самостоятельного решения;
 обеспечивают нарастание субъектной позиции ребенка в выборе
содержания и средств организации своей деятельности;
 ориентируются на осознание ребенком роста своих возможностей.

Развивающий эффект будет иметь прежде всего такая ситуация выбора,
которая вытекает из потребностей и мотивов самого ребенка, связывается с
его интересами, завершается определенным лично значимым результатом
(познавательным, эмоциональным, практическим, нравственным). Это дает
пищу для познания ребенком своих возможностей. В ситуациях выбора
ребенок всегда проявляет свое личностное отношение к способам и процессу достижения цели.

Слайд 14. По своей методической инструментовке ситуации выбора выступают в образовательном процессе как:
 ситуации, проектируемые воспитателем, в целях развития культурного
опыта, самостоятельности, инициативы, творческого самовыражения
детей;
 ситуации, спонтанно (естественно) возникающие в жизни детей.

Такие ситуации воспитатель превращает в развивающие, создавая условия
для того, чтобы ребенок овладевал новыми для него культурными
практиками, т.е. средствами и способами взаимодействия с миром.
В целом, ситуации выбора могут быть рассмотрены как специально
создаваемая и включаемая в образовательный процесс совокупность
педагогических условий, требующих свободного выбора со стороны ребенка
(Т.И. Бабаева). По мере накопления личного опыта, ситуации выбора
усложняются и требуют от ребенка большей самостоятельности в выборе
решения. Воспитателю не следует спешить с оценкой сделанного ребенком
выбора и подсказывать сразу верный вариант, отметая неудачные, на взгляд
взрослого, варианты выбора. Подлинная самостоятельность и инициатива
формируются у ребенка в процессе проб и ошибок, активного поиска
решения и эмоционального переживания полученных результатов.

Поведение ребенка в ситуации выбора помогает педагогу увидеть, как
он осваивает культурный опыт, насколько самостоятелен и инициативен,
какова общая направленность его активности, насколько ребенок открыт
новому или предпочитает привычные, стереотипные действия.

Слайд 15. Активность культурных практик дошкольников во многом обусловлена позицией взрослого, который поддерживает, стимулирует детские сададолжна быть насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими
детей к свободному выбору, творческой самостоятельности, к
осуществлению культурных форм активности, чтобы каждый ребенок в
соответствии со своими склонностями мог получить возможность для
творческого самовыражения и презентации творческих достижений.

Слайд 16. Самостоятельный опыт культурных практик у современных детей достаточно обширен и разнообразен. Объектом педагогической поддержки
воспитателя становятся такие культурные практики, возникающие по
инициативе детей, как коллекционирование, самостоятельное исследование
и экспериментирование, свободное рисование и создание поделок-самоделок,
самостоятельные объединения детей на основе общих игровых интересов,
фантазирования, тематических импровизаций, ряженья и театральных
постановок, игр-путешествий, совместного сооружения разных объектов и
пр.

Важно внимательно изучать содержание повседневного детского
опыта, детскую субкультуру с позиции осваиваемых в их рамках культурных
практик и оказывать детям соответствующую педагогическую поддержку.
Задача воспитателя своевременно способствовать обогащению
самостоятельной, инициативной, творческой детской деятельности,
поддерживать детские замыслы, помогать распространению в детской среде
успешных индивидуальных культурных практик. Важно активизировать механизмы обмена идеями и взаимного обучения.

Слайд 17. Учитывая это, современному воспитателюнеобходимо хорошо знатьсодержание и реальный культурный контекст свободного общения детей, практикуемые в детском сообществе формы и способы саморегуляции
отношений со сверстниками, а также увлечения и разочарования детской
жизни, чтобы своевременно помочь каждому ребенку в личном опыте
воспроизвести культурные практики. Этому служит открытая позиция
воспитателя,его умение глазами детей взглянуть на события детской жизни,
проявить искренний интерес, готовность поддержать детские замыслы, сочувствовать и соучаствовать в их осуществлении, открыть перед ребенком перспективы нового опыта познания, общения, деятельности и
самоутверждения.

Слайд 18. Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в амплификации детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 8 г. Балашиха

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

для детей старшего дошкольного возраста

Малышева Ирина Николаевна

Пояснительная записка

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и всё человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты отделяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие состояние всей цивилизации.

Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребёнка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребёнок познаёт прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нём закладываются нравственные и культурные ценности.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребёнке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции насыщенными, воспитывает воображение и даёт дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.

Цель: Прививать детям любовь к чтению, положительно влиять на поликультурное развитие дошкольников.

Задачи: 1. Конкретизировать представление детей о книге;

2.Развивать мышление, речь, воображение;

3. Формировать доброжелательное отношение к людям разных национальностей, их культуре и традициям;

4. Воспитывать любовь и уважение к русским писателям, учить беречь книги.

Читайте также: