Литература как часть культуры кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ли­те­ра­ту­ра и фоль­клор

Фор­ми­ро­ва­ние по­ня­тия ли­те­ра­ту­ры

Ли­те­ра­тур­ный ка­нон; ро­ды и жан­ры

Ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ние как нау­ка о Литературе де­лит сло­жив­ший­ся мас­сив литературных про­из­ве­де­ний про­шло­го и на­стоя­ще­го со­от­вет­ст­вен­но различным ас­пек­там струк­ту­ры и функ­ций литературных про­из­ве­де­ний. Тра­ди­ци­он­но Литература под­раз­де­ля­ет­ся на ро­ды ли­те­ра­тур­ные (с XVIII века ут­вер­жда­ет­ся сис­те­ма трёх ро­дов: эпос, ли­ри­ка и дра­ма), а так­же жан­ры. На­чи­ная с эпо­хи ро­ман­тиз­ма в Литературе происходит ин­тен­сив­ный про­цесс раз­мы­ва­ния жан­ро­вых гра­ниц; всё боль­шую эс­те­тическую и со­цио­куль­тур­ную зна­чи­мость при­об­ре­та­ют тек­сты, не имею­щие жан­ро­вой оп­ре­де­лён­но­сти, но так­же по­яв­ля­ют­ся и но­вые жан­ро­вые фор­мы (та­кие как де­тек­тив, на­уч­ная фан­та­сти­ка, фэн­те­зи и т.п.). С раз­ви­ти­ем кни­го­из­да­ния и уде­шев­ле­ни­ем пе­чат­ной про­дук­ции в XVII-XVIII века фор­ми­ру­ет­ся мас­со­вая ли­те­ра­ту­ра, об­ла­даю­щая осо­бым жан­ро­во-те­ма­тическим со­ста­вом, ко­то­рый не ох­ва­ты­ва­ет­ся тра­диционной сис­те­мой жан­ров. Де­ле­ние Литературы на сфе­ры опи­са­ния и ана­ли­за с прак­тической и тео­ре­тической це­ля­ми про­ис­хо­дит так­же по та­ким при­зна­кам, как гео­гра­фи­че­ский (литература боль­ших и ма­лых ареа­лов, например Латинской Аме­ри­ки или Центральной Ев­ро­пы), эт­ни­че­ский и на­цио­наль­ный, хро­но­ло­ги­че­ский (литература раз­ных пе­рио­дов, ис­то­рия отдельных ли­те­ра­тур).

Кон­вен­цио­наль­ность по­ня­тия ли­те­ра­ту­ры

Уни­вер­саль­ные при­зна­ки ли­те­ра­ту­ры

По­пыт­ки най­ти бо­лее кон­крет­ные при­зна­ки литературного про­из­ве­де­ния осу­ще­ст­в­ля­лись в основном по двум ли­ни­ям: вы­яв­ле­ния осо­бых за­ко­но­мер­но­стей внут­рен­ней ор­га­ни­за­ции про­из­ве­де­ния и изу­че­ния его функ­цио­наль­ных осо­бен­но­стей.

Язы­ко­вая при­ро­да ли­те­ра­ту­ры

Ли­те­ра­ту­ра в социо­куль­тур­ном кон­те­кс­те

Рас­смот­ре­ние сло­вес­но­го твор­че­ст­ва в ши­ро­ком со­цио­куль­тур­ном кон­тек­сте по­зво­ля­ет ха­рак­те­ри­зо­вать современную Литературу как от­но­си­тель­но ав­то­ном­ную сфе­ру че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти, как со­ци­аль­ный ин­сти­тут, пред­став­ляю­щий со­бой един­ст­во ав­то­ра (за­ни­маю­ще­го оп­ре­де­лён­ное об­щественное по­ло­же­ние), средств рас­про­стра­не­ния и хра­не­ния литературных про­из­ве­де­ний (из­да­тель­ст­ва, жур­на­лы, пуб­лич­ные биб­лио­те­ки), средств ор­га­ни­за­ции об­щественной ре­ак­ции на пуб­ли­ка­ции (рек­ла­ма, ли­те­ра­тур­ная кри­ти­ка, ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ние) и чи­таю­щей пуб­ли­ки. Ка­ж­дая из со­став­ляю­щих это­го ин­сти­ту­та под­ле­жит различным ви­дам тео­ре­тического и при­клад­но­го ана­ли­за, вклю­чая со­цио­ло­гический и да­же эко­но­ми­че­ский (например, изу­че­ние ста­ти­сти­ки чи­та­тель­ско­го спро­са, чи­та­тель­ских ожи­да­ний и сте­пе­ни их удов­ле­тво­рён­но­сти и т.п.).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Литература как часть культуры

Автор: Дмитриева Оксана Геннадьевна, учитель русского языка и литературы.
Место работы: МКОУ ШР "ООШ №11" с. Введенщина Иркутской области.

В.П. Астафьев

В.Белов.

Валентин Распутин .

«Давайте взглянем прямо в лицо нашей жизни: обшарпанные подъезды, железные двери , решетки на окнах, озабоченные лица, маты, пьянство, тоска безденежья и это продолжается не один год . Молодым людям зачастую некуда пойти: нет бесплатных секций, кружков, а если и есть, то находятся другие причины, чтобы остаться в подъезде и попить пиво.

И порой очень трудно достучаться до сердца наших детей, с какой-то там нравственностью.

Как решить эту проблему в наших конкретных условиях? По мнению известного педагога Л.В. Суровой, педагогика существует не в безвоздушном пространстве и отвечает на вопросы: чему учим, как учим и, когда учим?

Под нравственностью понимается исторически проверенная и не потерявшая своего гуманистического значения система этических норм и ориентиров. Духовность же - это способность бескорыстного, самоценного стремления к абсолютной истине, добру, красоте.

Основные направления работы

Воспитание качеств личности, дающее возможность ее полноценной духовной и практической деятельности в современных условиях( с опорой на духовный опыт народа, переданный нам русской литературой)

Утверждение основ духовно- гражданского национального самосознания, патриотического сознания личности.

Освоение на основах духовного опыта учащихся установленного государственным стандартом объема знаний по литературе.

Создание предпосылки развития корректного мышления, развитие способности триединого сознания действительности (рационального, образно- эмоционального, религиозного).

Содействие здоровому, духовному психическому и гармоническому развитию учащегося, укреплению сознательного отношения к своему здоровью, стремление к здоровому, активному образу жизни и эстетическому отношению к нему.

Первоочередные технологические задачи:

Осознание значения литературы в системе культуры, овладение основами науки через приобретение минимальных знаний об истории ее развития.

Овладение языком предмета и умения мыслить в русле его закономерностей.

Овладение началами творческого мышления, творческого отношения к предмету, умение самостоятельно совершенствоваться во владении предметом.

Средство решения задач – поурочное изучение предмета и расширение форм внеурочной деятельности учащихся.

Массовым представителем культуры сегодня является образование.

Именно в нем есть все – науки, литература, искусство, к которым преподаватель может и должен открыть дорогу. Это и будет образованием человека. Литература как часть культуры, и содержит в себе вечные нравственные и духовные ценности. Для их освоения учащимися преподавателю литературы необходимо выработать свою технологию, свою систему пошаговых действий, которая приведет к желаемому результату: формированию духовно и нравственно развитой личности

Литература существует не в безвоздушном пространстве и несет на себе печать времени. Она - та связующая нить, что соединяет поколения, передает эстафету духовных поисков и идеалов народа. И хотя литература не является прямой иллюстрацией истории, историческая энергия в ней проявляется даже в том, как писатель видит мир. Поэтому началом всех начал на уроках литературы становятся экскурсы в историческое прошлое. При этом необходимо наполнить такие обзорные уроки живым трепетом ушедшей жизни, с ее духовными поисками, победами, поражениями, трагедиями.

Учебник по литературе Ю.В.Лебедева дает такую возможность. Разделы о творчестве отдельных писателей предваряются обобщающими главами, которые дают целостную картину развития литературы 1860-х, 1870-х, 1890-х. годов. Автор показывает непростую взаимосвязь литературного процесса с движущейся историей, существующий между ними напряженный диалог. Прослеживается духовное преображение русского общества на переломных, судьбоносных этапах его истории во всей полноте конкурирующих друг с другом умственных движений, оказавших на литературу сложное влияние и по- своему преломившихся в ней. Поэтому рядом с революционерами – демократами в учебнике представлены либерально-западническая и либерально- славянофильская мысль, религиозно-философские течения. Учебник становится важным подспорьем в решении задачи осознания учащимися причастности литературы к проблемам истории русского народа, дает возможность строить уроки в проблемно-диалогическом плане, что вызывает интерес учащихся.

Например: литература 60-70х годов 19 века - диалог с жизнью.

дать учащимся представление о влиянии истории на литературный процесс и о своеобразном преломлении общественной мысли в литературных произведениях.

продолжить работу по воспитанию исторической памяти.

познакомить учащихся с западниками, славянофилами, революционерами- демократами, сравнить их программы преобразования России и связать борьбу демократии и либерализма с проблемами сегодняшнего дня.

Оформление доски: Слово, слово – великое дело.

1.Россия на переломе. Размежевание сил.

А) борьба вокруг конституции

Б) покушение на царя.

Либералы делились на две группы: западники и славянофилы.

Первые считали: от Петра Россия должна идти путем запада. Вторые –за самобытность, общинное землепользование. Земский Собор.

Знакомство с личностью и биографией писателя, поэта становится вторым важным шагом литературного образования учащихся. И здесь преподавателю важно показать ту питательную среду, истоки, из которых берет начало любое творчество.

Важно донести до учеников, что обретение народной верой, народных основ нарождающейся личности будущего поэта способствовало все его воспитание, весь быт в семье деда по матери Федора Андреевича Титова.

Именно такая словарная работа духовно обогащает внутренний мир учащегося, помогает ему в дальнейшем ориентироваться как в проблематике произведения, так и жизни.

Следующим важным этапом преподавания литературы становится постижение идейного содержания произведения постижение идейного содержания произведения.

Русский характер, русское представление о добре и зле, святости домашнего очага, совести, любви к Родине, жизни в минуты испытаний одним миром, вере, надежде, любви… По- прежнему наши великие классики и современники, по – прежнему наш народ, через свои традиции, говорят с нами об этом. И надо научиться сердцем, слышать их, тогда и дети наши услышат. Тогда не будет проиграна эта борьба за будущее, передовая линия которой, хотим мы этого или не хотим, проходит через наши школы.

Ко времени своего расцвета в 19 веке русская литература (так же, как и философия России) становится одной из главных форм национального самосознания.

Выход на такой значимый интеллектуально-нравственный пик был обусловлен всей историей отечественной литературной и философской мысли, а в обозначенный период взлета для нашей литературы были характерны черты:

Роль русской литературы в культурном и общественном развитии


Государственное служение литературы при Петре I

На столь существенную роль в жизни и самосознании всего общества России литература начала выходить со времен Петра. После ощутимых и значимых побед и успехов 18 века, по словам В.Ключевского, у русского народа появился повод почувствовать себя едва ли не первыми среди европейских народов.

При этом, правда, художники слова не отрываются особенно от прежних традиций и форм.

Екатерининская эпоха и литературное творчество

Романтизм и новые задачи русской литературы

Когда на общественном горизонте оформляются очертания освободительных идей (поначалу общества, затем и человека), роль русской литературы кардинально преобразуется. Сложные условия преследования взывают к росту собственных моральных нормативов, появляются интонации подвижничества, жертвенности и даже мученичества за эти новые гуманистические идеи.

А уже эпоха радикальных социально-политических переустройств Европы подключает к сентиментализму могучий духовный стимул романтизма.

  • Борьба с авторитетами
  • Признание изменяемости мира
  • Ломка миропредставления и понимания человека в искусстве
  • Роль гения и творчества и т.д.

Задачей литературы становится создание нового сильного человека, ее темой – описание его сильных страстей и поисков, содержанием – полная свобода духовных устремлений.

Писателю, равно как и иному творцу, должно заниматься исключительно свободным творчеством, воодушевляясь как реальной жизнью, так и минувшей историей и даже потусторонностью.

Эти романтические идеи наложились в России на небывалый подъем патриотизма и свободы, захлестнувший страну после 1812 года. В русской литературе это отразилось поначалу в явлении свободолюбия декабристов, Пушкина, а затем предстало как коренной перелом 1820-1840 гг.

  • отделения государства от личности
  • создания национальной литературы
  • формирования русского самосознания

Так, уже к переломному периоду, обозначенному Белинским как 20-40-е гг. 19 века, литература России формируется как самобытный феномен, могущий преобладать и уже влияющий на общеевропейскую мысль и литературы Старого Света.

Для самого же литературного творчества нашей страны указанного периода важнейшими становятся функции осмысления и оформления:

  • Мировоззренческие
  • Методологические
  • Общественно-исторические

По мнению советского исследователя литературы В.Кожинова, русские писатели, начиная с Пушкина, реализовывали в свое время задачи, которые в Европе решались в период Ренессанса:

  • Создавался национальный язык и стиль литературы
  • Оформлялось отечественное самосознание
  • Осмыслялась народная жизнь
  • Утверждался и закреплялся в литературе статус суверенности человеческой личности

Литература и философия России как две формы отечественного самосознания

Меж тем, русская литература, став в 19 веке носительницей и выразительницей ценностей и общественных идеалов, обнаружила свое содержательное единство и с русской философской мыслью. Национальная философия, занимающаяся задачами мировоззрения, существенно влияла на все искусство страны, поднимая его интеллектуальный уровень, а искусство (и литература, конечно же) становилось, в свою очередь, распространителем идей самой философии. Но уже с 19 века национальная литература России начинает воздействовать на интеллектуальный труд мыслителей, предоставляя им новые возможности выражения посредством своих художественных форм, поэтических образов и т.д.

Такая двухсторонняя связь этих форм познания оказалась весьма благоприятной и для российского общества, и впоследствии для становления самобытного феномена русской религиозной философии с конца 19 века.

Общность русской литературы и теоретической философской мысли, разумеется, в основном базировалась на главном их принципе – рефлексии как способе самого процесса творчества.

Различия можно было отследить лишь в следующем:

  • В литературе – предметом был филологический факт, и, как следствие, писатель шел по пути конкретики и экстенсивности
  • В философии – это уже факт философский, значит, действовали обобщение и абстракция.

Литературоцентризм отечественной культуры

Русский критик Белинский, серьезно занимавшийся проблемами отечественной литературной школы, выразил даже такую мысль, что художественное произведение, по сути, имеет такое же содержание, что и трактат по философии. Без глубокой содержательной наполненности, по словам Гейне, невозможна и подлинная художественность произведения.

По мысли же Белинского, литература вообще должна была стать формой национального духовного действования с целями реального преобразования всего общества. Роль русского литературного слова снова меняется, теперь это не просто разновидность просвещенного времяпрепровождения, но в главную очередь – распространение и развитие всей отечественной культуры.

Так, уже к середине 19 века литература в России:

  • Повышает свой статус (моральный и социальный)
  • Претендует на роль пророка – смысл самого бытия и жизни человека и т.д.
  • Вступает на пути богоискательства
  • Оказывает влияние на развитие всей гуманитарной мысли в стране – критика, журналистика, эстетика и т.д.

Наша презентация темы:


Именно с этого периода стало возможным говорить об такой общей тенденции русской культуры как ее литературоцентричность, которая, в свою очередь, была вызвана к жизни национальной потребностью собственного осознания, необходимостью изменений в миропонимании и мышлении, требованием общенародного единения в стране.



УДК 82.0(075.8) ББК 83.3(0)я73 Л 843

Рецензенты: кафедра культурологии Московского педагогического государственного университета (зав. кафедрой — доктор философских наук, профессор^2". Ф. Кузнецова)', доктор филологических наук, профессор В. П. Трыков; доктор филологических наук, профессор В. А. Пронин

Луков Вл. А.

В учебном пособии на основе тезаурусного подхода изложена история зарубежной литературы, рассмотрены ее истоки (мифология, фольклор, первые литературные памятники Древнего Востока); жанры античной и средневековой литературы, литература Предвозрождения, Возрождения, барокко, классицизма, Просвещения, предромантизма; охарактеризованы литературные направления XIX в. (романтизм, реализм), направления и течения рубежа XIX—XX вв. (натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм), литературный процесс XX — начала XXI в. (модернизм, реализм, постмодернизм, массовая литература). Проанализировано творчество писателей разных эпох и народов — от Гомера до представителей современной литературы.

Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно также студентам гуманитарных факультетов вузов, институтов культуры, театральных, кино-, теле- и других творческих вузов.

УДК 82.0(075.8) ББК 83.3(0)я73

ВВЕДЕНИЕ

^ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

Литература как часть культуры. Литература (лат. litteratura — написанное, от littera — буква) — совокупность записанных и имеющих общественную значимость текстов; в более узком смысле — только художественная литература, вид искусства. На определенных стадиях в литературу мы включаем существующий в письменном виде фольклор, религиозные, философские, эстетические, документальные, научные и другие тексты. Однако рассматриваться они будут только с той стороны, которая позволяет их отнести к области искусства, т.е. с позиций отражения в них конкретночувственного, образного способа освоения мира.

В рамках культуры велико значение художественной деятельности как древней и фундаментальной ее составляющей. Литература, являясь частью художественной деятельности, обладает самыми существенными признаками искусства, сложившимися при его рождении и сохраняющимися во всех его видах. Это:

тезаурусность — обращение только к материалу, важному для человека (что определяет темы, идеи, проблемы, конфликты, образную систему); включение нового художественного материала только сквозь призму тезауруса уже сложившейся, освоенной прежде системы художественных ориентиров, ожиданий. Это свойство воплощается в диалектике опоры и импровизации (в фольклоре), традиции и новаторства, ожидаемого и неожиданного;

символичность — передача в искусстве только части информации, которая дополняется в сознании воспринимающего. Этим объясняется закономерность множественности интерпретаций и невозможность абсолютно адекватного замыслу понимания произведения искусства, что особенно заметно при его восприятии человеком другой эпохи, национальности, культурного слоя;

суггестивность — способность искусства передавать информацию, воздействуя не только на сознание, но и на подсознание воспринимающего субъекта, и одновременно невозможность восприятия искусства вне измененного состояния сознания;

условность — замещение действительности системой признанных обществом художественных условностей (иносказание, передача объема на плоскости, традиционность и др.);

завершенность — существование искусства в виде отдельных завершенных произведений. Это и свойство восприятия искусст

3



ва, потому даже неоконченные произведения и отдельные фрагменты, чтобы быть воспринятыми как факт искусства, должны отвечать данному признаку (закону композиции);

иммортальность (лат. immortalis — бессмертный, вечный) — стремление к длительному сохранению произведения искусства (основа импровизации в фольклоре; прочные материалы, краски, книгопечатание, ноты и т.д.).

В отличие от других видов искусства литература выполняет особую функцию посредника (медиатора) благодаря словесной форме, т.е. она может соединять художественный и системно-логический способы освоения мира человеком. Это свойство она может придать некоторым синтетическим видам и жанрам искусства — театру, опере, песне и т.д.

^ Специфика литературы. Литература как вид искусства обладает качествами, определяющими ее специфику, в которой помимо словесно-письменной формы в первую очередь обнаруживаются: способность создания в сознании человека воображаемых (виртуальных) миров, как бы реально существующих, не имеющих ничего общего со значками (буквами, иероглифами) на бумаге (папирусе, пергаменте) и, напротив, своей полноценностью (пространство, время, люди, вещи, существа, запахи, вкус, эмоции, законы существования) конкурирующих с действительностью и сном;

способность передавать умственную деятельность человека в ее обусловленности национальными, историческими, социальными стереотипами мышления, определять рефлективные и устойчивые типы реагирования на действительность;

способность в основном сохранять свое содержание при переводе с одного языка на другой, а также при инсценировании в театре, экранизации в кино и на телевидении, превращении в либретго для оперы, балета и даже при пересказе (следует учитывать, что непереводимость или неполная переводимость поэтических текстов объясняется не их литературной природой, а связью с природой музыки); а также способность с помощью слов в большей или меньшей степени передавать содержание и форму других видов искусства.

Все другие виды искусства, если и обладают этими чертами, то лишь отчасти, в виде элементов, без такой степени полноты проявления. Очевидно, это объясняется наличием в литературе особых средств их реализации, к которым в первую очередь должны быть отнесены:

оперирование эмоционально окрашенными понятиями (концептами) на уровне слова;

оперирование идеями на уровне высказывания; оперирование художественными средствами, обеспечивающими перенос и смещение информации: метафора, метонимия, эпитет, сравнение и т.д.

4



Эти средства как система присутствуют еще только в устном народном творчестве (хотя их функционирование строится на иных основаниях). По сравнению с фольклором литература выработала такое специфическое средство, как авторство (авторская концепция мира, человека и искусства, авторская идея, авторский стиль, автор как персонаж и т.д.). Фольклор и литература разошлись и в создании систем жанров.

Всякое художественное мышление жанрово: жанр — наиболее общее средство реализации принципа условности в искусстве. Помимо жанрового мышления литературу с другими видами искусства роднят диалог автора с современниками и писателями предшествующих эпох (интертекстуальность), композиция, ритм (повтор, мотив).

Социологи художественной культуры показали, что по силе воздействия на духовный мир человека литература уступает только театру, в котором она тоже присутствует в виде драматического текста.

^ История литературы как наука. История литературы — один из разделов гуманитарного знания о литературе, включающего философию литературы (т.е. определение целей, задач, ориентиров, онтологию, гносеологию, аксиологию литературы), эстетику литературы (понимание прекрасного), этику литературы (понимание нравственного идеала), социологию литературы, экономику литературы, поэтику литературы, психологию литературы, педагогику литературы, тезаурологию литературы и, очевидно, ряд других областей, причем все эти области пересекаются и не существуют отдельно одна от другой.

История литературы — относительно новая наука, насчитывающая не более двух веков. Однако на протяжении тысячелетий человечество тем или иным образом фиксировало сведения о развитии литературы. Изустно бытовали и записывались легенды о древних певцах, сказителях, мудрецах — Орфее и Гомере, Конфуции и Вальмики, Заратуштре (Зороастре) и Моисее. Во многом на легендах построены и биографии трубадуров (XIII в.), и первая биография Шекспира (Н.Роу, 1709). Реальное, документальное смешивалось с фантастическим, история представала в персоналиях авторов, главное не отделялось от второстепенного.

Третий важнейший источник истории литературы — литературная критика, достигшая больших высот уже к XVIII в.

Чтобы могла появиться новая наука, необходимо было:

5


  1. осознать специфику научного знания как достоверного и проверяемого (сделано в философии и точных науках в XVII —

  1. вв.);

  1. разработать и освоить принцип историзма (сделано романтиками в начале XIX в.);

  2. соединить в анализе данные о писателе и о его произведении (сделано французским критиком Сент-Бёвом в 1820 — 1830-е годы);

  3. выработать представление о литературном процессе как закономерно развивающемся явлении культуры (сделано литературоведами XIX—XX вв.).

определен предмет изучения — мировой литературный процесс;

сформировались научные методы исследования — сравнительно-исторический, типологический, системно-структурный, мифологический, психоаналитический, историко-функциональный, историко-теоретический и др.;

выработаны ключевые категории анализа литературного процесса — направление, течение, художественный метод, жанр и система жанров, стиль и др.

^ Основные литературоведческие методы изучения литературного процесса. Первым из таких методов может быть признан биографический метод, созданный Ш. О. Сент-Бёвом, который трактовал литературное произведение в свете биографии его автора.

К концу XIX в. утвердился сравнительно-исторический метод (в настоящее время компаративистика, основанная на этом методе, переживает новый взлет). Опираясь на положения сравнительно-исторического метода, А. Н. Веселовский разработал идеи исторической поэтики.

В первые десятилетия XX в. огромное влияние на науку о литературе оказал социологический метод, в соответствии с которым

В работах отечественных исследователей (К). М.Лотман и др.) сформировались родственные структурализму системно-структурный и семиотический методы. Крупнейшие структуралисты (Р. Барт, Ю. Кристева и др.) в своих поздних работах перешли на позиции постструктурализма (деконструктивизма), провозгласив принципы деконструкции и интертекстуальности.

Во второй половине XX в. плодотворно развивался типологический метод. В отличие от компаративистики, исследующей контактные литературные взаимодействия, представители типологического метода рассматривают сходство и различие в литературных явлениях не на основе прямых контактов, а путем выяснения степени сходства условий культурной жизни.

К этому же периоду относится развитие историко-функциональ- ного метода (в центре — изучение особенностей функционирования литературных произведений в жизни общества), историкогенетического метода (в центре — обнаружение источников литературных явлений) 1 .



могут и даже должны менять свое содержание. Более того, применяя современную терминологию к разным явлениям, исследователь должен корректировать содержание используемых им терминов с учетом исторического момента. Историко-теоретический метод позволил выявить значительный объем данных, чтобы представить развитие культуры как последовательную смену стабильных и переходных периодов 1 .

Читайте также: