Лирика пушкина план урока

Обновлено: 05.07.2024

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799-1837)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.


УРОК 7
Философская лирика А. С. Пушкина.
Тема жизни и смерти

Тип урока:
комбинированный урок; анализ художественного произведения.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

• Какие произведения называют философскими?
• Когда человек обращается к философским произведениям?
• Как вы понимаете, что такое философская лирика?

Я предлагаю вам создать сегодня на уроке импровизированный поэтический журнал, каждая страничка-стихотворение которого будет не только данью любви к великому поэту, но и плодом ваших рассуждений, раздумий, ассоциаций.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

— Вы, конечно, знаете, что род литературы, основой которого являются чувства, мысли, настроения, переживания, называется лирикой. Лирический образ передаёт выражение чувств и мыслей автора в связи с разными жизненными впечатлениями. Поскольку все явления жизни могут вызвать переживания человека, то и диапазон тем и мотивов в лирике многообразен. В лирических произведениях представлены отдельные мотивы, связанные общей темой.

Поэтическое осмысление мира, человека, смысла человеческой жизни, добра и зла, размышления над проблемами жизни и смерти, сущности человеческой души находят своё отображение в философской лирике. Так принято называть лирические произведения, в которых выражаются мысли и чувства автора о смысле человеческого бытия, о предназначении человека, о его судьбе и о смерти.

Философская лирика Александра Сергеевича Пушкина — это отдельный мощнейший пласт творчества поэта, глубоко личностный, появившийся благодаря переживаниям и размышлениям поэта над собственной жизнью, о судьбах человечества, о соотношении личности и общества, смерти и бессмертия, о любви и искусстве — всё это ярко отразилось в его поэзии.

Стихотворение написано просто, без особых поэтических ухищрений. Оно похоже на отрывок из письма или на продолжение разговора или рассказа. В этом стихотворении использован стиль поздней пушкинской прозы, точный, краткий и вместе с тем необыкновенно выразительный. Конкретные описания перерастают в раздумья о жизни и смерти.

План анализа стихотворения

1. Дата написания. Биографический комментарий.
2. Жанровое своеобразие.
3. Идейное содержание:
а) тема;
б) основная мысль;
в) проблема;
г) эмоциональная окраска чувства.
4. Структура стихотворения:
а) основные образы;
б) тропы;
в) стилистические фигуры.
5. Стихотворный размер. Рифма.
6. Актуальность стихотворения.

8. Словарная работа

9. Аналитическая работа с отрывками
из литературоведческих текстов
(работа в парах, с раздаточным материалом)

Карточка

Пушкин от всех предшествовавших ему поэтов отличается… тем, что по его произведениям можно следить за постоянным развитием его не только как поэта, но вместе с тем как человека и характера…
Пушкин был призван быть первым поэтом-художником Руси, дать ей поэзию, как искусство, как художество, а не только как прекрасный язык чувства… Если б мы хотели охарактеризовать стих Пушкина одним словом, мы сказали бы, что это по превосходству поэтический, художественный, артистический стих,— и этим разгадали бы тайну пафоса всей поэзии Пушкина…
(В. Г. Белинский)

Мы знаем Пушкина-человека, Пушкина — друга монархии, Пушкина — друга декабристов. Всё это бледнеет перед одним: Пушкин — поэт…
Что такое Поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, а потому что он — сын гармонии, поэт.
(А. А. Блок)

• Прокомментируйте высказывание критика В. Г. Белинского о поэзии А. С. Пушкина.
• Как бы вы ответили на поставленный А. А. Блоком вопрос о том, что такое Поэт?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

• Докажите, что представленные сегодня на уроке стихотворения А. С. Пушкина относятся к образцам философской лирики.

VI. Домашнее задание

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с.
Учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов. (вернуться)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тематическое разнообразие лирики А.С.Пушкина

Урок литературы в 6 классе

Автор - Зубарева Е.В., учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №4 пгт Афипского МО Северский район Краснодарского края

Определить с основные темы и мотивы лирики Пушкина

Познакомить с произведениями А.С.Пушкина различной тематики, вызвать интерес к личности и творчеству поэта;

Развивать творческую активность.

Эмоционально настроить учащихся на изучение творчества поэта.

1. Образовательные:

-Познакомить с тематическим разнообразием творчества великого русского поэта;

-Вызывать интерес к русской литературе;

-Развивать навыки выразительного чтения;

-Развивать устную речь;

2. Формирование общеучебных умений и навыков:

учебно-интеллектуальные:
- Уметь анализировать, сравнивать и классифицировать материал;

- Уметь пользоваться исследовательскими умениями (постановка задачи, выбор метода решения, поиск примеров).

учебно-информационные:
- Уметь вести записи

- Уметь планировать свою работу;
- Уметь вникать в смысл учебной задачи;

- Уметь осуществлять самоанализ учебной деятельности.

3. Воспитательные:

- Осуществлять нравственное воспитание, обращая внимание на содержание стихов А.С. Пушкина;

- Включить всех в общеобразовательный процесс, сделав каждого активным участником урока;

- Формировать умение преодолевать трудности

- Развивать интеллектуальные способности.

2. На каждом столе распечатанные стихи А.С.Пушкина: "Телега жизни", "Туча", "И.И.Пущину", "Клеветникам России", "Во глубине сибирских руд", "Дар напрасный, дар случайный", " Я вас любил. ", "К***", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный", "К Чаадаеву", "Зимний вечер", "Пророк" (перечень стихотворений можно варьировать по усмотрению учителя)

3. Аудиозапись песен на стихи А.С.Пушкина

1. Оргмомент. Мотивация.

Просмотр мультфильма "У лукоморья дуб зелёный" (онлайн)

2. Основная часть урока.

Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски

Добро цветет в них, злоба чахнет

В них русский дух ,

В них Русью пахнет!

За Пушкина Руси спасибо

От имени всего народа!

Ведь мы его стихи читаем

Как он писал - без перевода.

Как он писал - без перевода!

Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить на нашем уроке? (Ответы учащихся)

Совершенно верно, речь пойдёт о творчестве А.С.Пушкина - самого известного русского поэта, чьим творчеством восхищаются ценители литературы во всём мире. Главный вопрос, на который нам предстоит сегодня ответить: о чём писал великий поэт, какие вопросы его волновали?

Откройте тетради, запишите число, тему урока: "Тематическое разнообразие лирики А.С.Пушкина".

В начале нашего разговора давайте дадим определение лирике. Как вы понимаете, что это такое? (Ответы учащихся)

Запишем определение в тетради:

Лирика - один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека. Чувства, переживания не описываются, а выражаются. Характерные особенности лирики - стихотворная форма, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер, ясное отражение переживаний лирического героя. Самый субъективный род литературы.

Учитель: Как вы думаете, ребята, почему сегодняшний урок я начала с воспоминаний о сказках А.С.Пушкина? ( Примерные ответы учащихся: потому что в сказках всегда поднимаются очень важные проблемы - противостояние добра и зла, истинность жизненных ценностей, настоящая и показная красота и т.д.)

Правильно. А давайте определим темы, которые раскрыты в пушкинских сказках:

- "Сказка о рыбаке и рыбке" - (Примерные ответы учащихся: о добре и зле, о жадности, о слабости. )

- "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" - (Примерные ответы учащихся: о добре и зле, о зависти, о верности, о настоящей любви. )

- "Сказка о попе и работнике его Балде" - (Ответы учащихся. )

- "Сказка о царе Салтане" - (Ответы учащихся. )

- "Сказа о золотом петушке" - (Ответы учащихся. )

Учитель: Какой вывод можно сделать из всего сказанного? (Примерные ответы учащихся: в сказках А.С.Пушкин пытался изложить основы нравственности, учил различать добро и зло, учил ценить прекрасное.)

Учитель: Но мы знаем, что перу Пушкина принадлежат не только сказки, но и серьёзные произведения для читателей всех возрастов. Сегодня обратимся к его стихотворениям.

У вас на столах листы с распечатанными стихотворениями А.С.Пушкина. Давайте прочтём их. (Выразительное чтение с листа; возможно чтение наизусть заранее подготовленными учащимися)

Учитель: Как вы считаете, ребята, о чём эти стихотворения? (Ответы учащихся. )

Молодцы, вы верно определили темы большинства стихотворений.

А теперь определим, что такое тема, а что такое основная мысль(идея) произведения .(определения записываются в тетрадь)

Тема - это то, о чём(о ком) говорится в произведении.

Основная мысль - вывод, жизненный урок, идея, ради которой создавался текст. Основная мысль передаёт авторскую позицию.

В лирике А.С.Пушкина литературоведы выделяют следующие тематические направления(я назову, а вы запишите в тетрадях):

1. Гражданская лирика - это жанр, в котором поэты описывают свои переживания, рассуждения, мысли, на такие темы, как патриотизм, Родина и ее судьба, государство и гражданский долг. В гражданской лирике не так уж важен художественный размах, сколько важен смысл стиха, общественное дело или событие, которое привело к его написанию. Именно поэтому многие гражданские поэты становились защитниками народа, выражая в своих стихах его дух и стремления.

2. Патриотическая лирика - разновидность гражданской лирики, это призыв к беззаветной преданности своей Родине, бескорыстному служению её и безграничной любви.

3. Любовная лирика - это стихотворения, посвящённые прекрасному чувству любви, тем эмоциям, которые связаны с влюблённостью.

4. Тема дружбы - произведения, посвящённые юности, студенчеству, друзьям.

5. Тема поэта и поэзии - стихотворения, посвящённые размышлениям о роли поэта не только в искусстве, но и в жизни общества.

6. Темы Родины и природы - в этих произведениях показана Россия во всей её красоте и величии с точки зрения её природного богатства. Но не скрыты от глаз поэта горести и беды родной земли.

7. Философская лирика - это размышления о смысле жизни, попытка найти ответ на вопрос: "Для чего живёт человек?".

Я предлагаю вам выполнить небольшую аналитическую работу. Ещё раз перечитайте стихотворения и заполните таблицу:

Учитель: Давайте проверим, что у вас получилось.

-Объясните, как и почему вы распределили предложенные вам произведения. -Какая мысль в стихотворении помогла вам определить его тематическую принадлежность.

-Всегда ли однозначно тематическое определение произведения?

Примерное заполнение таблицы:

Лирический герой готов жертвовать собой во имя Отчизны.

На холмах Грузии

сердце не любить не может

несмотря на безответное чувство, герой желает своей возлюбленной огромной любви.

жизнь бессмысленна без любви.

"Во глубине сибирских руд. "

поэт поддерживает друзей в трудную минуту, не отворачивается от них.

Тема поэта и поэзии

величие и влияние истинного поэта перейдет границы страны и эпохи. Пушкин понял, что что для поэта 2 пути: путь служения толпе и путь служение истине. Каждое слово поэт подтверждает поступками, творчеством, даже самой жизнью.

Нужна высокая цель, идея, во имя которой поэт творит

Темы Родины и природы

"Дар напрасный, дар случайный"

-А какое тематическое направление ближе всего каждому из вас? (Ответы учащихся)

- Как вы думаете, ребята, стихи Пушкина пользуются сегодня популярностью? (Ответы учащихся).

- А в чём, по-вашему, кроется причина этой популярности? (Примерные ответы учащихся: потому что в его стихах говорится о таких темах, которые волнуют людей и сегодня)

Учитель: Действительно, сегодня мы смело можем сказать, что поэзия А.С.Пушкина остаётся популярной и в наши дни. Популярность эта подтверждается тем, что многие его стихи положены на музыку и песни эти мы слушаем с большим удовольствием. Давайте и мы послушаем одну из них (звучит запись песни на стихи Пушкина).

3. Заключительный этап урока

Учитель: Ну вот и подходит к концу наш урок. Давайте подведём итог.

-Какую тему разобрали мы на сегодняшнем уроке?

-Что из изученного ранее вспомнили вы на сегодняшнем уроке?

-Что нового вы сегодня узнали?

-Что понравилось вам больше всего?

-Что захотелось вам узнать после сегодняшнего урока?

Спасибо вам за активную работу на уроке. Наградой за вашу работу станут оценки (объявление оценок).


Урок познакомит с различными художественными приемами, используемыми в поэзии, научить определять стихотворный размер (двусложные размеры стиха).

Описание разработки

Цели:

1. Продолжить знакомство с лирикой А. С. Пушкина ;

2. Познакомить с различными художественными приемами, используемыми в поэзии;

3. Научить определять стихотворный размер (двусложные размеры стиха).

Задачи:

1. Развивать умения восприятия поэтического слова;

2. Работать над выразительным словом.

Оборудование: репродукции портретов А. С. Пушкина; фонохрестоматия.

Ход урока

Рассказ о лицейских годах Пушкина.

Рассказ об одном из лицейских друзей Пушкина.

Чтение стихотворения учителем.

- Какие слова в начале стихотворения передают состояние узника, человека, лишенного свободы?

- Какая картина возникает перед нами при чтении этого стихотворения?

- Какие чувства возникают в душе поэта при виде молодого орла? (орел – птица свободная, созданная для вольного полета)

- Почему поэт сравнивает с себя с узником? (он оторван от родных, друзей, за каждым его шагом следят)

- Какой призыв слышится поэту во взгляде и крике орла? Прочитайте эти строки

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

- Почему стихотворение стало народной песней?

VI. Творческое задание

- Прочитайте стихотворение еще раз и попробуйте проиллюстрировать это стихотворение. Старайтесь передать все чувства и эмоции.

- Посмотрим, у кого что получилось.

Чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником.

IX. Беседа с классом.

- Каким настроением проникнуто все стихотворение? (Стихотворение проникнуто бодрым, радостным, веселым настроением)

- Попробуйте доказать, что стихотворение проникнуто радостным настроением. Можно ли стихотворении выделить части? ( в стихотворении можно выделить две части)

1 - ая часть – обращение поэта к любимой, к другу.

2 - ая часть –воспоминание о вчерашней непогоде и подавленном душевном состоянии.

- Как называется художественный прием, когда одни образы, картины противопоставляются другим?(антитеза)

- Обратите внимание на разнообразие интонационного строя стихотворения. Почему важно при чтении соблюдать паузу между строфами? ( новое душеное состояние или требует показать контрастность настроения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок познакомит с любовной лирикой поэта, с адресатами его лирики.

Никитина Н.П.,

учитель русского языка и литературы

Урок литературы, 9 класс

Тема урока: Любовная лирика Пушкина.

Продолжительность занятия – 1 урок.

Цель урока – знакомство с любовной лирикой А. С. Пушкина, с адресатами любовной лирики поэта.

Задачи урока:

Обучающая: вызвать интерес к личности и творчеству поэта; углубить представление учащихся о любовной лирике.

Развивающая: развивать устную речь учащихся, работать над обогащением словарного запаса.

Воспитательная: воспитывать высокие нравственные и эстетические идеалы.

Эпиграф: Прошли года, пройдут века –

Его любовь осталась с нами.

И так же трепетна строка,

И так же искренне признанье.

Технологии, используемые на уроке:

Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Технология проблемного обучения.

Учебно-методическое обеспечение:

Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. /В. Я.Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. И. С. Збарский/ – М.: Просвещение, 2011.

Косивцова Л. И., Тропкина Л. А.Открытые уроки по литературе 9-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2005.

Коровина В. Я., И. С. Збарский, Коровин В. И. Литература. 9 класс. Методические советы. – М.: Просвещение, 2003.

Шадрина С. Б. Литература. 9 класс. Поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной, И. С. Збарского, В. И. Коровина. – Волгоград: Учитель, 2008.

Оборудование:

Выставка книг с текстами произведений поэта.

Компьютер и мультимедийный проектор.

Музыкальные диски с произведениями:

3. Романс Даргомыжского “Я вас любил…”.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: устный журнал, урок-путешествие по книге, урок-беседа с элементами рассуждения.

Организационный момент.

ПОДГОТОВКА к восприятию нового материала.

Прогнозирование темы урока по иллюстрации (Слайд № 1, портрет

А. С. Пушкина в окружении женщин).

Эпиграф: Прошли года, пройдут века – (Слайд № 4).

Его любовь осталась с нами.

И так же трепетна строка,

И так же искренне признанье.

Обратить внимание на выставку книг произведений А.С. Пушкина.

СТИХИ ПУШКИНА – ЭТО ПОЭТИЧЕСКАЯ ИСПОВЕДЬ ДУШИ ПОЭТА, КНИГА, В КОТОРОЙ ЛЮБОВЬ НАПИСАЛА МНОГО ПРЕКРАСНЫХ СТРАНИЦ. ДАВАЙТЕ ПЕРЕЛИСТАЕМ НЕКОТОРЫЕ СТРАНИЦЫ ЭТОЙ КНИГИ, ЗАГЛЯНЕМ В МИР ЧУВСТВ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА, ОКУНЁМСЯ В МИР ЕГО ПОЭЗИИ.

III. ИЗУЧЕНИЕ нового материала.

1. Знакомство с Екатериной Павловной Бакуниной. (Слайд № 6)

Эти строки из дневниковой записи, сделанной 29.11.1815 г.


2. Знакомство с Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой. (Слайд № 7)

(Тексты стихов розданы перед уроком учащимся).

3) Работа учителя с классом: беседа по вопросам.

– Назовите тему этого стихотворения. (Главная тема стихотворения – это тема любви, грусти по ней и . прощание с нею.)

– Эта же самая строка выражает основную мысль, идею стихотворения. Давайте определим её? (Надежда на лучшие времена в судьбе лирического героя. А надежду эту даёт герою обращение к талисману как к чему-то дорогому, близкому, святому.)

– Как построено стихотворение? (Состоит из пяти строф (четверостиший).

– Какие словесные образы увидели в стихотворении? (Лирический герой со своими переживаниями, воспоминаниями. Образ талисмана, как что-то понимающее состояние героя, готового его оберегать на протяжении всей его жизни.)

– Какие изобразительно - выразительные средства языка помогают подчеркнуть трепетное, бережное отношение к талисману? (Анафора – единоначатие, 1 и 2 строки), риторическое обращение (к талисману, надежде), использование звукописи: ассонанса (очень много звука -а-) и аллитерации (согласные [м] [н] [р], например: Вокруг меня валы ревучи, Когда грозою грянут тучи.

– Какие ещё речевые особенности заметили? (Метафора: подымет океан, души светило сокрылось, изменило; эпитеты: пламенный бой, сладостный обман, волшебное светило, сердечные раны, валы ревучи – здесь ещё инверсия.)

3. Знакомство с Анной Петровной Керн. (Слайд № 9)

3) Беседа по вопросам.

В итоге имеем план – ответ:

1. Тема. Любовная тематика подчинена философско-психологической. Разное состояние внутреннего мира героев.

2. Идея. Показать образ любимой как что-то божественное, возвышенное, прекрасное, навсегда оставившее след в душе поэта.

- Перед выяснением идеи стихотворения учителем озвучиваются существующие три точки зрения на идею данного произведения:

^ 3-я. Пушкинист Б.В. Томашевский «Основная тема – любовь, ибо оно адресовано конкретной женщине, хотя изображаемой в отвлеченном, идеальном образе. Пушкин не изображает любовь, как причину жизненного пробуждения. Чувство прилива жизненных и творческих сил он ощутил независимо от встреч с Керн.

Это стихотворение стоит особняком в любовной лирике Пушкина. Стихотворение выражает сложное чувство: восхищение красотой- возвышенной, одухотворяющей преклонение перед красотой, благодарность за душевное и творческое возрождение (не столько женщине, сколько красоте). Здесь звучит поклонение женщине как некоему идеалу (хотя стихотворение имеет конкретное посвящение), с которым связано творческое воскресение.

4. Построение стихотворения.

Идеализированный образ любимой, чистый, светлый, нежный

Метафора: Душе настало пробужденье,

Сердце бьется в упоенье,

Воскресли божество, вдохновенье, жизнь, слезы, любовь.

Эпитеты. Чудное мгновенье, мимолетное виденье, грусть безнадежная, голос нежный, гений чистой красоты.

Некоторые группы слов объединены религиозной тематикой: Чудное, виденье, гений, божество, душа, небесное, пробужденье.

- Ритмика. (Учащимся самим предлагается определить размер стиха и рифму).

Слово учителя:

4. Знакомство с Анной Алексеевной Олениной. (Слайд № 11)

– Более двадцати романсов написано на это замечательное


стихотворение.

2) Прослушивание романса Даргомыжского на стихи Пушкина “Я вас любил…”. (На фоне портрета А. А. Олениной, Слайд № 11).

3) Пауза психологической разгрузки. Дети закрывают глаза, а затем открывают. Называют цвет, который возник перед глазами. Тёмные цвета – усталость, светлые – отсутствие усталости).

– О Пушкине можно слушать часами. Я рада, что урок не утомил вас.

IV. Итог урока.

1) Заключительное слово учителя. (Слайд № 13).

СТИХИ ПУШКИНА – ВОВСЕ НЕ ДНЕВНИК ЕГО ЛЮБОВНЫХ ПОБЕД И ПОРАЖЕНИЙ.

ЛЮБОВЬ ДЛЯ ПОЭТА – ЭТО ПРЕКРАСНОЕ, ЖИВОТВОРЯЩЕЕ НАЧАЛО ЖИЗНИ, ЧУВСТВО, КОТОРОЕ ПРИПОДНИМАЕТ ЧЕЛОВЕКА НАД ОБЫДЕННОСТЬЮ, СОЗИДАЕТ ЕГО ДУШУ ПО ЗАКОНАМ КРАСОТЫ, А КРАСОТА ДЛЯ ПУШКИНА – СВЯТЫНЯ. ПОЭТ БЕЗЗАЩИТЕН ПЕРЕД КРАСОТОЙ. ЕГО СЕРДЦЕ ОТЗЫВАЕТСЯ НА НЕЕ ВОСТОРГОМ.

2) Возврат к эпиграфу.

Эпиграф: Прошли года, пройдут века – (Слайд № 14).

Его любовь осталась с нами.

И так же трепетна строка,

И так же искренне признанье.

– Исходя из опыта, полученного на уроке, объясните смысл высказывания Андрея Дементьева?

3) Выставление оценок учащимся.

Читайте также: